Какие из целей поставленных в начале крестоносного движения были достигнуты?

4 ответов на вопрос “Какие из целей поставленных в начале крестоносного движения были достигнуты?”

  1. Tygolrajas Ответить

    Предпосылки крестовых походов а их характер
    Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн — борьбы христианства (символизируемого знаком креста) против мусульманства. Крестовые походы были порождены, в первую очередь, ростом агрессивности западноевропейских феодалов, их стремлением к захвату богатых земель на Востоке, к увеличению собственных доходов и богатств. Это стремление стало “особенно сильно проявляться с конца XI в. в связи с увеличением материальных потребностей класса феодалов, которое обусловливалось общим экономическим подъемом, появлением городов, установлением регулярных торговых сношений. Удовлетворить возросшие потребности при сравнительно низком уровне производства феодалам было легче всего силой оружия. В крестовых походах была заинтересована также католическая церковь, добивавшаяся расширения сферы своего влияния посредством подчинения восточных земель.
    Положение, сложившееся к концу XI в. на Востоке, благоприятствовало осуществлению захватнических планов западноевропейских феодалов и церкви. В середине XI в. турки-сельджуки заняли Багдад. В 1071 г. византийские войска потерпели страшное поражение в битве при Манцикерте (Армения). После чего турки-сельджуки стали хозяевами почти всей Малой Азии. Они также захватили принадлежавший фатимидскому Египту Иерусалим, считавшийся у христиан священным городом. Это дало повод папству развернуть на Западе широкую проповедь в пользу войны с мусульманским Востоком. Были выдвинуты лозунги «помощи восточным единоверцам» и «освобождения гроба господня» (т. е. гробницы Иисуса Христа, находившейся, согласно церковной легенде, в Иерусалиме). В ход были пущены россказни о гонениях, которым «неверные» подвергают христиан в Палестине, об оскорблениях, которые они наносят христианским святыням, и особенно о преследовании западных паломников в Иерусалиме. Призывы папства нашли сочувственный отклик в феодальном мире.
    Этому способствовало и положение в Византии. Печенеги, вторгшиеся с севера на Балканы, нанесли византийскому императору Алексею I Комнину тяжелое поражение и подступили к стенам Константинополя. Одновременно турки-сельджуки снарядили против него флот и вступили в переговоры с печенегами. Алексей I вынужден был обратиться к некоторым государям Западной Европы с просьбой о помощи. С этой же целью он направил послов и к папе Урбану II (1088—1099). Просьбы Алексея Комнина дали западноевропейским феодалам и церкви удобный предлог для осуществления их захватнических замыслов. Папство, преследуя свои политические цели, открыто выступило с призывом к вооруженному нападению на мусульманский Восток.
    Общий характер, непосредственные военно-стратегические задачи и состав участников крестовых походов на разных этапах были различны. Первые крестовые походы являлись широким военно-колонизационным движением европейцев на Ближний Восток. В нем участвовали наряду с крупными и мелкими феодалами массы крестьянства. Цели феодалов и крестьян в крестовых походах были различны. Мелкое рыцарство, испытывавшее в конце XI в. острый недостаток в земле и стеснение в денежных средствах, стремилось к захватам поместий и грабежам в восточных странах. Крупные феодалы, ограниченные в возможностях существенно повысить доходы за счет крепостных крестьян (опасаясь крестьянских побегов и восстаний), рассчитывали добиться увеличения своих владений и вместе с тем усиления своего политического влияния путем создания на Востоке новых, подвластных им государств. Напротив, крестьяне, доведенные до отчаяния непомерным феодальным гнетом, отправляясь «за море», надеялись обрести в дальних странах свободу от крепостных уз и материальный достаток, избавиться от мучительных голодовок и произвола сеньоров. В крестовых походах активно участвовало купечество североитальянских городских республик: Венеции, Генуи, Пизы, — имевшее намерение расширить и упрочить свои позиции в левантийской (восточносредиземноморской) торговле.
    Благодаря участию крестьянства ранние походы на Восток (до середины XII в.) были массовыми и в большой степени стихийными предприятиями. Значительную роль в них играла беднота, одурманенная церковной пропагандой. С середины XII в. крестьянство мало-помалу отходит от движения. Крестовые походы превращаются преимущественно в феодальные предприятия. С конца XII в. на первый план в них выдвинулось стремление к территориальной и торговой экспансии феодальных государств Западной Европы, их борьба с мусульманскими государствамп Передней Азии и с Византией за преобладание в Восточном Средиземноморье. Религиозные мотивы постепенно утратили реальное значение, хотя формально и продолжали оставаться знаменем крестовых походов.
    Вдохновителем, организатором и активным участником крестовых походов неизменно являлась католическая церковь во главе с папами. Она помогла светским феодалам объединить усилия и дала крестовым походам идеологическое обоснование, провозгласив их благочестивым делом. Папство хотело, с одной стороны, удалить из Европы рыцарскую вольницу, представлявшую постоянную угрозу для церковного землевладения, а с другой — использовать военную силу рыцарства для установления своего господства над всем христианским миром и для создания на Востоке новых владений, подконтрольных «апостольскому престолу».
    Начало крестоносного движения
    В ноябре 1095 г. папа Урбан II созвал церковный собор во французском городе Клермоне. По окончании собора он выступил с речью перед огромными толпами простого народа, рыцарей и духовенства, призывая взяться за оружие, чтобы вырвать из рук «неверных» «гроб господень». Всем участникам похода было обещано полное прощение грехов, а тем, кто погибнет, — рай. Папа указал и на земные выгоды, ожидающие крестоносцев на Востоке. «Те, кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты», — заявил он. Призыв Урбана II нашел живой отклик среди собравшихся. Его речь прерывалась криками: «Бог так хочет!» Многие тут же давали обет идти в поход, в знак чего нашивали на свою одежду кресты.
    Идея похода на Восток была поддержана феодалами: война сулила им новые земли и богатую добычу. Церковь предоставила крестоносцам важные льготы. Они освобождались от уплаты долгов, а их имущество и семьи переходили под охрану церкви. Значительная часть рыцарства не была безразличной и к религиозным целям предприятия. В то время религия владела умами, и освобождение христианских святынь в Палестине символизировало в представлении феодалов подвиг, в котором их религиозные побуждения сливались с захватническими устремлениями. Речь Урбана II, упомянувшего о сказочном плодородии земель восточных стран, взбудоражила и крепостных крестьян, надеявшихся на лучшую жизнь и свободу.
    После Клермонского собора проповедь войны с «неверными» развернули епископы, священники и монахи. Наибольшую популярность среди простого народа приобрел монах Петр Амьенский (Пустынник), призывавший к участию в походе простой народ в Северной и Средней Франции, а также в прирейнской Германии. Под влиянием его проповедей ранней весной 1096 г. десятки тысяч бедняков поднялись на «святое паломничество». Ими предводительствовали Петр Пустынник, разорившийся рыцарь Вальтер Голяк из Северной Франции и священник Готшалк из Рейнской области. Нестройными толпа­ми, вооруженные лишь дубинками, косами, топорами, без запасов продовольствия участники похода шли вдоль Рейна и Дуная и далее на юг к Константинополю. Темные, изголодавшиеся крестьянские массы, к которым присоединилось немало различных авантюристов из обедневшего рыцарства, проходя через владения венгров, болгар, греков, отнимали у жителей продукты, грабили, убивали, насильничали; в прирейнских городах рыцари-грабители устраивали еврейские погромы. Местное население давало энергичный отпор неожиданным пришельцам. Крестоносцы понесли большие потери. Сильно поредевшее крестьянское войско летом 1096 г. прибыло в Константинополь, здесь оно повело себя столь же разнузданно. Алексей Комнин поспешил переправить крестьян на другой берег Босфора, в Малую Азию. Не ожидая подхода основных сил рыцарей-крестоносцев, бедняки устремились вперед. В октябре 10У6 г. сельджукское войско заманило крестьянские отряды в засаду и почти полностью перебило их. Так наивные иллюзии крестьян, мечтавших совершить религиозный подвиг и добиться освобождения, разбились при первом столкновении с действительностью.
    Первый крестовый поход феодалов
    Летом того же года двинулись на Восток армии западноевропейских феодалов. Рыцари хорошо вооружились и запаслись припасами и деньгами, распродав или заложив часть своих владений, которые охотно скупали епископы и аббаты, расширявшие таким образом церковные поместья.
    Раньше других отправились в поход феодалы из Лотарингии. Во главе их стоял герцог Годфруа Бульонский. Норманнских рыцарей Южной Италии возглавил князь Боэмунд Тарентский, который давно враждовал с Византией и мечтал основать независимое княжество на Востоке. Большая армия сформировалась в Южной Франции. Ею предводительствовал граф Раймунд Тулузский, также рассчитывавший на создание своего княжества. Рыцарей Северной и Средней Франции возглавляли герцог Роберт Нормандский, граф Этьен из Блуа и граф Роберт II Фландрский.
    Феодальные войска не представляли единого целого. Отдельные отряды почти не были связаны между собой. Каждый сеньор отправлялся в поход со своей дружиной. За рыцарскими ополчениями следовали огромные толпы крестьян. Отряды шли разными путями: одни — по рейнско-дунайской дороге, другие — берегом Адриатики, третьи — через Италию, откуда морем переправлялись на Балканский полуостров. Путь крестоносцев через византийские владения сопровождался повальным грабежом местного населения.
    В конце 1096 — начале 1097 г. крестоносные ополчения начали прибывать в Константинополь. Пришельцы держали себя вызывающе: грабили окрестных жителей, глумились над византийскими обычаями. Император Алексей 1, опасаясь нашествия крестоносцев, которых утонченная верхушка византийского общества не без основания считала «варварами», старался воспрепятствовать объединению их ополчений в Константинополе. В то же время он стремился использовать силы крестоносцев к выгоде Византии. Лестью, подкупом и угрозами Алексей I добился от большинства сеньоров и рыцарей вассальной присяги: они обязались вернуть империи ее земли, которые будут отвоеваны у турок. После этого Алексей I переправил рыцарские ополчения в Малую Азию.
    В XI в. в Малой Азии сложилось несколько сельджукских государств, враждовавших друг с другом. Отсутствие политической сплоченности среди мусульман облегчило продвижение крестоносцев.
    В начале 1098 г. предводитель одного из рыцарских отрядов Балдуин Фландрский завладел богатым городом Эдессой (в Северной Месопотамии) и основал первое государство крестоносцев — графство Эдесское. Тем временем главное войско крестоносцев вступило в Сирию и осадило Антиохию — один из самых крупных и хорошо укрепленных городов Восточного Средиземноморья. Крестоносцам удалось взять Антиохию только в результате измены начальника одной из крепостных башен. После долгих распрей из-за того, кому владеть разграбленным городом, феодалы согласились передать власть в нем Боэмунду Тарентскому. Так было основано второе государство крестоносцев — княжество Антиохийское.
    Из Сирии войско двинулось в Палестину. Летом 1099 г. крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, учинив в городе дикую резню и разгром. Почти десять тысяч мусульман были убиты только в одной главной мечети, где они искали убежища. Молитвы и религиозные церемонии рыцари перемежали с убийствами и грабежами. Была захвачена огромная добыча. «После великого кровопролития, — рассказывает хронист — участник похода, — крестоносцы разбрелись по домам горожан, захватывая все, что в них находили. Всякий, кто входил в дом первым … присваивал и самый дом или дворец, и все, что в нем находилось, и владел всем этим как собственным».
    Государства крестоносцев на Востоке
    Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи флота венецианцев, генуэзцев и пизанцев, которые присоединились к крестоносному движению в надежде извлечь из него выгоду, они захватили многие портовые города. К началу XII в. на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестине — королевство Иерусалимское во главе с Год ф руа Бульонским, к северу от него — графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское.
    Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине. Местные крестьяне превратились в крепостных, обязанных отдавать господам в виде оброка от трети до половины урожая зерновых и определенную часть фруктов, олив, винограда. Они подвергались жестокой эксплуатации и были совершенно бесправны. Поэтому вся история государств крестоносцев заполнена непрерывной борьбой местного крестьянства против пришлых господ.
    В основе политического строя крестоносных государств лежала феодальная иерархия. Первым среди сеньоров считался король Иерусалимский. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельны. Вся территория разделялась на рыцарские феоды разной величины, владельцы которых были связаны отношениями вассалитета. Вассалы должны были нести военную службу сюзерену. При этом в отличие от западноевропейских обычаев король имел право требовать ее в течение всего года, так как государства крестоносцев постоянно находились в состоянии войны с соседями. Бароны и другие вассалы обязаны были участвовать в заседаниях феодального совета — ассизах или куриях. Королевская курия — «высокая палата», состоявшая из крупных феодалов, одновременно являлась и феодальным судом, и военно-политическим советом. Она ограничивала королевскую власть; без ее согласия король не мог принять ни одного сколько-нибудь важного решения. Все эти положения были зафиксированы в «Иерусалимских ассизах» — судебнике, представлявшем собой запись феодальных обычаев Иерусалимского королевства. В этих ассизах, детально перечислявших права сеньоров и обязанности вассалов, порядки феодального общества, по словам Ф. Энгельса, получили классическое выражение.
    Развитию политической централизации в Иерусалимском королевстве мешало отсутствие прочных экономических связей. Торговля играла большую роль в его хозяйственной жизни, но ее вели в основном Венеция, Генуя, Пиза, ориентировавшиеся на развитие внешнего рынка, но не стремившиеся создавать экономические связи внутри государств крестоносцев. Итальянские купцы получили в портовых городах Сирии и Палестины важные привилегии. Они были независимы от местных властей и управлялись консулами, назначавшимися из Италии.
    Церковь приобрела в государствах крестоносцев огромные земельные владения. Католические иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они собирали большие средства в виде десятины и не платили налогов.
    Государства крестоносцев были очень непрочными. Это были небольшие разрозненные владения, занимавшие узкую прибрежную полосу в Сирии и Палестине. Их восточная граница, растянувшаяся почти на 1200 километров, была весьма уязвима. При этом крестоносцы жили главным образом в прибрежных юродах и укрепленных замках, которые им пришлось построить, чтобы обеспечить себе безопасность. С юга Иерусалимскому королевству угрожал Египет. С Востока, со стороны Сирийской пустыни, государства крестоносцев то и дело подвергались нападениям сельджукских эмиров. К тому же сами завоеватели непрерывно враждовали друг с другом. Организации обороны мешало и непостоянство состава крестоносцев, и то, что их численность была сравнительно небольшой. Под началом иерусалимских королей, например, никогда не было более 600 конных рыцарей. Эта привилегированная верхушка жила среди озлобленного, враждебно настроенного населения, составляя своего рода военный лагерь. С целью упрочения положения крестоносных владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации — духовно-рыцарские ордены: тамплиеров (или храмовников) и иоаннитов (или госпитальеров). В конце XII в. возник еще Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. Ордены были полувоенными-полумонашескими объединениями. Под монашеским плащом «орденских братьев» (у тамплиеров — белого цвета с красным крестом, у госпитальеров — красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей — белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели строго централизованное устройство. Они возглавлялись «великими магистрами» и подчинялись непосредственно папе, не завися от местных властей; они пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.
    XII в. ордены являлись наиболее мощной и сплоченной силой Иерусалимского королевства. Однако их независимое положение, распри с другими феодалами и между собой в конечном итоге привели к еще большему ослаблению государств крестоносцев. После утраты владений на Востоке ордены перенесли свою деятельность в Европу. Иоанвиты и в особенности тамплиеры использовали накопленные богатства для ростовщических и банковских операций. Тевтонский орден направил свою агрессию на берега Балтийского моря, где вместе с Орденом меченосцев основал свое государство.
    Второй крестовый поход
    В XII в. началось сплочение мусульманских княжеств, в результате чего крестоносцы стали терять свои владения. В 1144 г. правитель Мосула завладел Эдессой. В ответ на это был предпринят Второй крестовый поход (1147—1149). Его главным вдохновителем выступил один из самых реакционных деятелей католицизма того времени аббат Бернар Клервоский. Поход, возглавляемый французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III, потерпел полнейшую неудачу. Немецкие крестоносцы были наголову разбиты сельджуками в Малой Азии; французские крестоносцы безуспешно пытались взять Дамаск, но, ничего не добившись, бесславно вернулись в Европу.
    В середине XII в. между западноевропейскими государствами, стремившимися к утверждению своего господства на Средиземном море, а также между ними и Византией стали нарастать серьезные противоречия. Это обрекало на провал крестоносные предприятия.
    Третий крестовый поход
    Во второй половине XII в. произошло объединение Египта, части Сирии и Месопотамии. Во главе нового государства (с центром в Египте) стал султан Салах-ад-Дин (Саладин). В 1187 г. он завладел Иерусалимом.
    Это послужило поводом к Третьему крестовому походу (1189— 1192), в котором участвовали феодалы Германии, Франции и Англии. Во главе крестоносцев стояли германский император Фридрих I Барбаросса и короли Филипп II Август (Франция) и Ричард I Львиное Сердце (Англия). Фридрих I, имевший агрессивные намерения в отношении Византии, заручился поддержкой ее ближайшего противника на Востоке — иконийского султана, враждовавшего с Салах-ад-Дином, в ответ на что Византийская империя вступила в союз с последним. Поход начался рядом неудач. Немецкие крестоносцы даже не достигли Палестины; они повернули назад после того, как Фридрих I утонул, переправляясь через небольшую горную речку в Киликии (Малая Азия). Французские и английские крестоносцы на протяжении всего похода враждовали между собой. Ричард I, стремившийся обеспечить влияние Англии на Средиземном море, по пути в Палестину попытался захватить Сицилию. Это вызвало противодействие Филиппа II и недовольство нового германского императора Генриха VI, претендовавшего на сицилийскую корону. Английскому королю пришлось довольствоваться захватом острова Кипр.
    По прибытии  в Палестину крестоносцы осадили Акру, которой овладели только в 1191 г. В самый разгар военных действий    Филипп II уехал в Европу, где заключил союз с Генрихом VI против Ричарда I. Английский король, безуспешно пытавшийся вернуть Иеру садим, в конце концов добился у Салах-ад-Дина лишь некоторых уступок: за крестоносцами сохранялась   прибрежная   полоса от Тира до Яффы. Паломникам и купцам разрешалось в течение трех лет посещать Иерусалим, оставшийся под властью Египта. Столицей Иерусалимского королевства стала Акра.
    Четвертый крестовый поход
    Четвертый крестовый поход (1202—1204) особенно ярко обнаружил истинные цели кресто носцев и выявил резкое обострение противоречий между западноевропейскими странами и Византией. Он был начат по призыву папы Иннокентия III (1198—1216). Первоначально намечалось направиться в Египет, однако закончился поход захватом Константинополя и разгромом Византийской империи.
    Решающую роль в изменении направления похода сыграла Венеция, к которой, не имея собственного флота, обратились крестоносцы. Купеческая олигархия, стоявшая во главе Венецианской республики, решила воспользоваться этим, чтобы с помощью крестоносцев нанести удар своему торговому сопернику — Византии. Венецианский дож Энрико Дандоло (1192—1205) потребовал за услуги огромную сумму — 85 тыс. марок серебром. Крестоносцы согласились на эти условия. Однако вскоре оказалось, что они не в состоянии внести всю сумму. Тогда Дандоло, желая помешать походу на Египет, с которым венецианцы вели регулярную торговлю, предложил крестоносцам в .качестве компенсации за недоплаченные деньги помочь Венеции завоевать далматинский город Задар — крупный торговый центр на восточном побережье Адриатического моря, конкурировавший с венецианскими купцами. В 1202 г. город был захвачен. Затем Дандоло по сговору с предводителем крестоносцев — итальянским князем Бонифацием Монферратским — направил войска и флот к Константинополю. Предлогом послужило обращение за помощью к папе и германскому королю царевича Алексея, сына свергнутого еще в 1195 г. византийского императора Исаака II Ангела.
    Бонифация Монферратского втайне поддерживали Филипп II Август и некоторые магнаты Франции и Германской империи, рассчитывавшие извлечь выгоды от войны в Византии. Папа Иннокентий III, получив обещание от царевича Алексея, что в случае успеха предприятия греческая церковь будет подчинена «апостольскому престолу», фактически оказал содействие вождям крестоносцев в осуществлении их планов, хотя официально и запретил им причинять ущерб христианским землям. Таким образом, все наиболее влиятельные политические силы тогдашней Европы толкали крестоносцев к захвату Византии.
    Осадив Константинополь летом 1203 г., крестоносцы добились восстановления на престоле императора Исаака II. Однако, когда он не смог уплатить им целиком сумму, обещанную за помощь, крестоносцы в апреле 1204 г. штурмом взяли город и подвергли его жестокому разгрому. Огню предавались целые кварталы, был беспощадно разграблен храм святой Софии.
    За падением Константинополя последовал захват половины Византийской империи, главным образом территорий на Балканском полуострове, где крестоносцы основали свое государство — Латинскую империю (1204—1261). Независимые государства сохранились только на западе Балканского полуострова (Эпирский деспотат), в северо-западной части Малой Азии (Никейская империя) и на южном побережье Черного моря (Трапезундская империя).
    Больше других получили в результате завоевания и различных сделок венецианцы. К ним перешли часть Константинополя, Адрианополь, большое число гаваней на берегу Мраморного моря, ряд островов в Эгейском море, юго-западный Пелопоннес, остров Крит.
    Латинская империя просуществовала сравнительно недолго. В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог при помощи денег и флота генуэзцев — главных торговых соперников Венеции — овладел Константинополем и восстановил Византийскую империю. Но былое богатство и могущество Византии в результате Четвертого крестового похода были навсегда подорваны.
    Последние крестовые походы
    В XIII в. было предпринято еще несколько крестовых походов, однако они фактически ничего не изменили в положении дел на Востоке. Во время Пятого крестового похода (1217—1221) немецким, английским, голландским и венгерским крестоносцам удалось после продолжительной осады взять важную крепость, являвшуюся ключом к Египту — Дамиетту. Внутренние раздоры и неумелое командование привели затем к военным неудачам, заставившим рыцарей покинуть страну.
    Шестой крестовый поход (1228—1229) возглавил император Фридрих II, в войске которого находились немецкие, французские, английские и итальянские рыцари. Направившись в Сирию, Фридрих II воспользовался войной Египта с Дамаском и заключил с султаном договор, по которому получил Иерусалим и некоторые другие города в Палестине. За это он обязался поддерживать султана против его врагов на Востоке. Однако в 1244 г. мусульмане снова захватили Иерусалим.
    Вскоре после этого папа Иннокентий IV организовал Седьмой крестовый поход (1248—1254), направленный против Египта. Его участниками были главным образом французские рыцари под предводительством короля Людовика IX, стремившегося обеспечить Франции более твердые позиции в Северной Африке, с которой были связаны торговыми отношениями города Южной Франции. Поход закончился полной неудачей. Таков же был результат Восьмого крестового похода (1270) под предводительством того же Людовика IX. Флот крестоносцев двинулся на этот раз в Тунис. Вскоре после высадки на берег среди крестоносцев вспыхнула эпидемия, от которой погиб и сам король.
    После этой неудачи призывы папства к новым крестовым походам не имели успеха. Одно за другим владения крестоносцев на Востоке переходили к мусульманам: в 1268 г. Египет захватил Антиохию, в 1289 г. — Триполи, в 1291 г. пала последняя опора крестоносцев на Востоке — Акра. Иерусалимское королевство перестало существовать. Крестоносцы удержались лишь на острове Родос, где в начале XIV в. утвердились госпитальеры, и на Кипре, к государю которого перешел титул короля Иерусалимского. Кипрское королевство существовало до конца XV в., когда остров был присоединен к владениям Венеции.
    Причины упадка и последствия крестоносного движения
    К концу XIII в. крестоносное движение угасло. Главной причиной этого послужили социально-экономические и политические перемены в Западной Европе. В связи с общим подъемом производительных сил губительные последствия стихийных бедствий несколько уменьшились. Крепостные не видели больше необходимости искать спасения от феодального гнета за море». Часть крестьянства уходила в растущие города. Да и неудачи, постигшие крестьян в их попытках обрести на Востоке землю и свободу, Сильно подорвали прежние иллюзии. Теперь крестьяне все чаще становятся на путь активной борьбы за свободу и землю у себя на родине.
    В то же время претерпело изменения и положение рыцарства. С укреплением королевской власти реже происходили феодальные усобицы. Мелкие рыцари стали предпочитать рискованным походам на Восток службу в королевском войске. К тому же отыскались более близкие объекты для рыцарских захватов и грабежей в самой Европе. Немецкое рыцарство устремилось на завоевание славянских земель по рекам Лабе и Одре, а также в Восточной Прибалтике. Французские рыцари в начале XIII в. занялись захватом и ограблением богатого: Лангедока, периодически отправлялись в соседнюю Испанию для борьбы с маврами. Английские феодалы были заняты внутриполитической борьбой и захватническими войнами в Уэльсе и Ирландии.
    Наконец, стимулы к участию в крестовых походах исчезли и у купечества: венецианцы, генуэзцы, провансальцы, каталонцы, наученные опытом, предпочитали заключать торговые соглашения с мусульманскими государями «без помощи» крестоносцев.
    Таким образом, в XIII—XIV вв. у всех общественных классов и слоев Запада, принимавших ранее активное участие в крестовых походах, интерес к ним исчез. В связи с этим, а также объединением мусульманских княжеств под властью Египта, усилившим трудности борьбы на Востоке, крестоносное движение прекратилось.
    Крестовые походы не только не достигли своей прямой цели, но принесли гибель сотням тысяч их участников и сопровождались тратой колоссальных средств европейских государств. Еще более пагубные результаты имели крестовые походы для стран Востока: они принесли им страшные бедствия, истребление множества людей, разгром и разорение.
    Тем не менее крестовые походы оказали известное влияние на дальнейшее общественно-политическое развитие Западной Европы, поскольку они ускорили те процессы в жизни феодального общества, которые начались еще до них. В частности, уход на Восток самых беспокойных элементов рыцарства — рыцарской вольницы, а также наиболее воинственных сеньоров, претендовавших на политическую самостоятельность у себя на родине, содействовал усилению государственной централизации в тех странах Европы, где эта тенденция наметилась.

  2. Gujinn Ответить


    В ноябре 1095 г. папа Урбан II созвал церковный собор во французском городе Клермоне. По окончании собора он выступил с речью перед огромными толпами простого народа, рыцарей и духовенства, призывая взяться за оружие, чтобы вырвать из рук «неверных» «гроб господень». Всем участникам похода было обещано полное прощение грехов, а тем, кто погибнет, — рай. Папа указал и на земные выгоды, ожидающие крестоносцев на Востоке. «Те, кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты», — заявил он. Призыв Урбана II нашел живой отклик среди собравшихся. Его речь прерывалась криками: «Бог так хочет!» Многие тут же давали обет идти в поход, в знак чего нашивали на одежду кресты.
    Идея похода на Восток была поддержана феодалами: война сулила им новые земли и богатую до-бычу. Церковь предоставила крестоносцам важные льготы. Они освобождались от уплаты долгов, а их имущество и семьи переходили под охрану церкви. Значительная часть рыцарства не была безразличной и к религиозным целям предприятия. В то время религия владела умами и освобождение «христианских святынь» в Палестине символизировало в представлении феодалов подвиг, в котором их религиозные побуждения сливались с захватническими устремлениями. Речь Урбана II, упомянувшего о сказочном плодородии земель восточных стран, взбудоражила и крестьян, надеявшихся на лучшую жизнь и свободу.
    После Клермонского собора проповедь войны с «неверными» развернули епископы, священники и монахи. Наибольшую популярность среди простого народа приобрел монах Петр Амьенский (Пустынник), призывавший к участию в походе простой народ в Северной и Средней Франции, а также в прирейнской Германии. Под влиянием его проповедей ранней весной 1096 г. десятки тысяч бедняков поднялись на «святое паломничество». Ими предводительствовали Петр Пустынник, разорившийся рыцарь Вальтер Голяк из Северной Франции и священник Готшалк из Рейнской области. Нестройными толпами, вооруженные лишь дубинками, косами, топорами, без запасов продовольствия участники похода шли вдоль Рейна и Дуная и далее на юг к Константинополю. Темные, изголодавшиеся крестьянские массы, к которым присоединилось немало различных авантюристов из обедневшего рыцарства, проходя через владения венгров, болгар, греков, отнимали у жителей продукты, грабили, убивали, насильничали; в прирейнских городах рыцари-грабители устраивали еврейские погромы. Местное население давало энергичный отпор неожиданным пришельцам. Крестоносцы несли большие потери.
    Сильно поредевшее крестьянское войско летом 1096 г. прибыло в Константинополь, Здесь оно повело себя столь же разнузданно. Алексей Комнин поспешил переправить крестьян на другой берег Босфора, в Малую Азию. Не ожидая подхода основных сил рыцарей-крестоносцев, бедняки устремились вперед. В октябре 1096 г. сельджукское войско заманило крестьянские отряды в засаду и почти полностью перебило их. Так наивные иллюзии крестьян, мечтавших совершить религиозный подвиг и добиться освобождения, разбились при первом столкновении с действительностью.

  3. son_of_vk Ответить

    Обнаружил в ЖЖ новое сообщество “Рыцарство: от романтики до Грааля”. В связи с этим возвращаюсь к публикации своей Апологии…
    Начало Крестоносного движения

    18-25 ноября 1095 году в г. Клермоне на юге Франции состоялся знаменитый церковный собор, по окончании которого папа Римский Урбан II обратился к присутствующим с исторической речью. Выступая с проповедью на городской площади, он призвал всех рыцарей и простых граждан, кто только может держать в руках оружие, выступить на защиту восточных христиан и освободить Гроб Господень из-под исламского владычества. Этот призыв вызвал настоящий взрыв энтузиазма не только у присутствующих на площади, но вскоре и по всей Франции, а затем и за ее пределами. «Этого хочет Бог!» – такие возгласы, по сообщениям летописца, сотрясали многие французские города. Где бы ни появлялся папа Урбан II с проповедью Крестового похода, он везде находил горячую и бурную поддержку.
    Очень скоро во Франции собралось первое многотысячное крестоносное ополчение, состоявшее в основном из простых горожан и крестьян. В том же 1095 году оно выступило в направлении Константинополя, намереваясь затем дойти до Иерусалима. Казалось, что вернулись времена Великого переселения народов. Простые крестьяне продавали свои дома и имущество, грузили свой скромный скарб и семью на повозки и отправлялись в путь. Они имели при себе самое простое вооружение и, тем не менее, были уверены, что дойдут до Иерусалима и разобьют полчища нечестивых сарацин. Разумеется, что это ополчение было крайне неорганизованное – на пути они разоряли окрестности, чтобы добыть себе пропитание, и доставляли местному населению множество неприятностей. И все же они дошли до Константинополя и даже переправились на берег Малой Азии, где практически все и погибли под ударами арабов.
    Однако это было только начало. В следующем 1096 году во Франции собралось новое ополчение, состоявшее уже не из крестьян и горожан, а из вполне боеспособных рыцарей. Это было ополчение общей численностью около 100 тысяч человек. Оно было собрано преимущественно из рыцарей северной и южной Франции, к которым также присоединились нормандские рыцари из Сицилии. Войско тремя колоннами выступило в направлении Константинополя и в том же году соединилось у стен столицы Византийской империи…
    Греки хотя и не ожидали прибытия такого большого количества рыцарей, однако пропустили крестоносцев как дружественное войско и даже помогли им переправиться на берег Малой Азии.
    Началось беспримерное по степени напряжения и мужественности шествие крестоносцев по землям, находившихся во владении арабов-мусульман. Первой крупной победой крестоносцев стало взятие Антиохии. Это был крупнейший город на всем Ближнем Востоке, сопоставимый по размерам с Константинополем. Его окружали столь высокие и крепкие стены, что многие по справедливости полагали город неприступным. То, что крестоносцам удалось захватить город, потрясло не только арабов, но также и греков. В Антиохии крестоносцы основали свое первое государство на Востоке. Однако они не забыли о конечной цели своего похода, и по прошествии некоторого времени часть крестоносцев, не пожелавшая остаться в Антиохии, выступила в дальнейший путь. Пройдя с севера на юг и захватив города Триполи и Акра, крестоносцы в количестве около 20 тысяч человек прибыли, наконец, к Иерусалиму.
    Арабы, уже напуганные известиями о грозном христианском войске и о взятии этим войском Антиохии, которая была гораздо больше Иерусалима, приготовились держать оборону. Сил крестоносцев было недостаточно для полноценной осады города, и долгое время все попытки крестоносцев прорваться внутрь города ни к чему не приводили. Однако под предводительством Готфрида Бульонского крестоносцы выстроили из окрестных деревьев осадные башни. С их помощью они начали штурм и только так смогли прорваться на стены города. Арабы хотя и сопротивлялись, однако изменить положение уже не смогли. Как повествуется, в Иерусалиме при этом штурме пролились реки крови. Однако сами крестоносцы были уверены, что им помогает в бою св. Георгий Победоносец. Цель была достигнута: в покоренном Иерусалиме крестоносцы, прошедшие такой длинный путь, преклонили свои колена у храма Гроба Господня. Произошло это в 1099 году.
    Весть о взятии Иерусалима всколыхнула всю Европу. Хотя энтузиазм и так был достаточно велик с самого начала, однако никто не предполагал, что желанной цели удастся достичь в такие короткие сроки. Крестоносцы, мужественно отправившиеся в первый Крестовый поход, стали настоящими героями. Презрение и насмешки стали уделом тех, кто побоялся или поленился отправиться вместе с ними. В громких победах крестоносного ополчения увидели Промысл Божий и благословение всему Крестоносному движению. Смолкли все скептики и критики идеи Крестоносного движения, которые поначалу были против похода. Так началась новая великая эпоха, определившая на века будущее Европы.
    Идеология Крестоносного движения

    Историки неоднократно задавали себе вопрос: как и почему начались Крестовые походы? Что послужило главным мотивом тому, что огромные полчища вооруженных людей (по подсчетам историков, за два века Крестовых походов счет численности крестоносцев шел на миллионы), бросив свои дома, владения и семьи, отправлялись в далекий и опасный военный поход, откуда большинство из них уже больше никогда не вернулись? Долгое время историки полагали, что главной причиной Крестовых походов являлось желание приобрести себе новые земли и владения, награбить побольше ценностей и даже просто тяга к воинским приключениям и походной жизни. Однако в ходе дальнейших исторических исследований стало ясно, что все эти объяснения являются неудовлетворительными и не раскрывают истинных причин возникновения Крестоносного движения. Чтобы не быть голословным, приведем в объяснение следующие два аргумента.
    Во-первых, выяснилось, что из Крестового похода в родные земли возвращалось менее 50% крестоносцев. Большинство из них гибло либо в боях, либо от голода и болезней, либо во время штормов и по другим причинам. Какими бы ни были возможные выгоды от военных рейдов в богатые земли Востока, такая высокая смертность превращала Крестовые походы в настоящую авантюру. Разумеется, во всяком обществе есть свои авантюристы, которые готовы всегда рискнуть своей жизнью, даже если шансов 10:1, что они проиграют. Но таких авантюристов в любом обществе лишь небольшой процент. Прочая же часть общества смотрит на такие авантюры с явным неодобрением. В данном же случае количество отправившихся в Крестовые походы было столь велико (при общем одобрении со стороны всех слоев общества), что на военную авантюру это явно не похоже.
    Во-вторых, те крестоносцы, которые возвращались в свои родные земли, практически ничего с собой не привозили такого, что можно было бы расценивать как богатство. Часто наследием рыцаря-крестоносца являлись только его боевой меч, щит, доспехи и слава о громких победах на Востоке. И хорошо еще, если его запущенное имение за время долгого отсутствия владельца не досталось какому-нибудь другому владетельному феодалу. Объяснением бедности крестоносцев является тот простой факт, что дорогой домой из Палестины стоила слишком дорого. И даже если крестоносцы удавалось чем-то разжиться на Востоке, ему приходилось расставаться со всеми этими богатствами по дороге в родные края. Так что фигура бедного странствующего пилигрима, под плащом которого скрывается рыцарская кольчуга, бредущего к себе домой – это не фантазия художника, а вполне реальная картина того времени.
    В связи с этим возникает вопрос: что же все-таки послужило главной причиной, которая вызвала в недрах средневекового общества такой бурный энтузиазм, когда папа Урбан II призвал всех, кто может носить оружие, освобождать Гроб Господень из-под власти мусульман? Не найдя удовлетворительных объяснений во внешних причинах, историки, наконец, обратили свое внимание на внутренние причины Крестоносного движения. Их заинтересовала идеология Крестовых походов, а также то, с какими умонастроениями уходили на Восток рыцари. Углубившись в эту тему, они, конечно же, не могли не коснуться и Рыцарской идеологии, которая является предметом нашего рассмотрения.
    Начнем с того, что до начала проповеди Крестовых походов участие в любой войне считалось в христианской Европе хотя и вынужденным, но все же злом. В Средние века жизнь была очень неспокойной, и потому то и дело приходилось пускать в дело меч. Однако с христианской точки зрения всякий, кто убил кого-либо в бою – пусть даже в честном и справедливом бою, – считался осквернившим себя кровью ближнего. Война, со всеми ее жестокостями, так или иначе, противоречила духу Евангельской кротости и любви. Рыцари, для которых военное дело было основным ремеслом, прекрасно понимали, что тот образ жизни, который они ведут – не соответствует духу христианства. Поэтому нередко к концу жизни многие из них делали богатые пожертвования Церкви или в монастыри, а потом и сами принимали постриг, чтобы замолить в уединении, перед лицом Бога, свои прегрешения.
    Проповедь папы Урбана II произвела в их умах – и вообще, в представлениях всего общества, – настоящий переворот. Оказалось, что существует иной путь к Спасению – путь столь же благочестивый, как и предстояние перед святым алтарем в храме или молитва за мир в уединенной келии, – участие в Священной войне во имя Господа ради спасения восточных христиан от безбожных и неверных турок. При этом участие в этой войне и пролитие на ней крови не только не является грехом, но наоборот, является делом благочестивым и даже чем-то вроде акта покаяния. Участие в Крестовом походе искупало все прежние грехи, какие только были у рыцаря на его совести, а смерть в Крестовом походе была сравнима с мученической кончиной и открывала крестоносцы врата в Царствие Божие. Вот что пишет по этому поводу английский историк Дж. Райтли-Смит:
    Можно сказать, что папа Урбан II проповедью крестовых походов произвел своего рода идеологическую революцию. Представление о том, что военные действия могут быть актом покаяния развилось в 1070-х и 1080-х годах из диалога папы Григория VII и группы церковных реформаторов, собравшихся вокруг Матильды Тосканской. Урбан позаимствовал эту идею, не имевшую прецедента во всей истории христианства, и нашел ей оправдание и обоснование, связав войну с паломничеством в Иерусалим.
    Автор Монтекассинской Хроники, вероятно — член папской курии, сопровождавший Урбана во Францию, описал действия папы как пастырское попечение о воинах, поскольку он предоставлял им возможность спасти свои души через акт покаяния, не требующий отказа от их профессиональных занятий и принижения своего общественного статуса при совершении мирного паломничества без оружия, должного оснащения и коней. Описание крестового похода как действия, специально созданного для того, чтобы дворяне и рыцари могли воевать не только ради выгоды, но и из благочестия, мы находим в знаменитом отрывке из уже упоминавшейся хроники Гвибера Ножанского:
    «Бог создал в наше время священные войны для того, чтобы рыцари и толпа, бегущая по их следу… могли найти новые пути к обретению спасения. И таким образом, они не должны полностью удаляться от мирских дел, уходя в монастырь или выбирая другую форму церковного служения, как это было раньше, но могут удостоиться в какой-то мере Божественной благодати, продолжая заниматься своим делом с той свободой и с тем внешним видом, к коим они привыкли».
    (История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 95-96.)
    В этом отрывке не случайно упоминается о Крестовом походе как особом виде паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим. Такие паломничества были весьма распространены в средневековой Западной Европе и многие их совершали на свой страх и риск, несмотря на большие трудности и опасности, которые подстерегали паломников (или как тогда говорили, пилигримов) на пути. Однако такие паломничества были всегда мирными, поскольку совершались с целью покаяния и молитвы. Духовный настрой паломника традиционно считался противоположным настрою воина. Поэтому многие даже не брали с собой оружия в дорогу, чтобы не оскверниться, полагаясь во всем на волю Божию.
    Идея соединить паломничества с военными действиями против мусульман в этом контексте и в самом деле была революционной. Она буквально переворачивала представление о том, что такое вообще христианство. Очень важным моментом в этой идее было то, что она оправдывала военную, мирскую деятельность рыцаря, да и воина вообще, в самом широком смысле этого слова. Она открывала дорогу новому христианскому мировоззрению, которое можно было бы назвать (не знаю, правда, насколько удачно) «светским христианством». Жизнь рыцаря со всеми его тяготами, подвигами и приключениями более уже не противоречила Евангелию. Нет, теперь эта жизнь становилась в высшей степени благочестивой, если он приносил этой жизнью жертву Господу. А такой жертвой являлось для рыцаря участие (хотя бы раз в жизни) в Крестовом походе.
    Как же отреагировали рыцари на этот призыв папы к Крестовому походу? Вот три небольших истории, которые служат хорошей иллюстрацией и одновременно ответом на вопрос:
    В Лимузене Брюн де Трап собирался вступить в Орейский монастырь, но, услышав о призыве папы, отказался от своего намерения, ибо увидел в крестовом походе возможность вести более праведную жизнь, не удаляясь от мира. Он даже уговорил монастырь на внесенные в качестве вступительного взноса деньги купить ему доспехи, а вместо него вступил в монастырь его молодой родственник.
    Возможно, что нечто подобное произошло и с Эдом Бовеном из окрестностей Шатодуна. Между Эдом и аббатством в Мармотье велась тяжба из-за каких-то владений. Когда же Эд тяжели заболел, он призвал местного приора и сказал ему, что хочет вступить в монастырь и отказывается от всех своих имущественных притязаний в качестве вступительного взноса. Приор поехал с этим известием в Мармотье, но по возвращении оттуда нашел Эда выздоровевшим и намеревающимся отправиться в Иерусалим вместо того, чтобы становиться монахом.
    В южной Италии норманнский рыцарь Танкред мучился несоответствием своей жизни христианским идеалам. Он чувствовал раздвоение и «никак не мог решить, следовать ли Евангелию или мирским законам». Танкред обрел душевное равновесие «после призыва к оружию для служения Христу, [который] … привел ею необычайное воодушевление».
    (История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 96.)
    Практика Крестовых походов вместе с Теорией трех сословий и новым христианским обрядом Посвящения в рыцари замкнули кольцо и образовали новую Рыцарскую идеологию, которая предопределила будущую историю и облик монархической Европы. В рамках этой идеологии стала развиваться особая Рыцарская культура, которая в основных своих чертах блестяще описана в книге Мориса Кина «Рыцарство». Рыцарские романы и легенды, трактаты о рыцарстве, рыцарские поединки и турниры, рыцарское поведение на поле боя, воспевание идеала Прекрасной Дамы, понятия о чести и справедливости, аристократизм, куртуазность, благородство – все это относится к этой культуре. Эта культура столь же необычна, сколь и неповторима. При этом нет никакого сомнения, что культура эта не могла бы возникнуть сама собой, если не Крестовые походы, которые стали причиной мощного культурного контакта между Западом и Востоком.

  4. FOLZY Ответить

    Крестовые походы: причины, цели и ход.
    Крестовые походы – ряд нескольких военных походов католических стран Западной Европы против мусульман на Ближнем Востоке в период с конца XI века по конец XIII века.
    Цели крестовых походов.
    Как уже говорилось, главной целью было освобождение христианских святынь и города Иерусалима – так говорила церковь, тогда как сама имела иную цель – нажить богатства и расширить сферу своего влияния. И следует сказать, что хоть крестовые походы завершились для христианского мира полным поражением, католической церкви все же удалось нажить богатства и расширить свое влияние на христианский мир.
    Земля – еще одна важная цель для Папства и ее можно было получить в ходе походов. Ведь земля в средневековье – это наибольшее богатство. Имея новые земли, Ватикан бы получил новых прихожан, которые бы платили десятину и это бы существенно пополнило их казну. Что в принципе и происходило в ходе крестовых походов.
    В итоге, мы же видим, что настоящие цели походов – лишь обогащение Папства. Тогда как остальные верили, что этим они смогут заработать пропуск в Рай и за их храбрость в борьбе с неверными смоются все грехи.
    Причины крестовых походов.
    Главной причиной начала крестовых походов следует считать экономическую. Папа Урбан II заявил, что христианская земля больше не может прокормить население. Следовательно, чтобы сохранить жизни христиан, необходимо было начать крестовые походы на богатые земли Ближнего Востока с целью их завоевания и спасения христианского мира.
    Религиозным оправданием походов считается цель возвращения святых реликвий и святого города – Иерусалима в руки христиан.
    Церковь также обещала всем участникам крестовых походов, что этим они искупят все свои грехи и после смерти смогут попасть на небеса.
    На самом же деле, церковь лишь искала средства обогащения и Ближний Восток был отличным местом, где можно было заполучить новые земли, а значит и богатства, так как в средневековье основным богатством была земля.
    Ход крестовых походов.
    Первый крестовый поход был для мусульманского мира неожиданным и солидные силы войск крестоносцев смогли удержать в ходе первого крестового похода (1096-1099) полную победу над мусульманами. Главной причиной поражения для мусульман принято считать их разрозненность – они смогли оказать общего сопротивления и были разбиты по одному, тогда как крестоносцы и имели разногласия, но в ходе первого крестового похода пытались сражаться сообща.
    Огромное войско крестоносцев одержало ряд побед, которые обеспечили им создание так называемых государств крестоносцев (Графство Триполи и Эдесса, княжество Антиохия, Иерусалимское королевство).
    Крестоносцы установили на Ближнем Востоке свои порядки и таким образом все местное население попало в феодальную зависимость. В ходе этого похода в 1099 году произошла осада и захват города Иерусалима. После того как крестоносцы ворвались в город, они убили почти все мусульманское и еврейское население – случилась самая настоящая резня и весь город был в крови. Крестоносцы лишь хотели освободить священные реликвии, а в итоге убили почти всех мусульман, ограбили город и потом оправдывались, что это было сделано ради веры.
    После захвата Иерусалима первый крестовый поход подошел к концу, так как крестоносцы завоевали все что хотели, а церковь заполучила огромные богатства и распространила свое влияние.
    Однако после подобных действий христиан, мусульманский мир осознал угрозу и понял, что необходимо объединиться дабы победить общего врага. И уже в середины XII век мусульманский мир был объединен под знаменами Саладина. Начался джихад – священная война, которая в 1187 году привела к тому, что мусульмане отбили Иерусалим, но позволили мирно покинуть город всем христианам.
    Перед тем как пал Иерусалим, Саладин захватил еще ряд городов, так что власть крестоносцев на Востоке стала постепенно падать. После падения святого города продолжались крестовые походы, но каждый закончился поражением для крестоносцев.
    Дальнейшей целью для крестоносцев стало возвращение святого города и перехват инициативы, добиться чего так и не удалось. С каждым новым крестовым походом христиане только теряли свои владения, а мусульмане тем временем возвращали свое.
    Однозначо, самым ярким событием этого периода принято считать третий крестовых поход, в котором участвовал английский король Ричард I, названый за свою отвагу Львиным Сердцем.
    Король Ричард одержал несколько больших побед над войском сарацин – это успешное взятие Акры, победа в битве при Арфусе и победа в битве при Яффе. В ходе этих сражений Ричард продемонстрировал свою храбрость. К примеру, благодаря его присутствию и личной доблести, отряд в 2 тыс. его воинов смог отбить атаку 20 тыс. солдат Саладина. Сам же Ричард тогда сражался в первых рядах, сначала в конном, потом в пешем строю и убил собственноручно десятки врагов. Храбрость Ричарда поразила всех, в том числе и Саладина, который послал английском королю коня, сказав, что «король должен сражаться на коне».
    Ричард, естественно, стремился взять Иерусалим, но был в невыгодном положении, так как у него не было осадных орудия и, если даже они б были, после взятия города, крестоносцев все равно было бы мало, чтобы удержать его против огромного войска сарацин.
    Хотя Иерусалим не пал, Ричарду удалось добиться свободного входа христиан в святой город к реликвиям, а также его победы еще на сотню лет смогли укрепить позиции крестоносцев.
    Одним из печальнейших событий для крестоносцев стал крестовый поход детей, которые произошел в начале XIII века. Тогда распространилась мысль о том, только невинные детские руки смогут освободить святой город и десятки тысяч детей, которым исполнилось 12 лет начали свой путь в святую землю.
    Однако ни один из них так не достиг цели, большая часть из них умерла от болезней в пути, кое-кому удалось вернуть домой, а остальные же были проданы в рабство.
    Всего в мусульманский Ближний Восток крестоносцы снарядили восемь больших крестовых походов из которых только один принято считать успешным – первый.
    Причины поражений крестоносцев.
    Не считая редких исключений, крестоносцы практически никогда не действовали сообща и сражались каждый сам за себя – речь о баронах, графах и королях, о которых между собой были разногласия. Каждый из них хотел воевать бок о бок со своим давним врагом и хотел присвоить победу себе. Тогда как сарацины, поняв угрозу из Запада, объединились перед лицом общего врага и смогли дать ему отпор.
    Также сыграл большую роль и климат, в условиях которого тяжелобронированные войска христиан не могли сражаться эффективно, так как изнывали под палящим солнцем и отсутствием запасов воды. Мусульмане же привыкли жить и сражаться в подобных условиях.

    Последствия крестовых походов

    Результаты походов, несмотря на то, что большинство из них оказались поражением для христиан, все же были неоднозначными. Церковь однозначно вышла победителем, так как она завладела большими богатствами и при ней были созданы монашеские ордены, которые на долгое время стали ее орудиями.
    Самым главным минусом походов следует считать окончательную порчу отношения между Западом и Востоком, которая прослеживаться и по наши дни. Мусульмане очень резко реагируют на западный мир из-за чего и происходят многочисленные теракты и убийства.
    Также после четвертого крестового похода, в ходе которого крестоносцы разграбили Константинополь, испортились отношения между западным и восточным христианством. Таким образом христианский мир стал более разрозненным и обжился серьезными врагами в лице мусульман.
    Однако положительным было то, что крестовые походы способствовали развитию научного дела на Западе, а также культуры.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *