Какие идеи французских просветителей нашли отражение в творчестве давида?

15 ответов на вопрос “Какие идеи французских просветителей нашли отражение в творчестве давида?”

  1. шуршунчик Ответить

    Давид Жак Луи-французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма.
    Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения рококо и стремился выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.
    «Произведения искусства достигают своей цели, не только радуя глаз, но и проникая в душу, оставляя в воображении глубокий след, как нечто реальное; лишь тогда черты героизма и гражданских добродетелей, показанные народу, потрясут его душу и заронят в неё страстное стремление к славе и к самопожертвованию ради блага Отечества», — писал французский живописец Давид.
    Жак-Луи Давид стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведений, и блестящие реалистические портреты.
    Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима.Картина вызвала огромный успех. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Картина выставлена для всеобщего обозрения, и поток людей, идущих на неё взглянуть, не иссякает. Давид ежедневно получает латинские, итальянские, французские стихи». В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.

    Автор изобразил момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Позы героев говорят о нерушимости их торжественной клятвы. Давид тщательно продумал композицию полотна, персонажей, игру света. Он усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их мощном троезвучии: три группы персонажей, три руки, три меча, три арки. Благородная простота и совершенство живописного решения произвели настоящую революцию, определившую дальнейшее развитие всего изобразительного искусства первой половины 19 века. Жак Луи Давид соединил культ античности с политическими идеями, захватившими в ту пору французское общество. В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля. Многими картина Давида воспринималась как символ борьбы за правое дело. Трудно сказать, действительно ли Жак собирался призывать своих сограждан к оружию…
    Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связано с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями… По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию. Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. Итог оказался печальным. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
    Похоронить его на родине власти не разрешили.
    Давид не только великий живописец, он проявил себя как высокоодарённый педагог. По собственным подсчётам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот. Из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр. «Под знаком Давида» французское искусство развивалось вплоть до импрессионизма. Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции».
    Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи.

    Интересные факты о творчестве Давида Жака-Луи

    Дочь аристократа Лепелетье Сюзанна, в отличие от отца, была ярой роялисткой. Она планомерно скупала все репродукции картины Давида «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре», которая была написана после его убийства, за то, что он голосовал за казнь короля, и уничтожала их. В конце концов она за огромные деньги выкупила у сына художника оригинал и сожгла его. Как выглядела картина мы знаем по случайно уцелевшей одной репродукции и рисунку ученика художника.

    Библиография

    Герман М. Давид. — М. «Молодая гвардия», 1964. — 304 с. — (ЖЗЛ; Вып. 381). — 115000 экз.
    Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр. 104.
    При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, letopisi.org, ru.wikipedia.org
    Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

  2. mozzi Ответить

    1. Сравните картины «Смерть Германика» Н. Пуссена и «Клятву
    Горациев» Ж. Л. Давида. Что общего и в чём различие в подходах к
    изображению исторических событий вы можете отметить? Какие художественные принципы классицизма и неоклассицизма нашли в них
    воплощение? Что отличает стиль Давида? (Возможно также сравнение
    картины Давида с произведением русского художника Ф. А. Бруни
    «Смерть Камиллы, сестры Горация».)
    2. Познакомьтесь с картиной Ж. Л. Давида «Наполеон при переходе
    через Сен-Бернар», в которой, как считают многие исследователи,
    выражен романтический призыв нации к героическим свершениям. А вот некоторые современники увидели в ней нечто другое: «Картина
    бесстрастная и стройная, как алгебраическое уравнение… живой
    образ времени, прячущего за ослепительным блеском торжественных
    церемоний трезвый расчёт и за гордостью побед – жажду власти». Согласны ли вы с подобной оценкой?
    3. Сравните известную вам картину А. Ватто «Паломничество на
    остров Киферу» (1718) и картину К. П. Брюллова «Портрет сестёр
    А. А. и О. А. Шишмарёвых» (1839). Что отличает творческую манеру
    художников? Что превалирует в каждой из них: пейзажное или портретное? Почему?
    4. Насколько справедливо утверждение, что А. А. Иванов является
    «автором одной картины» ? Познакомьтесь с другими произведениями
    художника (например, с первыми академическими картинами
    и акварельными «Библейскими эскизами»). Каковы основные особенности его творчества?

  3. Mr.hot Ответить

    УРОК 21. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
    Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
    Художественная культура Европы эпохи Просвещения: 1. Гуманисты и просветители. 2. Необыкновенные приключения Робинзона и Гулливера. 3. Школа и кафедра Просвещения. 4. Маркизы, прачки и ан­тичные герои. 5. Опероподобные сочинения кан­тора Баха. 6. «Имя тебе — Моцарт!» 7. Мятеж­ный композитор. Возможная личностно значимая проблема: безграничная вера просветителей в возможности человека; культ Разума
    Планируемые результаты изучения материала
    Учащиеся узнают, что XVIII столетие — яркая страница истории мировой культуры. Выдающие­ся творцы литературы, изобразительного искусст­ва, музыки стремились к просвещению людей, меч­тали с помощью искусства исправлять че­ловеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных сила, ут­верждали могущество Разума, способность вы­держать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просве­тителей
    Методы обучения и формы организации учебной деятельности
    Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы. Варианты познавательных вопросов и проблемных заданий: 1. Мастера искусства Просвещения считали себя наследниками гуманистов Возрождения. Как вы думаете, что именно привлекало их в искусстве Ренессанса, чему просветители «учились» у его творцов? 2. В комедии Бомарше «Севильский ци­рюльник» есть диалог: «Розина. Вечно вы бра­ните наш бедный век. Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?» Как бы вы отве­тили персонажу комедии: что оставил в наследст­во человечеству век Просвещения? 3. Не подле­жит сомнению, что просветители внесли огромный вклад в мировую философию и культуру. И со­временники, и потомки высоко оценили этот вклад. Однако еще в XIX в. сформировалось мнение, что многие взгляды просветителей носили утопичес­кий характер, были всего лишь просветительски­ми иллюзиями. Насколько справедливым кажется вам такая оценка? Попробуйте обосновать свое отношение к просветительскому «наследству». 4. В разные моменты своей жизни человек мо­жет обращаться к произведениям искусства дру­гих эпох, пытаясь найти в них ответы на вопро­сы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками. Кого из деятелей культуры Просвещения вы мог­ли бы назвать своим современником? В каких жизненных ситуациях произведения XVIII в. мо­гут оказаться необходимыми сегодня? Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, создание педагогических ситуа­ций для решения познавательных заданий и про­блемных вопросов, организация дискуссии, об­мен впечатлениями о просмотренных произве­дениях
    Развитие умений учащихся
    Знакомство с художественной культурой Просве­щения позволит ученикам обогатить уже приоб­ретенные ранее умения и навыки освоения исто­рико-культурного материала: 1. Школьники полу­чают возможность осознать преемственные связи культуры Возрождения и Просвещения, убедить­ся в том, что просветители были «учениками и наследниками» гуманистов Возрождения. 2. Об­щение с произведениями искусства поможет ре­конструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: увидеть, что искусство воспринима­лось просветителями как важнейший способ воз­действия на общественное сознание и процесс формирования ценностей, соответствующих новой эпохе. 3. Погружение в мир искусства XVIII в., «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему форми­рованию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. 4. Зна­комство с произведениями просветителей создает условия для освоения художественных особенно­стей языка искусства Просвещения, понимания причин некоторой его нравоучительности, назида­тельности, социальной направленности. 5. Историко-культурный материал способствует формиро­ванию собственного доказательного и обоснован­ного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию
    Источники информации: школьные и внешкольные
    Учебник, § 20. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Образовательное пространство расширяется за счет использования альбомов по искус­ству, художественной и научно-популярной лите­ратуры: Рабочая тетрадь «Мировая художест­венная культура» (вып. 1. «Век Просвещения») (по выбору учителя и учащихся). Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—506. Детская энциклопе­дия: Просвещение и революция.— М.: Терра, 1997.— Т. 11. С. Д. Артамонов. Вольтер и его век

  4. Karus Ответить

    Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII – начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука – эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие – это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».
    Вольтер (1694—1778 гг.)
    Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это – ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской – однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше, автор «Женитьбы Фигаро».
    Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.
    Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *