Какие из них в большей мере связаны с передачей какие с приемом информации?

16 ответов на вопрос “Какие из них в большей мере связаны с передачей какие с приемом информации?”

  1. denbe Ответить

    психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. […] Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. […] Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!» — то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной. […]
    Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому, что он красный» или «Потому, что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.
    Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом:
    […] Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
    Вопросы и задания: 1) Какие виды барьеров в общении указаны в тексте? 2) Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации? 3) Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией? 4) Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.

  2. ivakmc99 Ответить

    Коммуникативные барьеры
          Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. […] Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. […] Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!» — то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной. […]
    Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому, что он красный» или «Потому, что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.
    Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом:
    […] Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
     Вопросы и задания: 1) Какие виды барьеров в общении указаны в тексте? 2) Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации? 3) Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией? 4) Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.

  3. Capture Ответить

    Коммуникативные барьеры
    Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. […] Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. […] Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!» — то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной. […]
    Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому, что он красный» или «Потому, что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.
    Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом:
    […] Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
    Вопросы и задания: 1) Какие виды барьеров в общении указаны в тексте? 2) Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации? 3) Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией? 4) Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.

  4. glorh64 Ответить

    Схема 2
    Схема 1
    Коммуникация, или общение
    Уроки 79-81. Общение как обмен информацией
    Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду мы обычно утоляем с помощью других людей, с помощью процесса общения. Но всегда ли мы понимаем друг друга в ходе этого общения? «Счастье – это когда тебя понимают», – так написал в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника».
    Как быть понятыми друг другом? Что такое «общение»? Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке.
    Итак, какие ассоциации возникают у вас при слове «общение»?
    Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
    Общение предполагает использование речевых (вербальных) и невербальных средств.
    Ученые употребляют два термина «общение» и «коммуникация». Нам предстоит выяснить сущность этих понятий и проанализировать их.
    Работая с п. 1 § 31 и с представленными схемами, сравните эти два понятия.


    – В чем вы увидели сходство и различия процессов общения и коммуникации?
    – Какие особенности процесса коммуникации можно выделить? (Особенности процесса коммуникации: взаимное информирование, которое предполагает активность с двух сторон; влияние друг на друга; наличие «общего языка»; наличие барьеров в процессе коммуникации.)
    – Кто и что может стать другом и врагом коммуникации?
    – Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е.И. Рогова «Психология общения» и ответьте на следующие вопросы:
    – Какие виды барьеров в общении указаны в тексте?
    – Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие с приемом информации?
    – Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией?
    – Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолениюкоммуникативных барьеров.
    – Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Прочитайте п. 2 § 31.
    – Какая знаковая система используется при вербальном общении?
    – Дайте характеристику речи как универсального средства коммуникации.
    – Опишите ее механизм.
    – Расшифруйте ее формулу, представленную в виде схемы.
    – Опишите модель речевого общения из пяти элементов.
    – При каких условиях речь приобретает свое значение?

  5. maxwill90 Ответить

    Коммуникативные барьеры       Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. […] Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. […] Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!» — то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной. […]      Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому, что он красный» или «Потому, что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.      Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом:      […] Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию. Вопросы и задания: 1) Какие виды барьеров в общении указаны в тексте? 2) Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации? 3) Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией? 4) Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.

  6. vlad21111996 Ответить

    Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и
    обществе
    Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества
    Практическая работа № 3
    Человек в группе. Многообразие мира общения
    Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться
    учебной литературой, обобщать имеющиеся знания
    Учебные задачи: научиться обобщать, анализировать и оценивать информацию;
    различать коммуникативные барьеры; научиться устанавливать причинно­следственные
    связи.
    Предметные результаты: сформированность представлений о методах познания
    социальных явлений и процессов; сформированность навыков оценивания социальной
    информации.
    Задачи практической работы
    1. Повторить материал по теме «Человек в группе. Многообразие мира общения».
    2. Ответить на вопросы.
    3. Прочитать отрывком из книги Е. И. Рогова «Психология общения» и ответить на
    вопросы.
    4. Выполнить упражнение.
    5. Проанализировать утверждение
    Обеспеченность занятия
    1. Тетрадь для практических занятий
    2. Ручка
    3. Тексты заданий
    4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
    2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме
    Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
    Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение
    связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по
    составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных
    контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными
    видами средств массовой информации.
    Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае
    участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими
    индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и
    организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники
    выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель –
    ученик, начальник – подчиненный).
    В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего
    поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В
    процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как
    некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
    Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем,
    что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность –
    существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять
    переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется
    взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
    Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен
    неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей,
    выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
    Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное)
    общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его
    основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при
    помощи дополнительных средств (письма, аудио­ и видеотехники).
    Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
    1. Перечислите основные виды общения.
    2. Дайте характеристику межличностному и массовому общению.
    3. В чем различие межперсонального и ролевого общения?
    4. Приведите примеры доверительного и конфликтного общения.
    5. Назовите основные черты личного и делового общения.
    6. В чем заключаются различия прямого и опосредованного общения?
    Задания для практического занятия
    1. Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е. И.
    Рогова «Психология общения» и ответьте на вопросы.
    Коммуникативные барьеры
    Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин
    как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из­за погрешностей
    в процессе передачи информации. Феномен фонетического непонимания появляется
    в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи­
    скороговорки или речи с большим количеством звуков­паразитов. Существуют
    также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения
    используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в
    театре слова: «Подать экипаж!», то это может вызвать у них легкое недоумение, так
    как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих
    машиной.
    Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания.
    Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком
    сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит
    присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому что он красный»
    или «Потому что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно
    говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.
    Нередко причиной барьера понимания могут служить социально­культурные
    различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные,
    политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к
    различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях,
    можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое
    непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон
    подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не
    принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о
    том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в
    общении друг с другом.
    Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от
    вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что
    вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем
    выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем
    меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях
    говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни,
    недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им
    информацию.
    Вопросы и задания:
    1. Какие виды барьеров в общении указаны в тексте?
    2. Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом
    информации?
    3. Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для
    непонимания при обмене информацией?
    4. Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут
    преодолению коммуникационных барьеров. 2. Выполните упражнение «Мысль одна, а слов много».
    Предложите как можно больше
    вариантов передачи другим словами
    следующей мысли: «Общение с помощью языка помогает понять другого».
    Постарайтесь выполнить следующие условия:
    а) не искажать смысл высказывания;
    б) ни одно слово из данного в условии предложения не должно употребляться в
    предлагаемых вами вариантах.
    3. Согласитесь или опровергните следующее утверждение: «В речи важны
    три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет
    наименьшее значение» (Джон Морли, английский издатель, биограф и политик).
    Инструкция по выполнению практической работы
    1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме
    2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического
    материала к
    практическому занятию
    3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
    5. Запишите в тетради название практической работы
    4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
    Критерии оценки практической работы
    Задание 1 – 3 балла
    Задание 2 – 1 балл
    Задание 3 – 1 балл Форма контроля выполнения практической работы
    Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
    практических работ
    Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
    1.
    Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф.
    учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
    2.
    Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
    технического, естественно­научного, гуманитарного профилей Практикум: учеб.
    пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
    Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей
    3.
    социально­экономического профиля: учебник для учреждений начального и
    среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014.
    4.
    Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей
    социально­экономического профиля: практикум для учреждений начального и
    среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014.

  7. Balan. Iura Ответить

    Языковые невербальные (связанные с языком жестов, телодвижениями, выражением лица). Это помехи, возникающие приведении переговоров, когда разные стороны придают одним и тем же жестам различный смысл (например, кивок головы у болгар означает не согласие, как у нас, а отрицание).
    Логические помехи. Здесь барьером становится различная система доказательств, принимаемая сторонами, различное видение одних и тех же обстоятельств, разные принципы и установки. Так, логика богатого отличается от логики бедного, логика смелого — от логики осторожного, логика покупателя — от логики продавца и т.д.
    Помехи восприятия. Барьером обстановка, в которой воспринимается информация (например, недружелюбная атмосфера), предвзятое отношение к получаемой информации, отсутствие доверия, противоречия с предшествующими сообщениями, неготовность к восприятию (например, из-за пренебрежения необходимой подготовительной работой).может стать
    К помехам, связанным с формой сообщения,относятся:
    1) Сложность формы. Здесь помехи возникают из-за трудности понимания сообщения (например, при злоупотреблении специальными терминами, при обилии цифровых данных и т. п.).
    2)Непривычность формы. Помехи появляются, например, тогда, когда распоряжение отдается нетрадиционным способом (например, в необычной формулировке).
    3)Несоответствие формы содержанию информации. Например, сигнал бедствия должен передаваться коротким сообщением, а финансовая информация должна носить исчерпывающий характер.
    4)Неопределенное посредничество в передаче и интерпретации информации. Помехи возникают из-за неизбежных искажений на каждом этапе приема-передачи сообщения (эффект «испорченного телефона»).
    Помехи, связанные с формой сообщения, могут быть преодолены:
    – приданием сообщению понятного вида и доступной формы;
    – соблюдением установленных и согласованных правил представления информации;
    – обеспечением соответствия формы сообщения его содержанию;
    – исключением неоправданных промежуточных инстанций при передаче и приеме информация.
    К помехам, связанным со средствами сообщения,относятся:
    1) Низкая оперативность передачи информации. Например, запаздывание передачи информации вызвано необходимостью ее кодировать.
    2) Малая пропускная способность средства. Информационные перегрузки, например, может вызвать недостаток у организации необходимой для оформления и передачи сообщения оргтехники.
    3) Несоответствие средства сообщения характеру передаваемой информации. Например, отсутствие видеоаппаратуры вынуждает довольствоваться лишь аудиотехникой, возможности которой ограничены.
    4) Слабая помехозащищенность и низкое качество коммуникационных средств. Это приводит к нарушению коммуникационного процесса и резко снижает его качество. Помехи, связанные со средствами сообщения, могут быть существенно снижены при выделении дополнительных средств на оснащение коммуникаций современной техникой.
    К помехам, связанным с организацией сообщения,относятся:
    Плохая обратная связь или ее отсутствие. Это увеличивает риск искажения информации, лишает организацию возможности контролировать процесс управления.
    Запаздывание информации. Это резко снижает ценность информации и эффективность ее использования.
    Неудачный подбор партнеров в коммуникационном процессе. Это увеличивает возможность искажения сообщений, а в ряде случаев может привести к срыву коммуникации.
    Неудачный выбор времени и обстановки коммуникации. Это снижает ценность сообщения и эффективность его реализации.
    Помехи, связанные с организацией сообщения, могут быть существенно уменьшены:
    – обязательным налаживанием постоянной и устойчивой обратной связи;
    – обеспечением своевременности в передаче информации;
    – тщательным подбором участников коммуникационного процесса;
    – продуманным выбором времени и обстановки коммуникации.
    Таким образом, для предотвращения непонимания в организациях в первую очередь нужно уметь определять барьеры, способствующие появлениям разлада и негативного отношения сотрудников друг к другуАбчук В.А. Экономика предпринимательства: Управление персоналом. Персонал-менеджмент: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч 2. – Спб.: филиал издательства «Просвещение», 2004. – 126с..
    Роль коммуникации в системе управления
    В самом широком смысле мишень коммуникаций на предприятии – воплощение конфигураций, влияние на деятельность таковым образом, чтоб достичь процветания компании. Существует две главные функции коммуникации: информационная и личностная.
    Первая осуществляет процесс движения информации, вторая – взаимодействие личностей. Эти две функции теснейшим образом соединены друг с другом.
    Взаимодействие личностей в значимой степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным действиям не сводится, потому что коммуникация строится не лишь по факту передачи и получения информации, но и по личным её оценкам и личным интерпретациям.
    Менеджеру необходимо до конца понять практические потребности в коммуникации. Но также важно, чтобы вопросы, влияющие на установление хорошей коммуникации, были проанализированы. Эти вопросы включают в себя готовность установить коммуникацию, определение препятствий, влияющих на нее, ее принципы, выбор метода, перекрестную коммуникацию.
    Руководитель тратит большую часть своего времени на коммуникацию для того, чтобы реализовать собственные роли и цели в межличностных отношениях, в информационном обмене, в процессах принятия решений, а также в управлении, планировании, мотивации деятельности подчиненных и контроле за их работой. Поскольку все виды управления построены на коммуникации, ее с полным основанием можно считать главным связующим процессом.
    От качества обмена информацией напрямую зависит степень реализации поставленных задач. В то же время некачественная, неэффективная коммуникация способна порождать массу проблем в организациях. В частности, т.н. «открытые» проблемы, которые связаны с человеческими, поведенческими аспектами деятельности организации. Они проявляются в социально-психологической напряженности, конфликтах, столкновениях интересов, в «разрывах» деловой коммуникации, в отказе от сотрудничества и в других симптомах нездорового нравственно-психологического климата организации /о типах организационных проблем см. Подробнее: В.М. Матиашвили «Организационная проблема: диагностика и решение.» – Н.Новгород, НРИ АПК, 1998, с. 5-7/.
    Словом, эффективно работающие менеджеры – это те, кто эффективны в коммуникациях.
    Для начала необходимо знать, что к основным функциям коммуникаций относятся:
    1) информативная – передача истинных или ложных сведений;
    2) интерактивная /побудительная/ – организация взаимодействия между людьми /согласованность действий, распределение функций, влияние на настроение, убеждения, поведение собеседника – через внушение, приказ, просьбу, убеждение и т.д./;
    3) перцептивная – восприятие друг друга партнерами в ходе общения и установление на этой основе взаимопонимания;
    4) экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
    Эффективная коммуникация предполагает также наличие у менеджера коммуникативной компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а именно: достигать взаимопонимания, ясного представления о ситуации и предмете общения.
    Что может помешать этому?
    а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации;
    б) «предвзятые представления»- склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;
    в) плохие отношения между людьми;
    г) отсутствие внимания и интереса собеседника;
    д) пренебрежение фактами, т.е. привычка спешить с выводами /заключениями/ при отсутствии достаточного числа фактов;
    е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;
    ж) неверный выбор стратегии и тактики общения;
    з) смешение видов общения.
    http://upravlenie.fatal.ru/d12.html
    Препятствия.
    Как могут такие крупные предприятия, как фондовая биржа, воздушная транспортная компания или стальная корпорация, действовать при нехватке коммуникации? Тем не менее, если поинтересоваться степенью понимания необходимой информации в любой данный момент, то можно поразиться ее убогости. Это бывает возможным потому, что, даже, если предприятие и преуспевает, оно часто потребляет необходимую информацию урывками. Можно достигнуть заметного улучшения эффективности, если ликвидировать препятствия для коммуникации.
    Плохо сформулированные сообщения.
    Независимо от того, как доставляются сообщения, их расплывчатость и туманность – слишком частые явления. Такие недостатки, как плохо выбранные и ничего не значащие слова, небрежные упущения, отсутствие последовательности, плохое изложение мыслей, неуклюжесть структуры предложений, недостаток лексических средств, банальности, поразительные повторения, жаргон и т.д., довольно широко распространены. Отсутствие ясности и точности приводит к дорогостоящим ошибкам.
    Ошибочный перевод.
    Менеджеры находятся в центрах коммуникаций на предприятиях и функционируют как получатели и отправители сообщений. Они получают разнообразные виды сообщений от вышестоящих лиц, от своих коллег и от подчиненных и в свою очередь должны перевести информацию, предназначенную для подчиненных, своих коллег и руководства, на понятный для них язык. Часто бывает недостаточно передать информацию слово в слово, она или должна быть выражена в словах, понятных для людей в той области, в которой работает получатель, или должна сопровождаться разъяснениями, которые будут понятны получателю. Этот процесс требует умения, которое зачастую отсутствует. Поскольку сотрудники предприятия действуют, обычно только приблизительно понимая друг друга, эффективность постоянно от этого страдает, что приводит к значительным убыткам.
    Потери в процессе передачи или хранения.
    Последовательная передача одного и того же сообщения уменьшает его точность. В устном сообщении при каждой последовательной передаче теряется около 30% информации. Следовательно, на крупных предприятиях совершенно невозможно положиться на устную связь одного уровня с другим. Даже письменные сообщения, сопровождаемые разъяснениями, теряют при передачи часть своего смысла. В равной мере серьезной проблемой является удержание информации в памяти. Является ли удивительным то, что предприятия часто функционируют в обстановке неведения: исследования показывают, что сотрудники сохраняют в памяти только 50% переданной информации, а руководители всего 60. Необходимость повторения сообщения, следовательно, очевидна.
    Невнимательность.
    Часто приходится встречаться с простой неспособностью прочесть бюллетени, уведомления, протоколы, сообщения, доклады. Что касается неспособности выслушать устное сообщение, то психологи и работники просвещения заметили, что «слуховые аппараты» не слушающих часто выключены, а они сами в это время заняты мыслями о гольфе, семейных проблемах. К сожалению, невнимательное выслушивание информации является хронической человеческой слабостью. Поэтому довольно часто можно слышать споры по уже решенным вопросам. Причины варьируются от желания произвести на говорящего впечатление своими знаниями до простого неуважения к точке зрения другого человека. В любом случае попытки сообщить что-то тому, кто не слушает, потерпят неудачу.
    Неразъясненные предположения.
    Часто недооцениваемыми, но существенно важными являются несообщенные предположения, которые лежат в основе практически всех сообщений. Например, делегирование полномочий может выглядеть конкретным, но как должны подчиненные толковать его, если они знают, что им следует принять решение, о котором конкретно не говорится, но, как они полагают, подразумевается? Они могут предполагать, что их руководитель имел в виду только то, что было конкретно оговорено, или они могут предполагать, что подразумевается свобода принятия непредвиденных решений в интересах фирмы. Кажущаяся ясность первоначального делегирования полномочий вызывает подобную неуверенность при наличии неясного предположения.
    Недостаточный период приспособления.
    Иногда в сообщении говорится о перемене, которая серьезно повлияет на сотрудников: сдвиги во времени, месте, виде и порядке работы или изменения в составах групп. Некоторые сообщения указывают на необходимость дальнейшей профессиональной подготовки, изменении в служебном положении и т.п. Перемены воздействуют на людей по-разному, и может потребоваться время, чтобы понять полное значение сообщения. Следовательно, для сохранения эффективности деятельности важно не навязывать изменения людям, прежде, чем они не приспособятся к их последствиям.
    Недоверие к автору сообщения.
    Некоторые руководители славятся тем, что посылают большое количество отменяющих или изменяющих сообщений, которые следуют за первоначальным сообщением. Такие сообщения являются обычно результатом недостаточно продуманных суждений, плохо выбранной терминологии или нелогичных решений. Повторение подобных случаев постепенно приводит подчиненных к отсрочке действий или к работе без энтузиазма. Недоверие к руководителю по любой причине мешает коммуникации.
    Страх.
    Опытные руководители признают, что в вопросах информации они должны полагаться на своих подчиненных, но надежная классификация предмета информации и ее срочности еще не выработана, чтобы подчиненные могли руководствоваться ею при выборе того, что они должны сообщить наверх. Выбор времени и точность контрольных, проблемных и специальных докладов обычно не вселяют в руководителя чувства уверенности. Здесь всегда можно ждать неумелого отбора, полуправды или полного сокрытия истины.
    Отсутствие передачи.
    Для непосвященных это «препятствие» может показаться странным и непростительным, и тем не менее фактом является то , что руководители просто не передают нужных сообщений. Причины обнаруживаются в хорошо известных человеческих склонностях к лени, к предположению, что «все знают», к медлительности, к намеренному желанию сбить с толку. Поскольку вы не можете сообщить всего, вы и выбираете, что передать. Иногда это приводит к полному умалчиванию информации, в чем виноваты сами руководители.
    Кроме этих преград существуют преграды так называемых «организационных коммуникаций».
    Искажение сообщений.
    Когда информация движется внутри организации вверх и вниз, смысл сообщений несколько искажается. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных коммуникациях. Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением. В этом случае управляющий модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах. Проблемы обмена информацией вследствие искажения сообщения могут возникать также вследствие фильтрации. В организации существует потребность фильтровать сообщения, с тем, чтобы с одного какого-то уровня на другой уровень организации или отдела направлялись только те сообщения, которые его касаются. Поскольку именно управляющие определяют, какие сообщения направлять, всевозможные преграды в межличностных контактах могут подталкивать их к отсеиванию одних и акцентированию других сообщений. Такой отбор может стать причиной непопадания важной информации в другой сектор организации или поступления информации туда с существенным искажением содержания. Сообщения, отправляемые наверх, могут искажаться в силу несовпадения статусов уровней организации. Руководители высшего звена обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снабжать их только положительно воспринимаемой информацией. Это может привести к тому, что подчиненный не информирует руководителя о потенциальной или существующей проблеме, поскольку не хочет сообщать начальнику плохие новости. Дополнительной причиной ухудшения поступающей наверх информации может быть повышенное внимание руководителей среднего звена к сообщениям с верхних этажей власти по сравнению с информацией от их подчиненных.
    Информационные перегрузки.
    Преграды на путях обмена информацией могут быть следствием перегрузки канала коммуникаций. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной, то же относится и к обмену информацией. Одним из обычных способов разрешения проблемы информационной перегрузки является развитие и поддержание различных специализированных каналов передачи информации. Предприятия постоянно это осуществляют через организационную структуру, децентрализацию полномочий, группировку деятельности по ее видам и организацию информационных систем, спроектированных для обслуживания отдельных направлений деятельности, таких, как сбыт, финансы, закупки и общественные отношения. К сожалению понимание руководителем важности информации может отличаться от понимания таковой другими работниками организации.
    Неудовлетворительная структура организации.
    Структура организации – эта логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных сегментов, обеспечивающая эффективное достижение целей. Если структура организации продумана плохо, возможности руководителя планировать и добиваться реализации поставленных целей сужаются. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения. К другим аспектам, которые могут вызвать проблемы в коммуникациях, можно отнести неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организации власти и распределения задач. Ясно, что плохо разработанная информационная система может снижать эффективность обмена информацией и принятия решений в организации.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *