Какие чаяния и думы народа отразились в образе ильи муромца?

12 ответов на вопрос “Какие чаяния и думы народа отразились в образе ильи муромца?”

  1. mayvaldovyra Ответить

    Здравствуйте. В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, а «ради матушки-свято-Русь земли». Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей – ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем. Весь сюжет эпоса «Урал-батыр» пронизан идеей борьбы добра и зла. «Урал-батыр» – произведение, которое отчетливо сохранило в себе отголоски архаических близнечных мифов о братьях-соперниках, антагонистах» 2. Урал и Шульген, два брата, олицетворяют два противоположных начала – добро и зло, которые ведут между собой непримиримую борьбу. Урал-батыр носитель добра и борец со злом, победитель Смерти Он стремится защитить землю от зла и страданий, а его брат Шульген становится врагом людей Урал пытается остановить Шульгена от нарушения запрета (испить кровь); защищает брата от ярости отца и спасает плененную птицу-лебедь Хумай. По мере повествования и границы борьбы расширяются, Урал оказывается перед лицом серьезных испытаний – это согласие пойти налево вместо Шульгена в страну царя Катила, [де ему предстояло бороться не только против обычаев этой страны, но и показать физическую силу в бою с быком. Далее Урал-батыр борется с многочисленными дивами, но самая тяжелая борьба – это борьба с братом, олицетворяющим зло. Добро берет верх, но и зло продолжает жить – таков закон жизни.

  2. 89284449756 Ответить


    (Илья Муромец – доблестный богатырь, защитник народа на Руси)
    Народный эпос надел образ Ильи Муромца традиционными чертами богатыря. В каждой былине портрет его приобретает новые черты, только дополняющие общую картину. Так, перед тем, как уйти из дома в Киев, воин кланяется родителям и просит у них христианского благословения.
    Даже к своему коню Илья относится как к ратному товарищу. К нему обращена речь его, ему он отдает приказы. Во многих былинах цель богатыря озвучена весьма точно: защищать Русь святую и веру православную. Он готов помочь обиженному и несправедливо угнетенному. Когда Илья Муромец освобождает от захватчиков город Чернигов, его жители приглашают освободителя занять место воеводы. Однако, богатырь не согласен, ведь его цель совсем в другом, а служит родине он бескорыстно.

    (Все почитали Илью и приходили к нему за любой помощью)
    Примечательно, что семьи в обычном понимании – жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси, которой он поистине необходим весь без остатка. Смысл его жизни дать возможность обычным людям просто жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.
    Несмотря на бессчетное количество побед, Илья не был хвастливым. Былинные сказители особо подчеркивают, что он никогда не гордился победами и не демонстрировал их напоказ. Часто говорится, что побежденного врага, если на то не было приказа (как в случае с Соловьем-разбойником), то и отпускал на все четыре стороны. Это особое отношение к поверженному врагу прослеживается и в образах других былинных героев, а позднее стало традиционным для русского воина-защитника.

  3. Gluk801 Ответить

    Эти данные заставляют предполагать, что до Ростово-Суздальской эпохи в русской истории деятельность Ильи связывалась с Черниговской областью и приурочивалась к городам Моровийску и Карачеву. Такое предположение находится, во-первых, в полном согласии с историей: в течение более двух веков (с XI-XIII) Чернигов играет роль соперника Киева по силе, богатству и славе- Черниговская область является ареной, где происходят многочисленные военные столкновения русских князей друг с другом или с половцами. Былины, изображающие освобождение Чернигова от осаждающей его силы, является несомненно отголоском исторических событий, связанных с именем этого города. В одной из нынешних былин родным городом Ильи называется Моров, напоминающий по своему звуковому составу —- Моровийск. По другой былине Илья просит у отца благословения ехать в Чернигов и уже из Чернигова отправляется в Киев к Владимиру. Во-вторых, при этом предположении устраняется ряд недоразумений, возбуждаемых нынешней редакцией былин о первом выезде Ильи: Илья выезжает из Мурома и села Карачарова с целью попасть в Киев- Чернигов стоит значительно в стороне от пути в Киев- между тем Илья Муромец попадает под Чернигов, делая таким образом значительный крюк, ничем не объясняемый. Если же предположить, что Илья выезжает из Моровийска, то тогда действительно Илья неизбежно должен был по пути в Киев проезжать мимо Чернигова.
    Но и приурочение начальной деятельности Ильи к Черниговской области было, по всей вероятности, плодом творчества в эпоху системы очередного княжения. Между тем Илья Муромец настолько ярко выступает, как богатырь, охваченный идеей служения русской земле и ее представителю князю Владимиру, что его образ не мог возникнуть в эпоху системы очередного княжения, когда общерусские интересы отступили перед интересами местными. Образ Ильи Муромца должен был возникнуть первоначально в великую эпоху Владимира св., когда впервые у русского правящего класса с князем во главе возникли интересы культурно-государственного характера. Об этом первоначальном периоде, пережитом старинами об Илье Муромце, мы находим некоторые замечательные отголоски в германской поэме «-Ортнит»- (начало XIII в.) и в норвежской «-Тидрек-саге»- (половина XIII в.)
    Сопоставляя данные из поэмы «-Ортнит»- и «-Тидрек-саги»- с нашими летописными преданиями, приходится заключить, что Илья западноевропейских поэм —- никто иной, как дядя Владимира, известный в летописях под именем Добрыни. Это неожиданное заключение возбуждает ряд вопросов.
    Во-первых, откуда в скандинавскую «-Тидрек-сагу»- и в ее отголосок —- германскую поэму «-Ортнит»- могли попасть факты из русской истории? Этот вопрос разрешается очень просто: между Скандинавией и древней Русью существовали деятельные сношения, которые поддерживались варягами, отправлявшимися на службу к русским князьям и затем возвращавшимся назад. Возвратившись на родину, они должны были рассказывать своим близким о собственных приключениях на Руси, о тех лицах, у которых они служили, о событиях, свидетелями и участниками которых они были. Если среди вернувшихся варягов были певцы-поэты, то они об этих лицах и событиях рассказывали в форме песни. Таким образом, ничего нет удивительного в том, что в скандинавских песнях мы находим отголоски древнерусской истории. А из скандинавских песен с русским содержанием мог почерпать содержание и родственный скандинавскому —- германский эпос. Возвращавшиеся на родину варяги, знавшие хорошо отношения, существовавшие в русских правящих кругах, не могли не знать Добрыни и его роли в жизни и княжении Владимира.
    Во-вторых, в поэме «-Ортнит»- Илия-Добрыня изображается заезжим иностранным богатырем из Руси. Почему? По всей вероятности, это является отражением следующего, вероятно, действительно бывшего факта. Под 977 г. наша летопись сообщает, что Владимир, услышав о том, что Ярополк убил Олега, испугался и бежал из Новгорода к варягам за море. Владимиру в то время было около 16-17 лет- его руководителем, по летописи, был дядя Добрыня. Ясно, что Владимир бежал не один, а с дядей. В Скандинавии Владимир с Добрыней пробыл до 980 г., т.е. около трех лет. Трудно предположить, чтобы такой даровитый человек, как Добрыня, за это время не проявил себя какими-нибудь действиями, обратившими на себя внимание туземных скандинавских общественных групп: не даром через три года Добрыне удалось увлечь за Владимиром и собою отряд варягов, благодаря которому Владимир завладел всей русской землей.
    В-третьих, если летописный Добрыня и Илиас —- одно и то же лицо, то почему Добрыня в «-Ортните»- и «-Тидрек-саге»- выступает под именем Илиаса, т.е. Ильи большинства наших былин, Этот вопрос —- самый трудный для разрешения. Ответом может послужить только ряд предположений, одинаково вероятных.
    Первое предположение состоит в том, что имя Добрыня постепенно вытеснялось в песнях об этом деятеле именем Илья, принадлежавшим какому-нибудь позднейшему деятелю. Это предположение находит себе опору в некоторых летописных данных. В первой Новгородской летописи упоминается князь Илья, сын Ярослава Мудрого. Вот это место из летописи: «-И родися у Ярослава сын Илья и посади в Новгороде и умре. И потом разгневася Ярослав на Коснятина Добрынича и заточи и (его)- а сына своего Володимира посади в Новгороде»-. В этих отрывочных сведениях любопытно то, что у Ярослава был сын по имени Илья, который даже управлял Новгородом- в свое время этот Илья был лицом очень известным: по крайней мере, в сагах он, под именем Гольти, т.е. ловкого, быстрого, фигурирует рядом с Вальдимаром (Владимиром) и Висиволодом. Замечательно в приведенных сведениях и то, что в них упоминается Коснятин Добрынич, сын Добрыни, чем-то навлекший гнев Ярослава, быть может, какими-либо отношениями к умершему князю, или своими притязаниями.
    Второе предположение состоит в том, что имя Добрыня вытеснылось созвучным с словом Иля именем какого-нибудь предшествующего русского деятеля. Вариант имени Илиаса —- Eligas —- указывает, имя какого именно деятеля могло иметь здесь влияние. Форма Eligas, с ударением безразлично на первом от конца или на втором от конца слоге, соответствует древнерусской форме Ольг и народной Вольга. Эрих Лассота имя Ильи Муромца передает в форме Elia, соответствующей варианту Elias в поэме «-Ортнит»-. В некоторых списках поэмы «-Ортнит»- прямо встречаются формы Yllias, Illias, Ilias. Итак, по-видимому, имя Добрыни могло вытесняться именем древнерусского князя Олега вещего. Для такого вытеснения были важные в процессе устной передачи песен причины: 1) Олег при Игоре играл такую же роль, как и Добрыня при Владимире: он управлял за Игоря государством, совершил ряд блестящих походов и завоеваний, перенес столицу в Киев, победил греков- 2) Олег, по некоторым летописным сведениям был брат жены Рюрика, следовательно, находился в таких же отношениях родства к Игорю, как Добрыня к Владимиру. По этим причинам песни о Добрыне невольно должны были смешиваться и спутываться с песнями об Олеге вещем, причем имя Добрыни могло легко заменяться именем Олега- а так как некоторые формы этого имени близко подходят к имени Ильи, то замениться в конце концов этим именем. Предположение о вытеснении имени Добрыни именем Илья через посредство имени Олег, благодаря смешению двух исторических лиц и их деятельности, находит себе подтверждение в следующем факте. В одном проложном житии св. Владимира в рассказе о походе Владимира на Корсунь сообщается, что Владимир, взяв Корсунь, «-посла Олга воеводу с Жьдеберном в Царьград в царям просити за себе сестры их»-. Из этого сообщения видно, что Добрыню, воеводу Владимира, устные предания, записанные автором проложного жития, уже смешивали с Олегом, который превратился в воеводу Владимира.
    Второе предположение, т.е. вытеснение имени Добрыни именем Олега в формах, близких к имени Илья, бросает свет и на прозвище Ильи —- Муромец. В одном «-Торжественнике»- рассказывается о завоевании новгородским русским князем Бравленином, или Бравлином, южного берега Крыма от Корсуня и до Корчева. Взяв город Сурож (Судак) князь Бравленин-Бравлин ворвался в церковь св. Софии и стал грабить гроб св. Стефана Сурожского. Но здесь произошло чудо: князь упал и стал источать пену, крича, что великий человек ударил его по лицу. Это был св. Стефан, который сказал, что не выпустит его, пока не крестится. Князь крестился. Далее рассказываетс об исцелении корсуньской царицы Анны. В этом сказании прежде всего интересно упоминание о корсуньской царице Анне, тезке той царицы Анны, на которой полтора века спустя после похода князя Бравлина женился в Корсуне Владимир. Далее обращает на себя внимание имя, точнее, прозвище князя Бравленин, или Бравлин. Слово Бравлин, по-видимому, образовалось из Мравлин (как Бохмит из Магомет, бахрома из махрама)- краткогласная форма Мравлин, Мравленин соответствует полногласным Моровлин, Моровленин. Слова Мравлин, Мравленин и Моровлин, Моровленин, в свою очередь, могли возникнуть параллельно словам Мурмонин, Нурманин, Урманин, соответствующих германскому Normannen, т.е. названию скандинавов. Итак, Бравленин, Бравлин, вероятнее всего, означает Мурманин, Урманин, Норманн. Так называемая «-Иоакимовская»- летопись называет Олега князем Урманским, т.е. Норманнским.
    Прозвище Ильи «-Муромец»-, как известно, представляет позднейшее осмысление следующих форм: Мурович (XVII в.), Моровлин и Муравленин (XVI в)- последние формы, в свою очередь, суть искажение первоначальных форм: Мурманин, Урманин, что значило —- Норманин, норманнский. Итак, Илья Муромец означает —- Илья Норманн. На Добрыню-Илью, «-храбора и нарядна мужа»-, перенесено было из древних песен об Олеге не только имя последнего, но и прозвище, обозначавшее племя из которого происходили удалые вожди-завоеватели, и получившие потом нарицательное значении. Такое толкование не противоречит исторической теории княжеско-дружинного эпического творчества и находится в полном согласии с историческими фактами древнерусской жизни.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *