Как за 5 минут выучить словарные слова?

16 ответов на вопрос “Как за 5 минут выучить словарные слова?”

  1. Bester2 Ответить

    Ручаюсь, большинство взрослых уже и забыло, что такое словарные слова и как они когда-то получали двойки за которую же по счету ошибку в слове пАльто. Хотя даже хорошо образованный человек с высшим образованием (а то и не одним) нет-нет да и споткнется о коварное слово вИнЕгрет.
    То ли дело малыши-младшеклассники. Для них сейчас словарные слова – самая главная головная боль. Ну, может быть, на втором месте после таблицы умножения. Но таблицу-то заучить гораздо проще, чем вызубрить орфографический словарь.
    Да и старшеклассникам порой не сладко со словами вроде иММунитет и дИсквАлИфикация. О том, как им помочь выучить сложные орфограммы, и написана эта статья.
    Раз уж словарные слова русского языка такая большая проблема для школьников, мы предлагаем несколько рекомендаций и способов, как ее решить. А вы, родители, мотайте на ус – будете помогать детям.

    Что такое словарные слова?

    Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относиться к литературному языку и т.п.) К ним относятся и исконно русские слова, и всякие заимствования из других языков. С последними особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить.
    Все словарные слова можно условно разбить на группы:
    слова с непроверяемой гласной буквой (абажур, идиома, луноход);
    слова с удвоенной согласной (иллюзия, колонна, килограмм);
    слова с непроизносимыми согласными (агентство, здравствуйте, явственный);
    слова с разделительным твердым знаком (инъекция, адъютант, конъюнктивит);
    слова с приставками пре/при (прЕзреть сравните с прИзреть);
    слова с дефисным написанием (подобру-поздорову, иван-чай, ва-банк);
    слова с раздельным написанием (в обтяжку, за пазухой, на глаз);
    слова со слитным написанием (набело, вдребезги, сбоку);
    и некоторые другие случаи.
    Заучить правописание словарных слов не зазорно не только школьникам, но и взрослым. Чтобы реже приходилось лазить в орфографический словарь за подсказками. Как это сделать быстрее и эффективнее?

    Как будем учить словарные слова?

    В следующем разделе мы подробно рассмотрим различные методики запоминания. А пока оговорим общие моменты.
    Итак, чтобы выучить как можно больше словарных слов, нужно составить список для запоминания. Например, использовать алфавитный указатель. Есть немало методических пособий, где собраны списки слов, которые школьникам полагается усвоить в каждом классе. Малышам, например, положено запомнить порядка 200 слов.
    А дальше этот список разбить на этапы. Например, задаться целью учить по 20 словарных слов каждую неделю. Разделить это список на двадцатки и учить по порядку.
    Учить лучше понемногу, но каждый день. Даже 15 минут занятий ежедневно – это гораздо больше, чем ничего. Тут действует тот же принцип, что и при изучении иностранных языков. Регулярность – одна из значимых составляющих успеха.
    Еще стоит завести собственный орфографический словарик, куда ребенок будет выписывать сложные слова, которые в данный момент учит. Сделать можно так: взять обычную ученическую тетрадку, разрезать ее пополам – вот и готов словарик. Такой «полтетрадкой» пользоваться проще, чем целой. Она занимает меньше места в сумке. Кроме того, на разделенную пополам страничку помещается меньше слов – как раз столько, чтобы удобно было повторить за раз.
    Учим слова – алгоритм:
    пусть ребенок прочитает словарное слово вслух по слогам;
    объясните ему значение слова или вместе загляните в толковый словарь;
    обозначьте в слове ударение, а орфограмму подчеркните или выделите другим цветом (ручкой, маркером, цветным карандашом);
    запишите к этому слову несколько однокоренных слов, составьте словосочетание или предложение, можно использовать антонимы и синонимы для создания ассоциативных цепочек;
    перенесите слово в самодельный словарик;
    попробуйте один или несколько способов запоминания.
    О том, что это за способы, пойдет речь ниже.

    Способы запомнить словарные слова

    Таких способов несколько и многие из них основаны на ассоциациях. Старшеклассники справятся с задачей и сами. Но малышам может потребоваться помощь родителей. Найдите в своем графике время на совместные занятия с ребенком. Ваше участие поможет ему быстрее и легче усвоить русские словарные слова. А кроме этого, такая совместная деятельность очень сближает и укрепляет семью.
    Способ 1 – пишем рассказ: можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказик буквально в несколько предложений.
    Слова могут быть объединены одной темой: «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль».
    Или это могут быть слова с одинаковой орфограммой. Можно сочинить рассказик, в котором бы «Атлет на Арене ел Апельсин».
    Главное, чтобы ребенок сам участвовал в сочинении. История не обязана быть очень складной или особенно логичной – главное, чтобы в результате получился запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.
    Способ 2 – рисуем картинки: можно, конечно, найти готовые карточки со словами в интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.
    Придумайте вместе с ребенком яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисуйте его вместе. Обязательно отразите те буквы, правописание которых сложно запомнить, на своей картинке.
    Например, бЕгЕмота можно изобразить сидящим на хвосте – тогда его ноги и туловище образуют букву Е. Или букву можно вписать в рисунок: нарисовать большой Орех и обвести его буквой О.
    Кстати, если в слове несколько орфограмм, последовательно нанесите на рисунок их все: так Е, О и И в слове вЕлОсИпед можно изобразить в виде руля, колеса и рамы.
    Этот метод хорош для существительных, которые приходится запоминать ученикам младших классов. Для абстрактных понятий он годится мало.
    Способ 3 – склоняем словарное слово: надо просто записать слово со сложной орфограммой во всех падежах.
    И.п. горизонт
    Р.п. горизонта
    Д.п. горизонту
    В.п. горизонт
    Т.п. горизонтом
    П.п. (о) горизонте
    Такая практика, использующая моторную память, помогает усвоить правописание.
    Способ 4 – придумываем ассоциации: вот этот путь как раз хорош для абстрактных понятий. Запоминание таким способом похоже на заучивание иностранных слов. Наверное, поэтому старшеклассники и взрослые предпочитают именно его.
    Ассоциативные цепочки можно строить на звуковом подобии. То есть подбирать такие слова, где аналогичная орфограмма стоит под ударением. И которые при этом еще и похоже звучат. К примеру, запомнить, что очевидец «очень видит», а макияж «мама наносит кистью».
    Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и логичным, можно смешным. Проверяемая гласная должна быть в ударном положении, непроизносимая согласная – четко слышима и т.д. Чтобы запомнить правописание слова коньки, можно представить «коня на коньках». А для слова честно заучить, что «поступать честно надо ради чести».
    Кстати, можно комбинировать несколько методов для более эффективного запоминания. Особенно таких слов, где собрались вместе сразу несколько орфограмм. Так, можно придумать основанный на ассоциациях образ, зарисовать его и обозначить непроверяемую букву на картинке. Возьмем слово штукатур: представьте, что «у штукатура есть смешная штука, а еще он турист». Нарисуйте человечка со щеткой, похожей на букву Ш. А сам он пусть стоит, широко расставив ноги, и будет похож на букву А.
    Способ 5 – используем стикеры: этот метод можно рассматривать как завершающий этап после всех предыдущих способов.
    Предположим, вы вместе с ребенком нарисовали веселые картинки для словарных слов. Теперь вырежьте их и развесьте в разных местах по всему дому. И в комнате ребенка (можно над письменным столом), и в ванной – пускай любуется, пока чистит зубы. И даже, не смейтесь, в туалете. А что, пускай время не пропадает зря.
    Придумали яркий образ, сочинили основанный на ассоциациях рассказик, выписали словарное слово в свой самодельный словарик – и заодно сделали записку с этим словом на стикере. Чем чаще слова будут попадаться на глаза в разных не учебных ситуациях, тем быстрее запомнятся.

    Подведем итог

    Принято жаловаться на то, что иностранные языки учить сложно. Но подумайте о том, как сложно учить русский язык. Мы, взрослые, редко задумываемся об этом. А ведь сами прошли тот нелегкий путь, которым сейчас идут наши дети.
    В наших силах помочь им и облегчить для них процесс запоминания слов с трудными орфограммами. Если превратить его в игру для малышей и увлекательную задачку для старшеклассников, он станет значительно легче.
    Подходите творчески к тем способам, которые мы вам предложили. Нет строгих правил для заучивания словарных слов. Только маленькие хитрости, которые кто-то однажды придумал, опробовал и рассказал о них другим. Вот и вы тоже расскажите об этой статье своим друзьям в социальных сетях. А нам в комментариях – какими способами пользуются ваши дети.
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  2. Maratik1995 Ответить

    В русском языке очень много слов, которые не поддаются проверочным правилам. Как же можно побыстрее выучить словарные слова по русскому из словаря?
    Написание таких слов нужно запомнить. Это непростая задача, ведь таких слов около тысячи. Поэтому тупо запомнить их, как таблицу умножения не получится.
    На этой странице расположен словарь и приведены почти все словарные слова, которые многим сложно правильно написать «навскидку». Так, что не грустите, если не можете правильно писать сложные слова без ошибок. Вы не бестолковы :).  Таких людей очень много, настолько много, что и был составлен этот немаленький словарь.

    Способы заучивания

    Есть много способов, как облегчить процесс запоминания нестандартных слов и делать его удовольствием.
    Сначала расскажу о не самом простом, но самом эффективном способе. В основном это касается правильного написания букв.

    Метод графической ассоциации

    Этот способ больше подходит людям, у которых более развита зрительная, образная память. Помните- «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
    Вы должны представить сложное слово реально, в виде какого-то образа. Еще лучше, если его нарисовать самому.
    Например, надо запомнить, как правильно писать- гАзета или гОзета. Представляем себе сложенную газету и рисуем мысленно в ней букву А. Теперь, при воспоминании, вы сможете вспомнить этот образ и сумеете правильно написать слово.

    Таким образом можно поступать с разными словами. Как в этом примере:
    вОкал , гАллактика, лагЕрь, пугОвица

    Запись слов в словарь

    Записывайте слова в словарик. Блокнотик или сделанный из половинки тетради. Он будет тонкий и удобный. Думаете для того, что бы их учить?
    Нет!!! Для того, что бы их больше не вспоминать! Как так, — спросите вы. А вот так:
    Все сложные для вас слова вы заносите в этот блокнот. Внимание! Все сложные для ВАС. Если вы уже хорошо знаете слово, не записывайте его только для полноты коллекции, для”галочки”.
    И по мере изучения слов вычеркивайте те, написание которых мгновенно вспоминаете. Как это делать? Например мама читает словарь вслух, а ребенок отвечает правильный вариант написания слова. При ответе в течении 1-2 секунд слово вычеркивается.
    Но что важно, проверять надо по прошествии большого времени после изучения этих слов. Несколько дней, как минимум. Тогда, при верном ответе будет ясно, что правильный вариант хранится в долговременной памяти. Кстати, это хороший способ подойдет и для взрослых при изучении ПДД (правил дорожного движения) Читайте здесь.
    Так по мере изучения в блокнотике остается все меньше и меньше слов, что несомненно будет радовать ребенка. В итоге можно сделать праздник «Всех зачеркнутых слов»!

    Составляем рассказ

    Попробуем быстро выучить словарные слова по русскому:
    Аромат
    Блокнот
    Витрина
    Придумываем на ходу несколько предложений, желательно со совами-подсказками по верному написанию букв.
    ВИтя залез на вИтрину и увидел кожаный блОкнот, лежащий на  бетонном блОке. Взяв его в руки, он сразу почувствовал свежий Аромат кожи от обложки, как от Абрикоса.
    Не совсем логично и правильно с точки зрения здравого смысла? Кожа не пахнет абрикосом, а на витрине не бывает бетонных блоков?
    Ничего страшного, главное получить зацепки для памяти по сложным словам!

  3. hitmanrus Ответить

    От выражения «словарные слова» некоторых, скорее всего, передёргивает. Вспоминается школьное детство и зубрёжка этих самых словарных слов. В русском языке в начальной школе эта орфограмма называется «Слова с непроверяемыми безударными гласными». Хотя в словарь выносятся и другие слова, например с удвоенными согласными, непроизносимыми согласными, слова иноязычного происхождения и т. д. Другого способа, кроме заучивания, кажется, и не существует.
    Помню, как на уроке во втором классе нам учительница сказала: «Слово „морковь“ пишется через „о“, но это слово из третьего класса, поэтому можете пока не запоминать». Естественно, именно это слово и запомнилось даже без заучивания.
    На уроках русского языка всегда отводят время для работы со словарными словами. Каждый учитель организует её по-разному. В методичках развивающего обучения рекомендуют брать по пять слов на неделю и каждый день их прописывать, выполняя при этом разные задания:
    1-й день — написание, деление на слоги, выделение орфограммы, постановка ударения, прописывание;
    2-й день — звуко-буквенный анализ слов с цветными звуковыми схемами;
    3-й день — деление для переноса и прописывание;
    4-й день — составление словосочетаний или разбор по составу (с некоторыми словами это сложно, поэтому обязательно использование словообразовательного словаря);
    5-й день — составление небольшого связного рассказа (в ТРИЗе этот приём называется «бином фантазии») или диктант.
    Часто учителя задают учить словарные слова на дом. Случай из жизни: ребёнок в диктанте допустил восемь ошибок, задали повторить, чтобы переписать; дома учили-учили, повторяли-повторяли, переписал — 11 ошибок! Наверное, просто заучивать словарные слова не всегда эффективно, поэтому предлагаю способы, которые помогут организовать работу со словами из словаря дома.

    44 способа запомнить словарное слово

    1. Орфографическое чтение, то есть чтение «как написано» и вслух.
    2. Выделение слабой позиции при чтении и в записи слова карандашом красного или любого другого цвета.
    3. Постановка ударения при чтении, акцент значком на письме.
    4. Подчёркивание в прописанных словах гласных букв красным цветом.
    5. Подчёркивание в прописанных словах согласных букв: звонких, глухих, мягких — зелёным цветом, твёрдых — синим цветом.
    6. Деление слов на слоги при написании и при чтении.
    7. Деление для переноса. Если в слове несколько слогов, то разные способы переноса.
    8. Рисование звуковой схемы. Традиционно используют красный — для обозначения гласных букв, синий — для твёрдых согласных, зелёный — для мягких согласных.
    9. Подбор рифмы устно и письменно. Можно поискать в словаре — это полезно, так как приходится несколько раз перечитывать столбики, что способствует непроизвольному запоминанию.
    10. Фонетический разбор слова, точнее звуко-буквенный.
    11. Подбор из словаря по цветной схеме. Схема дана, остаётся найти слово или несколько слов, если они все подходят.
    12. Составление дерева родственных слов, ещё лучше — рисование этого дерева. Можно пользоваться словообразовательным словарём.
    13. Образование родственных слов других частей речи к словарному. Или образование несуществующих слов с заданной приставкой или суффиксом — даже весело будет.
    14. Разбор по составу.
    15. Подбор слов с такой же приставкой, суффиксом, окончанием.
    16. Подбор слов из словаря по морфемной схеме.
    17. Подбор синонимов, антонимов.
    18. Подбор картинок и надписи на них.
    19. Составление словосочетаний.
    20. Сочинение загадок.
    21. Работа с этимологией слова.
    22. Работа с толковым словарём.
    23. Подбор фразеологических оборотов, если возможно.
    24. Подбор пословиц, поговорок с этим словом.
    25. Составление кроссвордов.
    26. Составление предложений.
    27. Интонационное чтение предложения или чтение с заданной эмоцией.
    28. Поиск мнемонических приёмов. Например: «Костя ходит в костюме, а Паша в пальто».
    29. Мини-сочинения — приём «бином фантазии».
    30. Выделение других орфограмм.
    31. Подбор слов с такими же орфограммами.
    32–40. Диктанты:
    зрительный,
    картинный,
    фонетический (дети рисуют только цветную схему),
    слуховой,
    ребусный (показ ребусов),
    из загадок,
    письменная викторина,
    выборочный (на заданную букву, например, или только рифмующиеся слова),
    графический (в результате такого диктанта получается график. Например, две строчки: в одной написание «о», в другой — «а» и десять столбцов, ставим точки в нужной клеточке (1а, 2о, 3о, 4а и так далее), а потом соединяем).
    41. Составление ребусов, своих словарей.
    42. Запись слов с буквами звонких согласных, заменив буквами глухих согласных.
    43. Игра «От козы до ноги» (коза-роза-рога-нога) и другие игры в слова.
    44. Граффити, инфографика (запись слова картинкой).
    Когда будете работать по этим рекомендациям со словарём, не забывайте, что работа со словарём должна проводиться в системе. Список советов можно продолжить, у каждого найдётся свой отработанный приёмчик. Обсудим их в комментариях?

  4. GaRgOuLiEs Ответить

    Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
    Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
    Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?
    Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
    Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена.
    Важно помнить:
    1.Заниматься ежедневно по несколько минут.
    2.Брать для запоминания одно слово в день.
    Для запоминания слов использовать следующие приемы.
    1.Посмотреть на карточку.
    2.Прочитать слово по слогам.
    3.Обсудить с ребенком возникающую со словом ассоциацию (см. Руководство к использованию)
    4.Закрыть глаза.
    5.Проговорить слово, представляя образ, увиденный только что.
    6.Записать слово в орфографический словарик.

  5. wromanww Ответить

    Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.
    Прочитать слово по слогам.
    Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
    Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
    Определить состав, часть речи.
    Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
    Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
    Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

    А что дальше?

    Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

    «Дерево слов»

    Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?
    Обратите внимание!
    Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

    Морфемные и фонетические «шарады»

    Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.
    Например, запоминается слово «шёл».
    Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

    «Третий лишний»

    В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.
    Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:
    К..рандаш, к..рова, м…рковь
    Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

    «Письмо из бутылки»

    Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

    «Перфокарты»

    Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

    Свой словарный диктант

    Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

    «Исправь ошибки» («Корректор»)

    Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

    Ребусы, кроссворды

    Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

    Буриме

    Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».

    А если слова никак не запоминаются?

    Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

    Разрезанное слово

    Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

    «Всё наоборот»

    Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.
    Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

    «Беглые гласные»

    Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

    Картинки-ассоциации

    Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.
    Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

    Ассоциации и созвучия

    Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.
    Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:
    Приготовим вИнЕгреТ,
    Он не жарен И нЕ греТ.
    Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

    Итог

    Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!
    Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

  6. nikitsergey Ответить

    Наша начальная школа до сих пор переживает период реформирования. Процесс это сложный, но избежать его, к сожалению, в современных реалиях, невозможно. Однако, есть то, что объединяет любые школьные программы вне зависимости от их реорганизации и обновления. А именно — словарные слова.

    Что такое словарные слова и как выучить их правописание

    Обратимся к характеристике данного понятия.
    Словарные слова — это слова, правописание которых не соответствует, целиком или частично, правилам русского языка. Следовательно, правописание этих слов нужно просто выучить.
    Школьная программа русского языка уделяет большое внимание словарной работе. Ведь курс русского языка — это не только отдельный учебный предмет, но и основное средство овладения всех других школьных дисциплин, так как это напрямую влияет и на понимание значения слов, которыми школьникам придется оперировать, правильное произношение, уместность словоупотребления.
    Единственный способ правильно писать словарные слова — запомнить правописание. Казалось бы, ничего сложного. Словарные слова добавляются в программу изучения постепенно, школьник вполне может все усвоить. А на деле не все так просто. Запоминание — сложный процесс, на который влияют многие факторы. Если ученику слово не знакомо, он не умеет его правильно произносить, то и при письме он не сможет передать его правильно, а значит и с запоминанием возникнут проблемы.

    Как помочь ребенку выучить словарные слова

    Педагоги начальных классов дают несколько рекомендаций родителям, для того чтобы помочь ребенку с заучиванием слов. Для этого нужно применять несколько способов:
    запоминайте слова с ребенком зрительно. Необходимо заучить графический образ слова, его написание;
    на слух. Несколько раз повторите слово вслух, делая акцент на том месте, где имеется разница между написанием слова и его произношением. Уместно будет проговаривать данное слово по слогам. Так ребенку будет проще сориентироваться в отличиях;
    образно. Нарисуйте вместе с ребенком картинку к изучаемому слову.
    Классифицируйте и систематизируйте словарные слова по орфограмме:
    огород, собака, молоко — пишем О;
    по ударению, например, на последний слог: окно, решето, пальто;
    по принадлежности: воробей, тетерев, сорока — птицы.
    Пишите с ребенком словосочетания или предложения с использованием словарных слов (гулять с собакой, накормить собаку, постелить собаке). Поможет и подбор однокоренных слов.
    Для правильного усвоения необходима система: постоянно возвращайтесь к пройденным словам, обращайте внимание ребенка на них при чтении художественной литературы. А прочность усвоения правописания таких слов достигается путем частого употребления их в разных заданиях и упражнениях.

  7. Nodem Ответить

    Способ №1

    Составляем рассказ, в котором используем трудные слова. Не стоит стремится написать длинный текст, нескольких предложений вполне достаточно.
    Можно объединить слова тематически. « У нас есть два билета на балкон в театре, так как мы хотим посмотреть балет. В гардеробе взяли бинокль, чтобы лучше видеть действие на сцене».
    Еще один вариант: объединить слова с одинаковой орфограммой.
    Не нужно стремиться к очень интересной или красивой истории, может быть даже логика будет нарушена. Если в итоге получится яркий образ, вы достигли цели. Запоминающаяся история останется в памяти на долгие годы. Каждый раз, вспоминая ее, вы освежите написание словарных слов.

    Способ №2

    Ищем карточки со словами или делаем их сами. Второй вариант лучше, так как часть слов запомнится уже в процессе их создания.
    Нарисуйте бегемота так, словно он сидит как человек. В таком случае его тело и лапы образуют букву Е. Обведите большой орех буквой О, так она окажется частью картинки. Каждый раз при взгляде на нее вы будете видеть, что слово нужно писать с буквой О.

    Способ №3

    Просклоняйте слово по всем падежам. Запишите много раз сложную орфограммой.
    И.п. бегемот
    Р.п. бегемота
    Д.п. бегемоту
    В.п. бегемота
    Т.п. бегемотом
    П.п. бегемоте
    Таким методом вы задействуете моторную память. Многократное написание поможет усвоить орфограмму.

    Способ №4

    Поиграете в ассоциации. Этот совет лучше всего подходит для абстрактных терминов и понятий. Такое запоминание пригодится и для изучения иностранных слов. По этой причине многие взрослые останавливают свой выбор именно на нем.
    Цепочки ассоциаций можно выстраивать на фонетическом подобии, подбирая слова с такой же орфограммой, стоящей в ударном положении. Например, очевидец – это тот, кто очень видит.
    Ассоциативные ряды должны быть запоминающимися, смешные и яркие образы помогут быстрее усвоить особенности написания.
    Находите ассоциации, в которых непроизносимый согласный звук отлично слышен, а безударный гласный находится под ударением. Например, букву Т в слове «честность» можно запомнить с помощью фразы «нельзя представить честность без чести».

    Способ №5

    Стикеры. Этим методом можно завершить процесс, когда уже и рассказ написан, и придуман необычный образ, и слово записано множество раз. Запишите теперь его в свой собственный словарик и на стикер. Приклейте его на видном месте. Чем чаще будете видеть слово, тем быстрее и прочнее запомните, как оно пишется.

  8. kobii Ответить

    Статья в определенном 🙂 смысле хорошая, так что не буду держать комментарии при себе.
    Тема мне важна – сын во втором классе, и с русским языком у него не очень. Итак, читаю.
    “Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию”.
    Читаю еще раз. Серьезно – автор считает, что словарные слова запоминают НА СЛУХ?!
    Эм… Ладно, возможно, автор неудачно выразил свою мысль. Хотя автору, неудачно выражающему свои мысли, возможно, не стоит выражать мысли о правописании на русском языке.
    Читаю дальше – предлагается на рисунке кОрзины найти букву О для запоминания этого слова. Смотрю я на рисунок и отчетливо вижу букву А – ручка корзины + бортик корзины. Задумчиво зову сына, предлагаю на рисунке найти букву. Он находит через минуту – ту же букву А.
    Эм… Ладно, возможно, автор неудачно подобрал иллюстрацию. Хотя неудачно подобранная иллюстрация для метода ГРАФИЧЕСКИХ ассоциаций как минимум странна.
    Читаю дальше – в качестве очередного примера приводится слово “поролон”. Задумчиво смотрю на заголовок статьи: “Словарные слова в начальной школе”. То есть автор считает, что “поролон” – словарное слово из начальной школы.
    Слово поролон, конечно, сложное и красивое, и писать его надо правильно. Но статья же для тех, у кого проблемы в начальной школе со словарными словами? Или статья лишь повод автору покрасоваться удобным надуманным примером, не имеющим отношения к реальным проблемам младшешкольника? Честное слово, мне с сыном не до поролона, нам бы через слова попроще прорваться… Кстати, я не поленилась полазить по школьным учебникам, это слово и в старших классах не упоминается. Есть “поровну”, есть “пороша”, а “поролон” за пределами школьной программы.
    Длинно получается, так что дальше бурчать не буду, подведу итог – выражаю глубокое сомнение в профессионализме автора.

  9. Highden Ответить


    Много хлопот доставляет
    учителям начальных классов изучение словарных
    слов. Зачастую они, обратив внимание детей на
    особенности написания слова и подчеркнув нужные
    буквы, предлагают записать его в словарик и
    запомнить, как оно пишется. Но память нередко
    подводит маленьких школьников, так как никакими
    методами запоминания они еще не владеют, и не
    каждый учитель может их этим методам научить.
    Конечно, есть немало творчески работающих
    учителей, которые стараются разнообразить
    процесс изучения словарных слов: подбирают
    стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в
    контекст занимательного содержания и т.п. Но, к
    сожалению, результаты и в этих случаях не всегда
    соответствуют ожиданиям.
    А между тем есть метод,
    который поможет справиться с данной проблемой.
    Основан он на возрастных особенностях мышления
    младших школьников и общих законах запоминания.
    В этой публикации
    представлены два варианта работы со словарными
    словами.


    I вариант

    Мышление учащихся начальных
    классов носит наглядно-образный характер, то
    есть оно опирается на конкретные представления и
    образы. В связи с этим у большинства из них
    соответственно преобладает и образный тип
    памяти.
    Кроме того, следует отметить,
    что успешному запоминанию способствует
    соблюдение определенных условий:
    1) установка на запоминание:
    ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо
    запомнить;
    2) заинтересованность: легче запоминается то,
    что интересно;
    3) яркость восприятия: лучше запоминается все
    яркое, необычное, то, что вызывает определенные
    эмоции;
    4) образность запечатления: запоминание,
    опирающееся на образы, гораздо лучше
    механического запоминания.
    Все эти условия соблюдаются
    при запоминании словарных слов предлагаемым
    способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для
    того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на
    буквах, которые вызывают трудность при
    написании. Дети с удовольствием занимаются этим
    увлекательным делом, а результаты в итоге
    соответствуют ожиданиям.

    Указания для учителя

    1. Назвать слово, которое
    необходимо запомнить, записать его на классной
    доске.
    2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
    3. Дать установку на запоминание.
    4. Отметить буквы, которые могут вызвать
    трудности при написании.
    5. Записать слово печатными буквами.
    6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки
    на “трудных” буквах, опираясь на смысл слова.
    7. Когда рисунки готовы, желающие
    демонстрируют свои варианты на доске.

    Как рисовать

    На букве о очень легко
    нарисовать помидор, а буква и – это ножи,
    которыми можно его разрезать.

    Когда тебя ужалит крапива,
    трудно удержаться от крика.

    Из бананов очень легко можно
    выложить букву а, но невозможно сделать букву
    о.

    Не бывает аллеи без деревьев…
    а еще по аллее гуляют люди, и не один-два, а много…

    А это сантехники пришли
    ремонтировать батарею.

    Это слово очень легко
    запомнить – карандаши и коробка для них.

    Почему бы не пофантазировать
    вот так?

    Ну какой восход без солнца?

    А какой барабан без палочек?

    Однажды мне купили шар, было
    здорово!

    А у вас на даче есть огород?

    Конечно, в середине этого
    слова должна быть хоть небольшая лестница.

    Когда разыграется аппетит,
    никто не откажется от парочки котлет или…
    эскимо.

    Этому человечку не страшна
    лужа на букве о, ведь он в сапогах.

    Это слово очень любят
    мальчишки, вариантов придумывают множество.

    Тут все понятно без
    объяснений.

    Рисунки надо делать только на
    тех буквах, которые вызывают затруднения при
    написании, иначе происходит “нагромождение”
    образов. Рисунок должен обязательно
    соответствовать смыслу слова.
    Процесс этот сколь
    увлекательный, столь и полезный. Дети с
    удовольствием рисуют, что не только позволяет им
    запомнить словарные слова, но и развивает
    воображение.

    Примечание.
    Учителю надо
    помнить, что существует процесс забывания, и
    продумать систему повторений.

    Л.П. Копылова,
    психолог лицея № 42 ВСДЖ,
    г. Иркутск-17
    II вариант

    Словарные слова запоминаются
    при помощи мнемосистемы “связей”, которая
    заключается в следующем:
    1) запоминание происходит
    легче, если человек мысленно представляет себе
    предметы, явления или действия, которые
    обозначают слова;
    2) объединенные в группы предметы должны
    “оживать”, “двигаться”.



    У нашего класса в субботу
    был русский язык.




    У Кати в квартире на картине
    карандашом нарисованы кастрюля и стакан.
    А у Оли над кроватью – яблоко.



    Была хорошая погода.
    (Светило солнышко.) Мы поехали по дороге
    на огород. (Рисуем колеса велосипеда.)
    Мы посадили овощи. (Семена овощей
    напоминают букву о.) Горох (рисуем
    горошины), морковь, огурец, помидор.
    Но у нас выросли и “неправильные” растения,
    у них семена напоминают букву о, а вырастает
    буква а. Капуста, картофель.



    Мы приехали на трамвае в магазин
    и купили на завтрак малину.



    Пассажир аккуратно
    прошел по аллее большое расстояние.



    В четверг в лагере мы
    рисовали пшеницу черным и желтым
    карандашами.

    Подставка с карандашами
    напоминает букву е.


    Шел человек по городу, вдруг
    впереди выскочила черная кошка. Повернул назад –
    тупик, пошел налево – слева тупик, пошел направо
    – и справа тупик, хотел вниз, да снизу асфальт
    мешает. Пришлось встретиться с черной кошкой. И
    слова все эти пишутся вместе.

    Правописание букв а и о
    на конце слов “налево – слева”,
    “направо” – “справа” можно запомнить
    так:
    на окно Ю налево;
    с окна Ю слева;
    на окно Ю направо;
    с окна Ю
    справа.



    Ого! Однажды на осине
    выросли орех и яблоко!

    Когда мы очень сильно
    удивляемся, мы широко раскрываем глаза, они
    становятся похожи на букву о.



    Дул ветер с севера,
    медведь качался вместе с берёзой.

    Ветки березы и коготки на
    лапках медведя напоминают букву е. Медведь
    тесно прижимался к березе, слился с нею, слово
    вместе тоже слилось.

    Рабочий собирается на работу,
    надевает сапоги, пальто, садится в машину,
    едет на завод.


    Мой рисунок называется
    “Сирень на улице”.

    Фигура человека вписана в
    букву и. В одной руке он держит кисть, в другой
    – опирается на стол.

    Как ездить на велосипеде?
    Быстро, весело, скоро, хорошо.


    Мой товарищ вскопал лопатой
    грядки, посадил ягоды, будет хороший урожай.

    Голова человека, лопата и
    корзина с ягодами напоминают букву о.

    Был месяц июнь. Заяц
    положил на язык землянику.

    Перевернутая буква я
    голова зайца с ушами, ягода земляники.

    Светлана
    ЯШЕНКОВА,
    учитель начальной школы, г. Сычевка, Смоленская
    область
    От редакции.
    Если
    вы хотите поделиться опытом организации работы
    со словарными словами, то пишите в редакцию по
    адресу: 121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 24. Редакция
    “Начальная школа”.

  10. yulia91 Ответить

    Учим словарные слова легко
    Всему название дано – и зверю, и предмету.
    Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
    Язык – и стар, и вечно нов!
    И это так прекрасно –
    В огромном море – море слов
    Купаться ежечасно!
    А. Шибаев
    Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять,  часто возвращаясь к одному и тому же слову.
    Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.
    Работа по заучиванию словарных слов должна проводиться систематически: заниматься следует по 15-20 минут ежедневно. Стоит брать для запоминания от 5 до 20 слов в неделю.
    При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:
    1. Читаем слово, проговариваем его по слогам;
    2. Объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);
    3. Ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;
    4. Подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;
    5. Записываем слова в орфографический словарик.
    Эта стандартный работа со словом, которая помогает его выучить. Так разбираются словарные слова в школе, но этого часто недостаточно для запоминания. Чтобы увлечь ребёнка и облегчить процесс заучивания словарных слов, многие педагоги предлагают использование следующих приёмов.
    Можно составить рассказ из группы словарных слов.  Следует подбирать слова более близкие по смыслу, из одной тематической группы, например: тетрадь, карандаш, пенал, портфель, класс.
    Наш класс большой и светлый. Девочки и мальчики очень дружные и хорошие ребята. Перед уроками дежурные раздают тетради. Ученики готовят к уроку пенал, карандаши. Все вещи у них аккуратно лежат в портфелях. Учитель входит в класс, начинается урок.

    Картинный диктант: использование картинок с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов, изображённых на картинке.
    Можно списывать слова в различном порядке: в порядке возрастания слогов или наоборот, по родам, по числам, по частям речи и т.д.
    Разбор слова по составу, составление словообразовательных цепочек и образование новых слов от данного.
    Изменение слова по падежам.
    Мнемонический метод – ассоциативное запоминание слов. Трудное написание необходимо  связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ должен помочь правильно написать орфограмму.
    Как подобрать образ?
    Записываем словарное слово,  выделяем другим цветом (подчеркиваем, обводим) слог, который вызывает трудности при написании. Находим ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записываем его напротив словарного слова:
    кАрман – дырА;
    кАлории в сАле.
    Обратите внимание, ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: подобие по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.
    В написании ассоциативного образа должна быть под ударением буква, которая является сомнительной в словарном слове:
    кАпуста;
    зАяц любит кАпусту;
    кАпуста – зАяц.
    Можно нарисовать рисунок через сомнительную орфограмму, который объясняет написание словарного слова:

    Ценность данного метода в том, что у каждого свой ассоциативный образ, который помогает запомнить слова.
    Можно объединять словарные слова в словосочетания и предложения на основе одинаковых орфограмм:
    канонада в Канаде;
    имитация миграции;
    аппетит после аппендицита;
    у Аллы аллергия.
    Подбор фразеологизмов и стихотворений со словарным словом:
    …Он на вокзале есть всегда,
    К нему приходят поезда.
    Двойное «р»содержит он
    И называется перрон. (С. Михалков)
    Побежал он на перрон,
    Влез в отцепленный вагон. (С. Маршак)
    Можно написать слова, стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах и наклеить их на видные места в своёй комнате. Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова.
    Для усвоения слов с непроверяемыми написаниями можно  воспользоваться специальной литературой, которая поможет  разнообразить занятия по заучиванию словарных слов. Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и  способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *