Какие ограничение прав и свобод граждан существуют?

9 ответов на вопрос “Какие ограничение прав и свобод граждан существуют?”

  1. Gaaa Ответить

    Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    Отдельно Конституция РФ регламентирует вопрос об ограничении прав и свобод гражданина в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции). В этом случае для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения с указанием пределов и срока их действия.
    Конституция РФ допускает в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом установление отдельных ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.
    В Конституции РФ закреплено, что конституционные права и свободы человека должны быть защищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти.
    Цель ограничения прав и свобод — защита:
    1) основ конституционного строя;
    2) нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
    3) обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    Федеральным Конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.
    Меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения.

  2. Sidex6 Ответить

    Юридически допустимые ограничения характеризуются следующим:
    Они представляют собой определенные фактические и юридические последствия. Они, в свою очередь, проявляются в качестве неблагоприятных условий для реализации интересов субъектов, чьи свободы и права ограничиваются при одновременном удовлетворении аналогичных потребностей стороны, заинтересованной в ущемлении.
    Правое уменьшение возможностей имеет пределы, установленные законодательными нормами. Эти границы обладают субъектным (по кругу лиц), временным и пространственным (территориальным) характером.
    Законные ограничения прав и свобод устанавливаются только уполномоченными на это институтами в определенном порядке и форме для достижения тех или иных целей.
    Уменьшение тех или иных возможностей субъекта обеспечивается мерами госпринуждения, предусмотренными нормами для нарушителей предписаний.

    Основания

    Законные ограничения прав и свобод должны быть обоснованы. К основаниям следует отнести:
    Необходимость обеспечить защиту и охрану государственной, национальной безопасности, обороны страны. Если говорить о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют в данном случае, то примером может быть объявление чрезвычайного или военного положения в стране. В этом случае устанавливается особый режим перемещения людей в дневное и ночное время, устанавливаются особые графики работ, трудящиеся переводятся на оборонное производство и так далее.
    Охрану порядка и безопасности в обществе. Примером в данном случае может выступать принятый закон “О тишине”.
    Охрану и защиту морали, общего благосостояния, свобод и прав прочих граждан, нравственности, здоровья. Здесь примером может быть закон, запрещающий курить в общественных местах.

    Неправовые средства ограничения

    К ним могут относиться силовые (террористические) методы. Примером могут служить массовые аресты и содержание в СИЗО лиц с Кавказа, в связи со взрывами в Москве в сентябре 1999 года. Кроме этого, неправовые средства имеют юридические формы. Но цель, для которой они применяются, как и их содержание, фактически оказываются незаконными. Если в данном случае говорить о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют, то можно сослаться на Основной Закон. В частности, в ст. 25 говорится о том, что никто не может проникнуть в жилище людей против их воли, кроме как в случаях, установленных законодательством. В этом случае имеет место коллизия между конституционным правом на неприкосновенность дома и формальным допущением произвола в вопросе ограничения.

  3. dikovichv Ответить

    Права и свободы, предоставленные каждому Конституцией РФ и международно-правовыми актами, не беспредельны. Права человека, являющиеся общечеловеческим достоянием, не должны ограничиваться, однако, в случаях, когда это необходимо, государство должно устанавливать четкое обоснование, конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями.
    Ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:
    а) ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 55, 13, 19, 29 и др. Конституции РФ);
    б) ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ, законодательство о чрезвычайном положении).
    Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения законодателя, следовательно, исполнительной и судебной власти, перечисляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);
    в) ограничения основных прав и свобод, обусловленные особен-ностями правового статуса отдельных категорий граждан (должностные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы и т.п.) и их отношений с государством. В последнем случае пределы возможных ограничений, как правило, Кон-ституцией не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан, необходимости соблюдения законодателем принципа сораз-мерности ограничений специальному статусу данных категорий граждан.
    Международные договоры о правах человека разрешают государствам-участникам вводить правовые нормы, ограничивающие применение некоторых прав, а также в случае возникновения на их тер-ритории чрезвычайных обстоятельств отступать от выполнения взятых на себя международных обязательств по защите прав человека и основных свобод и приостанавливать действие национального законодательства в этой области. Такие меры принимаются только в той степени, в какой это необходимо государству в интересах его безопасности.
    Нормы, позволяющие ограничить действие некоторых прав человека, вводятся с целью установить равновесие между правами отдельных лиц и интересами общества и государства в целом, а также в том случае, когда между ними могут возникать противоречия.
    Хотя ограничительные нормы по правам человека должны вводиться согласно Конституции федеральными законами, законодательство некоторых субъектов Федерации содержит нормы, ограничивающие права человека.
    Наибольшее число противоречий и несоответствий в региональных законодательствах касается таких прав как:
    – равенство всех перед законом в пользовании правами и свободами (например, наличие неодинакового правового статуса, дающее преимущество гражданам, которые относятся к «титульной» для субъекта Федерации национальности, по отношению к другим гражданам в предпринимательской деятельности, при регистрации приобретенной собственности и в других вопросах или лишение определенных преимуществ, которыми пользуются жители субъекта Федерации, для граждан страны, находящихся на территории этого субъекта, но не имеющих постоянной прописки);
    – право на свободные выборы (в ряде республик допускаются ограничения для кандидатов на пост главы республики и в депутаты ее законодательного органа в виде ценза республиканского гражданства, срока обязательного проживания, знания языка «титульной нации» и других требований);
    – право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ (установление дополнительных по сравнению с федеральным законодательством ограничений прописки и регистрации в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах страны, в ряде регионов, ставших центрами миграции: Ставропольском, Краснодарском крае и др.) и некоторых других прав.

  4. oleg2523 Ответить

    Другим примером может служить норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, направленная на установление ограничения деятельности экономических субъектов, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Понятия монополизации и недобросовестной конкуренции раскрываются в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «О защите конкуренции». Законом запрещается монополизация — действия занимающего доминирующего хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (ст. 10); и недобросовестная конкуренция — действия, включающие в себя дискредитацию конкурентов, введение в заблуждение в отношении качества и потребительских свойств товаров и услуг и т. п., некорректное сравнение хозяйствующих субъектов и (или) их товаров, незаконное использование результатов интеллектуальной собственности, незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (ст. 14.1—14.7).
    Ограничения прав и свобод граждан — такой правовой институт, развитие которого обусловлено динамикой отрицательных явлений в политической, экономической и социальной сферах, а также появлением новых внутри- и внешнеполитических угроз. С этим связано установление новых ограничений прав и свобод в законодательстве, направленном на борьбу с такими негативными явлениями, как терроризм, экстремизм, коррупция. Соответствующие ограничения содержат нормы Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015 г.) «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.) «О противодействии коррупции» и др.
    Развитие информационного общества, стремительное развитие информационных технологий, с одной стороны, значительно упрощает и ускоряет производство и распространение сообщений и материалов, содержащих разнообразные сведения и мнения. С другой, всепроникающий характер информационного воздействия заставляет говорить о необходимости обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства путем установления ограничений свободы слова и права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. В российском законодательстве установлен запрет на злоупотребления свободой массовой информации. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О средствах массовой информации» не допускает использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, материалов, содержащих нецензурную брань, кроме того, запрещается распространение в СМИ и телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах изготовления и местах приобретения наркотических средств, а также сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
    Конституцией Российской Федерации устанавливаются основные принципы ограничений прав и свобод человека:
    1) ограничения прав и свобод не должны носить дискриминационный характер. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Запрет дискриминации — важный элемент правового статуса личности: ограничения, нарушающие принцип равенства, не могут устанавливаться законами Российской Федерации или подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации;
    2) правовая форма, соответствующая требованиям Конституции РФ, согласно ч. 3 cm. 55федеральный закон. Требование установления ограничений прав и свобод человека на законодательном уровне связано с тем, что принятие законодательного акта предполагает возможность общественного обсуждения такого закона, гласное принятие его парламентом, возможность обжалования норм, не соответствующих Конституции, а также защиту своих прав и обжалование судебных решений, не соответствующих закону, обращение в международные судебные органы;
    3) соответствие целям, установленным в Конституции РФ. Как указано в ч. 3 ст. 55 Основного Закона страны, ограничения прав и свобод человека могут быть установлены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
    В этом смысле перечень оснований для ограничений прав и свобод выступает как установленный Конституцией барьер против произвольного введения федеральным законодателем ограничений прав и свобод человека и гражданина в каких-то иных целях;
    4) соразмерность (пропорциональность) ограничений прав и свобод защите конституционно оправданных целей. В Конституции это сформулировано так: «в той мере, в какой это необходимо…» (ч. 3 ст. 55).
    Если основания и формы установления ограничений прав и свобод человека указываются непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации, то вопрос о соразмерности ограничений прав и свобод человека больше связан с практикой защиты прав и свобод человека. Особое значение при этом имеют позиции Конституционного Суда РФ, который в результате осмысления положений Конституции РФ и основанного на ней законодательства в своих решениях сформулировал основные подходы к решению проблемы соразмерности ограничений прав и свобод человека.
    Принцип пропорциональности, соразмерности ограничения прав и свобод носит комплексный характер и означает, во-первых, необходимость соотнесения, «взвешивания» конституционных ценностей: собственно прав и свобод человека и публичных интересов (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), во-вторых, формирование четкого представления социально значимого результата, для достижения которого устанавливаются ограничения прав и свобод, и, в-третьих, выбор достаточных (а не максимальных) и соответствующих ситуации сдерживающих правовых средств. В частности, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что законодатель, устанавливая ограничения или предусматривая ответственность за совершение правонарушений, должен использовать не чрезмерные, а только необходимые меры и не допускать избыточного ограничения прав и свобод человека (постановления Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. № 14-П, от 15 ноября 2012 г. № 26-П, от 11 декабря 2014 г. № 32-П и др.);
    5) крайняя необходимость. Этот принцип выводится исследователями из той же конституционной формулировки: «в той мере, в какой это необходимо…» (ч. 3 ст. 55), однако акценты смещаются с понятия «мера» на понятие «необходимость». Иными словами, ограничения прав и свобод человека должны применяться в тех ситуациях, когда защита прав и свобод людей, а также общественных интересов невозможна иными способами, кроме как посредством ограничения прав человека.
    Принцип крайней необходимости требует ответа на следующие вопросы: Существует ли угроза нанесения реального или возможного вреда государственным и общественным интересам? Действительно ли невозможна защита правоохраняемых благ иными способами? Будет ли вред от вводимых ограничений меньшим, чем предотвращаемый вред? И только в случае положительного ответа на все эти вопросы можно говорить о том, что существует необходимость введения ограничений прав и свобод человека;
    6) соответствие международным договорам Российской Федерации, а также основополагающим принципам и нормам Конституции РФ. Это положение следует из целого ряда конституционных норм: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15); права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17) и т. д.
    Согласно приведенным выше конституционным положениям ограничения прав и свобод человека должны также соответствовать нормам международного права, устанавливающим цели и принципы таких ограничений.
    Сравнение целей, защита которых оправдывает вводимые ограничения прав и свобод человека, установленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и в международных правовых документах, приводит к выводу о близости их правового содержания. Поэтому с поправкой на особенности перевода и специфику формулировок защищаемых ценностей можно говорить о соответствии российской конституционной нормы, определяющей цели ограничения прав и свобод человека, международноправовым стандартам.
    В качестве условий ограничений прав и свобод человека Всеобщая декларация прав человека называет установление ограничений прав и свобод человека законом и необходимостью в демократическом обществе (ч. 2 ст. 29).
    Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах ограничения должны осуществляться с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав (ст. 4). В Международном пакте о гражданских и политических правах содержится запрет на совершение со стороны государства или какой-либо группы каких бы то ни было действий, направленных на уничтожение любых прав или свобод, а также на их чрезмерное ограничение (ч. 1 ст. 5).
    Подобные условия установлены и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод: запрет совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод или на их ограничение в большей мере, чем предусматривается в Конвенции (ст. 17), недопустимость использования ограничений, указанных в Конвенции, для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены (ст. 18).
    При разрешении правовых коллизий, могущих возникнуть в связи с толкованием Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует также учитывать правовую позицию Конституционного Суда, согласно которой «Россия может в порядке исключения отступить от выполнения возлагаемых на нее обязательств, когда такое отступление является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих принципов и норм Конституции Российской Федерации» (постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. №21-П);
    7) достаточная степень правовой определенности, позволяющая однозначно установить и понять смысл положений, устанавливающих ограничения прав и свобод человека, и спрогнозировать с достаточной степенью ясности неблагоприятные юридические последствия, которые может повлечь за собой нарушение (несоблюдение, неисполнение) ограничения.
    Для того чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, не допускающей расширительного толкования. Субъекты, к которым обращен запрет, должны хорошо понимать, что именно разрешено, а что запрещено, каковы установленные законом границы правомерного поведения. Если они будут руководствоваться субъективно-оценочным пониманием ограничивающих норм права, это повлечет либо произвол в правоприменении, либо неисполнение законодательства.
    Нормативное содержание принципа правовой определенности включает в себя три элемента: а) требование непротиворечивости, точной определенности содержания самой по себе правовой нормы, б) требование единообразного толкования правовой нормы; в) требование единообразного применения;
    8) недопустимость отмены и умаления прав и свобод. В Конституции содержится еще одно важное положение, препятствующее произвольному вторжению федерального закона в сферу основных прав и свобод. Речь идет о ч. 2 ст. 55, согласно которой «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Эта норма заслуживает подробного рассмотрения в части, касающейся проблемы разграничения понятий «ограничение» и «умаление» прав и свобод.
    В юридической литературе получила распространение точка зрения, согласно которой понятие «умаление прав» тождественно понятию «необоснованное ограничение» объема или действия этих прав по кругу лиц во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов их правовой защиты. «Умаление» — это принижение значимости прав, провозглашенных в Конституции, отрицание их ценности.
    Отмена (нуллификация) права понимается как установление таких ограничений, которые ведут к утрате содержания субъективного права, делают невозможным фактическое использование права, сводят его «к нулю».
    Таким образом, принцип недопустимости умаления прав и свобод человека означает запрет, адресованный федеральному законодателю, принимать юридические нормы, приводящие к утрате реального содержания прав и свобод.
    На практике могут возникнуть ситуации, когда при осуществлении правомерных (соответствующих законодательству) действий полномочный орган государственной власти, орган местного самоуправления или его должностные лица по какой-либо причине нарушают порядок действий, ограничивающих права и свободы человека, либо производят их сверх установленной меры. В этом случае следует говорить о неправомерном ограничении прав и свобод граждан действиями указанных органов и их должностными лицами.
    Список рекомендованной литературы_
    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4202.
    2. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Литанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Серия: Бакалавр. Базовый курс. М.: Юрайт, 2015.
    3. Кондрашев А. А. Ограничение конституционных прав в Российской Федерации: теоретические подходы и политико-правовая практика // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 40—47.
    4. Лазарев В. В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. 2009. № 9. С. 35—47.
    5. Лапаева В. В. Критерии ограничения прав человека и гражданина в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2013. № 2. С. 14-24.
    6. Малютин Н. С. Роль судебного толкования в разграничении теоретико-правовых конструкций правового регулирования, ограничения и умаления прав и свобод человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 20-27.

  5. resorts Ответить

    Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    Отдельно Конституция РФ регламентирует вопрос об ограничении прав и свобод гражданина в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции). В этом случае для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения с указанием пределов и срока их действия.
    Конституция РФ допускает в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом установление отдельных ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.
    В Конституции РФ закреплено, что конституционные права и свободы человека должны быть защищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти.
    Цель ограничения прав и свобод – защита:
    1) основ конституционного строя;
    2) нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
    3) обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    Федеральным Конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.
    Меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения.

  6. Horhy Ответить

    Конституционные права и свободы человека должны быть за­щищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти. B ст. 56 Конституции РФ установлен порядок введения ог­раничений некоторых прав и свобод человека и гражданина. Часть 3 этой статьи содержит перечень прав и свобод, которые не подле­жат ограничению. К ним относятся права и свободы, предусмот­ренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46—54. Цель ограничения прав и свобод — защита основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере­сов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Конституция в ст. 56 и 88 предусматривает возможность в усло­виях чрезвычайного положения, вводимого Президентом РФ в соот­ветствии с федеральным конституционным законом, устанавливать отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в гл. VI) предусмот­рены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должно­стных лиц в условиях чрезвычайного положения. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие изменение (огра­ничение) установленных Конституцией РФ, федеральными закона­ми и иными нормативными правовыми актами полномочий феде­ральных органов исполнительной власти, законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и обществен­ных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавше­гося положения (ст. 28). Эти меры должны соответствовать международным обязательствам России, вытекающим из международных договоров нашей страны в области прав человека, и не должны повлечь какую-либо дискри­минацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, от­ношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» устанавливает правовое положе­ние граждан в период действия военного положения. Согласно ст. 18 граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено федеральным консти­туционным законом и другими федеральными законами. При этом они обязаны: • выполнять требования Федерального конституционного зако­на «О военном положении», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам военного по­ложения; • выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим воен­ного положения, и их должностных лиц и оказывать содейст­вие таким органам и лицам; • являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим воен­ного положения, а также в военные комиссариаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (адми­нистративно-территориальных) образований, на территориях которых граждане проживают; • выполнять требования, изложенные в полученных ими пред­писаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Федерации, органов военного управления, обеспечиваю­щих режим военного положения, и их должностных лиц; • участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации послед­ствий применения противником оружия, восстановлении по­врежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жиз­необеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожа­рами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования; • предоставлять в соответствии с федеральными законами необ­ходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их соб­ственности, с последующей выплатой государством стоимости этого имущества. Ряд ограничений прав и свобод человека и гражданина пре­дусмотрен также федеральными законами от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутрен­них дел Росс
    ийской Федерации», Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» и др. 2.3.

  7. aixin Ответить

    Пределы ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, согласно п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, определяются непосредственно степенью остроты положения, а также принципом необходимости, который закрепляет, что каждая мера должна быть направлена против действительной, четко определенной, существующей или нависшей опасности и не может применяться только из-за опасения возможной опасности (ст. 54 Сиракузских принципов). Кроме того, ограничения должны быть совместимы с другими обязательствами по Пакту и не должны повлечь за собой дискриминацию по различным основаниям (п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах). Можно привести и положение ст. 64 Сиракузских принципов, в соответствии с которым «отступление дозволено и направлено исключительно на то, чтобы быть соразмерным откликом на угрозу жизни нации. Государство, вводящее ограничения, не должно в своих действиях переступать черту, определенную законом».
    Положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части понимания пределов ограничения прав и свобод в период чрезвычайных положений не имеют существенных отличий от положений Международного пакта о гражданских и политических правах. В Конвенции также предусмотрена процедура дерогации (отступления от обязательств по Конвенции (ст. 15)). Пределы отступлений от обязательств определяются необходимостью и соответствием чрезвычайной ситуации. Они должны быть соразмерны существующей опасности и быть оправданными в течение всего времени действия. Ограничения не должны противоречить другим обязательствам государства по международному праву. Кроме того, ограничительные меры должны носить временный характер, что хотя и не сформулировано в ст. 15 Конвенции, но следует из текста п. 1: «В период войны или чрезвычайного положения», а также косвенно из п. 3, где государству предлагается известить Генерального секретаря Совета Европы о возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме.[4]
    Достаточно схожая ситуация наблюдается в законодательстве ФРГ при введении чрезвычайного положения – предусматривается возможность ограничения гарантированности основных прав граждан, что может быть сопряжено с ущемлением человеческого достоинства. Примером подобной проблемы стала возможность выхолащивания основных прав, в т.ч. неприкосновенности человеческого достоинства в момент принятия «чрезвычайного законодательства» 24 июня 1968 года.
    Последний ограничивал при вышеописанных обстоятельствах ряд основных прав: свободы выбора профессии и рабочего места, места профессионального образования (ст.1 абз.12), принудительное возложение трудовых и специальных повинностей (абз.З и 4 ст. 12а), запрет на добровольное оставление или смену места работы (абз.6 ст. 12а).
    3. В зависимости от сферы действия – на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища).
    Правоприменительная практика, осуществляемая на международном уровне главным образом Европейским Судом, также подтверждает многие теоретические и законодательные положения, касающиеся пределов ограничения прав и свобод.[5]
    В законодательстве ФРГ рассматривается, например, свобода передвижения и неприкосновенность жилища (абз.2 ст. 17) могут быть ограничены на основе §12 Закона о защите от катастрофы от 9 июля 1968 года. Но в любом случае, на мой взгляд, реализация этих норм всегда будет зависеть от уровня демократизации политического режима в немецком обществе.
    Европейский Суд в своих решениях неоднократно подчеркивал, что наличие ограничений в конкретных статьях отражает необходимость соблюдения баланса между личными и общественными интересами, что и предопределяет саму возможность использования этих ограничений. Каждое государство-участник Конвенции решает вопрос об использовании ограничений самостоятельно, поскольку национальные власти более точно могут определить потребность и необходимость использования такого рода ограничений. Закон, содержащий ограничение, должен достаточно четко определять пределы и способы осуществления любых дискреционных полномочий с учетом правомерных целей, на достижение которых направлены соответствующие меры. Однако Суд оставляет за собой право контролировать пределы подобного рода ограничений. Такой подход был сформулирован в решении по делу Класс и другие против Федеративной Республики Германии от 6 сентября 1978г.[6]
    На наш взгляд, понятие постоянных ограничений прав весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, например, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.
    4. С учетом пределов использования – на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные.
    По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.).
    По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности.
    При определении понятия конституционных ограничений прав и свобод следует учитывать данную классификацию, чтобы отразить многогранность данного юридического термина.[7] Необходимо отметить, что классификация позволяет достаточно четко определять пределы и способы осуществления любых дискреционных полномочий с учетом правомерных целей, на достижение которых направлены соответствующие меры.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *