Какая орфограмма в корне слова проверяется ударением?

8 ответов на вопрос “Какая орфограмма в корне слова проверяется ударением?”

  1. SnopT Ответить

    Чередование  а  и  о

    1.      В корне  гар    гор- под ударением пишется  а, без ударения   о; зага?р, уга?р – загоре?лый, угоре?ть.
    Исключения:  вы?гарки, и?згарь, при?гарь (специальные и диалектные слова).
    2.      В корне  зар   –  зор – под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –  а: за?рево, зо?рька – зарни?ца, озаря?ть.
    Исключение:  зорева?ть.
    3.      В корне  кас     кос(н)- пишется  о, если дальше следует согласная  н, в остальных случаях –  а:  касаться, касательная – коснуться, прикосновение.
    4.      В корне  клан-  –  клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –  о:  кла?няться, покло?н – поклони?ться,поклоне?ние.
    5.      В безударном корне  лаг-  –  лож-  перед  г  пишется  а,  перед  ж  –  о:  предлага?ть, прилага?тельное – предложи?ть, обложе?ние.
    Исключение:  по?лог  (семантически уже не связывается с корнем  лаг-    лож-).
    6.      Корень  мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»:  макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень  мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну?ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
    7.      В корне  плав  гласный звук может быть ударяемым и безударным:  пла?вать, плаву?честь, поплаво?к. Корень  плов- содержится в словах  пловец ипловчиха;  корень  плыв- – в слове плывуны.
    8.      Корень  равн  имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»:  уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень  ровн  – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен  (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).
    9.      В корне  раст  –  рос-  пишется а перед последующим сочетанием  ст  (также перед  щ), в остальных случаях пишется  о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.
    Исключения:  отрасль (хотя нет  cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть  cm).
    10.  В безударном корне  скак  –  скоч  перед  к  пишется  а, перед  ч  –  о: подскака?ть  – подскочи?ть.
    Исключения:  скачо?к, скачу?.
    11.  В корне  твар  –  твор  под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –  о: тварь, тво?рчество – твори?ть, творе?ц.
    Исключение:  у?тварь  (семантически уже не связывается с корнем  твар  –  твор ). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного  о: уговори?ть   – угова?ривать, затро?нуть – затра?гивать, зарабо?тать –зараба?тывать (см. §1, примеч. 2).

    Чередование е  и  и

    12.  В корнях  бер     бир -, дер-    дир -, мер-   мир-, пер-   пир-, тер-    тир-, блест-    блист -, жег-    жиг-, стел-  стил-, чет-   чит- пишется  и, если дальше следует суффикс  -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется  е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
    Исключения:  сочетать, сочетание.

    Чередование а(я) и има(я) и ин

    13.  В корнях с чередованием  а(я)  –  и ма(я)  –  ин  пишутся  им  и   ин,  если дальше следует суффикс  -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать.  Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать  и др. В производных формах сохраняется  им,  даже если дальше и не следует суффикс  ,  например:  сниму, сними, подниму, подними и т.д.

  2. Thetaath Ответить

    Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:
    На «А»: автомобиль, абажур, аплодисменты, атмосфера;
    На «Б»: бетон, балкон, библиотекарь, бинокль;
    На «В»: ватрушка, велосипед, вермишель, вентиляция;
    На «Г»: гастроном, гардероб, горизонт, гирлянда;
    На «Д»: делегация, дизентерия, дефицит, директор;
    На «Е»: егерь, единица;
    На «Ж»: желать, железка;
    На «З»: завтрак, зефирный;
    На «И»: инженер, истина, информация;
    На «К»: кавычки, конфорка, каравай, конструктор;
    На «Л»: лаборатория, ладонь, линолеум, лимонад;
    На «М»: медаль, мошенник, миниатюра, матрос;
    На «Н»: новелла, нотариус, наваждение;
    На «О»: облако, огурец, олимпиада, оптимизм;
    На «П»: палисадник, планета, привередливый, продюсер;
    На «Р»: реставрировать, режиссер, репетиция, режим;
    На «С»: салфетка, собеседование, снегирь, семинар;
    На «Т»: торжественный, тренировка, тарелка, тротуар;
    На «У»: удовлетворительно, удостоить;
    На «Ф»: фамилия, фиолетовый, фестиваль, фонтан;
    На «Х»: характер, хризантема, хореограф, хомяк;
    На «Ц»: целлофан, церемония;
    На «Ч»: чемодан, человек, чемпион;
    На «Ш»: шеренга, шедевр, шофёр, шпингалет;
    На «Щ»: щекотать;
    На «Э»: экскаватор, эксперимент, эмигрант, этикетка;
    На «Ю»: юбилей;
    На «Я»: якорь, ящерица.

  3. Tetilar Ответить

    Трудности при изучении орфограммы
    “Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением”
    Чтобы еще раз обозначить важность темы, я хочу привести вам следующие данные: около 75% слов русского языка состоят из 2-3 слогов,  и на один ударный слог приходится  1-2 безударных. Т.Е. это еще раз доказывает нам, какое  важное место занимается орфограмма «Правописание безударных гласных в корне слова» в общем образовании учеников.
    Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. Именно это и вызывает у младших школьников наибольшие трудности и часто приводит к ошибкам. В работе над безударной гласной в корне слова во всех методиках выделяется 4 важных ступени:
    1 – восприятие слова (лексический смысл);
    2 – определение того, на какую часть слова, т.е. на какую морфему падает ударение;
    3 – определение  безударного слога;
    4 – подбор проверочного однокоренного слова.
    Собственно, мы по такой схеме и работаем, все делаем правильно, а ошибки ЕСТЬ!
    Первое и главное в моем понимании работы над любой темой, а в особенности над этой,  заключается в волшебном слове «пропедевтика».
    Пропедевтика – это слово греческого происхождения, которое обозначает введение в какую-либо науку.
    А в словаре иностранных слов добавляется, что это происходит в сжатой и элементарной форме. Для нас это важно, т.к. у нас очень маленькие ученики.
    Начиная с 1 класса я приучаю своих детей, что как только  мы узнали ударение в слове, к своему жесту.
    Печатаем слово дома –     дом, т.е. я уже приучаю их к проверке, и весь 1 класс не зная ни конструкции слова, ни понятий корня и однокоренных слов ученики уже привыкают к этой проверке, т.е. происходит элементарное введение в тему, т.е. волшебная пропедевтика (развитие фонематического слуха учащихся).
    И вот он 2 класс. Октябрь. Новая тема «Однокоренные слова. Корень слова. Проверка безударных гласных». Всего 10 часов. А ученики уже умеют совершать это орфографическое действие! И им фонематический слух уже приходит на помощь. И тут важно уже заинтересовать этой работой.
    а) цепочки однокоренных слов с обязательным условием: корень везде пишется одинаково. Цепочки составляем в классе, даю сотавить по одной цепочке на дом.
    б) любые дидактические игры.
    Например:   гла\оза –…………(глаз);
    в) найди проверочное слово;
    г) любые карточки;
    д) взаимопроверка;
    е) выбрать из текста и записать слово с безударной гласной с проверочным словом;
    ё) даю 5 однокоренных слов, записать столбик, дать только корень
    ласк
    ласка
    ласково
    приласкать
    И я уверена, что вы добавите к этому много своих находок. Но главное на этом этапе: не перегружать детей рассуждениями. Они еще не знают всех морфем, поэтому стоит убрать все лишние слова.
    3 класс – 15 часов. В 3 классе муже вводятся приставки и суффиксы и немного ситуация усложняется. Тут главное алгоритм действий и то, что  ни в приставке, ни в суффиксе, ни  в окончании безударные гласные не проверяются. Только в корне!
    4 класс. Отдельной темы нет, но я насчитала 6 уроков по безударной гласной в корне. Тут уже теоретически навык почти сформирован, но это только теоретически, т.е. практически на каждом уроке уже в сопоставлении с другими морфемами необходимо продолжать формировать этот навык, опять не перегружая детей рассуждениями.
    В заключении:
    – во всех случаях обучение правописанию безударной гласной в корне должно носить системный         характер, проводиться регулярно и последовательно, особенно в 4 классе, в сопоставлении с другими орфограммами;
    – не следует забывать, что формированию навыка предшествуют длительные, систематические, целенаправленные упражнения.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *