Какие черты были характерны для русского зодчества в 14 15 веках?

4 ответов на вопрос “Какие черты были характерны для русского зодчества в 14 15 веках?”

  1. Mosius Ответить

    Зодчество на Руси в XIV-XV вв
    Период образования Русского централизованного государства характеризуется интенсивным строительством городов, крепостей-кремлей, монастырей и храмов, высокими достижениями национальной архитектуры.
    Русское зодчество XIV-XV вв. характеризуется дальнейшим развитием двух главных архитектурных школ – московской и новгородско-псковской, причем первая из них начинает играть все большую роль. Москва постепенно утверждала за собой значение столицы единого Русского государства, поэтому каменное строительство в ней стало приобретать общенациональный характер. Московская архитектурная школа опиралась на традиции владимиро-суздальского зодчества. Каменное строительство в Москве началось при Иване Калите (основателе соборного ансамбля Кремля) и продолжалось при Дмитрии Донском (белокаменный Кремль, монастыри-крепости вокруг Москвы) . К памятникам московского зодчества начала XV в. относятся соборы Успения на Городке и в Саввино -Сторожевском монастыре близ Звенигорода, а также Троицкая церковь в Троице-Сергиевском монастыре и собор Андроникова монастыря в Москве.
    Следует отметить, что каменные церкви строились не только в Москве. Они возводились в Нижнем Новгороде (здесь была выстроена даже каменная крепость) , в Рязани и других городах. И все же в Новгородско-Псковской земле их сооружалось тогда значительно больше. Яркое представление о характерных особенностях новгородской архитектуры дают два сравнительно небольших храма – церкви Спаса на Ильине улице (построена в 1374 г. ) и Федора Стратилата «на Ручью» (построена в 1361 г. ) В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII-XIII вв. , эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм.

  2. icesand Ответить

    1) Использовались профилированные блоки консольного типа. В кладке обильно применялся и булыжный камень. Зодчество  становится все более консервативным. На фасадах церквей вновь появляются орнаментальные мотивы. В середине 15 в. становится излюбленным тип миниатюрной церковки. Появляются впервые двухэтажные храмы. Распространенным явлением становится нарочитый архаизм. Московское зодчество начинает приобретать общерусский. Характер. Во второй пол. 15 в. замена камня кирпичом терракотой.
    2) Строительство имело как социально-политическое так и военно-оборонительное значение.
    3) Шедевры русской национальной архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) , построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор, сооруженный в честь взятия Казани. Русская архитектура 16 века оставила большой след в облике Москвы. Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно в 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка. Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились и белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо) , Земляной город (садовое кольцо) .
    4)  Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполне­ны в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутрен­нему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением яв­ляется икона Донской Богоматери. Темно-вишневую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазка­ми синего, зеленого и красного цветов. Никогда еще Святая Дева не получалась такой одухотворенной и земной.В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождест­ва, Кремлевский терем великого князя Василия I, со­здал фрески для Архангельского собора. Однако глав­ным его творением стало создание иконостаса для Бла­говещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в кон­це XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов).
    5) Главным свидетельством появления в России национальной школы живописи является иконопись.Она существовала во всех православных странах, но нигде она не достигала такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства нашего народа. В других странах иконы создавались для красоты, а на Руси для молитвы.

  3. Beazelune Ответить

    1) Использовались профилированные блоки консольного типа. В кладке обильно применялся и булыжный камень. Зодчество становится все более консервативным. На фасадах церквей вновь появляются орнаментальные мотивы. В середине 15 в. становится излюбленным тип миниатюрной церковки. Появляются впервые двухэтажные храмы. Распространенным явлением становится нарочитый архаизм. Московское зодчество начинает приобретать общерусский. Характер. Во второй пол. 15 в. замена камня кирпичом терракотой.
    2) Строительство имело как социально-политическое так и военно-оборонительное значение.
    3) Шедевры русской национальной архитектуры – церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) , построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор, сооруженный в честь взятия Казани. Русская архитектура 16 века оставила большой след в облике Москвы. Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно в 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка. Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились и белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо) , Земляной город (садовое кольцо) .
    4) Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Темно-вишневую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазками синего, зеленого и красного цветов. Никогда еще Святая Дева не получалась такой одухотворенной и земной. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великого князя Василия I, создал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в конце XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов) .
    5) Главным свидетельством появления в России национальной школы живописи является иконопись. Она существовала во всех православных странах, но нигде она не достигала такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства нашего народа. В других странах иконы создавались для красоты, а на Руси для молитвы.

  4. ZISEQO Ответить

    В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новгород. Здесь были построены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля, — церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII—XIII веков, эти храмы поражают лёгкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады украшались декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.
    Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное зодчество (крепость Изборск). В самом Пскове был возведён большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.
    Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.
    Свидетельством возрастания политического могущества Москвы стало возведение в 1367 году белокаменного Кремля. Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Постройки создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира.
    Формирование единого государства поставило Москву в особое положение. Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашались архитекторы из Италии, лучшие мастера со всей Руси. Итальянцы привезли в конце XV века новый строительный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *