Какие есть грехи в православии список для исповеди?

16 ответов на вопрос “Какие есть грехи в православии список для исповеди?”

  1. граф Ответить

    Итак, попробуем выделить более подробно самые часто встречающиеся и требующие внимания в список:
    Позволяла себе быть недовольной жизнью данной мне Богом и людьми окружающими меня.
    Имела смелость ругать детей своих и гневаться на близких.
    Сомневалась в честности.
    Осуждала других за их грехи, слабость.
    Ела пищу вредную для здоровья и пила напитки неполезные.
    Не прощала обидевших меня.
    Расстраивалась из-за убытков.
    Пользовалась чужим трудом.
    Не оберегала себя от болезней и не ходила к врачам.
    Обманывала сама.
    Отмечала праздники пьянками и земными увлечениями.
    Смеялась над чужим проступком.
    Верила приметам, соблюдала их.
    Желала себе смерти.
    Давала плохой пример своей жизнью.
    Увлекалась примеркой нарядов и драгоценностей.
    Клеветала на людей.
    Искала виновников своих проблем.
    Посещала гадалок, экстрасенсов.
    Являлась причиной раздора между людьми.
    Ревновала.
    Пользовалась пищей для получения удовольствия, а не для удовлетворения голода.
    Ленилась.
    Боялась страданий.
    Мы постарались вспомнить и подобрать самые жизненные ситуации. Как можно заметить, некоторые из грехов истинно женские. Но есть такие, которые совершает только сильная половина человечества. Их мы тоже разобрали и оформили списком ниже.

    Покаяние для мужчины

    Вот такая заготовка для мужчин, которые не могут сформулировать некоторые свои проступки, а может, не заметили их вовсе:
    Сомневался в Боге, вере, жизни после смерти.
    Насмехался над несчастным, убогим.
    Был ленивым, тщеславным, гордым.
    Уклонялся от службы в армии.
    Не выполнял обязанностей.
    Дрался, дебоширил.
    Оскорблял.
    Соблазнял замужних женщин.
    Пьянствовал, принимал наркотики.
    Отказывал в помощи просящим.
    Воровал.
    Унижал, хвастался.
    Вступал в корыстные споры.
    Хамил и вел себя нагло.
    Боялся.
    Играл в азартные игры.
    Помышлял о самоубийстве.
    Рассказывал пошлые анекдоты.
    Не отдавал долг.
    Шумел в храме.

  2. Chillwind Ответить

    Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:
    Обида на Бога.
    Забота только о мирской жизни.
    Нарушение Закона Божия.
    Осуждение священнослужителей.
    Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
    Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
    Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
    Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
    Отсутствие христианской любви.
    Непосещение или редкое посещение храма.
    Зависть, злоба, ненависть.
    Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
    Ложь, обман.
    Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
    Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
    Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
    Соблазн на любой грех.
    Расточительность.
    Суеверие.
    Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
    Вступление в прямое общение с нечистой силой.
    Блуд.
    Азартные игры.
    Развод.
    Самооправдание.
    Лень, печаль, чревоугодие, уныние.
    Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

    Самый страшный грех в православии

    Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

  3. Nill Ответить

    Какие грехи перечисляют во время исповеди? Все имеющиеся, а перечисленные в этом разделе, требуют особого покаяния:
    Убийство — один из самых страшных грехов. Сюда же относятся аборты, ниже поговорим об этом.
    Содомский грех. Модное ныне веяние однополой любви называется содомским грехом. А знаете, откуда пошло название? От истребленного города Содома. Господь сжег его за грехи, в том числе и за грех однополой любви.
    Обида, нанесенная сироте, вдове, убогому и беззащитному человеку.
    Удержание заработанного у сотрудника.
    Отнятие у бедняка последнего куска хлеба или последнего гроша.
    Огорчения и обиды, нанесенные родителям, побои.

    Существуют ли женские грехи?

    Как выглядит список грехов для исповеди для женщин? И существует ли таковой в принципе? К «женским» грехам относятся аборты, хотя при участии супруга в этом деле грех ложится на обоих. Под участием супруга подразумевается настаивание с его стороны на совершении аборта.
    Какой перечень грехов на исповеди для женщин может быть? Про аборты сказано выше. Еще к этому списку относят вхождение в храм, будучи «нечистой», лобзание (целование) икон в таком состоянии, прикосновение к святыне (поставить свечку). Исповедь и причастие в нечистом виде также под запретом.
    Нечистая женщина — находящаяся в состоянии месячного очищения. По поводу того, можно ли прикладываться к иконам в таком состоянии и приступать к таинствам, ходят споры. Молодые священники разрешают, пожилые сильно ругаются. Кого слушать?
    Согласно постановлению Архиерейского совещания от 2015 года, женщине запрещено приступать к таинству причастия, будучи в состоянии нечистоты, без особого повода. Особая ситуация — угроза смерти без покаяния и причащения.
    Вот о каких грехах женщинам на исповеди необходимо рассказывать, если они имели место. Ах да, еще один момент! Макияж, маникюр и окрашивание волос считаются греховными деяниями, в которых необходимо каяться.

    Как исповедоваться?

    Как правильно называть свои грехи на исповеди — вопрос, часто возникающий у неофитов. Человек стесняется перечислять собственные грехи или не знает, как это делается.
    Ложный стыд — от лукавого. Тот мечтает завладеть человеческой душой, поэтому навевает мысли о том, что рассказать о некоторых грехах — постыдно. Отбросьте ложные сомнения! Утаивание греха недопустимо.
    Как быть тем, у кого чувство стыда превалирует над всеми остальными? Существуют два варианта исповеди. Согласно первому, человек перечисляет свои грехи в устной форме, по второму — пишет на бумаге. Особо стеснительные исповедники записывают исповедь, а потом отдают священнику или зачитывают самостоятельно, стоя перед аналоем.
    Для желающих исповедоваться в устной форме — подсказка: бумажка поможет не забыть тот или иной грех. Самые смелые подходят к исповеди без всяких записей, ориентируясь на собственную память. Оказавшись возле аналоя, начинают теряться. Не от забывчивости, а от страха перед священником. Бояться или стесняться не надо, смело рассказывайте о своих проступках — тяжких и не очень. Как называть грехи на исповеди? Все просто: произносим «согрешил/согрешила», а дальше следует перечисление грехов. Словом, делом, помышлением, осуждением, завистью и так далее. Какие грехи на исповеди нужно перечислить — рассказано выше.
    Такой же принцип работает во время записи грехов на бумаге. Люди иногда пишут самые настоящие сочинения в стиле: «Я пошла к соседке чайку попить. А соседка обругала мою дочь, а я ответила. Не надо было бы, но она сама виновата». Это не исповедь, а самооправдание. Человек, идущий на покаяние, должен твердо осознавать свои проступки и говорить о них, а не рассказывать батюшке о зловредной соседке.

  4. Voodoonos Ответить

    Мы согрешаем:
    1. Гордостью.
    2. Неблагодарностью.
    3. Склонностью на худое дело.
    4. Непокорством.
    5. Самооправданием.
    6. Ослеплением ума.
    7. Самодовольством.
    8. Почитанием себя разумными и мудрыми.
    9. Самолюбием.
    10. Самомнением.
    11. Самонадеянностью.
    12. Невниманием к суду Божию.
    13. Своенравием.
    14. Самохвальством.
    15. Самоугодием.
    16. Самочинием.
    17. Наглостью.
    18. Оскорблением.
    19. Властолюбием.
    20. Славолюбием.
    21. Велехвалением.
    22. Возношением.
    23. Высокомерием.
    24. Высокосердием.
    25. Высокоумием.
    26. Непослушанием.
    27. Ретивостью.
    28. Прилогами.
    29. Парением, помыслами, мечтательностью.
    30. Желанием учить.
    31. Отступлением от Бога.
    32. Богохульством.
    33. Кощунством.
    34. Нечестием.
    35. Неправоверием.
    36. Заблуждением.
    37. Суеверием.
    38. Неправдой.
    39. Противлением добру.
    40. Противоречием.
    41. Непостоянством.
    42. Прелестью.
    43. Ересью.
    44. Чародейством.
    45. Волшебством.
    46. Гаданием.
    47. Неверием.
    48. Любоначалием.
    49. Настаиванием на своем.
    50. Командованием (страсть).
    51. Люблением почести.
    52. Надменностью.
    53. Тщеславием.
    54. Кичением.
    55. Завистью.
    56. Злорадством.
    57. Небрежностью.
    58. Небрежением.
    59. Пренебрежением.
    60. Презрением людей.
    61. Презорством.
    62. Превозношением.
    63. Продерзостью.
    64. Неимением любви к ближним.
    65. Поруганием.
    66. Порицанием.
    67. Унижением других.
    68. Нечувствием.
    69. Неуважением.
    70. Человеконенавистничеством.
    71. Чванством.
    72. Подозрением.
    73. Подсматриванием.
    74. Подслушиванием.
    75. Наушничеством.
    76. Укорением.
    77. Отвержением.
    78. Невежеством.
    79. Неблагоразумием.
    80. Неблагоговением.
    81. Неведением.
    82. Хвастовством.
    83. Притворством.
    84. Вкусом.
    85. Тайноядением.
    86. Неприличным вкушением пищи.
    87. Насыщением.
    88. Многоядением.
    89. Чревоугодием.
    90. Гортанобесием.
    91. Чревобесием.
    92. Пресыщением.
    93. Объядением.
    94. Прожорством.
    95. Разленением.
    96. Леностью.
    97. Безделием.
    98. Развлечением.
    99. Сонливостью.
    100. Дреманием.
    101. Неумеренностью сна.
    102. Долгоспанием.
    103. Многоспанием.
    104. Ослаблением.
    105. Скитанием помыслов.
    106. Невоздержанием.
    107. Человекоугодием.
    108. Пьянством.
    109. Забвением.
    110. Омрачением ума.
    111. Балагурством.
    112. Бесчинством.
    113. Бесчестием.
    114. Сквернословием.
    115. Зрением.
    116. Слухом.
    117. Безумием.
    118. Беспечностью.
    119 Бессовестностью.
    120. Бесстыдством.
    121. Болтливостью.
    122. Задорностью.
    123. Кокетством.
    124. Лукавством.
    125. Легкомыслием.
    126. Ласкательством.
    127. Сложением в мысли с грехом.
    128. Нечистотой.
    129. Любопытством.
    130. Суесловием.
    131. Многоглаголанием.
    132. Шутками неподобными.
    133. Смехом.
    134. Смехотворством.
    135. Праздностью.
    136. Празднословием.
    137. Пустословием.
    138. Напыщенностью.
    139. Любопоказностью.
    140. Украшением (чрезмерным).
    141. Наряжением для соблазна.
    142. Страстью к нарядам.
    143. Соблазном.
    144. Роскошью.
    145 Щегольством.
    146. Негой.
    147. Телолюбием.
    148. Натиранием лица.
    149. Обонянием.
    150. Помаванием очей с злым умыслом.
    151. Показностью.
    152. Насмешливостью.
    153. Недальновидностью.
    154. Распущенностью.
    155. Мечтанием.
    156. Растлением.
    157. Помыслами греховными.
    158. Беседой со страстными помыслами.
    159. Похотением.
    160. Сочетанием с греховным помыслом.
    161. Соизволением на грех.
    162. Осязанием.
    163. Блудом.
    164. Любодеянием.
    165. Прелюбодеянием.
    166. Соперничеством.
    167. Ревновнием, ревнивостью.
    168. Развратом.
    169. Распутством.
    170. Расточительностью.
    171. Советом на грех.
    172. Плотоугодием.
    173. Непотребством.
    174. Ненасытимостью.
    175. Насилием.
    176. Мужеложством.
    177. Скотоложством.
    178. Деторастлением.
    179. Малакией (рукоблудием).
    180. Кровосмешением.
    181. Содомией (противоестественным соитием).
    182. Скопотворством.
    183. Раболепством.
    184. Грехолюбием.
    185. Сластолюбием.
    186. Желанием удобств этой временной жизни.
    187. Нерадением.
    188. Сребролюбием.
    189. Утаением чужого.
    190. Бессердечием.
    191. Рвением.
    192. Пристрастием к чему-либо.
    193. Вещелюбием.
    194. Любостяжанием.
    195. Присвоением чужого.
    196. Изворотливостью.
    197. Божбой.
    198. Скупостью.
    199. Жадностью.
    200. Торгашеством.
    201. Мздоимством.
    202. Лихоимством.
    203. Святотатством.
    204. Воровством.
    205. Взяточничеством.
    206. Корыстолюбием.
    207. Разбоем.
    208. Идолослужением, идолопоклонством.
    209. Рассеянностью.
    210. Вспыльчивостью.
    211. Гневом.
    212. Раздражительностью.
    213. Буесловием.
    214. Негодованием.
    215. Неразумием.
    216. Нерассуждением.
    217. Несдержанностью.
    218. Нетерпением.
    219. Сварливостью.
    220. Осуждением.
    221. Пересудами.
    222. Перечением.
    223. Спорами.
    224. Любопрением.
    225. Поношением.
    226. Срамословием.
    227. Ссорами.
    228. Раздоролюбием.
    229. Дерзостью.
    230. Бранчливостью.
    231. Злоречием.
    232. Злословием.
    233. Яростью.
    234. Огорчением.
    235. Серчанием.
    236. Недовольством.
    237. Ложью (словом, жизнью).
    238. Неприязнью.
    239. Лицеприятием.
    240. Несогласием в добром.
    241. Несознательностью.
    242. Обманом.
    243. Пленением.
    244. Запальчивостью.
    245. Двоязычностью.
    246. Двоедушием.
    247. Злопамятством.
    248. Злобой.
    249. Злохитростью.
    250. Издевательством.
    251. Неправедной клятвой.
    252. Враждой.
    253. Враждолюбием.
    254. Побоями.
    255. Предательством.
    256. Проклятием.
    257. Оклеветанием.
    258. Памятозлобием.
    259. Несострадательностью.
    260. Бесчувствием.
    261. Уязвлением.
    262. Досаждением.
    263. Жестокосердием.
    264 Жестокостью.
    265. Ненавистью.
    266. Душегубством.
    267. Лжесловием.
    268. Лжесвидетельством.
    269. Кровопролитием.
    270. Коварством.
    271. Клятвопреступлением.
    272. Клеветой.
    273. Извращением слов.
    274. Лицемерием.
    275. Лестью.
    276. Унынием.
    277. Ропотом.
    278. Печалью.
    279. Надутостью.
    280. Беспокойством.
    281. Боязнью.
    282. Маловерием.
    283. Малодушием.
    284. Равнодушием.
    285. Скрытостью (утаением грехов).
    286. Ожесточением.
    287. Окаменением сердца.
    288. Стыдением в покаянии.
    289. Смущением.
    290. Сомнением.
    291. Безнадежием.
    292. Ужасанием.
    293. Страхом.
    294. Отчаянием.
    295. Хулой.
    296. Убийством (словом, делом).
    Что нужно, чтобы исправить свою жизнь, чем склонить Господа на милость к нам?
    Верой в Бога (2Пар. 20:20; Мк. 9:23; Евр. 11; прп. Нил Сор. с. 53 (См. Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского. М., 1997)).
    Поклонением Господу (2Пар. 20:18).
    Хвалой Господа (2Пар. 20:19).
    Славословием Бога (2Пар. 20:21).
    Страхом пред Богом (Евр. 12:28).
    Благодарением (прп. Нил Сор. с. 105).
    Воздержанием (прп. Нил Сор. с. 109).
    Чистотой сердца, тела (2Пар. 19:9; прп. Нил Сор. с. 121).
    Усердием (прп. Нил Сор. с. 107).
    Упованием (прп. Нил Сор. с. 98).
    Послушанием, повиновением Богу (Мк. 9:7; Евр. 11:8).
    Святостью (Евр. 12:13).
    Честностью (Евр. 13:18).
    Плачем о грехах (прп. Нил Сор. с. 167-178).
    Самоукорением (прп. Нил Сор. с. 146, 149).
    Памятью о Страшном Суде (прп. Нил Сор. с. 153-166).
    Правдой (Евр. 11:33).
    Мужеством (2Пар. 32:7).
    Благоразумием (прп. Нил Сор. с. 119).
    Благорассуждением (прп. Нил Сор. с. 34).
    Осмотрительностью (2Пар. 39:7).
    Страданием (Мк. 9:12).
    Терпением (Евр. 12:1; прп. Нил Сор. с. 136).
    Веселием о правде (2Пар. 20:27).
    Спокойствием (2Пар. 20:30).
    Рассуждением духовным (прп. Нил Сор. с. 61).
    Советом (2Пар. 20:21).
    Страннолюбием (Евр. 13:2).
    Благословением (2Пар. 20:26; Мк. 10:16).
    Милостынею (прп. Нил Сор. с. 61).
    Милостью (2Пар. 20:21).
    Терпением болезней (2Пар. 21:15-19).
    Исповеданием грехов и греховных помыслов (прп. Нил Сор. с. 63).
    Исполнением заповедей (Исх. 20:2-17; Мф. 19:18-19; 22:37-39; Мк. 10:19; 12:30; Лк. 10:27; 18:20).
    Необходимо иметь:
    Памятование о Боге (прп. Нил Сор. с. 108, 153).
    Молитву (Мк.9:29; прп. Нил Сор. с. 103, 185).
    Любовь (прп. Нил Сор. с. 110).
    Гнев праведный (2Пар. 19:10; Мк. 10:14).
    Верность (2Пар. 19:9).
    Богомыслие (прп. Нил Сор. с. 103).
    Благочиние (прп. Нил Сор. с. 107).
    Целомудрие (прп. Нил Сор. с. 126).
    Благоговение (Евр. 5:7; 12:28; прп. Нил Сор. с. 110).
    Бдение (прп. Нил Сор. с. 101).
    Безмолвие (прп. Нил Сор. с. 90, 185).
    Тихость (прп. Нил Сор. с. 90).
    Мир (Мк.9:50; прп. Нил Сор. с. 130).
    Память о смерти (прп. Нил Сор. с. 153-160).
    Терпение (2Пар. 33:11).
    Занятие (прп. Нил Сор. с. 199).
    Поклоны (прп. Нил Сор. с. 110).
    Пост (Мк. 9:20; прп. Нил Сор. с. 110).
    Упражнение (прп. Нил Сор. с. 183).
    Упование (при. Нил Сор. с. 139).
    Твердость в правде (2Пар. 19:11).
    Укорение себя (прп. Нил Сор. с. 146).
    Покаяние (прп. Нил Сор. с. 103).
    Тщание (прп. Нил Сор. с. 107).
    Рукоделие (прп. Нил Сор. с. 110).
    Труд (прп. Нил Сор. с. 59).
    Смирение (2Пар. 34:27-28; прп. Нил Сор. с. 145-146).
    Призывание имени Божия (прп. Нил Сор. с. 151).
    Правосудие (2Пар. 19:6).
    < Предыдущая Следующая >

  5. Bandi Ответить

    Я был не одинок в своем неприятии общей исповеди, в осознании необходимости учить людей исповедоваться внимательно и просто, без лукавых обобщений, но и без ложной скрупулезности. К сожалению, реакция на злоупотребления общей исповедью не оказалась свободной от крайностей. Уже начали появляться брошюрки сомнительного происхождения с перечнями грехов, удивлявшими не только размахом, но и болезненностью воображения составителей.
    А вскоре в словоупотребление вошел термин «младостарчество», именующий явление, которое характеризуется не столько нежным возрастом «старчествующих», сколько самой спецификой претензии на возрождение прерванной традиции, этакое новое поколение старцев (по аналогии с политическими и философскими движениями, чьи составные названия тоже начинались с «младо-» и означали новую ступень, новый виток развития прежнего явления: младогегельянцы, младотурки и пр.).
    Разумеется, явление это не было новым по своей сущности. Ходячие претензии на духоносность встречались и раньше. Новизна явления заключалась в его масштабности.

    Слишком уж многие пастыри тогда стали о себе воображать много.

    Оно и неудивительно. В советское время религия (православное христианство в особенности) была загнана в гетто. Со стороны священника проявлять интерес к духовному окормлению паствы, или вообще к чему бы то ни было, выходящему за рамки храмового богослужения и требоисполнения, означало вызов «недремлющему оку». Даже проповедь местами запрещалась. Пастыри, пафосно обличающие невежд в уставе, метая громы и молнии в людей не так одетых или неправильно названных при рождении (каким-нибудь неправославным именем), умеющие нагнать страху и «смирить», а потому собирающие вокруг себя «хранительниц благочестия», садо-мазохистски фанатеющих от батюшкиной харизмы и клацающих вставными челюстями на всех «социально чуждых» – такие имитаторы исповедничества, вписывающиеся в стандартный образ «мракобеса», не вызывали у советской власти беспокойства. Тем более, что именно такие типажи нередко оказывались «благонадежными».
    Впрочем, подобные «столпы благочестия» встречались не особо часто, что, опять же, еще больше к ним привлекало жаждущих «ревностного пастырского окормления». Предпочтение отдавалось властями культивированию требоисполнительского типажа, который односторонне удовлетворял религиозные потребности граждан, добросовестно отрабатывая свой хлеб, без претензии на целостное пастырское служение.
    Священников, искренне заинтересованных и способных привлечь в церковную ограду думающих и социально-активных людей, встретить было очень сложно. Власть об этом предусмотрительно заботилась, по возможности, ставя людям с высшим образованием заслоны для поступления в духовные школы, а семинарские программы даже в начале 90-х, когда уже давно очевидно было, что Бог послал «на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам. 8; 11), все еще продолжали оставаться «заточенными» под производство требоисполнителей.

    Голод есть, а тех, кто мог бы его утолить, грамотно формируя рацион питания в конкретных общих для всех исторических, политических и экономических условиях, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого алчущего и жаждущего, почти не было. И добро бы еще те, кто не был к этой ситуации готов, продолжали скромно заниматься тем, что умели, не претендуя на большее. Однако многие в то время вообразили о себе, что дары Духа Святого, полученные при рукоположении, сами по себе дают какие-то особые права и власть, без того, чтобы долго и усердно с помощью Божией трудиться над собой, а мудрость им положена по статусу, без необходимости в получении систематического богословского образования и трудолюбивого самообразования до конца дней своих.
    Этому способствовало, в основном, три фактора: 1) бессистемное появление на прилавках (не только церковных) большого количества православной, около- и псевдоправославной литературы весьма разнообразного качества: от неочерносотенных брошюрок  до ротапринтных переизданий святых Отцов; 2) приток в храмы большого количества неофитов, заинтересованных в духовном окормлении по схемам, которые им рисовало воображение в процессе жадного поглощения святоотеческой литературы (в лучшем случае) и страстное желание предаться аскетическим подвигам, от них же первый есть полное послушание; 3) стремительное умножение православного духовенства (это было обусловлено необходимостью застолбить возвращаемые нам «охраняемые государством» развалины храмов, чтобы восстанавливать их, строить новые церкви, обустраивая приходскую жизнь) за счет рукоположения людей, зачастую не имевших ни образования, ни призвания, которые хорошо, если задним числом старались добрать элементарные знания и получить духовное образование.
    Таковы объективные причины распространения в православно-церковной среде младостарчества и всевозможного кликушества, сгущающегося местами в некие подобия сект со своими «гуру», «святыми» и мифологией (другой проблемы – язычества в православных ризах – мы здесь не касаемся). В общем, все по Марксу: 1) спрос на духовное окормление и подвижническую жизнь определил предложение (только из-за почти полного отсутствия духоносных старцев и прерванности традиции, потребительский спрос был удовлетворен за счет предложения народу суррогатов «идентичных натуральным»), а предложение имитации благочестия и духоносности стало формировать соответствующий спрос; 2) спрос на «православизацию всей страны» породил предложение массы пособий и руководств в виде популярных брошюрок, регламентирующих все аспекты жизни, вплоть до питания и супружеского долга (добро бы еще грамотно объясняли, так ведь и тут не обошлось без идиотизма), среди которых одно из почетных мест заняли издания в помощь исповедующимся.

    Качество этих «исповедей для „чайников“», как правило, было весьма низким, этакой попыткой переложить соответствующую часть чина исповеди из Требника на общедоступный язык.

    Правда, некоторые брошюрки, надо отдать им должное, восхищали своей глупостью и невежеством, сочетающимися с буйной фантазией и болезненной мелочностью.
    Слава Богу, в помощь исповедующимся были изданы и очень хорошие пособия. Это, в первую очередь, «Опыт построения исповеди» Псково-Печерского старца архим. Иоанна (Крестьянкина), «Об исповеди» митр. Антония Сурожского, «Как приготовиться к исповеди и причастию» прот. Михаила Шполянского, его же «Будем жить с Богом. Беседы с детьми перед исповедью». Но это не перечни грехов, а именно беседы, помогающие думать и обличать (выявлять, делать видимым) в себе грехи, чтобы каяться в них пред Богом и с Его же помощью исцеляться.

    Что же касается использования при подготовке к исповеди перечней грехов, тут не так все просто. С одной стороны, даже к перечню, содержащемуся в Требнике, относиться надо с осторожностью. Диакон Владимир Сысоев в своих воспоминаниях о св. Алексии Мечеве пишет: «Батюшка всегда был противником книжного формализма в исповеди. Он часто говорил мне: „Знаешь ли, в монастырях очень принято исповедывать по требнику. А я всегда стоял против этой практики. В требнике есть многие вопросы, многие грехи, о которых исповедник, может быть, и не догадывался. Подойдет к исповеди какая-нибудь чистая неиспорченная девушка, а ее спрашивают о таких пороках, о которых она и представления не имеет. И вместо очищения выйдет грех и соблазн. Всегда нужно не человека приспосабливать к требнику, а требник к человеку. Сообразно с тем, кто подходит к твоему аналою, — мужчина ли, женщина ли, подросток ли, ребенок ли, — и нужно вести исповедь. При этом не следует вдаваться в подобные вопросы, особенно об интимных грехах. Эти расспросы могут только потревожить душу исповедника, а никак не успокоить. Лучше всего дать человеку самому рассказать все, что он имеет на душе, а потом уже задавать вопросы, по мере надобности“».
    С другой… ну вот, что делать человеку, если он хочет подготовиться к исповеди, а сформулировать то, что понимает внутренне, как-то не получается? Вертится-вертится уже на языке, а никак… Или просто трудно бывает вспомнить. Чувствуешь, что забыл что-то, причем такое – на поверхности, а не вспомнить никак. Тут перечень грехов может оказаться очень неплохим подспорьем. Особенно в начале пути, когда еще толком ничего не знаешь, да и формулировать не умеешь, или, наоборот, в старости, когда в силу возрастных причин мысли путаются, и забываются самые простые и привычные слова.
    Однако тут есть одно важное «но»: если руководствоваться советом св. Алексия, «не человека приспосабливать к требнику, а требник к человеку», и даже священнику зачитывать кающемуся все подряд из Требника не стоит, логично задаться вопросом: уместно ли тогда этот перечень давать в руки любому мирянину? Нет, разумеется, никакой эзотерики, никаких секретов от народа, только зачем? К чему давать повод к соблазну? В наше время вряд ли кого можно удивить каким-либо грехом из стандартного перечня в Требнике, но само скопище пороков, архаичная терминология, зачастую требующая пояснений, законнический подход – все это вполне может вызвать (в душе новоначального, например) естественную реакцию отторжения.
    Совсем другое дело, когда мы готовимся к исповеди по заповедям Десятословия и Блаженств, потому что в процессе приготовления важно не просто перебирать больший или меньший перечень грехов, выбирая приглянувшееся, но ясно отдавать себе отчет, против чего грешим. И тут, например, труд о. Иоанна (Крестьянкина) окажется прекрасным подспорьем, поскольку в рамках каждой заповеди рассматриваются соответствующие грехи. Их перечень при такой подготовке окажется не меньшим, чем в Требнике, а подход принципиально иной, потому и понимание каждого исповедуемого греха несравнимо глубже.
    Впрочем, что нам Требник! Его перечень грехов ни в какое сравнение не идет с апокрифами, издававшимися одно время в изобилии под грифом благословения того или иного монастыря или епархии. Взять хотя бы, к примеру, один такой шедевр (почему-то составленный исключительно от женского лица) объемом в 473 пункта (!), среди которых есть и такие: «444. Мочилась на людях и даже шутила по этому поводу», или вот: «81. Пила и ела наговоренное, “заряжённую” Чумаком воду» (явно составлялось в конце 80-х, начале 90-х).
    А вот чудесное в плане логической последовательности: «148. Дразнила глухонемых, слабоумных, малолетних, злила животных, платила злом на зло». Или вот мистично-самокритичное: «165. Сама была орудием дьявола». Только откуда такая уверенность, что «была», а не есть? И нет ли в этом признании скрытой гордыни?..
    Из серии «только для взрослых» (брошюрки-то могут и детям попасть в руки, объясняй потом, что есть что): «203. Грешила и грешу блудом: была с мужем не для зачатия детей, а из похоти. В отсутствие мужа оскверняла себя онанизмом». Или, например: «473. Имела содомский грех (совокупление с животными, с нечестивым, вступала в кровосмесительную связь)». О главном-то, собственно, содомском и забыла… Вообще, чего там все на жителей Содома бочку катят? Теперь и зоофилию им приписали до кучи! Это уж помпейский грех тогда, если судить по некоторым артефактам. Впрочем, самое интересное другое: о каком «нечестии» речь, из-за которого человек становится чем-то средним между животным и родственником (связь с «нечестивым» помещена между зоофилией и инцестом)?
    И все это вперемешку с «422. Молилась в шапке, с непокрытой головой», «216. Имела пристрастие к одежде: заботу как бы не запачкать, не запылить, не замочить», и т.п.

    Если в начале прошлого века св. Алексий Мечев смущался в отношении исповеди по Требнику, опасаясь, как бы кто не услышал чего неведомого и не заинтересовался себе на погибель, то сегодня, при общедоступности любой информации, опасность исходит от подобных перечней, но не потому, что в них содержится какой-то грех, о котором нынешнее подрастающее поколение не в курсе, а потому, что эти сборники отвращают от Православия той несусветной глупостью, которой они пронизаны и пропитаны, глупостью, дискредитирующей то немногое верное и ценное, что в них содержится.

    Что важно понять, для того, чтобы не забивать себе голову всякой чушью и не зацикливаться на этих памятниках религиозной психопатологии?

    Не вдаваясь в такие тонкости, как разница между исповедью сакраментальной и несакраментальной, отметим только, что исповедовать перед причащением необходимо (вне зависимости, кто на исповеди – свой духовник или чужой священник) те грехи, за которые по канонам положено временное отлучение, а также упомянутое в 1 Кор. 6; 9–10. Причащаться, имея на совести такой грех, нельзя.
    Исповедь перед каждым причастием положена только в РПЦ. Это было введено в период борьбы со старообрядческим расколом. В других Поместных Церквях обычное причащение происходит без исповеди, если ничего тяжкого человек не натворил. Если же натворил, а духовник вне досягаемости, он может обратиться к любому священнику, имеющему право исповеди, хотя в порядке вещей, что каждый исповедуется время от времени только своему духовнику. Там, правда, другая проблема: некоторые откладывают исповедь годами. Поэтому очень даже хорошо, что у нас есть традиция обязательной исповеди перед причащением. Но это уже другая тема.
    Итак, исповедоваться надо по сути содеянного, сказанного или переживаемого, помня, что исповедуемся мы Богу, священник же только свидетель покаяния и орудие Божие для совершения Таинства. Поэтому, в зависимости от того, кто находится у аналоя с Крестом и Евангелием (свой духовник или другой священник, чьего духовного руководства мы не жаждем), мы либо называем грех своим именем, а, если не подобрать слова, описываем его в общих чертах (по сути, ясно, без растекания мыслью по древу), и сообщаем необходимые подробности, если духовнику их необходимо знать, чтобы иметь представление о содеянном и о состоянии нашей души, дабы дать полезный совет; либо, если мы исповедуемся священнику, духовного окормления которого не взыскуем, то ограничиваемся покаянным открытием греха, и, называя его, принципиально не вдаемся в не меняющие сути сказанного подробности (если же исповедующий проявит к ним интерес, мы ему ответим, что подробно обсуждаем свои грехи только с духовником).
    И снова о подготовке к исповеди.

    Читая Новый Завет, мы неизбежно будем вспоминать свои грехи. Чтобы не забыть, лучше куда-то записывать. Если кому дополнительно необходим перечень грехов для подготовки, лучше всего опираться на вышеупомянутый труд старца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».

    Насчет шпаргалок. Отношение к ним разное. Некоторые батюшки реагируют на них нервно, считая, что они отвлекают кающегося от живого покаянного процесса, поэтому не разрешают ими пользоваться. Другие, наоборот, так торжественно в конце исповеди их разрывают, словно это и есть тайносовершительная формула, а то, что за этим следует (покрытие епитрахилью и чтение разрешительной молитвы) – дополнительное обрядовое оформление. На самом же деле, шпаргалка – она всюду шпаргалка: компактное размещение обобщенной информации на бумажном или ином пригодном для этого носителе, с целью компенсации неустойчивости памяти.
    Всем нам известно, как иной раз мы забываем свои грехи на исповеди. Вот только что знали, а теперь вдруг забыли напрочь. Бывает. Особенно, когда в затылок дышат, и понимаешь, что надо, по возможности, не задерживать батюшку и стоящих за тобой братьев и сестер во Христе, которым необходимо успеть исповедоваться до того, как начнется причащение. А иной раз и время есть, и внутренне все спокойно, но вдруг самое важное, ради чего, собственно, и пришел: р-р-раз! – и куда-то подевалось.
    Так что тут все очень индивидуально. Важно только, чтобы, в самом деле, подготовка шпаргалок не съедала бы всего покаянного настроения. Иначе, составляя их, мы, возможно, и поскорбим о грехах, а непосредственно на исповеди всего лишь формально их перечислим. Как пишет свящ. Александр Ельчанинов: «Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи». Это не значит, что записывать не надо. Надо, если это помогает не забыть. Но следует понимать, что не это главное.
    Лучше уж человек подойдет ко мне с чем-то вроде древнего свитка, но прочитает содержимое осмысленно и собранно, чем будет тужиться, усиливаясь вспомнить, что там застряло у него между извилинами, и тратить наше время, испытывая меня на смирение, кротость и милосердие.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *