Какие два звука могут спрятаться в букве е?

6 ответов на вопрос “Какие два звука могут спрятаться в букве е?”

  1. SirOleg Ответить

    I. Оргмомент.
    – Здрaвствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите на меня, улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение. Значит, мы можем работать и делать маленькие открытия. Этим мы сегодня и займёмся на уроке.
    Сообщение целей и задач.
    II. Проверка домашнего задания.
    А) Устный опрос.
    – Сегодня мы продолжaем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
    – Какие звуки существуют в русском языке? (Гласные и согласные.)
    – Рaсскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся)
    (В это время 2 ученика работают у доски со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту):
    1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.
    2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.
    – Сколько всего гласных букв(10)
    – Сколько всего гласных звуков? (6)
    – Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.
    – Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков – 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)
    – А всегдa ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?
    Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.
    Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков:
    Пеньки (6б, 5зв., рожь (4б., 3зв., солнце (6б., 5зв.).
    III. Объяснение нового материала.
    1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
    2. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
    3. Орфографический диктант
    Ярко сия. т
    Пушистый сне.
    Н. вогодняя ёлка
    Гла. кий сне.
    Тёплые варе. ки
    4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор.
    5. Орфоэпическая работа.
    -Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.
    -Обратите внимание, что произносится оно по другому “яи (ш)ница”!
    -Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)
    -Составляем словосочетание.
    -Возьмём одно из предложенных – вкусная яичница!
    -Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)
    -Какое это словосочетание? (Именное)
    -А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)
    -Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)
    -В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)
    6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.
    -Как называется этот разбор? (Синтаксический)
    сущ. гл. прил сущ.
    Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
    -На какие вопросы отвечает обстоятельство?
    -Чем является в предложении дополнение?
    -Как подчёркивается определение?
    -Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.
    Полёт[пал`от]
    Клюв [кл`уф]
    Сяду [с`аду]
    -Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я (после согласных)
    -Сколько звуков они обозначают(1)
    -После каких согласных они стоят? (После мягких)
    -Решите эту пропорцию, записав её в тетради.
    -Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е)
    `А `У `О `Э
    -Почему?
    -Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю. Я обозначают 1 звук?
    (обозначают 1 звук, когда стоят после мягких согласных)
    -Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.
    -Работаем со следующим столбиком. К доске:::
    Ем [й`эм]
    Ёлка [й`олка ]
    Юг [й`ук ]
    Ясный [й`асный` ]
    -Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)
    -Сколько звуков они обозначают? (2)
    -Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)
    -С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)
    -Подходит оно под наше правило (Да)
    -Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)
    -Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова, то обозначают 2 звука.
    -Записываем следующий столбик:
    Боец [бай`эц ]
    Приём [пр`ий`ом ]
    Каюта [ кай`ута ]
    Стоят [стай`ат ]
    -Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной)
    -Сколько звуков обозначают? (2)
    -Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной, то обозначают 2 звука.
    -Записываем следующий столбик:
    отъезд [атй`эст ]
    съёмка [сй`омка ]
    вьюга [в `й`уга ]
    обезьяна [аб`из`й`ана ]
    -Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (После Ъ или Ь знаков)
    -Сколько звуков они обозначают? (2)
    -Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака, то они обозначают 2 звука.
    -Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается – 4, а сколько звуков они дают- 2.
    -А при каких условиях, кто может сказать? (В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)
    -Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? (Не хватает запятой после Й)
    -А зачем она нужна? (Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)
    -Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
    Таблица “Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я”
    Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука
    После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)
    После гласных (баян)
    После Ъ и Ь (съел, вьюга)
    IV.Закрепление материала.
    1. Выборочный диктант.
    -Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука
    ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ.
    -Но у этих букв есть ещё одна роль-
    Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой, а если поменяем букву на А- станет твёрдой.
    -Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.
    -Можно ещё привести примеры.
    Вывод: какая роль у этих букв?
    2. Физкультминутка
    – Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука.
    – ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён.
    3. Комплексный анализ текста.
    Текст и задания у учащихся на столах.
    См. Приложение 1.
    4. Тест по теме «Фонетика».
    См. Приложение 2.
    2. Упражнение – загадки.
    Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.
    А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
    Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)
    В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)
    Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
    Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).
    V.Итог урока
    -С какой темой мы сегодня познакомились?
    -Сколько выводов сделали (3)
    -Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука)
    -При каких условиях обозначают 2 звука?
    -При каких условиях 1 звук?
    VI.Домашнее задание.
    – Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И. п. ед. ч. в столбик. Сделайте транскрипцию слова.
    1. Распустила алый хвост,
    Улетела в стаю звезд.
    Наш народ построил эту
    Межпланетную … (ракету)
    1. Ясными ночками
    Гуляет мама с дочками.
    Дочкам не твердит она:
    «Спать ложитесь, поздно!»
    Потому что мать – луна,
    А дочурки – … (звёзды)
    1. Если б не было его,
    Не сказал бы ничего. (язык)
    1. Что же это за девица:
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (ёлка)
    Приложение 1
    Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.
    Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр. вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
    (В. Драгунский)
    Задания:
    • Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.
    • Озаглавьте текст.
    • Какая основная мысль текста.
    • К какому стилю речи можно отнести этот текст?
    • Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
    • Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
    ___
    Приложение 1
    Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.
    Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр. вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
    (В. Драгунский)
    Задания:
    • Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.
    • Озаглавьте текст.
    • Какая основная мысль текста.
    • К какому стилю речи можно отнести этот текст?
    • Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
    • Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
    Приложение 2
    Тест по теме «Фонетика».
    I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:
    1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.
    II. Какие из указанных букв названы неверно:
    1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».
    III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
    1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.
    IV. Какие из данных согласных являются звонкими:
    1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.
    V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.
    Какие из данных слов отступают от данного правила:
    1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.
    ___
    Приложение 2
    Тест по теме «Фонетика».
    I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:
    1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.
    II. Какие из указанных букв названы неверно:
    1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».
    III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
    1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.
    IV. Какие из данных согласных являются звонкими:
    1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.
    V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.
    Какие из данных слов отступают от данного правила:
    1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.
    Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука
    После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)
    После гласных (баян)
    После Ъ и Ь (съел, вьюга)
    Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука
    После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)
    После гласных (баян)
    После Ъ и Ь (съел, вьюга)
    Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука
    После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)
    После гласных (баян)
    После Ъ и Ь (съел, вьюга)
    Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука
    После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)
    После гласных (баян)
    После Ъ и Ь (съел, вьюга)
    Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука
    После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)
    После гласных (баян)
    После Ъ и Ь (съел, вьюга)
    Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука
    После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)
    После гласных (баян)
    После Ъ и Ь (съел, вьюга)
    Карточка №1
    Распределить по алфавиту
    1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.
    ___
    Карточка №2
    Распределить по алфавиту
    2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.
    Карточка №1
    Распределить по алфавиту
    1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.
    ___
    Карточка №2
    Распределить по алфавиту
    2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.
    ___

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *