Какие памятники ивану сусанину поставлены в городе костроме?

4 ответов на вопрос “Какие памятники ивану сусанину поставлены в городе костроме?”

  1. apocalipsys_now Ответить

    Памятник Юрию Долгорукому

    Кострома зародилась в 1152 году. В память об этом событии костромичи установили монумент “отцу” города – Юрию Долгорукому (Воскресенская (ранее – Советская) пл.). Случилось это в 2003 году 29 августа, через год после 850-летнего юбилея со дня основания. В месте, где планировали его поставить, годом ранее при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II заложили камень и капсулу с землей, привезенную с места упокоения князя в Киеве. Средства на установку были собраны благотворителями, как видными предпринимателями, так и рядовыми горожанами. Создателями стали известный скульптор В.Церковников, архитектор Г. Морозов и художник С. Кадыбердеев.
    Скульптура весом в 4 тонны и высотой в 4,5 метра выглядит величественно. Юрий Долгорукий показан сидящим на скамье, украшенной резьбой. На голове его шапка Мономаха. Левой рукой опирается он на меч, напоминающий крест. По замыслу авторов, это символизирует, что пришел он в эти края как завоеватель, но не как воин. Десница правителя вытянута вперед, словно указывая на место, где должен быть заложен новый город.

    Памятник Ивану Сусанину

    Среди знаковых имен, связанных с Костромой, особую роль играет имя Ивана Сусанина. Легендарный подвиг этого выходца из крестьян, заведшего поляков и литовцев на болото в лесной глуши и, несмотря на пытки, не выдавшего будущего родоначальника царской династии Романовых – Михаила, впервые решили увековечить еще в 30-х годах XIX столетия. Тогда высочайшим соизволением царь Николай I повелел поставить памятник, посвященный самодержцу Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину. Одновременно площади, где в центральной части хотели возвести монумент, дали новое название: вместо Екатеринославской она стала Сусанинской. Памятную композицию с почестями при большом стечении знатных гостей и простого люда открыли в 1851 году 14 марта. Создателем ее явился знаменитый мастер В.И. Демут-Малиновский. Мемориал состоял из колонны, завершающейся бронзовым бюстом первого царя из рода Романовых. У основания гранитного столба размещалась коленопреклоненная фигура Сусанина, а рядом с ним два свитка – грамоты, пожалованные монархами потомкам крестьянина. Колонну украшали символ Российской империи – двуглавый орел, и герб Костромской губернии. Спереди четырехугольного пьедестала прикрепили барельефную картину гибели народного героя, а сзади располагалась надпись золотыми буквами, выражавшая благодарность потомков спасителю царя. Век этого памятного знака оказался недолгим. После революционных потрясений 1917 года весной следующего года Совнарком издал документ “О памятниках республики”, в связи с чем должны были уйти в небытие символы, связанные с императорской семьей и ее слугами. Тогда же началось разрушение мемориального сооружения, а Сусанинская площадь получила новое имя – Революции. Сначала уничтожили фигуры из бронзы. Потом, в 1928 году с пьедестала убрали колонну, до того времени скрывавшуюся под деревянным обелиском с красным флагом. В 1934 году и само основание сравняли с землей.
    Историческое наименование Сусанинская вернули в 1992 году. Также в планах к 400-летнему юбилею восхождения на престол последней царской династии в России (2013 год) числилось воссоздание монумента на прежнем месторасположении, но воплощения в жизнь эта идея не получила. Хотя в 2013 году памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину (во дворе дома на ул. Горной) все же появился. Установили данное сооружение по инициативе бывшего мэра Бориса Коробова. Скульптурное творение представляет собой уменьшенную втрое, переработанную копию образца XIX столетия. На высокой колонне расположен бюст молодого самодержца в шапке Мономаха и с блистающим на груди золотым крестом, а в середине столба размещен барельеф-портрет Сусанина. В советский период установили новый памятник Сусанину (ул. Молочная гора, у Торговых рядов на Сусанинской площади) как патриоту своей родины, о чем гласит надпись на пьедестале. Проект придуман молодым автором Н.А. Лавинским и возведен при участии архитекторов М.П. Бубнова и М.Ф. Марковского. Решение о разработке и установке монумента народному герою утвердили еще в 1947 году, но работы по его созданию начались лишь в 1959. А открыт он, несмотря на многочисленные споры современников, большей частью считавших его не соответствующим облику городского исторического центра, был 28 сентября 1967 года.
    На возвышающемся постаменте в форме цилиндра, облицованном известняком белого цвета, установлена статуя крестьянина в полный рост. Представлен он одетым в долгополую одежду. Левой рукой опирается Сусанин на массивную палку, а правой – обращенной ладонью вниз, по замечанию именитого академика Н.В. Томского, чьим воспитанником был Лавинский, показывает, что враги, пришедшие на русскую землю, в ней и останутся. Монументальное творение, призванное прославлять патриотизм русского человека, поднимается в высоту на 12 метров.

    Памятник Ленину

    Еще одна достопримечательность коммунистической эпохи неизменно привлекает туристов своим нетривиальным видом. Это памятник В.И. Ленину (Центральный парк, ул. Чайковского, 4А), выполненный группой специалистов, среди которых М.Листопад, З. Иванов, А. Лебедев, Д. Шварц. Образ вождя мирового пролетариата в Костроме не отличается от многих подобных фигур в других российских поселениях. Он изображен произносящим пламенную речь с неизменным жестом правой руки, указывающей вперед. А вот основание под скульптурой, благодаря которому она хорошо видна издалека, выглядит необычно и резко контрастирует с ним.
    Все потому, что изначально здесь предполагалось возвести грандиозную скульптурную и архитектурную композицию, посвященную 300-летнему правлению Романовского рода. По утвержденному в 1912 году самодержцем Николаем II проекту скульптора А.И. Адамсона планировалось построить часовню с шатровым завершением из нескольких ярусов. На уступах должны были размещаться статуи представителей царского рода и других известных в российской истории личностей.
    Памятник заложили в 1913 году при юбилейных торжествах, посвященных царской династии. К 1916 году возвели постамент и привезли 20 из 28 предполагавшихся изваяний, отлитых из бронзы. Но Первая мировая война и Октябрьская революция помешали окончательному осуществлению замысла.
    В первые годы власти Советов высказывалась идея соорудить на пьедестале из недостроенной часовни с характерными для подобных сооружений элементами в виде кокошников памятник Свободе, но предложение так и осталось лишь на бумаге. После смерти В.И. Ленина в 1924 году постаменту нашли более практичное применение, водрузив на него статую вождя. Поставленная в 1928 году скульптура была бетонной, позже в 1982 году ее заменило изваяние из металла.

    Мемориал “Слава воинам-костромичам, участникам Великой Отечественной войны”

    В период Второй мировой войны тысячи уроженцев костромского края не вернулись с полей сражений. У мемориала “Слава воинам-костромичам, участникам Великой Отечественной войны” (пл. Мира) всегда лежат живые цветы как дань памяти тем, кто пожертвовал жизнью ради счастья будущих поколений. Грандиозная композиция из бронзы, созданная скульпторами М.Ф. Бабуриным, Г.П. Левицким и архитектором Е.И. Кутыревым и установленная в 1972 году, изображает молодого советского солдата в развевающейся плащ-палатке. Одной рукой он держит погибшего юношу, а другая, сжимающая автомат, вскинута вверх.

    Памятник труженикам тыла

    Не забыт и подвиг тех, кто неустанно трудился в военные годы в тылу. Оригинальный и неповторимый памятник труженикам тыла (ул. Депутатская) установлен в 2006 году. Его эскиз под названием “Слеза”, выполненный жительницей Солигалича Р. Симоновой, был выбран в результате народного конкурса. Скульптурное творение, воплощенное В. Церковниковым, состоит из образов женщины, держащей пулеметную ленту, и мальчика-подростка. Они заключены в обрамление, напоминающее слезу. Высота мемориала из бронзы – 7 метров. Около него размещены 2 плиты, на одной из них описан вклад костромичей-тыловиков в общую победу, а на второй указаны те, кто принимал участие в установке мемориала.

    Памятник собаке

    Кроме впечатляющих изваяний, застывших в камне и металле и хранящих память об исторических личностях и значимых событиях в жизни города и страны, есть в Костроме и менее заметная, но по-своему важная достопримечательность – памятник собаке (Сусанинская пл.). Бронзовый бассет с грустными глазами, часто называемый в народе Дружком, имел реального прототипа, и неслучайно скульптура в 2009 году появилась неподалеку от Пожарной каланчи.
    Писатель Л. Колгушкин в середине XX века в своем рассказе описал реально существовавшего пса Бобку, который в конце XIX столетия жил при пожарной части и помогал спасать детей из огня. Сегодня добродушный пес не просто служит украшением площади, теперь он приносит пользу братьям нашим меньшим. Рядом с ним установлен шар-копилка, куда неравнодушные люди опускают деньги, которые потом передаются в центр передержки бездомных животных. А носик собачки, полюбившейся местным жителям и гостям, натерт до блеска, поскольку считается, что прикосновение к нему неизменно приносит удачу.

  2. Паспарту Ответить

    Как мы помним, высочайшее соизволение на сооружение памятника Сусанину в Костроме последовало 8 июня 1835 года. Судя по всему, в том же 1835 году было объявлено о конкурсе на лучший проект памятника. В 1836 году на конкурс было представлено пять проектов, два из которых были архитектурные – ими предполагалось сооружение памятных часовен, а три – скульптурные. Свои проекты представили трое известных скульпторов: С.И. Гальберг, В.И. Демут-Малиновский и Б.И. Орловский. Как пишет искусствовед И.М. Шмидт: “Ни один из них не был одобрен, но, как видно, предпочтение всё же было отдано Демут-Малиновскому, который и представил вскоре окончательный проект, утверждённый в апреле 1838 года”.27
    Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) был известным русским скульптором первой половины XIX века, к концу 30-х годов более всего проявивший себя как мастер монументально-декоративной скульптуры Петербурга. В содружестве с С.С. Пименовым В.И. Демут-Малиновский создал к тому времени аллегорические скульптурные группы на портике Горного института, скульптуру арки Главного штаба на Дворцовой площади, скульптуру фасадов Александринского театра и др. В 1836 году вместо умершего И.П. Мартоса В.И. Демут-Малиновский стал ректором Академии художеств по скульптуре.
    Работа над глиняными статуями Михаила Федоровича и Сусанина в натуральную величину заняла у В.И. Демут-Малиновского много времени и сил, а статую Сусанина пришлось делать дважды, так как первая модель в 1839 году рухнула и все пришлось делать заново. К началу 1842 года работа скульптора была завершена. В феврале 1842 года был заключён контракт с петербургским мастером И. Гамбургером, который обязался выполнить все скульптурные части памятника в бронзе, что и было сделано к осени 1845 года. К сожалению, сам В.И. Демут-Малиновский не дожил до открытия своего, бесспорно, наиболее выдающегося произведения – памятника в Костроме; он скончался почти за пять лет до этого события 16 июля 1846 года.

    Скульптор В.И. Демут-Малиновский – создатель сусанинского
    монумента в Костроме. Портрет М.И. Теребенева. 1830 г.
    Пока в столице шла работа над памятником, в Костроме также готовились к его сооружению. Торжественная закладка памятника состоялась на Сусанинской площади 2 августа 1843 года. Рано утром из кафедрального Успенского собора вышел крестный ход с Федоровской иконой Божией Матери, возглавляемый епископом Костромским и Галичским Виталием (Щепотовым). После совершения молебна с водоосвящением на площадисостоялась закладка будущего монумента: по углам врытой под фундамент ямы первые четыре кирпича были положены епископом Виталием, костромским губернатором Н.И. Жуковым, губернским предводителем дворянства М.П. Купреяновым и городской головой Н.И. Малышевым (сам фундамент был выложен костромскими мастерами – преемниками мастеров старинной Кирпичной слободы, известной с XVI века, – из кирпича особой прочности, так называемого кирпича-железняка).29
    19 сентября того же 1843 года в Кострому из Петербурга были доставлены гранитные плиты для пьедестала и колонна, на которой должен быть установлен бюст Михаила Романова. В 1845 году постамент с колонной на нём были установлены, а в августе 1847 года в Кострому были доставлены все бронзовые части памятника. До его открытия, по-видимому, оставалось совсем немного, но случившийся в начале сентября 1847 года грандиозный пожар
    а
    , испепеливший чуть не всю Кострому, вновь отложил это событие. Сам памятник, к счастью, не был тронут огнём, но очень сильно пострадавшему от пожара городу ещё несколько лет было не до торжественных церемоний. К лету 1850 года монумент на Сусанинской площади был полностью готов, к этому времени в основном завершилось и восстановление центральной части Костромы. По повелению императора Николая I торжественное открытие памятника было назначено на 14 марта 1851 года – на день Федоровской иконы Божией Матери, главной святыни костромского края, с 1613 года считавшейся покровительницей династии Романовых.
    По свидетельству современников, предстоящее торжество заметно увеличило население Костромы. Накануне открытия памятника сюда съехалось чуть ли не всё дворянство губернии во главе со своими уездными предводителями, прибыли депутации коробовцев и земляков Сусанина – крестьян села Домнина, пришло и приехало немало жителей из уездных городов и большое количество крестьян из ближайших сёл и деревень. Для придания открытию монумента большей торжественности из соседнего Ярославля был прислан пехотный полк.
    И вот, как писал один из участников торжества, настал “тот многозначительный день в истории Церкви и Отечества, в который совершилось открытие памятника родоначальнику благополучно царствующего дома Романовых и признательное потомство торжественно, перед лицом целой России, выразило народную благодарность поселянину Ивану Сусанину за спасение Царя Михаила Феодоровича. В этот сугубо-священный день православие, самодержавие и народность, три краеугольные камня русского царства слились в одно всерадостнейшее праздненство”.30
    Рано утром 14 марта 1851 года толпы народа заполнили Сусанинскую площадь, в центре которой высился закрытый покрывалом памятник, окружённый с трёх сторон шеренгами солдат. По мнению очевидцев, на площади было до 30 тысяч человек; балконы, окна, крыши окружающих её зданий – всё было усеяно людьми. Торжество началось с Божественной литургии в кафедральном Богоявленском соборе, которую в присутствии первых лиц – губернатора И.В Каменского, губернского предводителя дворянства Ф.Ф. Чагина, ярославского губернского предводителя А.А. Волкова, – уездных предводителей, военных и гражданских чинов, депутаций из Коробова и Домнина и др. отслужил епископ Костромской и Галичский Леонид (Зарецкий). По окончании литургии соборный протоиерей Е.П.  Вознесенский выступил со словом, в котором, в частности, сказал: “238 лет минуло, как пролилась кровь Сусанина, первомученика за жизнь первого царя из рода Романовых. Но столетия не имеют никакого влияния на судьбы народа, среди коего Православие торжествует в лице Феодоровской Божией Матери, Самодержавие под благословенным царственным древом Романовых укрывает и утешает наслаждением мира и благоденствия, народность верно хранит в памяти бессмертный подвиг домнинского крестьянина”.31

    Памятник Михаилу Фёдоровичу Романову и Ивану Сусанину в Костроме.
    Открыт 14 марта 1851 года.
    Из собора все присутствующие с многочисленными церковными хоругвями крестным ходом отправились к памятнику на Сусанинской площади. Впереди вместе с Федоровской иконой Божией Матери несли и главную святыню Ипатьевского монастыря – икону Тихвинской Божией Матери. Заканчивали шествие военные подразделения, марширующие под музыку духового оркестра.
    По прибытии крестного хода на площадь настал торжественный момент, которого ждали столько лет: по знаку, поданному губернатором И.В. Каменским, с монумента – под крики “ура!” – упал покров. Пред взорами собравшихся 14 марта 1851 года на Сусанинской площади возник памятник, представляющий покоящуюся на постаменте высокую гранитную колонну, увенчанную бронзовым бюстом юного царя Михаила Федоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. В верхней части колонны (под царским бюстом) находился государственный герб – раскинувший крылья двухглавый орёл, в средней части её был укреплён герб Костромской губернии. У основания колонны высилась коленопреклонённая фигура молящегося Богу Сусанина, слева от которого лежали в виде свитков две жалованные грамоты его потомству. На передней стороне облицованного гранитом постамента был вделан барельеф, изображающий сцену убийства Сусанина поляками. На задней стороне постамента золотыми буквами было написано: “Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство”.
    Памятник, по словам позднейшего исследователя, окружала “прекрасная решётка, украшенная арматурами из доспехов и распластанными Николаевскими орлами…”.32 По углам её стояло четыре чугунных фонарных столба.
    Когда крики “ура!” смолкли, епископ Леонид освятил памятник, окропив его святой водой, и произнёс речь, посвящённую происходящему событию. После этого была отслужена панихида по Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину. В завершении церемонии оркестр сыграл гимн “Боже, царя храни!” и военные подразделения под музыку прошли парадным строем перед памятником.
    Убийство Сусанина поляками

    Барельеф на постаменте монумента.
    Фото В.Н. Кларка. 1908 г.
    По окончании торжеств на площади все начальствующие лица и высокопоставленные гости отправились на торжественный обед, даваемый костромским дворянством потомкам Сусанина – коробовским белопашцам,– в доме купца Первушина (бывший дом генерала Борщова
    б
    ). Зала, где проходил обед, была украшена портретами Михаила Федоровича и Николая I-го, а также большой картиной, изображающей гибель Сусанина. Во время обеда староста коробовских белопашцев провозглашал тосты “за Его Императорское Величество”, “за Его Превосходительство господина губернатора” и “за всех костромских дворян”. При каждом тосте потомки Сусанина восклицали “ура!” В конце обеда староста провозгласил “вечную память царю Михаилу Феодоровичу и прадеду Ивану Сусанину”.34
    Всем коробовским белопашцам на память об этом дне были подарены бархатные шапки, опушенные мехом, с серебряным позументом, на котором было вышито: “14 марта 1851 г.”
    В это же день, чуть позднее, в Дворянском собрании был дан другой роскошный обед – на 250 персон. Целый день в городе звонили колокола всех церквей, а вечером центр Костромы украсился праздничной иллюминацией, иллюминирован был и стоящий посередине Сусанинской площади памятник-колонна, служба которого началась…
    Идейно-художественные достоинства памятника, открытого в Костроме в 1851 году, конечно, можно оценивать по-разному (в советское время, когда памятник был уже разрушен, очень любили пройтись по коленопреклонённой позе Сусанина, упирая на то, что вот как “царизм” принизил народного героя, поставив его на колени), но бесспорно одно: сусанинский монумент очень быстро вписался в замечательный архитектурный ансамбль центра города, став вскоре одним из символов Костромы, подобно Медному всаднику – символу Петербурга или памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади – символу Москвы.

  3. Близкие родственики Ответить

    В октябре 1834 года император Николай I, посетив Кострому, принял решение выделить средства на сооружение в колыбели Дома Романовых двух памятников: Михаилу Федоровичу на территории Ипатьевского монастыря и Ивану Сусанину на Екатерининской площади — в центре города. В Академии художеств был объявлен конкурс на разработку проектов этих монументов, в котором приняли участие В.Демут-Малиновский, Б.Орловский и Е.Гольберг. Рассмотрев представленные проекты, в 1838 году Николай I изменил свое первоначальное решение и поручил скульптору В. Демут-Малиновскому составить новый проект памятника, в котором отразить роль царя Михаила Романова и подвиг крестьянина Ивана Сусанина.
    Работа над глиняными статуями Михаила Федоровича и Сусанина в натуральную величину заняла у В.Демут-Малиновского много времени и сил, а статую Сусанина пришлось делать дважды, так как первая модель в 1839 году рухнула и все пришлось делать заново. Как считают некоторые историки, при всей своей одаренности и таланте скульптура, сумевшего мастерски объединить две фигуры в единой скульптурной композиции, ему не удалось правдиво воплотить широкий патриотический смысл мужественного подвига Ивана Сусанина.
    По повелению императора Николая I торжественное открытие памятника было назначено на 14 марта 1851 года – на день Федоровской иконы Божией Матери, главной святыни костромского края, с 1613 года считавшейся покровительницей династии Романовых. Памятник представлял собой высокую колонну из красного гранита, увенчанного бюстом Михаила Федоровича, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая бронзовая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента – надпись «Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружен фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами. Силуэт памятника-колонны хорошо вписывался в архитектуру центральной городской площади.
    В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строки:
    «Стоит из меди кованый,
    Точь-в-точь Савелий дедушка
    Мужик на площади.
    Чей памятник? – Сусанина».
    Некрасов «выпрямил» Сусанина и предвосхитил общенациональное понимание его подвига.
    В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила Федоровича и скульптура Ивана Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году. Колону вывезли за город, где она и пролежала почти семьдесят лет. В 70 годы, на месте, где лежала колона, велись строительные работы и многие костромичи (в том числе и я) использовали фрагмент памятника в качестве мостика через канаву, не зная о том, что находится у них под ногами. В настоящее время на месте снесенного памятника на Сусанинской площади установлен памятный знак, туда же перевезена и найденная колона. Для жителей города появился новый ориентир для обозначения мест встречи: «Встретимся в центре, у колонны».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *