Какие политические идеи могли повлиять в европе на будущих декабристов?

17 ответов на вопрос “Какие политические идеи могли повлиять в европе на будущих декабристов?”

  1. КР@СОТК@ Ответить

    Н.М. Муравьев проводит строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно «Конституции», высшим законодательным органом власти в Федерации является двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты народных представителей (нижней палаты).
    Высшая исполнительная власть в Федерации принадлежит императору. Функции и прерогативы его как главы исполнительной власти наиболее детально разработаны во втором варианте проекта Н.М. Муравьева. Подчеркивалось, что Россия – “.общество людей свободных”, а не “вотчина” императора; “императорское звание учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом деле семейственным достоянием”. Император объявляется “верховным чиновником Российского правительства”, его власть наследственна – по прямой линии от отца к сыну, “но не от тестя к зятю”. Женщины не имеют прав на престол. Всякий законопроект, одобренный Народным вече, требует утверждения его императором. Но если этот законопроект после вторичного его чте-
    ния в законодательных палатах вновь будет одобрен двумя третями голосов, то он получает силу закона. Согласно третьему варианту проекта, императору даже предоставляется законодательная инициатива. Он предлагает Народному вече проекты законов, принуждает его к вторичному рассмотрению принятого или отвергнутого им предложения. Хотя император является “верховным начальником” сухопутных, морских и внутренних сил государства, однако он не может использовать их для подавления “возмущений” внутри государства без санкции Народного вече. Ему предоставляется также право вести переговоры с иностранными державами, заключать трактаты “с совета и согласия Верховной думы”, назначать послов и консулов в другие государства, принимать послов и других “уполномоченных” от “иностранных правительств”, с согласия Верховной думы назначать судей “верховных судебных мест”, назначать чиновников. Император, в случае переговоров с другими государствами или суда, имеет право созывать обе палаты Народного вече, может и отсрочить в случае необходимости их заседания, но не более чем на три месяца. Ему дается титул “Его императорское величество”. При вступлении на престол он должен принести следующую присягу посреди Народного вече: “Я клянусь торжественно, что буду верно, исполнять обязанности императора российского и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционного Устава России”.
    В счет получаемого из казны жалования император может содержать двор, но придворные на время своей службы у императора лишаются прав активного гражданства – избирать и быть избранными в какие-либо “общественные должности”, “поскольку они находятся в частном услужении”. Тем самым предусматривается устранение влияния придворной камарильи на управление и ход государственных дел. Императору запрещается покидать пределы России, дабы он не “сделался орудием злоумышления против нее”. Выезд императора из России автоматически влечет отречение его от престола.
    Все назначенные императором чиновники, главы приказов, а также и “временный правитель”, (регент, назначенный высшим законодательным органом), могут быть смещены со своих должностей Народным вече, “. если уличены будут в измене, расхищении общественной казны или сделали еще какие-либо преступления и, наконец, ежели окажутся неспособными”. В случае преступлений уголовного характера Народное вече должно отдать их под суд.
    Исполнительная власть в державе вручается правителю, его наместнику и совету. Державные правители избираются Народным вече на три года из списков
    лиц, представленных на эту должность Державным вече. Державный правитель так же, как и император, утверждает принятые Державным вече законопроекты, может вернуть их на вторичное рассмотрение, отсрочить заседания его палат до трех месяцев; он также “начальствует земским войском своей державы”, но не может, “. даже в случае возмущения, велеть земскому войску действовать против” жителей своей державы, пока Державное вече не издаст закона о военном положении в державе.
    В «Конституции» Н.М. Муравьева прослеживается известная общность ее положений с французской конституцией 1791 г. и с испанской 1812 г., которые были рождены подъемом антифеодальной борьбы. Однако наличие в ней сходства с другими конституционными законодательствами отнюдь не является свидетельством слепого подражания социально-политического проекта Н.М. Муравьева этим образцам. Его «Конституция» была оригинальным политическим документом, отражавшим представления автора и его единомышленников о характере возможного будущего государственного устройства с учетом особенностей исторического развития России.
    Считая целесообразным в первых вариантах своей «Конституции» создание в послереволюционной России Федерации держав, Н.М. Муравьев в то же время разрабатывал систему их прочной связи. Анализ разных вариантов его «Конституции» показывает, как творчески работал он над этими вопросами, продумывая пределы компетенции Народного вече и “правительствующей власти каждой державы”. Охватывая своей деятельностью разные стороны государственного управления и общественной жизни, Народное вече приобретало право “. издать для России уложение гражданское, уголовное, торговое и военное”, объявлять военное положение во всей стране, а также назначать регента или провозглашать наследника императора. Все это свидетельствовало о том, что державы находились в юридической зависимости от центральной государственной власти, что способствовало прочному объединению всей Федерации.
    Анализ «Конституции» Н.М. Муравьева позволяет сделать вывод, что провозглашаемая ею конституционная монархия по своим основным принципам была близка принципам республики с президентом во главе. Видимо, идея наследственной монархии отстаивалась Н.М. Муравьевым больше по тактическим соображениям: традиции, привычка к такой форме правления были очень сильны даже у наиболее прогрессивной части общества.
    Критика формального характера демократизма, который утверждали тогда европейские конституции, а также жаркие споры декабристов по поводу основ конституционной программы Никиты Муравьева способствовали формированию республиканских взглядов П.И.Пестеля, поиску им тех путей, которые, по его представлению, могли установить действительное народовластие.
    “Русская правда” – этот важнейший памятник идеологии декабризма, интереснейший документ той исторической эпохи, – явился плодом не только личного творчества П.И. Пестеля, но во многом и коллективного творчества декабристов. То или иное участие в работе над” Русской правдой” принимали Н.И. Тургенев, А.П. Юшневский, С.И. Муравьев-Апостол, Е.П.Оболенский и многие другие. Известное влияние на П.И Пестеля оказал республиканский проект конституции М.Н.Новикова, который был членом “Союза спасения”. После принятия основных положений на Киевском съезде руководителей «Южного общества» в 1823 г. «Русская правда» стала фактически его программным документом. Она не раз обсуждалась также на заседаниях «Северного общества».
    “Русская правда” решительно отменяла самодержавное правление и провозглашала республику. При этом П.И. Пестель отстаивал такую форму республиканского строя, при котором было возможным исключение политических преимуществ дворянства и буржуазии. Поэтому одной из первостепенных задач он считал введение равенства всех граждан перед законом, ликвидацию всех сословий. П.И Пестель подчеркивал, что важнейшее дело Верховного правления – отмена “постыдного права” (крепостного права – Прим. авт.). В редакции ” Русской правды” 1824 г. был углублен вопрос о порядке освобождения крестьян, о решении земельного вопроса.
    Являясь последовательным приверженцем республики, П.И Пестель, согласно “Русской правде”, предусматривал для России демократический государственный строй. При новом строе верховная власть должна была принадлежать однопалатному Народному вече. П.И. Пестель выступал противником двухпалатной системы, которая давала возможность для укрепления значительного влияния крупных собственников, как из дворян, так и из буржуазных кругов.
    Для того, чтобы законодательная и исполнительная власти “не выходили из своих пределов”, учреждался высший контрольный (“блюстительный”) орган -Верховный собор из 120 членов (“бояр” или “старцев”), избираемых пожизненно Народным вече из числа кандидатов, выдвигаемых окружными собраниями. На рассмотрение Верховного собора представляются все законы, принятые Народ-

  2. TheDzhoniPlay Ответить

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    3
    1 Влияние
    западноевропейских идей на мировоззрение
    декабристов
    4
    1.1 Французская
    революция как источник формирования
    декабристкой идеологии и ее оценка декабристами
    4
    1.2 Распространение
    в России вначале XIX века идей
    французских просветителей
    5
    1.3 Роль
    военных походов в образование
    в России революционного движения
    6
    1.4 Идеи
    французских и английских философов и
    их влияние на конституционные проекты
    декабристов
    7
    2 “Русская
    Правда” Пестеля
    8
    2.1 Форма
    государства по “Русской Правде” и
    Временное революционное правительство
    в понимание декабристов
    8
    2.2 Демократические
    преобразования в сфере прав
    человека
    13
    2.3 Решение
    аграрно-крестьянского вопроса
    14
    2.4 Преобразования,
    предусмотренные “Русской Правдой”,
    в просвещения, судопроизводства
    и военном деле    17
    2.5 Решение национального вопроса
    19
    3 “Конституция” Муравьева
    24
    3.1 Система органов государственной
    власти и административно-территориальное
    деление по “Конституции” 24
    3.2 Избирательное
    право
    30
    3.3 Решение
    крестьянского вопроса
    32
    3.4 Преобразования
    в сфере прав человека
    33
    Заключение
    36
    Список использованных источников
    37
    ВВЕДЕНИЕ
    Наследие декабристов всегда привлекало
    исследователей, ведь они оставили
    множество произведений, среди которых
    можно найти и работы политико-правового
    характера. И содержание этих работ по
    прежнему остается актуальным для России.
    Так, например, решение вопроса об административно-территориальном
    делении всегда будет оставаться важным
    для России из-за огромной размеров ее
    территории и большого количества народов,
    населяющих ее (о чем писал Пестель). Для
    истории государства и права наиболее
    интересны, как мне кажется, конституционные
    проекты декабристов, которые по своему
    реформаторскому потенциалу опередили
    историческое развитие России почти на
    столетие.
    Но эти проекты не возникли на
    пустом месте. И основными идеями,
    положенными в основу этих проектов,
    были идеи, разработанные философами
    Просвещения, которые, конечно же, трансформировались
    определенным образом с учетом специфики
    России.
    Таким образом, цель данного исследования
    данной курсовой работы, во-первых, рассмотреть
    Великую Французскую революцию
    и западноевропейскую философия
    как источник формирования политико-правовых
    взглядов декабристов, и прежде всего
    двух значительных политико-правовой
    мысли декабристов: конституционные проекты
    Пестеля и Муравьева (“Русская Правда”
    и ”Конституция”) и показать  то философское
    основание в соответствии с которым были
    написаны данные документы, да и на которых
    строилась декабристская идеология в
    целом (при этом, конечно, не следует забывать
    и других источников: деятельность русских
    просветителей XVIII века, Отечественная
    война 1812 года и самодержавно-крепостническая
    действительность России первой четверти
    XIX века).
    Во-вторых, это сравнительная характеристика
    “Русской Правды” и ”Конституции”,
    а также анализ тех социально-экономических,
    политико-правовых преобразований, которые
    декабристы собирались провести в сфере
    государственного устройства, управления
    и судоустройства; административно-территориального
    деления; решение национального и аграрного
    вопросов, а также изменений правового
    статуса личности в Российской империи
    (отмена сословного деления, признание
    конституционных прав граждан и так далее).
    1.ВЛИЯНИЕ ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИДЕЙ
    НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
    1.1. Французская революция как
    источник формирования декабристкой
    идеологии и ее оценка декабристам
    Формирование
    декабристкой идеологии -необходимое
    условие возникновения и деятельности
    тайных декабристских организаций, разработки
    ими программных политических документов,
    а также революционной практики и планов
    восстания. Большое влияние на этот процесс
    формирования оказали передовые западноевропейские
    идеи.
    Процесс воздействие этих идей на
    декабристов можно разделить на два этапа:
    1) период до Отечественной войны 1812 года,
    характеризующийся влиянием идей Просвещения
    и Великой Французской революции (с учетом
    как положительных, так и негативных моментов),
    2) период Отечественной войны 1812 года,
    заграничных походов 1813-1814 года, пребывание
    русского оккупационного корпуса графа
    Воронцова во Франции в 1815-1818 годах.
    Общественное движение в России
    в начале XIX века было связано с
    общим подъемом освободительного движения
    в Европе. “Французская революция
    конца XVIII века сделала так много, что весь
    XIX век, тот век, который дал всему человечеству
    цивилизацию и культуру, прошел под знаменем
    Французской революции,” -писал Ленин
    /4, с.398/. И поэтому великое общественное
    движение во Франции конца XVIII века оказало
    влияние на развертывание революционного
    движения во всех концах мира, в том числе
    и в России.
    Декабристы относились к ней
    неоднозначно. Они в своем большинстве
    приветствовали начало революции, одобряли
    ее принципы, провозглашенные в “Декларации
    прав” 1789 года.
    “Мы ненавидели преступления и любили
    правила Французской революции,”
    –отмечал М. Ф. Орлов /4, с.179/. И все
    же, несмотря на отрицательные стороны
    революции, как представляли их себе
    декабристы (“власть толпы”, якобинский
    террор, завершившийся термидором и затем
    утверждение диктатуры Наполеона), а также
    и на реставрацию после 1815 года в Европе
    абсолютистских режимов, наиболее проницательные
    представители декабристского круга не
    могли не усмотреть и конечных  положительных
    последствий революции. П. И. Пестель показывал:
    ”Возвращение бурбонского дома на французский
    престол и мои соображения о сем происшествия
    могу я назвать эпохою в моих политических
    мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо
    начал рассуждать, что большая часть коренных
    постановлений, введенных революциею,
    были при монархии сохранены и за благие
    вещи признаны, между тем как все восставали
    против революции и я сам против нее всегда
    восставал. От сего суждения породилась
    мысль, что революция, видно, не так дурна,
    как говорят, и что может быть весьма
    полезна, в какой мысли я укреплялся тем
    другим еще суждением, что те государства,
    в коих не было революции, продолжали быть
    лишенные подобных преимуществ и учреждений”
    /3, с.148 /. Таким образом, осуждение “ужасов
    французской революции” не мешало видным
    идеологам декабризма осознавать, что,
    говоря словами М. Ф. Орлова, “эпоха французской
    революции- великая эпоха, что эпоха человека
    и разума”/4, с.348/. Критика “крайностей”
    французской революции у декабристов
    согласовывалась с признанием положительных
    в конечном счете результатов.
    1.2. Распространение в России
    вначале XIX века идей французских
    просветителей
    Французская философия и общественно-политические
    теории XVIII века, явившаяся идеологической
    подготовкой буржуазной революции,
    дали сокрушительную критику отжившего
    феодального порядка Франции. Эта революционная
    идеология находила живой отклик у передовых
    людей России, видевших отсталость самодержавно-крепостнических
    порядков. Их читали в подлиннике: знание
    французского языка являлось обязательным
    для каждого образованного человека в
    России. Идеи передовых мыслителей Западной
    Европы были хорошо знакомы образованному
    русскому обществу, особенное распространение
    в России получили произведения французских
    просветителей и философов XVIII века.. Эти
    произведения переводились и на русский
    язык, издавались полностью или в отрывках,
    и даже делались попытки напечатать собрание
    сочинений. Кроме того, многие произведения
    идеологов буржуазной революции переводились
    и распространялись в списках.
    Во время следствия каждому
    декабристу задавался вопрос: ”С которого
    времени и откуда заимствовали вы
    свободный образ мыслей, то есть
    от сообщества ли, или внушения других;
    или от чтения книг или сочинений
    в рукописях и каких именно?”
    Влияние Французских просветителей, литературы
    французских и английских публицистов
    неоспоримо- оно чрезвычайно велико и
    все декабристы говорят об этом. Судя по
    ответам, изучение английской конституции
    и конституции Северо-Американских Штатов
    оказало большое влияние на формирование
    мировоззрения декабристов, на политическую
    ориентацию. А. А. Бестужев показывал: “Первая
    же книга, развернувшая во мне желание
    конституции для моего отечества, была
    “О конституции Англии”/4, с.342/. При ответах
    на источники формирования вольнолюбивых
    взглядов многие декабристы указывают
    своих учителей и воспитателей. Вот что
    на следствие говорил А. М. Муравьев: “Уже
    в детстве внушал мне свободный образ
    мыслей мой тогда бывший дядька –швейцарец
    Бидо, который возвратился потом в свою
    родину”/4, с.234/. А вот, что позднее писал
    декабрист Роден в воспоминаниях: ”Французская
    революция 1789 года выгнала к нам тысячи
    выходцев, между ними людей весьма образованных
    из высших классов, много умных аббатов
    и всяких учителей по случаю вперемежку
    с аббатами заняли места воспитателей,
    и, сами убежав от революции, посеяли в
    русском дворянском юношестве первые
    семена революции”/4,с.366/.
    В политических и философских
    сочинениях западноевропейских
    и русских мыслителей, в изучении
    политэкономии, древней и новой
    истории, конституционного устройства
    некоторых стран Европы, Северо-Американских
    Соединенных Штатов пытались они найти
    ответы на волнующие их вопросы о причинах
    бедственного положения России, уяснить
    себе возможные пути и средства необходимых
    преобразований, которые могли бы ”спасти”
    Россию и обеспечить ей благоденствие.
    1.3. Роль военных походов в
    образование в России революционного
    движения
    Широкому знакомству с идеями французской
    революции и ее практическими
    результатами способствовали походы
    русских войск в Западную Европу и их пребывание
    за границей. Заграничные походы послужили
    важным “пропагандирующим фактором”/8,
    с.46/, воздействующем на всю армию -”от
    генерала до солдата”, которые невольно
    сравнивали увиденные ”порядки” в западноевропейских
    странах с ”порядками” в России. Отсюда
    неизбежно возникал вопрос о причинах
    ”неустройств” в России. ”Войска от генералов
    до солдат, -писал А. А. Бестужев, -пришедши
    назад, только и толковали: “Как хорошо
    в чужих землях”. Сравнение со своим,
    естественно, произвело вопрос: почему
    же не так у нас?”/4, с.433/
    О влияние войны 1812 года и заграничных
    походов на формирование мировоззрение
    декабристов также сообщалось в
    показаниях на следствии. Например, С.
    Г. Волконский писал, что “с 1813 года
    заимствовался вольнолюбивыми и либеральными
    мыслями, находясь с войсками по разным
    местам Германии, и по сношениям могли
    с разными частными лицами тех мест, где
    находился. Более же всего получил склонность
    к таковому образу мыслей во время моего
    пребывания в конце 1814года и вначале 1815
    года в Париже и Лондоне”/4, с.342/.
    Многие из будущих декабристов,
    находясь в Париже, встречались с
    передовыми политическими деятелями
    Франции, слушали лекции французских
    ученых по политическим вопросам. Ленин
    отмечал, что передовые дворянские
    офицеры ”были заражены соприкосновением
    с демократическими идеями Европы во время
    наполеоновских войн”/5, с.129/. После окончания
    войны, когда были созданы тайные общества
    и перед ними встала задача практической
    подготовки революционного переворота
    в России, они внимательно следили за достижением
    революционной мысли в Западной Европе.
    1.4 Идеи французских и английских
    философов и их влияние на
    конституционные проекты декабристов
    В основу декабристских проектов политического
    и социального переустройства
    России были положены принципы естественного
    права, выработанные мыслителями века
    Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье,
    Дидро, Гольбахом, с произведениями которых
    авторы были хорошо знакомы. Под “естественными
    правами” понимались личная свобода человека,
    равенство всех перед законом, непризнание
    сословных различий, а также создание
    представительного образа правления при
    разделении властей на законодательную,
    исполнительную и судебную, при независимости
    судебной власти и ответственности исполнительной
    перед законодательной. Эти положения
    своим острием были направлены против
    феодально-абсолютистских порядков и
    содержали большой для того времени революционный
    заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового
    государства. При разработке своих проектов
    Пестель и Муравьев опирались также на
    конституционный опыт других государств-
    Северо-Американских Соединенных Штатов
    и некоторых других стран Западной Европы.

  3. Kilix Ответить

    Возрастал интерес и к литературе начала 19 века. Читались новые книги, передовые иностранные газеты и журналы. Изучение конституций Франции, Англии, США было школой для ищущего политического сознания. Конечно, идеи Западной Европы и Америки не явились причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие, передали свой опыт новому поколению. Против положения о “прирожденном” праве дворянина владеть крепостным человеком восставала идея о прирожденном равенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех феодальных привилегий. Против неограниченного права абсолютного монарха повелевать своими подданными поднимала на борьбу идея о власти, принадлежащей народу.
    Русская прогрессивная печать начала XIX века выступала в защиту передовых мыслителей Франции. Публикуя статью “О признаках народного просвещения”, журнал “Вестник Европы” ставил проблему распространения просвещения во всех сословиях: “…пока науки будут исключительной собственностью одного какого – либо сословия людей, которое сверх того еще по особливым законам совершенно отделено от всех прочих, до тех пор можно утверждать с достоверностью, что в таком народе нельзя ожидать значительных успехов просвещения”.
    Просветительская идеология проникла даже в среду деятелей официального просвещения. Так, профессор Ярославского Демидовского высших наук училища Г.Ф.Покровский, выступая в местном Обществе любителей российской словесности с рассуждением “О степенях образования людей и народов”, связал эту проблему с наличием благоприятного климата и естественных богатств у людей и народов, утверждая, что “сокровища земли – первое основание нравственного воспитания”. По мнению Покровского, труды и образ жизни человека взаимосвязаны. Он напоминает, что человек может совершать подвиги громкие, славные и героические только тогда, когда чувствует свое достоинство; а там, где народы управляются тиранами, люди “представляют собой стада невольников, у которых вся чувствительность притупляется от претерпения бедствий”.
    Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала и Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества. Декабристы называли себя “детьми 1812 года”, не раз подчеркивали, что 1812 год явился началом их движения. Среди участников этой войны – более ста будущих декабристов; 65 человек из тех, кого в 1825 году власти назовут “государственными преступниками”, насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Известно, что победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только военное значение, но оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Декабристы первыми указали на народный характер этой войны. Именно война 1812 года глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах родины, путях ее развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как они верили, рано или поздно должен найти в себе силы для освобождения от внутренней тирании – сбросить ярмо крепостного рабства.
    В течение 1812 – 1815 годов будущие декабристы оказались свидетелями событий мирового значения, они наблюдали, с какой легкостью разрушались или воссоздавались троны, ломались старые порядки. Это внушало им надежду на возможность революционных перемен и в России. Декабристы – участники Отечественной войны 1812 года надеялись, что великий подвиг России разбудит к новой жизни молодое поколение, что Александр I произведет ожидавшиеся реформы, что откроются новые широкие возможности и для перемен политических, и для развития культуры. Но произошло обратное: закрепощенность крестьян не ослабла, расцвела аракчеевщина, усилились цензура и преследования свободомыслящих писателей и ученых. Протестовала же небольшая часть общества, а вступала в активную борьбу с реакцией совсем малая.
    Одной из мер правительства после войны 1812 года было объединение “духовных дел и народного просвещения” в одном министерстве во главе с князем Голицыным. Но на деле это министерство сознательно тормозило распространение в стране научных знаний, опасаясь, что это может привести к “пагубным последствиям для существующего порядка вещей”.
    Сразу же после окончания войны реакция со всей силой обрушилась на учебные заведения. В специальной правительственной инструкции предусматривалось преподавать лишь те науки, которые “не отделяют нравственности от веры”. Крупнейшие университеты страны (Петербургский, Казанский и др.) были подвергнуты опустошительному разгрому. Прогрессивно настроенные профессора, подлинные ученые были изгнаны, а над учебными заведениями устанавливался полицейский надзор.
    Жестокие репрессии обрушились на журналистику и литературу. Обо всем, что хотя бы косвенно касалось правительства и его политики, писать категорически воспрещалось. На публикации подобного рода нужно было разрешение соответствующих правительственных учреждений. Все выходившие из печати литературные произведения подвергались усиленной цензуре.
    Все эти и многие другие реакционные действия правительства Александра I не могли не вызвать самого решительного протеста передовой части образованных людей России. Правительственная политика положила конец надеждам передового дворянства на проведение мирных реформ. Теперь, вспоминал декабрист И.Д.Якушкин, “никто из нас не верил в благие намерения правительства”.
    История возникновения тайных декабристских обществ отделена от войны 1812 года промежутком всего лишь в несколько лет, но послевоенную общественную атмосферу декабристы ощущали как полную противоположность энтузиазму национального подъема, вызванного защитой родины. Они мечтали о возрождении этого подъема во внутренней жизни и на ее волне ожидали политического обновления страны.

  4. Mr.Nazik Ответить

    * Первые два проекта сохранились в бумагах членов общества, третий был написан Н. М. Муравьевым в каземате крепости по требованию следственного комитета.
    В первом проекте говорилось: “Земли помещиков остаются за ними”. Предусматривалось даже возмещение убытков, причиненных переселением поселян в другие места. В третьем проекте утверждалось иное: “Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия, в оных находящиеся, и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их”.
    По проектам Н. М. Муравьева политические права обусловлены высоким имущественным цензом, тем более высоким, чем о более высоких государственных должностях идет речь.
    На совещании 1820 г. Муравьев был согласен с Пестелем в требовании республики. Однако с 1821 г. он пришел к мысли о преимуществах монархии, основанной на разделении властей.
    Законодательную власть, по конституции Муравьева, осуществляет Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты представителей.
    Верховная исполнительная власть принадлежит императору: “Император есть верховный чиновник российского правительства”. При вступлении в правление он приносит присягу посреди Народного Веча, дав клятву верности сохранять и защищать конституционный устав России. Права императора довольно обширны (назначение министров, чиновников, послов, право отлагательного вето, права верховного военачальника и др.), но его деятельность и деятельность чиновников исполнительной власти подлежат контролю и оценке Народного Веча.
    Высшим органом судебной власти является “Верховное судилище”. Предусматривались системы судов (областные, уездные заседания) с участием присяжных.
    Республика допускалась Н. М. Муравьевым лишь в том случае, если не найдется достаточно значительной и авторитетной династии, согласной занять престол на изложенных условиях.
    Необходимость в России монархии он обосновывал обширностью территории страны, требующей значительной силы власти. Муравьев высказывал опасение, что эта сила власти может прийти в столкновение с началами свободы. Для согласования начал власти и свободы необходим повышенный контроль представительных учреждений за действиями аппарата исполнительной власти. Если в столице (по первому проекту — Нижний Новгород, составляющий особую область “Славянок”, по второму проекту — Москва) деятельность императора и чиновников контролирует Народное Вече*, то в обширной стране трудно обеспечить законность действий чиновников, отдаленных от столицы, без дополнительных гарантий. Этим была обусловлена мысль о федеративном устройстве будущей России.
    * “Всякий чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие, никто не может оправдываться полученным приказанием… и всякий исполнитель противозаконного веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждению (если же сам император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем, которое в таком случае учреждает регентство посредством особого закона)”.
    Будущая Россия предполагалась как федерация, состоящая из нескольких держав и областей или из областей (по первому проекту — 14 держав и 2 области, по второму — 13 держав и 2 области, по третьему проекту — 15 областей). Державы и области образуются по территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.). В каждой из держав избиралось двухпалатное “законодательное” (правительствующее — по второму проекту) собрание; исполнительную власть осуществлял “Державный правитель”, избранный Народным Вечем и утвержденный императором. Верховная Дума (в составе Народного Веча) избиралась собраниями держав.
    Н. М. Муравьев полагал, что военная революция произойдет в столицах и других частях страны, где имеются вооруженные силы, руководимые офицерами — членами тайных обществ.
    “Силою оружия”, как лаконично ответил Н. М. Муравьев на вопрос следственной комиссии, Сенат будет принужден к опубликованию Манифеста об отмене крепостного права, о равенстве всех перед законом, о свободе печати и других свободах и правах; предполагалось избрание выборных народных представителей, которые учредят на будущее порядок правления и государственное законоположение. Одновременно в тех частях России, где одержат успех войска, руководимые тайными обществами, упраздняется крепостное право (“Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным”), вводятся представительные учреждения, свободы печати, слова и совести. Движение войск на столицы прекращается с упразднением прежнего правления.
    Еще более радикально те же проблемы решал Павел Иванович Пестель (1793—1826). Им написана “Русская Правда” — программный документ Южного общества.
    Аграрный проект Пестеля основан на том, чтобы, освободив крестьян, улучшить их положение, “а не мнимую свободу им даровать”. Для этого земли каждой волости делятся на две части, одна из которых будет собственностью общественной, другая — частной. Земли общественные (волостные) предназначаются для доставления необходимого всем гражданам без изъятия; они не могут продаваться или закладываться. Каждый россиянин имеет право получить в своей волости участок земли, достаточный для пропитания одного тягла (муж с женою и тремя детьми). Земли частные свободно продаются и покупаются; они “будут служить к доставлению изобилия”.
    Цель аграрного проекта — обеспечить каждому россиянину прожиточный минимум, защищающий его от нищеты и от произвола “аристокрации богатств”. Одним из первых отечественных мыслителей Пестель отразил в теории новые общественные противоречия, складывающиеся в развитых странах Запада. “Отличительная черта нынешнего столетия, — писал он, — ознаменовывается явною борьбою между народами и феодальною аристокрацией, во время коей начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной”.
    Возникновение в России “аристокрации богатств” неизбежно, поскольку в гражданском обществе будут обеспечены собственность, свобода промыслов, частная инициатива и конкуренция. Именно поэтому, считал Пестель, следует принять особые меры против всевластия богатых и обнищания масс.
    Пестель выступал против имущественного ценза: “Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству еще другие политические права и преимущества”. По “Русской Правде” все русские, достигшие 20 лет, имеют всю полноту гражданских и политических прав.
    Пестель был сторонником республики. По его проекту верховную законодательную власть в России будет осуществлять Народное Вече, избираемое на пять лет (каждый год обновляется 1/5 часть его). Заветные (конституционные) законы “обнародуются и на суждение всей России предлагаются”.
    Верховная исполнительная власть поручается Державной Думе, состоящей из пяти человек, выбранных народом (затем — один ежегодно избирается Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы).
    Для того, чтобы эти названные власти не выходили из своих пределов, учреждается блюстительная власть, которая поручается Верховному Собору (120 “бояр”, пожизненно назначаемых Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Верховный Собор проверяет законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.
    В отличие от Муравьева Пестель — сторонник единого русского централизованного государства. Федерацию он отвергал как возрождение “удельной системы”. Особенно пагубной и вредной он считал федерацию в России, где много племен и народов, языков и вер.
    В будущей России, полагал Пестель, все эти племена и народности обрусеют: “Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский”.
    Исключение составит Польша — Пестель, как и другие декабристы, был сторонником восстановления ее независимости.
    Для осуществления “Русской Правды” предполагалось установление Временного Верховного правления на срок не менее 10 лет. Временное правительство из пяти директоров при опоре на тайные общества и воинские части должно провести размежевание общественных (волостных) и частных земель, предупредить и подавить* возможные волнения и беспорядки.
    * “Рабство должно быть решительно уничтожено и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. Нельзя ожидать, — писал Пестель, — чтобы нашелся один злосовестный дворянин, чтобы не содействовать всеми силами к уничтожению рабства и крепостного состояния в России. Но ежели бы, паче всякого чаяния, нашелся изверг, который бы словом или делом вздумал сему действию противиться или оное осуждать, то Временное Верховное правление обязывается всякого такового злодея безызъятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его строжайшему наказанию, яко врага отечества и изменника противу первоначального коренного права гражданского. Сие уничтожение рабства и крепостного состояния возлагается на Временное Верховное правление, яко священнейшая и непременнейшая его обязанность”.
    Разногласия Северного и Южного обществ помешалиих объединению. “Южная и Северная думы приняли два различных направления: первая положила себе целью демократический переворот, вторая — монархически-конституционный, — писал впоследствии один из декабристов. — Несмотря на это разногласие целей и средств, обе думы, не действующие совокупно, не прекращали сношений между собою. Двигателем по Южной думе был Пестель, по Северной — Никита Муравьев”. Переговоры привели к тому, что после приезда Пестеля в Петербург (декабрь 1823 г.) в Северном обществе сложилась устойчивая группа сторонников республики (Рылеев, Оболенский и др.).
    Особое место среди декабристов занимало “Общество соединенных славян”, созданное группой офицеров войск, расквартированных в южной России. Это общество ставило своей целью освобождение и объединение славянских народов, разобщенных и страдающих от крепостного права, от турецкого и иного иноземного ига и гнета; итогом борьбы за свободу мыслился федеративный союз свободных славянских народов.
    В конце лета 1825 г. члены Южного общества случайно узнали, что существует “Общество соединенных славян”. К “славянам” был направлен Бестужев-Рюмин с извлечением из “Русской Правды” (“Конституция — Государственный завет”). На этой программной основе “Общество соединенных славян” слилось с Южным. Бывшие члены этого Общества приняли активное участие в восстании Черниговского полка.
    Выступление декабристов было самым заметным и значительным фактом общественно-политической истории Российской империи первой четверти XIX в. Политико-правовые программы тайных обществ по-новому поставили ряд коренных проблем развития России. Актуальность этих проблем обусловила разнообразие и противоречивость идеологических оценок событий 1825 г.
    Разногласия историков и публицистов, в том числе современных, начинаются уже с определения сословие-классовой основы движения. Толкование событий 1825 г. как “заговора аристократии” не объясняет резкого противоречия между составом тайных обществ и их целями, противоречия, выраженного каламбуром графа Растопчина, впоследствии переданным стихами: “В Европе сапожник, чтоб барином стать, бунтует — понятное дело. У нас революцию делает знать — в сапожники, что ль захотела?” Не находит подтверждения в источниках предположение марксистских теоретиков об интересах развивающегося в России купечества как движущей силе декабристского движения; продолжительные и настойчивые поиски некоторых историков не обнаружили причастности к тайным обществам хотя бы одного купца или промышленника. Ближе к истине находится бытовавшая в народнической литературе концепция “внеклассовой, внесословной интеллигенции”, борющейся против самодержавия и крепостничества за общенародные интересы, за освобождение России; однако эта концепция требует учета того обстоятельства, что идеям и проектам декабристов, в отличие, скажем, от идей Радищева и многих народников, в какой-то мере присуща защита некоторых специфических интересов землевладельческого сословия, т.е. дворянства.
    Немало споров об идейных истоках декабристского движения. Существовало и существует представление о нем как о результате заимствования западных идей офицерами — участниками заграничных походов. Однако декабристы вышли на Сенатскую площадь не для того, чтобы осуществить западные идеи, а чтобы упразднить существующее в России крепостничество. Много вреда исследованию истории отечественной политико-правовой идеологии принесла и так называемая “борьба с космополитизмом”, безосновательно отрицавшая очевидную связь политико-правовой идеологии декабристов с общественной мыслью и конституционным развитием передовых стран.
    Велики разногласия в оценке выступления декабристов. Немало исследователей оценивают его отрицательно, причем с противоположных позиций: одни сетуют на бестолковость и непрофессионализм стояния на Сенатской площади (“надо было брать Зимний дворец!”), на неуклюжесть и несуразность блужданий Черниговского полка (“надо было штурмовать Киев!”), другие, наоборот, рассуждают, что это выступление воспрепятствовало проведению правительственных реформ. Правительство, однако, отнюдь не собиралось отменять крепостное право либо ограничивать самодержавие, причем долгие десятилетия оно оставалось сильнее любого революционного движения, в силу чего взятие Зимнего дворца декабристами или штурм Киева вряд ли привели бы к изменению общественно-политического строя Российской империи.
    При всем том выступление декабристов было единственным внешним и наглядным проявлением кризиса крепостнического строя, ибо резко поставило вопрос об отмене рабовладения в Российской империи. Поэтому непонятно, почему борцы против рабства Джон Браун и Бичер Стоу заслуженно и всенародно считаются национальными героями своей страны, а Радищев и декабристы в нашей отечественной литературе и публицистике за то же самое порой подвергаются порицанию и осуждению.

  5. Tami Ответить

    диагональ ромба равна 24 см, его периметр 52 см. вычислите длину второй диагонали ромба
    Срочнооооо)
    . По двум параллельным длинным проводам текут токи одинаковой силы. Как изменится сила взаимодействия проводов, приходящихся на единицу длины, если расстояние между проводами изменится с 80 см до 20 см?
    Нас формируют те поступки,которые мы совершаем(Аристотель). (эссе по обществу нужно)
    На берегах Таймырского озера мы часто видели храбрых горностаев.Эти смелые,отважные зверьки переплывали широкие заливы,пускались в далёкие путешествия.Хищные рыбы охотились за горностаями,когда переплывали водную гладь озера.На…
    Цитаты левши из рассказа “ЛЕВША” Лескова.
    СРОЧНО НУЖНО.
    Помогите пожалуйста в данном вопросе!
    В стране Z для развития экономики была снижена ставка рефинансирования центрального банка. Назовите три последствия данного решения для финансовой сферы страны Z (с примерами).
    Помогите решить неравенство)))
    Log0,3 (x-1)/(x-5)
    больше или равно нуля
    Представить 6% в виде десятичной дроби
    как перевести 6% в виде десятичной дроби
    В каком предложении на месте пропуска пишется И?
    Как н.. трудно задание, выполнить его до 19.00 необходимо.
    Ему нельзя н.. приехать на юбилей учителя.
    Где только н.. выступал этот депутат!
    Н.. раз мы возвращались к этому во…

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *