Какие отношения сложились между государством и церковью в 10 11 веках?

6 ответов на вопрос “Какие отношения сложились между государством и церковью в 10 11 веках?”

  1. egormetlitsky Ответить

    1. История как наука. Предмет, источники и методы исторической науки.
    2. Восточнославянские племена, их территориальное размещение, хозяйственная деятельность и религия.
    3. Образование древнерусского государства. Киевская Русь в IX – XI вв.
    4. Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.
    5. Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия.
    6. Татаро-монгольское нашествие. Влияние Золотой орды на развитие средневековой Руси.
    7. Немецко-шведская агрессия против Руси. Александр Невский.
    8. Формирование единого российского государства (кон. XIII – XV вв.). Роль и значение московского княжества в объединении Руси.
    9. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
    10. Оформление общегосударственной системы крепостного права. Соборное Уложение 1649 г.
    11. «Смутное время» в России. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II, иностранная интервенция и народные ополчения.
    12. Социально-экономическое развитие России в XVII веке. Правление первых Романовых.
    13. Внешняя политика России в XVII веке. Борьба за присоединение Украины.
    14. Развитие России в конце XVII – первой половине XVIII века. Петр I.
    15. Период дворцовых переворотов (1725 – 1762).
    16. Россия в правление императрицы Елизаветы Петровны: внутриполитическое развитие и внешняя политика.
    17. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II, ее реформы.
    18. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева и ее последствия.
    19. Россия в системе международных отношений в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г.
    20. Внутренняя политика Александра I. Попытки либерального реформирования и аракчеевщина.
    21. Декабристское движение: организация, программа, действия, итоги.
    22. Общественная мысль в России в 30-40 годы XIX века. Западники и славянофилы.
    23. Россия при Николае I. Крымская война.
    24. Отмена крепостного права в России и другие либеральные реформы 60-70 -х годов XIX века.
    25. Развитие капитализма в России в последней трети XIX века.
    26. Обострение международных отношений XIX – XX века. Русско-японская война 1904-1905 гг.
    27. Социально-экономический кризис в России в начале XX века. Революция 1905-1907 гг. П.А. Столыпин и политика модернизации страны.
    28. Складывание основ парламентаризма 1905-1917 гг. Политические партии России.
    29. Россия в условиях Первой мировой войны и нарастание общенационального кризиса.
    30. Февральская революция в России: причины, ход, итоги.
    31. Октябрьская революция в России. Утверждение советского государства.
    32. Гражданская война в России. Сущность политики «военного коммунизма».
    33. Переход к новой экономической политике. Сущность НЭПа.
    34. Форсирование индустриализации страны и коллективизация СССР.
    35. Национальная политика советского государства 20-30 -е годы XX века.
    36. Утверждение единовластия И.В. Сталина. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 20-30 -х гг.
    37. Причины Второй мировой войны. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.
    38. Начало Великой Отечественной войны. Московская битва и ее историческое значение.
    39. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская и Курская битвы.
    40. Образование антигитлеровской коалиции. Проблемы открытия Второго фронта. Советский тыл в войне.
    41. Окончание и итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Всемирное историческое значение победы советского народа.
    42. СССР в первые послевоенные годы. Восстановление экономического потенциала. Внутриполитическое положение в 40-50 гг. XX века.
    43. Изменение международной обстановки после Второй мировой войны. Причины и сущность «холодной войны».
    44. Экономическое и общественно-политическое развитие СССР во второй половине 50-60-х годов. Реформы Н.С. Хрущева. Причины, противоречия, значение «оттепели».
    45. Советское общество в 70-80-е годы. Нарастание кризисных явлений и формы их проявления.
    46. Россия на пути реформирования общества (II половина 80-х гг. XX века). М.С. Горбачев.
    47. Распад СССР и образование СНГ. Сущность экономических и политических преобразований в постсоветском обществе.
    48. Сущность и содержание социально-экономических процессов в России на современном этапе.

  2. Fork;-) Ответить

    1. История как наука. Предмет, источники и методы исторической науки.
    2. Восточнославянские племена, их территориальное размещение, хозяйственная деятельность и религия.
    3. Образование древнерусского государства. Киевская Русь в IX – XI вв.
    4. Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.
    5. Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия.
    6. Татаро-монгольское нашествие. Влияние Золотой орды на развитие средневековой Руси.
    7. Немецко-шведская агрессия против Руси. Александр Невский.
    8. Формирование единого российского государства (кон. XIII – XV вв.). Роль и значение московского княжества в объединении Руси.
    9. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
    10. Оформление общегосударственной системы крепостного права. Соборное Уложение 1649 г.
    11. «Смутное время» в России. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II, иностранная интервенция и народные ополчения.
    12. Социально-экономическое развитие России в XVII веке. Правление первых Романовых.
    13. Внешняя политика России в XVII веке. Борьба за присоединение Украины.
    14. Развитие России в конце XVII – первой половине XVIII века. Петр I.
    15. Период дворцовых переворотов (1725 – 1762).
    16. Россия в правление императрицы Елизаветы Петровны: внутриполитическое развитие и внешняя политика.
    17. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II, ее реформы.
    18. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева и ее последствия.
    19. Россия в системе международных отношений в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г.
    20. Внутренняя политика Александра I. Попытки либерального реформирования и аракчеевщина.
    21. Декабристское движение: организация, программа, действия, итоги.
    22. Общественная мысль в России в 30-40 годы XIX века. Западники и славянофилы.
    23. Россия при Николае I. Крымская война.
    24. Отмена крепостного права в России и другие либеральные реформы 60-70 -х годов XIX века.
    25. Развитие капитализма в России в последней трети XIX века.
    26. Обострение международных отношений XIX – XX века. Русско-японская война 1904-1905 гг.
    27. Социально-экономический кризис в России в начале XX века. Революция 1905-1907 гг. П.А. Столыпин и политика модернизации страны.
    28. Складывание основ парламентаризма 1905-1917 гг. Политические партии России.
    29. Россия в условиях Первой мировой войны и нарастание общенационального кризиса.
    30. Февральская революция в России: причины, ход, итоги.
    31. Октябрьская революция в России. Утверждение советского государства.
    32. Гражданская война в России. Сущность политики «военного коммунизма».
    33. Переход к новой экономической политике. Сущность НЭПа.
    34. Форсирование индустриализации страны и коллективизация СССР.
    35. Национальная политика советского государства 20-30 -е годы XX века.
    36. Утверждение единовластия И.В. Сталина. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 20-30 -х гг.
    37. Причины Второй мировой войны. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.
    38. Начало Великой Отечественной войны. Московская битва и ее историческое значение.
    39. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская и Курская битвы.
    40. Образование антигитлеровской коалиции. Проблемы открытия Второго фронта. Советский тыл в войне.
    41. Окончание и итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Всемирное историческое значение победы советского народа.
    42. СССР в первые послевоенные годы. Восстановление экономического потенциала. Внутриполитическое положение в 40-50 гг. XX века.
    43. Изменение международной обстановки после Второй мировой войны. Причины и сущность «холодной войны».
    44. Экономическое и общественно-политическое развитие СССР во второй половине 50-60-х годов. Реформы Н.С. Хрущева. Причины, противоречия, значение «оттепели».
    45. Советское общество в 70-80-е годы. Нарастание кризисных явлений и формы их проявления.
    46. Россия на пути реформирования общества (II половина 80-х гг. XX века). М.С. Горбачев.
    47. Распад СССР и образование СНГ. Сущность экономических и политических преобразований в постсоветском обществе.
    48. Сущность и содержание социально-экономических процессов в России на современном этапе.

  3. igor.vl81 Ответить

    1.Система управления Киевской Русью в 11 веке была разлогой из-за расширения территорий и потребности в их контроле и защиты. Во главе государства стоял Великий князь киевский. Ему подчинялись ряды богатых, верных и славных персон в Руси. На второй ступени были старшая и младшая дружинники (дружина). Далее – удельные (местные) князья, ниже посадники. Они собирались на вече и съезд князей. На нижнем уровне были местная дружины.
    2.Изначально, большинство людей были независимыми землевладельцами. Но с началом организации системы управления, описанной выше, земледельцы попадали под суверенитет местной дружины, втягиваясь в зависимость. Так же, из-за растущей конкуренции, появления новых инструментов труда (не все могли себе этого позволить), некоторые подпадали в поземельную зависимость.
    3. Кормления стали вотчинами из-за использования наследственного права на земли их владельцев. Вотчина – это наследственная земля с зависимыми крестьянами (не только холопы, но и закупы и изгои работали на них). Она делилась на домен (господское хозяйство) и крестьянское хозяйство. Административная, судебная власть, налогообложение – все в привилегии собственника вотчины. У последнего, был свой центральный аппарат для поддержания контроля и власти.
    4. Выделим отдельные отличительные признаки (отталкиваясь от них, все остальное есть общими характеристиками). На Руси не было официальных договорных связей между князем и боярами. Приземленные поместья бояр не были условными феодами, а вотчинами. Не было и иерархии благородных титулов. Великие князья Киева, а затем и старшие региональные князья, обладали властью над несовершеннолетними князьями. Обычные люди были свободны, хотя там также было много рабов (в основном военных пленников) и растущий слой закупов, которые появились в результате задолженности. До вторжения монголов середины 13-го века средневековая Киевская Русь имела многочисленные города, жители которых временами действовали политически через народные собрания (виче). Однако, в отличие от Запада, города не были организованы в самоуправляющие муниципалитеты, а бюргеры не были юридически дифференцированы от сельского населения. Православная церковь, верная своему византийскому наследию, была политически менее напористой, чем римско-католическая церковь в западных странах.
    5. Сначала, весь простой, но свободный народ, назывался «люди». С появлением зависимости, выделяются «челяди» – собственность землевладельцев. Далее, «смерды» – люди, которые привязаны к конкретной земле (работают, уплачивают налоги). В 10 веке, появляются «холопы», какие противопоставлялись свободным мужам. Да, они не были в права принимать участие в судовых процессах (как свидетели), давать присягу. Холопом ставали в результате продажи себя в рабство , женитьбы на рабыне и так далее. В 12 веке появляются «закупы» – люди, которые взяли ссуду (купу) и должны ее выплачивать, отбывая повинности. Ссуда под проценты называлась «наймом», отсюда и слово «наймит».
    6. –
    7. Создания церкви и государства шли параллельно, и церковь была государственной, а не отдельным учреждением. Фактически, она не была самостоятельной единицей. Но, учитывая тот факт, что служители церкви были образованными, и под их влиянием, все-таки, было большое количество население, церковь оказывала большое влияние на формирование политики киевских князей. Чтобы укрепить свое влияние, был введен налог – десятина (для поддержки работы церкви).
    8. В 1051 году, первым митрополитом стал Иларион. Ярослав Мудрый сам назначил его (он был из местного люду) на Софийскую митрополитскую кафедру. Это событие стало беспрецедентным, так как на нем не участвовал Константинопольский патриарх, и этот пост занимали ставленники от Византии (греки). Фактически, была сделана попытка создать независимую киевскую церковь. Немного известно о его деятельности на этом посту, но: он освятил киевскую церковь святого Георгия, разработал с Ярославом «Устав Ярослава». Но, в 1054 году, после разделения церквей (это была одна из причин), киевские князья опять обращаются к Константинополю.
    9. Место духовного роста, очищения. Это сюда, могли обратиться за любой помощью. Служители же, занимались переписыванием текстов, создания библиотек. Фактически, их роль сводилась к просвещению и культурному обогащению населения.
    10. –
    11. Как указано выше, раннефеодальное общество на Руси формировалось параллельно с Европой. Основные признаки: децентрализация власти, расширения территорий, наличие подчиненных, приумножение богатства – все это привело к феодально-вассальным отношениям и крепостных.

  4. fuzzi98 Ответить

    ваться провозглашенного принципа. Считая, что духовная власть по своей природе превосходит земную, главы католической церкви активно участво­вали в назначении и смещении европейских монархов. Да и сами короли и императоры постоянно прибегали к авторитету церкви. Их власть станови­лась легитимной только после того, как были помазаны на царство папой римским. Союза с ним искали все европейские правители.
    В XIV в. католическая церковь, ослабленная внутренней борьбой, уже не могла диктовать свою волю светским правителям и вынуждена искать покро­вительства государства, выторговывая себе право на духовную монополию в пределах централизованных государств, в то время активно формирующих­ся в Европе. Заключаемый между церковными и светскими иерархами до­говор провозглашал, что на данной территории государство обязуется под­держивать только эту признанную им конфессию и изгонять из своих пре­делов все другие. Варфоломеевская ночь (1572), когда католики вырезали тысячи протестантов (гугенотов), была возможна только вследствие новых

    Рис. 26. В Средневековье церковные иерархи активно участвовали в возведении на престол
    европейских монархов
    отношений между государством и церковью. Описанным событиям предше­ствовал случившийся в XVI в. раскол единой католической церкви на не­сколько конфессий. Появление протестантизма, а затем укрепление его по­зиций внесли неясность в вопрос: какой религии должен придерживаться истинный гражданин. Принцип «одно гражданство — одна религия» исчез. Теперь можно было выбирать между двумя ветвями западного христиан­ства — католицизмом и протестантизмом.
    Католицизм сдавал свои позиции протестантизму с боем: XVI— XVII сто­летия вошли в историю Европы как период религиозных войн. По их завер­шении среди европейских монархов было принято новое правило: каждый сюзерен на подведомственной ему территории сам выбирает тот тип рели­гии, который будут исповедовать его подданные.
    Сегодня государство вправе само выбирать, какую религию оно будет поддерживать и как оно станет строить с ней отношения. Но и граждане в большинстве демократических стран вольны выбирать себе тип вероиспове­дания.
    Не только в христианстве, но и в других религиях между церковью и вла­стями складываются два типа отношений — вражда и сотрудничество. Ис­лам, там, где он процветает, очень активно вмешивается в политическую сферу и направляет деятельность государства. В Индии весьма влиятельной политической и экономической силой выступает индуизм. В 1984 г. премьер-министр Индира Ганди была убита членами сихкской религиозной общины, противопоставившей себя правительству. В таких странах, как Иран, отка­зываются признать то правительство, которое не узаконено исламом. Именно на этой основе здесь произошла революция 1979 г. Религиозные лидеры, муллы, контролируют соответствие деятельности государства священному Корану.
    В США можно видеть совершенно иное положение. Конституцией про­возглашено отделение церкви от государства к их взаимному благу. Прави­тельства в коммунистических странах, в современном Китае и бывшем СССР настроены к религии антагонистически и стараются подавить ее. Государство только формально отделено от церкови и не вмешивается в ее дела. В дей­ствительности доктрина воинствующего атеизма, взятая на вооружение СССР в 1920-е гг., предполагает, что государство является атеистическим, а не светским. Оно не может равнодушно относиться к религиозной агитации среди населения и обязано противопоставить ей свою агитацию, сопровож­даемую не только словесными, но и физическими действиями, в частности разрушением монастырей и церквей.
    В некоторых странах Западной Европы, в том числе Норвегии, Англии, Шотландии и Дании, среди множества конфессий выбрана одна главная, которая стала государственной. К другим конфессиям или религиозным организациям государство относится терпимо, но не оказывает им матери­альной поддержки. В Германии нет государственной религии, но правитель­ство официально поддерживает Римско-католическую церковь и основную конфессию протестантизма — лютеранство; все прочие конфессии государ­ством не финансируются. Во Франции Римско-католическая церковь явля­ется господствующей, но находится на самофинансировании. Большинство католических зданий являются собственностью государства, а священники существуют на пожертвования и добровольные взносы частных лиц.
    Вся Латинская Америка находится под властью Римско-католической церкви. Население здесь очень бедное, богачей немного, малочислен и сред­ний класс. Неравенство в распределении богатства часто приводит к соци­альной напряженности. Католические священники призывали население выступать против эксплуатации и притеснений. В результате сформирова­лось новое движение — либеральная теология. Теология — это система зна­ний, в которых изложена суть данной религии, концентрируемая в вероуче­нии. Если традиционная теология требовала отделения церкви от государ­ства, неучастия священников в политической борьбе, то либеральная теология, возникшая в Латинской Америке в 1960-е гг., напротив, требует такого участия. Католические священники заговорили о классовой борьбе, эксплуатации и социальной несправедливости. Римский папа Иоанн Павел 11
    отверг либеральную теологию как способ провести социальные изменения или даже революцию в обществе. Священник должен служить людям, а не призывать их к борьбе с государством. В 1984 г. в Ватикане, центре мирово­го католицизма, был даже принят специальный документ, осуждающий ли­беральную теологию, пропитанную духом марксизма.
    Конституция России гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свобод­но выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и дей­ствовать в соответствии с ними. Согласно Конституции, Российская Феде­рация — это светское государство, где признается идеологическое многооб­разие; никакая идеология и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения от­делены от государства и равны перед законом. Разумеется, верующие, кото­рые составляют примерно половину населения страны, обладают всеми граж­данскими правами и наравне с неверующими занимают то или иное место в политической борьбе в соответствии со своими взглядами и пристрастиями. Церковь отделена от государства, но не отделена от общества (рис. 27). Это означает, что она может активно участвовать в обсуждении и решении со-

    Рис. 27. Взаимоотношения общества, государства и церкви
    циальных вопросов, но не может и не стремится участвовать в решении по­литических проблем.
    Православная церковь и другие религиозные конфессии как таковые не участвуют в предвыборных баталиях, хотя политическая деятельность церк-
    ви не противоречит законам государства. Государство разрешает, но не раз­решает церковь в силу той миссии, которую она взяла на себя в обществе. Так, Архиерейский собор Русской православной церкви ясно заявил о «непред­почтительности для церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных обще­ственных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти».
    Сравнивая характер отношений, который складывался между обществом, государством и церковью за всю историю (рис. 28), можно сделать следую­щие выводы:
    ♦ между церковью и государством согласие сменялось антагонизмом;
    ♦ между обществом и государством согласие сменялось антагонизмом;
    ♦ между обществом и церковью никогда не было антагонизма.

    Рис. 28. Отношение между обществом, государством и церковью никогда не были безоблачными; в роли «давильщика» обычно выступало государство
    Отстранение от участия в политических баталиях государства не означа­ет, что у православной церкви, как и у представителей любой другой конфес­сии, нет внутренней политики. Она направлена на укрепление солидарнос­ти единоверцев и борьбу с иноверцами, которые, по ее мнению, отклоняют­ся от истинной веры или искажают ее, приносят в мир зло, а не добро. Так. Архиерейский собор Русской православной церкви принял специальное определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». В определении Собора содержится анализ причин распространения неоязы­чества в нашей стране и за ее пределами, указывается на опасности, связан­ные с появлением организаций, которые «целенаправленно подрывают мно­говековые традиции и устои народа, вступают в конфликт с общественны­ми институтами».

  5. mezhnyakovandrey Ответить

    Что касается прав и преимуществ, предоставленных Церкви государством, то они были следующие: 1) Обеспечение Церкви и ее клира содержанием. До 4 в. Церковь содержалась на приношения верующих, которые были временные и случайные. Только немногие Церкви, в конце 3 века, владели недвижимым имуществом, от которого могли получать содержание. Но и такие церкви свое обеспечение не могли считать прочным, так как при первом же гонении все их имущество отбиралось в казну. Клир же содержался почти исключительно на собственные средства. С 4 же века, когда Церковь вступила в сферу государственной и общественной жизни, государство и общество взяли на себя обеспечение ее и клира содержанием. Главным способом обеспечения являются недвижимые имения: поместья, поля, дачи, угодья, дома и т.п. Константин Великий, законом 321 года, утвердил за Церковью право приобретать недвижимое имущество и владеть им. В силу этого закона она стала принимать в свое владение от ревностных христиан, особенно по духовным завещаниям, имения. Императоры со своей стороны нередко обращали в пользу Церкви общественные здания и особенно языческие закрытые храмы с принадлежавшим им недвижимым имуществом. Император Юстиниан 1, для обеспечения Церквей доходами с недвижимых имений, издал даже закон, которым все, желавшие построить новую церковь, обязывались предварительно назначать на содержание ее и клира имения, приносящие достаточный для этой цели доход. Чтобы недвижимые имения оставались при церкви навсегда и составляли источник дохода на содержание ее и клира, законами гражданскими и церковными запрещено было закладывать и продавать их, а также определять без нужды к известной церкви много клириков, содержание которых было бы для нее обременительно. Недвижимых церковных имуществ, с течением времени, накопилось столько, что Церковь и ее клир не только сами могли получать от них достаточное обеспечение, но даже устраивать множество благотворительных заведений, как-то: богаделен, больниц, странноприимниц и тому подобное. Кроме содержания, получаемого от церковных имений, клир пользовался еще от общества верующих и другими способами обеспечения, каковы:десятины, по образцу десятин церкви ветхозаветной, и благодарность за исправление христианских треби совершение таинств. Десятины, известные с конца 4 века, на востоке были в употреблении только в немногих церквах и не получили там большого развития; на западе же они утвердились прочно. Здесь право пользоваться десятинами принадлежало только приходским священникам и не распространялось на епископов. Обычай благодарить духовенство известной платой за совершение церковных треб ведет свое начало также с древних времен. Хотя соборы и делали постановления против платы собственно за совершение таинств, но, с течением времени, когда на востоке недвижимые церковные имущества стали малопомалу отходить к государству, обычай благодарить за исправление треб вошел во всеобщее употребление. 2) Освобождение Церкви и клира от общественных податей и повинностей. Еврейские раввины и языческие жрецы всегда освобождались от общественных податей и повинностей. То же право предоставлено было и христианскому клиру первым христианским государем Константином Великим, законом от 319 года. Все, принадлежавшие к клиру, освобождены были от поголовной или личной подати: от военной повинности, от прохождения общественных должностей, из которых особенно тягостны были те, которые соединялись с издержками, и тому подобным. Кроме того, иногда законами императоров освобождались от государственных налогов и недвижимые имущества, лично принадлежавшие членам клира. Церковные же имущества почти всегда были освобождены от таких налогов.”
    Злоупотребления, выражавшиеся в причислении к клиру богатых — для освобождения от налогов на имения и от общественной службы, бедных — от рекрутской повинности вынудили имп. Константина издать в 321 г. ограничительный закон. В 383 г., вследствие обхода этого закона, разрешено было всем вступать в клир, с тем что богатые должны были отказываться от своего имущества, а обязанные общественными повинностями должны были выполнять их через других.
    Третьим преимуществом было освобождение клира от гражданского суда.
    “В христианском обществе издревле все споры и несогласия не только между клириками, но и мирянами решались епископами. Это право признано было за ними и государственной властью в лице Константина Великого. Император Констанций в 355 году издал даже прямой закон, по которому все клирики должны были подлежать исключительно суду духовному. Четвертый Вселенский собор — Халкидонский (451 г). — полностью запретил (9-е правило) клирикам, помимо духовного суда, обращаться к судам светским, установив при этом определенный порядок церковного судопроизводства. Юстиниан 1 подчинил суду епископскому монахов и монахинь, а император Ираклий (628 г). предоставил епископам разбирать даже важные преступления клириков. В последнем случае духовный суд снимал с обвиняемого священный сан и отсылал его к гражданскому начальству для наказания. Но, при всем этом, у клириков существовал обычай обращаться к непосредственному суду императора.”
    Четвертым преимуществом было право церковного убежища, которое предоставляли раньше языческие храмы. Имп. Аркадий, в 399 г., издал закон, отменивший право церковного убежища, под влиянием жестокого временщика Евтропия. Вскоре, последнему, личному врагу св. Иоанна Златоуста, пришлось самому спасаться в храме. Имп. Феодосий II в 431 г. восстановил это право за Церковью, позволив искать убежище при церковном алтаре только безоружным и преследуемым, запретив, под угрозой смерти, изгонять их из храма.
    Если государство влияло на Церковь посредством внешней материальной силы, то Церковь, в свою очередь, влияла на государство своей нравственной силой. Церковь желала, чтобы государство, сделавшееся христианским, приняло в свою жизнь и христианские начала. Гражданское управление и законодательство, сложившиеся в этом мире, особенно испытали на себе нравственное влияние Церкви. Так, собор Арлесский (314 г). предоставил епископам нравственный контроль над правителями областей и другими высшими чиновниками. Императоры также признали за епископами право нравственного контроля. И епископы, действительно, наблюдали за правителями областей, следили за правильностью судопроизводства, посещали тюрьмы, расспрашивали заключенных о ходе их дел, в духе христианского милосердия ходатайствовали за обвиняемых и осужденных, в случае несправедливого решения дел правителями и судьями и, наконец, непосредственно от себя доносили императору о всех злоупотреблениях гражданских властей. В случае крайних и вопиющих злоупотреблений со стороны должностных лиц, епископы отлучали их от Церкви. От этого не освобождались даже императоры. Амвросий Медиоланский подверг, например, публичному покаянию Феодосия Великого за безжалостное наказание жителей Фессалоники. Кроме того, епископам предоставлено было право непосредственного участия в гражданских и общественных делах. Так, Константин Великий позволил всем подсудимым, если они охотно отказывались от гражданских судов, требовать суда епископского, — и приговор епископов надлежало почитать окончательным, ставить его выше приговора других судей, так, как бы он был произнесен самим царем. Апелляций на такой суд епископа не допускалось. На общественную жизнь епископы влияли, главным образом, через заведование делами вдов и сирот. Они наблюдали за действиями опекунов и даже нередко избирали их, так что вследствие этого, сами становились главными опекунами. В этом отношение особенно замечателен закон Юстиниана I, который дал епископам опеку над всеми бедствующими лицами. И к чести большинства епископов того времени, нужно сказать, что они, если принимали участие в разрешении споров между тяжущимися или в опеке над сиротами, всегда действовали с истинно евангельской справедливостью и любовью. Христианские нравственные начала проникли и в государственное законодательство. Так, Константин Великий отменил казнь через распятие на кресте, клеймение лиц преступников; Гонорий запретил гладиаторские бои. Законы о рабах, пленных, об отношении родителей к детям и проч. были смягчены; законы брачные и бракоразводные получили христианский характер и т.п.
    “На западе, в новооснованных государствах, Церковь заняла такое же положение, как и в греко-римской империи, т. е. вступила в союз с государством. И здесь государство предоставило Церкви разные права и преимущества. Из них право владения недвижимыми имениями имело характер несколько иной, нежели на востоке. Короли и вообще владетельные лица на западе давали Церкви, на содержание ее, и ее иерархии, населенные имения и даже нередко целые области на тех же основаниях, на каких они раздавали земли своим сподвижникам в завоеваниях. Вследствие этого, установились ленные отношения между епископами и всеми вообще иерархическими лицами, владевшими пожалованными церковными землями, и светскими владельцами, каку вассалов к своим феодалам. Вассальная зависимость епископов, естественно перешла из сферы гражданской в сферу церковную, так что власть светских владетелей простиралась и на дела чисто церковные. Так, право избрания епископов принадлежало светским владетелям — каждому в своей земле. В 10 в. установился даже обычай постановления епископов королем или княземпосредством вручения новоизбранному кольца и пастырского жезла. Такое постановление называлось инвеститурой, и без нее не могло быть совершено церковное посвящение. С правом избрания епископов для светских владетелей соединялось и право суда над ними, причем, они могли наказывать их даже лишением священного сана. Инвеститура привела к тому, что нередко управление всеми делами известной церкви переходило в руки светских владетелей, так как они поставляли епископам тех, кто им нужен был для этого, например, пятилетних мальчиков. — Что касается влияния Церкви на государство на западе, то оно было незначительно. Лучшие из епископов, заведуя в своих землях гражданским управлением, устанавливали начала законности и справедливости, а участвуя в сеймах, старались вводить в общее государственное законодательство христианские и церковно-канонические начала, но все это были явления единичные.”

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *