Как влияют погодные условия на изменение окраски листьев?

11 ответов на вопрос “Как влияют погодные условия на изменение окраски листьев?”

  1. FlipinuSHKA Ответить

    Непременный признак осени – изменение цвета листвы, которое совпадает с началом формирования отделительного слоя. У каждого вида растений своя, характерная окраска листвы. Это многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием в осенних листьях трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленых хлорофиллов и красных антоцианов. Изменение окраски листьев всегда начинается с прекращения синтеза хлорофилла. Имеющийся в хлоропластах хлорофилл постепенно разрушается: у одних видов – полностью (листья дуба) , у других – частично (слива) .
    В хлоропластах зеленых листьев всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды. Каротиноиды маскируются хлорофиллом, поэтому в зеленых листьях не заметны. В отличие от хлорофиллов каротиноиды более устойчивы, осенью распад их идет гораздо медленнее, а у некоторых видов их количество даже возрастает. В конечном итоге цвет листа будет зависеть от того, способен ли данный вид к синтезу в листьях антоцианов.
    У деревьев и кустарников, не образующих в листьях антоцианы, в результате осеннего распада хлорофилла становятся заметными каротиноиды, листья приобретают различные оттенки желтого, желто-зеленого цветов.
    Различные факторы внешней среды (освещенность растений, температура воздуха, водоснабжение) оказывают влияние на окраску листьев. Например, в зависимости от погодных условий цвет листьев клена меняется от желтого до пурпурно-красного.
    У разных видов растений скорость распада хлорофилла различна. Это проявляется в неодновременности развития осенней окраски. Например, у шелковицы белой разрушение хлорофилла происходит медленно, в течение 60 дней, а у магнолии быстрее – за 35 дней.
    Многие виды растений одновременно с распадом хлорофилла синтезируют и накапливают в вакуолях клеток красный пигмент антоциан. У таких растений цвет листьев будет определяться сочетанием желто-оранжевых каротиноидов, красных антоцианов и остаточных количеств хлорофилла.
    Ярко-красная окраска листьев бывает, однако, далеко не каждую осень у тех видов, для которых она характерна. Необходимы определенные условия: ясная солнечная погода, достаточно высокие дневные температуры, прохладные ночи.
    В ясные солнечные дни в листьях еще довольно интенсивно идет процесс фотосинтеза, накапливаются углеводы, но отток органических веществ из листа затруднен как пониженными ночными температурами, так и началом формирования отделительного слоя. В листе накапливается некоторый избыток сахаров, которые и способствуют синтезу антоцианов.

  2. Blocky Ответить

    Ответ оставил Гость
    Непременный признак осени – изменение цвета листвы, которое совпадает с началом формирования отделительного слоя. У каждого вида растений своя, характерная окраска листвы.Это многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием в осенних листьях трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленых хлорофиллов и красных антоцианов.Изменение окраски листьев всегда начинается с прекращения синтеза хлорофилла. Имеющийся в хлоропластах хлорофилл постепенно разрушается: у одних видов – полностью (листья дуба), у других – частично (слива).
    В хлоропластах зеленых листьев всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды. Каротиноиды маскируются хлорофиллом, поэтому в зеленых листьях не заметны. В отличие от хлорофиллов каротиноиды более устойчивы, осенью распад их идет гораздо медленнее, а у некоторых видов их количество даже возрастает. В конечном итоге цвет листа будет зависеть от того, способен ли данный вид к синтезу в листьях антоцианов.
    У деревьев и кустарников, не образующих в листьях антоцианы, в результате осеннего распада хлорофилла становятся заметными каротиноиды, листья приобретают различные оттенки желтого, желто-зеленого цветов.
    Различные факторы внешней среды (освещенность растений, температура воздуха, водоснабжение) оказывают влияние на окраску листьев. Например, в зависимости от погодных условий цвет листьев клена меняется от желтого до пурпурно-красного.
    У разных видов растений скорость распада хлорофилла различна. Это проявляется в неодновременности развития осенней окраски. Например, у шелковицы белой разрушение хлорофилла происходит медленно, в течение 60 дней, а у магнолии быстрее – за 35 дней.
    Многие виды растений одновременно с распадом хлорофилла синтезируют и накапливают в вакуолях клеток красный пигмент антоциан. У таких растений цвет листьев будет определяться сочетанием желто-оранжевых каротиноидов, красных антоцианов и остаточных количеств хлорофилла.
    Ярко-красная окраска листьев бывает, однако, далеко не каждую осень у тех видов, для которых она характерна. Необходимы определенные условия: ясная солнечная погода, достаточно высокие дневные температуры, прохладные ночи.
    В ясные солнечные дни в листьях еще довольно интенсивно идет процесс фотосинтеза, накапливаются углеводы, но отток органических веществ из листа затруднен как пониженными ночными температурами, так и началом формирования отделительного слоя. В листе накапливается некоторый избыток сахаров, которые и способствуют синтезу антоцианов.

  3. БаЛдЕю От СвОеЙ ОбАлДеНнОсТи Ответить

    Непременный признак осени – изменение цвета листвы, которое совпадает с началом формирования отделительного слоя. У каждого вида растений своя, характерная окраска листвы. Это многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием в осенних листьях трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленых хлорофиллов и красных антоцианов. Изменение окраски листьев всегда начинается с прекращения синтеза хлорофилла. Имеющийся в хлоропластах хлорофилл постепенно разрушается: у одних видов – полностью (листья дуба) , у других – частично (слива) .
    В хлоропластах зеленых листьев всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды. Каротиноиды маскируются хлорофиллом, поэтому в зеленых листьях не заметны. В отличие от хлорофиллов каротиноиды более устойчивы, осенью распад их идет гораздо медленнее, а у некоторых видов их количество даже возрастает. В конечном итоге цвет листа будет зависеть от того, способен ли данный вид к синтезу в листьях антоцианов.
    У деревьев и кустарников, не образующих в листьях антоцианы, в результате осеннего распада хлорофилла становятся заметными каротиноиды, листья приобретают различные оттенки желтого, желто-зеленого цветов.
    Различные факторы внешней среды (освещенность растений, температура воздуха, водоснабжение) оказывают влияние на окраску листьев. Например, в зависимости от погодных условий цвет листьев клена меняется от желтого до пурпурно-красного.
    У разных видов растений скорость распада хлорофилла различна. Это проявляется в неодновременности развития осенней окраски. Например, у шелковицы белой разрушение хлорофилла происходит медленно, в течение 60 дней, а у магнолии быстрее – за 35 дней.
    Многие виды растений одновременно с распадом хлорофилла синтезируют и накапливают в вакуолях клеток красный пигмент антоциан. У таких растений цвет листьев будет определяться сочетанием желто-оранжевых каротиноидов, красных антоцианов и остаточных количеств хлорофилла.
    Ярко-красная окраска листьев бывает, однако, далеко не каждую осень у тех видов, для которых она характерна. Необходимы определенные условия: ясная солнечная погода, достаточно высокие дневные температуры, прохладные ночи.
    В ясные солнечные дни в листьях еще довольно интенсивно идет процесс фотосинтеза, накапливаются углеводы, но отток органических веществ из листа затруднен как пониженными ночными температурами, так и началом формирования отделительного слоя. В листе накапливается некоторый избыток сахаров, которые и способствуют синтезу антоцианов.

  4. Role player Ответить

    Введение
    Цель работы
    Исследовать причины изменения окраски различных органов растений
    Задачи
    1. Изучение литературы по определению пигментов в растениях.
    2. Провести химические опыты по выделению пигментов: хлорофилла, ксантофиллаиз листьев пеларгонии, антоцианов из корнеплодов свеклы.
    3. Определить зависимость изменения окраски различных органов растений от условий окружающей среды.
    3. Выступить на школьной научно-практической конференции.
    Гипотеза
    Изменение окраски различных органов растений зависит от условий внешней среды.
    Объект исследования
    Различные части растений: листья пеларгонии, корнеплоды свеклы, цветки фиалки.
    Предмет исследования
    Растительные пигменты и изменение их окраски в зависимости от внешних условий.
    Методы исследования
    Описательный, сравнительный, экспериментальный, моделирование, визуальная диагностика.
    Новизна работы
    Использован цифровой микроскоп для изучения проводящих канальцев в листьях растений.
    Практическая значимость
    Без огромных экономических затрат можно находить новые месторождения полезных ископаемых, необходимых для развития и экономического процветания России
    Влияния окружающей среды на изменение окраски различных органов растений.
    Одним из главных признаков осени является изменение окраски листьев растений. У разных растений осенняя окраска различна, например, листья липы – желто-зеленого цвета, тополей и берез – желтого. Листья дуба окрашиваются в красный цвет. Это многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием в осенних листьях трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленого хлорофилла, красного и синего антоцианов.
    Изменение окраски листьев всегда начинается с прекращения синтеза хлорофилла в связи с понижением температуры. Хлорофилл – пигмент, который образуется в зеленых листьях под действием солнечной энергии. Осенью температура окружающей среды падает, солнце светит не так ярко, поэтому имеющийся в хлоропластах хлорофилл начинает постепенно разрушаться: у одних видов – полностью (листья дуба), у других – частично (слива). Осенью происходит затухание жизнедеятельности в связи с подготовкой к зимнему периоду покоя.
    В хлоропластах зеленых листьев всегда присутствует зеленый хлорофилл и желто-оранжевыекаротиноиды (ксантофилл). Есть в клетках и антоцианы, но в отличие от хлорофилла они не связаны внутри клетки с пластидными образованиями, а чаще всего растворены в клеточном соке, иногда встречаются в виде кристалликов.
    Актуальность проблемы
    Однако, изменение окраски листьев, цветков, плодов – это не всегда только результат прекращения синтеза хлорофилла и затухания процессов жизнедеятельности растений. Существует много факторов внешней среды, которые влияют на изменение окраски различных органов растений. Наиболее часто при избытке того или иного химического элемента или его недостатке возникают изменения в различных органах растений. Для ученых-химиков, агрономов растения могут служить индикаторами содержания питательных веществ в почве, а также возможного наличия рудных месторождений. В наше время, когда ресурсы полезных ископаемых на планете истощаются, эта проблема выходит на первый план.
    Мы провели серию опытов по выделению пигментов из листьев растений, а также исследовали влияние факторов внешней среды на изменение окраски различных органов растений.
    Перед проведением опытов мы прослушали правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и строго соблюдали их.
    Опыт № 1.Выделение антоциана.
    Реактивы: 10% раствор соляной кислоты (HCl), 10% раствор щелочи (NaOH), дистиллированная вода, спиртовка, держатель, спички, воронка, фильтровальная бумага. При работе со спиртовкой сначала всю пробирку прогрели, затем установили пламя в одном месте.При работе с кислотой и щелочью надели резиновые перчатки.
    Несколько кусочков нарезанной свеклы прокипятили в небольшом количестве воды. Вода окрасилась от антоцианов в грязно-красный цвет. После фильтрования мы разлили раствор в две пробирки, в одну добавили несколько капель соляной кислоты, а в другую – несколько капель щелочи. В первой пробирке раствор сразу стал ярко-красного цвета, а в другой – желто-зеленого цвета (см. приложение 1).
    Этот опыт доказывает, что антоциан в зависимости от того, в какой среде он находится, способен быстро изменять свой оттенок. Например, в бутонах медуницы лекарственной клеточный сок имеет кислую реакцию, поэтому венчик розоватого цвета, а уже отцветающие цветки медуницы лекарственной – синего цвета, так как среда клеточного сока щелочная. Изменение окраски цветка является сигналом для опылителей, сообщающим о том, какие цветки раскрылись недавно, то есть с большей вероятностью содержат пищу. Второй пример: клубни картофеля, выращенные на торфяных почвах, имеют синеватый оттенок, а при внесении в почву удобрения сульфата калия – розовый цвет. Таким образом, условия внешней среды непосредственным образом влияют на изменение окраски антоциана в растениях.
    Следует отметить, что фрукты и овощи с синей, фиолетовой или красной кожицей или мякотью являются крайне полезным источником пищи для человека. Их употребление уменьшает риск возникновения онкологических заболеваний. Ежевика, черника, вишня, клюква, баклажаны, малина, краснокочанная капуста – продукты, содержащие рекордное количество антоцианов.Мы рекомендуем их к употреблению.
    Опыт № 2. Обесцвечивание антоцианов сернистым газом.
    Реактивы: сера (порошок). Оборудование: стеклянный колокол, железная ложечка, спички. Опыт мы проводили под вытяжкой, так как сернистый газ (SO2)раздражает верхние дыхательные пути человека. Одели также ватно-марлевую повязку.
    Красный цветок пеларгонии положили под стеклянный колокол, который поставили в вытяжной шкаф. Подожгли серу в железной ложке и внесли под стеклянный колокол, плотно его закрыли. Наблюдали заполнение сернистым газом все пространство колокола, а через 5-7 минут – постепенное обесцвечивание лепестков венчика пеларгонии. Сернистый газ оказывает на антоциан удивительное действие: красные цветки стали превращаться в белые! (см. приложение 2).
    Опыт № 3. Выделение хлорофилла и ксантофилла.
    Реактивы: 95% этиловый спирт, бензин, мел. Оборудование: фарфоровая ступка, пробирка, воронка, фильтровальная бумага.
    К измельченным листьям пеларгонии добавляем 10 мл этилового спирта, на кончике ножа мел для нейтрализации кислот клеточного сока, растираем в фарфоровой ступке до однородной зеленой массы. Приливаем еще этилового спирта, продолжаем растирание, пока спирт не окрасился в интенсивно-зеленый цвет. Фильтруем раствор в чистую сухую пробирку (см. приложение 3).
    Разделяем пигменты по методу Крауса. Метод основан на различной растворимости хлорофилла и ксантофилла в спирте и бензине. Хлорофилл обладает большей растворимостью в бензине, чем в спирте.
    Приливаем в пробирку 2-3 мл вытяжки, столько же бензина и 1-2 капли воды. Закрываем большим пальцем пробирку, энергично взбалтываем в течение 2-3 минут. Даем отстояться. Наблюдаем: жидкость в пробирке разделилась на 2 слоя: бензиновый(ярко-зеленого цвета) наверху, спиртовый (желтого цвета) внизу. Желтый цвет спиртовому раствору придает пигмент ксантофилл. В бензиновом слое находится пигмент хлорофилл, который имеет ярко-зеленый цвет (см. приложение 3).
    Мы считаем, что пигменты придают растениям яркую окраску для привлечения насекомых – опылителей. Кроме того, присутствие пигментов в растениях имеет большое значение, как для самих растений, так и для человека. При участии зеленого пигмента хлорофилла в листьях зеленых растений идет уникальнейший и единственный в нашей Солнечной системе (а возможно, и во Вселенной!) процесс – фотосинтез. Из углекислого газа и воды при действии солнечных лучей и наличии хлорофилла в листьях растений образуется органическое вещество – глюкоза и кислород. Благодаря именно этому процессу существует жизнь на планете Земля.
    Опыт № 4. Влияние ионов металлов на окраску цветков узамбарской фиалки.
    Мы поливали узамбарскую фиалку с лепестками голубого цвета раствором марганцевокислого калия (KMnO4) в течение месяца (1 раз в неделю).Для приготовления раствора перманганата калия брали несколько кристалликов KMnO4и растворяли в воде. Раствор приобретал ярко-розовый цвет. Цвет лепестков венчика стал меняться нарозовый. При поливе узамбарской фиалки с лепестками розового цвета раствором алюмокалиевых квасцов(KAl(SO4)2•12H2O), цвет венчика стал меняться наголубой (см. приложение 4).
    Таким образом,в результате полива из почвы окрашенные растворы поступают в растения и накапливаются в клетках. Мы рассмотрели проводящие канальцыв цифровой микроскоп и вот что увидели (приложение 4).
    Эксперимент.
    Мы с мамой провели в саду такой эксперимент: под куст белой розы закопали медные провода, предварительно мелко нарезав их. Медные провода нам дал папа из старого телевизора. На следующий год в некоторых бутонах роз мы заметили голубоватый оттенок. Что же произошло? Мы знаем, что ионы меди Cu2+в растворе голубого цвета, поэтому при накоплении их в растении произошло изменение окраски.
    Именно на способности растений изменять свой внешний вид в зависимости от химического состава почвы и воздуха основан биогеохимический метод поиска месторождений полезных ископаемых.
    Теоретической основой этого метода служит учение академиков В. И. Вернадского и А. П. Виноградова об ореолах рассеяния химических элементов. Согласно этому учению, на месторождении какого-либо минерала наблюдается зона повышенной концентрации входящего в его состав элемента, или ореол рассеяния.
    Многие растения придерживаются одинаковых по химическому составу почв и являются «спутниками» руд. В Америке есть свинцовая трава, растущая над залеганием свинцовой руды (Pb). В Бельгии вблизи выходов цинковой руды (Zn) всегда растет галмейная фиалка, а на отвалах оловянных месторождений(Sn)растет седмичник.
    На нашей малой родине, Урале, растет маленькая орхидея – венерин башмачок. Это растение внесено в Красную книгу России как редкий вид. Венерин башмачок растет на почвах, богатых кальцием(Ca). Поселившись неожиданно на островах Онежского озера, венерин башмачок подсказал ученым месторождение ценного минерала. Растения – помощники геологов, часто они указывают на подземные залежи полезных ископаемых на глубинах до 20-25 метров.
    Заключение
    Опытным путем мы установили, что в растительных клетках содержится зеленый пигмент хлорофилл, желто-оранжевый ксантофилл, красный и синий антоцианы.
    Наша гипотеза подтвердилась: факторы внешней среды оказывают влияние на окраску различных органов растений.
    Зная зависимость изменений в окраске растений от условий окружающей среды, можно определить месторождения полезных ископаемых, а также химический состав почвы, глубину залегания грунтовых вод, содержание в почве питательных веществ.
    Список литературы
    Артамонов В. И. Зеленые оракулы – М.:Мысль, 1989.
    Батурицкая Н. В. Фенчук Т. Д. Химические опыты с растениями: Кн. для учащихся. – М., 1991.
    http://www.lepestok.kharkov.ua/bio/s20061201.htm
    http://himik.my1.ru/publ/antociany_krasjashhie_veshhestva_rastenij/1-1-0-16.
    Приложение 1
    Антоциан изменяет окраску в кислой и щелочной среде
    Приложение 2
    В атмосфере сернистого газа лепестки пеларгонии обесцвечиваются
    Приложение 3
    Хлорофилл лучше растворяется в бензине (верхний слой), а в нижнем слое спирта находится ксантофилл.
    Приложение 4
    Вот что мы увидели в цифровой микроскоп:
    Проводящие канальцы имеют розовую окраску, так как из почвы поступает окрашенный раствор перманганата калия (KMnO4).
    Приложение
    Приложение Г
    Пигмент хлорофилл лучше растворяется в бензине (верхний слой). Ярко-зеленое окрашивание.
    В нижнем слое пигмент ксантофилл, растворенный в спирте. Желто-зеленое окрашивание.
    Антоциан изменил окраску в кислой среде.
    В щелочной среде антоциан становится желтого цвета.
    (Все фото сделаны автором работы).

  5. Opibor Ответить

    Непременный признак осени – изменение цвета листвы, которое совпадает с началом формирования отделительного слоя. У каждого вида растений своя, характерная окраска листвы. Это многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием в осенних листьях трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленых хлорофиллов и красных антоцианов. Изменение окраски листьев всегда начинается с прекращения синтеза хлорофилла. Имеющийся в хлоропластах хлорофилл постепенно разрушается: у одних видов – полностью (листья дуба) , у других – частично (слива) .
    В хлоропластах зеленых листьев всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды. Каротиноиды маскируются хлорофиллом, поэтому в зеленых листьях не заметны. В отличие от хлорофиллов каротиноиды более устойчивы, осенью распад их идет гораздо медленнее, а у некоторых видов их количество даже возрастает. В конечном итоге цвет листа будет зависеть от того, способен ли данный вид к синтезу в листьях антоцианов.
    У деревьев и кустарников, не образующих в листьях антоцианы, в результате осеннего распада хлорофилла становятся заметными каротиноиды, листья приобретают различные оттенки желтого, желто-зеленого цветов.
    Различные факторы внешней среды (освещенность растений, температура воздуха, водоснабжение) оказывают влияние на окраску листьев. Например, в зависимости от погодных условий цвет листьев клена меняется от желтого до пурпурно-красного.
    У разных видов растений скорость распада хлорофилла различна. Это проявляется в неодновременности развития осенней окраски. Например, у шелковицы белой разрушение хлорофилла происходит медленно, в течение 60 дней, а у магнолии быстрее – за 35 дней.
    Многие виды растений одновременно с распадом хлорофилла синтезируют и накапливают в вакуолях клеток красный пигмент антоциан. У таких растений цвет листьев будет определяться сочетанием желто-оранжевых каротиноидов, красных антоцианов и остаточных количеств хлорофилла.
    Ярко-красная окраска листьев бывает, однако, далеко не каждую осень у тех видов, для которых она характерна. Необходимы определенные условия: ясная солнечная погода, достаточно высокие дневные температуры, прохладные ночи.
    В ясные солнечные дни в листьях еще довольно интенсивно идет процесс фотосинтеза, накапливаются углеводы, но отток органических веществ из листа затруднен как пониженными ночными температурами, так и началом формирования отделительного слоя. В листе накапливается некоторый избыток сахаров, которые и способствуют синтезу антоцианов.

  6. CheZZ Ответить

    МБОУ «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»
    Исследовательская работа на тему
    «Почему осенью листья окрашены в разные цвета?»
    Авторы:
    Кольник Арина,
    Перемышлев Михаил
    ученики 3-го класса
    Руководитель:
    Перемышлева Т.И.
    учитель начальных
    классов
    Быковка 2012 -2013 учебный год
    По пролескам осень бродит.
    Ей немножко грустно, вроде.
    То заплачет утром ранним,
    Небо тучами затянет,
    То на солнце заискрится,
    Краше сказочной жар-птицы,
    То осенний бал устроит,
    Землю листьями укроет…
    Осень – очень важная пора для наблюдений. Всё живое готовится к переменам. Осень имеет следующие периоды: начало осени, золотая осень, глубокая или поздняя осень и предзимье. У каждого периода  свои основные признаки. Но нас больше интересует второй период – золотая осень.
    Объектом нашего  исследования является школьный парк
    Предмет исследования: осенние листья разных деревьев.
    Цель исследования:  узнать, почему листья осенью изменяют окраску
    и опадают?
    Задачи исследования:
    сколько времени живёт листок;
    отчего осенью листья окрашены в разные цвета;
    какие выгоды дает растению сбрасывание листьев на зиму;
    что содержится в опавших листьях;
    причины листопада;
    особенности листопада у некоторых деревьев и кустарников
    Методы исследования:
    – исследовательский;
    – практический;
    – сбор и анализ разных источников информации;
    – анкетирование одноклассников и учащихся начальной школы;
    – изучение литературы по теме исследования;
    – поиск информации в Интернете.
    Гипотеза:
    –  возможно, в листьях содержатся красящие вещества;
    – на окраску влияют погодные условия;
    – листопад это  биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, или вызвано другими причинами.
    Практическая значимость:
    – использование материала на уроках окружающего мира;
    – создание слайдовой презентации для широкого использования;
    – оформление творческих работ из листьев.
    Этапы работы:
    Подготовка к исследованию.
    Проведение исследования.
    1). Анкетирование одноклассников и учащихся начальной школы
    2). Экскурсия в  школьный парк.
    3). Экскурсия в детскую библиотеку.
    4). Проведение наблюдений.
    3. Оформление  исследовательской работы.
    4. Подготовка и защита работы.
    2. Основная часть.
    2.1Как  долго живут листья?
    Просматривая литературу, детскую энциклопедию, материалы интернета  мы поняли, что  листок – важная часть растения. Это «многоэтажная фабрика». Главное предназначение листьев – улавливать и преобразовывать энергию солнечного света. Благодаря непрестанной работе лист питается, выделяет водяные пары, дышит. Один квадратный метр листовой пластинки каждый час выделяет до четырех литров кислорода и забирает из воздуха столько же углекислого газа.
    Сколько времени  живет лист? Листья наших деревьев живут от весны до осени. Если листок зеленый, значит, он живой. Как только они пожелтели, покраснели, значит, они постарели и умерли.
    Вывод:
    Растения – наши друзья! Миллионы лет назад именно листья ископаемых растений сделали атмосферу нашей планеты пригодной для обитания.
    2.2  Отчего осенью листья окрашены в разные цвета и опадают?
    Среди учащихся начальных классов мы провели анкетирование, чтобы выяснить,  знают ли они, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают. После  анализирования мы сделали вывод:
    Зачем деревьям листья?
    Правильно ответили __10_____учащихся,  неправильно__4____человек,  совсем не думали об этом ___-______
    Почему листья меняют свой цвет?
    Правильно ответили __10_____учащихся,  неправильно___3___человек,  совсем не думали об этом ___1______
    Почему листья опадают?
    Правильно ответили ___7____учащихся,  неправильно___7___человек,  совсем не думали об этом ____-_____.
    Какие деревья первые сбрасывают листву и почему?
    Правильно ответили __5_____учащихся,  неправильно__2____человек,  совсем не думали об этом ___7______
    Почему деревьям вредно зимой иметь листовой убор?
    Правильно ответили ___4____учащихся,  неправильно__7____человек,  совсем не думали об этом ___3______
    Какое дерево долго не сбрасывает свои листья и в течение всей зимы стоит в своем осеннем уборе?
    Правильно ответили ___2____учащихся,  неправильно___10___человек,  совсем не думали об этом __2_______
    Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что большинство учащихся не знают причины изменения цвета осенних листьев и причины их опадания.
    2.3 Кто раскрасил деревья? Что содержится в опавших листьях?
    На смену изумрудной зелени приходят золотисто-оранжевые, оранжевые, огненно-красные тона. Почему происходит замена цветовой палитры деревьев? Кто виноват?
    Изучая эту проблему по  энциклопедической и справочной литературе, а так же  мы обратились к материалам интернета и поняли, что растения кажутся нам зелеными от большого количества мельчайших хлорофилловых зерен, расположенных в клетках листьев и стеблей. Хлорофилловые зёрна не вечны, они разрушаются под влиянием света и вновь возрождаются только на свету. Однако хлорофилл — не единственное красящее начало в тканях растений.  В листьях есть желтые пигменты- каратиноиды, и красно-фиолетовые – антоцианы.
    Эти пигменты начинают быстро проявляться на наружной части листа и стебля лишь при понижении температуры воздуха, а хлорофилловые зерна, наоборот разрушаются и исчезают. И леса одеваются, как сказал Пушкин, в «багрец и золото»
    Вывод:
    При понижении температуры воздуха в ясные солнечные дни происходит разрушение хлорофилловых зерен. В  результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые пигменты, незаметные до этого времени, внезапно проявляются и окрашивают лист.
    2.4. Причины листопада. Какие выгоды дает растению сбрасывание листьев на зиму?
    Лист – это не только орган, в котором создаются питательные вещества, минеральные соли, но еще через листья испаряется вода. Сбрасывая разноцветный наряд, лиственные деревья, которым нужно очень много влаги, спасаются от зимней засухи. Большая береза, к примеру, за теплые месяцы испаряет 7 тонн воды, а зимой столько  из почвы не вытянешь. Вторая причина. В мякоти листа под микроскопом можно обнаружить мёртвые клетки, забитые кристалликами солей. И если в мае листья бука содержат 5% минеральных солей, то к октябрю их становится 11%. Листья перегружаются ненужными веществами и дерево сбрасывает листья, тем самым освобождается от излишка минеральных веществ. Листья готовятся к отпаданию заранее: между их черешком и веточкой образуется слой особых клеток с толстыми стенками – так называемая пробка. Пробка не пропускает воду и соки. Листья не могут питаться, слабеют. Теперь достаточно лёгкого ветерка, нескольких капель росы  и  даже  собственного веса, чтобы лист отделился от родимой ветки, на которой так крепко он держался. Мы наблюдаем листопад.
    Вывод:
    Листопад – это подготовка к зиме, не только холодному, но самое главное, сухому времени года.  Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться.
    2.5  Особенности листопада у некоторых деревьев и кустарников. Почему хвойные растения способны перезимовывать в зеленом уборе?
    Значение листопада в жизни наших лиственных деревьев особенно хорошо заметно при сопоставлении их с хвойными.  Хвойные — ель и особенно сосна — засухоустойчивые растения. Их хвоя испаряет во много раз меньше воды, чем листва наших лиственных пород. Благодаря этому они и способны перезимовывать в зеленом виде. Такая способность экономить влагу достигается наших хвойных особым строением их игл. Хвоинки имеют целый ряд засухоустойчивых приспособлений: толстую кожицу, окружающую хвоинку со всех сторон, и сизоватый восковой налет, также понижающий испарение; большое значение имеет также расположение устьиц в особых углублениях. Напротив, листья наших листопадных деревьев лишены каких-либо специальных засухоустойчивых приспособлений. Они имеют широкую поверхность и тонкую кожицу. Говоря здесь о значении листопада в жизни наших деревьев, нельзя не обратить внимание на то, что, сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. Часто зимой можно наблюдать, как даже в безлистном состоянии ломаются крупные ветви деревьев под напором снега; широкая листовая поверхность, на которой оседало бы много снега, сделала бы это явление катастрофическим.
    Наблюдая за лиственными деревьями и кустарниками  нашего школьного парка, мы составили таблицу. Какие деревья, и в каком порядке сбрасывают с себя наряд? Сколько длится листопад?
    № п/п
    Названия деревьев
    Продолжительность листопада
    Цвет окрашивания
    Липа
    В течении двух недель (с 24 сентября меняется окрас )
    Золотисто-желтый
    1
    Берёза
    Полтора – два  месяца ( с19 сентября меняется окрас)
    Ярко-желтый
    2
    Рябина
    Около двух месяцев ( с 18 сентября меняется окрас )
    Пурпурный
    3
    Каштан
    Полтора месяца (с 20 сентября меняется окрас)
    Коричневый
    4
    Клен
    Более двух месяцев.(В зависимости от сортов некоторые быстрее окрашиваются и быстрее сбрасывают) (С 20 сентября меняется окрас )
    Желтый, пурпурный
    5
    Тополь, осина
    Листопад начинается, когда листья еще зелены, более двух  месяцев   (С 21 сентября меняется окрас )
    Желто-зеленый
    6
    Сирень
    Листья держатся на ветках до самого заморозка.
    Зелёные (но  мертвые)
    7
    Яблони
    Держатся до середины ноября и дольше
    Зелёные с коричневым отливом
    Вывод:
    Листопад происходит у разных пород деревьев в разное время. На листопад влияют и погодные условия. Если осень дождливая, пасмурная – листья долго остаются зелёными. Если солнечная  прохладная листья быстро начинают менять свой убор. Если рано выпадает снег, заморозки, деревья стараются быстрее сбросить с себя листья, даже зелёные.
    Заключение
    В результате проведённого исследования наши гипотезы подтвердились, мы выяснили:
    – основное назначение листьев – выработка кислорода;
    – в листьях содержится хлорофилл, придающий им зелёную окраску;
    – при нехватке света не происходит фотосинтеза, разрушается хлорофилл;
    в листьях содержатся красящие вещества – каратиноиды;
    – антоциан придаёт листьям багряный цвет;
    – листопад – это биологическое явление, не зависящее от осеннего
    ненастья.
    На экскурсии вместе с одноклассниками собрали много  осенних листьев, составили из них осенний букет.          В классе провели конкурс на лучшую творческую работу из опавших листьев. Лучшие работы оформили в папку для дальнейшего использования на уроках технологии.

  7. Нет имени Ответить

    1)
    сосна обыкновенная (pinus silvestris), семейство сосновые (pinaceae)
    – жизненная форма: хвойное вечнозеленое дерево.
    – где растет: территория евразии. южные границы распространения – испания, монголия, китай. на севере растет вплоть до полярного круга. – подземные органы: корневая система стержневая. от основного корня отходят боковые. кроме основного и боковых корней есть сильно ветвистые короткие корни. – стебель: стебель представляет собой прямой ствол , с мутовчатым ветвлением, покрыт красно- бурой, растрескивающейся корой. – листья: (хвоя) – длинные, жесткие, игловидные, темно-зеленые, попарно расположены на побегах, сохраняются 2-3 года. – опушение: отсутствует. – цветок. органами размножения у хвойных являются стробилы. тычиночные колоски или женские стробилы (мегастробилы) многочисленные, серо-желтые, скученные у основания побега; пестичные колоски (шишки) или мужские стробилы (их еще называют микростробилами) располагаются на одном и том же дереве на верхушках побегов, серовато-коричневые. – плод: после оплодотворения шишки разрастаются, деревенеют, семена созревают через 18 месяцев.
    мак снотворный (papaver somniferum), семейство маковые (paraveraceae)
    – жизненная форма: однолетнее травянистое растение. растёт почти везде (культивируется), а также встречается в диком виде. – подземные органы: корневая система стержневая, корень белый, веретенообразный, деревянистый, маловетвистый. – стебель: прямостоячий, круглый, ветвистый, олиственный. – листья: плотные, имеют продолговато-ланцетовидные лопасти. листья сидячие, продолговатые, двоякозубчатые, верхние листья с сердцевидным основанием, стеблеобъемлющие, нижние – выемчатые, к основанию суженные, собраны в розетку. – опушение: цветоножки усажены редкими волосками, стебель и листья голые или покрыты восковым налетом. – цветок: обоеполый, правильный (актиноморфный). околоцветник двойной, чашечка из 2 чашелистиков. венчик свободно лепестной. лепестков 4, белого, светло-фиолетового, пурпурового или красного цвета, с темно-фиолетовым или темно-красным пятном при основании. андроцей: тычинок много, свободные, в нескольких кругах. гинецей ценокарпный, образованный многочисленными срастающимися плодолистиками. пестик 1, с одногнездною верхней завязью, разделенною несколькими неполными, продольными перегородками, и с сидячим, 7-15-лучистым рыльцем, во время цветения прилегающим своими лучами к завязи. рыльце пестика широкое, лучистое. соцветие не образуется, цветы одиночные. – плод: простой, настоящий, сухой, вскрывающийся – яйцевидная или почти шаровидная многосемянная коробочка.
    2) схожесть обоих видов растений заключается в общем строении, то есть имеются ярко выраженные корень, стебель (ствол), листья (хвоя). похожим является и строение корневой системы: в обоих случаях это стержневая корневая система. различия заключаются в покрытии стебля (ствола), органах размножения (цветы и стробилы), плодах ( коробочка и шишка), строении листьев. у сосны корневая ситсема является более разветвленной. различны и размеры растений. различны также жизненные формы: однолетняя трава и хвойное дерево. сходство обоих видов обусловлено принадлежностью к высшим семенным растениям. это означает, что представители обоих видов имеют большое число специализированных тканей, их тела имеют четкое расчленение на вегетативные органы. общим также является размножение с семян. однако, сосна относится к голосеменным, а мак уже покрытосеменное (или цветковое) растение. различия жизненных форм влияют на жизненный цикл каждого из растений, а также на места их произростания.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *