Какие черты русского национального характера отражены в образе флягина?

16 ответов на вопрос “Какие черты русского национального характера отражены в образе флягина?”

  1. MarkHell Ответить

    Повесть «Очарованный странник» – одно из самых значимых, интересных и своеобразных произведений Н. С. Лескова. В ней описывается жизнь простого русского дворового Ивана Флягина, собравшего в своей натуре все черты русского национального характера и явившем собой пример очень задушевного, морально сильного и стойкого человека.
    Автор описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он был уверен в своём знании русского народа: «Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
    Уже со второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он «из дворовых людей», отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах, он у неё был «молитвенным сыном»: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести встречают героя на его нелёгком пути, это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях, но также и совершил много преступлений, причём самых тяжких: против личности или своей совести: убил монаха, едущего в церковь, из-за того, что тот мешал ему проехать, любимую женщину, которая сама попросила её убить, татарина в схватке за каракового жеребца, – Бог словно издевается над ним: заставляет его совершать грехи, которые он не хочет совершать. Но всегда он сопротивлялся невзгодам и жил, как и сказал про него умирающий монах: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание и пойдешь в чернецы», да и сам он про себя говорил подобное: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент пойти на риск, подвиг.
    Необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живёт не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно отзываются о нём как об «очарованном богатыре». Часто это ему помогает: например, в случае с повозкой он спасает своих хозяев от неминуемой гибели, рискуя своей собственной жизнью, главным образом, благодаря своей силе (физической и духовной) и ловкости. Ему очень нравиться испытывать себя; он знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это: татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно очарования. Он старается изо всех сил оттуда убежать и, наконец, только на одиннадцатый год Бог ему уступает: ему удаётся убежать из плена. Удаётся это ему во многом благодаря своей вере; как и для каждого русского, она играет в жизни для него очень большую роль, особенно в трудных ситуациях: вспоминает он однажды, как молился – так молился, что «даже снег инда под коленами протает и где слёзы падали – утром травку увидишь».
    Нравственная недоразвитость Ивана Северьяныча во многом связана с его религиозными предрассудками. За годы жизни в татарской степи у него от жён-татарок родилось несколько детей. Сбежав из плена, он судьбой жён и детей ничуть не озабочен, говорит, что рождённых жёнами детей «за своих детей не почитал», потому что они не крещеные и мирром не мазаны. Постепенно его внутренний мир становится глубже. Любовь к цыганке Груше, её трагическая судьба и смерть открывают в душе героя, новые грани, способность понимать чужое страдание и откликаться на него. «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность теперь за неё отстрадать». Считая себя великим грешником и пытаясь искупить грех, он отправляется на Кавказ и совершает подвиг, но в собственных глазах остаётся всё тем же грешником, которого ни земля, ни вода принять не хотят. Поэтому в конце жизни он решает пойти в монастырь, как и было завещано матерью.
    Он вовсе не идеальный образ, при всей его талантливости, обострённом чувстве красоты и способности к состраданию. За ним числятся не только проступки, но и преступления, и всё же читатель чувствует в этом человеке чистую и благородную душу. В нём показана вся полнота русской душу, наполненная русским национальным характером.
    Беру!

  2. Ianrim Ответить

    Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского
    национального характера

    Повесть
    «Очарованный странник» – одно из самых значимых, интересных и своеобразных произведений
    Н. С. Лескова. В ней описывается жизнь простого русского дворового Ивана
    Флягина, собравшего в своей натуре все черты русского национального характера и
    явившем собой пример очень задушевного, морально сильного и стойкого человека.
    Автор
    описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он
    был уверен в своём знании русского народа: «Это был человек огромного роста, со
    смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был
    одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в
    высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет
    за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку
    Илью Муромца».
    Уже
    со второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он
    «из дворовых людей», отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах,
    он у неё был «молитвенным сыном»: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот
    самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести
    встречают героя на его нелёгком пути, это настоящее «хождение по мукам», как
    сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей
    Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях, но также
    и совершил много преступлений, причём самых тяжких: против личности или своей
    совести: убил монаха, едущего в церковь, из-за того, что тот мешал ему
    проехать, любимую женщину, которая сама попросила её убить, татарина в схватке
    за каракового жеребца, – Бог словно издевается над ним: заставляет его
    совершать грехи, которые он не хочет совершать. Но всегда он сопротивлялся
    невзгодам и жил, как и сказал про него умирающий монах: «…будешь ты много раз
    погибать и ни разу не погибнешь, пока не придёт твоя настоящая погибель, и ты
    тогда вспомнишь материно обещание и пойдешь в чернецы», да и сам он про себя
    говорил подобное: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Герой
    Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной
    нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент
    пойти на риск, подвиг.
    Необычность
    лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живёт не столько
    умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные
    явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым
    человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно
    отзываются о нём как об «очарованном богатыре». Часто это ему помогает:
    например, в случае с повозкой он спасает своих хозяев от неминуемой гибели,
    рискуя своей собственной жизнью, главным образом, благодаря своей силе
    (физической и духовной) и ловкости. Ему очень нравиться испытывать себя; он
    знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он
    показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это:
    татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и
    убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась
    любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её
    понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны,
    красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы,
    солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно
    очарования. Он старается изо всех сил оттуда убежать и, наконец, только на
    одиннадцатый год Бог ему уступает: ему удаётся убежать из плена. Удаётся это
    ему во многом благодаря своей вере; как и для каждого русского, она играет в
    жизни для него очень большую роль, особенно в трудных ситуациях: вспоминает он
    однажды, как молился – так молился, что «даже снег инда под коленами протает и
    где слёзы падали – утром травку увидишь».
    Нравственная
    недоразвитость Ивана Северьяныча во многом связана с его религиозными
    предрассудками. За годы жизни в татарской степи у него от жён-татарок родилось
    несколько детей. Сбежав из плена, он судьбой жён и детей ничуть не озабочен,
    говорит, что рождённых жёнами детей «за своих детей не почитал», потому что они
    не крещеные и мирром не мазаны. Постепенно его внутренний мир становится
    глубже. Любовь к цыганке Груше, её трагическая судьба и смерть открывают в душе
    героя, новые грани, способность понимать чужое страдание и откликаться на него.
    «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность теперь за неё отстрадать».
    Считая себя великим грешником и пытаясь искупить грех, он отправляется на
    Кавказ и совершает подвиг, но в собственных глазах остаётся всё тем же грешником,
    которого ни земля, ни вода принять не хотят. Поэтому в конце жизни он решает
    пойти в монастырь, как и было завещано матерью.
    Он
    вовсе не идеальный образ, при всей его талантливости, обострённом чувстве
    красоты и способности к состраданию. За ним числятся не только проступки, но и
    преступления, и всё же читатель чувствует в этом человеке чистую и благородную
    душу. В нём показана вся полнота русской душу, наполненная русским национальным
    характером.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/

  3. edge_of_dream Ответить

    Повесть «Очарованный странник» – одно из самых значимых, интересных и своеобразных произведений Н. С. Лескова. В ней описывается жизнь простого русского дворового Ивана Флягина, собравшего в своей натуре все черты русского национального характера и явившем собой пример очень задушевного, морально сильного и стойкого человека.
    Автор описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он был уверен в своём знании русского народа: «Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
    Уже со второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он «из дворовых людей», отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах, он у неё был «молитвенным сыном»: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести встречают героя на его нелёгком пути, это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях, но также и совершил много преступлений, причём самых тяжких: против личности или своей совести: убил монаха, едущего в церковь, из-за того, что тот мешал ему проехать, любимую женщину, которая сама попросила её убить, татарина в схватке за каракового жеребца, – Бог словно издевается над ним: заставляет его совершать грехи, которые он не хочет совершать. Но всегда он сопротивлялся невзгодам и жил, как и сказал про него умирающий монах: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание и пойдешь в чернецы», да и сам он про себя говорил подобное: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент пойти на риск, подвиг.
    Необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живёт не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно отзываются о нём как об «очарованном богатыре». Часто это ему помогает: например, в случае с повозкой он спасает своих хозяев от неминуемой гибели, рискуя своей собственной жизнью, главным образом, благодаря своей силе (физической и духовной) и ловкости. Ему очень нравиться испытывать себя; он знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это: татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно очарования. Он старается изо всех сил оттуда убежать и, наконец, только на одиннадцатый год Бог ему уступает: ему удаётся убежать из плена. Удаётся это ему во многом благодаря своей вере; как и для каждого русского, она играет в жизни для него очень большую роль, особенно в трудных ситуациях: вспоминает он однажды, как молился – так молился, что «даже снег инда под коленами протает и где слёзы падали – утром травку увидишь».
    Нравственная недоразвитость Ивана Северьяныча во многом связана с его религиозными предрассудками. За годы жизни в татарской степи у него от жён-татарок родилось несколько детей. Сбежав из плена, он судьбой жён и детей ничуть не озабочен, говорит, что рождённых жёнами детей «за своих детей не почитал», потому что они не крещеные и мирром не мазаны. Постепенно его внутренний мир становится глубже. Любовь к цыганке Груше, её трагическая судьба и смерть открывают в душе героя, новые грани, способность понимать чужое страдание и откликаться на него. «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность теперь за неё отстрадать». Считая себя великим грешником и пытаясь искупить грех, он отправляется на Кавказ и совершает подвиг, но в собственных глазах остаётся всё тем же грешником, которого ни земля, ни вода принять не хотят. Поэтому в конце жизни он решает пойти в монастырь, как и было завещано матерью.
    Он вовсе не идеальный образ, при всей его талантливости, обострённом чувстве красоты и способности к состраданию. За ним числятся не только проступки, но и преступления, и всё же читатель чувствует в этом человеке чистую и благородную душу. В нём показана вся полнота русской душу, наполненная русским национальным характером.

  4. Йель Ответить

    Многие литературные работы Н.С. Лескова наполнены великолепными персонажами, которые способны раскрыть истинную суть русского, простодушного человека. Именно такими яркими героями автор старается наградить свои литературные работы.
    В повести «Очарованный странник» читатель знакомится с обычным мужчиной – Иваном Флягиным. Н.С. Лесков мастерски описывает его внешний вид. Он был похож на настоящего богатыря. Он был высоким, статным, лицо его открыто, волосы густы. Данный герой, словно выходец из природы. Внешность его чистая, искренняя.
    Благодаря подробному, тонкому описанию портрета главного героя, мы отчетливо можем представить себе его внешний вид. Что же касается мира внутреннего? О нем можно судить только после оценки действий и поступков главного героя. Именно неоднозначность Флягина можно отнести к главным особенностям русского национального характера.
    Углубляясь в текст повести, мы видим, что Иван Северьяныч может вмиг насмерть засечь противника. Однако, при этом, он в любую минуту готов поделиться последним куском с голодным человеком. Абсолютно противоположные качества характера как раз таки и свойственны русской богатырской душе.
    Еще одной особенностью главного героя было рвение к подвигам, к совершению благородных поступков. И все это он делал не из корыстных мотивов, а по величию души своей.
    Еще в столь юном возрасте, Иван спасает графа и графиню от гибели, останавливая повозку лошадей. А, будучи взрослым, отправляется воевать на Кавказ вместо сына совершенно незнакомого старика и старухи.

  5. Олигофрен Ответить

    Повесть
    «Очарованный странник» – одно из самых значимых, интересных и своеобразных произведений
    Н. С. Лескова. В ней описывается жизнь простого русского дворового Ивана
    Флягина, собравшего в своей натуре все черты русского национального характера и
    явившем собой пример очень задушевного, морально сильного и стойкого человека.
    Автор
    описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он
    был уверен в своём знании русского народа: «Это был человек огромного роста, со
    смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был
    одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в
    высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет
    за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку
    Илью Муромца».
    Уже
    со второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он
    «из дворовых людей», отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах,
    он у неё был «молитвенным сыном»: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот
    самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести
    встречают героя на его нелёгком пути, это настоящее «хождение по мукам», как
    сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей
    Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях, но также
    и совершил много преступлений, причём самых тяжких: против личности или своей
    совести: убил монаха, едущего в церковь, из-за того, что тот мешал ему
    проехать, любимую женщину, которая сама попросила её убить, татарина в схватке
    за каракового жеребца, – Бог словно издевается над ним: заставляет его
    совершать грехи, которые он не хочет совершать. Но всегда он сопротивлялся
    невзгодам и жил, как и сказал про него умирающий монах: «…будешь ты много раз
    погибать и ни разу не погибнешь, пока не придёт твоя настоящая погибель, и ты
    тогда вспомнишь материно обещание и пойдешь в чернецы», да и сам он про себя
    говорил подобное: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Герой
    Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной
    нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент
    пойти на риск, подвиг.
    Необычность
    лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живёт не столько
    умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные
    явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым
    человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно
    отзываются о нём как об «очарованном богатыре». Часто это ему помогает:
    например, в случае с повозкой он спасает своих хозяев от неминуемой гибели,
    рискуя своей собственной жизнью, главным образом, благодаря своей силе
    (физической и духовной) и ловкости. Ему очень нравиться испытывать себя; он
    знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он
    показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это:
    татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и
    убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась
    любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её
    понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны,
    красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы,
    солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно
    очарования. Он старается изо всех сил оттуда убежать и, наконец, только на
    одиннадцатый год Бог ему уступает: ему удаётся убежать из плена. Удаётся это
    ему во многом благодаря своей вере; как и для каждого русского, она играет в
    жизни для него очень большую роль, особенно в трудных ситуациях: вспоминает он
    однажды, как молился – так молился, что «даже снег инда под коленами протает и
    где слёзы падали – утром травку увидишь».
    Нравственная
    недоразвитость Ивана Северьяныча во многом связана с его религиозными
    предрассудками. За годы жизни в татарской степи у него от жён-татарок родилось
    несколько детей. Сбежав из плена, он судьбой жён и детей ничуть не озабочен,
    говорит, что рождённых жёнами детей «за своих детей не почитал», потому что они
    не крещеные и мирром не мазаны. Постепенно его внутренний мир становится
    глубже. Любовь к цыганке Груше, её трагическая судьба и смерть открывают в душе
    героя, новые грани, способность понимать чужое страдание и откликаться на него.
    «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность теперь за неё отстрадать».
    Считая себя великим грешником и пытаясь искупить грех, он отправляется на
    Кавказ и совершает подвиг, но в собственных глазах остаётся всё тем же грешником,
    которого ни земля, ни вода принять не хотят. Поэтому в конце жизни он решает
    пойти в монастырь, как и было завещано матерью.
    Он
    вовсе не идеальный образ, при всей его талантливости, обострённом чувстве
    красоты и способности к состраданию. За ним числятся не только проступки, но и
    преступления, и всё же читатель чувствует в этом человеке чистую и благородную
    душу. В нём показана вся полнота русской душу, наполненная русским национальным
    характером.

  6. Malalas Ответить

    Повесть «Очарованный странник» – одно из самых значимых, интересных и своеобразных произведений Н. С. Лескова. В ней описывается жизнь простого русского дворового Ивана Флягина, собравшего в своей натуре все черты русского национального характера и явившем собой пример очень задушевного, морально сильного и стойкого человека.
    Автор описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он был уверен в своём знании русского народа: «Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
    Уже со второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он «из дворовых людей», отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах, он у неё был «молитвенным сыном»: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести встречают героя на его нелёгком пути, это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях, но также и совершил много преступлений, причём самых тяжких: против личности или своей совести: убил монаха, едущего в церковь, из-за того, что тот мешал ему проехать, любимую женщину, которая сама попросила её убить, татарина в схватке за каракового жеребца, – Бог словно издевается над ним: заставляет его совершать грехи, которые он не хочет совершать. Но всегда он сопротивлялся невзгодам и жил, как и сказал про него умирающий монах: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание и пойдешь в чернецы», да и сам он про себя говорил подобное: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент пойти на риск, подвиг.
    Необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живёт не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно отзываются о нём как об «очарованном богатыре». Часто это ему помогает: например, в случае с повозкой он спасает своих хозяев от неминуемой гибели, рискуя своей собственной жизнью, главным образом, благодаря своей силе (физической и духовной) и ловкости. Ему очень нравиться испытывать себя; он знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это: татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно очарования. Он старается изо всех сил оттуда убежать и, наконец, только на одиннадцатый год Бог ему уступает: ему удаётся убежать из плена. Удаётся это ему во многом благодаря своей вере; как и для каждого русского, она играет в жизни для него очень большую роль, особенно в трудных ситуациях: вспоминает он однажды, как молился – так молился, что «даже снег инда под коленами протает и где слёзы падали – утром травку увидишь».
    Нравственная недоразвитость Ивана Северьяныча во многом связана с его религиозными предрассудками. За годы жизни в татарской степи у него от жён-татарок родилось несколько детей. Сбежав из плена, он судьбой жён и детей ничуть не озабочен, говорит, что рождённых жёнами детей «за своих детей не почитал», потому что они не крещеные и мирром не мазаны. Постепенно его внутренний мир становится глубже. Любовь к цыганке Груше, её трагическая судьба и смерть открывают в душе героя, новые грани, способность понимать чужое страдание и откликаться на него. «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность теперь за неё отстрадать». Считая себя великим грешником и пытаясь искупить грех, он отправляется на Кавказ и совершает подвиг, но в собственных глазах остаётся всё тем же грешником, которого ни земля, ни вода принять не хотят. Поэтому в конце жизни он решает пойти в монастырь, как и было завещано матерью.
    Он вовсе не идеальный образ, при всей его талантливости, обострённом чувстве красоты и способности к состраданию. За ним числятся не только проступки, но и преступления, и всё же читатель чувствует в этом человеке чистую и благородную душу. В нём показана вся полнота русской душу, наполненная русским национальным характером.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/

  7. Игритт Ответить

    В своих произведениях Н. С. Лесков раскрывает душу русского человека, пытается выявить в русском характере только ему свойственные черты и особенности. Одним из найденных им типов стал герой повести «Очарованный странник». Мы знакомимся с Иваном Флягиным во время путешествия автора-рассказчика по Ладожскому озеру. В портрете героя угадываются фольклорные и прежде всего былинные черты. Лесков сопоставляет Ивана с Ильей Муромцем. Слова «он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, напоминающий дедушку Илью Муромца…» можно рассматривать в качестве определяющего ориентира к авторскому пониманию этого образа.
    Иван Флягин прожил нелегкую жизнь. Ему выало немало страданий, но он постоянно стремится найти себя, понять жизнь и людей. Он все время путешествует, и мотив дороги еще больше подкрепляет авторскую мысль о том, что герой находится в постоянном поиске, в движении.
    Из каждого этапа жизни герой выносит определенный опыт, делает какие-либо выводы. Жизнь его начинается с преступления. В азарте быстрой езды он по неосторожности губит монаха, который заснул на возу с сеном.
    И хотя Иван Флягин еще очень молод и не очень-то раздумывает над своим преступлением, монах все время является ему во сне, будоража его душу. И тот начинает понимать, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех.
    Одним из важных моментов в жизни Флягина стало воспитание девочки, от которой уехала мать. Мы видим, что служба в няньках помогает герою раскрыть его щедрую душу, его огромную доброту. Когда же ему приходится выбирать между долгом и милосердием (отдавать или не отдавать девочку приехавшей за ней матери), он поступается долгом и делает так, как велит ему сердце.
    Затем Иван попадает в плен к татарам. Здесь он начинает любить свою родину, и ему открывается свойственная русскому человеку тоска по родимой земле.
    Флягин не может стать своим среди татар, потому что его душа этого не принимает. Иван всем сердцем тоскует по русским просторам, вспоминает, как волнуется «серебряное море». Часто представляет он русскую степь, коорой нет ни конца, ни края. Видится ему и монастырь или храм, которому в татарских краях неоткуда взяться.
    Когда же герою становится невмоготу, он уходит куда-нибудь подальше и молится по-православному. Он бросает своих татарских жен и детей не потому, что черств сердцем, а потому что ту жизнь, которую он ведет в плену, он не воспринимает всерьез. Она для него чужая, а значит, чужое все то, что с ней связано. Как только представляется случай бежать, он им пользуется.
    Но и на Руси нет герою покоя. Он все не может пока найти свое место в жизни. Иван бросается в беспробудное пьянство, однако случай спасает его, и он навсегда излечивается от пагубной привычки. Он встречает цыганку Грушу. Груша наделена необыкновенной красотой и талантом петь. Сила чувств к ней Флягина настолько глубока, что он живет отныне не для себя. Любовь изменяет его, перерождает нравственно. Он снова совершает преступление — толкает Грушу в реку. Но теперь уже он делает это не походя (как в случае с монахом), а для того чтобы спасти душу женщины. Иначе она грозит руки на себя наложить, а самоубийц, как известно, церковь не прощает.
    И опять Иван в пути. Чтобы искупить свой грех, он идет в солдаты, меняясь жребием с незнакомым человеком, пожалев его родителей-стариков. Однажды ему приходится совершить подвиг. После этого он рассказывает командиру всю правду о себе, раскрывает «прежнее бытие и звание». Он сам судит себя, осознав себя «великим грешником». Он растет духовно, потому что несет ответственность за свои поступки перед Богом и людьми.
    Жизнь Флягина удивительна: в ней есть какая-то тайна, загадка. Так, например, видения и чудеса сопровождают героя на протяжении всей его жизни, Лесков подчеркивает этим непредсказуемый характер русской жизни, когда реальность порой оказывается зыбкой, а видения реальностью. Очень многое кажется перевернутым с ног на голову. Например, убиенный монах, являясь к Флягину, называет его своим братом и плачет о его судьбе. Груша, которую герой должен был убить, чтобы душа ее не страдала, становится его ангелом-хранителем. Она спасает его, когда во время военной службы он попадает в опасную ситуацию.
    Религиозно-мифологические элементы в повести поднимают ее над повседневностью и выводят на уровень библейского толкования судьбы человека. На примере истории Ивана Флягина автор показывает путь человека, смысл которого состоит в обретении души. Герой Лескова последовательно проходит стадии: грешник — скиталец — странник — праведник. Иван начинает с неразличения добра и зла. Он даже не чувствует вины за гибель монаха, а жалея голубков, не жаеет кошку, отсекая у нее хвост. Но затем происходит пробуждение души героя. Причем важным моментом является то, что помогают ему в этом Грушина красота, ее пение и любовь к ней, Таким образом, через любовь и красоту герой идет к пониманию добра. Именно в любви к Груше Иван Флягин перестает жить для себя. Убивая цыганку, он берет ее грех на свою душу.
    В конце повести Иван становится монахом. Но и в монастыре он не успокаивается. Он продолжает духовно расти и говорит, что ему «за народ помереть хочется».
    Слово «очарованный» в отношении к герою Лескова можно понимать по-разному. Он живет загадочной жизнью, в которой находится место видениям, странным событиям, ангелам-хранителям и даже колдовству. Кроме того, под очарованностью можно понимать и тот период «сна души», в котором некоторое время пребывает герой.
    В повести «Очарованный странник» Лесков создал образ русского «очарованного богатыря», который типизирует в себе черты национального характера: бесстрашие, чувство собственного достоинства, артистизм натуры. Но главная суть этого русского человека — жить для других, отдавая всего себя своему народу.

  8. Tut Ответить

    Повесть «Очарованный странник» – одно из самых значимых, интересных и своеобразных произведений Н. С. Лескова. В ней описывается жизнь простого русского дворового Ивана Флягина, собравшего в своей натуре все черты русского национального характера и явившем собой пример очень задушевного, морально сильного и стойкого человека.
    Автор описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он был уверен в своём знании русского народа: «Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
    Уже со второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он «из дворовых людей», отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах, он у неё был «молитвенным сыном»: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести встречают героя на его нелёгком пути, это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях, но также и совершил много преступлений, причём самых тяжких: против личности или своей совести: убил монаха, едущего в церковь, из-за того, что тот мешал ему проехать, любимую женщину, которая сама попросила её убить, татарина в схватке за каракового жеребца, – Бог словно издевается над ним: заставляет его совершать грехи, которые он не хочет совершать. Но всегда он сопротивлялся невзгодам и жил, как и сказал про него умирающий монах: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание и пойдешь в чернецы», да и сам он про себя говорил подобное: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент пойти на риск, подвиг.
    Необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живёт не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно отзываются о нём как об «очарованном богатыре». Часто это ему помогает: например, в случае с повозкой он спасает своих хозяев от неминуемой гибели, рискуя своей собственной жизнью, главным образом, благодаря своей силе (физической и духовной) и ловкости. Ему очень нравиться испытывать себя; он знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это: татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно очарования. Он старается изо всех сил оттуда убежать и, наконец, только на одиннадцатый год Бог ему уступает: ему удаётся убежать из плена. Удаётся это ему во многом благодаря своей вере; как и для каждого русского, она играет в жизни для него очень большую роль, особенно в трудных ситуациях: вспоминает он однажды, как молился – так молился, что «даже снег инда под коленами протает и где слёзы падали – утром травку увидишь».
    Нравственная недоразвитость Ивана Северьяныча во многом связана с его религиозными предрассудками. За годы жизни в татарской степи у него от жён-татарок родилось несколько детей. Сбежав из плена, он судьбой жён и детей ничуть не озабочен, говорит, что рождённых жёнами детей «за своих детей не почитал», потому что они не крещеные и мирром не мазаны. Постепенно его внутренний мир становится глубже. Любовь к цыганке Груше, её трагическая судьба и смерть открывают в душе героя, новые грани, способность понимать чужое страдание и откликаться на него. «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность теперь за неё отстрадать». Считая себя великим грешником и пытаясь искупить грех, он отправляется на Кавказ и совершает подвиг, но в собственных глазах остаётся всё тем же грешником, которого ни земля, ни вода принять не хотят. Поэтому в конце жизни он решает пойти в монастырь, как и было завещано матерью.
    Он вовсе не идеальный образ, при всей его талантливости, обострённом чувстве красоты и способности к состраданию. За ним числятся не только проступки, но и преступления, и всё же читатель чувствует в этом человеке чистую и благородную душу. В нём показана вся полнота русской душу, наполненная русским национальным характером.

    Похожие сочинения

    Россия в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”

  9. Близкие родственики Ответить

    Автор описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он был уверен в своём знании русского народа: «Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
    Уже со второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он «из дворовых людей», отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах, он у неё был «молитвенным сыном»: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести встречают героя на его нелёгком пути, это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях, но также и совершил много преступлений, причём самых тяжких: против личности или своей совести: убил монаха, едущего в церковь, из-за того, что тот мешал ему проехать, любимую женщину, которая сама попросила её убить, татарина в схватке за каракового жеребца, – Бог словно издевается над ним: заставляет его совершать грехи, которые он не хочет совершать. Но всегда он сопротивлялся невзгодам и жил, как и сказал про него умирающий монах: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание и пойдешь в чернецы», да и сам он про себя говорил подобное: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент пойти на риск, подвиг.
    Необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живёт не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно отзываются о нём как об «очарованном богатыре». Часто это ему помогает: например, в случае с повозкой он спасает своих хозяев от неминуемой гибели, рискуя своей собственной жизнью, главным образом, благодаря своей силе (физической и духовной) и ловкости. Ему очень нравиться испытывать себя; он знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это: татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно очарования. Он старается изо всех сил оттуда убежать и, наконец, только на одиннадцатый год Бог ему уступает: ему удаётся убежать из плена. Удаётся это ему во многом благодаря своей вере; как и для каждого русского, она играет в жизни для него очень большую роль, особенно в трудных ситуациях: вспоминает он однажды, как молился – так молился, что «даже снег инда под коленами протает и где слёзы падали – утром травку увидишь».
    Нравственная недоразвитость Ивана Северьяныча во многом связана с его религиозными предрассудками. За годы жизни в татарской степи у него от жён-татарок родилось несколько детей. Сбежав из плена, он судьбой жён и детей ничуть не озабочен, говорит, что рождённых жёнами детей «за своих детей не почитал», потому что они не крещеные и мирром не мазаны. Постепенно его внутренний мир становится глубже. Любовь к цыганке Груше, её трагическая судьба и смерть открывают в душе героя, новые грани, способность понимать чужое страдание и откликаться на него. «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность теперь за неё отстрадать». Считая себя великим грешником и пытаясь искупить грех, он отправляется на Кавказ и совершает подвиг, но в собственных глазах остаётся всё тем же грешником, которого ни земля, ни вода принять не хотят. Поэтому в конце жизни он решает пойти в монастырь, как и было завещано матерью.
    Он вовсе не идеальный образ, при всей его талантливости, обострённом чувстве красоты и способности к состраданию. За ним числятся не только проступки, но и преступления, и всё же читатель чувствует в этом человеке чистую и благородную душу. В нём показана вся полнота русской душу, наполненная русским национальным характером.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *