Какие человеческие качества воспевает лермонтов в образе купца калашникова?

3 ответов на вопрос “Какие человеческие качества воспевает лермонтов в образе купца калашникова?”

  1. bionic97 Ответить

    Выбирать то особо не из кого – либо Кирибеевич, либо удалой купец 🙂 Пусть будет Калашников 🙂 В фигуре Кирибеевича нашли некоторое отражение черты доброго молодца «удалых» или «разбойничьих» песен. «Какая сильная, могучая натура! » – писал о нём Белинский, раскрывая психологию «удалого бойца» . Но героическое начало в поэме связано не с этими представлениями привилегированных верхов, а с образом «смелого купца» Калашникова. В образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Правда, Калашников, в отличие от богатырей не выступает в качестве защитника родной земли, однако и он умеет постоять за правду «до последнева» . Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова как демократического героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий о имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло») . Заключающая «Песню» картина «безымянной могилки» , вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова почившего «за святую правду-Матушку» , народное значение. Автор «Песни» бросил вызов правящим кругам своего времени, дерзнув воспеть в манере народной песни удалого купца Калашникова, выступившего в защиту своего личного и социального достоинства против царского любимца и самого царя. В призыве гусляров: «Каждому правдой и честью воздайте! » слышится голом народа имеющего право судить всех, не исключая и носителя верховной власти. Поэма Лермонтова проникнута духом общественно политического протеста против социальной несправедливости и просветительского произвола. По меткому выражению А. В. Луначарского, она содержит «заряд гигантского мятежа» . Демократическая идея «Песни про Ивана Васильевича» нашла выражение в подлинно народной форме произведения. Лермонтов опирается здесь на жанр народной исторической песни.

  2. MuLLlan9 Ответить

    Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова” проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В “Песне…” рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну – жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи. В этом произведении автор столкнул две силы – народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека – купца Калашникова. Это русский национальный характер – цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович – замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены – одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою. Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. “На Москве-реке при самом царе” собирается он “выйти на опричника”, в кулачном бою “насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку”. Рано утром собрались “удалые бойцы московские” на берегу Москвы-реки на кулачный бой, “разгуляться для праздника, потешиться”. Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, “оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного”. И состоялся бой между молодым царским опричником и “удалым купцом Калашниковым”, в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и “закон Господний”, Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю: Я убил его вольной волею, А за что, про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича: Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать. Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он – самонадеянный и чванливый “буйный молодец”, самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна “в церкви божией перевенчана” с молодым купцом. Степа н Калашников – цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его “безымянная могилка” никого не оставляет равнодушным.

  3. BiOMeX Ответить

    М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.
    Поэма “Песня про … удалого купца Калашникова” – это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену “удалого купца” Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы – народную правду и самодержавное своеволие, “честь и бесчестие”.
    Народная правда воплотилась в образе простого человека – купца Калашникова. Это русский национальный характер – цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.
    Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о помощи:
    Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
    “На Москве-реке при самом царе” собирается он “выйти на опричника”, в кулачном бою “насмерть биться, до последних сил – за святую правду-матушку”.
    На другой день рано утром собрались “удалые бойцы московские” на берегу Москвы-реки на кулачный бой, “разгуляться для праздника, потешиться”. Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, “оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного”. И состоялся бой между молодым царским опричником и “удалым купцом Калашниковым”, в котором купец побеждает бесчестного врага.
    Отстаивая правду, честь и “закон господний”, Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    … Я убил его вольной волею,
    А за что, про что – не скажу тебе,
    Скажу только Богу единому.
    Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
    Закажите ей меньше печалиться,
    Про меня моим детушкам не сказывать …
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это “удалой боец”, преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый “буйный молодец”, самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. “Лукавый” Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна “в церкви божией перевенчана” с молодым купцом.
    Мы видим, что Степан Калашников – цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и “величает” удалого героя, сочувствует ему, его “безымянная могилка” никого не оставляет равно-Душным.
    Добрая память о Калашникове – это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни – защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *