Какие новые информационные возможности открыли перед обществом?

5 ответов на вопрос “Какие новые информационные возможности открыли перед обществом?”

  1. romanos77 Ответить

    Переход к обществу без рекламы. Практически любую рекламу можно назвать информационным насилием. Безусловно, устранение рекламы из современных общественных отношений являет собой проблему, решение которой весьма и весьма нетривиально. Запрет на рекламу и замена ее организацией сетевых справочных служб имеет существенное число плюсов. Нужная информация становится доступнее, меньше «мусора» в Сети.
    С развитием инфраструктуры цифровых сетей связи кабельное цифровое телевидение неизбежно вытесняет эфирное телевидение. Развивать и финансировать частные каналы, авторские проекты на телевидении могут государственные и негосударственные фонды по той же схеме, которая сейчас успешно используется для распределения грантов в фундаментальной науке.
    Подводя итог, можно констатировать, что переосмысливать придется многое, потребность общества в рекламе сильно преувеличена. Переход к обществу без рекламы будет, естественно, постепенным, и настоящий запрет рекламы определенных категорий является вполне логичным первым шагом.
    Шпионаж, независимо от его целей, окажется не у дел в самое ближайшее время. Развитие информационных технологий включает и развитие криптографии, и основанных на ней средств защиты информации. В настоящее время государства стараются беречь и преумножать свои «законные» привилегии по шпионажу: подслушивание и подглядывание в отношении граждан, даже путем накладывания запретов на применение криптографии. Вместе с тем, сегодня становится очевидным, что в этой борьбе государствам придется серьезно менять свою политику. Крипто доступно всем уже сегодня, и нет никакой возможности повернуть прогресс вспять.
    4. Причины, которые делают человека фактором риска в информационном обществе.
    Общественное сознание сильно отстает от происходящих стремительных и радикальных перемен, которых в истории цивилизации еще не было. Будущее приближается столь стремительно, что у человека не остается времени для адекватного восприятия новой реальности [8]. Как жить человеку в быстро меняющемся мире? Об этом писали ученые раньше, но сегодня эта проблема становится не просто актуальной, но и представляет угрозу для безопасного развития цивилизации, образ будущего которой в сознании человека становится расплывчатым. Именно поэтому сейчас жизненно важна для цивилизации связь науки и образования, гармонизация и равновесие человеческой мудрости, жизнеспособность общечеловеческой ценностной системы и сознания.
    Причин, которые делают человека фактором риска в информационном обществе, много.
    Проблема информационного неравенства. Не все могут воспользоваться новыми возможностями в силу особенностей самой личности: мотивация, информационная компетенция, лингвистическая культура. Если сам человек не хочет быть грамотным, то никакие технологии не помогут.
    Доступность информации снижает мотивацию к созданию новых знаний, к развитию новых способов познания. Отторжение знания из-за увеличения его объемов говорит о неподготовленности внутренних личностных структур к увеличению нагрузок, что проявляется в отсутствии навыков оценки качества, объема и глубины получаемой информации, приводящим к возрастанию социального неравенства.
    Факторами социального разделения становятся аккумулирование, генерирование, использование знаний.
    Усугубляется процесс принятия решений из-за увеличения числа альтернатив. Человек оказывается в ситуации неуверенности, сомнений, отказывается от ответственности.
    Развитие сетевых технологий создает условия манипуляции сознаниями людей. По природе люди внушаемы и поддаются целенаправленному психологическому воздействию
    на уровне подсознания. Эту особенность используют в управлении большим количеством людей, создавая иллюзии, скрытно лишая свободы выбора, изменяя мнение, побуждая людей в нужном (некоторой группе) направлении. Манипуляция массовым сознанием – ключевой элемент информационной войны и во многом идентична внедрению в сознание специально подготовленной информации.
    Имея в руках такое универсальное средство распространения информации, как Интернет, технологии манипулирования массовым сознанием быстро развиваются и, зачастую, совершенно с неожиданной стороны оказывают существенное влияние даже на людей с развитым критическим мышлением. Обычные люди со средним уровнем образования и культурного развития все чаще будут подвергаться этому влиянию, затем будет наступать прозрение. Точно так же, как развиваются человеком созданные компьютерные вирусы и антивирусы.
    Виртуализация пространства в средствах информатизации может приводить к виртуализации общества и соответствующим рискам.
    Виртуализация пространства и неумолимое вмешательство в жизнь других людей с помощью социальных сетей парадоксальным образом вызывают нарастающее ощущение одиночества «в толпе» [9]. Поведение людей формируется главным образом группой им подобных, а социальное взаимодействие все чаще становится виртуальным. Другим последствием жизни в мире Интернета является утрата ощущения пространства, особенно когда получаем сообщение по электронной почте от отправителя, который в момент отправки может находиться в любой точке мира.
    Развивается психологическая зависимость человека от телевидения, компьютерных игр, интернет-зависимость и др.
    Развиваются не просто зависимости, а появляются симптомы более тяжких заболеваний, например синдром фантомного звонка – когда человеку кажется, что у него в сумке звонит или вибрирует телефон. Согласно доктору Ларри Розену (Larry Rosen), автору книгу iDisorder, 70 % пользователей, которые признавались в активном использовании смартфонов и сотовых телефонов, беспокоят фантомные звонки.
    Еще один пример новой болезни. Номо-фобия – «No mobile phobia» – страх остаться без сотового телефона. Болезнь попала в американский список психических расстройств DSM-5. Ларри Розен объясняет причины этого заболевания как следствие нервного состояния, когда человек боится что-то пропустить.
    Психологи все чаще пишут о Facebook-депрессии – частое безмерное использование социальных сетей зачастую не помогают наладить социальные связи и способствуют появлению депрессии.
    Можно предположить, что веер болезней с развитием информационного общества может расширяться, а сами болезни – прогрессировать, что закономерно приведет к появлению новых направлений в медицинской и психологической науках.
    Открываются новые возможности для информационной преступности против личности, государства, общества. Это несанкционированный доступ к информации, хищение, преднамеренное искажение, информационный терроризм. Эта проблема стремительно вошла в нашу жизнь с развитием Сетей, вместе с ней развивается сравнительно новое направление обеспечения защиты информационных прав личности. Такие права уже охраняются законодательством ряда стран, в том числе и России, но до совершенства и отлаженности процедур защиты еще очень далеко.
    Информационная война уже сейчас распространена в политике, экономике, культуре и приобретает все более широкое распространение. Информационная война ведется за умы и сердца людей, при всей силе компьютерных технологий, они являются только средством. А целью является контроль над умами людей для достижения определенной власти путем распространения специально подготовленной информации. Со временем приходит понимание особой значимости личных контактов и общения с аудиторией. Появляются новые технологии в информационном противоборстве на основе интеграции разных систем общения, усиливающих друг друга. Известно, что меньше всего поддаются манипулированию люди с четко выраженной социальной и политической позицией, выраженной социокультур-
    ной идентичностью, высокой образованностью. Именно поэтому все большее значение приобретает развитие системы образования и, в частности, воспитания, способствующее формированию гражданской позиции, патриотизма, любви к Родине. Особое значение приобретает национальная идея – система национальных приоритетов, идей, традиций, значимых для большинства людей и признанных внешним сообществом как гуманных. Источником победы в информационной войне может быть только капитал культуры, усиленный информационными технологиями.
    5. Явления глобального характера.
    Усиление информационной связанности мирового сообщества посредством ин-фокоммуникационных систем, является позитивным фактором устойчивого развития цивилизации. Информационная связность общества приводит к развитию партнерских, деловых, научных, образовательных связей между странами, развитию взаимовыгодных торговых отношений на мировом уровне, формированию и расширению оптимальных систем производства, снижения энергоемкости, что приводит к удешевлению результирующего продукта и продвижения на мировом рынке. Бурное развитие информационных технологий, видимо, так или иначе, способствует развитию (до определенного времени) монополярного мира во главе с Международным парламентом. Как он будет управляться – это вопрос времени.
    Возможность доступа к информации в любой точке мира приводит к развитию «глобального сознания». Уже сейчас обычные пользователи при минимальных затратах практически в любой точке мира могут получить доступ к самой разной информации: мировым библиотекам, информационным системам, образовательным ресурсам, новостным и развлекательным каналам. Причем в удобной для пользователя форме можно перевести информацию на удобный язык, воспользовавшись автопереводом (который динамично совершенствуется). Люди все чаще обращаются за вопросом к экспертным профессионально-ориентированным сетям, энциклопедиям, которые создаются сообществом под контролем друг друга (или членов мирового профессионального сообщества).
    Таких систем становится все больше, причем разного уровня погружения в профессиональную проблему. Такого рода дифференциация знаний тоже происходит стихийно, с продвижением той или иной идеи развития информационных технологий, сообщества приспосабливают эти технологии под решение задач, в которых заинтересован каждый. Таким образом, при совокупности интересов усиливается ресурсная база обеспечения этих интересов – своего рода синергетический эффект, который характерен для развития информационных технологий.
    Наступает новый этап формирования внешней системной памяти человечества, электронной памяти. Сейчас уже существует множество сетевых технологий и систем, позволяющих в режиме реального времени заполнять и накапливать информацию о своей семье, о своем родовом дереве, причем независимо в какой стране мира находится член семьи. Информация об учебном заведении, одноклассниках, однокурсниках формируется в социальных сетях. Сетевой социум активно формирует и накапливает в Сети информацию о событиях, памятных датах, коллекциях, произведениях искусства, домашних фото и видео и многом другом. Органы государственной власти также предоставляют открытые базы данных для удобства использования и информирования своих граждан. Таким образом, информация накапливается не только в музейных и библиотечных фондах, но и люди активно участвуют в формировании электронной памяти. Средства и технологии размещения информации становятся все удобнее и доступнее для людей без специальной подготовки, а это значит, что увеличение объемов информации приведет к новой структуризации сетевого пространства и решению проблем быстрого поиска нужной информации.
    Стабилизация численности населения планеты (12-14 млрд. чел.), по мнению С.П. Капицы, может быть связана, в том числе, и с информатизацией общества, как одной из причин.

  2. mladshii Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Информациомнное омбщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли вваловом внутреннем продукте;
    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    эффективное информационное взаимодействие людей;
    их доступ к мировым информационным ресурсам;
    удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронныхсоциальных и хозяйствующих сетей.
    Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.
    Ряд политологов и политэкономов[каких?] склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма и традиционной футурологии.
    Д. Белл, сформулировавший теорию постиндустриального общества, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».
    Как считает У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.
    У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.
    Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
    Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
    Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
    Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классамии социальными слоями населения.
    Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
    При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».
    Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.
    Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:
    структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
    растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
    широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
    развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
    поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
    широкое распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ по всему миру.
    В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формытруда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».
    В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 60-х — начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.
    Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика,кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.
    Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм — это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.
    Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов, способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств. информация экономика общество знание
    Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.
    В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991–1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994–1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002–2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества до 2020 г.
    Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 ; ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 52633.2-2010; ГОСТ Р 52633.3-2011; ГОСТ Р 52633.4-2011; ГОСТ Р 52633.5-2011.
    Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно, стандарты пакета ГОСТ Р 52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартах. В связи с этим интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США.
    В странах СНГ информационное общество реализуется на базе межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров (сеть ИМЦ), которая является проектом, аналогичным «Цифровой повестке дня для Европы до 2020 года» (Digital Agenda for Europe), представленной Еврокомиссией в качестве стратегии обеспечения роста экономики Евросоюза в цифровую эпоху и распространения цифровых технологий среди всех слоев общества.
    Постинформационное общество.
    Общество нового субъективизма, к которому мы стремительно движемся – это общество, в котором доверять можно будет только тому, что ты видел собственными глазами, или видели люди, которым лично ты доверяешь. Такое общество может быть определено как «постинформационное общество».
    Перспектива экономики в постинформационную эпоху становится очевидной. Будут неуклонно возрастать возможности продажи историй. Подобно тому, как сегодня многие страны фактически «продают мозги» своих программистов и художников, так в ближайшем будущем даже индустриально неразвитые страны смогут экспортировать рекламный креатив и мифодизайн, опирающийся на вековые накопления культурных образов и удивительных историй.
    «Общество мечты» характеризуется обилием инструментов для самовыражения и проявления своих художественных настроений. Если киноискусство — дитя индустриальной эры, видеотехника — инструмент художества информационной эпохи, то мультимедийные генераторы виртуальной реальности — орудия самопознания, соответствующие запросам представителей арткреативного общества.
    Постинформационное общество вовсе не обязательно должно распространиться сразу и на всех представителей Гомо сапиенс. Подобно тому, как и во время общества постиндустриального остались не только представители аграрной эпохи, но и дети общества охотников и собирателей, точно так же и на Земле сформируется многоукладное человечество, передовым отрядом которого будут все же представители «общества мечты». На их художественные и культурно-психологические запросы и будут ориентироваться будущие капитаны постинформационного бизнеса.
    Размещено на Allbest.ru

  3. maksimko12345 Ответить

    [256]
    Благодаря компьютерным технологиям, обеспечивающим с колоссальной скоростью передачу огромных массивов информации из одной точки земного шара в любую другую, сегодняшнее цивилизованное человечество вступает в новую, информационную эру. Процесс информатизации общества берет свое начало в 60-х годах прошлого столетия, когда возникло новое общественное обстоятельство, качественно отличное от индустриального общества. И сегодня вряд ли можно найти тему более модную и широко обсуждаемую, чем современная глобальная информационная революция, и те перемены, к которым она привела и приведет в будущем как в обществе в целом, так и для каждого человека в частности. Исходя из этого, естественно, что нет и равнодушных к этим переменам. Одни их восхваляют и объявляют началом и главным содержанием новой эры в истории человечества, утверждением информационного общества. Другие относятся к ним с опаской, отмечая, что эти перемены усложняют жизнь человека и уводят людей в виртуальный мир, который далек от действительности. Третьи признают как новые возможности и перспективы, которые открывают информационные технологии, так и опасности, которые нужно вовремя осознать и предупредить.
    [257]
    На повестке дня оказываются вопросы, требующие ответа: в чем суть современной информационной революции, которая свершилась, и что нового она вносит в жизнь общества? Будет формирующееся постиндустриальное общество информационным или гуманистическим? Какие новые возможности и перспективы открывают информационные технологии во всем их многообразии и быстрой изменчивости? Какие опасности для человека и, особенно, для молодого поколения несет информационный переворот? И как гармонизировать потребности и способности человека с бурным, многослойным, стремительно нарастающим и меняющимся потоком информации?
    Исследователи единогласно утверждают, что процесс информационной революции, формирование информационного общества радикально меняет наши возможности создавать, хранить, передавать, воспринимать разнообразную информацию, заполняет все поры жизни общества, окутывает человека на работе и дома, не оставляет укромных уголков, где можно было бы осмыслить происходящее спокойно и не торопясь.
    Однако нужно подчеркнуть, что современная информационная революция далеко не первая в предыстории и истории человечества. Вероятно, первый и наиболее значимый информационный переворот, отделивший прачеловека от остального животного мира — возникновение речи, способов формулировать свою мысль в звуковых символах и сообщать ее другому члену своей общины. Возник мощный канал накопления и передачи информации, обогащения знаний и опыта, предупреждения об опасностях. Это в корне изменило условия жизни и развития наших весьма отдаленных предков, стало фундаментом их прогресса в доисторические времена.
    Вторая информационная революция — изобретение письменности, что произошло после неолитической революции и в какой-то мере явилось ее результатом. Скопление масс людей в возникающих поселениях, общественное разделение труда и стремительно нараставший поток новых знаний и навыков потребовали новых способов закрепления и передачи из поколения в поколение накопленной информации, с чем уже не могла справиться устная речь. [258] Изобретение знаковой информации и ее закрепление в камне, глиняных табличках, на папирусе, а затем и на бумаге многократно умножили возможности накапливать, передавать и воспринимать знания и опыт, информацию о важнейших событиях. Новой ступенью общественного разделения труда стало появление групп людей, профессионально занимающихся информационной деятельностью — писцы, чтецы, учителя и т. д.
    Третьей информационной революцией можно считать изобретение книгопечатания. Появилась возможность вместо изнурительного переписывания рукописей, доступных узкому кругу пользователей, тиражировать их в сотнях и тысячах экземпляров, удешевить книги и сделать их доступными широкому кругу, создать сеть хранилищ и библиотек, снабжать школьников и студентов учебниками, выпускать массовыми тиражами печатные издания. Это был огромный шаг в интеллектуальном прогрессе, образовании, усвоении и передаче научных и культурных достижений.
    К четвертой информационной революции можно отнести изобретение и распространение радио и телевидения. Это позволило сократить расстояния, передавать, преодолевая границы, необходимую информацию в звуковом или образном виде, создавать растущее информационное поле, охватывающее весь земной шар. Человек стал гражданином мира, в реальном масштабе времени узнавая о событиях в любом уголке планеты.
    Современная информационная революция — пятая по счету (и, как полагают многие исследователи, вероятно, далеко не последняя). Ее ключевые символы — компьютер, мультимедиа, интернет. Человек переложил на плечи машин утомительный умственный труд по сбору, хранению, переработке, передаче, приему информации, по сложным расчетам, а затем и по обработке полученной информации, формированию моделей и их преобразованию, приближаясь к адекватному отображению многомерного мира, проектированию новых сооружений и изделий. Мультимедиа дает возможность не только соединить вербальное и визуальное восприятие информации но и в диалоговом режиме трансформировать ее, строить виртуальный мир и действовать в нем. Интернет ликвидирует [259] информационную разобщенность, позволяет любому пользователю находить интересующую его информацию и передавать свою, вступать в диалог с другим пользователем в любом уголке планеты, создает всемирное информационное пространство. Скорость, масштабность, многообразие, сочетание глобализации с индивидуализацией, с возможностью для каждого получить именно ту информацию, которая ему нужна, многократное повышение производительности и интенсивности труда производителей и потребителей информационных продуктов — вот отличительные черты современной, пятой по счету информационной революции. Как считают исследователи, исторический масштаб позволяет дать ей объективную оценку: при всем ее значении эта революция не может сравниться с изобретением человеческой речи и письменности. Но она превосходит их по возможным своим последствиям — и положительным, и отрицательным.
    На современном этапе развития человечества, можно с уверенностью сказать, что заканчивается время индустриального общества, предпосылки которого заложены пять веков назад, а реальный отсчет начался с промышленной революции последней трети XVIII — начала XIX вв. Споры идут вокруг того, что представляет собой идущее ему на смену общество, как «окрестить» рождающуюся на наших глазах и с нашим участием новую эпоху, как назвать ее.
    По мнению исследователей, основоположником теории постиндустриального общества является американский социолог Д. Белл, который в 1973 г. опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общество», где пишет, что постиндустриальное общество не является проекцией или экстраполяцией современных тенденций западного общества; это новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему, точно так же, как она сама вытеснила когда-то аграрную. В книге Д. Белл указывает главные черты постиндустриального общества:
    центральная роль теоретического знания, которое становится основой технологических инноваций;
    [260]
    создание новой интегральной технологии, позволяющей находить более эффективные подходы к экономическим, технологическим и даже социальным проблемам;
    рост класса носителей знания (технических специалистов и профессионалов), который становится самой многочисленной социальной группой;
    переход от производства товаров к производству услуг, и, прежде всего, услуг в гуманитарной области (здравоохранение, образование, социальное образование), а также проведение исследований, работа с компьютерами и т. д.;
    изменения в характере труда: труд становится взаимодействием между людьми, из процесса труда исключаются природа и искусственно созданные материалы;
    изменение роли женщин, которые получают надежную основу для экономической независимости;
    наука достигает своего зрелого состояния, связь науки и технологий составляет основную черту постиндустриального общества;
    ситусы как политические единицы; под ситусами Д. Белл понимает вертикально расположенные социальные единицы, выделяя четыре функциональных ситуса (научный, технический, административный и культурный) и пять институциональных (экономические предприятия, государственные учреждения, университеты и научно-исследовательские центры, социальные комплексы, армия);
    меритократия: в постиндустриальном обществе, которое по своему характеру есть, прежде всего, общество технологическое, человек может занять престижное положение в соответствии со своим образованием и квалификацией;
    конец ограниченности благ, дефицита товаров и ресурсов, сопряженный с появлением новых дефицитов (информации и времени);
    экономическая теория информации: постиндустриальное общество характеризуется не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, основанной на знании.
    [261]
    Следует особенно подчеркнуть, что важнейшим признаком постиндустриального общества Д. Белл считал вступление человечества в информационную эру.
    По мере того, как мы приближаемся к концу двадцатого столетия, становится все более очевидным, что мы вступаем в информационную эру. Это означает не просто развитие существовавших ранее способов коммуникации, а вызывает к жизни принципы социальной и технологической организации, базирующиеся не на механической технике, а на «интеллектуальной технологии», что позволяет нам говорить о новом принципе общественной организации и социальных перемен, — пишет Д. Белл. Это также ставит во главу угла теоретическое знание в качестве источника обновления и изменяет природу технического прогресса. Равным образом это делает значимой и идею глобализации, концепцию, в корне отличающуюся от современных представлений о международной экономике, и ставит перед каждым государством совершенно новые проблемы. Определяющие черты информационной эры — ведущая роль компьютеров и телекоммуникаций, а также фундаментальное значение теоретического знания.
    В теории постиндустриального общества Д. Белла водораздел между индустриальным и постиндустриальным обществами лежит в технологической сфере: теоретическое знание и информатизация, и даже социальная структура приобретают новое значение, прежде всего, в связи с преобразованиями в области технологий. Радикальные перемены в самом человеке, его менталитете, социокультурном строе отходят на задний план. Но это и есть продолжение основных принципов индустриального общества, хоть и на информационно-технологической стадии его развития. Кроме того, Д. Белл, по его собственному признанию, исходит из тенденций, которые наблюдаются в странах западного мира, оставляя в стороне тенденции, которые наблюдаются в странах, находящихся на доиндустриальном и раннеиндустриальном этапе развития общества, где проживает подавляющее большинство населения планеты, игнорируя растущую пропасть между богатыми и бедными странами и цивилизациями.
    [262]
    Совершенно иные подходы к характеристике будущего общества разрабатывали Питирим Сорокин и Аурелио Печчеи, выдвигавшие изменения в человеке, принцип гуманизма на передний план.
    Н. Бердяев еще в 1918 г. считал, что конец Ренессанса и присущего ему гуманизма, кризис рода человеческого произошел с вхождением машины в жизнь человеческих обществ. По его мнению, процесс машинизации и механизации человеческой жизни «убил ренессансное обращение к природе, оторвал человека от природы, по-новому поставил между человеком и природой машину, механизируя человеческую жизнь и замыкая человека в искусственную культуру». В последующие десятилетия, особенно в тоталитарных государствах, тенденция превращения человека в придаток огромной машины — индустриальной, экономической, военной, государственной — еще более отчетливо проявилась.
    Как отмечает Ю. Яковец, мы живем в переходный период, когда эпоха государства машины подходит к концу, приходит время нового гуманизма, раскрепощающего творческие, духовные силы человека, высвобождающего его из машинного плена. Информационная революция не является главной отличительной чертой нового общества. Более того, она таит в себе опасность продления технократического господства в рамках всемирной машины, ухода человека в виртуальный мир от трудностей реального мира, полного жизненных сил и противоречий. Концепция информационного общества может стать теоретической базой возрождения индустриального технократизма, одряхлевшего, переживающего последнюю фазу своего жизненного цикла — в новой оболочке, более мощной и сильнее угнетающей человека.
    Как полагают многие исследователи, информационная революция, как и поворот в отношениях с природой, а также в других сферах человеческого общества — лишь составные элементы этого переворота, подкрепляющие его главную тенденцию, средства для достижения главной цели. Поэтому рождающееся постиндустриальное общество — это, прежде всего, креативно-гуманистическое общество, хотя оно с разных позиций может характеризоваться и как гуманистически-информационное, [263] гуманистически-ноосферное и т. д. В этом заключается суть современной глобальной информатизации.
    Не требует специального доказательства то, что информационная революция приносит огромные позитивные плоды в нашем обществе. Прежде всего и больше всего выигрывает от этого переворота экономика. Информационные технологии пронизывают все звенья экономики, трансформируя их и повышая эффективность труда. Можно привести десятки примеров плодотворного применения современных информационных технологий во всех сферах экономики, что поднимает ее на качественно новый уровень, является важнейшим фактором эффективности и глобализации.
    Информационная революция оказывает весьма значительное влияние и на гуманитарную сферу. Ученые получают возможность строить виртуальные модели и манипулировать ими, перерабатывать огромные массивы первичной информации, мгновенно получать научную информацию из любого ее хранилища в любой стране. Научные открытия и изобретения тут же становятся всеобщим достоянием. Образование на основе информационных технологий становится общедоступным, непрерывным, дистанционным, многократно увеличивается скорость и эффективность усвоения новых знаний и навыков подрастающим поколением. Облегчается возможность распространения новых этических норм. Формируется общепланетарное духовное пространство, мировой фонд, в котором представлены ценности каждого народа, этноса, социального слоя, каждой цивилизации и из которого любой сможет черпать по своим потребностям и индивидуальному вкусу. Информатизация облегчает и ускоряет процесс формирования четвертого поколения локальных цивилизаций, способствует диалогу входящих в них народов и этносов, перестройке глобального социокультурного пространства.
    Современные информационные технологии вносят немалый вклад и в процессы демократизации общества, в функционирование политических слоев и государственных институтов. Политические и государственные деятели, партии и общественные движения находятся как бы под повседневным «информационным микроскопом»: каждый их поступок, каждое решение или событие тут же [264] становятся всеобщим достоянием, что затрудняет проведение лицемерной политики и тайной дипломатии.
    Информационные технологии становятся дополнительным каналом социальной стратификации и мобильности.
    Также значительна роль информационной революции в развертывании процессов глобализации во всех сферах: экономической, научно-технической, экологической, социокультурной, в усилении интеграционных тенденций, в формировании и согласованном развитии единого мирового сообщества.
    Итак, новые блага, положительные плоды, которые несет с собой информационная революция для каждой семьи, страны, цивилизации, мирового сообщества в целом, неоспоримы. Она является важным фактором и элементом становления постиндустриального общества, процессов глобализации. Но, как отмечают исследователи, это — только одна сторона медали.
    Дело в том, что постепенно проходит эйфория от первоначальных успехов и блестящих перспектив информационного переворота, начинают вырисовываться новые опасности и угрозы, которые он таит.
    В области экономики возникают мощнейшие монополии и транснациональные корпорации, которые концентрируют в своих руках необъятные богатства и обширную власть. Формируется влиятельная прослойка информационной олигархии, которая стремится диктовать свои условия рынку, извлекая огромные монопольные сверхприбыли (информационную квазиренту). Это становится еще одним каналом экономической поляризации стран и цивилизаций.
    Сверхконцентрация капитала в информационной сфере, как подчеркивают специалисты, таит в себе угрозу кризиса, поэтому необходимы противовесы и ограничения, направленные против информационного монополизма.
    В гуманитарной же сфере опасность информационной революции менее очевидна, но является более грозной в долгосрочном плане, поскольку входит в противоречие с гуманизацией общества. Особенно опасно это для детей и подростков. Многие из них становятся придатком к компьютеру, часами просиживают за [265] компьютерными играми или в интернете, не читая книги и мало общаясь с друзьями. Формируется целое поколение (точнее, значительная его часть), которое, освобождаясь от положения винтика индустриальной производственной машины, становится придатком новой ее разновидности — информационной машины, компьютера, виртуального мира. И это — реальная тенденция, особенно в странах с переходной экономикой, где потеряны прежние идеалы и ослаб государственный и общественный контроль за тенденциями коммерциализации информации. Это усиливает тенденции кризиса индустриального общества и культуры.
    Оценивая эти тенденции, исследователи подчеркивают, что развитие вычислительной техники и информационных технологий оказывает революционизирующее влияние на общество, стремительно меняя условия нашей жизни. Оно оказывает огромное влияние на духовный мир людей и способно перестроить основы нравственности.
    В политической сфере современные средства телекоммуникаций становятся в умелых руках действенным и гибким инструментом манипулирования общественным мнением, подрыва политической стабильности и стимулирования социального взрыва, формирования позитивного имиджа претендентов на роль диктаторов, особенно если электронные средства информации попадают в руки монополий или авантюристов, располагающих необходимыми средствами.
    Следует особенно подчеркнуть, что в процессах глобализации появилась такая опасная тенденция, как информационный неоколониализм. Речь идет не только о том, что монопольные позиции в информационной индустрии и на информационном рынке захватила горстка транснациональных корпораций нескольких ведущих стран, навязывая свои товары и услуги другим странам и извлекая миллиарды долларов сверхприбылей. С помощью информационных каналов народам развивающихся и постсоциалистических стран навязываются не только товары и услуги, но и ценности западного общества, экраны телевизоров и каналы интернета заполняются информационными потоками, разрушающими традиционные ценности иных локальных цивилизаций. Локальные межцивилизационные конфликты и столкновения сопровождаются информационными [266] войнами, формирующими «образ врага» и оправдывающими применение насилия на геополитической арене.
    Следует отметить также крайнюю неравномерность распределения информационных ресурсов между странами и цивилизациями.
    Таковы некоторые негативные, опасные тенденции и угрозы, которые порождаются современной информационной революцией.
    Разумеется, человечество не может для их предотвращения поставить искусственные преграды на ее пути. Это бессмысленное занятие, ибо развитие общества не остановить. Речь может идти лишь о гуманизации информационных потоков, поддержке позитивных и нейтрализации негативных их сторон. Для этого необходимо объединить усилия ученых всех сфер с целью выработки теоретических положений и практических предложений-рекомендаций, реализация которых на межгосударственных уровнях позволит гуманизировать процесс освоения достижений информационной революции, усилить ее позитивные тенденции и нейтрализовать или ослабить возможные опасности, сделать эти достижения важнейшим фактором гуманизации и повышения эффективности функционирования всех сторон жизни общества, формирования интегрального социокультурного слоя в глобальных масштабах.
    Общеизвестно, что прогресс человечества характеризуется не только завоеваниями науки и техники, но и выработкой норм и оценок поведения, отражающих потребности социальной системы и ее возможности усовершенствовать отношения личности и общества, развивать культуру. А культура, как процесс реализации духовных ценностей, выражает уровень «господства» человека над природой, т. е. показывает, чего достигло общество в направлении развития науки и техники, и одновременно, характеризует степень гуманизации человеческих отношений. Такое понимание прогресса и сущности культуры означает, что ядром всех изменений и преобразований, точкой отсчета и целью всякого развития является личность, которая осуществляет свою жизнедеятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями и принципами гуманизма.

  4. Likan_TM Ответить

    Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на производство информации и оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие “третичного” сектора экономики – оказания услуг – приводит к существенному изменению удельного веса отраслей экономики в формировании валового национального продукта. В целом ряде европейских стран более половины оборота средств в информационной индустрии приходится на создание информационных продуктов и технологий и лишь 45% – на производство техники; в индустрии связи разрыв еще более радикальный: 80% составляют телекоммуникационные услуги и только 20% – производство средств коммуникации.
    Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски.
    Одним из объективных процессов, с которыми вынужден считаться современный мир, является глобализация, порожденная взрывным развитием ИКТ, созданием планетарных сетей, триумфом рыночной экономики, либерализацией международной торговли, развитием транспорта. Так или иначе, все это приводит к размыванию национальных и политических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур – частично за счет образования глобальных конгломератов в области информации, телекоммуникаций и досуга.
    Глобализация заставляет предпринимателей вступать в жесткую конкуренцию, в результате которой выживают действительно сильнейшие, которые затем получают большую реальную власть, начинают оттирать с рынка новых игроков и вовсе не подпускать к нему слабых.
    В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей.
    Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту, – причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с производством ИКТ, в наиболее развитых странах.
    Все большее распространение “экранной” культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка.
    В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.
    Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению еще одного измерения бедности, – так называемой “информационной бедности”. Это понятие отражает рост социальной дифференциации населения по новому принципу – принципу возможностей доступа к современным ИКТ, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и может реализовать это преимущество.
    Благодаря ускорению процесса технологической инновации, вовлечению индустриального капитала и конкуренции новая сетевая технология и инфраструктура становятся гораздо дешевле, а потому доступнее для все большего числа людей. Что же касается доступа к распространяемой по ним информации, то это остается одной из самых сложных проблем. Стоимость информационных услуг может на многие годы стать фактором, усиливающим разрыв между теми, кто может и кто не может себе позволить получать и распространять информацию.
    Вопросами, до сих пор не получившими ответа, остаются следующие:
    1. Какова роль владельцев инфраструктуры, производителей программных продуктов, авторов, издателей, правительств и международных организаций в широком распространении информации в тех слоях населения или в тех странах, где доступ к информационным ресурсам недостаточен?
    2. Как добиться баланса между дешевой или бесплатной информацией, распространяемой для широкого круга пользователей правительствами и международными организациями, и интеллектуально емкими информационными продуктами, обеспечивающими эффективный доступ к знанию и принятие эффективных решений?
    Решение этих и других проблем становления информационного общества требует серьезных усилий специалистов самых разных профилей. При этом необходимо принимать в расчет, что методы противодействия всем перечисленным и другим опасностям информационного века лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного общества, а в сфере развития собственного полноценного участия в его формировании.

  5. jasikcha Ответить

    Индустрия производства знаний. Общество, в котором главную ценность составляет информация, знания, материализующиеся в постоянно обновляющихся технологических достижениях, обладает огромным потенциалом развития. В сфере индустрии знаний не может быть кризисов перепроизводства, она способна вместить любое количество занятых, и ее развитие в конечном счете решает проблему безработицы.
    Росту внимания к науке способствовало, в частности, то, что в последней трети XX века наряду с международными рынками капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей силы, услуг сложился рынок знаний, запатентованной научно-технической информации (ноу-хау). В середине 1970-х гг. стоимость продаж на этом рынке сравнилась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Иначе говоря, производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности товаров, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.
    Одним из стимулов создания новых технологий стало ожесточившееся соперничество ведущих держав мира. Военную мощь они стали обеспечивать не за счет численности вооруженных сил, а путем постоянного совершенствования боевой техники. Это обусловило конкуренцию в разработке качественно новых видов военной техники, более точного, дальнобойного и скорострельного оружия, лучшей брони, самолетов, которые летали бы дальше всех, выше всех и быстрее всех. Особенно большое значение военно-технические факторы приобрели с изобретением межконтинентальных баллистических ракет. Состояние взаимоотношений СССР и США в большой степени зависело от возможностей заблаговременного оповещения о пуске ракет другой стороной, их перехвата, нанесения ответного удара.
    С прекращением «холодной войны» внимание развитых стран к военно-технической сфере не ослабло. Государства, вступившие в информационное общество, приобретают над странами индустриальной эры больший военный перевес, чем европейские метрополии имели над народами колоний в начале века. Так, современные военные технологии позволили создать самолеты, невидимые для радаров, способные ставить помехи ракетам противовоздушной обороны, обладающие оружием, самонаводящимся на цель.
    Военно-техническое соперничество обеспечило науку дополнительным финансированием за счет государственного бюджета. В годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритании, Франции направлялось свыше 10% военного бюджета. За счет этих средств только в США было покрыто 55% расходов на разработку аэрокосмической техники, 28,2% — электротехнической.
    Разумеется, военно-технические разработки велись в условиях режима повышенной секретности, что разрывало единство мировой науки. В то же время каждый новый шаг в этой сфере тщательно отслеживался конкурентами, которые стремились не дублировать изобретения своих оппонентов, а превосходить их. Секретность не исключала широкого распространения и использования сопутствующих технологий (так называемого двойного назначения), появлявшихся в связи с совершенствованием военной техники. Она сама требовала фундаментальных научных исследований (около 15% всех бюджетных затрат на них в США идет по линии министерства обороны), итоги которых по своему характеру имеют широкое поле применения.
    Новая структура занятости. Еще большие перемены, чем в период массовой индустриализации, претерпевает структура занятости. Вытеснение живого труда, в том числе в сфере обслуживания, роботами, автоматами, ликвидация становящихся нерентабельными производств на какое-то время вызывают рост безработицы. Ее принято называть структурной, поскольку с прохождением переобучения вытесненные машинами работники имеют возможность заняться другой деятельностью. Увеличивается спрос на труд инженеров, техников, программистов. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начинают играть центры производства знаний — лаборатории и университеты. Возрастает роль мелкого, семейного бизнеса в тех довольно многочисленных сферах деятельности, которые не представляют интереса для крупных корпораций. Растет число арендаторов бензоколонок, кафе, малых фирм, предлагающих транспортные услуги, и так далее.
    Децентрализация рабочей силы, рост безработицы приводят к спаду численности и влияния профсоюзов, ослаблению позиций организованного рабочего движения. Это, однако, не вызывает общего падения уровня жизни и зарплаты наемных работников.
    Производительность труда в секторах производства знаний, обработки и обобщения информации не может определяться скоростью движения конвейера, диктоваться работодателем. Практика работы крупных корпораций последних десятилетий показала, что наилучших результатов добиваются те из них, где работники творческого труда непосредственно заинтересованы в результатах своей работы. Это обеспечивается за счет высоких зарплат, расширения круга совладельцев акций, введения индивидуального трудового графика, преодоление жестких барьеров субординации между управляющими и управляемыми, где, иначе говоря, получили развитие отношения социального партнерства.
    Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к сферам образования, здравоохранения, социальной защиты, проблемам гарантий соблюдения прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США, Японии возросла в 3,5 раза, в Германии — в 6 раз, в Великобритании — в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет.
    Развитость системы информационных коммуникаций, транспорта, повышение уровня жизни создают условия расширения кругозора людей, контактов между ними, облегчают выбор места проживания, оборудования жилья сообразно индивидуальным вкусам и потребностям. Возникают условия обеспечения подлинного равенства возможностей и прав мужчин и женщин. Это было недостижимо в аграрном и в индустриальном обществах, где многие виды работ требовали большой физической силы, ненужной там, где преобладают так называемые высокие технологии.
    Переход к высокопроизводительному, постиндустриальному производству в развитых странах сочетался с быстрым ростом эффективности аграрного сектора экономики. Использование удобрений, более совершенных тракторов, комбайнов и иной сельскохозяйственной техники, дешевеющей благодаря массовому крупносерийному производству, внедрение новых сортов растений способствовали росту производительности труда и в сельском хозяйстве. Только за период с 1950 по 1984 г. мировые урожаи зерновых культур выросли в 2,5 раза, в основном за счет высокоразвитых стран.
    Ускоренное развитие индустрии знаний и повышение эффективности сельского хозяйства оказали влияние на общее состояние мировой экономики.
    ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
    Из книги П. Кеннеди «Вступая в двадцать первый век». М., 1997. С. 396, 397, 398:
    «Факторы, определяющие перемены в мире, действуют настолько долговременно, взаимозависимо и согласованно, что требуют ни много ни мало как переучивания человечества Возрастание роли образования включает в себя множество факторов, как философских, так и практических. Например, в силу того что новые технологии создают новые виды деятельности, уничтожая прежние, промышленно развитые страны, не обладающие национальной системой подготовки и переподготовки кадров окажутся в более уязвимом, чем в настоящее время, положении
    Образование — это не только техническое переучивание рабочей силы, воспитание профессиональных кадров или даже поощрение производственной культуры в школах и колледжах с целью сохранения производственной базы. Оно включает в себя глубокое понимание причин изменения нашего мира, отношения других народов и культур к этим переменам, общности того, что нас объединяет, и того, что разделяет культуры, классы, нации».
    Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С. 353:
    «Ростки нового золотого века, когда каждая личность созидательно трудится, зарабатывая человечеству хлеб насущный, а не надрывается, как вьючное животное, уже существуют в современном развитом мире, который вступает в период глобального экономического подъема 90-х гг. В высокооплачиваемой информационной экономике людям оплачивается то, что особенно важно для них, — их интеллект и творчество, а не их коллективная мускульная сила».
    Из книги П.Ф. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении». М., 1994. С. 249-250:
    «Социальный центр тяжести передвинулся на работника интеллектуального труда. Все развитые страны превращаются в постделовые, интеллектуальные общества. Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру в развитых странах сегодня все больше зависит от наличия университетского диплома Буквально единицы среди выдающихся деятелей бизнесаXIX века вообще когда-либо переступали порог высшего учебного заведения, не говоря уже о том, чтобы его закончить Переход к знаниям и образованию в качестве пропуска к хорошей работе и возможности сделать карьеру прежде всего означает переход от общества, в котором главной дорогой к успеху был бизнес, к обществу, в котором бизнес является лишь одной из возможностей, причем не самой лучшей. По сути, это означает переход к постделовому обществу. Дальше всего этот сдвиг зашел в Соединенных Штатах Америки и в Японии, но та же тенденция наблюдается и в Западной Европе».
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
    1. Определите содержание понятия «информационное общество». Почему его называют также постиндустриальным?
    2. Каким образом компьютеризация, роботизация могут изменить место человека в системе: человек — природа — общество?
    3. Какие требования предъявляет научно-технический прогресс к развитию сферы образования?
    4. Какие новые возможности открывает информационное общество перед личностью?
    5. Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *