Какие изменения происходят с человеком в подростковом возрасте 5 класс?

7 ответов на вопрос “Какие изменения происходят с человеком в подростковом возрасте 5 класс?”

  1. КаЛаБок_ПаВеСиЛсЯ Ответить

    Изменения, которые происходят в подростковом возрасте можно разделить на три основные группы: социальные, эмоциональные и физические. Рассмотрим подробно каждую из этих групп.
    1) Социальные изменения.
    поиск идентичности: молодые люди начинают усиленно искать свое место в мире.
    проявление независимости и желание брать ответственность на себя: ребенок начинает принимать важные самостоятельные решения.
    развивается индивидуальный набор моральных и нравственных ценностей, повышается самооценка.
    2) Эмоциональные изменения.
    эмоциональные перепады: мозг ребенка учится контролировать и выражать эмоции.
    проходит стадию так называемого “непобедимого мышления”, когда молодой человек действует так, как будто с ним ничего плохого не может случиться. При этом развиваются навыки принятия решений и ребенок учится заботиться о последствиях своих поступков.
    3) Физические изменения.
    половое созревание и, как следствие, острое понимание сексуальной идентичности.
    изменения в головном мозге, которые делают его более эффективным, функции мозга становятся более локализованными – либо в правом, либо в левом полушарии.
    гормональная система “включается”, бурная выработка гормонов приводит к сильным перепадам настроения.
    нарушение сна: вызванное обрушившимися проблемами и биологическими изменениями в организме.

  2. Tholanim Ответить

    Пубертатный период – это время перехода от детства к взрослой жизни, в течение которого ребенок переживает эмоциональные потрясения и физические изменения. Он еще не взрослый, но его уже нельзя назвать и ребенком. Этот период может быть чрезвычайно запутанным для ребенка и, как следствие, привести его к иррациональным действиям.
    Как родители, вы всегда будете стремиться понять, что чувствует ваш ребенок и помочь ему. Вам будет легче этого достигнуть, зная, какие социальные изменения с ним происходят.
    Социальные изменения в пубертатный период
    Рассмотрим наиболее важные социальные изменения, происходящие с мальчиками и девочками в пубертатный период.
    1. Поиск собственной идентичности
    пубертатный период может быть слишком запутанным для ребенка: тот не может понять мир взрослых и применять свой предыдущий детский опыт. Поэтому ему еще трудно понять, кто же он на самом деле – взрослый или ребенок;
    ребенок будет пытаться понять, как устроен мир взрослых и как он должен себя вести в разных ситуациях;
    если вы будете относиться к нему как к ребенку, он сочтет это оскорбительным. Если вы будете относиться к нему как взрослому и требовать от него соответствующего поведения, он может подумать, что вы его ограничиваете и отказаться соблюдать правила;
    пытаясь найти себя, ребенок будет брать на себя все больше ответственности. И он не всегда сможет с ней справиться. Это одно из самых распространенных социальных изменений в пубертатный период.
    Советы родителям
    Относитесь к ребенку как к человеку, в котором сочетаются черты взрослого и ребенка. Убедитесь, что вы уделяете ему любовь и внимание, необходимые всем детям, но и давайте ему больше самостоятельности и ответственности.
    2. Проблемы с самооценкой
    в пубертатный период у ребенка появляется много новых друзей. Он сравнивает себя с новыми людьми, которых встречает в жизни;
    новые обязанности и изменения, происходящие с ребенком, запутывают его. Это приводит его к мыслям о том, способен ли он принимать взвешенные решения и достаточно ли сильный у него характер;
    в этот период ребенку важно демонстрировать силу его характера в присутствии друзей и сверстников. Путаница в мыслях и телесные изменения заставляют подростков сомневаться в себе и создают негативный образ собственного «я».
    Советы родителям
    Убедитесь, что вы поддерживаете ребенка во всех его делах, и не только словами, но и действиями. Покажите ребенку, что верите в его силы и придете ему на помощь, если он будет в этом нуждаться. Дайте ребенку знать, что вы его любите и доверяете ему, независимо от того, что с ним происходит.
    3. Риск опасного поведения
    с ребенком происходит много изменений, и это приводит к конфликтам. Подросток всегда будет сопротивляться правилам, чтобы утвердить свою независимость;
    потребность в свободе и стремление доказать всему миру, что он вырос, может оказать на ребенка негативное влияние;
    подростки постоянно нуждаются в новых ощущениях и впечатлениях. Ваш ребенок может попасть в плохую компанию, а его новые друзья могут быть не наилучшим примером для подражания;
    подростки в этот период стремятся получить новый опыт, связанный с курением, употреблением алкоголя, а также сексуальный опыт. Даже если вы уже говорили с ребенком на эти темы, все же есть вероятность, что он попадет под влияние друзей. Вам следует быть крайне внимательными, чтобы этого не произошло.
    Советы родителям
    Не читайте ребенку нотаций в присутствии его друзей – это заставит его еще больше нарушать правила. Если вам не нравится компания вашего ребенка, поговорите об этом спокойно, без нравоучений. Если вы подозреваете, что ребенку угрожает опасность или у него может появиться зависимость, проконсультируйтесь со специалистом.
    4. Депрессия и мысли о суициде
    в пубертатный период ребенок может испытывать различные эмоции, в том числе депрессии разной степени тяжести. Многие дети могут справиться с депрессией самостоятельно, с помощью любви и поддержки родных и друзей. Однако некоторые подростки сталкиваются с тяжелой депрессией, нуждаясь в профессиональной помощи;
    подростки могут становиться грустными и несчастными по малейшему поводу. Ребенок нередко не понимает, что делает его несчастным, при этом не представляя, как избавиться от этого чувства;
    пубертатный период – это не только физические и психические изменения. Это также важный период в учебе, и это является причиной дополнительного стресса у ребенка. В дальнейшем такая ситуация может привести к депрессии;
    подростки стремятся во всем быть лучше сверстников, в том числе и в учебе. Это может вызывать у них стресс и беспокойство. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается со многими вещами: общается с большим количеством новых людей, активно взаимодействует с противоположным полом, испытывает сексуальное влечение, пытается создать и сохранить позитивный имидж. Все это и многое другое может вызывать у него стресс;
    родителям важно обращать внимание на проявления депрессии у подростка. Особенно внимательными стоит быть к любым повреждениям, которые ребенок наносит сам себе, и любым склонностям к суициду. Самыми распространенными симптомами депрессии являются беспричинная грусть, чувство бесполезности, низкая самооценка и т.д. Также ребенок может не проявлять интерес к занятиям, которые он любил раньше, избегать общения с друзьями и семьей. Он может пропускать занятия или вообще не ходить в школу. У него появляются трудности с учебой и концентрацией внимания.
    Советы родителям
    Если вы заметите какие-либо из перечисленных симптомов у своего ребенка, поговорите с ним и спросите, что он чувствует. Покажите, что его чувства важны для вас, и поэтому вы не будете осуждать его ни в каком случае. Расскажите ему о подобных событиях, которые происходили с вами в подростковом возрасте, а также о том, как вы справились со своими чувствами. Если у вас не получается помочь ребенку, обратитесь к специалисту. Депрессия – опасное чувство, и на нее нужно реагировать немедленно.
    Пубертатный период всегда связан с изменениями, поэтому не беспокойтесь, увидев изменения в социальной жизни ребенка. Будьте рядом, демонстрируйте ребенку свои любовь и поддержку и обеспечьте ему безопасность.

  3. Freed0M^ Ответить

    Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание, зрелый возраст и, к сожалению, старение. При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
    Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период. Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?
    Физиологические изменения
    В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре», имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
    Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
    Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.
    Противоречия в изменениях
    В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
    Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка»: человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.
    Гормональная перестройка организма
    Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы: у мужчин – яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин – яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
    Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки – сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
    Внешние изменения
    Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков. Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
    Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
    У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще – голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
    Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки – сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
    Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.
    Психологические особенности подросткового периода
    Часто родителям кажется, что детство – самый беззаботный и легкий этап жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
    Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:
    подросток становится эмоционально нестабильным, вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
    подросток определяется со своей половой идентификацией, начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
    подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя, начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой социальной роли;
    подросток кардинально изменяет свое самосознание – он начинает иначе мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
    Задачи подросткового периода
    Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи, которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
    Подросток – уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.
    Внутренняя позиция подростка
    Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
    Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка. В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
    Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс, который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?
    Что может помочь?
    Во-первых, подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу, напомнить им, что они становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
    Во-вторых, важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку, что происходит в его жизни. Знание, что многие процессы обусловлены резкой перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям. Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость позиции – основные проблемы данного возрастного этапа – все это следствия гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
    В-третьих, подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых. Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже взрослые, социальные взаимодействия.
    И, наконец, главная помощь – это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу. Только так вы сможете сохранить доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же – остаются.

  4. On1ine Ответить

    Возрастные особенности младших
    подростков (учащихся 5-7 классов)
    Подростковый возраст согласно общепринятой в настоящее
    время классификации Д.Б. Эльконина имеет границы от 10—11
    до 14—15лет (Эльконин Д.Б., 1971).
    Как известно, важнейшим содержанием психического разви-
    тия подростков становится развитие самосознания, у подростков
    возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению
    своих возможностей и их оценке. В развитии познания подрост-
    ком окружающей действительности наступает период, когда
    объектом относительно глубокого изучения становится человек,
    его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической
    жизни и к качествам своей личности рождает потребность срав-
    нить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о соб-
    ственной личности.
    Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек
    созревания — полового, общеорганического и социального. Это
    несовпадение создает почву для основного противоречия под-
    росткового возраста. Возникновение у ребенка чувства взросло-
    сти является центральным и специфичным новообразованием
    этого возраста. Данное новообразование становится стержневой
    особенностью личности. Именно оно как бы включает специфи-
    ческую социальную активность подростков: они становятся вос-
    приимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения,
    существующих в мире взрослых и в их отнощениях. Именно в под-
    ростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.
    В нравственном плане подросток начинает руководствоваться
    в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он
    усваивает под влиянием окружающей среды (семья, сверстники),
    в процессе учебно-воспитательной работы.
    В подростковом возрасте происходит изменение характера
    познавательной деятельности. Подросток становится способным
    к более сложному аналитико-синтетическому восприятию пред-
    метов и явлений. У него формируется способность самостоятельно
    мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие
    выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному
    мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное
    развитие произвольной памяти, возрастание умения логически
    обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится
    более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.
    Характерная особенность подросткового возраста – половое
    созревание организма. У девочек оно начинается практически
    с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое со-
    зревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, наруша-
    ет внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет
    на взаимоотношения.
    Следует подчеркнуть такую психологическую особенность
    данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что
    дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и класс-
    ные дела, а быстрая переключаемость не дает возможности сосре-
    доточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются
    труднопреодолимые и нестандартные ситуации, ребята занима-
    ются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
    Значимой особенностью мышления подростка является его
    критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался. появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно
    чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и воз-
    ражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится за-
    частую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок
    подвергается чужому влиянию, и в семьях наступает кризисная
    ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести
    себя по-старому.
    В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может
    привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям
    и поступкам. Мальчики-подростки склонны выбирать себе куми-
    ров среди сильных, смелых и мужественных людей. Притягатель-
    ными могут для них стать не только книжные пираты и разбой-
    ники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им,
    подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань,
    за которой смелость становится жестокостью, независимость –
    подлостью, любовь к себе – насилием над другими.
    Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчи-
    ки, поэтому хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.
    Огромное значение для организации позитивной воспитатель-
    ной среды имеет понимание педагогом значения эмоционального
    контакта с учащимися. С началом обучения в школе, и особенно
    в подростковом возрасте, для ребят в большей степени важен эмо-
    циональный контакт со сверстниками, чем с родными и близкими
    людьми. Через развитие и расширение эмоциональных контактов
    идет расширение личных возможностей человека. Педагог дол-
    жен знать, что мотивация учебной деятельности учащихся иногда
    в большей степени определяется эмоциональными контактами
    и мотивами, чем деловыми мотивами. Для нормального эмоцио-,
    нального развития школьника огромное значение имеют его отно-
    шения с педагогом. Особенно это важно для младших подростков.
    При открытой позиции педагог доступен учащимся как личность
    со своими радостями и заботами, что создает атмосферу принятия
    и понимания между взрослым и ребенком. Открытость педагога
    выполняет в обучении и воспитании младших подростков ряд су-
    щественных функций:
    информация, которую предлагает педагог учащимся для
    усвоения на уроке, во внеклассной работе, воспринимается
    ими как достоверная и убедительная;
    суждения педагога о жизни, образ его мыслей и поступков
    становятся созвучными учащимся;
    • в общении с учащимися создается атмосфера искренности,
    доверительности, потребности делиться с педагогом своими
    мыслями, сокровенными желаниями и даже тайнами.
    Приоритетные направления воспитательной
    и развивающей работы с младшими подростками
    Исследования внутреннего мира подростков показывают, что
    одной из самых главных моральных проблем среднего школьного
    возраста является несогласованность убеждений, нравственных
    идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система
    оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Труд-
    ности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей
    могут вызвать сложности в развитии и становлении личности.
    Поэтому одним из главных направлений работы классного ру-
    ководителя должно стать формирование у детей нравственного
    опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
    В этом возрасте особое значение приобретает чувственная
    сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно,
    иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называ-
    ют кризисным. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм,
    замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный ру-
    ководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребен-
    ка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы
    ребенка решать наедине с ним.
    Подростковый возраст самый благоприятный для творче-
    ского развития. Учащимся нравится решать проблемы, находить
    сходства и различия, причину и следствие. Ребятам интересны
    внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое
    мнение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, от-
    стаивать и доказывать свою правоту.
    В то же время происходит смещение акцентов с традицион-
    но положительных моральных ценностей на мнимые, ложные
    и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают
    престижным занятие проституцией, тунеядство, гордятся своими
    знакомствами с правонарушителями.
    Многие подростки (как мальчики, так и девочки) не желают
    связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере ма-
    териального производства, но и с трудом вообще, поэтому перед
    классным руководителем стоят актуальные задачи нравственного,
    трудового воспитания младших подростков. Важнейшим аспек-
    том воздействия на них становится работа, связанная с форми-
    рованием устойчивых мотивов учения, познания окружающего,
    привитием им истинных трудовых и человеческих ценностей
    и развенчанием лжеценностей.
    Классному руководителю необходимо обратить внимание
    на следующие аспекты воспитания младших подростков:
    формирование нравственных личностных качеств;
    знакомство с положительными идеалами.
    Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития
    и поведения современных подростков, уметь поставить себя
    на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной
    жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение
    в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие
    отношения в системе «школа – семья – общество – ребенок».
    Особое значение для подростка в этом возрасте имеет воз-
    можность самовыражения и самореализации. Учащимся будут
    интересны такие классные дела, которые служат их активному
    самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает воз-
    можность самостоятельной организации классных дел, вступле-
    ния в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоя-
    тельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися,
    классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя,
    а в роли дирижера оркестром по имени класс.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *