Какие литературные направления господствовали в русской литературе?

15 ответов на вопрос “Какие литературные направления господствовали в русской литературе?”

  1. Mashura Ответить

    Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
    Центральное место отводится символу*
    Преобладает стремление к высшему идеалу
    Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.)
    Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)

    Акмеизм

    (От греческого «акме» – острие, высшая точка).
    Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.)
    Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    Ориентация на классическую поэзию XIX века
    Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью

    Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее.
    Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов – прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов».
    Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    Бунтарство, анархичность мировоззрения
    Отрицание культурных традиций
    Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    Активное словотворчество

    Имажинизм

    От лат. imagо — образ
    Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.
    Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

  2. beautiful_lie Ответить

    литературные
    направления
    и
    течения
    XVII
    —Х1Х ВЕКА
    Классицизм

    направление
    в литературе XVII
    — начала XIX
    века, ориен­тирующееся
    на эстетические эталоны античного
    искусства. Основная идея
    — утверждение приоритета разума. В
    основе эстетики — принцип рационализма:
    произведение искусства должно быть
    разумно построено, логически
    выверено, должно запечатлевать
    непреходящие, сущностные свойства
    вещей. Для произведений классицизма
    характерны высокая граж­данская
    тематика, строгое соблюдение определенных
    творческих норм и правил,
    отражение жизни в идеальных образах,
    тяготеющих к всеобще­му
    образцу (Г.
    Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В.
    Тредиаковский,
    Д.
    Фонвизин).

    Сентиментализм

    литературное течение второй половины
    XVIII
    века, утвердившее
    в качестве доминанты человеческой
    личности чувство, а не разум.
    Герой сентиментализма — «человек
    чувствующий», его эмоциональ­ный мир
    разнообразен и подвижен, причем богатство
    внутреннего мира при­знается
    за каждым человеком, независимо от его
    сословной принадлежности (Я.
    М.
    Карамзин.
    «Письма
    русского путешественника», «Бедная
    Лиза»).
    Романтизм

    литературное
    направление, сформировавшееся в
    начале XIX
    века.
    Основополагающим для романтизма стал
    принцип романтичес­кого
    двоемирия, предполагающий резкое
    противопоставление героя, его идеала
    — окружающему миру. Несовместимость
    идеала и реальности выразились
    в уходе романтиков от современных тем
    в мир истории, пре­даний
    и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических
    стран. Романтизм проявляет
    особый интерес к личности. Для
    романтического героя харак­терно
    гордое одиночество, разочарованность,
    трагическое мироощуще­ние и в то же
    время бунтарство и мятежность духа (А.
    С. Пушкин.
    «Кав­казский
    пленник»,

    «Цыганы»;
    М.
    Ю. Лермонтов.
    «Мцыри»;
    М.
    Горький.
    «Песня
    о Соколе», «Старуха Изергиль»).

    Реализм
    литературное
    направление, утвердившееся в русской
    литера­туре
    в начале XIX
    века и прошедшее через весь XX
    век. Реализм утвер­ждает приоритет
    познавательных возможностей литературы,
    ее способ­ность
    исследовать действительность. Важнейшим
    предметом художествен­ного
    исследования становится взаимосвязь
    между характером и обстоятельствами,
    формирование характеров под воздействием
    среды. Поведение
    человека, по мысли писателей-реалистов,
    зависит от внешних
    обстоятельств, что, однако, не отменяет
    его способности противопоставить
    им свою волю. Это и определило центральный
    конф­ликт
    — конфликт личности и обстоятельств.
    Писатели-реалисты
    изображают действительность в развитии,
    в дина­мике,
    представляя устойчивые, типичные явления
    в их неповторимо-инди­видуальном
    воплощении (А.
    С. Пушкин.
    «Евгений
    Оне­гин»;

    романы
    И.
    С. Тургенева, Л. Н. Тол­
    стого,
    Ф. М. Достоевского, А. М. Горького,
    рассказы
    И.
    А. Бунина,
    А.
    И. Куприна; Н. А. Некрасови
    и
    др.).

    Критический
    Реализм

    литературное
    направление, которое является дочерним
    предыдущему, просуществовало с начала
    XIX
    века до его конца. Несёт основные признаки
    реализма, но отличается более глубоким,
    критичным, иногда саркастичным авторским
    взглядом (Н.
    В. Гоголь
    «Мертвые
    души»; Салтыков-Щедрин)

    XX
    ВЕК
    Модернизм
    литературное
    направление первой половины XX
    века, проти­вопоставившее
    себя реализму и объединившее в себе
    множество течений и школ с весьма
    разнообразной эстетической ориентацией.
    Вместо жест­кой связи характеров и
    обстоятельств модернизм утверждает
    самоцен­ность и самодостаточность
    человеческой личности, ее несводимость
    к утомительному ряду причин и следствий.
    Авангардизм

    направление в литературе и искусстве
    XX
    века, объединяю­щее
    разнообразные течения, единые в своем
    эстетическом радикализме (сюрреализм,
    драма абсурда, «новый роман», в русской
    литературе —
    футуризм).
    Генетически
    связан с модернизмом, но абсолютизирует
    и дово­дит
    до крайности его стремление к
    художественному обновлению.
    Декадентство
    (декаданс) —
    определенное
    умонастроение, кризисный тип сознания,
    выражающийся в чувстве отчаяния,
    бессилия, душевной уста­лости с
    обязательными элементами самолюбования
    и эстетизации саморазрушения личности.
    В декадентских по настроению произведениях
    эстетизируются угасание, разрыв с
    традиционной моралью, воля к смерти.
    Декадентское мироощущение нашло
    отражение в творчестве писателей конца
    XIX
    — начала XX
    в. Ф. Сологуба,
    3. Гиппиус, Л. Андреева,
    и
    др.
    Символизм
    общеевропейское,
    а в русской литературе — первое и са­мое
    значительное модернистское течение.
    Корнями символизм связан с романтизмом,
    с идеей двоемирия. Традиционной идее
    познания мира в искусстве символисты
    противопоставили идею конструирования
    мира в процессе творчества. Смысл
    творчества — подсознательно-интуитивное
    созерцание тайных смыслов, доступное
    лишь художнику-творцу. Глав­ным
    средством передачи рационально не
    познаваемых тайных смыслов становится
    символ (знаков)
    («старшие
    символисты»:

    В.
    Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3.
    Гиппиус, Ф. Сологуб;
    «младосимволисты»:
    А.
    Блок,
    А.
    Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).

    Акмеизм
    течение
    русского модернизма, возникшее как
    реакция на крайности символизма с его
    настойчивой тенденцией к восприятию
    ре­альности
    как искаженного подобия высших сущностей.
    Главное значение в
    творчестве акмеистов приобретает
    художественное освоение многообразно­го
    и яркого земного мира, передача внутреннего
    мира человека, утвержде­ние
    культуры как высшей ценности. Для
    акмеистической поэзии харак­терны
    стилистическое равновесие, живописная
    четкость образов, точно выверенная
    композиция, отточенность деталей (Н.
    Гумилев, С. Городец­
    кий,
    А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич,
    В. Нарбут).

    ВУЗ
    Футуризм
    авангардистское
    течение, возникшее почти одновременно
    в Италии
    и России. Основная черта — проповедь
    свержения прошлых тра­диций, сокрушения
    старой эстетики, стремление создать
    новое искусство, искусство
    будущего, способное преобразить мир.
    Главный технический принцип — принцип
    «сдвига», проявившийся в лексическом
    обновлении поэтического языка за счет
    введения в него вульгаризмов, технических
    терминов, неологизмов, в нарушении
    законов лексической сочетаемости слов,
    в смелых экспериментах в области
    синтаксиса и словообразования (В.
    Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин
    и
    др.).
    Экспрессионизм
    модернистское
    течение, сформировавшееся в 1910 — 1920-е
    годы в Германии. Экспрессионисты
    стремились не столько изобразить мир,
    сколько выразить свою мысль о неблагополучии
    мира и о подав­лении
    человеческой личности. Стилистика
    экспрессионизма определяется рационализмом
    конструкций, тяготением к абстрактности,
    острой эмоци­ональностью
    высказываний автора и персонажей,
    обильным исполь­зованием
    фантастики и гротеска. В русской
    литературе влияние экс­прессионизма
    проявилось в творчестве Л.
    Андреева, Е. Замятина, А. Пла
    тонова
    и др.
    Постмодернизм
    — сложный
    комплекс мировоззренческих установок
    и культурных реакций в эпоху идеологического
    и эстетического плюрализ­ма (конец
    XX
    века). Постмодернистское мышление
    принципиально анти-иерархично,
    противостоит идее мировоззренческой
    цельности, отвергает возможность
    овладения реальностью при помощи единого
    метода или языка описания.
    Писатели – постмодернисты считают
    литературу, прежде всего, фактом языка,
    а поэтому не скрывают, а подчеркивают
    «литературность» своих произведений,
    сочетают в одном тексте стилистику
    разных жанров и
    разных литературных эпох (А.
    Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В.
    Пе­
    левин,
    Вен. Ерофеев
    и
    др.).

  3. НеYд3ржiмый Ответить

    ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ
    ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) – совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства.
    При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького).
    Выделяются четыре основных литературных направления: КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, МОДЕРНИЗМ.
    ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ – более мелкое деление по сравнению с направлением; течения либо представляют собой разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).
    ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ
    1. КЛАССИЦИЗМ
    Основное литературное направление в России XVIII века.
    Главные черты
    Подражание образцам античной культуры.
    Строгие правила построения художественных произведений.Глава ІІ. Литературные направления (методы) и течения 9
    Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия).
    Жесткие границы между родами и жанрами.
    Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный, женщина).
    Основные жанры в поэзии
    Ода, сатира, историческая поэма.
    Главные правила построения драматических произведений
    Правило “трех единств”: места, времени, действия.
    Деление на положительных и отрицательных персонажей.
    Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию).
    Традиционные амплуа: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, инженю, субретка, обманутый отец и т. д.
    Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока.
    Пять действий.
    Говорящие фамилии.
    Длинные нравоучительные монологи.
    Главные представители
    Европа – писатель и мыслитель Вольтер; драматурги Корнель, Расин, Мольер; баснописец Лафонтен; поэт Парни (Франция).
    Россия – поэты Ломоносов, Державин, драматург Фонвизин (комедии “Бригадир”, 1769 и «Недоросль», 1782).
    Традиции классицизма в литературе ХІХ века
    Крылов. Жанровые традиции классицизма в баснях.
    Грибоедов. Черты классицизма в комедии “Горе от ума”.
    Пушкин. Жанровые традиции классицизма в оде “Вольность”; рассуждения о классицизме в лирических отступлениях романа в стихах “Евгений Онегин”; иронический образ поэта-классициста Д.И. Хвостова в поэме “Медный всадник”; эпиграфы из произведений драматургов (Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина) и поэтов (А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова) русского классицизма, упоминания Гриневым и Швабриным поэтов-классицистов Сумарокова и В.К. Тредиаковского в повести “Капитанская дочка”.
    Мандельштам. Обращение к античным тематике и образам (например, в стихотворении “Бессонница. Гомер. Тугие паруса…”).
    2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
    Переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение 2-й половины ХVIII -начала ХІХ века.
    Главные черты
    Культ естественного чувства.
    Идеал «естественного человека», близкого к природе и противопоставленного цивилизованному миру (руссоизм).
    Культ природы.
    Главные представители
    Европа -Жан Жак Руссо (Франция).
    Россия – Карамзин.
    Традиции сентиментализма в литературе ХІХ-ХХ веков
    Развитие темы “естественного человека”:
    Пушкин. Южные поэмы (1820-1824); стихотворение “К морю”.
    Лермонтов. Стихотворение “Дума”, поэма “Мцыри”, роман “Герой нашего времени”.
    Тургенев. Повесть “Ася”.
    Лев Толстой. Традиции руссоизма на протяжении всего творчества.
    Бунин. Рассказ “Господин из Сан-Франциско”.
    Солженицын. Рассказ “Матренин двор”.
    Астафьев. Повесть “Пастух и пастушка”.
    Распутин. Повесть “Прощание с Матерой”.
    3. РОМАНТИЗМ
    Основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века.
    Главные черты
    Создание идеального мира мечты, принципиально несовместимого с реальной жизнью, противопоставленного ей.
    В центре изображения – человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности.
    Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
    Отрицание всех правил классицизма.
    Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок.
    Основные жанры
    Лирическое стихотворение, поэма, трагедия, роман.
    Основные жанры в русской поэзии
    Элегия, послание, песня, баллада, поэма.
    Главные представители
    Европа – Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).
    Россия – Жуковский.
    Традиции романтизма в литературе ХІХ-ХХ веков
    Грибоедов. Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии “Горе от ума”.
    Пушкин. Романтический период творчества (1813–1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах “Евгений Онегин”; неоконченный роман “Дубровский”.
    Лермонтов. Романтический период творчества (1828-І836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837-1841); романтические мотивы в поэмах “Песня про… купца Калашникова”, “Мцыри”, “Демон”, в романе “Герой нашего времени”; образ поэта романтика Ленского в стихотворении “Смерть Поэта”.
    Тютчев, Фет, Блок. Черты романтизма в лирике.
    Горький. Романтическая составляющая раннего периода творчества (1892-І905): рассказ “Старуха Изергиль”.
    Бунин. Черты романтизма в рассказах о любви: “Солнечный удар”, “Темные аллеи”, “Чистый понедельник”.
    4. РЕАЛИЗМ
    Основное литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века.
    Главные черты
    Создание типических (закономерных) характеров.
    Эти характеры действуют в типической бытовой и исторической обстановке.
    Жизненное правдоподобие, верность деталей (в сочетании с условными формами художественной фантазии: символом, гротеском, фантастикой, мифом).
    В России становление реализма начинается в 1820-х годах:
    Крылов. Басни.
    Грибоедов. Комедия «Горе от ума» (1822 -1824).
    Пушкин. Михайловский (1824-1826) и поздний (1826–1836) периоды творчества: роман в стихах “Евгений Онегин” (1823-1831), трагедия “Борис Годунов” (1825), “Повести Белкина” (1830), поэма “Медный всадник” (1833), повесть “Капитанская дочка” (1833-1836); поздняя лирика.
    Лермонтов. Период зрелого творчества (1837-1841): роман “Герой нашего времени” (1839-1841), поздняя лирика.
    Гоголь. “Петербургские повести” (1835-1842; “Шинель”, 1842), комедия “Ревизор” (1835), поэма “Мертвые души” (1-й том: 1835-1842).
    Тютчев, Фет. Черты реализма в лирике.
    В 1839-1847 годах русский реализм формируется в особое литературное течение, получившее названия “натуральная школа” или “гоголевское направление”. Натуральная школа стала первым этапом развития нового течения в реализме – русского критического реализма.
    Программные произведения писателей критического реализма
    Проза
    Гончаров. Роман “Обломов” (1848-1858).
    Тургенев. Повесть “Ася” (1858), роман “Отцы и дети” (1861).
    Достоевский. Роман “Преступление и наказание” (1866).
    Лев Толстой. Роман-эпопея “Война и мир” (1863-1869).
    Салтыков-Щедрин. “История одного города” (1869–1870), “Сказки” (1869-1886).
    Лесков. Повесть “Очарованный странник” (1879), рассказ “Левша” (1881).
    Драматургия
    Островский. Драма «Гроза» (1859), комедия «Лес» (1870).
    Поэзия
    Некрасов. Лирика, поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Кому на Руси жить хорошо» (1863- 1877).
    Развитие критического реализма завершается в конце ХІХ – начале ХХ века:
    Чехов. Рассказы “Смерть чиновника” (1883), “Хамелеон” (1884), “Студент” (1894), “Дом с мезонином” (1896), “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Душечка” (все 1898), “Дама с собачкой” (1899), комедия “Вишневый сад” (1904).
    Горький. Очерк “Бывшие люди” (1897), рассказ “Ледоход” (1912), пьеса “На дне” (1902).
    Бунин. Рассказы “Антоновекие яблоки” (1900), “Господин из Сан-Франциско” (1915).
    Куприн. Повести “Олеся” (1898), “Гранатовый браслет” (1910).
    После Октябрьской революции появляется термин “социалистический реализм”. Однако творчество лучших писателей послереволюционного периода не укладывается в узкие рамки этого течения и сохраняет традиционные черты русского реализма:
    Шолохов. Роман “Тихий Дон” (1925-1940), рассказ “Судьба человека” (1956).
    Булгаков. Повесть “Собачье сердце” (1925), романы “Белая гвардия” (1922-1924), “Мастер и Маргарита” (1929-1940), пьеса “Дни Турбиных” (1925-1926).
    Замятин. Роман-антиутопия “Мы” (1929).
    Платонов. Повесть “Котлован” (1930).
    Твардовский. Стихотворения, поэма “Василий Теркин” (1941-1945).
    Пастернак. Поздняя лирика, роман “Доктор Живаго” (1945–1955).
    Солженицын. Повесть “Один день Ивана Денисовича”, рассказ “Матренин двор” (1959).
    Шаламов. Цикл “Колымские рассказы” (1954–1973).
    Астафьев. Повесть “Пастух и пастушка” (1967-1989).
    Трифонов. Повесть “Старик” (1978).
    Шукшин. Рассказы.
    Распутин. Повесть “Прощание с Матерой” (1976).
    5. МОДЕРНИЗМ
    Модернизм – литературное направление, объединяющее разнообразные течения в искусстве конца ХІХ-ХХ века, занимавшиеся экспериментами с формой художественных произведений (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и т. д.).
    ИМАЖИНИЗМ (imago – образ) -литературное течение в русской поэзии І919- 1925 годов, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов – прямого и переносного. Создатель течения – Анатолий Борисович Мариенгоф. Известность группировке имажинистов принес входивший в нее Сергей Есенин.
    ПОСТМОДЕРНИЗМ – разнообразные течения в искусстве 2-й половины ХХ- начала ХХI века (концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), поставившие во главу угла отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоха постмодернизма открывается альманахом “Метрополь”, 1979; наиболее известные авторы альманаха: В.П. Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Ф.А. Искандёр.

  4. ASTAP Ответить

    Литературные направления
    Название
    Когда и где
    сформировалось
    Манифест
    Основные жанры
    Герой
    Основные признаки
    Русские представители
    Зарубежные представители
    Классицизм
    (от лат. Classicus – образцовый)
    17 век, Франция.В России 30-60 годы 18 века)
    Н.Буало трактат «Поэтическое искусство» 1674
    Высокие-трагедия,ода, эпическая поэма
    Средние-
    элегия, идиллия, послание
    Низкие-сатира, комедия, басня
    Подчиняет себя служению высоким идеалам
    (характеры – маски)
    1.Основная задача – утверждение централизованной власти (абсолютной монархии)
    2.Осн. конфликт – между долгом и чувством, разумом и сердцем.
    3.Подражание «образцам» античности
    4. Нормативность:
    строгая жанровая система, «теория трех речений» (Ломоносов),
    «теория трех единств» – времени, места и действия.
    А.Д.Кантемир
    В.К.Тредиаков-ский
    М.В.Ломоносов
    А.П.Сумароков
    Д.И.Фонвизин
    Г.Р.Державин
    Корнель
    Мольер
    (драма-турги)
    Сентиментализм
    (от фр. чувствительный)
    Середина 18 века –
    Европа
    90-е годы 18 века в России
    Лоренс Стерн
    «Сентименталь-
    ное путешествие по Франции и Италии»,
    Руссо
    «Эмиль или О воспитании»,
    Гете «Страдания молодого Вертера»
    Лирика-
    элегия, послание, наставление.
    Проза –
    повесть, роман, путевые заметки, наставления
    Человек, замечательный не подвигами и служением идеалам, а своими душ. качествами, богатой внутренней жизнью.
    1.Особое значение придается «жизни сердца»
    2.Внимание к пейзажу.
    3.Проблема возрождение человеческой натуры, на которую пагубно влияет цивилизация.
    4.Ценность человека не измеряется его общ. ста-тусом, основным героем является человек третьего сословья.
    М.М.Херасков
    М.Н.Муравьев
    Н.М.Карамзин
    Л.Стерн
    Ж.-Ж. Руссо
    И.-В. Гете
    Романтизм
    (от фр. – песня о чувствах)
    Первая треть 19 века
    Новалис – теоретические труды, поэзия Байрона
    Лирика-
    поэма, элегия,
    стансы,
    баллада,
    послание,
    песня.
    Проза-
    ист. роман
    Человек с богатым внутренним миром,, печальный, ищущий, благородной привлекатель-ной внешности, одинокий, судьба его зачастую трагична.
    1.Исследование противоречий человеческой души
    2.Двоемирие
    3.Тяга к мистике, экзотике
    4.Обращение к национальной истории и фольклору.
    5.Незаурядная личность в особых обстоятельствах
    В.И Жуковский
    К.Ф.Рылеев
    А.С.Пушкин
    М.Лермонтов
    Байрон
    В.Скотт
    Гофман
    Ф.Купер
    В.Гюго
    Реализм
    (от лат. realis – вещественный)
    19 век
    Проза –
    роман, роман-эпопея,
    повесть, рассказ
    Поэзия – эпическая поэма
    Типичный представитель определенного сословья, социальной группы, носитель идеи, но наделенный яркой индивидуальностью, характером.
    1.Реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах.
    2.Поиски жизненных закономерностей, попытка объяснения происходящего.
    3.Типизация характеров и явлений.
    4.Внимание к социально-бытовому фону, правдивость детали.
    5.Историзм.
    6. Типичный герой в типичных обстоятельствах, показан в развитии.
    А.С.Пушкин Н.В.Гоголь Л.Н.Толстой
    Ф.Достоевский
    и др.
    Бальзак
    Драйзер
    Лондон
    и др.

    Литературные направления 18-19 века
    1. Классицизм
    2. Сентиментализм
    3. Романтизм
    4. Реализм
    Характер эпохи
    Становление абсолютной монархии
    Эпоха Просвещения (Европа – зарождение капитализма). Протест против испорченного аристократ. общества
    Разочарование в идеях Просвещения.
    Европейские революции
    Усиление классового недовольства
    Основные черты направления
    Обращение к античным образцам (классике)
    Стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслей, чувств
    Открытая субъективность, стремление пересоздавать действительность. Недовольство настоящим
    Глубокая правда жизни
    Эстетическая основа
    Принцип рационализма и «подражания природе»
    «Подражание природе», элегические и пасторальные настроения, идеализация патриарх. быта
    Выдвижение на 1 план исключительного
    Открытия в обыденном, простом
    Основные черты направления
    Объект выражения
    Культ разума
    Культ чувства, природы
    Культ человеческой индивидуальности, личности
    Человек – классовое создание
    Проблематика
    Общественно-гражданская
    Индивидуально-личностная
    Индивидуально-личностная, свободная
    Социально-гражданская
    Сюжет
    Строгая сюжетно-композиционная организация схематизм
    Уход от прямолинейности классицизма, субъективный подход к миру
    Интерес к экзотическому, ильному, яркому, возвышенному, фантастическому
    Отсутствие схематизма
    Изображение характеров
    Прямолинейность
    Положительные противопоставлены отрицательным
    Идеализация героев
    Культ нравственной чистоты, богатый духовный мир низших сословий, душевные движения
    Бессознательное стремление к абсолютной свободе, духовному совершенству, недостижимому идеалу; душевный разлад.
    Исключительная личность в исключительных обстоятельствах
    Психология человека, соц. жизни общества
    Жанры
    Высокие (трагедия, эпопея, ода), низкие (комедия, сатира, басня
    Эпические (повесть, роман), эпистолярный, публицистика
    Лиро-эпические: элегия, баллада, поэма
    Эпические: роман, повесть, драматургия
    Герои драматических произведений
    Правила трех единств.
    Герои:
    а) неизменность характера
    б) герой – воплощение одной черты (говорящая фамилия)
    в) строгоположительные – отрицательные
    г) резонер
    Глубокий психологизм.
    Причина вех явлений – в психологии человека и соц. жизни общества
    Особенности русских направлений
    Сатирическая направленность
    Сильная дидактическая установка
    Просветительский хар-р
    Разговорный язык
    Революционный характер или уход в мистику
    Сатира, социальная направленность
    Писатели
    Сумароков
    Капнист
    Державин
    Ломоносов
    Фонвизин
    Радищев,
    Карамзин и др.
    Декабристы, Пушкин
    Жуковский
    Баратынский
    Лермонтов и др.
    Начиная с Пушкина и далее

  5. VNIkaю В AlKogolь Ответить

    XIX век— один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости. Сентиментализм возник в первое десятилетие 19в, опирается на философские источники, в частности сенсуализм (Дж Локк). Взгляды сенсуалистов противопоставлены рационализму Декарта (классицизм).Сентиментализм (М.Херасков, М.Муравьев, Н.Карамзин, В.Л. Пушкин, А.Е. Измайлов и др.), характеризуется повышенным интересом к внутреннему миру человека. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы, письма, дневники, мемуары. Развивается психологическая проза и лирика или чувствительная поэзия. Во главе сентименталистов оказывается Н.М. Карамзин(«властитель душ»)
    Русский романтизм сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них — осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Тема народа стала очень значительной для. русских литераторов-романтиков. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным. Так, для Жуковского народность — это прежде всего гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. В  творчестве романтиков-декабристов представление у, о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер — это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. Основной тезис – ОБЩЕСТВО, ОРГАНИЗОВАННОЕ НА СПРАВЕДЛИВЫХ ЗАКОНАХ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия(мастер – Бестужев). Гражданский романтизм формировали Глинка, Катенин, Рылеев, Кюхемберг, Одоевский, Пушкин, Вяземский, Языков. Жуковского считают родоначальником русского романтизма. Период конца 20-х — начала 40-х годов XIX века в истории русской литературы развитие реалистического направления — одного из самых значительных и плодотворных в художественной жизни страны. Реализм
    в русской литературе прошел длительный путь становления. В поздней поэзии Радищева и Державина присутствуют черты просветительского реализма. Творчество поэта-воина Д. Давыдова продолжило традиции просветительского реализма. Герои его первых поэтических произведений — живые люди со своими повседневными делами и заботами. В них «по-державински смешано низкое и высокое» — реальное описание жизни гусара, ночных кутежей с лихими друзьями и патриотическое чувство, стремление постоять за Родину.Самобытный и яркий талант Крылова также развивался в русле просветительского реализма. Великий баснописец в значительной степени способствовал утверждению реализма в литературе.
    К концу 20-х — началу 30-х годов просветительский реализм подвергся существенным изменениям, обусловленным и общеевропейской ситуацией, и внутренним положением России.Трезвый анализ жизни, присущий произведениям писателей реалистического направления, неприятие ими крепостничества, отрицание образа жизни и нравов собственнического общества, придавали реалистическим произведениям критический характер. Большим достижением реалистического направления являлось приобретение умения изображать жизнь человека или общества в их развитии и в соответствии с духом времени.Огромное значение в развитии русского литературного реализма в 30-е годы имело творчество А. С. Пушкина. Произведения Пушкина, написанные им во вторую Болдинскую осень и в последние годы жизни, обогатили реализм новыми художественными открытиями. («Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», окончены последние главы «Евгения Онегина» и «История села Горюхина», а также ряд стихотворений и критических статей)
    Особую направленность русскому литературному реализму придало творчество Н. В. Гоголя, оно способствовало дальнейшему развитию реализма, приданию ему критического, сатирического характера.(в сборниках «Миргород» и «Арабески» Гоголь выступал против пошлости как «главного своего врага», то к середине 30-х годов усилилось его критическое осуждение окружающей жизни, растущее возмущение произволом, социальной несправедливостью
    Пять лет работал Гоголь над романом. В 1840 году первый том «Мертвых душ» был окончен. Однако опубликование его встретило большие трудности. Вернувшись в Россию, Гоголь обратился за помощью к В. Г. Белинскому, П. А. Плетневу и В. Ф. Одоевскому. Только во второй половине 1842 года «Мертвые души» увидели свет и, по словам Герцена, «потрясли всю Россию».

  6. Doubar Ответить

    Классицизм

    Зародившись в середине XVII и активно развиваясь до первой трети XIX века, классицизм, опираясь на античные образцы, пропагандирует строгие каноны: текст должен быть структурно упорядоченным и отвечать принципу единства времени, места и действия, смешение стилей не допускается. При четком делении персонажей на положительных и отрицательных, автор не фокусируется на внутреннем мире центральной фигуры, считая, что большего внимания заслуживают поступки.
    Добро торжествует, порок наказан, разум и долг главенствуют над чувствами.
    К ярким примерам можно отнести комедию Фонвизина «Недоросль» и «Горе от ума» Грибоедова, работы Ломоносова, Державина, Сумарокова… подробнее

    Сентиментализм

    Чувствительность легла в основу сентиментализма, чей расцвет пришелся на вторую половину XVIII и на начало XIX века. Развиваясь параллельно с классицизмом и выступая ему противовесом, сентиментальная литература уделяла наибольшее внимание внутреннему миру ординарного человека, его переживаниям. Тема смерти также является центральной.
    «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо – образец философии, в которой цивилизация, пагубно влияющая на лучшие стороны индивидуума, считается злом… подробнее

    Романтизм

    Придя из Германии в конце XVIII века, многогранный и противоречивый романтизм занял к середине XIX столетия доминирующее место, оказав колоссальное влияние на мировую культуру.
    Помещая неординарных людей в критические обстоятельства, романтики пытались осветить глубину человеческой индивидуальности. Признавая самодостаточность человека и его уникальность, пропагандируется культ свободы, независимость от условностей и среды. Привычной повседневности противопоставляется возможность альтернативной организации жизни, другой системы ценностей.
    Сюжетная линия усложняется, появляются запутанные интриги и неожиданные развязки. Вероятность благополучной концовки, успешного выхода из конфликта предельно мала.
    «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «Мцыри» Лермонтова, «Кавказский пленник» Пушника – шедевры эпохи романтизма… подробнее

    Реализм

    Авторы, работающие в жанре реализма, сформировавшегося как основное направление в третьем десятилетии XIX века, стремятся правдиво отобразить реальность, показать её типичные признаки. В конкретных жизненных условиях многогранный, неоднозначный герой ищет способы устранения противоречий с социумом. Делая акцент на внутреннем мире обычного человека, рассказчик достигает высокой выразительности, психологизма, отражает трансформацию сознания своих персонажей.
    Рассматривая окружающую действительность в движении, проза реалистов предполагает оптимистический финал.

  7. Akula Ответить

    Литературные направления
    Классицизм
    Художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве 17 – начала 19 веков. Название образовано от латинского “classicus” – образцовый.
    Особенности:
    1. Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
    2. Рационализм. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
    3. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. Индивидуальные признаки и черты он отбрасывает.
    4. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
    5. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на “высокие” и “низкие” (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки. Ведущий жанр – трагедия.
    6. Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип “единства места, времени и действия”, что означало: действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем действия спектакля, в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.
    Классицизм зародился и получил своё название во Франции (П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Лафонтен и др). После Великой Французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.
    Романтизм
    Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18-го – первой половины 19 века. В 18 веке романтическим именовалось всё фактическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности.
    Основные признаки:
    1. Романтизм – наиболее яркая форма протеста против пошлости, обыденности и прозаичности буржуазной жизни. Социально-идеологические предпосылки – разочарование в результатах Великой французской революции и плодах цивилизации вообще.
    2. Общая пессимистическая направленность – идеи “космического пессимизма”, “мировой скорби”.
    3. Абсолютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам.
    4. “Двоемирие”, то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу. Романтическому герою подвластны духовное озарение, вдохновение, благодаря чему он проникает в этот идеальный мир.
    5. “Местный колорит”. Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа.
    Сентиментализм
    Течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины 18-го – начала 19 вв.
    Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство.
    Путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств. Отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатого духовного мира простых людей.
    Близок предромантизму.
    Основные признаки:
    1. Верен идеалу нормативной личности.
    2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, главным в человеческой природе объявлял чувство, а не разум.
    3. Условием формирования идеальной личности считал не “разумное переустройство мира”, а высвобождение и совершенствование “естественных чувств”.
    4. Сентиментализм открывал богатый духовный мир простолюдина. Это одно из его завоеваний.
    5. В отличии от романтизма, сентиментализму чуждо “иррациональное”: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.
    Характерные особенности русского сентиментализма:
    а) Достаточно чётко выражены рационалистические тенденции;
    б) Сильна нравоучительная установка;
    в) Просветительские тенденции;
    г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.
    Излюбленные жанры сентименталистов – элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.
    Натурализм
    Литературное направление, сложившееся в последней трети 19-го века в Европе и США.
    Характерные особенности:
    1. Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера. Основной задачей натуралистов было изучить общество с той же полнотой, с какой ученый изучает природу. Художественное познание уподоблялось научному.
    2. Художественное произведение рассматривалось как “человеческий документ”, а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществлённого в нём акта познания.
    3. Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображённая с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Отсюда в произведениях натуралистов часто возникали бессюжетность и общественное безразличие.
    Реализм
    Правдивое изображение реальной действительности.
    Литературное направление, сложившееся в Европе в начале 19 века и остающееся одним из основных направлений современной мировой литературы.
    Основные признаки реализма:
    1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
    2. Литература в реализме является средством познания человеком самого себя и окружающего мира.
    3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности. Типизация характеров в реализме осуществляется через “правдивость деталей” конкретных условий бытия персонажей.
    4. Реалистическое искусство – искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. В отличие от романтизма, философским основанием реализма является гностицизм, вера в познаваемость окружающего мира.
    5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии. Оно способно обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых социальных явлений и отношений, новых психологических и общественных типов.
    Символизм
    Литературно-художественное направление конца 19-го – начала 20 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х. гг. 19 века в творчестве французских поэтов П Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.
    Символизм возник на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа.
    Оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.
    Основные признаки:
    1. Преемственная связь с романтизмом. Теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р.Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.
    2. Символизм был преимущественно устремлён к художественному ознаменованию “вещей в себе” и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы и символическое обнаружение соответствий и аналогий.
    3. Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Отсюда – господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.
    4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.
    Акмеизм
    Течение в русской поэзии 20-го века, которое сформировалось как антитеза символизму.
    Мистическим устремлениям символизма к “непознаваемому” акмеисты противопоставляли “стихию естества”, декларировали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, возврат слову его изначального, не символического смысла.
    Это литературное течение утвердилось в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилёва, С.М.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и других писателей и поэтов. Все они объединились в группу “Цех поэтов” (действовала с 1911 – 1914, возобновилась в 1920 – 22гг.). В 1912 – 13гг. издавали журнал “Гиперборей” (редактор М.Л. Лозинский).
    Футуризм
    (Произошло от латинского futurum – будущее).
    Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала 20-го века. Наибольшее развитие получило в Италии и России.
    Общая основа движения – стихийное ощущение “неизбежности крушения старья” (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий “мировой переворот” и рождение “нового человечества”.
    Основные признаки:
    1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.
    2. Стремление передать фиксируемый сознанием “человека толпы” хаотический пульс технизированной “интенсивной жизни”, мгновенной смены событий-переживаний.
    3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как “гигиены мира”, что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.
    Русский Футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:
    а) “Гилея” (кубофутуристы) – В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц;
    б) “Ассоциация эгофутуристов” – И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, В.И.Гнедов и др.;
    в) “Мезонин поэзии” – Хрисанф, В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев и др.;
    г) “Центрифуга” – С.П.Бобров, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков и др.
    Имажинизм
    Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
    Основное выразительное средство имажинистов – метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.
    Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.
    На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.
    Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
    Имажинизм фактически распался в 1925 году. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.

  8. Akinozilkree Ответить

    Открываем список литературы. Видим, что здесь всё разложено
    по времени. Даны конкретные временные отрезки. И теперь акцентирую ваше
    внимание вот на чем – практически каждое литературное направление имеет четкую
    временную привязку.

    Смотрим скриншот. «Недоросль» Фонвизина, «Памятник» Державина, «Горе от ума» Грибоедова –это всё классицизм. Затем на смену классицизму приходит реализм, сколько-то
    времени существует сентиментализм, но в данном перечне произведений он не
    представлен. Поэтому практически все произведения, которые указаны ниже, – это
    реализм. Если рядом с произведением написано «роман», то это только реализм.
    Ничего больше.
    Романтизм в данном списке тоже есть, про него нельзя
    забывать. Представлен он слабо, это такие произведения, как баллада В.А.
    Жуковского «Светлана», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Казалось бы, что
    романтизм умер еще в начале XIXвека, но мы еще можем его встретить в XX. Там затесался рассказ М.А. Горького «Старуха Изергиль». На
    этом всё, больше романтизма нет.
    Всё остальное, что дано в списке, что я не назвал – это реализм.
    А какое тогда направление у «Слово о полку Игореве?» В
    данном случае оно не выделяется.

    А теперь кратко пройдемся по тому, какие черты у этих
    направлений. Всё просто:
    Классицизм – это
    3 единства: единство места, времени, действия. Вспомним комедию Грибоедова «Горе
    от ума». Всё действие длится 24 часа, и оно происходит в доме Фамусова. С «Недорослем»
    Фонвизина всё схожим образом. Еще одна деталь для классицизма: героев можно
    четко поделить на положительных и отрицательных. Остальные признаки знать
    необязательно. Этого вам вполне хватит, чтобы понять, что перед нами
    классицистическое произведение.
    Романтизм
    исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Вспомним, что
    происходило в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». На фоне величественной природы,
    божественной ее красоты и величия, разворачиваются события. «Мцыря сбегает».
    Природа и герой сливаются друг с другом, происходит полное погружение
    внутреннего мира и внешнего. Мцыри – личность исключительная. Сильная, храбрая,
    смелая.
    Вспомним в рассказе «Старуха Изергиль» героя Данко, который
    вырвал своё сердце и осветил путь людям. Указанный герой также подходит под
    критерий исключительной личности, поэтому это романтический рассказ. Да и вообще
    все герои, которые описаны Горьким – это отчаянные бунтари.
    С Пушкина начинается реализм, который на протяжении всей
    второй половины XIX века очень бурно развивается. Вся жизнь с ее достоинствами и
    недостатками, с противоречивостью и сложностью – становится объектом писателей.
    Берутся конкретные исторические события и личности, которые живут
    вместе с вымышленными персонажами, которые очень часто имеют реального
    прототипа или даже нескольких.
    Если коротко, реализм – что вижу, то и пишу. Жизнь наша сложна, сложны и герои, они мечутся,
    думают, меняются, развиваются, ошибаются.
    К началу ХХ века стало ясно, что пора бы уже искать новые
    формы, новые стили, другие подходы. Поэтому в литературу бурно врываются новые
    авторы, происходит расцвет модерна, который включает в себя массу ответвлений:
    символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.
    И чтобы определить, к какому конкретно литературному течению
    можно отнести то или иное произведение, нужно знать ещё и время его написания.
    Потому что, например, неправильно говорить, что Ахматова – это только акмеизм.
    Отнести к данному направлению можно только раннее творчество. Творчество
    некоторых и вовсе не подходило под конкретную классификацию, такими, например,
    были Цветаева с Пастернаком.
    Что касается символизма, то здесь будет несколько проще:
    Блок, Мандельштам. Футуризм – Маяковский. Акмеизм, как мы уже сказали,
    Ахматова. Был еще имажинизм, но представлен он слабо, к нему относят Есенина.
    Вот как бы и всё.
    Символизм
    термин говорит сам за себя. Авторы через большое количество всевозможных символов
    шифровали смысл произведения. То количество смыслов, которые закладывались
    поэтами, можно искать и выискивать до бесконечности. Поэтому так достаточно
    сложны эти стихотворения.
    Футуризм
    словотворчество. Искусство будущего. Отказ от прошлого. Безудержный поиск новых
    ритмов, рифм, слов. Лесенку Маяковского помним? Такие произведения предназначались
    для декламации (читались на людях). Футуристы просто обезбашенные люди. Делали
    всё, чтобы публика их запомнила. Все средства для этого были хороши.
    Акмеизм – если в
    символизме ни черта не понятно, то акмеисты взялись полностью противопоставить
    себя им. Их творчество понятно, конкретно. Оно не витает где-то в облаках. Оно
    здесь, тут. Они изображали земной мир, земную ее красоту. Еще стремились через
    слово преобразовать мир. Этого достаточно.
    Имажинизм – в основу
    положен образ. Иногда и не один. Такие стихотворения, как правило, начисто
    лишены смысла. Серёжа Есенин непродолжительное время писал такие стихи. Больше
    из списка литературы к этому течению никого не относят.

  9. MasterPVP Ответить

    Художественный метод = литературное направление = литературное течение
    ?
    Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
    Основные признаки
    литературного направления
    Представители
    литературы
    Классицизм – XVIII – начало XIX века
    1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
    2) Гармония содержания и формы.
    3) Цель искусства – нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
    4) Простота, стройность, логичность изложения.
    5) Соблюдение в драматическом произведении правила “трех единств”: единство места, времени, действия.
    6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
    7) Строгая иерархия жанров: “высокие” – эпическая поэма, трагедия, ода; “средние” – дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; “низкие” – басня, комедия, фарс.
    П. Корнель, Ж. Расин,
    Ж. Б. Мольер,
    Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
    Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
    Сентиментализм – XVIII – начало XIX века
    1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
    2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
    3) Ведущая тема – тема смерти.
    4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
    5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
    Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
    Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
    Романтизм – конец XVIII – XIX век
    1) “Космический пессимизм” (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
    2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея “эскапизма” (бегство романтического героя в идеальный мир)
    3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
    4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
    5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
    Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
    В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
    Реализм – XIX – XX век
    1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
    2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
    3) Герои – не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
    4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
    5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
    Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
    Стендаль, О. Бальзак (Франция);
    А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
    Натурализм – последняя треть XIX века
    1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
    2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.
    3) Предмет интереса – быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
    4) Идея отсутствия “плохих” сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
    5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
    Э. Золя, А. Хольц (Франция);
    Н. А. Некрасов “Петербургские углы”,
    В. И. Даль “Уральский казак”, нравоописательные очерки
    Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
    Модернизм. Основные направления:
    • Символизм
    • Акмеизм
    • Имажинизм
    Авангардизм.
    • Футуризм
    Символизм – 1870 – 1910 годы
    1) Символ – главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
    2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
    3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
    4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
    5) Искусство как интуитивное постижение мира.
    6) Музыкальная стихия – праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
    7) Внимание к аналогиям и “соответствиям” в поисках мирового единства
    8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
    9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
    10) Собственное мифотворчество.
    Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
    М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
    В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
    А. А. Блок, А. Белый (Россия)
    Акмеизм – 1910-е годы (1913 – 1914) в русской поэзии
    1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
    2) Предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы.
    3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
    4) Ясность и точность поэтического слова (“лирика безупречных слов”), камерность, эстетизм.
    5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
    6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
    7) Изображение предметного мира, земной красоты.
    Н. С. Гумилев,
    С. М. Городецкий,
    О. Э. Мандельштам,
    А. А. Ахматова (раннее тв-во),
    М. А. Кузмин (Россия)
    Футуризм – 1909 г. (Италия), 1910 – 1912 гг. (Россия)
    1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
    2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
    3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
    4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
    5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
    6) Поиск новых ритмов, рифм.
    7) Установка на произносимый текст (декламация)
    И. Северянин, В. Хлебников
    (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
    (Россия)
    Имажинизм – 1920-е годы
    1) Победа образа над смыслом и идеей.
    2) Насыщенность словесных образов.
    3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания
    Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин
    В таблице представлены основные литературные направления, которые чаще всего встречаются в школьном курсе и на ЕГЭ по литературе.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *