Какие чувства вызывает в поэте молитва в стихотворении молитва?

6 ответов на вопрос “Какие чувства вызывает в поэте молитва в стихотворении молитва?”

  1. Big letter Ответить

    «С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко –
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко…»
    Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
    Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

    Художественные средства

    В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?
    Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».
    Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

    Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

    Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

  2. Я и есть ваш Умед Ответить

    Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.
    Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.
    Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

    Композиция

    В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

  3. Хрупкая Ответить


    Тема: Чудная молитва
    Идея: Благодатная сила молитвы помогает пережить трудные моменты нашей жизни
    Размер: трёхстопный ямб
    Рифма: перекрёстная
    В данном стихотворении мы наблюдаем яркое проявление образов чувств: образа печали, смуты в начале произведения и образа лёгкости, облегчения в конце. Для более ясного восприятия первого образа в стихотворении используется эпитет (В минуту трудную) и метафора (Теснится в сердце грусть). Также в нём встречается инверсия, выделяющая интонационно смысловое слово (молитву чудную; сила благодатная и т. д.). Для создания образа смуты автором используется ассонанс (повторение звука [у]). Всё это создаёт ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения – этот приём называют антитезой. В стихотворении «Молитва» он не только угадывается, но и отчётливо представляется текстуальными антонимами (Трудную – легко; теснится грусть – бремя скатится). Образ лёгкости также создаётся при помощи метафоры (Бремя скатится) и повтора (легко-легко).
    Ещё один важный образ – образ самой молитвы. Он создавался с использованием инверсионных эпитетов (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафоры (Дышит прелесть). Молитва показана здесь как чудодейственная сила, и именно она способна облегчать жизнь человека, именно она заведует святыми изменениями в состоянии человеческой души. Важно заметить, что в стихотворении только один глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.
    Таким образом, первая строфа описывает состояние души лирического героя, вторая – силы и прелести живых слов этой молитвы, а третья содержит рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.
    Это стихотворение не оставляет читателя равнодушным благодаря своей необыкновенной чувственности – оно заставляет проникнуться состоянием героя.
    Вместе со статьёй «Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» читают:
    Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»
    Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»
    Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

  4. Dorinn Ответить

    Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Молитва”
    «Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.
    Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы. Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

    Главная тема стихотворения

    Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным. С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль…». Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.
    Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей. Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца. Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.

  5. FriezZ Ответить

    План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.
    Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1
    Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».
    Цели:
    Образовательные:
    Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста
    Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека
    Развивающие:
    продолжить формирование монологической речи;
    реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
    развивать познавательную активность.
    Воспитательные:
    воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
    воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.
    Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное  методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.
    Ход урока.
    1.      Организационный момент.
    Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова:  «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»
    Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.
    2.      Актуализация.
    Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.
    ·         Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод. пособия) и прочитаем, что такое стихотворение
    Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.
    ·         Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?
    ( Художественные средства)
    ·         Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.
    Итак, исследуя художественные средства,  мы с вами поймем чувсва и мысли автора, иными словами, авторский замысел.
    ·         Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)
    ·         Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)
    Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет
    Чудесного искала…».
    Для этого исследуем стихотворение «Молитва».
    3.       Анализ стихотворения.
    ·               Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?
    ·               О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)
    ·               Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)
    На доске: По Библии( христианская книга) есть
    Бог

    Дьявол


    Добро
    Свет
    Зло
    Тьма
    ·         Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)
    ·         А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет
    форму
    содержание
    Тело
    Душа
    смертно
    Бессмертна
    умрет
    Будет жить вечно
    v
    Попадет в рай или ад
    Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!
    В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.
    Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.
    ( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.
    ·               Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)
    ·               От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)
    На доске: Значит,    От тьмы                                      к свету
                                                          (стремиться)
    Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.
    Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:
    ·         С какой интонацией читается стихотворение?
    ·         Какие чувства вызывает в нас?
    На доске:
    интонация
    чувства
    Медленная
    Нежность
    Плавная
    Радость
    Размеренная
    Печаль
                       Похожа на молитву
    Грусть
    ·         Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)
    В тетрадь записать цитаты:  
    молитву чудную
    сила благодатная
    святая прелесть
    ·         Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)
    ·         Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)
    См. методичку:    Благодать (по Библии) .
    Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.
    3.1.    Анализ по строфам.
    а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)
    ·      Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)
    ·      Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)
    Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.
    Но есть просвет – «молитва чудная».
    · Когда лирический герой Лермонтова  обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)
    б)Перечитаем вторую строфу стихотворения.
    ·           Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)
    ·           Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)
    ·           Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» – молитвы) А может быть стихотворения?
    Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.
    На доске:    от тьмы                                 к свету
    в) Перечитаем третью строфу.
    ·         О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.
    ·         Какие художественные средства передают это состояние?
    С души как бремя скатится – метафора
    Сомненье далеко – эпитет
    Легко, легко – эпитет
    Верится .плачется – безличные возвратные глаголы
    ·         Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)
    А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы со-переживали с лирическим героем это движение.
    ·         Как меняются чувства?  (от грусти и тоски к вере и радости)
    ·         Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)
    ·         Как называется этот художественный прием? (антитеза)
    ·         Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?
    4.      А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.
    5.      Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)
    Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:
    Моя душа, я помню, с детских лет
    Чудесного искала…)
    И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!
    О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)
    Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).
    6.       Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *