Какие общественные науки развивались в древнем риме?

6 ответов на вопрос “Какие общественные науки развивались в древнем риме?”

  1. Shakadal Ответить

    В сфере образования римляне также выступали преемниками эллинов. В Риме еще в
    республиканский период сложились три ступени образования: начальная школа для
    детей 7 – 12 лет, грамматическая школа для юношей 12 – 16 лет и риторическая
    школа для молодых людей 16 – 20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В
    начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали
    римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили греческих
    классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие,
    философию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным.
    Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам. Кроме этого в
    период империи продолжали действовать Александрийский мусейон, Афинские Академия и Ликей.
    Римская наука обычно оценивается как упадочная. Это справедливо
    только отчасти. Рим стал родиной новой науки – юриспруденции, которая продолжала
    совершенствоваться в период империи. Отцом юриспруденции называют Гнея Флавия.
    Он происходил из семьи вольноотпущенника. В 304 году до нашей эры, будучи писцом
    коллегии понтификов, он опубликовал свитки понтификов и фасты, сделав их
    объектом свободного обсуждения и толкования. В дальнейшем Гней Флавий избирался
    трибуном, претором и закончил карьеру сенатором. Он же в 509 году до нашей эры ввел новое летоисчисление
    от установления республики. Во II веке до нашей эры появляются
    первые трактаты по праву, например, «De iure civile» Катона Младшего и Юния
    Брута. В I веке нашей эры возникли правоведческие школы – Сабинианская и
    Прокулианская, получившие названия по именам самых выдающихся правоведов того
    времени – Сабина и Прокула. Во II–III веках сформировалось классическое
    римское право, высшими авторитетами в котором признавались Павел, Папиниан, Гай,
    Ульпиан, Модестин. Им принадлежит заслуга разработки частного и публичного
    права, основных правовых категорий и понятий. В IV веке сочинения этих
    правоведов были наделены нормативной силой, как законы. В 426 году был
    принят закон о цитировании, согласно которому нормой становятся ссылки на указанные авторитеты.
    Получила развитие политическая теория. Здесь наиболее
    значительными представляются труды Цицерона и Полибия о республике как о
    смешанной форме правления, обладавшей одновременно разделением властей.
    В естественных науках отмечается значительная степень заимствования эллинских
    знаний. Цельс обобщил достижения греческой медицины. Гален продолжил практику
    анатомических вскрытий. Основателем собственно римской науки нередко называют
    Варрона, составившего энциклопедию наук; помимо обширных естественнонаучных
    познаний он демонстрировал глубокое понимание римских религиозных и бытовых
    традиций, римских памятников древности, римского театра, латинского языка и пр.
    Универсальным энциклопедистом выступал Плиний Старший, автор «Естественной
    истории». Вергилий, пользующийся славой первого поэта Древнего Рима, обнаруживал
    незаурядные агрономические познания в своем сочинении «Георгики». Создавались
    теоретико-практические трактаты по архитектуре (Витрувий), об акведуках
    (Фронтин), по ботанике (Диоскордий), создавались географические сочинения
    (Помпоний Мела, Клавдий Птолемей), дорожные карты, например, «Таблицы
    Пейтингера»; геометр Паппа продолжал совершенствовать исчисления площадей и
    объемов; математик Диофант пользовался буквенными, а не цифровыми значениями при
    решении уравнений, предвосхитив появление алгебры; астроном Сосиген производил
    календарные вычисления, заложив основы Юлианской реформы календаря; алхимик
    Зосима открыл свойства серы, ртути, кислот. Вместе с тем можно отметить
    отступление римской науки периода империи в область эзотерии: астрономия
    превращалась в астрологию, медицина – в магию, математика и геометрия – в
    мистику чисел и фигур, химические познания становились алхимией, то есть особой символической химией.

  2. ININIINFD Ответить

    Культура Древнего Рима – важнейший этап становления юридической науки. Именно в этой культуре берет начало процесс отделения научного ра­ционализма от рационализма философского и, соответственно, юриспруденции как науки от философии права. Разумеется эмансипация юридической науки в Древней Риме – не разовая акция, но процесс, осуществляемый усилиями це­лого ряда мыслителей.
    Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель – стоит у истоков юридизации понятия госу­дарства. Государство в определении Цицерона, есть не только выражение инте­ресов всех его членов, но также их согласованное правовое общение. Государ­ство, таким образом, предстает в репрезентации Цицерона как правовое обра­зование, «общий правопорядок», публично-правовая общность. Цицерон, по­мимо этого, обосновал принцип юридического равенства граждан, согласно ко­торому права граждан одного и того же государства должны быть одинако­выми. Цицерон превратил естественное право из предмета философских раз­мышлений в предмет конкретно-научного рассмотрения. Наконец, Цицерон сформулировал понятие юридического лица – правовой личности.
    Становление юридической науки во многом было обусловлено развитием юридической практики, ее секуляризацией, т.е. освобождением от диктата ре­лигии. В III в. до н.э. юридическая практика становится делом профессиональ­ных юристов, которые вытесняют из этой сферы жрецов-понтификов. Необхо­димо отметить, что деятельность римских юристов была ориентирована на удовлетворение потребностей правовой практики – адаптацию действующих правовых норм к изменяющимся потребностям правового общения. Выдаю­щиеся римские юристы – Цельс (II в.), Помпоний (II в.), Гай (II в.), Папиниан (II– III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.), Модестин (II–III вв.) и др. занимались консультацион­ной деятельностью, связанной с ответами на юридические вопросы частных лиц; оказанием помощи и сообщением нужных формул при заключении сде­лок; сообщением формул для ведения дел в суде. При этом они письменно оформляли свое мнение по делу в виде обращения к судьям или в виде прото­кола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свиде­телях. Именно консультационная деятельность римских юристов рождала по­требность интерпретации права. Древнеримские юристы детально разработали правила и приемы толкования норм права. Однако, опираясь на источники дей­ствовавшего права (обычное право, Законы XII таблиц, законодательство на­родных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции импе­раторов), юристы при разборе тех или иных дел не только интерпретировали существовавшие правовые нормы, но изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости. Таким образом, деятельность римских юри­стов не ограничивалась лишь правоприменением, но включала также элементы правотворчества. В комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля римские юристы разработали целый ряд обще­теоретических положений. Необходимо отметить, что благодаря деятельности древнеримских юристов право стало развиваться и совершенствоваться. Рим­ский юрист Помпоний утверждал, что: «право не может существовать в отсут­ствии правоведов, посредством которых оно могло бы ежедневно подвигаться к совершенству».
    Это означало, что римские юристы занимались не только юридической практикой, но и юридической теорией, при этом теоретизирование римских юристов опиралось на конкретное эмпирическое знание. Иными словами, есть все основания рассматривать римских юристов как ученых, а их деятельность как научную.
    Справедливости ради необходимо заметить, что римские юристы чрезвы­чайно осмотрительно относились к формулировке общеправовых принципов и определений, это было обусловлено тем, что такого рода обобщения приобре­тали значение общих правоположений. Римские юристы занимались по-пре­имуществу разработкой конкретных правовых вопросов и лишь на этой основе делали те или иные обобщения. Связь юридической практики и юридической теории была самой непосредственной. Поэтому римская юридическая наука была по преимуществу прикладной наукой.
    Становление юридической науки в творчестве римских юристов связано с тем как они позиционируют объект исследований. Дело в том, что объектом исследований становится не право вообще, но право в его конкретно-историче­ской форме. Показательно в этой связи, что римские юристы дают принципи­ально новую трактовку естественного права – естественное право предстает не как божественный порядок или идеальная теоретическая конструкция, но как компонент действующего права. В частности к естественно-правовым принци­пам относились такие принципы как принцип справедливости и принцип ра­венства. Эти принципы выступали как главные ориентиры в процессах как пра­вопреобразования, так и правообразования. По утверждению Павла, слово «право» означает то, что «всегда является справедливым и добрым – каково ес­тественное право». В целом, право рассматривалось древнеримскими юристами как феномен, одновременно, аксиологический (ценностный), рациональный, общеимперативный, социальный и политический. В таком же сложном ра­курсе рассматривался закон. Папиниан полагал: «Закон есть предписание, ре­шение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства».
    Древнеримские юристы создают классификацию права, опирающуюся не на онтологический (бытийный, философский), но на социологический (кон­кретно-научный) критерий. В частности, действующее право подразделяется на публичное и частное. Ульпиан предложил классификацию права исходя из представлений о благе, которое защищено правом. В видении Ульпиана это благо может быть общественным или частным, соответственно, право может быть публичным, относящимся к пользе Римского государства и частным, от­носящимся к пользе отдельных лиц. Частное право подразделяется Ульпианом на три вида: естественное право, право народов, цивильное право.
    В центре внимания древнеримских юристов находились проблемы ци­вильного права, наиболее глубоко ими были разработаны вопросы собственно­сти, завещаний, договоров, правовых статусов личности, семьи и др.
    Необходимо отметить, что сочинения древнеримских юристов отлича­лись высокой интеллектуальной культурой – глубиной анализа, аргументиро­ванностью выводов, четкостью формулировок, широтой проблематики обще­теоретического, отраслевого и юридико-технологического профиля.
    Во II веке до н.э. в Древнем Риме появляются первые правоведческие ис­следования, а в I веке до н.э. существовала обширная юридическая литература, представленная трудами Муция Сцеволы, Сервия Сульпиция Руфа и др. Позд­нее к ней присоединяются труды Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и др.
    В III века до н.э. начинается публичное изучение юриспруденции, кото­рая постепенно превращается в самостоятельную учебную дисциплину. Част­ные юридические школы появляются в I веке. Процесс обучения включал чте­ние лекций, проведение диспутов. Учащиеся изучали произведения древнерим­ских юристов Папиниана, Павла. В IV—V веках юридические школы с четы­рехлетним сроком обучения действуют в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии. Таким образом, можно говорить о формировании системы юри­дического образования.
    Социальный статус древнеримских юристов был очень высок – многие из юристов были доверенными советниками при императорах и занимали высокие должности в правительстве.
    Древнеримские юристы разработали целый ряд фундаментальных право­ведческих положений, что способствовало превращению юриспруденции в са­мостоятельную научную дисциплину. Их творческие достижения оказали большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Целый ряд совре­менных юридических понятий, терминов и теоретических построений восходят к римскому праву и римским юристам. И, тем не менее, Древний Рим едва ли можно считать родиной науки юриспруденции. Наука как социальный инсти­тут, форма культуры, способ познания мира формируется значительно позднее. В Древнем Риме мы имеем дело, скорее всего, с высокоразвитой юридической практикой, которая вызывает к жизни исследовательскую – научную деятель­ность древнеримских юристов. Однако научная деятельность не отделяется от практической, соответственно, не создается профессия ученого, наука не оформляется как особый социальный институт. Эта нерасчлененность юриди­ческой практики и юридической науки, делает последнюю чрезвычайно уязви­мой и зависимой от нужд повседневной жизни. Это обстоятельство плачевно отражается на судьбе древнеримской юридической науки – со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связан­ный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекра­тило правотворческую деятельность юристов. Со времен Диоклетиана импера­торы, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам право на ответы на юридические вопросы частных лиц.
    Таким образом, в интеллектуальной культуре Древнего Рима начинается процесс отделения научного рационализма как от рационализма философского, так и от рационализма практического, однако этот процесс не получает завер­шения.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *