Как вы относитесь к массовой культуре ее достоинства и недостатки?

16 ответов на вопрос “Как вы относитесь к массовой культуре ее достоинства и недостатки?”

  1. Doomsong Ответить

    Массовая культура расценивается как продукт потребления, удовлетворяющий запросы толпы.
    Массовая культура имеет как ряд достоинств, так и недостатков.
    Достоинства «массовой культуры»:
    1. демократичность. Массовая культура обращена ко всем людям без различия класса, нации, уровня богатства или бедности.
    2. Массовая культура компенсирует эмоциональный дефицит, ведь она носит развлекательный характер.
    3. благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт. В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника.
    Недостатки массовой культуры:
    1. этот вид культуры направлен на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, глянцевых журналов, рекламы.
    2. для массовой культуры характерны низкое качество и упрощенная форма, будь-то поп-музыка, популярные ТВ-шоу, поп-литература, да и язык социальных сетей.
    3. Массовая культура отличается короткой жизнеспособностью, быстро входит в моду и столь же быстро устаревает, несмотря на то, что спрос на нее всегда довольно высок. Она не способствует обогащению творческого потенциала общества и ведет к его упадку.

  2. IceOne Ответить

    Марина
    1. Слово КУЛЬТУРА означает:
    КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) , исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура) , конкретных обществ, народностей и наций (культура майя) , а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура) ; в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.) , а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей) .
    2. Словосочетание “массовая культура” произошло в процессе публичного общения не очень грамотных людей. Думаю, – не стоит тратить время на обсуждение самого этого словосочетания.
    3. Насколько я понимаю, Вы пытаетесь уточнить Ваше представление о культуре общественных отношений.
    Я отношусь к культуре общественных отношений с неизменным интересом.
    Основным достоинством современной культуры общественных отношений, на мой взгляд, является освоенные значительным большинством населения, средств телекоммуникаций. Это сотовая телефонная связь и интернет. По-моему, весьма заметен количественный рост объемов информации обращаемой в обществе.
    Основным недостатком, я считаю, значительное снижение количества и качества контактного общения. А с ростом объемов информации публикуемой в СМИ, на мой взгляд, снижается и общественный интерес, и доверие к ней.
    Таким образом, общество, обретая новые средства общения, теряет качество индивидуального восприятия очень важных деталей этого самого общения. Кроме того, как всякие технические ресурсы, средства телекоммуникаций неизбежно попадают под контроль государства. А это значит, что и общественные отношения, в той же степени становятся зависимыми от качества государственных структур.
    Сможет ли общество не утратить своего минимального влияния на государство в таких условиях?

  3. RaffeeShow Ответить


    Термин «массовая культура» очень часто используется в СМИ, образовательной и публицистической литературе. При этом, что характерно, не всегда корректно. Например журналисты, описывая те или иные популярные культурные движения, привыкли использовать термин исключительно в негативном ключе. Так, начиная с прошлого века, в критических статьях к набирающим популярность тогда музыкальным течениям таким как блюз, джаз, рок-н-ролл и т. д., термин «массовая культура» использовался для того, чтобы подчеркнуть деструктивный и упадочный характер музыки. При этом журналисты забывали, что газеты и журналы, в которых они работают также являются неотъемлемой частью массовой культуры.
    Для того, чтобы не совершать подобных ошибок, стоит сразу дать определения термину. Массовая культура — это культура масс, то есть большей части населения. Она противопоставляется элитарной культуре, которая доступна только сливкам общества.
    Стоит отметить, что как и многие другие аспекты современного общества, массовая культура очень противоречива, и ее нельзя назвать однозначно хорошей или плохой. Можно только выделить некоторые пункты, которые по своей сути являются положительными либо отрицательными.

    Плюсы массовой культуры

    Самая первая положительная черта массовой культуры является ее основополагающей и кроется в самой сути этого явления. Конечно речь идет об ее общедоступности. Собственно, массовая культура — достаточно молодое явление в масштабах общечеловеческой истории. Предпосылки к ее зарождению появились лишь в конце 17 века, а расцвет ее начался только во второй половине 18 столетия. Это связано с тем, что тогда общество начало кардинально меняться. Обусловлены эти изменения были первой промышленной революцией, которая положительно сказалась на материальном благосостоянии большинства жителей городов. Это позволило им иметь больше свободного времени, а также возможность коротать досуг по новому: проводить время в театрах, читать книги. Также стало более доступным образование.

    Интересно, что в Советском Союзе было принято использовать термин «массовая культура» для описания различных течений на «загнивающем Западе», в то время как на самом деле он означает именно культуру пролетариата.

  4. Maririkon Ответить

    Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер. Каждый человек имеет право после сложной трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре. Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», как, например, на просмотре фильма «Остров» Павла Лунгина, но и просто получать удовольствие.
    Ну и, в-третьих, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт… В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника
    С другой стороны, массовая культура оценивается как социальная патология, симптом вырождения общества из -за низкопробной и элементарной ее продукции и ориентацию на интересы невзыскательной публики.
    Да, мы можем согласиться с тем, что потребление, а не творчество, – вот основное кредо массовой культуры, однако нельзя не учесть того, что она делает предметы культуры доступными для человека, приобщает людей к искусству, массовая культура – это культура, рассчитанная на все слои общества, в то время как высокая культура более персонифицирована, индивидуальна.
    Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, пишут письма по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее… А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает…
    Массовая культура зачастую выглядит поучительной и очень похожей на правду, она держит зрителя в напряжении и вместе с тем уводит его в мир иллюзий, где все прекрасно и хорошо! В сериалах, например, показывают очень богатых людей, но о том, откуда эти деньги взялись у героев история умалчивает.
    Человек как бы становится «пленником» этой культуры, причем никто и не пытается выбраться из этого плена. Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!
    *Большим достоинством является и то что, благородя технологиям, любой человек может получить доступ к любой сфере культуры. Она стало более доступна для народа, это и повышает средний коэффициент образования у людей. Хотя массовая культура и обладает меньшей художественной ценностью, но зато имеет самую широкую публику. Самое любопытное то что, одинаковые виды искусства могут относиться и к массовой культуре, и к элитарной. Например, такие виды как музыка, фильмы, картины.
    Но с другой стороны массовая культура оценивается, как отклонение от нормального состояния или процесса развития.
    Если посмотреть с другой стороны, то основная задача массовой культуры это потребление, и все же она делает доступным для человека предметы культуры, приобщает их к искусству, к созданию чего-либо нового. Массовая культура – рассчитана на все социальные слои и это ее главное преимущество перед высокой культурой.
    Итак, массовая культура – это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора “потребляемого продукта”. К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее.
    Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.
    Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.
    Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции — массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.
    В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.
    Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пиша, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.
    Массовая культура становится фундаментом мировой культуры, стирая и устраняя национальные границы. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Можно сформулировать основные характеристики массовой культуры:
    ориентированность на гомогенную аудиторию: о опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: О эскапизм — бегство от действительности;
    быстродоступность и быстрозабываемость;
    традиционность и консерватизм;
    оперирование средней языковой семиотической нормой;
    занимательность.
    Критики, долгое время оценивая массовую культуру, говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики, ее ориентацию не на творчество, а на потребление, на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, на воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства. К числу основных отрицательных качеств массовой культуры критики также относят ее преимущественно развлекательный характер, отмечают, что лишь немногие ее произведения затрагивают вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях, указывают на низкий профессиональный уровень многих ее произведений, не обладающих эстетической ценностью и формирующих массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и взглядами.
    В этих утверждениях есть определенная доля истины. Но стоит помнить и о том хорошем, что несет с собой массовая культура. Во-первых, благодаря ей достигнута всеобщая грамотность населения, культурные ценности стали доступны большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Во-вторых, массовая культура играет значительную роль в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Тогда тоже были и средняя, и низовая культуры, которые до нас не дошли, а шедевры — это единичное явление в любую эпоху, причем их выделение — всегда дело времени; и в современной культуре большая часть произведений отсеется, а настоящее искусство останется.
    Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс. В наше время люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее. Так что же такое массовая культура для нас: доброе зло или злое добро?
    Нельзя дать на этот вопрос однозначного ответа, но факт остается фактом – массовая культура обезличивает людей, прививает нам упрощенные образцы и стереотипы поведения.
    Однако телевидение у нас вещает не 3 канала, а намного больше плюс кабельное телевидение плюс огромный разворот компьютерного кино, большое количество журналов, книг, музыки, то есть, действительно, у нас с вами существует возможность свободного выбора, который всегда остается за нами!

  5. Modora Ответить

    ДОКУМЕНТ
    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).
    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .. В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли. .. Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.
    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.
    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

    1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
    2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
    3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
    4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

  6. НочнойДОЖОР Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    1
    План
    Введение
    1.Понятие «массовая культура»
    2.История возникновения
    3.Признаки и особенности
    4.Основные направления
    5.Уровни массовой культуры
    6.Плюсы и минусы
    Введение
    Массовая культура в современном обществе играет важную роль. С одной стороны, она способствует интеграции культур, а с другой, упрощает понимание их элементов. Это противоречивое и сложное явление, несмотря на характерную простоту, которой обладают продукты масскульта.
    Понятие массовая культура в последние десятилетия приобрело очень широкое распространение: много написано и сказано об этом феномене. Казалось бы, что можно нового сказать по этой теме? Однако массовая культура прочно вошла в нашу с вами жизнь, поэтому споры о ней не утихают и сейчас.
    «Масскульт» – хорошо это или плохо? Что несет обществу эта культура? Каковы последствия распространения такой культуры? Эти и многие другие вопросы занимают умы большого количества ученых и специалистов…
    1.Понятие «массовая культура»
    «Массовая культура многолика, но
    индивидуума она обезличивает…»
    Д.Соболев.
    В нашей жизни очень часто происходят большие перемены, это касается и духовной жизни. Исчезает грань между добром и злом, нравственностью и безнравственностью, ломаются, как щепки, традиционные устои. Большинство видит в этом вину массовой культуры.
    Несомненно, она не выражает особенных вкусов или духовных поисков народа. Появилась она примерно в середине 20 века, в то время СМИ были уже во многих странах мира, и кончено же стали доступны всем.
    В духовной жизни современного человека происходят многочисленные изменения: стирается граница между добром и злом, между нравственностью и безнравственностью, находит место ломка традиционных устоев общества и т.д. Многие склонны винить в этом массовую культуру. Бесспорно, массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.
    Массовая культура имеет ряд отличительных черт: примитивный характер, развлекательная направленность, обращение к подсознанию человека, тематическая ограниченность. Эти черты образуют одновременно достоинства и недостатки. Сила массовой культуры в том, что она существует неотделимо от потребителя. Пища, одежда, бытовая техника и многое-многое другое – практически все поступает к нам через механизмы массовой культуры.
    Сегодня продукт в широком понимании данного слова становится ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Таким образом, массовая культура становится средством стимуляции потребления, главным образом через рекламу.
    Мы согласны со следующей оценкой влияния рекламы на человека: “Информационная нагрузка рекламы все больше сводится к минимуму в пользу манипулирования эмоциональными, витальными и подсознательными факторами. Она нацеливает человека на реализацию первичных витальных ценностей, связанных с удовлетворением материальных потребностей, или стремления к социальному престижу опять-таки через приобретение некоторого предметного воплощения. Как отмечают культурологи, реклама утверждает почитание материального продукта как полноценного заместителя духовного продукта, представление о материальном богатстве и расширенном потреблении как конечной цели человеческого бытия. Через рекламу предметный мир вновь приобретает магические свойства, на которые человек может повлиять самим актом купли-потребления”.
    Осуществлять влияние на человека массовой культуре помогают средства массовой информации, с помощью которых она проникает во все уголки земного шара, вырабатывает формы и вкусы, распространяет свое влияние на все слои общества. Наиболее восприимчивой оказывается молодежь.
    Современная молодежь – это поколение людей, на формирование которого оказали влияние информационно-технологический бум, телевидение, радиовещание, высокий уровень технологий, свобода нравственного выбора и ряд других факторов. Многие из молодых людей не разделяют традиционных ценностей своего народа, которые складывались у него на протяжении многих веков.
    При помощи средств массовой информации массовая культура осуществляет манипуляцию сознанием, создает иллюзию выбора. Ее доступность и всеобщность избавляют молодого человека от необходимости работать над собой, развиваться духовно и зачастую физически.
    Очень модной формой пребывания в мире для современного молодого человека, способом его самоутверждения стал престиж, который «есть исторически обусловленная форма обозначения социального положения человека (или группы). Для такого обозначения используется определенная символика. Символы престижа – это своего рода одежда, по которой легко можно распознать, на какой ступеньке социальной лестницы стоит носящий ее человек».
    Всех исследователей массовой культуры можно условно разделить на два «лагеря»: на тех исследователей, которые относятся к масскульту критически и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.
    Первые считают ее «низкой», «примитивной», ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их понимании это даже не культура, а антикультура. Массовая культура в их представлении – «чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты» и создающее угрозу для «высокой культуры».
    Вторая же группа исследователей рассматривает массовую культуру как вполне удовлетворительную форму культуры, характерную для развитого индустриального общества с высоким уровнем образования, с высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.
    2.История возникновения
    Историками не найдена общая точка, на которой могли бы сойтись их мнения о точном времени возникновения этого явления. Однако есть самые популярные положения, которые в состоянии объяснить примерный период возникновения этой разновидности культуры.
    А. Радугин считает, что предпосылки масскульта имелись если не на заре возникновения человечества, то уж точно во время зарождения христианства, когда массово распространялась книга «Библия для нищих», которая и была рассчитана на широкую аудиторию.
    Другое положение подразумевает более позднее возникновение масскульта, где его истоки связаны с европейской литературой 17-18 веков. В это время получили широкое распространение детективные, приключенческие и авантюрные романы благодаря большому тиражированию.
    В прямом смысле, по мнению А. Радугина, она возникла в США в конце 19 и начале 20 веков. Он это объясняет возникновением новой формой обустройства жизни – массовизацией, которая находила отображение практически во всех сферах: начиная от политической и экономической и заканчивая бытовой.
    Исходя из этого, можно предположить, что толчком к возникновению массовой культуры стал капиталистический взгляд и массовое производство, которое должно было находить таких же масштабов реализацию. В связи с этим получило распространение такое явление, как стереотипизация. Одинаковость и шаблонность – яркие основные характеристики масскульта, которые распространились не только на предметы обихода, но и на взгляды.
    Массовая культура тесно связана и с процессом глобализации, которая осуществляется, главным образом, посредством СМИ. Особенно это ярко проявляется на современном этапе. Один из ярких примеров – йога. Йогические практики возникли еще в древности, и западные страны не имели к этому ни малейшего отношения. Однако с развитием коммуникации начал происходить международный обмен опытом, и йога была принята западными людьми, начав внедряться в их культуру. Это имеет негативные характеристики, потому что западный человек не в состоянии понять всю глубину и смысл, которые понимают индийцы, занимаясь йогой. Таким образом, происходит упрощенное понимание чужой культуры, и явления, которые требуют глубинного понимания, упрощаются, теряя свою ценность.
    3.Признаки и особенности массовой культуры
    Ее содержание имеет повседневный характер назначения. Она обусловлена ежедневными событиями, потребностями и стремлениями основной массы людей. Массовая культура противопоставляется элитарной.
    Она подразумевает поверхностное понимание, не требующее специфических знаний и поэтому доступна для большинства.
    Стереотипность – основная черта восприятия продуктов этой культуры.
    Ее элементы опираются на эмоциональное бессознательное восприятие.
    Она оперирует средними языковыми семиотическими нормами.
    Имеет занимательную направленность и проявляется, в большей мере в развлекательной форме.
    Массовая культура имеет свои особые черты: простой характер, скупая тематика, обращение к подсознанию людей. Все они образуют свои плюсы и минусы. Главным плюсом является то, что она находится близко и практически неотделима от потребителя. Продукты питания, техника, одежда – все это доходит до нас благодаря массовой культуре.Сегодня ценность продукта зависит от спроса на него. Главный закон экономики, спрос рождает предложение. Чем выше спрос, тем больше предложении, то есть больше ценность товара. Таким образом, массовая культура становится двигателем потребления, и добивается этих успехов c помощью рекламы.
    Также во всем этом ей еще помогают СМИ, ведь человек это набор информации, и поэтому именно эти средства массовой информации, которые уже проникли во все уголки земного шара, создают человека. Они диктуют всему миру свои фокусы, формы, мнение. И лучше всех это воспринимает молодежь, она как губка впитывает всю информацию.
    Наша молодежь – это люди, на которых оказал воздействие информационный мир, телевидение, радио, Hi-Tech и многое другое. Она забыла все традиции своих предков, которые складывались у них на протяжении веков.
    Способом самоутверждением молодого человека стал престиж. Для его обозначения используются особые символы. Основной фактор престижа – это одежда, по ней легко можно определить к какому социальному рангу относится человек.
    Изменилось и отношения науки к массовой культуре, в 1960-1970 гг. в рамках постмодернизма, была пересмотрена концепция, лишившая противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла.
    Основные особенности массовой культуры.
    Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.
    В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др.
    Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.
    Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.
    Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.
    Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, – это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.
    Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов – профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. На запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.
    4. Основные направления
    массовая культура современное общество
    Среди основных направлений массовой культуры нашего времени выделяют:
    индустрию детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;
    массовую общеобразовательную школу, которая приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, а также одинаковые стереотипы;
    средства массовой информации, сообщающие широким слоям населения текущую информацию, дающие ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей;
    систему национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующую политическую благонадежность основной массы населения;
    массовые политические движения и партии, использующиеся представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;
    мировую социальную мифологию — квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, которые дают простые объяснения всех современных проблем. Именно так появились мифы мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и проч.;
    индустрию развлекательного досуга, в частности массовую художественную культуру (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке;
    индустрию оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовую физкультуру, косметические фирмы и услуги;
    индустрию интеллектуального и эстетического досуга — «культурный» туризм, художественную самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, что продолжает сохранившуюся с XVII! в. просветительскую тенденцию;
    рекламу, моду, которые формируют в общественном сознании стандарты престижного образа жизни, стимулируют и управляют потребительским спросом на вещи, услуги, идеи;
    игровые комплексы, развивающие быстроту реакции, приучая человека к современному темпу и ритму жизни;
    словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потребителя и популяризирующие современные знания.
    Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.
    5.Уровни массовой культуры
    Выделяют три основных уровня массовой культуры.
    Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.
    Мид-культура – массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.
    Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
    В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.
    6.Плюсы и минусы
    В настоящий момент она имеет ряд недостатков и положительных признаков.
    *Например, этот вид культуры позволяет тесно взаимодействовать большой группе членов общества, что повышает качество их коммуникации.
    Стереотипы, порождаемые массовой культурой, если они созданы на правдивой классификации, помогают человеку воспринимать большой поток информации.
    Из недостатков выделяется упрощенность культурных элементов, профанация чужих культур и склонность к ремейкам (переделка когда-то созданных и признанных элементов искусства на новый лад). Последнее склоняет к предположению, что массовая культура не в состоянии создать нечто новое, или же способна, но в малом количестве.
    *Несомненным плюсом можно отметить то, что благодаря современным техническим средствам множество людей получают доступ к любой сфере культуры, в том числе и высокопрофессиональной. То есть культура стала доступнее для масс, у индивида есть возможность повысить свой образовательный уровень. Несмотря на то, что массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура, у нее самая широкая аудитория, и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Что интересно: одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а комиксы — массовой.
    С другой стороны, массовая культура направлена на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов. Заимствуя мысли и образцы поведения, человек становится простым исполнителем заданных ролей с атрофированной личностью, т.е. человек обезличивается.
    То, что люди хотят быть похожими, например, на какую-нибудь «супер-пупер известную» телеведущую, копируют внешний облик, поведение, стиль жизни известных людей есть подтверждение их обезличивания и потери собственной индивидуальности. Да, кумиры были во все времена, но с приходом массовой культуры это явление приобрело широкий размах. Люди не хотят думать, не хотят не то чтобы что-то свое сочинять, но и просто читать. Человек уже не выражает себя ни в чем, а только потребляет готовое. А тот факт, что большинство молодежи носят джинсы, пьют кока-колу и завтракают в «Макдоналдсе», есть приобщение к стандартам и стереотипам массовой культуры.
    Массовая культура направлена на упрощение общества. Все проще и проще, все однообразнее и однообразнее…
    * Из положительного в существовании массовой культуры можно видеть три аспекта.
    Во-первых, массовая культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства.
    Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер. Каждый человек имеет право после сложной трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре. Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», как, например, на просмотре фильма «Остров» Павла Лунгина, но и просто получать удовольствие.
    Ну и, в-третьих, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт… В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника
    С другой стороны, массовая культура оценивается как социальная патология, симптом вырождения общества из -за низкопробной и элементарной ее продукции и ориентацию на интересы невзыскательной публики.
    Да, мы можем согласиться с тем, что потребление, а не творчество, – вот основное кредо массовой культуры, однако нельзя не учесть того, что она делает предметы культуры доступными для человека, приобщает людей к искусству, массовая культура – это культура, рассчитанная на все слои общества, в то время как высокая культура более персонифицирована, индивидуальна.
    Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, пишут письма по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее… А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает…
    Массовая культура зачастую выглядит поучительной и очень похожей на правду, она держит зрителя в напряжении и вместе с тем уводит его в мир иллюзий, где все прекрасно и хорошо! В сериалах, например, показывают очень богатых людей, но о том, откуда эти деньги взялись у героев история умалчивает.
    Человек как бы становится «пленником» этой культуры, причем никто и не пытается выбраться из этого плена. Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!
    *Большим достоинством является и то что, благородя технологиям, любой человек может получить доступ к любой сфере культуры. Она стало более доступна для народа, это и повышает средний коэффициент образования у людей. Хотя массовая культура и обладает меньшей художественной ценностью, но зато имеет самую широкую публику. Самое любопытное то что, одинаковые виды искусства могут относиться и к массовой культуре, и к элитарной. Например, такие виды как музыка, фильмы, картины.
    Но с другой стороны массовая культура оценивается, как отклонение от нормального состояния или процесса развития.
    Если посмотреть с другой стороны, то основная задача массовой культуры это потребление, и все же она делает доступным для человека предметы культуры, приобщает их к искусству, к созданию чего-либо нового. Массовая культура – рассчитана на все социальные слои и это ее главное преимущество перед высокой культурой.
    Итак, массовая культура – это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора “потребляемого продукта”. К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее.
    Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.
    Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.
    Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции — массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.
    В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.
    Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пиша, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.
    Массовая культура становится фундаментом мировой культуры, стирая и устраняя национальные границы. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Можно сформулировать основные характеристики массовой культуры:
    ориентированность на гомогенную аудиторию: о опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: О эскапизм — бегство от действительности;
    быстродоступность и быстрозабываемость;
    традиционность и консерватизм;
    оперирование средней языковой семиотической нормой;
    занимательность.
    Критики, долгое время оценивая массовую культуру, говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики, ее ориентацию не на творчество, а на потребление, на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, на воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства. К числу основных отрицательных качеств массовой культуры критики также относят ее преимущественно развлекательный характер, отмечают, что лишь немногие ее произведения затрагивают вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях, указывают на низкий профессиональный уровень многих ее произведений, не обладающих эстетической ценностью и формирующих массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и взглядами.
    В этих утверждениях есть определенная доля истины. Но стоит помнить и о том хорошем, что несет с собой массовая культура. Во-первых, благодаря ей достигнута всеобщая грамотность населения, культурные ценности стали доступны большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Во-вторых, массовая культура играет значительную роль в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Тогда тоже были и средняя, и низовая культуры, которые до нас не дошли, а шедевры — это единичное явление в любую эпоху, причем их выделение — всегда дело времени; и в современной культуре большая часть произведений отсеется, а настоящее искусство останется.
    Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс. В наше время люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее. Так что же такое массовая культура для нас: доброе зло или злое добро?
    Нельзя дать на этот вопрос однозначного ответа, но факт остается фактом – массовая культура обезличивает людей, прививает нам упрощенные образцы и стереотипы поведения.
    Однако телевидение у нас вещает не 3 канала, а намного больше плюс кабельное телевидение плюс огромный разворот компьютерного кино, большое количество журналов, книг, музыки, то есть, действительно, у нас с вами существует возможность свободного выбора, который всегда остается за нами!
    Размещено на Allbest.ru

  7. MOderatorHP Ответить

    1. Слово КУЛЬТУРА означает:
    КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) , исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура) , конкретных обществ, народностей и наций (культура майя) , а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура) ; в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.) , а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей) .
    2. Словосочетание “массовая культура” произошло в процессе публичного общения не очень грамотных людей. Думаю, – не стоит тратить время на обсуждение самого этого словосочетания.
    3. Насколько я понимаю, Вы пытаетесь уточнить Ваше представление о культуре общественных отношений.
    Я отношусь к культуре общественных отношений с неизменным интересом.
    Основным достоинством современной культуры общественных отношений, на мой взгляд, является освоенные значительным большинством населения, средств телекоммуникаций. Это сотовая телефонная связь и интернет. По-моему, весьма заметен количественный рост объемов информации обращаемой в обществе.
    Основным недостатком, я считаю, значительное снижение количества и качества контактного общения. А с ростом объемов информации публикуемой в СМИ, на мой взгляд, снижается и общественный интерес, и доверие к ней.
    Таким образом, общество, обретая новые средства общения, теряет качество индивидуального восприятия очень важных деталей этого самого общения. Кроме того, как всякие технические ресурсы, средства телекоммуникаций неизбежно попадают под контроль государства. А это значит, что и общественные отношения, в той же степени становятся зависимыми от качества государственных структур.
    Сможет ли общество не утратить своего минимального влияния на государство в таких условиях?

  8. Marimath Ответить

    Я отношусь к культуре общественных отношений с неизменным интересом.
    Основным достоинством современной культуры общественных отношений, на мой взгляд, является освоенные значительным большинством населения, средств телекоммуникаций. Это сотовая телефонная связь и интернет. По-моему, весьма заметен количественный рост объемов информации обращаемой в обществе.
    Основным недостатком, я считаю, значительное снижение количества и качества контактного общения. А с ростом объемов информации публикуемой в СМИ, на мой взгляд, снижается и общественный интерес, и доверие к ней. Имею очень косвенное отношение.. . Да это и не культура а наборинформативных и физиологических установок никак не ориентированных начеловека…

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *