Какие последствия могут возникнуть в невской губе при постройке сооружений?

16 ответов на вопрос “Какие последствия могут возникнуть в невской губе при постройке сооружений?”

  1. Colas Ответить

    Дамба – красная тряпка для зеленых. О комплексе защитных сооружений Петербурга ходит много скандальных «фактов»: экологию насыпи портят, незащищенные берега разрушают. Но действительно ли все эти проблемы – последствия возведения дамб в Финском заливе?
    МИФ № 1: Дамба вредит природе
    На дамбе (вернее, дамбах) есть шесть водопропускных сооружений, через которые невская и финская стороны залива свободно обмениваются водой.
    – Эти сооружения врезаны в грунтовые дамбы так, чтобы Невская губа свободно пропускала воду и при этом не имела застойных зон, – объяснил «Комсомолке» заведующий отделом научно-технического обеспечения эксплуатации КЗС института Антон Василевский. – Фактически КЗС оздоровил среду, ведь до строительства дамб были застойные зоны.
    До появления в заливе «преграды» застой воды наблюдали на севере Невской губы. С помощью водопропускных сооружений вода стала двигаться равномерно.
    – Показатели воды стали гораздо лучше, – отметил Антон Василевский. – Конечно, промышленники уменьшили сбросы, «Водоканал» стал очищать 95 процентов стоков. Но одна из главных причин – это грамотная расстановка водопропускных сооружений.
    МИФ № 2: Дамба разрушает берега районов, оставшихся «снаружи»
    Недавно Комитет по природопользованию громко заявил: берега Курортного района разрушаются из-за дамбы. Как объяснили чиновники, во время шторма волна отражается от преграды и обрушивается прямо на незащищенные пляжи.
    – Проблема разрушения берегов была всегда, и дамбы тут ни при чем, – пояснил Василевский. – Дело здесь не в скорости волны, а в длине разгона. Так что прямой связи между дамбой и размытыми берегами нет.
    МИФ № 3: Вода проходит со стороны Финского даже при закрытых створах дамбы
    По данным того же Смольного, через закрытую дамбу вода все равно проходит, только с меньшей скоростью, а Приморский и Петродворцовый районы не защищены на сто процентов.
    – В сооружениях есть щели, специально оставленные из гидравлических соображений, – объяснил Антон Василевский. – И тот объем воды, который через них проходит, – доли процента от общего количества.
    По данным специалистов КЗС, при закрытии дамбы уровень воды в городе может расти до полуметра.
    – За счет Невы уровень воды при закрытой дамбе может увеличиться максимум на двадцать сантиметров, – добавил Василевский. – А на полметра – только в результате ветрового нагона: воду как бы сдувает в сторону города.

  2. Zargas Ответить

    Состояние до строительства КЗС
    Анализ рельефа дна Финского залива, Невской губы и физической
    модели подсказывает вероятные направления временных течений и
    позволяет сделать следующие выводы:
    что направления временных течений примерно соответствует рис.1,
    глубина временных течений 3-7 м,
    фронт волны имеет среднюю скорость при образовании 1-2,5 км/час,
    фронт волны в дельте р.Невы имеет максимальную скорость до
    3-7 м/сек,
    на время формирования фронта волны у о. Котлин она
    «закупоривает» узости и обеспечивает заполнение Невской губы,
    отток незначителен, через углубленный морской канал,
    для обнаружения предвестника наводнений необходим постоянный
    мониторинг течений в узкой части Финского залива.

    Рис.1
    При возникновении препятствия отток
    возможен как в горизонтальной плоскости, (см. рис.1, севернее о.
    Котлин) в направлении наименьшего давления (больших глубин), аналогично обтеканию
    преграды водным потоком. А в вертикальной плоскости в придонных
    слоях при глубине вблизи препятствия больше глубины течения
    см.рис.2.

    Рис.2
    После строительства КЗС
    Примененное для защиты С.Петербурга от наводнений
    решение это строительство КЗС. Его характеристики описаны в части 1.
    Поскольку временное течение (ВТ) образованное
    устойчивыми западными ветрами и приходящее из Финского залива после
    строительства дамбы все так же существует, то теперь его энергия
    должна расходоваться в районе дамбы КЗС.
    Набросок сечения дамбы показан на рис.3. Теперь на
    ней проявляются все явления происходившие в Невской губе. Они
    проявляются в виде периодических (волнообразных) подтоках к дамбе ВТ
    с подъемом до уровня моря плюс h.
    Придонные оттоки должны вызывать размыв основания дамбы. Для
    предотвращения которых дамба на глубину более 2H
    должна быть защищена конструкциями предотвращающими размыв.

    Рис.3
    Возможный ход течений после строительства дамбы
    показан на рис.4.

    Рис.4
    Вы наверно обратили внимание на глубины в северной
    части Финского залива? Естественный отток в этой части существовал и
    до строительства КЗС. Этот отток и поддерживал существующие глубины,
    смывая придонными течениями избыточные отложения.
    Теперь после строительства КЗС с высокой
    вероятностью возможно образование, во время существования ВТ,
    течения вдоль южного берега Финского залива. А учитывая, что
    береговая линия, в отличии от северного берега, практически не имеет
    скальных пород – возможен ее размыв в данной ситуации.
    Известно, свойство струй и потоков обтекания
    преград, Потоки могут огибать препятствие и изменять направление,
    подобно течениям, проходящим севернее острова Котлин и уходить по
    участкам Финского залива, где течения отсутствуют.
    Как уже отмечалось выше, при падении на препятствие расположенное на
    глубинах больше 2H перед препятствием происходит
    небольшой подъем уровня воды, чем создается избыточное давление, и эта масса
    воды стремится переместиться в направлении меньшего давления. И огибает
    препятствие в горизонтальной плоскости или создается глубинное обратное
    течение, тем самым, обеспечивая отток.
    Подтверждение данной теории можно получит не ходя далеко. Севернее о.Котлин
    существует залив, в котором как и в Выборгском заливе отсутствуют явления
    присущие описанные ниже и характерные для Невской губы.
    Влияние КЗС на природную среду Невской губы
    Защитив Невскую губу и р. Неву от подтоплений КЗС мы получили множество
    отрицательных явлений.
    нарушена естественная циркуляция вод в Финском заливе,
    поскольку при подтоплениях осуществлялась его промывка
    уходящими подтапливающими водами. Подобный режим не способен
    обеспечить естественный отток через водопропускные
    сооружения КЗС.
    нарушена естественная циркуляция вод в Финском заливе,
    поскольку водопропускные сооружения не обеспечивают пропуск
    вод бассейна Невской губы (не говоря уже о необходимом
    50-100% запасе),
    Это приводит к снижению солености вод Невской губы и со
    временем превращения ее в пресное озеро со всеми вытекающими
    последствиями,
    Можно прогнозировать дальнейшую судьбу Невской губы:
    Усиленное отложение донных осадков,
    Зарастание на доступных глубинах растительностью
    характерной для пресных водоемов,
    При повышенных температурах увеличение роста водорослей
    характерных для застойных пресных водоемов с большим уровнем
    стоков от промышленных и жилых зон.
    Подтопления данное решение полностью не исключают. На
    рис.4 в Невской губе показаны стрелками возможные временные
    течения которые могут возникать в ней во время сильных
    западных ветров. Но путь взаимодействия воздушных масс и
    водной среды короткий, поэтому энергия запасенная ВТ мала.
    Подтопления будут существовать только в русле р.Невы за счет
    блокирования ее стока временным течением.
    Налицо отрицательное влияние Бывшей Невской губы на экологию
    региона.
    Напрашивается выход, который наверное имели за скобками (в
    виду) голландские проектировщики. У себя они такие территории
    осушают, засыпают и осваивают.
    Как можно решить проблемы подтопления Невской губы и г. С.Петербурга?
    Физика процессов в Невской губе подразумевает и физическое
    решение проблемы.
    Сейчас оно уже чисто гипотетическое, поскольку никто не будет
    разбирать построенные за огромные миллиарды объекты КЗС.
    Физика подсказывает, что необходимо обеспечить отток
    поступающих с ВТ вод. Для этого необходимо довести глубины
    Невской губы до более 2H по крайней
    мере в 30-50% ее сечения. Тогда придонные течения оттока будут
    уносить отложения и даже выполнять чистку от донных отложений
    накопленных между подтоплениями.
    Если строить защитные сооружение, то исходя из поверхностного
    характера ВТ, то эти сооружения надо ориентировать на именно на
    гашение ВТ и на глубину 1-1,5H и его
    надводную часть высотой 1-1,5h. В
    основании такого сооружения по всей его протяженности будет
    водопропускная система. Пропускная способность которой будет
    многократно превышать пропускную способность существующих
    пропускных сооружений. А за счет эффекта подсоса (инжекции)
    придонные течения оттока будут стимулировать отток воды из
    Невской губы.
    Думаю может существовать еще множество решений этой проблемы.
    Интересно? Думайте, ищите!
    Может быть если вовремя и грамотно обдумали это решение,
    можно было избежать не только избыточных затрат, но и
    нежелательных последствий.
    Литература:
    1. Знаменский В.А. Экологическая
    безопасность водной системы Санкт-Петербурга. СПб 2000.
    120с.
    2. Управления по
    строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга от
    наводнений,
    http://www.morzashita.spb.ru/flood1.html
    ,
    3. Экологическая база данных,
    http://enet.spb.ru/lew/base1/html/map.html.
    А.Сорокин
    2005 год.
    Обсудить в
    Форуме
    Проблема нагонных наводнений в С. Петербурге.
    Ч.1, Формирование водных потоков.
    Проблема нагонных наводнений в С. Петербурге.
    Ч.2, Краткая характеристика, справка.
    Проблема нагонных наводнений в С. Петербурге.
    Ч.3, Движение водных потоков в сужающихся сечениях.
    Проблема нагонных наводнений в С. Петербурге. Ч.4, Физика
    наводнений.
    Проблема нагонных наводнений в С. Петербурге.
    Ч.5. Другие
    ситуации варианты ее решения.




    < <назад>> < <в начало>>
    < <на главную>>

  3. Sazan Ответить

    Построенная часть дамбы частично повлияла на распределение течений в Невской губе. У северного и южного побережий образовались зоны с пониженной скоростью течения. Вот почему жители поселков южного и северного побережий Финского залива стали наблюдать зарастание бывших песчаных пляжей камышом. Более того, с доведением строительства до логического конца камыш начнет куститься еще активнее – площади с интенсивным ростом макрофитов возрастут еще на 5 процентов.
    Для отдыхающих это плохо, а вот живности – в самый раз. Как считают эксперты, «макрофиты создают благоприятные условия для нереста рыб, гнездования птиц». И тут же советуют: где это необходимо, косить камыш.
    Построенный участок дамбы изменил и распределение невской воды. Теперь основные потоки омывают остров Котлин с юга, поскольку с северной стороны путь им преградил КЗС. С южной же остался 940-метровый проран (разрыв). Но после достройки баланс распределения водных потоков приблизится к естественному. Так что в данном смысле доведение проекта до логического конца просто необходимо.
    Водопропускные сооружения, по мнению голландцев, не помешают прохождению на нерест рыбы. Скорость течения воды в них увеличится, однако крейсерская скорость рыбы все равно выше, она сумеет проскользнуть в Невскую губу.
    Да, уловы в Финском заливе заметно снизились. Но опять-таки КЗС здесь ни при чем. Показатели рыболовецких совхозов и артелей падают все последние 20 лет, сократившись чуть ли не в два раза. Эксперты объясняют это естественными гидроклиматическими процессами, а также переходом к рыночной экономике. Рынок, разумеется, сказался не на нересте рыбы, а на боеспособности рыболовецкой флотилии.
    Но имеется цифра, которая оценивает реальный ущерб. Дамба заняла своим телом реальную площадь залива, изъятие которой оценивается для рыбных нерестилищ ущербом в 180 тысяч долларов ежегодно. Правда, на Неве построен завод по разведению лосося, деятельность которого окупает данный ущерб.
    Самый тонкий момент, пожалуй, – экологическая ситуация в Невской губе. Безусловно, ее создает не дамба, а стоки пятимиллионного Петербурга. На сегодня 70 процентов их очищается, а одна треть шурует в Неву, реки и каналы Питера прямо, простите, из отхожих мест! Вместе с речной водой вся эта «роскошь» собирается в мелководной, хорошо прогреваемой Маркизовой луже. И в этом «бульоне» кипит-веселится своя жизнь – произрастают водоросли, плодится патогенная микрофлора. Неудивительно, что в летний период в Невской губе были найдены места, в которых содержание кишечной палочки превышало норму в 240 раз!
    А какие залежи токсинов – тяжелых металлов, стойких органических загрязнителей – были обнаружены в донных отложениях! Словом, Невская губа – тяжело больна независимо от того, есть дамба или ее нет. Так считают эксперты. Надо что-то решать. Например, достраивать Юго-Западные очистные сооружения, которые примут на себя почти всю треть неочищенных стоков
    Что будет, если оставить все как есть – то есть бросить дамбу недостроенной?
    Наводнения. По статистике, в Петербурге происходит одно наводнение в год. Однако за последние десятилетия частота их возросла. Так за 22 года, начиная с 1980, произошло 46 подъемов воды. Причем, число катастрофических среди них увеличивается. За последние 30 лет наводнений случилось больше, чем за все предыдущее столетие. И потери от одного среднестатистического наводнения возросли с 70 миллионов долларов до 90.
    При подъеме воды больше чем на 3 метра, а такое случается раз в 50 лет, могут быть разрушены автодороги, мосты, набережные, затоплены системы метрополитена, произойдут аварийные переливы канализации. Пострадают и исторические ценности, памятники культуры. Ведь подтапливается именно историческая часть города, вспомним только стоящий прямо на набережной Эрмитаж…
    – Не хотелось, чтобы события, происходящие сейчас на юге России, повторялись в Санкт-Петербурге, – говорит начальник управления экономики и международной деятельности Госстроя России Георгий Маркосов. – Не защитить северную столицу от наводнений – преступление. Весь мир помнит, как одно из разрушительных наводнений чуть не смыло с лица земли Роттердам. Ущерб тогда измерялся миллиардами долларов. Не случайно к оценке проекта мы привлекли опытных в этой сфере голландцев.
    После достройки КЗС c наводнениями в Питере должно быть покончено. Уровень воды в Неве, даже при самых сильных ветрах, не поднимется выше отметки 160 сантиметров. В случае опасности защитные сооружения опустят, закроют створы, перекрыв ход воде из Финского залива. А поскольку максимальный подпор морской воды непродолжителен, зеркало Невской губы, а значит, рек и каналов, за счет нагона из Невы не поднимется выше 10 сантиметров.
    Если на одну чашу весов положить ущерб от строительства дамбы, а на другую – ущерб от наводнений, очевидно – вторая перетягивает.

  4. Andromaginn Ответить

    Дамба или амба?
    30 ЛЕТ ЕЩЕ НЕ ПОСТРОЕННОЙ ДАМБЕ
    02.03.2007 | Ирина Знаменская | ист: http://www.apn-spb.ru

    Причиной невских наводнений является совокупность таких факторов, как образование и движение циклонов (метеофакторы), возникновение и распространение длинной волны (физический фактор) и увеличение ее высоты за счет сокращения длины при входе в постепенно сужающийся Финский залив и Невскую губу (морфометрический фактор).
    Прежде в дельте реки и в Невской губе пресные воды стократно разбавляли любые сбросы под динамическим воздействием Финского залива. Шли интенсивные процессы природного самоочищения. При этом даже самые маленькие наводнения периодически «вымывали» Неву от грязевых отложений. Именно этот природный защитный механизм – без развитой городской канализации – обеспечивал благополучное существование Петербурга на протяжении 250-ти лет.
    Если сравнить урон и пользу, которую приносили наводнения, последняя перевесит многократно.
    Технический проект защиты г. Ленинграда от наводнений был представлен в 1977 году. Экологическая экспертиза проекта не назначалась.
    Тем не менее, в заключениях Госкомиссии и Госстроя основные замечания о недоработках проекта относились именно к экологической и санитарно-гигиенической проблематике. Предусматривались специальные экологические исследования. И выявилось негативное влияние дамбы практически на все элементы водной экосистемы Невы, Невской губы и восточной части Финского залива. Несмотря на это, рекомендация экспертизы выполнена не была. Дамбу строили без изменений.
    Резкое ухудшение экологического состояния водных объектов после строительства основных сооружений комплекса было отмечено еще в 1987 году.
    К сожалению, причины экологической катастрофы обозначены не были, а положение продолжало ухудшаться.
    Это было время, когда ситуация сделалась очевидной и количество противников дамбы, окрыленных недавней победой над безумными лоббистами проекта поворота северных рек, возросло многократно…
    Поскольку сторонникам дамбы апеллировать в России было уже не к кому, тогдашние власти нашли выход в создании международной комиссии в противовес российским ученым. Для этого дирекция строительства предварительно поручила Дельфтской гидравлической лаборатории в Нидерландах за 160 000 долларов подготовить положительное заключение для достройки КЗС. Само создание “международной комиссии” было санкционировано распоряжением Совета министров и на ее оплату было выделено еще 400 000 долларов…
    Впрочем, это еще пустячки. На сегодняшний день на строительство этого одиозного сооружения затрачено уже 700 000 000 долларов, а планируется затратить еще полтора миллиарда!
    Вот и возникает несколько наивный, но вполне естественный для нормального человека вопрос: на кой черт нужно все это делать и таким именно образом, то-есть – неэффективно, дорого, недальновидно и опасно, наконец?!
    Как всегда, все очень просто. Желание, вопреки здравому смыслу, достроить дамбу, объясняют как внешние, так и внутренние экономические факторы. Внешние (те, которые всячески лоббируют прибалтийские государства) связывают завершение строительства КЗС с задержкой нашей родной грязюки в пределах Невской губы и уменьшением ее поступления в Финский залив, в воды сопредельных государств. А также с неизбежными в связи с этим экономическими санкциями против России – за нанесение экологического ущерба, поскольку при накоплении загрязнений в Невской губе будут неизбежно превышены их допустимые концентрации в Финском заливе. Внутренние же факторы предполагают, что наличие достроенной дамбы создаст постоянную угрозу экологической катастрофы, для ликвидации которой потребуется непрерывно возрастающее финансирование: на расширение очистных сооружений по доочистке и обеззараживанию городских стоков, на увеличение их эксплуатационных мощностей, и т.д. и т.п. Словом, денежный поток будет струиться, не прекращаясь.
    А где неограниченное финансирование – там и неограниченные возможности воспользоваться им, так сказать, не целевым манером – это уже и ежику понятно.
    Все эти внешние и внутренние факторы и их потребители будут использовать городские и федеральные средства налогоплательщиков на протяжении всего существования дамбы и разрушенной природной системы самоочищения. То-есть: сами проблемку создаем и сами ее героически преодолеваем…
    А между тем уже сейчас нарушение природной гидрологической и экосистем привело к следующим негативным результатам:
    разрушению природного механизма самоочищения дельты Невы, Невской губы и восточной части Финского залива;
    созданию условий аккумуляции загрязняющих веществ в Невской губе;
    ликвидации положительного эффекта городских очистных сооружений и создание отрицательного из-за неэффективных и огромных эксплуатационных затрат;
    созданию благоприятных условий для подтопления города и разрушения подземных коммуникаций и фундаментов зданий.
    Главный садовник Санкт-Петербурга бьет тревогу: засоленые подпочвенные воды находятся уже в 30 сантиметрах у поверхности – гибнут не только столетние, но даже и молодые деревья. И это в городе, отнюдь не утопающем в зеленых насаждениях…
    Природная дренирующая система не работает и наоборот возникают условия повышения уровня грунтовых вод за счет подпитки со стороны губы и дельты. Подтопление города распространяется на все большую территорию, ослабляются и разрушаются фундаменты зданий и подземные коммуникации. Ущерб от этого процесса не поддается оценке, ибо он подобен раковой опухоли.
    Суммарный негативный «эффект» от перечисленных изменений, составляет от 250 до 1000 млн. долларов ежегодно и непрерывно накапливается. Сюда не входит ущерб от причинения вреда историческим пригородам Петербурга: Стрельне – “второму Версалю”; Петергофу с его дворцом и фонтанами; Ораниенбауму и Кронштадту и прочим местам, которые превращаются в зоны экологического бедствия.
    Загрязненная Невская губа становится источником и инкубатором опасных болезней для жителей города, превращая С.-Петербург в экологический Чернобыль. Из-за отсутствия экологической экспертизы не решается основной вопрос – что страшней для С.-Петербурга: наводнения или экологическое загрязнение водной среды и нужна ли вообще С.-Петербургу «защитная» дамба?
    …Не хотите ли представить себе апокалиптическую картинку – эвакуацию четырехмиллионного города? Чернобыль покажется любительским спектаклем! А что – никакого Гулага не надо: всех в палатки, в трудовые лагеря и – прямое президентское правление: все партии запретить, у нас одна партия – «Единая Россия», Россия ведь – единая, не так ли?
    Питьевая вода России

  5. Лайк ТВ флай Ответить


    12 августа 2011 года было завершено строительство комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (сокращенно — КЗС, в просторечии — дамба). Завершилась более чем 40-летняя история создания одного из наиболее сложных и масштабных гидротехнических сооружений в нашей стране.
    История чрезвычайно поучительная в некоторых моментах, о которой стоит рассказать поподробнее …
    Фото 2.

    Как известно, Санкт-Петербург построен в низменной дельте Невы. Стратегически это весьма выгодное положение, но вот природные условия весьма непросты, что впрочем Петра не пугало. Помимо знаменитых болот, проблемой города являются наводнения.

    Наводнение 1824 года.
    Обычно наводнения возникают на реках вследствие обильных осадков, таяния снега, заторов льда. Но в Санкт-Петербург большая вода приходит с моря. Есть три причины наводнений:
    1. Длинная волна — при заходе на море циклона в его центре, в области низкого давления, вода как-бы приподнимается, а после ухода циклона — опускается, образуя здоровенную волну до 2,5 м высотой.
    2. Сейши — своего рода раскачивание воды в водоеме в результате перепадов атмосферного давления, физически — стоячая волна. Подъем воды до 1,5 м.
    3. Нагон воды с моря сильным ветром. До 1 м.
    Сложившись, эти факторы теоретически могут вызвать подъем воды до 5 м, фактически в 1824 году вода поднималась на 421 см, это максимальный зафиксированный уровень.
    Фото 3.


    Вот это — всего лишь подъем воды на 219 см в 1977 году. А ведь вода может подняться и до 5 метров…
    Наводнения, которым считается подъем уровня более чем на 1,6 м, приносят городу огромные убытки. Относительно слабые наводнения происходят практически ежегодно. За 300 лет вода 17 раз поднималась выше, чем на 2,5 м — а это уже очень серьезно. Катастрофические наводнения (более 3 м), которые случаются примерно раз в 100 лет, как правило сопровождаются человеческими жертвами. Кроме того, крупные наводнения несут колоссальную угрозу многочисленным архитектурным памятникам и музеям. Очевидно, что такое положение недопустимо и требовалось радикальное решение проблемы.
    После наводнения 1824 года инженером П.П.Базеном был предложен проект защиты города, предусматривающий строительство защитной дамбы, соединяющей остров Котлин с берегом с севера и юга. В то время этот проект был отвергнут как неосуществимый. Аналогичная участь постигла и другие проекты.

    Главные инженеры проекта КЗС — С.С.Агалаков и С.Н.Кураев.
    Всерьез взялись за дело в конце 1960-х, когда институтом «Ленгидропроект» была начата разработка проекта сооружений защиты города от наводнений. Разрабатывали долго и тщательно, с привлечением профильных институтов, с постройкой во ВНИИГ им.Веденеева огромной гидравлической модели Невской губы с КЗС, с прохождением нескольких экспертиз. Для начала, была выбрана принципиальная концепция защиты.
    Дело в том, что существовало два основных варианта создания защитных сооружений — Западный и Восточный (был еще и третий — вообще без сооружений, но с локальной гидроизоляцией зданий и переделкой канализации; от его детального рассмотрения отказались сразу, как по-сути не решающего проблему). Западный вариант предусматривал строительство дамб в Невской губе, примерно по линии, предложенной Базеном. Восточный вариант предполагал перекрытие затворами протоков Невы между островами дельты, обвалование незащищенных участков и строительство плотины на Неве для регулирования стока из Ладожского озера.
    После долгих дискуссий, победил Западный вариант, как более эффективный — обеспечивающий защиту всего города и пригородов, не мешающий развитию города в сторону моря путем намыва территории, позволяющий построить по КЗС кольцевую автодорогу, да к тому же и более дешевый. Подготовительный этап строительства начался в 1974 году.

    Закладка первого камня в дамбу, 1 октября 1980 года
    Что же представляет собой это сооружение? Во-первых, это две дамбы из песка и суглинка (на самом деле их больше — 11, но условно можно считать, что две — северная и южная), соединяющие остров Котлин (на котором расположен Кронштадт) с берегами Невской губы. В дамбах сделаны специальные сооружения — два судопропускных, для обеспечения судоходства, и 6 водопропускных, для обеспечения свободного стока воды. Сооружения оборудованы затворами, которые в обычное время находятся в открытом состоянии, свободно пропуская воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря. Конечно, уровень воды в изолированной части будет подниматься за счет стока реки, но происходит это медленно и не представляет угрозы городу.

    Укладка первого куба бетона в основные сооружения, 1981 год
    Размеры пропускных сооружений весьма велики. Например, судопропускное сооружение С1 имеет пролет 200 м и глубину 16 м. Автомобильная дорога под ним ныряет в тоннель. Судопропускное сооружение С2 поменьше — пролет 110 м, поэтому там построен мост (правда, с подъемной средней частью). Водопропускные сооружения имеют пролеты 240-284 м, но они разделены быками на пролеты поменьше, по 10 м. Таким образом, дамба с открытыми затворами практически прозрачна для стока воды, свободно проходящей через пролеты.

    Дамба в 1984 году.
    Строительство шло довольно быстрыми темпами — уже в 1984 году остров Котлин с северной стороны был соединен с материком. Но где-то с 1987 года стройка стала центром беспрецедентной общественной кампании.
    Первые протесты против строительства КЗС начались еще в 1975 году, когда ряд известных людей (в основном, непрофильные ученые, такие как академик А.Тахтаджян, занимающийся ботаникой) направили письмо на имя председателя комитета партийного контроля Пельше. Ученые опасались превращения Невской губы в болото.

    Строительство водопропускного сооружения.
    Определенные основания для таких опасений были. Петербург испокон веку обходился без очистных сооружений, сбрасывая свои стоки просто в Неву и Невскую губу. Уже к 1960-м вода стала весьма грязной, тогда же началось строительство очистных сооружений, впрочем весьма затянувшееся (так, Юго-Западные очистные сооружения были введены в эксплуатацию лишь в 2005 году). Однако, проектировщики доказали расчетами и модельными испытаниями, что на водообмен в Невской губе КЗС повлияет незначительно и грязная вода как выносилась, так и будет из нее выноситься. На этом тогда все и закончилось.
    В 1987 же году уже была Перестройка и Гласность. На КЗС обрушился шквал критических публикаций, и чем дальше-тем больше. В чем только не обвиняли несчастное сооружение — и в неминуемой экологической катастрофе, и в экономической неэффективности, и даже в безнравственности (!), называли «памятником ушедшего деспотизма» и тому подобными эпитетами.
    Фото 4.

    Сформировалось целое движение «антидамбистов», лидером и знаменем которых стал знаменитый филолог, академик Д.С.Лихачев. Вот его слова по этому поводу: “Для меня несомненно, что строительство дамбы было ошибкой и даже преступлением”. Впрочем, такого мнения придерживались далеко не все, скажем директор Эрмитажа Пиотровский отказался подписывать очередное воззвание против КЗС, отметив, что в сложных технических вопросах должны разбираться специалисты.
    Фото 5.

    Критиковали КЗС главным образом не специалисты-гидротехники, а люди иных профессий — писатели, медики, биологи, химики-технологи, физики-теоретики и т.п. Несколько ошалевшие от такого напора специалисты-гидротехники и строители отбивались, но не особенно успешно. Хоть их доводы были правильны и логичны, их не слушали. Дамба стала символом существовавшей тогда политической системы, и в ее образе с этой системой и боролись.
    В дело пошли различные экспертизы. Комиссия Ленинградского научного центра АН СССР в 1989 году, изучив проект, выдала 200-страничное заключение, подтверждающая обоснованность проектных решений. Комиссия Президиума АН СССР (в составе которой не было ни одного гидротехника или строителя), под руководством зоолога Яблокова в 1990 году на 30 страницах своего заключения обвинила во всех грехах КЗС. Пришлось звать международную комиссию из авторитетнейших мировых специалистов. Те в конце 1990 года подготовили свое более чем 200-страничное заключение, подтвердившее правильность проекта. Впрочем, «антидамбистов» это ничуть не смутила — борьба продолжалась вовсю.
    Фото 6.

    После развала СССР борьба с дамбой еще некоторое время продолжалась по инерции. В 1992 году был объявлен конкурс на проект реконструкции КЗС или иных, альтернативных КЗС вариантов защиты города от наводнений. Результат оказался обескураживающим — состоящая из «антидамбистов» конкурсная комиссия не обнаружила в 71 поданном на конкурс предложении никаких реальных альтернатив КЗС… и предложила продолжить ее строительство по первоначальному проекту. Впрочем, с 1992 года стройка была остановлена по причине банального отсутствия финансирования. На этом и завершилась эпичная битва за дамбу, беспрецедентная по своим масштабам — ни одно гидротехническое сооружение не становилось объектом таких страстей.
    Фото 7.

    С 2001 года строительство находящихся примерно в 60% готовности КЗС было возобновлено. К концу 2009 года, с вводом в строй затвора судопропускного сооружения С1, сооружения начали функционировать. Кстати, затвор весьма интересной конструкции — плавающий. В обычное время он стоит в специальном доке, а при угрозе наводнения выводится в пролет, заполняется водой и становится на свое место.
    Еще два года ушло главным образом на строительство автомобильного тоннеля под судопропускным сооружением. Наводнения в Санкт-Петербурге стали историей.
    Фото 8.

    В Санкт-Петербурге в память о наводнениях установлено более двух десятков памятных досок.
    Полный список досок
    Более 300 наводнений посетили город св. Петра
    Полный список наводнений
    Фото 9.

    Фото 10.

    Фото 11.

    Фото 12.

    Фото 13.

    Фото 14.

    Фото 15.

    Фото 16.

    Фото 17.

    Фото 18.

    Фото 19.

    Фото 20.

    Фото 21.

    Фото 22.

    Фото 23.

    Фото 24.

    Фото 25.

    Фото 26.

    Фото 27.

    Фото 28.

    Фото 29.

    Фото 30.

    Фото 31.

    Фото 32.

    Фото 33.

    Фото 34.


    [источники]источники
    http://blog.rushydro.ru/?p=3204
    http://www.semiotic.ru/d/his/flood.htm
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0_%D0%BE%D1%82_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9
    Вот еще защитная дамба : Барьер Темзы. Еще напомню вам вот такие барьеры: вот например Ветровая стена Розенбурга, а вот Самая большая ГЭС и бетонная плотина в мире. Вспомним еще, что бывает Когда рушатся плотины …

  6. Диванный Блогер Ответить

    Строители Санкт-Петербурга с редкостным упорством, из поколения в поколение, стремились обжиться в море, тогда как неосвоенной суши вокруг мегаполиса – видимо-невидимо. Зачем? Понятно, что найти однозначный и внятный ответ на этот вопрос непросто. Зато мы можем проанализировать хронологию планомерного наступления мегаполиса на залив, историю искусственного поглощения сушей воды и последствия этого планомерного захвата.
    История взаимоотношений людей с Невской губой – долгая и запутанная. Впервые всерьез померяться силами с Балтикой люди попытались, основав Петербург. До появления города в дельте Невы рядовыми были наводнения, поднимавшие воду на Заячьем острове на пять-семь метров выше будущего ординара. Первые строители, возводя здесь дома, столкнулись с массой трудностей. Самая первая и серьезная – забитые сваи просто проваливались в грунт и исчезали. Тем не менее люди покорили себе непослушный берег, укротили и сам залив. Так в водах Финского появилось первое искусственное сооружение – форт Кроншлот.
    Строительство укреплений стало началом превращения Невской губы в техногенный водоем, хотя большинство людей считают, что этот процесс начался только с возведением комплекса защитных сооружений – петербургской дамбы. С тех пор город неуклонно наступал на залив – подсыпкой берегов, укреплениями, намывными территориями.
    При этом у современников возникает неизбежный вопрос – а зачем? Почему мы подчас ведем себя как маленькое островное государство, которому жизненно необходимо намыть еще хотя бы клочок земли, чтобы разместить там людей, сидящих буквально на головах друг у друга? Для чего нам это нужно, ведь вокруг Петербурга достаточно свободных земель, которые можно осваивать, не залезая с головой в залив, не нарушая его экологии и экосистемы всего региона?
    – И до дамбы Невская губа успела претерпеть множество изменений из-за деятельности человека, – говорит председатель петербургского отделения экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук, парируя расхожее мнение, что во всем виновата дамба. – Предшественниками КЗС стали ряжевые преграды – искусственные мели, насыпанные для защиты Петербурга от неприятельского флота. Они представляют собой острова, на несколько десятков сантиметров погруженные в воду.
    И хотя обыватель полагает, что состояние залива всерьез ухудшилось после постройки дамбы, дело обстоит скорее с точностью до наоборот. Строение КЗС позволяет «промывать» залив, манипулируя затворами. Одновременно закрывая заслонки водопропускных сооружений (которых на дамбе после окончания строительства будет одиннадцать) в одной части залива и закрывая в другой, будет создаваться эффект гигантской центрифуги, что позволит ликвидировать застойные явления в Невской губе. Но только после того, как дамба будет достроена. Впрочем, ждать этого осталось недолго – около трех лет. По сравнению с тремя десятилетиями, прошедшими со времени начала «проекта века», и тремя веками истории Петербурга три года – это не срок.
    Экологи уже давно бьют тревогу: создание намывных территорий привело к загрязнению всей Невской губы вплоть до дамбы. Связано это с тем, что там, где сейчас ведется терраформинг, менее чем полвека назад добывали песок для… предыдущего проекта – намыва земель на Васильевском острове. В итоге посреди дна, которое постепенно понижается на протяжении нескольких километров, создавая пологий рельеф, вдруг появились огромные ямы глубиной до шести-восьми метров. В них годами стал скапливаться ил, в котором, среди прочего, было много отходов большого города (напомним, что до 1978 года сточные воды Ленинграда практически не очищались).
    Когда в эти ямы начали насыпать грунт для намыва территорий, ил поднялся на поверхность. Он не только замутил и без того не очень чистые воды Невской губы, но и отравил их. Строители намыва не догадались (или не захотели) сначала откачать эти донные отложения – тогда мути в море было бы гораздо меньше. Но эту ошибку исправлять уже поздно.
    Специалисты указывают на то, что Невская губа с момента появления Петербурга полностью зависит от «его поведения». Воды в ней не так уж и много, глубины небольшие – а значит, летом она хорошо прогревается и «цветет». Да и та вода, которая течет ныне в Неве, изначально не самого лучшего качества. И дело не только в том, что в пределы Петербурга она попадает из Ленинградской области, где с очистными сооружениями серьезные проблемы. На этот вопрос стоит взглянуть шире. От восьми до десяти лет уходит только на то, чтобы капля воды из самого дальнего истока, расположенного в болотах Новгородской области, дошла до Финского залива. Она проходит через каскад рек (Волхов, Нева) и озер (Ильмень, Ладога). Загрязняться она начинает в самом начале своего пути, механизмы самоочищения попросту не успевают сработать. Поэтому до Невской губы доходит уже совсем другая вода.
    Именно в Невскую губу попадают и все стоки мегаполиса, которые еще тридцать лет назад никак не очищались. Сейчас обработке подвергаются 85 процентов сточных вод (это данные ГУП «Водоканал»), с пуском первой очереди Северного канализационного коллектора эта цифра увеличится еще на десять процентов. Но при этом до сих пор ливневые стоки (несущие немало нефтепродуктов) попадают в реки, а не в коллекторы. И это тоже большая проблема.
    хроника
    При сопоставлении старинных и нынешних карт Петербурга становится ясно, что дамба – не единственное и даже, пожалуй, не самое масштабное насыпное сооружение в Невской губе. Все три века своей истории город на Неве расширялся, причем на запад – в Финский залив – с не меньшей скоростью, чем на сушу. При этом постепенно увеличивалась площадь насыпных территорий и постепенно уменьшалось количество водотоков. «Лишние» реки и каналы постоянно ликвидировали, создавая из групп мелких островов более крупные. Сам город тоже рос – за время своего существования уровень земли здесь поднялся на полтора-два метра, а в некоторых местах Васильевского острова – и на три-четыре. Вот лишь несколько крупных намывных проектов, предшествовавших нынешнему «Морскому фасаду».
    Канонерский остров
    Некогда известный как Киссасаари – «кошачий остров» по-фински, – этот участок земли многократно менял свой размер и конфигурацию. Когда в 1870-х годах на соседнем Гутуевском острове началось обустройство Большого морского порта Петербурга, разделяющий эти два острова пролив превратили в Морской канал, выпрямили и углубили. В то же время была насыпана и длинная (около трех километров) коса, которая тянется ныне вплоть до ворот порта. Ее укрепили каменной облицовкой, которая, несмотря на прошедшее время, сохранилась в довольно приличном состоянии.
    Канонерка, или, как ее называют, «Канары», превратилась, как ни странно, в одно из любимых мест отдыха петербуржцев. На острове есть пресное озеро, в зарослях у которого до недавнего времени можно было слышать даже соловьев. Длинная коса острова поросла лесом и стала удобным местом для рыбалки, жаренья шашлыков и прочих видов культурного отдыха. Однако на зелень упорно наступает свалка и строительство, а вскоре через Канонерку пройдет Западный скоростной диаметр.
    Остров Белый
    Прямоугольный кусок земли площадью 55 гектаров в самом устье Невы, к северо-западу от Канонерского острова, появился в 70-х годах прошлого века. Создан он был специально для того, чтобы поместить на нем Центральную станцию аэрации (ЦСА). До середины XX века на этом месте находилась Белая отмель (названная так по цвету песка), поэтому искусственный остров унаследовал это название.
    В скором времени Белый остров может увеличиться в размере – согласно планам строительства Западного скоростного диаметра, один из отрезков этой магистрали пройдет к западу от ЦСА. Для этого потребуется намыть здесь еще несколько гектаров земли.
    Васильевский остров
    До середины XX века западная и северо-западная оконечности Васильевского острова выглядели по-другому. Процесс укрупнения мелких островков в устье Малой Невы начался еще до революции, когда к острову Голодай были присоединены мелкие острова Гоноропуло, Жадимировского и Кашеварова. Полувеком позже к этой массе добавился Вольный остров, для Смоленки было прорыто новое прямое русло (от того места, где ныне находится Наличный мост), и Васильевский принял знакомые жителям и гостям Петербурга округлые очертания.
    Тем не менее вскоре эта привычная картина кардинально изменится. Уже два года ведется реализация проекта «Морской фасад», который увеличит площадь «Васьки» на тридцать процентов. Именно эта затея вызывает больше всего сомнений у экологов и больше всего протестов – у горожан.
    Юго-Запад
    До конца 1970-х годов прибрежная часть Красносельского района Ленинграда была медвежьим углом. Затем, однако, территорию преобразовали, прорыв Дудергофский и Матисов каналы, вдвинувшись в Финский залив и разбив Южно-Приморский парк (первоначально – парк имени Ленина). Именно на намывных землях к северу и западу от него и будет построена нашумевшая «Балтийская жемчужина» и реализовано еще несколько крупных инвестиционных проектов.
    компетентно
    «Мы же не Япония!»
    Юрий Шевчук, председатель петербургского отделения экологической организации «Зеленый крест»:
    – Очевидно, что Петербург будет и дальше развиваться в направлении залива. Неизбежно возникнут на нем и новые острова. Но мы же не Япония, которой катастрофически не хватает территории. В Европе численность населения в крупных городах уменьшается, людей переселяют в пригороды, где лучше экологические условия. Так что Петербург идет по тупиковому пути.
    «Выход к морю необходим, но…»
    Владимир Соколов, с 1962 по 1999 год – руководитель архитектурно-планировочной мастерской ЛенНИИпроекта, разработчик плана застройки западной части Васильевского острова:
    – Выход города к морю – сам по себе, безусловно, необходимый – должен быть функционально определен: это порт, система пляжей или жилые комплексы? Совокупность трех громоздких проектов – ЗСД, гигантского намыва и пассажирского терминала – является гипертрофией всех возможных градостроительных норм. В свое время, когда работали на Васильевском острове, мы намывали землю на заболоченной прибрежной территории и только незначительная часть «залезала» в воду на глубину не более 50–70 сантиметров.
    При этом грунт мы брали со дна, и в итоге возникли карьеры глубиной 5–7 метров, которые сейчас засыпают, и на этой площади планируют построить жилые кварталы! Но сегодня нет технологии, которая бы позволяла намывать территорию на такой глубине. Грунт в заливе является субстанцией, которая почти не отделяется от воды и плохо выпадает в осадок. Стало быть, надо привозить качественный песок со стороны. Вопрос: откуда? Мы его с трудом находим даже для строительства КАД.
    Пассажирский терминал, безусловно, нужен, но ведь резервы наращивания причальных стенок есть и у существующего морского вокзала. Его основной пирс «торчит» вперед только на 20 метров, тогда как его предполагаемая длина была 200 метров. Просто он недоделан. Если все-таки строить терминал там, где он сейчас запланирован, можно выгодно использовать упомянутые карьеры: не засыпать их, а, наоборот, возвести на них акцентные здания для завершения морского фасада. То есть сделать два-три подводных яруса автостоянок и на этой основе построить остальные здания. Но при этом тема намыва отпала бы.
    Илья Снопченко

  7. Afrojak Ответить

    Одной из особенностей Петербурга является то, что он находится на прибрежной и дельтовой части узкого перешейка, разделяющего две обширные водные акватории: мелководную Невскую губу (часть Финского залива) и достаточно глубокое (до 230 м.) Ладожское озеро. Режим поверхностных и подземных вод на территории этого перешейка (и самого города) на протяжении двух последних тысячелетий был сформирован и сбалансирован именно под влиянием водного и гидрогеологического режима этих двух водоемов.
    Возведение защитной дамбы изменило природные характеристики губы и дельты, стабилизировало колебания уровня в них, снизило дренирующую способность этих водоемов и не могло не повлиять на многолетние балансовые связи поверхностных и подземных вод на территории города.
    Впервые это проявилось уже после даже частичного перекрытия губы в 1996 году, когда произошел разрыв на первой линии метро, которая до этого от начала её строительства работала без сбоев. С огромным трудом, большими ущербами и неудобствами для города и его жителей, разрыв первой линии метро был ликвидирован. http: //damba-kzs. narod.ru/ – Статья Знаменского В. А
    Далее, перекрытые проливы (ворота) Невской губы составляют сейчас лишь 28,5% площади их естественного поперечного сечения для прохода невской воды и, тем самым, заметно стабилизируют уровень в губе. Произошло очень сильное снижение влияния водной массы Финского залива при бытовых нагонах и сгонах на процессы внешнего и внутреннего водообмена и самоочищения в губе. Внешний водообмен уменьшится примерно на 30% (от 120 куб. км. в год до 60-80 куб. км.).
    По данным правительственного аналитического обзора «Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге», изд. 2004 г., таб. 9. 4, стр. 235 по состоянию на 2003 г. в водные объекты города было сброшено около 1000 т. токсичных солей тяжелых металлов, 300 т. нефтепродуктов, 250 т. поверхностно активных веществ и более 36000 т. взвесей, сорбирующих на себе весь этот комплекс загрязнений. Поскольку Невская губа является замыкающим звеном всей невско-ладожской водной системы, преобладающая часть загрязнений поступит и останется в воде и грунтах именно ее акватории.
    Завершение строительства комплекса защитных сооружений (КЗС) полностью изолировало Невскую губу от благотворного природного влияния Финского залива не только на её промывку и очистку от постоянно накапливающихся загрязнений, но и уменьшило дренирующее влияние губы на городскую территорию.
    Созданная “защита” уже на протяжении последних 25 лет существования дамбы снижала природное поступление воды в губу из залива при бытовых нагонах, чем сначала способствовала, а сейчас уже окончательно превратила Невскую губу в накопитель и отстойник городских стоков и прибрежных загрязнений. Губа, и частично залив, стали абсолютно непригодными для дальнейшего рекреационного использования, что и подтверждается санитарной инспекцией путем ежегодного запрещения использования их пляжей.
    Искусственное исключение фактора природного воздействия на очистку Невской губы соответственно требует более затратной работы очистных сооружений городской канализации, но эффекта компенсации утерянного природного воздействия при этом не достигается и (несмотря на существенное повышение тарифов для населения) работа Управления “Водоканал” становится бессмысленной.
    Более того, эти обстоятельства усиливаются тем, что очищенные городские стоки (содержащие большое количество минерализованных биогенных веществ), сбрасываемые в Невскую губу, являются идеальной питательной средой для образования огромной биомассы фитопланктона как в губе, так и заливе, с существенным увеличением количества видов токсических сине-зеленых водорослей.
    В результате, загрязненные сбросы городской канализации, дополненные собственными вторичными загрязнениями образовавшимися в губе и заливе за счет органического вещества отмирающих водорослей, меняют всю экосистему этих водоемов и создают в них своеобразную загрязненную “пробку” (что уже сказалось на уменьшении вылова проходных рыб, в частности корюшки).
    Более серьезными последствиями такого процесса неизбежно будут негативные изменения и в экосистеме и в качестве воды самого Ладожского озера, являющегося основным источником водоснабжения Петербурга.
    Все подобные негативные явления придется компенсировать весьма существенными незапланированными материальными затратами и сейчас нужно думать о том, какие именно мероприятия могут и должны быть осуществлены для уменьшения постоянного негативного влияния дамбы.
    Все, что происходит в этой системе в большей или меньшей негативной степени отражается на состоянии её водных объектов и сегодняшняя задача состоит в снижении этой негативной антропогенной нагрузки.

  8. Buzadi Ответить


    И двух веков не прошло с даты увековеченного Пушкиным потопа 1824 года (19 ноября мы отметили его 190-летие), а отношение к этому природному явлению у горожан стало куда более легкомысленным. И все из-за Комплекса защитных сооружений, который, как утверждают проектировщики, строители и гидроэкологи, навсегда снял вопрос с наводнениями с повестки дня. С момента пуска объекта в эксплуатацию в 2011 году наблюдалось шесть больших наводнений — и все они были остановлены, предупреждены закрытием дамбы. Однако, если вникнуть в механизм защиты от осенних и зимних невско-балтийских противостояний, понимаешь: не так уж она, эта защита, безусловна и повсеместна.


    ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА
    Умные инженерные решения, примененные при постройке КЗС, действительно имеют массу плюсов. И возникли эти решения не на пустом месте: в 1970-е годы было построено больше десятка гидрологических моделей с разным количеством водопропускных отверстий — так проектировщики искали способ минимизировать отрицательное воздействие сооружения на залив. В итоге восемь отверстий (шесть водопропускных и два судопропускных в 11 каменно-земляных дамбах) делают 25-километровую стену прозрачной в течение всего года кроме периодов наводнений. Точнее, прозрачна не вся стена, а ее фронт шириной полтора километра и глубиной от 2,5 до 16 м — считается, что при этом никаких помех движению невской воды и морских обитателей туда-обратно нет. При подходе нагонной волны на расстояние нескольких десятков километров от КЗС этот фронт всего за 45 минут закрывают 67 затворов, делая 25-километровую стену на пути балтийской стихии глухой и неприступной.
    «При проектировании КЗС исходили из того, что Балтика может подогнать к городу до 10 млрд тонн воды — на такое катастрофическое наводнение с подъемом воды на 5,4 метра рассчитана конструкция», — говорит заместитель генерального директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Игорь Полищук.
    Между тем некоторые ученые полагают, что в истории Невы бывали ситуации и похуже. Например, ряд источников позволяет предположить, что в 1691 году вода доходила почти до нынешней Охты, подъем был около 7 метров. «Достоверно это не подтверждено, метеорологических наблюдений тогда не велось, но возможность повторения подобного полностью отвергать нельзя», — полагает заместитель начальника Гидрометцентра главный синоптик Александр Колесов.
    — То, что комплекс рассчитан на уровень 5,4 метра, означает лишь то, что для него самого на такой отметке не будет никаких последствий. Защитить город дамба сможет даже при подъеме до семи метров. В этом случае вода до Петербурга не дойдет, а вот определенные разрушения защитного сооружения будут. Надо понимать: наводнения у нас были и будут всегда. Но мы построили дамбу, и она закроет город от них — маленьких, больших, катастрофических, в любых обстоятельствах, — уверен Игорь Полищук.
    При этом он признает: ситуация с подъемом воды в Невской губе может осложниться и стать весьма серьезной, если город надолго — на два-три дня «зажмет» сильным западным или северо-западным ветром. «При закрытии сооружения нужно учесть и уровень воды в Невской губе. Если город закрыть на сутки, мы получим полметра подъема за счет невской воды, но уровень в городе не должен превысить 160 см», — говорит Полищук.
    По мнению специалистов, для закрытого водоема (каковым в период перекрытия задвижек на дамбе становится Невская губа) опасен сильный юго- и северо-западный ветер: он способен раскачивать воду, перегоняя невскую волну от Кронштадта к порту и обратно.
    Определенную тревогу у гидроэкологов вызывает и масштаб намывных работ:
    — Сейчас активно ведутся намывы в Невской губе — Морской фасад, порт Бронка, острова. При этом существенно сокращается аккумулирующая способность, ее вместимость в случае закрытия всех затворов, — обращает внимание начальник отдела экологического мониторинга на Комплексе защитных сооружений Леонид Куратов. — Наши генеральные планы — намыть 10 тысяч га должны быть научно обоснованы. Пока эта деятельность ничем не регламентирована, а ведь последствия — это не только облако мутности, дотянувшееся во время строительства Морского фасада до самого Выборга. Во время закрытия дамбы губа становится временным водохранилищем. И в ней должно помещаться столько воды, чтобы это не повредило никому. То есть наш главный документ — генплан должен содержать точный расчет, какую часть аккумулирующей емкости Невской губы можно изымать за счет намыва искусственных островов без риска затоплений этих самых островов и всего города.
    Та же ситуация (если не хуже) с намывом по другую сторону КЗС, где расположены территории, вовсе не защищенные от наводнений.
    — Все желающие намывать там должны понимать — делать это надо с защитой не меньшей, чем у нас на дамбе, — 7,5 метра. Но пока там «проходят» проекты высотой всего 4,25 метра. Никто не считает и не думает вперед! — сетует эколог. — Территории Курортного района и до строительства комплекса, и сейчас подвержены воздействию наводнений, во время которых смывались железнодорожное полотно, автодорога, разрушались пляжи. В 2005 году наводнение (подъем до 239 см) разрушило пляж Курортного района, а в 2011-м волна пошла на Ижору до Лебяжьего…
    Двухтысячные годы — теплые, поэтому в календаре нагонных наводнений произошел серьезный сдвиг в сторону зимы. Теперь они могут чередоваться с другим грозным природным бедствием — зажорными невскими наводнениями, случающимися в позднеосеннее и зимнее время и способными поднимать уровень Невы до трех метров.
    — Условия их возникновения трудно предсказываются, но очевидно, что потепление оказывает на них серьезное усиливающее влияние, — говорит профессор государственного гидрогеологического института Борис Скакальский. — Так что полной безопасности у города, к сожалению, нет. Нужно постараться разработать методику защиты от зажорных наводнений.
    Когда Петр I выбирал место для своей столицы, гидрогеологических исследований не существовало и в помине, так что периодические вторжения Финского залива в дельту Невы для первых горожан стали полной неожиданностью. С той далекой поры про повадки нагонной волны петербуржцы узнали гораздо больше. Зарегистрировано и изучено уже более трехсот серьезных наводнений в Петербурге такого рода, отмечена их периодичность. Самое катастрофическое из зафиксированных случилось 19 ноября 1824 года (4,21 м). Затем было 380 см в 1924 году. Когда ждать следующего?

    Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5345) от 21.11.2014.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *