Как влияет общество на человека примеры из литературы?

11 ответов на вопрос “Как влияет общество на человека примеры из литературы?”

  1. Mnege Ответить

    Взаимное влияние человека и общества бесспорно. Каждый исполняет определённую общественную роль, живёт по заданным обществом правилам, оценивает себя и других по уровню соответствия принятым в обществе нормам, соглашается с ними или противопоставляет себя им. Это, как в зеркале, отражается в литературе.
    Одним из тезисов к итоговому сочинению может быть “Внутренний конфликт между человеком и несправедливым обществом”.
    Бесправный крепостной Герасим вынужден подчиниться барыне. (И.С.Тургенев “Муму”)
    Крестьян, пришедших с прошением к вельможе, олицетворяющему власть, выгнали, не выслушав (Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)
    В произведениях А.Солженицина можно найти массу примеров того, как человек, униженный и раздавленный несправедливым обществом, всё равно находит в себе силы остаться человеком с большой буквы, противопоставив себя этим существующей в обществе несправедливости.
    Актуален для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, и тезис “Поиск смысла жизни”. Нельзя не вспомнить в этой связи Евгения Онегина из одноимённой поэмы А.С.Пушкина и Печорина из произведения “Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Оба героя не могли найти достойного места в обществе. Можно поразмышлять над причинами этого, сделав акцент на том, что найти себя в жизни может лишь тот, кто трудится и печётся о благе других.

  2. Ballara Ответить

    Конфликт между человеком и обществом появляется тогда, когда сильная, яркая личность не может подчиняться правилам общества. Так, Григорий Печорин, главный горой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», – незаурядная личность, бросающая вызов нравственным законам. Он «герой» своего поколения, вобравший в себя его худшие пороки. Молодой офицер, наделенный острым умом и притягательной внешностью, с пренебрежением и скукой относится к окружающим людям, они кажутся ему жалкими и смешными. Он чувствует свою ненужность. В тщетных попытках найти самого себя он приносит лишь страдания неравнодушным к нему людям. С первого взгляда может показаться, что Печорин – крайне отрицательный персонаж, но, последовательно погружаясь в мысли и чувства героя, мы видим, что виной тому не только он сам, но и общество, породившее его. По-своему он тянется к людям, к несчастью, общество отвергает лучшие его порывы. В главе «Княжна Мери» можно увидеть несколько таких эпизодов. Приятельские отношения Печорина и Грушницкого превращаются в соперничество и вражду. Грушницкий, страдающий от уязвленного самолюбия, поступает подло: стреляет в безоружного и ранит его в ногу. Однако даже после выстрела Печорин дает шанс Грушницкому поступить достойно, готов простить его, он хочет извинений, но гордыня последнего оказывается сильнее. Доктор Вернер, играющий роль его секунданта, является чуть ли не единственным человеком, понимающим Печорина. Но даже он, узнав об огласке дуэли, не поддерживает главного героя, лишь советует уехать из города. Человеческая мелочность и лицемерие ожесточают Григория, делают неспособным любить и дружить. Таким образом, конфликт Печорина с обществом заключался в том, что главный герой отказался притворяться и скрывать свои пороки, как зеркало показывая портрет всего поколения, за что общество его и отвергло.

  3. клювожор Ответить

    План
    Введение
    Глава 1. Общество и человек
    1.1Определение термина «Общество»
    1.2Определение термина «человек» и формирование личности
    Глава 2. Влияние общества на человека
    .1. Способы влияния общества на человека
    .2.Социализация
    .3 Люди, зависимые и независимые от общества
    Глава 3. Положительное и отрицательное влияние общества на человека
    Заключение
    Список литературы
    Приложения
    Введение
    Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. В.И. Ленин
    Выбор темы работы обусловлен ее актуальностью, которая выражена тем, что общество в любой период времени влияет на человека. Оно загоняет нас в определенные рамки. И у нас тут же возникает вопрос: почему же? А ответ очень прост: человек, вне зависимости от времени, будет задумываться, а что же о нём думают люди, что будет, если он поступит так, как он хочет, а не так как ему говорят.
    Влияние общества на человека проявляется везде – во всех сферах жизни. Нагляднее всего это заметно в моде, в модных тенденциях одежды, стиля, интерьера. Если взглянуть на молодежь, то сотовые телефоны для них это уже не средство связи, а модный аксессуар к их имиджу, который меняется в зависимости от настроения, погоды, да и просто модели быстро выходят из “моды”. Для примера так же можно взять и то, что некоторые из нас хотят стать популярными, или пойти вверх по карьерной лестнице, и для этого он подчиняется требованию общества, окружающего его, он будет изменять себя до тех пор пока либо не получит желаемое, либо пока не сдастся. Так же для примера можно взять короля или королеву какой-либо страны, он или она обязаны подчиняться гражданам своей страны, учитывать их мнение при принятии законов или решений, иначе их перестанут слушать, перестанут видеть их лидерами, и, в конце концов, ни к чему хорошему это не приведет.
    Так же общество может изменить человека, как личность. Например, когда он вступает в определенную группу, то он начинает вести себя в соответствии с участниками этой группы, может быть, он исключит общение с некоторыми людьми, или станет слушать музыку определенного жанра, может изменить свое мнение на определенные вещи. В итоге человек может измениться до не узнаваемости. Так же для примера можно взять и курение, ведь многие начинают курить только потому, что его друзья курят. Это тоже своеобразное давление на человека, он не хочет отделяться чем-то от своих друзей, быть своего рода изгоем, а хочет быть наравне с ними.
    Я выбрала данную тему из-за того, что она мне интересна, и при этом она актуальна, потому что человек каждый день подвергается влиянию общества. И, наверное, каждый человек задумывался: почему же он так зависит от мнения окружающих. В данной работе я хочу разобраться, как общество влияет на человека.
    Глава 1. Общество и человек
    .1 Определение термина «Общество»
    Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Не смотря ни на что, он вынужден тратить часть своей энергии на обслуживание связей с обществом и с его институтами. Никто не будет спорить, что сами эти связи далеко не всегда желательны для человека. Тем не менее, он обслуживает их. На чем же держится эта зависимость? Мы уже говорили, что односторонней зависимости быть не может. Если бы это было так, современное общество распалось, все его части (люди) разошлись бы в разные стороны. Значит кроме зависимости человека от общества, существует обратная ей зависимость общества от человека. Что же это за зависимость? Думаю, никто в серьез не будет утверждать, что современное общество зависит от конкретного человека, лично от Вас, от меня или кого другого. В условиях что коммунизма, что капитализма, человек подчиняется законам, принципам и морали общества. Или законам большинства. Но мы уже знаем, что для устойчивости объекта общество-человек нужна взаимосвязь между ними. Откуда же она берется? Некие намеки дают нам персоналии типа Наполеона, Ленина, Сталина… Они оказывали реальное воздействие на общества и на его изменение. Но может быть это исключение? Не может это воздействие быть исключением. Если бы это было так, общество в принципе не могло бы и сформироваться. Оно не было бы устойчивым. Следовательно, связь есть, человек как активный, не зависимый элемент закачивает в нее свою энергию (предмет связи), а общество, как зависимый элемент ее принимает. Но где же тогда результат этого воздействия. Итак, чтобы разобраться, как общество может влиять на человека, нужно сначала узнать, что же такое общество и кто такой человек.
    Общество (в широком смысле) – означает обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой совокупность всех исторически развивающихся способов взаимодействия и форм объединения людей. В узком смысле, общество – это группа людей, которая характеризуется общими интересами.
    Общественное мнение – это точка зрения определенной группы людей по какому-либо вопросу в соответствии с их представлением о поведении и мышлении внутри социума, разделяемое выражаемое большинством. Ключевое предназначение общественного мнения заключается в том, что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе.
    1.2 Определение термина «человек» и формирование личности
    Человек – общественное существо, индивид, обладающий сознанием и разумом.
    Индивид – это отдельный конкретный человек, личность, наделенная своей индивидуальностью.
    Личность-человек занимающий активную жизненную позицию и ведущий общество за собой. Обладает рядом лидерских качеств.
    Зависимость – навязчивая потребность, ощущаемая человеком и подвигающая его к определенной деятельности.
    Чем же отличаются человек и личность, ведь говорят, что “личностью не рождаются, личностью становятся”. Каждый человек – индивид, но не каждый индивид – личность. Становление индивида личностью происходит не вдруг, на этот процесс влияет множество факторов:
    ·В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.
    ·Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга.
    ·Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социальную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству.
    ·Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы.
    ·Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которые он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.
    Понятие личность выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельность и поведения. Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, т.е. усвоения накопленного поколениями людей социального опыта. Каждый человек – индивид, но не каждый индивид – личность. Становление индивида личностью происходит не вдруг, на этот процесс влияет множество факторов.
    Глава 2. Влияние общества на человека
    .1 Способы влияния общества на человека
    К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, образ жизни и физического здоровья. Помимо того, что общество влияет непосредственно на человека, так и на природу. А причем тут влияние, оказываемое на природу, спросите вы. Общество влияет на природу, а она оказывает непосредственное влияние на условие жизни человека, на здоровье и на развитие.
    Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, – без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Природа – это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может.
    Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.
    У исследователей этой проблемы часто возникало искушение рассматривать человека в первую очередь как представителя биологического вида, а общество – как совокупность индивидов. Отсюда главное в их действиях – подчинение биологическим законам. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль.
    Создатель теории психоанализа 3. Фрейд считал, что в антропо-социогенезе – процессе возникновения и развития человека и общества – главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. В свою очередь, общество для защиты от нежелательных животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры. И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека. Культура же, особенно европейская, с ее обширными, пуританскими запретами, только загоняет биологические позывы в подсознание человека, являясь тем самым серьезным источником неврозов. Разумеется, человек – биологическое существо. И это нельзя игнорировать. Однако современный научный анализ показывает, что лишь примерно 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Человек не может существовать вне общества. Специфический общественный образ жизни способствует постоянному усилению роли внебиологических, социальных закономерностей в жизни человека и общества. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.
    2.2 Социализация
    Влияние на человека в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Стоит отметить, что треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
    Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
    Социальное окружение – это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств.
    Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, так же он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека, как личности. Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:
    ·Ранний детский (0-3)
    ·Дошкольное и школьное детство (4-11)
    ·Отрочество (12-15)
    ·Юность (16-18)
    Ребенок, после рождения, проходит три фазы развития личности:
    ·адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);
    ·индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);
    ·интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).
    Самое огромное влияние на личность человека является мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ничто не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
    В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Ребенок хочет, чтобы его уважали сверстники, чтобы у него было много друзей. В детском саду он может получить жизненный опыт, т.к. он общается с детьми своего возраста, что-то берет от них, пытаясь подражать так, сказать «популярным» детям. Ребенок изменяется, чтобы быть наравне со своими друзьями, он может изменить свой характер, свои привычки.
    В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности, который спровоцирован слишком быстрыми изменениями социально-психологической структуры группы, в которой они находятся. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.
    К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается.
    Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». В этом возрасте подросток хочет самоутвердиться в обществе, он хочет показать свою независимость и самостоятельность.
    На человека может также влиять и СМИ. Например, реклама побуждает купить определенный товар.
    2.3 Люди, зависимые и независимые от общества
    Созависимый человек – это тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на нее или него, и кто одержим попытками контролировать поведение того человека. Люди как бы сцепились в один плотный комок и не способны к самостоятельному существованию. Созависимость связана с низкой самооценкой и огромным количеством негативных эмоций: страх, тревога, затянувшееся отчаяние, гнев, стыд, чувство вины и т.д.
    Жизнь созависимых людей полна длительных стрессов. По сути дела, именно стрессы, в том числе, сильные переживания за другого человека и создали у них данный тип личности. Эти люди способны сильно переживать, но, как правило, не способны действовать в нужном направлении, поскольку отрицательные эмоции отбирают у них всю энергию. Созависимые люди настолько втянуты в чужую жизнь, что чувствуют себя ничтожными без взаимоотношений с кем-либо. При этом они, разумеется, стараются и другого втянуть в собственную жизнь, в том числе, в свои негативные переживания. Происходит как бы взаимное «отравление» друг друга отрицательными эмоциями. Созависимые люди настолько привыкают «заботиться» о другом, что нередко предлагают навязчивую помощь даже тогда, когда другой человек в ней не нуждается, или тогда, когда эта помощь абсолютно бесполезна. Такие люди тратят много энергии на поддержание тесных взаимоотношений ради чувства безопасности.
    Каждый воспринимает проблемы другого как собственные. Особенно это заметно у женщин в семьях с алкоголиком. Сам больной зависим от алкоголя или наркотиков, а близкий человек, вместе с ним проживающий, зависит от состояния больного.
    Созависимость, как комплексная и многомерная защитная реакция, делится на четыре типа:
    . Созависимость, смыслом которой является избегание тревоги, связанной с отвержением. Такие созависимые «прилипчивы» и покорны. Их главной целью является не допустить чувства одиночества, поэтому они ни в коем случае не позволяют своим партнерам и близким становиться самостоятельными.
    . Созависимость, созданная для того, чтобы справляться со страхом созависимого о потери контроля. Симулируя беспомощность и нужду, такие созависимые принуждают свое окружение заботиться о них, удовлетворять их потребности и желания. Эти созависимые отказываются от роста и вынуждают своих близких относится к себе как к эмоциональным и физическим инвалидам.
    . Компенсаторная созависимость. Такие созависимые живут во имя других. Они жертвуют собой. У них нет «своего пути», потому что они всегда удовлетворяют чьи-то желания, мечты и просьбы.
    . Контрзависимые отрицают близость, считают себя сильными и всегда правыми, ориентированы на себя или на какую-то деятельность, ведущую к успеху, агрессивны.
    Созависимый как правило:
    ·Считает себя ответственными за других – за их чувства, мысли, поступки, решения, желания, потребности, хорошее самочувствие, отсутствие хорошего самочувствия, окончательную судьбу…
    ·Чувствует себя «вынужденным» помогать другому решать его проблемы (предлагает непрошенные советы, делает умозаключения вместо партнера или пытается «угадать» чувства другого).
    ·Не умеет говорить «нет», и чтобы угодить партнеру, делает то, что не хочет делать, или делает больше чем должен делать, или делает за других то, что они могут сделать сами.
    ·Легко выражает негодование по поводу несправедливости, совершенной по отношению к другому, но не способен отстаивать свои собственные права.
    ·Привязан к нуждающимся в помощи людям.
    ·Часто испытывает злость и гнев, чувствует себя непринятым и использованным.
    ·Чувствует себя жертвой или марионеткой.
    ·Воспитывается в проблемной семье.
    ·Винит себя во всем, в чем только можно.
    ·Отклоняет комплименты и похвалу.
    ·Всегда считает себя «недостаточно хорошим».
    Независимый человек – это также самодостаточный, самостоятельный человек, который осознает личную ответственность за свою жизнь.
    Признаки независимого человека:
    ·Ответственный. Надо осознать свою ответственность за свою жизнь, за свои поступки, за своих близких. Часто люди боятся ответственности и избегают принимать решения. Потому что удобнее переложить принятие решения на кого-нибудь другого: родителей, мужа или жену, общество, или государство. Кто принимает решение, тот и отвечает.
    ·Материальная независимость. Чтобы быть независимым человеком, нужно стать независимым материально. Потому что когда вы финансово зависите от кого-то, он может решать за вас и управлять вами. Например, можно ли назвать домохозяйку независимым человеком? Осознает она это или нет, но ей приходится угождать главе семьи, от которого она материально зависит. Даже если ее муж богат, ее жизнь может превратиться в «золотую клетку».
    ·Самодостаточность. Самодостаточный человек не ищет опору в других, он имеет опору в себе. Самодостаточный и независимый человек не зависит от чужого мнения и оценки. Это значит, нужно иметь мужество не быть «как все». Это означает быть самим собой.
    ·Живет своей жизнью.
    биологический социальный общественный личность
    Глава 3. Положительное и отрицательное влияние общества на человека
    Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя. Влияние группы не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя – убрать негативные качества, развить позитивные. Группа реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.
    Группа – это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с группой, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему – ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает. Воспитание человека может быть осуществлено только группой людей. Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Это и элементарные навыки (например – перед едой нужно мыть руки), и использование речи, и нравственные ценности, и даже способность к различным видам деятельности. Разнообразие групп, в которых участвует человек за свою жизнь, дает разнообразие возможностей и направлений в развитии. Более того, другие члены групп являются не только примером для подражания или источником обучения, но и стимулом для дальнейшего развития, ликвидации комплексов детства и полноценного формирования убеждений. Ценность некоторых групп состоит именно в том, что они дают необходимые положительные эмоции, положительную обратную связь, которая стимулирует дальнейшее развитие человека в выбранном направлении. Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на поведение отдельного человека. Часть изменений, порождаемых влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.
    Каждая из групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки, как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Кроме этого общество помогает накопить человеку его жизненный опыт.
    Замечено, что, чем больше жизненный опыт человека, тем правильнее он воспринимает и понимает людей. Правда, речь идет не о количественном выражении жизненного опыта, не просто о возрасте человека, а о том, как часто данному человеку приходилось общаться с разными людьми, по разным поводам в различных жизненных ситуациях. Когда мы говорим о знании психологии людей, то имеем в виду следующее. Есть люди, которые в силу своих способностей, вследствие накопленного жизненного опыта, по причине своей профессии лучше других знают и понимают людей. Это характерно для тех людей, которые умеют сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя в их положение, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с людьми, но оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным поступкам.
    Есть такие виды профессиональной деятельности, которые предполагают не только постоянное и активное общение человека с разными людьми, но развитое восприятие и правильную личностную оценку. Это, например, врачи, учителя, психологи, политики, актеры, режиссеры и другие.
    В общении с человеком может сложиться ситуация, в которой он лучше всего проявит себя. Это позволит наблюдающим за ним людям точнее и правильнее воспринять и понять его. Можно сознательно создавать такие ситуации, в которых человек сам будет разносторонне себя проявлять, и внимательно наблюдать за его реакциями именно в этих ситуациях. Такие ситуации можно, например, создать непосредственно в процессе общения с человеком, обратившись к нему с какими-либо заранее обдуманными словами или предприняв в отношении его сознательное, целенаправленное действие, рассчитанное на определенную реакцию с его стороны.
    Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.
    Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.
    Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М. Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. Так же из-за группы человек может приобретать множество вредных привычек. Например, под давление людей он может начать курить, он может изменить себя и свой характер в отрицательном направлении.
    Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый – внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй – конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.
    Заключение
    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что общество очень сильно влияет на человека. Оно влияет на нас как положительно, так и отрицательно. Итак, можно сделать вывод, что человек всегда будет зависеть и изменяться для общества. Потому что за общество можно принять как небольшую группу друзей человека, так семью, а т.к. человек почти все время проводит с ними, он зависит от их мнения и решений. Как показывает проведенный мною тест, почти каждый человек находиться в средней зависимости от общества, т.е. человек задумывается, что о нем говорят люди, каждый день он выслушивает мнения людей и прислушивается к ним, поступает так, как ему сказали. И можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных групп.
    Порой, имея собственное независимое мнение, человек склоняется под напором мнения общественного и принимает его. Впоследствии он верит в то, что это было его личное решение. На деле – такой выбор навязан
    Список литературы
    1.Андреева И.Л «Социальная психология» М., 1994 г.
    2.Бодалев А.А. «Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. М., 1996.
    .Здравомыслов А.Г. « Социология конфликтов». М., 1995.
    .Сорокин П. «Человек, цивилизация, общество». М., 1992.
    5.#”justify”>6.#”justify”>.В.А. Горянина «Психология общения», Академия, 2002 г.
    Приложение 1
    Тест по теме: «Влияние общества на человека»
    1.Ты лидер какой-либо группы. Её участникам не нравиться решение, которое ты принимаешь. Изменишь ли ты его?
    )Нет, настою на своем (1)
    2)Да, последую мнению большинства (2)
    2.Твой лучший друг попросил помочь ему прибраться после праздника, но все твои друзья отказались и позвали тебя гулять. Что ты выберешь?
    )Конечно же, я пойду гулять с друзьями, их мнение для меня важнее. (2)
    2)Помогу убраться лучшему другу (1)
    3.Учитель оставил класс на дополнительный урок. Большинство твоих одноклассников ушли домой. Как поступишь ты? (2)
    )Останусь на дополнительный урок (1)
    2)Конечно, пойду домой, я же не хочу подставить свой класс
    4.Ты один(а) сделал(а) домашнюю работу из своего класса. Учитель забыл про него, но тебе нужно получить хорошую оценку. Напомнишь ли ты учителю про домашнюю работу?
    )Да, конечно, мне ведь нужно исправить оценку (1)
    ) Нет, я не хочу подставить свой класс (2)
    .Прежде чем сказать что-то ты:
    )Подумаешь как отреагируют на это другие (2)
    2)Просто скажешь все, как есть. (1)
    6.Пошла мода на определенную одежду. Все твои друзья ходят в ней, кроме тебя. Будешь ли ты носить ее?
    )Да, конечно, буду, не хочу отделяться от друзей. (2)
    ) Нет, меня и свой стиль устраивает (1)
    .Часто ли ты задумываешься, что о тебе думают окружающие тебя люди?
    )Да, мне очень важно их мнение (2)
    2)Нет, меня не волнует их мнение (1)
    8.Замечал(а) ли ты когда-нибудь, что после посещения какого-либо кружка/группы, что твои взгляды на вещи менялись?
    )Нет (1)
    2)Да (2)
    9.Чтобы добиться успеха в компании, ты
    )Прислушиваешься к их мнению (2)
    2)Делаешь, как считаешь нужным (1)
    Результаты теста:
    от 9 до 12 баллов – Низкая зависимость от мнения общества
    от 12 до 15 баллов – Средняя зависимость от мнения общества
    от 15 до 18 баллов – Высокая зависимость от мнения общества
    Приложение 2
    Количество участниковНизкая зависимость от мнения общества.Средняя зависимость от мнения общества.Высокая зависимость от мнения общества277173
    Приложение 3

  4. MaFro Ответить

    Иллюстрация к роману Е.Замятина «Мы».

    Основные направления раскрытия темы «Человек и общество»:

    Противостояние человека и общества, нежелание подчиняться его законам.
    Подчинение законам общества, слияние с ним, принятие его идеалов,  нравственных принципов.
    Роль личности в истории общества, его влияние на ход исторического развития
    Человек в тоталитарном государстве

    1.А.С.Грибоедов «Горе от ума»

    Человек и общество — это одна из центральных проблем  в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума. Как должны строиться взаимоотношения людей в обществе,надо ли  воспринимать  общепринятые ценности, нравственные установки, даже если они резко противоречат вашим? Согласитесь, вопросы актуальны и сегодня, так как каждый человек ищет своё место в жизни, а значит, и своё положение в обществе.
    Чацкий противостоит всему фамусовскому обществу. Он не приемлет его принципов, суть которых заключена в материальных ценностях, в достижении достойного положения, в выгодной женитьбе.
    Служба для них  не в служении Отечеству, а в достижении выгодного положение в свете, в продвижении по служебной лестнице. Поэтому серьёзно делами они не занимаются ( как говорит Фамусов, «…подписано, так с плеч долой!») . Даже любовь здесь – предмет купли-продажи ( «Кто беден, тот тебе не пара», –  Фамусов дочери).Любое несогласие с общепринятыми принципами воспринимается как «сумасшествие». Мнение общества, что «станет говорить княгиня  Марья Алексевна»,  для них дороже искренности, справедливости, честности.  Урок отцов  — пример для людей этого общества (Фамусов: «Учились бы, на старших глядя…»).
    Да, сложно Чацкому, обидно, что дом, который он так любит, где прошло его детство, с которым связано так много  воспоминаний,  вдруг оказался чужим.  Но герой не подстраивается под общество. Он смело отстаивает свои взгляды ( «Служить бы рад , прислуживаться тошно» и др.).Это не Молчалин  с его подхалимством, лицемерием, двуличием, который  хорошо усвоил , как надо жить в таком обществе. Чацкий привлекает читателей именно умением отстаивать свои идеалы, быть верным себе, не превращаясь   в одного из…, оставаясь яркой личностью.
    Как построить  отношения с людьми, как определить своё место в жизни — это решает каждый. Но люди просто обязаны жить по законам морали, поддерживая всё нравственно верное, порядочное и выступая против лжи, зла, враждебности, как бы  трудно это ни было. Только тогда возможно истинное счастье. Об этом задумываются читатели, знакомясь с пьесой А.С.Грибоедова.

    2.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

    «Лишние» — такое определение появилось  в литературе  первой трети 19 века при характеристике людей, не способных найти себя в обществе, применить свои способности, находящихся в постоянном конфликте с окружающими   и  поэтому , в принципе, несчастных. Один из них — герой романа М.Ю.Лермонтова Печорин. Слово «герой» в названии произведения применено с иронией, сожалением. Его можно взять в кавычки, потому что «геройства» как раз Печорин-то  и не совершал. Вся его жизнь — жизнь для себя, игра судьбами людей, эгоизм,  холодность и безразличие, неспособность ценить любовь, преданность. Такая жизненная позиция привела его к одиночеству в обществе. Он просто не может быть счастливым, думая, что  счастье – это «насыщенная гордость». С одной стороны, герой  жаждет деятельности, но в то же время растрачивает свои силы попусту, не принося пользы ни себе, ни людям. Всем, кто соприкасается  с ним в жизни, Печорин  приносит одни несчастья – Беле, контрабандистам,  Вере, обижает Максима Максимовича. Он словно играет судьбами людей, стремясь подчинить себе: «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти»
    Читателям жаль героя,  жаль,  что он так и не смог найти себя, определить, что же важно в его жизни («…зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения») . Его поиск пути не привёл ни к чему – слишком отгорожен он от людей, эгоистичен. Возможно, поэтому автор показал в конце романа трагический конец Печорина. О многом задумываешься, читая роман, в том числе  и  о том, что жить надо, осознавая, что вокруг живут такие же люди, с их судьбами, проблемами. Нужно стараться понимать их, жить в согласии с другими.

    3.Л.Н.Толстой «Война и мир»

    «Война и мiр»- именно так писалось название романа во времена его создания Л.Н.Толстым. «Мiр» имело значение «общество». Автор хотел не просто противопоставить мир войне, а показать, как общество ведёт себя в трудные годы испытаний, среди которых война — сложнейшее. Писатель показал представителей всех слоёв — от правителей, элиты до самых простых людей, на плечи которых легли все тяготы войны с Наполеоном. Что оказалось для них в данные моменты важным, главным, какое для себя место в обществе они избрали и почему? Над этим размышляет автор романа.
    Л.Толстой показал и главнокомандующего армией М.И. Кутузова, верившего в свой народ, в  рядового солдата. С уважением он описал истинных  офицеров,  патриотов страны, среди которых на Бородинском поле был и один из главных героев романа — Андрей Болконский,  пришедший к осознанию истинного счастья, видя его  в единении с народом. Лучшие представители высшего света приложили все силы, сделали всё от них возможное, чтобы победить врага. Вспомним сцену, когда Наташа Ростова  руководила эвакуацией раненых, добившись, чтобы их подводы отдали им. Ненависть к врагу испытывал купец Ферапонтов, который сжёг свою лавку в Смоленске, лишь бы ничего не досталось врагу. А сколько ярких представителей народа показано в романе! Это и партизаны, и рядовые солдаты, совершавшие героические поступки буквально ежедневно(подвиг батареи Тушина). Это была настоящая «дубина народной войны».Общество было едино в стремлении победить врага, уничтожало «великую армию по частям», поэтому война 1812 года и закончилась величайшей победой России. Только единение человека и общества может привести к грандиозным результатам.
    Любое стремление отгородиться от других, думая лишь о своих личных, эгоистических целях, никогда не приводило людей к счастью. Не с народом,  а за границей, продолжая блистать в свете, пыталась пережить войну Элен Курагина. Но она так запуталась в своих интригах что , приняв неверную дозу лекарства, умирает осенью 1812 г. Никому не принесла она счастья, в том числе и себе. Жалким показан и  Анатоль,  её брат, который оказался в госпитале после ранения и был  просто потерян  от случившегося.
    Таким образом, только в единении с обществом, с  народом  залог счастливой, достойной жизни. К такому выводу приходят читатели романа.

    4.А.М.Горький «Старуха Изергиль

    Два типа поведения, существования человека среди  людей показал А.М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Две легенды , рассказанные главной героиней, — яркий пример того, как нужно и нельзя жить в обществе. Ларра- сын земной девушки и орла- противопоставил себя обществу, не подчиняясь его законам, моральным принципам. Его желание жить  так , как хочется ему, не уважая старших, не считаясь с желаниями людей, его высокомерие – всё это привело к трагическому финалу. Общество просто отвернулось от него. Что может быть страшнее, чем стать изгоем, никому не нужным человеком, когда тебя просто не замечают, а тем более изгоняют. Ларра обречён на жизнь вечную. Но нужна ли ему эта вечность, если нет вокруг никого, кто был бы ему дорог. «Свобода от всего — это  наказание».
    Данко сделал всё,  чтобы вывести людей из тёмного леса. Когда же он понял, что выхода уже нет, он вырвал из груди своё горящее сердце, освещая им путь  людям. « Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их..». Жизнь для Данко — это стремление быть нужным людям. А оценило ли общество его героический поступок. Нет, все просто были рады освобождению, забыв о своём спасителе « Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего?то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
    Да, общество не всегда оценивает поступки людей, достойных уважения. Но это не делает равнодушными тех, кто желает жить ради людей. Им не нужна награда. Их поступки — веление горящих, пылающих сердец.
    Как надо жить, как найти своё место в обществе, как построить отношения с окружающими людьми?  Об этом задумываются читатели данного рассказа.

    5.Е.И.Замятин «Мы»

    Человек в тоталитарном государстве. Эта тема стала появляться в литературе уже в 1920-1930- годы, когда стало ясно, что политика В.И.Ленина, И.В.Сталина вела к установлению далеко не демократического режима. Конечно, данные произведения не могли быть напечатаны в то время. Их читатели  увидели лишь в 1980- е годы, в период перестройки и гласности. Настоящим открытием  стали многие из подобных произведений. Одним из них был роман Е.Замятина « Мы», написанный в 1921 г. Антиутопия, изображённая писателем, показывала, к чему может привести тоталитаризм, молчание людей, слепое подчинение режиму. Роман —  это словно предостережение, что всё, изображённое в нём, может произойти, если общество не станет противиться ужасной системе репрессий, преследований, когда буквально душится любое желание человека добиться правды. Бездействие общества в тоталитарном государстве может привести к тому,  что каждый станет частью огромной государственной  машины,  превращаясь в « безликое МЫ», теряя индивидуальность и даже своё имя, получая лишь номер среди огромной толпы людей (Д-503, 90, I-330). «…естественный путь  от ничтожества к величию: забыть, что ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…».  Ценность конкретной личности в таком обществе теряется. Казалось бы, люди построили  его, чтобы быть счастливыми. Но произошло ли это? Можно ли назвать счастьем жизнь по часам в этом Едином Государстве, ощущая себя просто винтиком в огромном механизме государственной машины(«Идеал там,  где уже ничего не случается…») ? Нет, не все согласны с такой регламентированной жизнью, когда за них думают другие. Они хотят ощущать полную радость , счастье, любить, страдать- в общем, быть личностью, а не номером. За стенами государства – настоящая жизнь, которая так влечёт героиню- I-330.
    Благодетель решает всё, именно по его законам живут номера. А если кто-то выступает против, то находятся способы заставить людей либо подчиниться, либо умереть. Другого выхода нет. Автор показал, что не смогла часть рабочих захватить космический корабль, привлекая к этому одного из строителей «Интеграла» Д-503 ( именно его пыталась с этой целью очаровать I-330). Слишком силён Благодетель и его система. Погибает в Газовом Колоколе I-330, стирается ненужная память у номера Д-503, который продолжает быть уверенным в справедливости государственного устройства («Я уверен, что мы победим, потому что разум должен победить!») Всё в государстве продолжает идти своим чередом. Как ужасно звучит формула счастья, изложенная Благодетелем: “Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость”.Но именно в победу разума верит автор, когда общество очнётся, поймёт, что так жизнь  нельзя, чтобы каждый сказал себе: «Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей».Человек должен быть частью общества, продолжая оставаться индивидуальностью. «МЫ» ,  состоящее из множества «Я»,- вот одна из формул счастья, к осознанию которой приходят читатели романа.
    ВЫВОД
    Человек живёт среди людей. Именно в обществе он становится личностью,  реализует свои способности, добивается целей, мечтает, страдает, любит. Быть нужным обществу, не отгораживаться от него ,не противопоставлять себя ему — вот благородная цель человека. Осознание своего единства с людьми, народом, страной  делают жизнь наполненной смыслом. Этому учат нас классики литературы.
     
    Следующие аргументы  посвящены анализу произведений:
    М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»
    А.Островский «Гроза»
    М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
    М.Шолохов «Тихий Дон»
    А.Солженицын « В круге первом»
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  5. Cordadi Ответить

    Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество» :
    “Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению “Человек и общество”. Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Человек и общество”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Человек и общество
    А. С. Грибоедов “Горе от ума”
    Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу
    А. С. Пушкин “Евгений Онегин”
    Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества.
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени.
    И. А. Гончаров “Обломов”
    Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип.
    А. Н. Островский. «Гроза»
    Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого.
    А. П. Чехов. «Человек в футляре».
    Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого
    А. И. Куприн “Олеся”
    Любовь «естественного человека» (Олеси) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством.
    В. Быков «Облава»
    Федор Ровба – жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий.
    А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
    Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий.
    Р. Брдбери. «И грянул гром»
    Ответственность каждого человека за судьбу всего общества.
    М. Карим «Помилование»
    Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени.
    «Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?
    К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.
    Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.
    Повысит оценку использование в работе цитат. При этом вы можете упомянуть как слова древних философов («Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода», Сенека Младший) или русских классиков («Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни», Д. И. Писарев), так и современных авторов. Также можно использовать примеры народного творчества, как, например, пословицы: «Сообща искать – все отыскать» или «У плывущих в лодке судьба одна». Причем, цитаты могут быть не обязательно «положительными» (к примеру, «Люди рождены друг для друга», как сказал Марк Аврелий), но и «отрицательными» и даже в какой-то мере провокационными (самая известная из таких – «Человек человеку волк», Плавт).
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Равнодушие и отзывчивость
    Смелость и трусость
    Цели и средства

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *