Какие новые методы исследования арктики появились в 20 веке?

6 ответов на вопрос “Какие новые методы исследования арктики появились в 20 веке?”

  1. }{уLiG@No4_kA Ответить

    В XI веке русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В 1032 году, согласно записи в Никоновской летописи, новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к “Железным воротам”, то есть к проливу Карские ворота либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая Земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII веках поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века – острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII века началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 годк в низовьях Печоры был основан Пустозерск – первый русский заполярный город (просуществовал до 1960-х годов; находился в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем на одноименном острове в Белом море (1429) стал важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века оставался Архангельск, основанный в 1584 году.
    В XVI-XVII веках русскими купцами активно осваивался так называемый Мангазейский морской ход, участок Северного морского пути (СМП) от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

    XVII-XVIII века

    В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки. Он открыл пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 годах торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 году землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 году, в ходе Первой Камчатской экспедиции (1728-1729), организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и других. Ее участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей. Ими были описаны полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 годах Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 году была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 году по материалам Великой Северной экспедиции была составлена “Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона”. В 1765 году по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды, близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.
    В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

    XIX – начало XX века

    В 1820-1824 годах экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая Земля. В 1873 году австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 году был объявлен российской территорией. В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.
    С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля для постоянного проживания. В 1894 году правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 году в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне – Полярный), а в 1916 году – Романов-на-Мурмане (ныне – Мурманск). Для скорейшего освоения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин – от обязательного прохождения воинской службы.
    В 1900-1902 годах Императорской Академией наук была снаряжена Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком (в будущем – Верховный правитель России). Она провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.
    25 апреля 1919 года правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути – первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

    Советский период

    В 1920-1930-х годах в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции; с 1925 года – Институт по изучению Севера, с 1958 года – Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Перед ней была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. 15 апреля 1926 года было принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35” восточной долготы и 168°49’30” западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса.
    В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере – Чибьюское (Северный край, ныне – Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 года.
    В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода “Сибиряков”, который прошел СМП за одну навигацию (65 дней).
    В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция “Северный полюс”. Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года (программа действовала также в 2003-2015 годах).
    В 1930-1940-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 году для активизации в регионе геологоразведочных работ в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне – Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И. С. Грамберга). В 1960-1970-е годы были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и другие. В 1980-х годах нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и другие.
    В 1962 году советская атомная подводная лодка “Ленинский комсомол” совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, достигнув Северного полюса и всплыв на поверхность (первыми аналогичную акцию в 1959 году осуществил военно-морской флот США). В 1977 году советский атомный ледокол “Арктика” стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

    Новейшая история

    В 1992 году почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.
    В 1990-х годах финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры оказались заброшены, почти на треть снизилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 году до 1,65 млн т в 1996 году.
    В 1996 году был принят федеральный закон “Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации”. Документ обеспечивал “государственный протекционизм” и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.
    В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 года была поставлена задача “в кратчайшие сроки” разработать “механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера”.
    В 2000-х годах были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных объектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод “Ямал – Европа”.
    19 сентября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал “Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу” – главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 году стать “ведущей стратегической ресурсной базой” страны. В феврале 2015 года была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.
    В 2014 году Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике. Первая партия нефти была отгружена с платформы “Приразломная”. 8 декабря 2017 года на полуострове Ямал состоялось открытие первой очереди завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта “Ямал СПГ”.

  2. Hellshade Ответить

    В конце XIX века российские власти стали предпринимать первые шаги по организации регулярного судоходства по маршруту, который получил название Северный морской путь. Его развитие определялось необходимостью решения задач экономического развития и налаживания устойчивого транспортного сообщения.
    До двадцатого века арктические страны осваивали только побережье Северного Ледовитого океана, не предъявляя прав на его водную поверхность и морское дно.

    Важнейшие экспедиции и полёты в Арктике, начало XX века
    Интерес к арктическим морям в России возрос после русско-японской войны, когда стала очевидна необходимость получения свободного выхода страны в Мировой океан. По времени это совпало с усилением внимания к Арктике со стороны других стран региона, заявивших о своих правах на арктические пространства. Так, в 1909 году Канада стала первой из арктических стран, которая закрепила за собой территорию от побережья до Северного полюса. В том же году американский адмирал Роберт Пири водрузил флаг США на Северном полюсе, тем самым не исключая возможности установления американского суверенитета над арктическими районами. Данные действия в большей степени носили политический характер. Арктические страны не располагали судами военно-морского флота, приспособленными для плавания во льдах, и, соответственно, не могли ничем подкрепить свои притязания на пространства Арктики.
    В целом, Арктика занимала незначительное место в политике всех стран, которые соперничали с Россией. Причина этого была очевидна. Россия, на протяжении столетий боровшаяся за выход к морям, была заперта с севера. Чтобы бросить вызов Западу, России требовался либо свободный доступ к морю из собственных портов, либо сухопутный маршрут в другие порты. Вариантов было немного. На западе Россия имела выход через Балтику, где путь ей преграждали военно-морские силы северных государств. На юге Россия должна была проходить через Черное море и Дарданеллы, где сильные позиции сохраняла Турция. На востоке у России был порт Владивосток. Однако удаленность Владивостока от центра России, сложные условия навигации через северные моря, а также морская мощь Японии затрудняли его использование.
    Сложные отношения, которые складывались у России на западном, восточном и южном направлениях, предопределили усиление интереса советского руководства к Арктике, которое было вынуждено предпринимать ответные меры. Так, в начале 1920-х годов советское правительство предприняло шаги, направленные на получение свободного доступа к Мировому океану посредством северных арктических морей.
    Для СССР интерес к Арктике во многом объяснялся вопросами экономики, хотя не меньшее значение имели вопросы геополитики, которые можно было решать только при наличии мощной сырьевой базы в приарктических районах с развитой инфраструктурой.
    Большое внимание уделялось Северному морскому пути, развитие которого открывало перспективы получить выход в северном направлении. Это было особенно важно, если учитывать международную ситуацию в 30-х годах XX века.
    Организованные СССР мероприятия в Арктике дали свои результаты. Помимо научных исследований, мощный рывок был сделан в создании ледокольного флота, строительства полярных станций и портов, развития прибрежных территорий. В этом же ряду стоит создание Северного флота ВМФ СССР на Баренцевом море в 1933 году и растущее значение морских путей, связывающих арктическое побережье Евразии с такими крупными портами как Владивосток и Мурманск. Последний сыграл значительную роль как пункт доставки грузов с Запада.
    Активно действовал Северный морской путь, значение которого было особенно велико в годы Второй мировой войны.
    Начиная со второй половины 40-х годов прошлого века, интерес США и Канады к Арктике усилился. Он определялся в первую очередь геополитическими задачами, нежели экономическими интересами. Так, 28 сентября 1945 года президент США Г. Трумэн провозгласил, что естественные богатства поверхности и недр континентального шельфа, находящиеся под водами открытого моря и прилегающие к берегам США, принадлежат американскому государству.
    Сложная международная ситуация заставила советские власти уделять большее внимание Арктике, осуществляя ее дальнейшее научное изучение и освоение. Усилия были сосредоточены на разработке ресурсной базы прибрежных территорий с их одновременным заселением. Большое внимание уделялось развитию транспортной инфраструктуры, которая приобрела ключевое значение.
    Следует отметить, что в XX веке усилия арктических государств были направлены на развитие в первую очередь прибрежных территорий, их сырьевого потенциала. Большое внимание уделялось вопросам международно-правового статуса арктических пространств, которые рассматривались через призму реализации военно-стратегических интересов.
    В конце XX века стали меняться представления о роли и значении Арктики. Региону стали уделять большее внимание. Арктическая политика стала выделяться в отдельное направление внешней политики многих стран мира. Удаленность Арктики от центра цивилизации, суровые климатические условия, недостаточный технический прогресс делали этот регион длительное время недоступным для проникновения сюда других государств, а значит, устраняли всякую возможность выдвижения третьими странами территориальных претензий в отношении арктических пространств.
    В последние десятилетия ситуация изменилась. Внимание привлекают не столько прибрежные территории, хотя и им уделяют большое внимание, сколько ресурсы, находящиеся в арктических морях. Прежде всего речь идет о месторождениях нефти и газа. Можно с большой долей уверенности утверждать, что толчок арктической гонке дали первые результаты научных исследований, касающиеся оценки запасов ресурсной базы, находящихся в арктических морях.
    В последнее время Россия усилила внимание к Арктике и ее проблемам. В 2000 году Северный морской путь был признан в качестве приоритета российской политики. Было положено начало принятия различных политических и экономических решений, призванных укрепить российское влияние в регионе. Пристальное внимание уделяется возможности развития судоходства в Арктике. Прорыв в этой области позволил создавать принципиально новые суда, способные преодолевать ранее недоступные участки северных морей. Строительство новых атомных ледоколов должно обеспечить круглогодичное функционирование Северного морского пути.
    Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».
    Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Административно Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мы­са Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58?37? з. д.
    Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

    Северный морской путь (отмечен синим цветом)
    Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).
    Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.
    За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными способами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).

    Караван транспортных судов по трассе Северного морского пути, 1984 год
    На современном этапе, развитие транспортных путей, в первую очередь Северного морского пути, является перспективным направлением экономического использования, уступая в регионе по значимости только перспективам добычи углеводородов. Во многом движение судов по нему упрощается из-за таяния льдов.
    Одна из главных проблем – дальнейшее развитие данного транспортного коридора. Севморпуть активно использовался в СССР, а после распада Советского Союза перевозки по нему упали в несколько раз: по разным оценкам, снижение составило от пяти до десяти раз.
    Постепенно, экономическая значимость коридора снова возрастает. Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.
    Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 году, после распада СССР. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). В 2012 году по Северному морскому пути прошло 46 судов. Они перевезли 1,26 миллиона тонн грузов. Для сравнения, коммерческие грузоперевозки по железным дорогам по итогам 2012 года в России составили 3,1 миллиарда тонн.
    В этом же году, первый газовый танкер прошел по Севморпути. Российское судно «Река Обь» доставило в Японию норвежский газ. Северный путь позволяет в два, а иногда и в три раза сократить длину маршрута между Азией и Европой.
    Подсчитано, что грузопоток может увеличиться с 2012 до 2019 в десять раз, а в перспективе — в двадцать, до 50 миллионов тонн в год.
    Дальнейшие перспективы Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов.
    По прогнозам экспертов, к 2020 году грузооборот по Северному морскому пути должен вырасти до 50 миллионов тонн. Премьер-министр России Дмитрий Медведев в июне 2013 г. заявлял, что в ближайшее время грузооборот по Северному пути может вырасти до 10 миллионов тонн в год.
    Вывод к Разделу 2:
    Из-за тающих льдов использование Арктики в качестве нового транспортного пути и источника энергоресурсов становится все более перспективным. Арктика превращается в регион, где сталкиваются экономические интересы многих стран.
    Наличие в Арктике значительных запасов углеводородных ресурсов, приводит к появлению и развитию значительных геополитических претензий на регион со стороны сильных государств.
    Также, одной из ключевых предпосылок для развития региона, является наличие и освоение Северного морского пути.

  3. elmatho Ответить

    История освоения Арктики
    Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.
    Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.
    Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с “торговым человеком” Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.
    В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.
    В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.
    Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
    Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.
    Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.
    Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге “Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.”.
    В 1826 г. Литке на шлюпе “Сенявин” отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.
    Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол “Ермак”, который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.
    Плодотворной по результатам была русская “Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана” 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах “Таймыр” и “Вайгач”. Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.
    В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача – продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.
    В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно “Святой Фока” вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.
    Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.
    В 1932 г. он руководил экспедицией на судне “Н. Книпович”, впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.
    Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.
    В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
    Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.
    Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.
    В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным “белым пятном”. И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.
    Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах “Г. Седов”, “Красин”, “Сибиряков”, “Литке”. Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.
    С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию “Северный полюс 31” закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция “Северный полюс”.
    Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.
    7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция “Северный полюс – 37”. На СП-37 работают 16 человек – специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.
    Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно – исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации – Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) – старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.
    Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.
    Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия “Арктика-2007”, целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.
    Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.
    Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты “Мир-1” и “Мир-2” спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.
    Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.
    Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.
    После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.
    13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent.
    Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.
    7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция. На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.
    Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

  4. Nibor Ответить

    В 1900 году Э. В. Толль вышел на ее поиски на китобойном судне «Заря». Экспедиция дважды зимовала, и, наконец, в мае 1902 года исследователь с тремя спутниками покинул борт «Зари», отправившись на остров Беннетта. «Заря» не смогла пробиться к нему и вернулась в порт Тикси. Толь и его спутники добрались до о. Беннетта и в конце октября 1902 года, оставив на острове записку, ушли по льду в поисках Земли Санникова. И пропали без вести. Записку через год нашел специально посланный спасательный отряд под руководством участника экспедиции на «Заре» Александра Колчака (будущий адмирал российского флота). Но о судьбе Толля и его спутников ничего не известно до сих пор. Трагической трилогией начала ХХ века стала история российских полярных экспедиций В. А. Русанова, Г. Я. Седова и Г. Л. Брусилова. Их судьбы стали гимном отваге полярников и дали пищу для взвешенных размышлений.
    Геолог Владимир Русанов, имевший богатыйопыт работы на Новой Земле, в 1912 году по заданию правительства возглавил экспедицию на Шпицберген для разведки месторождений каменного угля. Закончив работу на Шпицбергене, экспедиционное судно «Геркулес» капитана Александра Кучина (участник плавания норвежской экспедиции Руаля Амундсена к Антарктиде на судне «Фрам» в 1910-1911 гг.) пошло на Новую Землю, а затем — дальше на восток. В оставленной на Новой Земле записке Русанов сообщал, что намерен попытаться пройти Северным морским путем на восток.
    Но вся экспедиция Владимира Русанова, состоявшая из одиннадцати человек, пропала без вести. Это было время «гонки на Северный полюс», в которой «спорта» было больше, чем науки. Военный моряк Георгий Седов, зная, что еще никто из россиян не достигал заветной точки, задумал и возглавил экспедицию, имевшую конечной целью установку флага России на макушке планеты. В 1912 году судно экспедиции «Святой Фока» подошло к Новой Земле. Здесь была проведена съемка соседних островков, исследовательский отряд дважды пересек Северный остров. Весной 1913 года экспедиция подробно описала северо-западный берег Новой Земли, а осенью «Св. Фока» перешел к южной части Земли Франца -Иосифа. В феврале 1914 года Седов с двумя матросами отправился к полюсу, но на третьей неделе пути скончался. Матросы, похоронив Седова, возвратились на судно. С великими испытаниями и лишениями оно вернулось в Архангельск… Экспедиция под руководством лейтенанта Георгия Брусилова намеревалась пройти на восток Северным морским путем. В конце октября 1912 года паровая шхуна «Святая Анна» начала ледовый дрейф и в апреле 1914 года оказалась севернее Земли Франца Иосифа. Здесь шхуну из-за разногласий на борту покинули четырнадцать человек экипажа, но только штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад дошли до острова Нортбрук в архипелаге Земля Франца Иосифа, где были спасены экспедицией Седова. Остальные погибли в пути. Шхуна «Святая Анна» и десять оставшихся на ней человек пропали без вести…
    И вновь казалось, что эра географических открытий в Арктике близится к концу, но техническое перевооружение флота, появление рожденных русским гением ледоколов готовило прорыв в просторывеликого белого безмолвия. Последнее открытие крупной неизвестной суши в арктических морях принадлежит гидрографической экспедиции, предпринятой на двух ледокольных транспортных судах — «Таймыр» и «Вайгач» — в 1913 году. Поначалу землю к северу от мыса Челюскин экспедиция приняла за крупный остров, но позже выяснилось, что это большой архипелаг. В честь 300-летия дома Романовых он был назван Землей Николая II, а впоследствии переименован в Северную Землю.

  5. Твоя(На(Веки Ответить

    История освоения Арктики началась ещё в глубокой древности. О том, что северных широт достигали римские и греческие мореплаватели никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако само слово «Арктика» происходит от греческого «арктос» (медведь). А вот норвежские и датские моряки, вероятно, были знакомы с арктическими льдами. Первые сведения об этом регионе в русских летописях датируются Х веком. Таким образом, принято считать, что открытие Арктики состоялось в X-XII веках.
    Территория Арктики включает в себя Северный Ледовитый океан, окружающие его моря, острова, архипелаги, а также прибрежные территории таких стран, как Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия. Центр Арктики – Северный полюс, южная граница – совпадает с южной границей тундры.

    Как покоряли Арктику: краткий обзор ключевых этапов

    История исследования Арктики насчитывает почти тысячу лет. Но активное изучение этого региона началось в середине 17-го столетия, когда моряки под руководством Федота Попова и Семёна Дежнёва, обогнув Чукотский полуостров, попали в Тихий океан. Спустя 40 лет Иван Толстоухов со своими судами обошел по морю Таймырский полуостров. С тех пор периодически снаряжались экспедиции, продолжавшие искать новые торговые пути, все больше и больше расширяя границы северного судоходства.
    Путешественники зависели от погодных условий: если они были благоприятными, на карте появлялись новые мысы, проливы, острова и архипелаги. На Север стремились как простые купцы, торговцы, мореходы, так и военные и ученые из разных стран. Поэтому русские имена на карте Арктики чередуются с немецкими, шведскими, американскими. Всё это память о тех, кто совершал рискованные экспедиции в тот период, когда не было самолетов и атомных ледоколов, на деревянных парусных судах, собачьих упряжках и просто пешком, с многомесячными зимовками.
    Существенный вклад в освоение Арктики внесла первая морская научная экспедиция под командованием Витуса Беринга (1733-1742 гг.). Этот офицер русского флота, датчанин по происхождению, открыл пролив между Чукоткой и Аляской, который теперь носит его имя, исследовал береговую часть русской Арктики, достиг Северной Америки. Благодаря ему на карте появилось множество новых названий.
    Среди других исследователей 18-19-го веков заметный вклад в изучение холодных земель и вод Арктики внесли: Федор Матюшкин, Фердинанд Врангель, Федор Литке, Семён Челюскин, Харитон Лаптев. Благодаря этим самоотверженным людям уточнялись карты, фиксировались особенности климата, проводились исследования отмелей, бухт, дрейфующих льдов, появлялись на карте новые острова, проливы, архипелаги.
    Подробнее об экспедициях в Арктику: http://будущее-арктики.рф/ekspedicii-v-arktiku/

    Судьба первого российского ледокола и его роль в освоении арктических просторов

    Еще до революции, в 1899 году, на английской судоверфи был построен первый ледокол «Ермак». Под командованием вице-адмирала русского флота Степана Макарова он совершил несколько морских северных путешествий сразу же после спуска на воду. И хотя корабль считался коммерческим судном, он провел ряд научных исследований, а также вызволил из ледового плена несколько торговых судов. В 1899-1901 годах под руководством Макарова была проведена огромная работа по изучению ледовых полей, океанической флоры и фауны.
    Первый российский ледокол протестировал свои системы и механизмы в сложных полярных условиях. Выявленные недостатки были устранены и учтены при строительстве судов в дальнейшем. Вплоть до 1963 года этот ледокол сопровождал торговые суда, стал участником трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой.
    Подробнее о ледоколе «Ермак»: http://будущее-арктики.рф/istoriya-ledokola-ermak/

    Советский период исследования Арктики

    Советская власть считала освоение Арктики важнейшей задачей. С этой целью создавались научные институты, строились полярные станции. Арктику покоряли на ледоколах и самолётах. Слово «полярник» стало символом героизма, патриотизма и настоящей мужской закалки.
    В перечне покорителей бескрайних просторов советской Арктики появились новые имена. Это и ученые, и летчики, и капитаны судов, и организаторы полярных станций. При этом СССР был единственной страной, которая создавала научные станции на дрейфующем льду. Идея их создания принадлежит Владимиру Визе. Удачно начав свою работу в 1937 году, дрейфующие станции регулярно, исключая лишь военное время, работали вплоть до 1992 года, сменяя друг друга. Таким образом, наблюдения в высоких широтах проводились круглогодично.
    Подробнее о дрейфующих станциях: http://будущее-арктики.рф/drejfuyushhaya-stanciya-severnyj-polyus-1/

    Северный морской путь в датах и цифрах

    Под термином «Северный морской путь или «Севморпуть» подразумевают водный транспортный маршрут по арктическим морям вдоль северного побережья Российской Федерации. Это самый короткий, но отнюдь не самый простой трансокеанский путь. Для сравнения: если доставить груз из Норвегии в Южную Корею по суше можно за 34 дня, то арктическими морями – в 2 раза быстрее.
    История Северного морского пути тесно связана с исследованием Арктики, так как первыми мореплавателями в этих суровых местах были торговые люди, купцы. Поначалу суда проплывали коротким маршрутом между двумя точками побережья, и постепенно транспортный коридор удлинялся — короткие отрезки соединялись в более длинные маршруты.
    Таким образом, открытие Северного морского пути – это коллективное достижение, труд многих мореплавателей и учёных, а также тех, кто финансировал эти со всех точек зрения рискованные предприятия.
    Существенный вклад в освоение СМП внесли: Виллем Барренц, искавший ещё в 16-м веке северно-восточный морской «коридор» в Азию, Витус Беринг, руководитель двух Камчатских экспедиций, Оскар Диксон, купец, финансировавший морские экспедиции северо-восточного направления.
    Первыми полноценное плавание из одного океана в другой вдоль всего маршрута в 70-е годы 19-го века совершила экспедиция шведского географа Адольфа Эрика Норденшёльда. Русские ученые прошли этим путем в начале Первой мировой войны под руководством Бориса Вилькицкого. Его экспедиция преодолела Севморпуть целиком за два сезона, зазимовав у полуострова Таймыр.
    Особенную роль сыграл СМП в годы Великой Отечественной войны. Он стал своеобразной «дорогой жизни» для Советского Союза, получавшего от союзников уголь, цветные металлы, снаряды, транспорт, продовольствие именно северными маршрутами. В послевоенное время правительство Советского союза продолжало развивать этот регион и его транспортные артерии, выделяя значительные финансовые и человеческие ресурсы. Этому в значительной мере способствовало строительство нового поколения ледоколов – на атомной энергии.
    Пик популярности СМП пришелся на 80-е годы ХХ века, тогда этим путем доставляли 4-6 млн. тонн грузов ежегодно. Благодаря существованию северного маршрута увеличилась пропускная способность портов Дальнего Востока, Америки, Европы. Выгоден он был и простому потребителю: товар, перевезенный более коротким путем, стоил дешевле. СМП был важен и с геополитической точки зрения, ведь это единственный водный маршрут, связывающий арктические и субарктические северные регионы — по нему удобно было завозить продовольствие и различные грузы в порты крупных сибирских рек.
    В 1990-х годах поступательная история Северного морского пути сделала крутой поворот: исследования в Арктике почти прекратились, а поддержка государством Северного морского пути как важной транспортной артерии стала снижаться. Сегодня в основном СМП используют крупные российские корпорации, связанные с добычей полезных ископаемых. За последние 10 лет грузопоток по северным морям значительно вырос. В 2016 году этим маршрутом перевезли рекордное количество груза – более 7 миллионов тонн.
    Подробнее о Северном морском пути: http://будущее-арктики.рф/stati/severnyj-morskoj-put-stati/

    Освоение Арктики в 21-м веке: работы хватит для всех

    Возрождение Российской Арктики началось уже в новом тысячелетии. Была возобновлена работа дрейфующих станций, стали активно обсуждаться проблемы Арктической зоны, проводятся новые полярные экспедиции с участием международных партнёров, работают крупные научно-исследовательские институты, идёт строительство новых дорог, современных поселков, метеорологических станций.
    Сегодня перед Правительством РФ поставлен ряд задач по дальнейшему развитию и благоустройству российской Арктики. Была принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», предусматривающая рациональное освоение арктических просторов. Её основные цели: охрана национальных интересов, внедрение инновационных технологий, бережная эксплуатация природных ресурсов, защита территории от техногенных и природных катастроф, повышение уровня жизни населения.
    В Арктике остаются неосвоенными богатейшие месторождения, миллионы квадратных километров территории, поэтому работы хватит нынешнему и последующим поколениям на много лет вперед.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *