Какие изменения произошли в национальном вопросе во время войны?

6 ответов на вопрос “Какие изменения произошли в национальном вопросе во время войны?”

  1. alex.wyd Ответить

    Уважаемая Ксения, я даю Вам консультацию абсолютно бесплатно, но у меня есть убедительная просьба: напишите озыв на мою консультацию на сайте. Это займет у Вас несколько минут. Спасибо.
    1. Какие изменения произошли в национальном вопросе во время Первой Мировой войны?
    В начале ХХ века в России как многонациональной стране обострились межнациональные противоречия. Национальные окраины оказались в роли внутренних колоний, сырьевого придатка для быстро развивавшихся основных промышленных регионов – Петербургского, Московского, Уральского, Южного, Западного. Субъективным фактором обострения национального вопроса стало усиление ассимиляторских тенденций со стороны верхов российской бюрократии, что вызывало болезненную реакцию в первую очередь у местной элиты и формировавшейся национальной интеллигенции.
    К началу XX в. завершалось формирование ряда наций, составлявших многонациональный российский социум. Первопроходцам культурно-национального самоопределения часто приходилось натыкаться на высокомерие бюрократического аппарата, на многочисленные факты, которые расценивались как проявления русификации, шовинизма в сфере культуры. Так, в 1864-1904 гг. было запрещено печатание книг с использованием латинско-литовского алфавита (в Литве и Латвии) — Литовские книги печатались в Восточной Пруссии и завозились нелегально. В 1914 г. царское правительство пыталось принизить значение 100-летнего юбилея со дня рождения Т. Г. Шевченко. И это лишь отдельные примеры национальной политики, проводившейся царским правительством.
    С началом Первой мировой войны межнациональные противоречия серьезно обострились. Под предлогом всеобщей мобилизации царское правительство издавало специальные указы о мобилизации именно «инородцев» на тыловую военную службу, что служило толчком к нарастанию национально-освободительной борьбы народов России и даже к стихийным восстаниям. Крупнейшим из них в годы войны было стихийное восстание в Средней Азии и Казахстане. Объявленный в разгар полевых работ в июне 1916 г. царский указ о мобилизации «инородцев» на тыловую военную службу послужил последним толчком к открытому вооруженному выступлению. Восставшие громили правительственные учреждения, уничтожали мобилизационные списки, разрушали телеграфную связь и железнодорожные пути. Особенно сильный размах восстание получило в Тургайской области Казахстана. С помощью военно-полевых судов, виселиц, многочисленных карательных войск царизм пытался расправиться с национально-освободительным движением, но ему не удалось подавить его до конца.
    Таким образом, царское правительство, проводя реакционную политику в национальном вопросе (как, впрочем, и во многих других), способствовало дальнейшему ослаблению страны, что еще больше усугубляло ситуацию в условиях военного времени и, в свою очередь, послужило одной из причин падения царского режима.
    2. Причины и результаты государственного регулирования экономики.
    Царская Россия к началу Первой Мировой войны была слабо подготовлена. Ее экономический потенциал не соответствовал необходимым требованиям для ведения серьезных боевых действий на фронте, поскольку производственные возможности русской промышленности были крайне ограничены. Катастрофически не хватало вооружения и снаряжения (винтовок, пулеметов, артиллерийских орудий, патронов, снарядов и др.). Необходимо было перестраивать всю промышленность на военный лад, но этому препятствовали технико-экономическая отсталость страны, косность бюрократического государственного аппарата. И только серьезные экономические затруднения и военные неудачи заставили царское правительство приступить по примеру других стран к мобилизации промышленности. Для этого было создано несколько междуведомственных органов для регулирования всей хозяйственной деятельности, связанной с войной. Среди них главную роль играло образованное в 1915 г. «Особое совещание по обороне», призванное осуществлять высший надзор за деятельностью всех государственных и частных промышленных предприятий, снабжавших армию и флот предметами снаряжения, содействовать организации новых заводов, распределять заказы и контролировать их исполнение.
    В том же 1915 г. были основаны военно-промышленные комитеты, в состав которых входили видные промышленники, представители банков, техническая интеллигенция. Военно-промышленные комитеты привлекали к обслуживанию нужд фронта средние и мелкие промышленные предприятия и создавали собственные заводы и мастерские, взяли в свои руки также мобилизацию для нужд войны мелкой и кустарно-ремесленной промышленности.
    Военная экономика России носила в еще большей мере, чем в других капиталистических странах, однобокий характер. Рост военного производства, сам по себе недостаточный, происходил за счет свертывания мирных отраслей хозяйства и разрушения основных производственных фондов. Крупные металлургические и машиностроительные заводы раздували производство выгоднее всего оплачивавшихся боеприпасов. В то же время выплавка черных металлов сокращалась.
    Россия испытывала топливный голод, который парализовал транспорт и в свою очередь усиливался разрухой на транспорте.
    Война и милитаризация хозяйства обеспечивали предпринимателям, занятым в военной промышленности, получение чудовищной прибыли. При этом положение рабочих катастрофически ухудшалось.
    Мобилизация трудоспособного мужского населения в армию и отток рабочей силы в город пагубно сказались на сельском хозяйстве. В большинстве губерний не менее одной трети, а в некоторых до половины крестьянских хозяйств остались без работников — мужчин. Это привело к резкому упадку сельского хозяйства, сокращению посевных площадей и сельскохозяйственной продукции.
    К концу 1916 г. продовольственный кризис принял катастрофические размеры. В больших городах тысячи людей стояли в очередях за хлебом и мясом.
    Зависимость царской России от ее иностранных кредиторов приобретала все более кабальный характер. Союзники были заинтересованы в усилении этой зависимости и для того, чтобы урезать территориальные притязания России, и для того, чтобы расширить возможности своего проникновения в российскую экономику после войны.
    Все это привело к росту стачечного движения рабочих в городах и восстаниям крестьян в деревне.
    Таким образом, вся система управления в царской России проявила свою недееспособность, что и послужило одной из причин февральской революции 1917 г.
    3. Почему маргинализация населения неизбежно приводит к его радикализации?
    Давайте сначала определимся с терминами. И так, Википедия определяет маргинализацию следующим образом:
    Маргинализация — социологическое явление, понятие обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение.
    Более точно, маргинализацию можно описать, как процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, превращении людей в духовных и социальных Люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов. (http://ru.wikipedia.org/wiki).
    А Радикализация в современном толковом словаре Кузнецова определяется просто как «Ускоренное, более решительное развитие какого-либо процесса, явления и т.п.» http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov)
    И вот представьте себе, как себя чувствует человек, который полностью потерял принадлежность к той или иной социальной общности (национальной, классовой, политической, гражданской и т.п.), он оказался в чужой (что часто означает – чуждой) среде, у него извращены эстетические, этические, правовые, физиологические и иные общечеловеческие нормы и ценности, он полностью находится в зависимости от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов (то есть, он абсолютно бесправен).
    Да это же полностью безвыходная ситуация, когда просто для того, чтобы выжить, надо предпринять какие-то радикальные меры. Даже мышь, загнанная в угол, бросается на кошку, потому, что ей нечего терять. И если в такой ситуации появляется некий «лидер», который призывает идти на восстание или просто грабить, он найдет отклик в душе такого человека.
    Таким образом, оказавшись в сложной, а порой и безвыходной ситуации, человек становится легкой добычей для демагогов и авантюристов. Отсюда и «ускоренное, более решительное развитие какого-либо процесса, явления и т.п.».

  2. SurvivalHorror Ответить

    
    Вопрос 01. Почему был изменён избирательный закон? В чём главное отличие III Государственной думы от предыдущих?
    Ответ. Избирательный закон был изменён для уменьшения степени революционности Государственный думы, увеличению там числа, а значит и влияния лояльных режиму депутатов. Большее количество таких депутатов (монархистов и октябристов), меньшая оппозиционность как раз и отличает III думу от II.
    Вопрос 02. Какие изменения произошли в национальной политике? Чем они были вызваны?
    Ответ. Изменения:
    1) общеимперские законы, касавшиеся Финляндии, могли приниматься без участия органов финляндского самоуправления (на деле эти законы регламентировали практически все сферы жизни великого княжества от государственного строя до печати);
    2) антипольскую направленность имели новый избирательный закон (дополнительно вводились национальные курии) и закон о земствах, были закрыты польские национальные культурно-просветительские общества и учреждения;
    3) сохранялись антиеврейские законы, включая ограничения числа евреев в учебных заведениях.
    Столыпин стремился создать великую Россию, то есть неделимую и целостную.
    Вопрос 03. Каково было отношение русского общества к реформам Столыпина?
    Ответ. К реформам Столыпина большая часть русского общества относилась отрицательно или настороженно. Реформатор не поддержал безоговорочно ни одну из политических или социальных сил, потому все были им недовольны по тем или иным причинам.
    Вопрос 04. Почему Николай II перестал поддерживать П. А. Столыпина?
    Ответ. Николай II в душе был убеждённым консерватором. Во время революции он противился реформам ради самого принципа сохранения всего в государстве незыблемым, в этот принцип он свято верил. Потому он поддерживал Столыпина, когда тот вводил военно-полевые суды, но внутренне не был согласен с реформами своего первого министра.
    Вопрос 05. Каковы причины всплеска революционного движения?
    Ответ. Причины:
    1) отсутствие серьёзных преобразований системы управления, государственного аппарата;
    2) запрет на какие-либо собрания в высших учебных заведениях;
    3) расправа над рабочими на Ленских золотых приисках;
    4) продолжение революционной агитации, исходившей и от подпольных организаций внутри страны, и от эмигрантов.

  3. bezlad Ответить

    Из декламации социал — демократической фракции германского рейхстага по поводу военных кредитов (с. 117)
    Проанализируйте документ. Какие аргументы приводят авторы декларации для обоснования своего отказа от принципов интернациональной солидарности? Исходя из каких критериев вы оцените их позицию? (с. 117)

    Ответ: Напрасность усилий в данном вопросе; угроза войны; возможность победы русского деспотизма; необходимость защиты своего отечества.
    Их позицию можно оценить исходя из критериев, озвученных в документе: «право каждого народа на национальную самостоятельность и самозащиту и войну…».
    Вспомните, каковы были главные лозунги антивоенной программы В. И. Ленина. (с. 119)
    Ответ: Ленин выдвинул тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую (в каждой стране против своего правительства) и необходимости использования рабочими войны для свержения «своих» правительств.
    Вспомните, как повели себя в этой ситуации либералы. Какие шаги предприняли монархисты? (с. 125)
    Ответ: Либералы печатали про Распутина нелицеприятные статьи в газетах, монархисты организовали его убийство.
    1. Чем вы объясните то обстоятельство, что в начале войны националистические настроения взяли верх над всеми иными идейными и нравственными принципами? Считаете ли вы такое положение закономерным? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.
    Ответ: Это было связано с отношением самих стран друг к другу. Известно давнее соперничество западных государств и России, Германии и Франции, Франции и Англии, России и Австро — Венгрии в восточном вопросе. В обществе царили те настроения, которые пропагандировались. В условиях нарастающего противостояния между ведущими державами люди отчетливо понимали, что им придется защищать себя. Однако те, кто развязывал войну, были уверены, что они также защищают свои интересы. Это представляется весьма закономерным. Примером в данном случае может служить Россия. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96% подлежащих призыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись известные поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. На личные средства императорской семьи в царскосельских дворцах были открыты лазареты, в которых императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия. Крупные пожертвования от населения стали поступать в Красный Крест, на счета обороны и военного займа, на поддержку семей фронтовиков. Для помощи фронту создавались различные общественные организации — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов, Союз георгиевских кавалеров, Общество помощи жертвам войны и др.
    Руководители рабочего и социалистического движения в Германии, Австро — Венгрии, во Франции выдвинули лозунги «гражданского мира» в своих странах и проголосовали за военные кредиты. Лидеры австрийской социал — демократии призывали своих сторонников «на бой с царизмом», а британские социалисты решили прежде всего «бороться против германского империализма».
    2. Сопоставьте отношение людей к войне в ее начале и на завершающем этапе. Чем оно определялось? Было ли оно одинаковым в разных слоях общества?
    Ответ: В первые дни и месяцы войны значительная часть населения вовлеченных в нее стран была охвачена националистическими настроениями. Попытки пацифистов и некоторых социалистов высказаться против войны заглушались волной ура — патриотизма. Руководители рабочего и социалистического движения в Германии, Австро — Венгрии, во Франции выдвинули лозунги «гражданского мира» в своих странах и проголосовали за военные кредиты. Лидеры австрийской социал — демократии призывали своих сторонников «на бой с царизмом», а британские социалисты решили прежде всего «бороться против германского империализма». Идеи классовой борьбы и интернациональной солидарности рабочих оказались отодвинутыми на задний план. Лишь отдельные группы социал — демократов осудили начавшуюся войну как империалистическую и призвали трудящихся отказать в поддержке своим правительствам.
    Призывы к единству всех политических сил воплотились в создании во многих странах коалиционных правительств. В Великобритании в правительствах военного времени были представлены либералы, консерваторы и набиравшие политический вес лейбористы. Во Франции в правительствах «национального единения» наряду с деятелями правых, консервативных партий участвовали социалисты.
    На завершающем этапе войны люди были не довольны сложившимся положением. Затянувшаяся война, ухудшение жизни людей в тылу, нежелание правительств идти на уступки привели к тому, что люди, не зависимо от их политической принадлежности, объединились с единым требованием о прекращении войны. Данное положение привело к революциям в России, Австро — Венгрии и Германии.
    3. Объясните, в чем заключались причины и результаты государственного регулирования экономики.
    Ответ: Это было необходимо для бесперебойного снабжения фронта вооружением, медикаментами и продуктами. Результаты государственного регулирования – переустройство экономики на нужды войны. Главными партнерами власти считали крупные монополии, а интересы мелких предприятий игнорировались. Так, в Германии в 1914—1917 гг. закрылось свыше 10 тыс. небольших предприятий, а стоимость заводов Круппа возросла в 4 раза. В России было предложении милитаризировать и средние и мелкие предприятия, что было успешно сделано.
    4. Что было общего в экономической политике России и европейских стран? Почему установление так называемого «бюрократического социализма» таило особую опасность для России?
    Ответ: Все государства перестраивали свою экономику на нужды войны. Крупная промышленность милитаризировалась и перешла под государственный контроль. Создавались специальные органы, которые контролировали эти предприятия, распределяли военные заказы и сырье, регулировали трудовые отношения.
    «Бюрократический социализм» таил опасность для России, так как это могло привести к свертыванию политических и социальных реформ и попытке возврата прежним порядкам. Следовательно, это приведет к взрыву в обществе в виде революции.
    5. Что подразумевает понятие «гражданский мир»? В каких исторических ситуациях к нему прибегают? От чего зависит прочность этого мира? Приведите примеры.
    Ответ: «Гражданский мир» подразумевает собой то состояние общества, когда люди, объединенные одной идеей и целью, стремятся реализовать ее; когда политические силы находят консенсус. К «гражданскому миру» прибегают в наиболее критические моменты жизни общества: период войны, беззаконие по отношению к отдельным категориям граждан. Прочность этого мира зависит от внешних обстоятельств и результатов, которые были достигнуты.
    Примером может служить нарастание кризисных проявлений в период Первой мировой войны. С 1915 г. во многих странах развернулась стачечная борьба рабочих. Сначала они требовали главным образом повышения зарплаты, которая все время обесценивалась из — за роста цен. В Великобритании, например, в этом направлении активно действовали представители профсоюзов на местах — так называемые цеховые старосты. Затем все чаще стали звучать антивоенные лозунги. Идеи борьбы против империалистической войны выдвигались революционными социал — демократами в России, Германии. 1 мая 1916 г. во время демонстрации в Берлине лидер левых социал — демократов Карл Либкнехт выступил с призывами «Долой войну!», «Долой правительство!». В Австро — Венгрии начались также выступления под антиавстрийскими национально — освободительными лозунгами.
    6. Определите и охарактеризуйте основные слагаемые кризиса, в котором оказалось к концу войны большинство воевавших стран.
    Ответ: Продолжавшаяся война, увеличение потерь на фронтах, ужесточение жизни в тылу – основные слагаемые кризиса.
    С 1915 г. во многих странах развернулась стачечная борьба рабочих. Идеи борьбы против империалистической войны выдвигались революционными социал — демократами в России, Германии. 1 мая 1916 г. во время демонстрации в Берлине лидер левых социал — демократов Карл Либкнехт выступил с призывами «Долой войну!», «Долой правительство!». В Австро — Венгрии начались также выступления под антиавстрийскими национально — освободительными лозунгами.
    На завершающем этапе войны солдаты на фронтах нередко отказывались идти на передовую. Еще весной 1915 г. на Восточном фронте произошло несколько случаев массового перехода чешских солдат на сторону русских войск. А весной 1917 г. дело дошло уже до «братаний» русских и немецких солдат. Осенью того же года отказались повиноваться матросы на кораблях германского военного флота в Вильгельмсхафене. Руководители этого выступления были казнены, 50 матросов приговорены к каторжным работам.
    Во всех европейских странах так или иначе сказалось революционизирующее влияние событий 1917 г. в России.
    7. Как вы думаете, почему маргинализация населения неизбежно приводит к его радикализации?
    Ответ: Человек, оказавшийся в сложной, безвыходной ситуации, подвержен влиянию различных течений. Как правило, выбираются те пути, что принесут более быстрый результат.
    8*. Как, по вашему мнению, соотносятся война и революция? Есть ли закономерные связи между этими понятиями?
    Ответ: Во время войны проблемы имеющиеся в обществе, вскрываются с еще большей силой. Неспособность правительства решать проблемы в новой обстановке старыми методами приводит к революции. Хлебные очереди в Петрограде сделали то, чего не дано было представителям левых партий, — привести в движение механизм революции.
    9. Проанализируйте поведение Николая П. Как вам кажется, какие ошибки он допустил?
    Ответ: Николай II слишком сильно понадеялся на патерналистскую систему. Он не пошел на встречу обществу в решении назревших проблем. В частности, в сентябре 1915 г. Николай II приостановил работу Думы, уволил министров, поддерживавших «Прогрессивный блок», и объявил, что берет на себя командование армией. Он объяснял эту меру крайностью положения и исторической ответственностью монархии.
    Таким образом, император в очередной раз предпочел опереться не на гражданское общество, а на патерналистскую традицию, согласно которой он лично должен был вести войска к победе. Но в сложившихся условиях это был весьма опасный шаг. Николай пытался собственной фигурой заслонить традиционную в России неавторитетность начальства, взяв на себя всю ответственность и за ход военных действий, и за состояние транспорта, и за положение населения, что неизбежно вело к десакрализации (падению божественного ореола) образа самодержца.
    И тем не менее еще можно было до определенной степени исправить положение. Однако близость к царскому трону фигуры Григория Распутина способствовала окончательной дискредитации императорской семьи.
    10. Какие изменения произошли в национальном вопросе во время войны?
    Ответ: 1 августа 1914 г. в своем воззвании Верховный главнокомандующий пообещал воссоединить польские земли под властью царя при сохранении польской веры, языка и самоуправления. По отношению к немецкому населению Российской империи были применены дискриминационные меры. Немецкие школы и союзы были закрыты, затем последовало запрещение пользоваться немецким языком в публичных местах.
    Евреев тоже подозревали в шпионаже в пользу стран центральноевропейской оси, и в 1915 г. вместе с немцами и поляками сотни тысяч евреев были насильственно выселены из пограничной зоны. Чтобы обустроить всех этих людей и придать новый импульс развитию российской экономики, в августе 1915 г. была расширена территория, входящая в еврейскую черту оседлости, и евреям было разрешено селиться также во всех городах России.
    Воззвание Верховного главнокомандующего к полякам вызвало надежды и у финнов. Однако 2 августа 1914 г. в Финляндии было введено военное положение, финляндский генерал — губернатор подчинен российским военным властям. Была значительно ограничена деятельность сейма, введена цензура, запрещено проведение публичных собраний, ограничено передвижение по стране. Был поднят вопрос о призыве финнов на военную службу.
    Подобная политика привела к тому, что свой взор Финляндия обратила в сторону Германской империи, а многочисленные финляндские добровольцы составили 27 — й прусский егерский батальон, который сражался в составе германской армии.
    В 1916 г. национальные волнения охватили значительную часть Средней Азии. Причина их крылась в усилившихся противоречиях между скотоводами — кочевниками и оседлыми переселенцами, основавшимися на немногочисленных плодородных землях среднеазиатского региона, которые использовались местными жителями в качестве летних пастбищ.
    Ответом на среднеазиатское восстание явился правительственный указ от 25 июня 1916 г., который обязывал 390 тыс. инородцев к службе в армии. И хотя их должны были использовать не в действующей армии, а только на работах в тылу, за линией фронта, все же это новое распоряжение наносило удар по традиционной системе освобождения азиатских инородцев от воинской службы.

  4. Rustam20 Ответить

    1. В каких национальных районах и почему революционное движение отличалось особым размахом?
    Ответ: Польша, Прибалтика, Финляндия, Кавказ (Тифлис), Грузия, восточное Закавказье – районы, в которых революционное движение отличалось особым размахом. Связано это было с теми же проблемами, что и по всей стране: нерешенность рабочего и крестьянского вопросов. Также здесь играла роль и политика в отношение окраин – ассимиляция и русификация.
    2. Какие уступки были сделаны правительством в национальном вопросе?
    Ответ: Правительство вернулось к традиционной политике гибкого прагматизма в национальном вопросе. В апреле 1905 г. был издан указ о веротерпимости, который хотя и подтверждал доминирующее положение православной церкви, однако устранял дискриминацию неправославных конфессий и разрешал православным переходить в другие христианские общины. 200 тыс. насильно обращенных из униатства в православие белорусов и десятки тысяч крещеных татар обрели на основе этого указа свою прежнюю веру. Затем последовал ряд уступок в области языковой политики (в частности, в отношении польского, литовского, украинского, армянского, немецкого, эстонского и латышского языков). Наиболее серьезные уступки политического характера были сделаны в Финляндии. В ноябре 1905 г. Николай II подписал манифест об отмене законов, принятых после февраля 1899 г., а также утвердил новый сеймовый устав (фактически конституцию), предусматривавший введение однопалатного парламента, избираемого на основе всеобщего и равного избирательного права всеми гражданами с 24 — летнего возраста.
    3. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в национальном движении народов западных регионов Российской империи.
    Ответ: В Польше результатом приобщения широких масс к политической жизни стало превращение польских политических партий в массовые организации, прежде всего ППС, которая в 1906 г. насчитывала свыше 50 тыс. членов.
    Новые национальные партии возникли у эстонцев, латышей и литовцев. В своем большинстве они требовали проведения демократических реформ, культурной и политической автономии. Высшую точку в национально — политической мобилизации этих народов знаменовали проведенные в ноябре — декабре 1905 г. массовые представительные собрания: съезд учителей латышских народных школ, конференция латышских крестьян, Всеэстонское народное собрание, литовский сейм, которые высказались за национальную автономию, введение родного языка в официальное делопроизводство и созыв законодательных собраний.
    Что касается украинцев, то в период революции они проявили значительную активность, но их выступления носили социальный, а не национальный характер.
    И хотя украинские партии получили теперь возможность свободного развития, однако их все более теснили общероссийские партии.
    Еще меньших успехов в деле превращения в массовое явление сделало белорусское национальное движение. Однако и здесь после издания октябрьского манифеста были основаны новые национальные организации, которые требовали автономии Белоруссии и школ на белорусском языке. Для формирования белорусского национального самосознания важнейшее значение имела впервые появившаяся с 1906 г. легальная периодика на белорусском языке. Еженедельная газета «Наша нива» порой достигала тиража в 3000 экземпляров и публиковала произведения молодых, вышедших из крестьянской среды поэтов, таких, как Янка Купала и Якуб Колас. Но в городах Белоруссии по — прежнему преобладала русская и польская, а также еврейская культура.
    4. Как повлияли революционные события на национальные движения грузин и армян? В чем их отличия от национального движения мусульман?
    Ответ: В Закавказье острые конфликты вели к дальнейшей политизации национальных движений. Армяне добились отмены проведенной в 1903 г. конфискации армянских церковных владений и восстановления армянских школ. Хотя эти уступки примирили армянское духовенство и купечество с царизмом, но, с другой стороны, армяно — мусульманская вражда привела к усилению национально — революционной партии дашнаков, которая окончательно взяла в свои руки политическое руководство армянским национальным движением. У грузин в период революции укрепили свои позиции меньшевики, перенесшие акценты с интернациональных на национальные аспекты.
    Мусульманам России уступки, вырванные революцией у правительства, давали возможность инициировать политическое движение в общероссийском масштабе. Во время проведения Нижегородской ярмарки около 120 мусульман Кавказа и Сибири, отправившись на пароходную прогулку по Оке, обсудили вопросы развития культуры и школьного дела, сохранения традиционного быта, а также проблемы участия мусульман в Государственной думе. Они приняли решение об активном участии мусульман во всех политических, культурных и других сферах общественной жизни для того, чтобы правовыми способами бороться за уравнение мусульманского населения с русским в политических, религиозных, имущественных правах.
    Политическое пробуждение мусульман сопровождалось культурно — просветительским движением. Периодическая печать и книгоиздание переживали в годы революции стремительный подъем. Между 1905 и 1907 гг. в России появилось свыше 50 газет и журналов, печатаемых арабским шрифтом, из них 31 издание — на татарском языке, 13 — на азербайджанском, 2 — на персидском, 3 — на крымско — татарском и одно издание — на казахском языке. В мусульманской печати обсуждались культурные и политические вопросы, при этом преобладала умеренная реформистская тенденция. В то же время татары и азербайджанцы основывали многочисленные национальные организации преимущественно с культурно — просветительскими целями.
    Таким образом, движение мусульман было более масштабным, по сравнению с движением армян и грузин. Они стремились объединить и поддержать все мусульман империи.
    5. Как повлияла революция на еврейское национальное движение?
    Ответ: Несмотря на отдельные уступки, в частности по вопросу о доступе в высшие учебные заведения, революция не внесла существенных корректив в политику правительства по еврейскому вопросу. А массовые погромы в октябре — ноябре 1905 г., инициированные черносотенцами, затронули около 600 еврейских общин и повлекли за собой насилия, разрушения и убийства, как минимум, 1000 евреев.
    Сформированные под руководством Бунда еврейские отряды самообороны порой оказывали погромщикам вооруженное сопротивление. Последствия и выводы, которые извлекли евреи из этой самой страшной волны погромов, были неоднозначными: с одной стороны, усилилась еврейская эмиграция из России, с другой стороны, более яркую национальную окраску получило у евреев революционное движение, которое стремилось к свержению царизма и достижению социалистических целей. Бунд смог расширить свою массовую базу, были основаны и новые еврейские социалистические партии.

  5. GAV73 Ответить

    Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
    В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?
    1. Многонациональное государство и национальная политика. Великая Отечественная война показала, насколько большое значение имело единство народов СССР. Советское государство объединяло более ста наций и народностей. В его состав в 1950 г. входили 16 союзных республик, 16 автономных республик, 10 национальных округов, 9 автономных областей. Таким образом, многие советские народы имели свои республики и другие национально-территориальные образования.
    Самой крупной республикой, основой Советского Союза, была РСФСР. В 1952 г. в ней проживало около 60% населения страны, в число которых наряду с русским большинством входили представители многих других национальностей. Русский народ, в целом составлявший более половины населения страны, и его культура играли особую роль в развитии союзного государства. Русские занимали ведущие позиции в государственном аппарате, составляли значительную часть квалифицированных кадров. Так, в 1950 г. они составляли более 60% всех научных работников страны. Огромное значение для консолидации СССР как многонационального государства имел русский язык. Он позволял общаться представителям многочисленных народов СССР, выступал как средство культурного взаимообогащения, как объективно необходимый общий язык высшей школы, науки, армии, индустрии. Изучению русского языка начиная со школьного возраста в послевоенные годы уделялось большое внимание. Значительная роль русских в СССР не означала, что все они имели какие-то особые привилегии. Обладая более значительным потенциалом, Россия оказывала помощь многим другим народам СССР, вместе с которыми разделяла все тяготы послевоенного восстановления.
    В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Преобладание силовых методов наблюдалось в Латвии, Литве, Эстонии, западных частях Украины, Белоруссии, где власть столкнулась с вооружённым сопротивлением националистов. Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоёв, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.

    Хлеб. С картины Т. Н. Яблонской. 1949 г.
    Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?
    2. Социально-экономическое и культурное развитие советских республик. В послевоенные годы продолжался заметный рост промышленности всех республик СССР. Отчасти это было связано с эвакуацией предприятий на восток страны в годы войны. Свою роль играла политика целенаправленной индустриализации ранее преимущественно аграрных республик, вошедших в состав СССР. По сравнению со средними по Советскому Союзу показателями особенно быстрыми темпами росла промышленность в Казахстане, Киргизии, Армении, Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии. Индустриализация способствовала научно-техническому прогрессу, усилению экономических связей между республиками СССР. Её социальнодемографическими последствиями был рост городского населения и постепенное разрушение традиционного образа жизни, связанного с деревней. Строительство новых предприятий способствовало активным перемещениям населения, что усиливало этническое многообразие советских республик. Нередко эти процессы порождали различные конфликты, вызванные трудностями адаптации приезжих в новой национальной среде.
    Большое значение для консолидации союзного государства имела целенаправленная политика развития национальных культур, образования, подготовки и выдвижения национальных кадров. Система высших учебных заведений во многих республиках развивалась опережающими темпами. В Узбекистане, Киргизии и Туркмении количество студентов вузов в 1950 г. увеличилось по сравнению с 1940 г. в 2 раза, в Казахстане и Таджикистане — в 3 раза, в Молдавии — более чем в 3 раза. Кроме того, представители всех народов СССР получали высшее образование в Москве, Ленинграде и других всесоюзных центрах. Продолжалось создание национальных академий наук. В 1945—1951 гг. они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане. В ряде союзных и автономных республик (Киргизии, Молдавии, Якутии, Дагестане и др.) действовали филиалы Академии наук СССР.
    Несмотря на постепенное выравнивание социально-экономического положения народов СССР, в их образе жизни сохранялись многочисленные различия, связанные с национальными традициями, религией, а также с уровнем развития промышленности и городов. Например, в республиках Средней Азии вековые устои сталкивались с государственной политикой преодоления «пережитков прошлого». С переменным успехом шла борьба за снятие чадры, вовлечение женщин в общественную деятельность, приобщение их к учёбе, ликвидацию многожёнства. Всё более заметной становилась разница в моделях демографического поведения разных народов СССР. Наблюдался преимущественный рост рождаемости в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане по сравнению с другими республиками, прежде всего РСФСР. Это способствовало постепенному изменению пропорций национального состава СССР.
    3. Религиозные конфессии в СССР. Одной из основ национального развития и самосознания народов СССР была их религиозная жизнь. В послевоенные годы она развивалась в новых условиях. Во время войны государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим. К началу 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%. Увеличивалось количество мечетей. Хотя и в небольших размерах, возобновилось паломничество мусульман из СССР в Мекку (хадж). Наблюдалась активизация религиозной жизни верующих других конфессий. Характерной чертой послевоенного времени было приобщение к религии всё большего количества молодёжи.
    Распространение религии беспокоило руководителей Советского государства, которое оставалось атеистическим. Религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов. Многие просьбы верующих об открытии новых храмов отклонялись. Однако попытки вытеснить религию коммунистической идеологией и светскими обрядами не дали желаемого результата. Значительная часть населения страны придерживалась веры предков и традиционных ценностей.
    4. Политические кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма». Для укрепления контроля над национальными руководящими кадрами и национальной интеллигенцией использовались идеологические проработки и репрессии. В 1945—1946 гг. казахских историков, писателей и авторов учебников обвинили в том, что они извращают национальную историю, игнорируют развитие классов и классовой борьбы, акцентируют внимание на формировании «традиций борьбы казахов за свою независимость». В 1950 г. историки из Дагестана, Азербайджана, Москвы были подвергнуты критике за идеализацию движения горцев Кавказа под руководством Шамиля. Аналогичные идеологические акции проводились в других союзных и автономных республиках. Как правило, обвинения против национальной интеллигенции были несправедливыми. Во многих случаях реально существовавшие творческие и научные проблемы, требовавшие обсуждения и дискуссий, необоснованно политизировались и объявлялись результатом деятельности «врагов».

    В землянке «спецконтингента» на строительстве железной дороги. 1940-е гг.
    Несколько иной характер имели преследования интеллигенции еврейской национальности. Они были связаны прежде всего с обострением противостояния с Западом, воплощением которого были США. Ухудшение отношений СССР с Израилем и превращение еврейского государства в союзника США усугубили ситуацию. В начале 1948 г. по приказу Сталина органы госбезопасности убили известного еврейского общественного деятеля и театрального режиссёра С. М. Михоэлса. В конце 1948 г. был распущен советский Еврейский антифашистский комитет, созданный во время войны для международной поддержки СССР. Членов этой организации обвинили в антисоветской деятельности. С 1949 г. началась кампания против так называемого «космополитизма». В последующие годы многие советские евреи подвергались преследованиям и арестам.
    Необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку были особенно опасными для многонационального Советского государства. Они усиливали межнациональные противоречия.
    5. Положение выселенных народов. Негативное воздействие на развитие СССР оказывала политика принудительного переселения народов. На 1 января 1953 г. в ссылке в отдалённых районах страны находилось более 2,7 млн человек, большинство которых составляли выселенные народы — немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки.
    Значительную часть ссыльных составляли также украинцы, латыши, эстонцы, литовцы, молдаване, греки и представители других национальностей. Условия жизни спецпоселенцев были тяжёлыми. Огромное негативное воздействие на положение выселенных народов имело решение, принятое в 1948 г. В нём говорилось, что «переселение в отдалённые районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства». За самовольный выезд из мест обязательного поселения устанавливалось наказание на срок до 20 лет. Таким образом, многие сотни тысяч людей и их дети лишались перспектив возвращения в родные места.
    Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. Всеобщим было желание ссыльных вернуться на родину. Об этом свидетельствовали не только официальные доклады различных органов власти, но и жалобы самих переселенцев, которые они в большом количестве отправляли в Москву. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.
    Вопросы и задания для работы с текстом
    1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги изучения материала на тему «Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР». 2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства. 3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы. 4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны? 5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.
    Думаем, сравниваем. размышляем
    1. Обсудите с одноклассниками тезис: «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений». 2. Подготовьте презентацию на тему «Многонациональное государство в советском искусстве».
    3. Проанализируйте особенности национальной политики в СССР, опираясь на текст Конституции: «Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от каждой автономной республики, 5 — от каждой автономной области и один — от каждого автономного округа».
    

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *