Какие нравственные категории этики описываются в отрывке евгения онегина а с пушкина?

10 ответов на вопрос “Какие нравственные категории этики описываются в отрывке евгения онегина а с пушкина?”

  1. MoranPlay Ответить

    TOC \o “1-3” \n \h \z
    1. Добро и зло
    2. Справедливость
    3. Долг
    4. Совесть
    5. Ответственность
    6. Достоинство и честь
    7. Гуманизм как этический принцип
    Категории этики – это основные понятия этической науки,
    отражающие наиболее существенные элементы морали.
    Категории этики – не только теоретические конструкции. То,
    что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно
    формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание
    которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого
    человека, сознании любого общества, социальной группы.
    При всем разнообразии подходов к определению системы
    этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в
    теоретическом и практическом отношении категории:
    – добро и зло;
    – благо;
    – справедливость;
    – долг;
    – совесть;
    – ответственность;
    – достоинство и честь.
    К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

    1. Добро и зло

    Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки,
    разграничивающие нравственное и безнравственное.
    Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее
    положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности,
    служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
    Со времен древности добро и зло истолковывались как две
    силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал:
    “Представления о добре и зле так силь-
    14         Глава II. Категории этики
    но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто
    прямо противоречили одно другому”[1].
    Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли
    Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из
    общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само
    определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки
    дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная
    категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.
    Зло – категория этики, по своему содержанию
    противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном,
    противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая
    абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
    Моральное зло следует отличать от социального зла
    (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно –
    проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как
    моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
    Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных
    учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант
    считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские
    просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной
    природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.
    Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории,
    всегда занимали умы.
    Вот о чем спорили образованные молодые люди начала
    прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе “Евгения Онегина” А.
    С. Пушкина). “Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен
    минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба
    тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду”.
    С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель
    – устойчивые положительные качества личности, указы-
    1. Добро и зло     15
    вающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит
    порок.
    Добродетельный человек не только признает положительные
    нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии
    с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре,
    исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона
    добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество,
    умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья
    выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога,
    надежду на его милость и любовь к нему).
    При всей изменчивости взглядов в разное время и в
    различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность
    и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к
    роману Э. М. Ремарка “Тени в раю” (М., 1972. С. 428–429) своеобразный
    нравственный кодекс положительных героев. “Будь добр и мужествен; свято
    выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо
    чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в
    любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив
    достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и
    благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам
    личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство”.
    Добродетели иногда связывают с определенным социальным
    положением личности. Так, можно говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов
    в наставлении И. О. Курису писал: “1. Добродетель, замыкающаяся в
    честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и
    осторожности, в безмщении. 2. Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу
    – мужество”.
    У средневековых рыцарей существовал целый культ
    “трудных добродетелей”, среди которых на первом месте были храбрость и
    мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее
    смерть, чем унижение. Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо.
    В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой
    жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей,
    является средством для достижения
    16         Глава II. Категории этики
    определенных целей. Это и природные блага, и духовные
    (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда
    совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие
    промышленности, материального производства приводит человечество на грань
    экологической катастрофы.
    Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле
    понятие блага часто употребляется как синоним добра.

    2. Справедливость

    Справедливость в обществе понимается в различных аспектах.
    Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость –
    категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как
    должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых
    правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости
    соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью
    разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и
    их признанием[2].
    Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную
    (справедливость равенства) и распределительную (справедливость
    пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в
    современных условиях.
    Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где
    человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет
    равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
    Справедливость главенствует в профессиональной деятельности
    юристов. Само понятие “юстиция” по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким
    образом, “представитель справедливости”.
    Справедливость – этическая и правовая категория. “Эта
    категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как
    специфически моральная, а юристами – как специфически правовая”[3].
    Идея справедливости, требование справедливости пронизывают
    законодательство современного демократического общества. Правовое выражение
    требования справедливости со-
    3. Долг 17
    держится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе
    применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит:
    “Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для
    установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет
    право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно
    и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом”.
    Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя
    общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и
    гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий
    для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
    Требование справедливости в государстве и обществе
    воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской
    Федерации.
    Для профессии юриста справедливость есть нераздельный
    нравственный и служебный долг.
    Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с
    древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает,
    что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно
    взвесить все “за” и “против”, а решив непреклонно проводить
    справедливое решение в жизнь.
    В юридической деятельности принципиальна проблема
    соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности
    законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать
    ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется
    несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
    Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать
    справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве
    происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в
    зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или
    вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять
    решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

    3. Долг

    Долг – категория этики, означающая отношение личности
    к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению
    к ним в конкретных условиях.
    18         Глава II. Категории этики
    Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек
    формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко
    всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
    Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг
    врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский,
    сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
    Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры
    могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей
    деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем
    трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может
    мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и
    государства.
    В глазах общества судья, прокурор, следователь –
    непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не
    допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям
    и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом,
    недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще
    соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже
    справедливости, несмотря ни на какие влияния.
    Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см.
    ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой
    торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг
    судьи и его совесть.

    4. Совесть

    Совесть иногда называют другой стороной долга.
    Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших
    интимно-личностных регуляторов поведения людей.
    Совесть – категория этики, характеризующая способность
    человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с
    позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности,
    самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя
    их выполнения.
    Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и
    ответственности перед обществом, другими людьми,
    5 Ответственность               19
    выступающее как долг и ответственность перед самим собой[4].
    Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного,
    стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к
    собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя
    понятия “чистая совесть”, “нечистая совесть”,
    “уснувшая совесть”, “совестливый человек”, “бессовестный”,
    “угрызения совести” т. п.
    Роль совести особенно важна, когда человек находится перед
    моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или
    исключается, или затруднен.
    Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции,
    действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со
    многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные
    решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым
    чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои
    побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и
    поддерживать престиж своей профессии и личности.

    5. Ответственность

    Ответственность – категория этики, характеризующая
    личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее
    моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций
    возможностей личности.
    Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо
    учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные
    ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать
    за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может
    ли человек эти последствия предвидеть.
    Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в
    своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
    Ответственность – в целом философско-социологическое
    понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны.
    Достаточно, к примеру, напомнить теоретиче-
    20         Глава II. Категории этики
    ские обоснования уголовной ответственности, принципа личной
    и виновной ответственности.

    6. Достоинство и честь

    Достоинство – категория этики, означающая особое моральное
    отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества,
    окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
    Сознание человеком собственного достоинства есть форма
    самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка,
    считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности
    человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.
    Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение
    с требованиями нравственности.
    В то же время достоинство личности требует от других
    уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и
    обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом
    отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния
    общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых
    прав человека, признание самоценности личности.
    Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства
    всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека
    на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое
    социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших
    нравственных ценностей.
    Честь как категория этики означает моральное
    отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества,
    окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными
    заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом
    деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь
    судьи, честь ученого, врача, предпринимателя…).
    Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от
    достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает
    людей дифференцированно.
    Исторически честь в моральном сознании общества появилась в
    виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку
    определенный образ жизни, деятельно-
    7. Гуманизм как этический
    принцип     21
    сти, поведения, не унижающий достоинства сословия, к
    которому он принадлежит.
    Таковы были представления об офицерской чести в условиях,
    когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были
    связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или
    могли затронуть честь офицера и дворянина.
    В России, как и в других европейских странах, способом
    решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем
    не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному
    ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии.
    (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А.
    И, Куприным в повести “Поединок”.) В спорах по поводу допустимости
    или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее
    противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что “обычай
    поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен
    в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи,
    которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру,
    родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.
    Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать
    репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе,
    коллективу, в котором он состоит.
    Репутация – мнение о нравственном облике человека,
    сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация
    определенной социальной группы складывается на основании поведения
    принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их
    деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди,
    ее создающие.
    Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993
    году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться
    о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.

    7. Гуманизм как этический принцип

    Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип
    мировоззрения, в том числе нравственности, означающий
    22         Глава II. Категории этики
    признание человека высшей ценностью, веру в человека, его
    способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства
    личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение
    потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
    Сторонники гуманизма провозглашают человека центром
    мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен
    глубокой древности объявлялось основой нравственности.
    Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в
    которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал
    гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим
    императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из
    формулировок гласит: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству
    и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не
    относись к нему только как к средству”.
    Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное
    положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к
    личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе
    использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных
    целей, относиться к нему как к своего рода материалу.
    Идею категорического императива Канта поддерживали многие
    мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и
    сам Кант, в полном объеме неосуществима.
    Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами
    Канта, обрисовал Пушкин в главе второй “Евгения Онегина”:
    “… все предрассудки истребя,
    Мы почитаем всех нулями,
    А единицами себя;
    Мы все глядим в Наполеоны;
    Двуногих тварей миллионы
    Для нас орудие одно;
    Нам чувство дико и смешно”.
    Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное
    нравственное требование, получившее название “Золотое правило”. Оно
    формулируется в позитивной форме: “поступай по отношению к другим так, как
    ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”, или же в негативной
    форме: “не поступай… ” и т. д. В русской пословице оно получило
    такую интерпретацию: “чего в других не любишь, того не делай сам”.
    7. Гуманизм как этический
    принцип     23
    “Золотое правило” содержит гуманистическую идею
    равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя
    ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить
    себя на место другого.
    Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей,
    даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют
    содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе
    регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью
    необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической
    деятельности по его применению.
    Предыдущий | Оглавление
    | Следующий

  2. Zarim Ответить

    Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии, а я бы еще назвала его и золотым веком прозы. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. По-моему, это прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, он пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, — это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.
    Мое любимое произведение Александра Сергеевича Пушкина — “Евгений Онегин”. Каждому свойственно найти в этом романе что-то дорогое, уникальное, иногда понятное только ему, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?
    Несмотря на то что роман назван “Евгений Онегин” — главным героем, по-моему, является сам автор. Ведь в сравнении с Евгением Онегиным духовный мир лирического героя, отношение его к жизни, к труду, к искусству, к женщине выше, чище, значительнее. Жизнь Евгения Онегина, полная светских развлечений, надоедает ему. Для него любовь является “наукой страсти нежной”; театр ему надоел, он говорит:
    Всех пора на смену, Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел.
    Для Пушкина театр — “волшебный край”.
    В поэтическом романе Пушкин затрагивает вопрос чести. Онегин едет в деревню, где знакомится с Ленским. Стремясь (ради развлечения) подразнить друга, Онегин ухаживает за девушкой Ленского. Ленский в пылу ревности вызывает его на дуэль — возможность отстоять свою запятнанную честь. Для Онегина — условность, он бы не пошел стреляться, если бы не мнение света, который осудил бы его за отказ. Ленский погибает. Пушкин показывает, как жизнь человека становится дешевле, чем сплетни.
    Онегин отправляется в путешествие, которое сильно изменило его. Происходит переоценка ценностей. Он становится чужим для того мира, где несколько лет назад был своим. Онегин полюбил женщину. Для Пушкина любовь является нравственной ценностью, сколько прекрасных строк он посвятил этому чувству. Вспомним его стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Любовь для Пушкина — святое чувство. Любовь, пробудившаяся в Евгении, является ярким свидетельством того, как изменился Евгений. Но любимая женщина остается с другим — вот суровое наказание Онегину.
    А вот нравственным идеалом в романе для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:
    Я так люблю
    Татьяну милую мою.
    Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.
    Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. “Татьяна любит не шутя”, — рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.
    Добром отвечают на добро — вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее “русская душою”.
    “Береги честь смолоду” — вот эпиграф повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины — честная служба на благо Отечества.
    В “Капитанской дочке” мы встречаем очень много героев, для которых принцип “Береги честь смолоду” является главным в жизни. Для Пушкина понятие “честь” ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: “Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”.
    Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.
    Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.
    Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип “на добро отвечают добром” является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.
    Я рассказала всего о двух произведениях А. С. Пушкина. Как и у каждого человека, у него был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина — верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта — это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.
    Беру!

  3. Tomuro Ответить

    Финальная сцена романа дана в 8 главе, которая сознательно построена Пушкиным как зеркальное отражение 1 главы. Именно сопоставление героя с самим собою в начале и в конце романа позволяет нам говорить о тех нравственных уроках, которое вынес из жизни Онегин. Наиболее ярко это прослеживается в сцене объяснения Онегина с Татьяной. Не случайно Пушкин в финале возвращает Онегина в ту же среду, в те же обстоятельства, с которых начинается роман. Эта внешняя схожесть проявляет глубокие изменения, которые произошли с героем, и трагизм его положения. В финале происходит своеобразная рокировка персонажей: на месте влюблённой Татьяны оказался Онегин, а в роли Онегина – холодная, недоступная Татьяна. Их встреча дана на светском рауте, а письмо Онегина, объяснение героев повторяют сюжетные линии предшествующих глав.
    К финальной сцене Онегин приходит человеком, прошедшим испытание любовью и дружбой. В испытании любовью (в сценах письма Татьяны, объяснения с нею) он проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Он смог увидеть в Татьяне искренние чувства, но «резкий, охлаждённый ум» и неспособность к сильным чувствам стали причиной драмы несостоявшейся любви. В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя человеком, зависящим от предрассудков светского общества. Он стал «пленником общественного мнения». Разочарованный в жизни, одинокий, «лишний» в своей среде, он путешествует по России. И вот в финале мы слышим осуждающий голос автора:
    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов,
    Томясь в бездействии досуга,
    Без службы, без жены, без дел,
    Ничем заняться не умел.
    Даже любовь к Татьяне не возродила Онегина к новой жизни. Он «не сделался поэтом, не умер, не сошёл с ума». Всё кончилось для него ничем. И автор объясняет, почему это произошло, утверждает мысль о том, что любовь, поэзия, добро, в которых усомнился Онегин, _ единственные неизменные нравственные ценности жизни, пренебрежение которыми ведёт к пустоте, разрушению личности, краху всей жизни. Человек несёт личную ответственность за умение сохранить в себе живую душу, найти своё предназначение в жизни. И причину духовной гибели героя Пушкин видит не только в «мертвящем свете», но и в натуре, которая ему поддалась. Он наказывает своего героя одиночеством, отказывает ему в счастье семейной жизни. Нравственный урок преподнесла ему и Татьяна. В её словах («но я другому отдана и буду век ему верна») звучит пушкинское понимание нравственных начал семейной жизни, которая строится на преданности, верности, честности.
    К нравственным урокам относится и обретённая Онегиным способность к сильному, глубокому чувству и осознание своих ошибок:
    Я думал: вольность и покой
    Замена счастью. Боже мой!
    Как я ошибся, как наказан!
    «Чужой для всех», – напишет Онегин в письме к Татьяне. «Чужой» – ключевое слово для Онегина, определяющее его место в жизни. Сожаления о о напрасно растраченной молодости – тоже нравственный урок, полученный героем:
    Но грустно думать, что напрасно
    Была нам молодость дана,
    Что изменяли ей всечасно,
    Что обманула нас она.
    Пушкин учит нас беречь «души прекрасные порывы», не изменять лучшему в себе, не растрачивать жизнь «без цели, без трудов». Финал романа остаётся открытым. Быть может, нравственные уроки помогут герою найти свой путь в жизни.

  4. Королева Ответить

    Одной из главных проблем в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин является проблема нравственного выбора, который и определяет дальнейшую участь героев.
    Если выбор верен, то человек остается хозяином своей жизни, но в случае неправильного нравственного выбора – наоборот; всем вокруг распоряжается только судьба. Естественно, нравственный выбор делают и оба главных героя романа, Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

    Нравственный выбор героев

    Первый же нравственный выбор Онегина оказывается неправильным, именно из-за него и закручивается весь сюжет романа: Онегин соглашается на дуэль с Ленским, которой сам не хочет, подчиняясь лишь общественному мнению (отказ от дуэли считался позором на всю жизнь).
    Дуэль заканчивается трагически – Онегин убивает молодого поэта (в его понимании мнение света оказывается важнее человеческой жизни), и с этого момента все герои романа уже не принадлежат себе, их жизнями распоряжается судьба.
    Вследствии этого свой, тоже неправильный, нравственный выбор делает и Татьяна – она выходит замуж за нелюбимого человека, подчиняясь тому же общественному мнению (неприлично было девушке в ее возрасте оставаться незамужней), изменив тем самым своим нравственным принципам и идеалам.
    После этого события Татьяну читатель на некоторое время теряет из виду, а Онегин же отправляется путешествовать. Возвращается он изменившимся человеком, переосмысляет ценности и понимает, что в мире, куда он вернулся, он уже лишний.
    Но тут он неожиданно встречает на балу Татьяну, повзрослевшую и замужнюю. Потрясенный тем, какая роскошная женщина выросла из простой наивной деревенской девочки, Онегин влюбляется в эту новую Татьяну.
    И тут он делает еще один неправильный нравственный выбор: пытается ухаживать за замужней женщиной, склоняя ее к измене. Этот выбор становится для него трагическим, ведь после последнего объяснения с Татьяной Онегина застает в ее личных покоях ее муж. Очевидно, что такой инцидент станет поводом для еще одной дуэли, и эта дуэль уже вероятнее всего закончится гибелью Онегина.

    Нравственный идеал Пушкина

    Татьяна же в конце романа, в отличие от Онегина, совершает как раз правильный нравственный выбор: она отказывает Онегину в адьюльтере, не желая изменять мужу.
    Хотя она и признает, что все еще любит Онегина, нравственные принципы для нее важнее – выйдя замуж, она может принадлежать только своему супругу.
    Таким образом, можно увидеть, что Татьяна – образ женщины в романе. Она более нравственно цельный человек, чем Онегин. Она ошиблась однажды, но потом не повторила своей ошибки.
    Онегин же два раза делает неправильный выбор, за что и будет наказан. Очевидно, что Пушкин больше симпатизирует Татьяне, именно она является его нравственным идеалом.
    На примере же Онегина Пушкин изображает все наиболее свойственные своему времени пороки: этот молодой человек высокомерен и эгоистичен, вся жизнь для него – игра, образован он поверхностно. Именно такие денди и составляли высший свет Петербурга в первой половине XIX века.

    Нужна помощь в учебе?


  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *