Какие потери в духовной сфере нанес человечеству технический прогресс?

13 ответов на вопрос “Какие потери в духовной сфере нанес человечеству технический прогресс?”

  1. Gholbirad Ответить

    Именно в годы первой НТР стали стремительно расти престиж науки и ее роль в обществе. Быстро уве­личивалось число ученых, в научные исследования вкладывались огромные средства. Многие в те годы ве­рили, что научно-технический прогресс поистине все­силен и с его помощью можно решить любые пробле­мы. Казалось, наступала эра торжества человеческого разума и сбывались пророчества великого русского ученого В. И. Вернадского, который еще в 1944 г., в разгар второй мировой войны, создал теорию ноосфе ры, получившую мировое признание. Вернадский счи­тал, что активное воздействие цивилизованного чело­вечества на биосферу Земли на протяжении вот уже нескольких тысячелетий не могло пройти бесследно. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера трансформируется в качественно новое со­стояние — ноосферу (то есть сферу разума), и этот по­стоянно нарастающий процесс дает наиболее ощути­мые результаты в XX в.
    Исторический процесс на наших глазах меняет­ся. Впервые в истории человечества интересы народ­ных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Чело­вечество, взятое в целом, становится мощной геоло­гической силой. И перед ним, его мыслью и трудом встает вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого цело­го. Новое состояние биосферы, к которому мы, не за­мечая этого, приближаемся, и есть ноосфера.
    Тогда, в середине XX в., было еще трудно предпо­ложить, что создание ноосферы имеет не только поло­жительные, но и отрицательные стороны, представ­ляющие угрозу для самого существования человека и природы. Все это весьма наглядно стало проявляться уже в 60—70-е гг.
    Интеграция науки и производства приносила двой­ственные результаты. С одной стороны, она позволила ускорить внедрение новых научных идей в практику. С другой стороны, наука, существующая в основном за счет государственного бюджета, стала терять свою не­зависимость, все больше подчиняясь интересам произ­водства и государственной власти, которая уже много­кратно использовала достижения человеческой мысли не только в мирных, но и в военных целях.
    В условиях «холодной войны» накопление атомно­го, термоядерного, бактериологического и химическо­го оружия шло катастрофически быстрыми темпами. Одновременно совершенствовались «традиционные» виды вооружений (танки, авиация, артиллерия и пр.), возросла роль военно-морского флота, где появились авианосцы и атомные подводные лодки. Угроза треть­ей мировой войны, последствия которой были бы необ­ратимыми, приобрела особенно реальные очертания в период Карибского кризиса (октябрь 1962г.). Но и после этого население планеты продолжало жить в страхе перед новой страшной войной и «ядерной зи­мой», которая уничтожила бы все живое.
    Кроме того, острый характер приобрели и пробле­мы экологии, ранее не слишком тревожившие челове­чество. Загрязнение окружающей среды (прежде всего в промышленных регионах), вымирание многих видов животных и растений, истощение природных ресур­сов — вот своего рода расплата за достижения науч­но-технического прогресса, который (как, впрочем, и все в истории) имеет свою «обратную» сторону.
    Вторая НТР
    Вторая НТР, охватившая последнюю четверть XX в., носит иной характер. Ей, по прогнозам некото­рых ученых, удастся преодолеть многие негативные последствия первой НТР, так как одной из важней­ших задач является теперь сбережение природных ре­сурсов. Основные направления второй НТР — развитие микроэлектроники, биотехнологии и информати­ки. На этом этапе, как и в 50—60-е гг., на основе научных открытий происходит преобразование всех сфер производственной техники. Появились програм­мируемые производства, гибкие производственные системы и системы автоматизированного проектиро­вания, робототехника и т. д. Современная наука пыта­ется овладеть новыми, поистине неисчерпаемыми ис­точниками энергии: солнечной, ветровой, энергией морских и океанских приливов и отливов. Однако «энергетическая революция», в которой остро нужда­ется человечество, пока еще остается делом отдаленно­го будущего.
    Сегодня в производстве все чаще используются ис­кусственные материалы, обладающие заранее задан­ными качествами (керамика, пластмассы, синтети­ческие смолы, изделия из металлических порошков и т. д.). Они сменяют железо, которое служило основ­ным производственным материалом на протяжении почти трех тысячелетий. Осваиваются новые техноло­гии — малоотходные или безотходные, позволяющие ускорить производственный процесс и осуществлять его с минимальными затратами. Развитие микро­электроники дает возможность значительно умень­шить размеры машин и потребление энергии, удеше­вить продукцию.
    В сельском хозяйстве на первый план постепенно (хотя и чересчур медленно) выдвигается производство экологически чистых продуктов. Очевидно, с течени­ем времени будет сокращаться использование пести­цидов, гербицидов и других химических удобрений. Разрабатываются новые технологии для получения программируемых урожаев. Но пока и эта важнейшая для человечества задача остается нерешенной.
    Начинается эра промышленного освоения космоса. Выяснилось, что в космосе можно применять уникаль­ные биотехнологии, выращивать кристаллы. Но если это пока является задачей завтрашнего дня, то без ре­гулярно запускаемых Россией, США и другими странами специальных спутников уже невозможно пред­ставить современные системы связи.
    Поистине революционные преобразования принес­ла в жизнь общества компьютерная техника. Первые компьютеры, появившиеся еще в середине века, были несовершенными и чрезвычайно громоздкими. Но в 80-е гг. начинается массовое производство компьюте­ров нового (пятого) поколения. Размеры персональ­ных компьютеров становятся все меньше, спрос на них неуклонно возрастает. Компьютер, позволяющий любому человеку после несложной подготовки сохра­нять и обрабатывать огромный объем информации, совершает победоносное шествие по планете. Во мно­гих странах (в том числе и в России) персональные компьютеры уже прочно вошли в быт населения наря­ду с холодильниками, телевизорами и прочей тех­никой.
    Компьютеры, разумеется, активно применяются практически во всех областях производства, включая сельское хозяйство. С их помощью, в частности, совер­шенствуется программирование, что помогает неук­лонно сводить к минимуму процент неоправданных решений: ведь электронный мозг может просчитывать самые различные варианты от начала и до конца.
    Современное общество не случайно называют ин­формационным. Это означает, что все стороны его жизни, все виды трудовой деятельности непосредст­венно связаны с новейшими видами связи (телеком­муникации, спутниковая связь, компьютерные сети, электронная почта, сотовая телефонная связь и пр.), позволяющими в минимально короткий срок получать любую необходимую информацию. Новейшие инфор­мационные технологии используются, например, для маркетинговых исследований, для гибкого формиро­вания цен и даже для анализа сложных социальных процессов.
    Весьма значительными были к концу XX в. проры­вы в области генетики и биотехнологии. Генная инженерия сегодня активно применяется в сельском хозяй­стве и в медицине.
    Успехи второй НТР, безусловно, огромны, и есть все основания считать, что с ее помощью будут ре­шены по крайней мере некоторые из тех сложных проблем, которые принесла человечеству эпоха инду­стриальной цивилизации. Но в какой именно степени может измениться мир под влиянием научно-техниче­ского прогресса? Не принесет ли современный этап НТР какие-то новые, еще неизвестные нам отрица­тельные последствия? Ответы на эти вопросы пока остаются открытыми.
    Следует помнить, что на сегодняшний день все еще сохраняется опасность экологического и энергетиче­ского кризисов. А ведь эти кризисы, подобно мировым войнам, могут нанести сильнейший удар по индустри­альной цивилизации, породившей их. Кроме того, на­учно-технический прогресс, разумеется, не распрост­раняется по всем регионам мира равномерно. Бла­гоприятные условия для его успешного развития существуют только в ведущих странах. Научно-техни­ческий прогресс самым тесным образом зависит от общего уровня социального и материального благопо­лучия общества. Поэтому пока его плодами могут в полной мере пользоваться лишь жители наиболее раз­витых стран (и, разумеется, не все в равной степени), то есть примерно 10—12% населения нашей планеты.
    Вопросы и задания
    1. Какие преимущества дал союз науки и производства9 По­ясните, что вы понимаете под понятием «НТР» Назовите основ­ные достижения первой и второй НТР
    2. Какие негативные последствия имела первая НТР9 Чем в этом и других отношениях вторая НТР отличается от первой9
    3. Какие проблемы поставила перед человечеством в XX в индустриальная цивилизация7 Почему проблемы такого рода не могли возникнуть в традиционной (доиндустриальной) цивили­зации9
    §7

  2. Thunderblade Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.Саморазвитие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет определённый вектор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и регресса.В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и разума, в улуч­ше­нии нравов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах прогресса, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и справедливости. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи прогресса…Многие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия общества, ро­стом веры в каж­дом человеке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских отношений, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.Соответственно, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном направлении, как тор­же­ство зла и несправедливости, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «золотым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и человека, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил общества, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той личности. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном направлении, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные общественно-политические силы.В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют изменяться. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го человека. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие критерии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смертности, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здоровья, чув­ство удовлетворённости жиз­нью и т.п. Ни один вид про­грес­са (в экономической, социально-политической и дру­гих сфе­рах жизни общества) не может рас­смат­ри­вать­ся как ведущий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на планете. С дру­гой стороны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в обществе, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом направлении.

  3. Sall Ответить

    Решите уравнение: 60/х – 60/(х+2) = 1
    выпиши из текста имена прилагательные вместе с именами существительными,к которым они относятся.обозначь окончания имен прилагательных.в скобках укажи их число, род, падеж .                                                      …
    Провідміняйте числівник 770
    Ну почему идет реакция Cu+H2SO4 ?
    Медь же находится в электрохим. ряду после водорода…
    Почему амитоз не может считаться полноценным способом размножения клеток хотя этот процесс встречается в соединительной ткани в клетках кожного эпителия?в каких клетках по вашему мнению этот способ деления не встречается никогда?
    1.Найдите значение выражения 3^8*3^5/3^9
    2.6*(1/2)^2-18(2/3)^2
    в чем заключались причины крупных неудач красной армии в первые месяцы вов?
    Пожалуйста,составьте два сложных предложения с любыми словосочетаниями: с открыто улыбающимся лицом,любящим взглядом,постоянно хмурявший брови мальчик,одевающаяся по моде девушка,аккуратно бреющийся юноша. Спасибо:)
    Пунктуациольный разбор предложений : (Уж тает снег,бегут ручьи,в окно повеяло весною. Скоро всё зазеленеет: степи рощи и леса.)
    В одній цистерні 640 л молока а в другій удвічі менше.Четверту частину всього молока залишили для їдалні а решту молока відправили на Молокозавод.Скільк л молока відправили на молокозавод?очень надо пожалуйста 🙂

  4. Lospenos Ответить

    Некоторые ученые утверждают, что автоматизация производства и развитие робототехники приблизит в будущем человека вновь к уровню обезьяны. Хотя нас терзают смутные сомнения, что человечество во имя нравственности откажется от всех прелестей научно технического прогресса: автомобилей и электрокаров, самолетов и атомных станций, список можно продолжать долго-долго…
    Сейчас активно ведутся исследования и разработки в области искусственного интеллекта (ИИ). Причем он остается до конца не изученным, что неудивительно, ведь даже человеческий мозг успели изучить только 1/20 часть. Таким образом, создание ИИ может привести к глобальной проблеме — самые ужасные картины из фантастических фильмов воплотятся в реальность.
    Хотя в идеале, независимо от масштабов
    исследований, нравственный аспект должен преобладать. Именно он влияет на
    изобретение и общество в целом.

    Научно — технический прогресс и общество

    Развитие науки и техники связано неразрывно с
    прогрессом современного общества. Однако чрезвычайное повышение роли НТП не
    только положительно влияет на социум, но и усиливает его проблемы.
    СфераВлияниеПоложительноеНегативноеЭкономическаяРоботы заменяют рутинный труда человека. Автоматизация и роботизация снижает трудоемкость, экономит время и предметы труда.Падение нравственности и дисциплины, лень и снижение работоспособности человека. Увеличивается пропасть между богатыми и бедными. Деньги не делают общество счастливым, а более ненасытным.Социальная«Машина заменяет человека». Облегчение труда людей, увеличение роли сферы услуг и улучшение качества образования.Потеря индивидуальности в связи с массовой технизацией. Люди все меньше выходят из дому и ведут малоактивный образ жизни.ИнформационнаяУпрощение жизни людей и улучшение процессов во всех сферах: торговле, финансовой деятельности, производстве и прочем.Распространяется «изоляция индивида» — явление, когда человек общается опосредованно — через социальные сети, мессенджеры, электронную почту и т.д.Политико-правоваяРазные государства все больше сотрудничают друг с другом, что приводит к прогрессу, а также экономической и технологической взаимозависимости.В то же время наблюдается религиозная и межнациональная вражда, что в свою очередь усиливает напряженность между странами.ДуховнаяДальнейшая материализация культуры и ее составляющих.Снижение уровня нравственности и духовности приводит к неспособности к нормальному взаимодействию и сотрудничеству.ТехнологическаяРазвитие новых технологий, направленных на защиту окружающей среды — электромобили, вторичное производство, солнечные батареи и т.д.Возрастание мирового населения, массовые миграции из сельской местности в городские, а также урбанизация.Только что вы наглядно увидели две стороны
    одной медали. В каком направлении будет двигаться социум дальше — всё зависит
    от него самого…

    Научно — технический прогресс и экология

    Влияние научно — технического прогресса на экологию началось из изучения взаимоотношения организмов с окружающей их средой. Отметим, что благодаря научному прорыву теперь мы можем смотреть каждое утро прогноз погоды, добываем полезные ископаемые и используем природные ресурсы для своих нужд.

  5. @лунтик@ Ответить

    Учебник для 11 класса



    Практические выводы к § 29
    Вам предстоит жить в сложном, быстро изменяющемся обществе. Перед каждым может возникать множество проблем, связанных с переменами в сферах быта, семьи, труда, экономических и политических отношений, информации и культуры. Способ решения собственных проблем вам придется искать самостоятельно. Верное решение удастся найти, лишь обладая возможно более полной информацией о вариантах выбора, которые существуют в конкретных общественных условиях, при этом правильно оценивая свои способности, общеобразовательный и профессиональный уровень.
    Разумные и действенные ответы на вызовы XXI века зависят не только от властей и науки, но и от каждого из вас. Решение многих экологических, социально-демографических, санитарно-гигиенических проблем, а также проблем профилактики заболеваний, наркомании, технологической безопасности, приобщения к ценностям культуры осуществляется не только на государственном уровне, но и в семье, микрорайоне, на рабочем месте, в деятельности отдельного человека.
    Поскольку очевидна тенденция возрастания в развитии общества роли информации, знаний, интеллекта, ваш жизненный успех, ваша карьера в решающей степени будет зависеть от того, сумеете ли вы использовать ближайшие после окончания школы годы для того, чтобы стать компетентным специалистом. В обществе ближайшего будущего станет все заметней разница между человеком, обладающим лишь «корочкой» (документом об образовании), и действительно высококвалифицированным профессионалом, владеющим современными знаниями, умением творчески решать возникающие производственные, научные и социальные проблемы.
    В XXI веке обществу потребуется иной уровень владения знаниями и умениями во всех сферах человеческой деятельности. Полученные ранее знания не смогут дать готовый ответ на вопросы, которые поставит жизнь. Но имеющиеся знания нужно уметь использовать для поиска новых знаний о меняющемся мире. Возникнут новые, нестандартные ситуации, в которых нельзя будет действовать по прежним образцам. Потребуется творческое решение возникающих проблем в производстве, науке, социально-политическом развитии. Требованиям века будет соответствовать только тот, кто, опираясь на опыт творческой деятельности, сможет грамотно пользоваться информацией, умело применять полученные знания для решения новых задач, искать ранее неизвестные способы эффективных действий в различных сферах жизни.

    Документ

    О гуманистическом ответе на вызовы времени. Из работы итальянского ученого, первого президента международного Римского клуба Аурелио Печчеи «Сто страниц для будущего».
    Современный человек поглощен своими повседневными заботами, связанными с материальной сферой… Такой человек больше ценит искусственное, которое он умеет или пытается создавать сам, — о чем я уже писал, — чем естественный мир, который создал его. Он интересуется прежде всего тем, что создает сам, — даже самой своей пищей, которую он держит в консервных банках, бутылках, замораживает, готовит. Природа же находится на втором плане, в самом конце. Утрачивают ценность и ему подобные; их так много; он не общается с ними; он торопится заняться другими делами… И все же он чувствует, как внутри него растет пустота, он хотел бы разобраться в самом себе, придать большую значимость тому, что он есть сам, и своим делам. Но мышление его ошибочно и плохо служит этой цели.
    Необходима новая основополагающая идея… Этот новый гуманизм, приспособленный к технологическому веку, должен будет радикальным образом обновить и изменить принципы и нормы, до сих пор бывшие неприкосновенными; он должен дать импульс зарождению новых систем ценностей и духовных, этических, философских, социальных, политических, эстетических, творческих мотивов поведения, которые восстановят наше внутреннее равновесие, и он должен быть способен восстановить в нас как высшие блага и потребность любовь, дружбу, взаимопонимание, солидарность, жертвенность, сосуществование, заставить почувствовать, что, чем крепче эти блага и потребности свяжут нас с нашими братьями и сестрами во всем мире, тем больше будет наш выигрыш.
    Этот новый гуманизм должен быть также достаточно просвещенным, сильным, гибким, чтобы дать нам возможность контролировать материальные революции, чтобы показать нам, как поддерживать и направлять к мирным и конструктивным формам социально-политическую революцию, за которой сейчас мы можем только наблюдать, видеть, как она зреет или же взрывается насилием, и чтобы заставить нас понять, что никогда, ни при каких условиях мы не должны более отказываться от приоритета духовного.

    Вопросы и задания к документу

    Какова главная мысль фрагмента? Найдите в тексте параграфа утверждение, отражающее эту мысль.
    Приведенный текст написан в 80-е гг. XX в. Актуален ли он в наши дни? Аргументируйте свою оценку.
    Какие потери в духовной сфере нанес человечеству технический прогресс в XX в. Сопоставьте суждения об этом Печчеи с угрозами XXI в. в области культуры. Сделайте вывод.
    Какие высшие блага и потребности автор считает наиболее значимыми? Выскажите ваше мнение, почему именно эти.
    Как вы понимаете слова автора о материальной и социально-политической революциях? С какими положениями параграфа о проблемах XXI в. вы можете связать эти слова? Объясните такую связь.
    Почему автор называет свои взгляды новым гуманизмом?

    Вопросы для самопроверки

    Может ли наука предвидеть будущее?
    Назовите и охарактеризуйте основные проблемы XXI в.
    Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем?
    В чем состоит ведущая тенденция в жизни общества начала XXI в. Что означают предлагаемые учеными названия нового этапа развития общества?
    Чем отличается постиндустриальное (информационное) общество от индустриального? Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно жить и работать в меняющемся обществе?

    Задания

    Среди ученых, прогнозирующих будущее, существуют разногласия по вопросу о готовности отдельных индивидов, групп населения, политических систем приспособиться к грядущим переменам. Одни считают, что только катаклизмы могут дать толчок к серьезным преобразованиям. Другие говорят, что человечество может самостоятельно, без внешних воздействий осуществить коренные перемены. А как думаете вы? Аргументируйте свою позицию.
    Каждый житель развитых стран потребляет за свою жизнь в 20—30 раз больше ресурсов планеты, чем прочие ее жители. Какие проблемы XXI в. связаны с этим фактом? Каковы возможные пути их решения?
    Сгруппируйте перечисленные ниже признаки так, чтобы в первой группе оказались черты индустриального общества, а во второй — постиндустриального:
    ориентация на возобновляемые источники энергии и активный их поиск;
    разбазаривание невосстанавливаемого «капитала природы» (уголь, газ, нефть и т. п.);
    решающие отрасли науки и техники — механика и машиностроение, химия и химическая индустрия;
    ведущие области науки и техники — квантовая электроника, информатика, молекулярная биология, экологические знания;
    личность, ориентированная на духовные ценности и творчество;
    индивид, ориентированный на производство и потребление; культ денег и власти.
    В дискуссии о роли науки и техники в обществе, о цене, которую придется заплатить человечеству за прогресс в этих областях, прозвучали различные точки зрения. Одни говорили, что наука и техника развиваются по своим законам и не подлежат ни общественному контролю, ни политическому регулированию. Другие утверждали, что научно-технические изменения диктуются потребностями общества. Каковы ваши мысли по спорному вопросу? Подкрепите их аргументами.

    Мысли мудрых

    «Лучший пророк для будущего — прошлое».
    Дж. Байрон (1788—1824), английский поэт

  6. Kvardi Ответить

    Учебник для 11 класса



    Практические выводы к § 29
    Вам предстоит жить в сложном, быстро изменяющемся обществе. Перед каждым может возникать множество проблем, связанных с переменами в сферах быта, семьи, труда, экономических и политических отношений, информации и культуры. Способ решения собственных проблем вам придется искать самостоятельно. Верное решение удастся найти, лишь обладая возможно более полной информацией о вариантах выбора, которые существуют в конкретных общественных условиях, при этом правильно оценивая свои способности, общеобразовательный и профессиональный уровень.
    Разумные и действенные ответы на вызовы XXI века зависят не только от властей и науки, но и от каждого из вас. Решение многих экологических, социально-демографических, санитарно-гигиенических проблем, а также проблем профилактики заболеваний, наркомании, технологической безопасности, приобщения к ценностям культуры осуществляется не только на государственном уровне, но и в семье, микрорайоне, на рабочем месте, в деятельности отдельного человека.
    Поскольку очевидна тенденция возрастания в развитии общества роли информации, знаний, интеллекта, ваш жизненный успех, ваша карьера в решающей степени будет зависеть от того, сумеете ли вы использовать ближайшие после окончания школы годы для того, чтобы стать компетентным специалистом. В обществе ближайшего будущего станет все заметней разница между человеком, обладающим лишь «корочкой» (документом об образовании), и действительно высококвалифицированным профессионалом, владеющим современными знаниями, умением творчески решать возникающие производственные, научные и социальные проблемы.
    В XXI веке обществу потребуется иной уровень владения знаниями и умениями во всех сферах человеческой деятельности. Полученные ранее знания не смогут дать готовый ответ на вопросы, которые поставит жизнь. Но имеющиеся знания нужно уметь использовать для поиска новых знаний о меняющемся мире. Возникнут новые, нестандартные ситуации, в которых нельзя будет действовать по прежним образцам. Потребуется творческое решение возникающих проблем в производстве, науке, социально-политическом развитии. Требованиям века будет соответствовать только тот, кто, опираясь на опыт творческой деятельности, сможет грамотно пользоваться информацией, умело применять полученные знания для решения новых задач, искать ранее неизвестные способы эффективных действий в различных сферах жизни.

    Документ

    О гуманистическом ответе на вызовы времени. Из работы итальянского ученого, первого президента международного Римского клуба Аурелио Печчеи «Сто страниц для будущего».
    Современный человек поглощен своими повседневными заботами, связанными с материальной сферой… Такой человек больше ценит искусственное, которое он умеет или пытается создавать сам, — о чем я уже писал, — чем естественный мир, который создал его. Он интересуется прежде всего тем, что создает сам, — даже самой своей пищей, которую он держит в консервных банках, бутылках, замораживает, готовит. Природа же находится на втором плане, в самом конце. Утрачивают ценность и ему подобные; их так много; он не общается с ними; он торопится заняться другими делами… И все же он чувствует, как внутри него растет пустота, он хотел бы разобраться в самом себе, придать большую значимость тому, что он есть сам, и своим делам. Но мышление его ошибочно и плохо служит этой цели.
    Необходима новая основополагающая идея… Этот новый гуманизм, приспособленный к технологическому веку, должен будет радикальным образом обновить и изменить принципы и нормы, до сих пор бывшие неприкосновенными; он должен дать импульс зарождению новых систем ценностей и духовных, этических, философских, социальных, политических, эстетических, творческих мотивов поведения, которые восстановят наше внутреннее равновесие, и он должен быть способен восстановить в нас как высшие блага и потребность любовь, дружбу, взаимопонимание, солидарность, жертвенность, сосуществование, заставить почувствовать, что, чем крепче эти блага и потребности свяжут нас с нашими братьями и сестрами во всем мире, тем больше будет наш выигрыш.
    Этот новый гуманизм должен быть также достаточно просвещенным, сильным, гибким, чтобы дать нам возможность контролировать материальные революции, чтобы показать нам, как поддерживать и направлять к мирным и конструктивным формам социально-политическую революцию, за которой сейчас мы можем только наблюдать, видеть, как она зреет или же взрывается насилием, и чтобы заставить нас понять, что никогда, ни при каких условиях мы не должны более отказываться от приоритета духовного.

    Вопросы и задания к документу

    Какова главная мысль фрагмента? Найдите в тексте параграфа утверждение, отражающее эту мысль.
    Приведенный текст написан в 80-е гг. XX в. Актуален ли он в наши дни? Аргументируйте свою оценку.
    Какие потери в духовной сфере нанес человечеству технический прогресс в XX в. Сопоставьте суждения об этом Печчеи с угрозами XXI в. в области культуры. Сделайте вывод.
    Какие высшие блага и потребности автор считает наиболее значимыми? Выскажите ваше мнение, почему именно эти.
    Как вы понимаете слова автора о материальной и социально-политической революциях? С какими положениями параграфа о проблемах XXI в. вы можете связать эти слова? Объясните такую связь.
    Почему автор называет свои взгляды новым гуманизмом?

    Вопросы для самопроверки

    Может ли наука предвидеть будущее?
    Назовите и охарактеризуйте основные проблемы XXI в.
    Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем?
    В чем состоит ведущая тенденция в жизни общества начала XXI в. Что означают предлагаемые учеными названия нового этапа развития общества?
    Чем отличается постиндустриальное (информационное) общество от индустриального? Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно жить и работать в меняющемся обществе?

    Задания

    Среди ученых, прогнозирующих будущее, существуют разногласия по вопросу о готовности отдельных индивидов, групп населения, политических систем приспособиться к грядущим переменам. Одни считают, что только катаклизмы могут дать толчок к серьезным преобразованиям. Другие говорят, что человечество может самостоятельно, без внешних воздействий осуществить коренные перемены. А как думаете вы? Аргументируйте свою позицию.
    Каждый житель развитых стран потребляет за свою жизнь в 20—30 раз больше ресурсов планеты, чем прочие ее жители. Какие проблемы XXI в. связаны с этим фактом? Каковы возможные пути их решения?
    Сгруппируйте перечисленные ниже признаки так, чтобы в первой группе оказались черты индустриального общества, а во второй — постиндустриального:
    ориентация на возобновляемые источники энергии и активный их поиск;
    разбазаривание невосстанавливаемого «капитала природы» (уголь, газ, нефть и т. п.);
    решающие отрасли науки и техники — механика и машиностроение, химия и химическая индустрия;
    ведущие области науки и техники — квантовая электроника, информатика, молекулярная биология, экологические знания;
    личность, ориентированная на духовные ценности и творчество;
    индивид, ориентированный на производство и потребление; культ денег и власти.
    В дискуссии о роли науки и техники в обществе, о цене, которую придется заплатить человечеству за прогресс в этих областях, прозвучали различные точки зрения. Одни говорили, что наука и техника развиваются по своим законам и не подлежат ни общественному контролю, ни политическому регулированию. Другие утверждали, что научно-технические изменения диктуются потребностями общества. Каковы ваши мысли по спорному вопросу? Подкрепите их аргументами.

    Мысли мудрых

    «Лучший пророк для будущего — прошлое».
    Дж. Байрон (1788—1824), английский поэт

  7. Всё будет bym-bym-bym Ответить

    Накапливая культурные ценности, увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего духовного совершенствования. Можно выделить несколько важнейших направлений по которым оно идет.
    Развитие духовных потребностей. В отличие от обусловленных биологически материальных потребностей, которые ограничены и, в сущности, мало изменяются на протяжении истории, духовные потребности человека способны безгранично расширяться. Происходит постепенное «возвышение» человеческих потребностей. Первоначально все силы человека были направлены в основном на удовлетворение материальных потребностей. Духовное производство играло служебную роль по отношению к материальному, имея целью сделать последнее более эффективным. С развитием общества возникают и приобретают все большее значение социальные потребности людей — потребности в гражданских правах, социальном равенстве, справедливости, в разумном устройстве общества. Но одновременно с потребностями материально-практического характера у человека развиваются неутилитарные, бескорыстные духовные потребности в красоте, добре, истине. Эти духовные ценности привлекают его не ради практической пользы, которую можно из них извлечь, а сами по себе.
    Мощной силой становится потребность в творчестве. Оно выступает не просто как труд, обеспечивающий творцу заработок, но как бескорыстное служение идее, в котором творец развивает и утверждает свою личность. Постепенно крепнет и распространяется в обществе убеждение, что производство материальных благ — лишь необхо-; димое условие для производства духовных ценностей. Таким образом, историческое развитие человечества ведет к росту духовности человека, к тому, что духовные его потребности приобретают приоритет над материальными.
    К размышлению. Развитие духовности шло в истории сложными путями. Духовность выражалась и в гордом пренебрежении мирскими благами, которое демонстрировали в древности мудреиы Индии, Китая, Греции; и в увлеченности творчеством, ради которого многие ученые, художники, поэты отвергали милости власть имущих; и в религиозном аскетизме, «умерщвлении плоти» монахов, отшельников, фанатиков веры; и в героизме борцов за свободу, патриотов, революционеров. Буржуазный образ жизни явился в известном смысле шагом назад по сравнению с тем возвышением духовных потребностей, к которому призывает, например, религия. Поклонение «золотому тельцу», превращение денег, прибыли, выгоды в главные ценности жизни имеет своей другой стороной духовное оскудение личности, сведение ее интересов к удовлетворению тщеславия, чувственным удовольствиям, примитивным развлечениям. «Иной раз я думаю, что о нас скажет будущий историк? Для характеристики современного человека ему будет достаточно одной фразы: “Он блудил и читал газеты”», — с горечью констатировал французский философ и писатель А. Камю.
    Конечно, в сфере материальных потребностей тоже есть некоторая духовная сторона: успехи и неудачи в их удовлетворении могут рождать немалые душевные переживания. Герой Ильфа и Петрова, «великий комбинатор» Остап Бенлер «любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка». Однако подобные «волнения духа» не имеют ничего общего с духовностью.
    Проблема духовности, возвышения потребностей человека — одна из центральных проблем современного мира. Является ли упадок духовности в нашу эпоху признаком духовного регресса, старения и вырождения человечества? Или же это лишь преходящее явление, своего рода побочная «издержка» современного технического прогресса, связанная с временным увлечением навеянной им мечтой о «красивой жизни» в «техническом рае»? Каковы возможности и перспективы преодоления этого упадка духовности?
    Распространение гуманистического сознания в обществе
    Сущность гуманизма — в человеколюбии, в утверждении ценности человеческой личности, ее права на счастье, в признании человеческой солидарности и общечеловеческих нравственных идеалов. Гуманизм требует ставить интересы человека выше любых классовых, партийных, групповых интересов.
    Мотивы гуманизма звучат в фольклоре, искусстве, философии, религии разных народов, начиная с глубокой древности. В эпоху Возрождения гуманизм сформировался как широкое течение общественной мысли и с тех пор прочно вошел в духовный арсенал прогрессивных сил. Однако распространение гуманизма в обществе -медленный и противоречивый процесс. В XX в. словесные призывы к человеколюбию совместились с двумя кровопролитными мировыми войнами, со сталинским террором и газовыми печами Освенцима. И все же гуманистическое сознание постепенно утверждается в обществе и становится основой отношений между людьми и народами.
    Писатель и философ X. Борхес (1899-1986) отмечает, что о «неизбежном моральном прогрессе» свидетельствует даже то, что ныне люди стремятся оправдывать собственную жестокость. «Ведь бывали времена, когда король, например, мог проявлять беззаботную жестокость, не чувствуя никакой нужды в оправданиях. Возможно, люди сейчас поступают дурно, но при этом они хотя бы испытывают потребность убедить других – и, главное, самих себя, – что действуют правильно. Мы вступили в лучший этап развития – этап лжи и лицемерия. Но и это уже много». Еще полвека назад политика оставалась вне морали. А когда сегодня историки оценивают заключенные Сталиным и Гитлером тайные соглашения, решавшие участь народов Польши и Прибалтики, они подвергают эти соглашения нравственной оценке и единодушно осуждают их как аморальные и циничные.
    В идеалах гуманизма непосредственно выражаются самые общие принципы общественного прогресса — создание условий для сохранения человечества и для реализации каждым человеком своего «права на счастье». Поэтому любые процессы, ведущие к расхождению с гуманистическими идеалами, содержат в себе угрозу общественному прогрессу. История свидетельствует, что ход прогресса в отдельных сферах общественной жизни нередко сопровождается отступлением от нравственных начал гуманизма. Это историческая неизбежность, с которой приходится считаться. Но прогресс необходимо оценивать с точки зрения гуманистических идеалов, чтобы заметить и понять возникающие в нем опасности. Такая оценка предупреждает абсолютизацию частных форм и критериев прогресса, превращение прогресса в какой-то отдельной сфере общественной жизни в самоцель.
    Это относится и к отдельными направлениям духовного прогресса. Например, не может быть самоцелью рост научных знаний: наука не должна пользоваться антигуманными средствами и преследовать антигуманные цели. Не может быть самоцелью и развитие искусства. Увлечение искусством, не оплодотворенное гуманистической нравственностью, порождает тип высокообразованного и тонкого, но холодного, эгоистического эстета, для которого искусство заслоняет жизнь. Такой «ценитель муз», живя в мире своих эстетических иллюзий, равнодушен к подлинной красоте и к прекрасному в человеке. И научное и художественное развитие человека только тогда является действительно духовным прогрессом, когда несет в себе нравственное гуманистическое начало.
    Развитие духовной свободы человека. Нельзя сделать человека гуманистом насильно. Насилие рождается человеконенавистничеством и порождает его, а гуманизм неотделим от духовной свободы человека, является и ее условием, и ее результатом.
    Технический и экономический прогресс освобождает человека от рабского подчинения внешним по отношению к нему природным и социальным силам. Свобода от рабства перед ними есть вместе с тем и свобода для творческого саморазвития его сил и способностей. Но для того чтобы почувствовать и использовать эту «свободу для», человек должен быть свободен не только внешне, но и внутренне. В отличие от внешней (экономической, политической, гражданской), духовная свобода — эта его внутренняя свобода, свобода его сознания.
    Духовная свобода состоит не в том, чтобы чувствовать себя свободным от всех и всяческих ограничений. Абсолютная свобода от природных и общественных условий есть бессмыслица. Духовная свобода не означает и «вседозволенности», дающей право мыслить и делать «все, что хочется». Наоборот, такое понимание свободы по существу оборачивается несвободой: оно делает человека рабом его страстей и влечений. Свобода каждого человека ограничивается и свободой других людей: я всегда должен учитывать, что другой человек, будучи таким же свободным существом, как и я, имеет право сам распоряжаться собой и действовать в соответствии с собственными целями. Поэтому нельзя относиться к другому человеку лишь как к средству достижения своих целей.
    Как утверждал Кант, все в мире может быть использовано как средство для достижения каких-то целей, — все, кроме человека (и вообще разумного существа).
    «В ряду целей человек… есть цель сама по себе, т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью».
    Этот кантовский принцип означает, что ни одна человеческая личность не может быть превращена в простое средство выполнения каких-то задач. Любой человек как разумное существо имеет право действовать свободно — с условием, что он никого другого не использует в качестве просто средства, орудия или источника получения какой-то собственной выгоды.
    Подлинная духовная свобода — это свобода разума. Она заключается в том, чтобы повиноваться в своих мыслях и стремлениях не давлению внешних обстоятельств, а только собственному разуму. «Высшее совершенство человека не только в том, что он действует свободно, но и в том, что действует разумно; пожалуй, это даже одно и то же…».
    Гегель называл свободу «субстанцией разума». Он впервые выдвинул мысль, что «всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Этот прогресс, согласно его концепции, начинается в древних деспотических государствах Китая и Индии, в которых свободой обладал только один человек — деспот. Следующий шаг связан с греко-римским миром, где свобода стала достоянием некоторых. И наконец, германские народы дошли до осознания того, что свобода есть основное свойство человека вообще, человека как разумного существа. С гегелевскими представлениями о роли разных народов в развитии сознания свободы нельзя согласиться, но прогресс в сознании свободы действительно составляет существенный момент в истории человечества. Этот прогресс — основа формирования и распространения гуманистического сознания.
    К размышлению. Из истории, да и из собственного жизненного опыта каждый знает, что соблюдение даже элементарных норм нравственности нередко требует от человека мужества и готовности к самопожертвованию, что легче живется тому, кто не связывает себя высокими нравственными принципами. Но если человек выбирает линию поведения, отвечающую его нравственным убеждениям, несмотря на неприятности, которыми это ему грозит, то, очевидно, его выбор свободен, т. е. не обусловлен ничем, кроме его собственного разума, совести, природы собственного сознания. Гуманизм и есть совокупность убеждений, к которым человек приходит не потому, что его принуждают к этому внешние обстоятельства, а в результате свободного выбора.
    «Бремя свободы» обязывает человека все время самостоятельно совершать свободный выбор решений и нести всю ответственность за него. Оставаясь свободным, человек не может освободиться от этой обязанности. По словам известного русского философа Н. А. Бердяева (1874-1948), духовная свобода — трудная вещь, оставаться в рабстве легче. «Не променяй свободу на счастье», — призывал Бердяев.
    Гуманистическое сознание — не строго определенная система строго определенных раз и навсегда принципов. Каждый человек должен сам сформировать свое личностное отношение к идеалам гуманизма и понимание степени осуществимости их в данных условиях. Для этого ему нужны и знания, и духовное богатство, и высокоразвитые духовные потребности. В развитии духовной свободы и гуманистического сознания находят выражение важнейшие тенденции духовного прогресса.

  8. Grizan Ответить

    В XX в. место культуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новая цивилизация сегодня создается человеком, который освободился от моральных, сословных и других ограничений в своей деятельности. Все табу, на которых строились многие традиционные культуры и создавались общечеловеческие ценности, были значительно трансформированы. Отказ от канонов в искусстве и самой жизни привел к тому, что главные смыслообразующие вопросы человеческого бытия стали маргинальными (т.е. периферийными, частными). Наступило такое время, когда приходится отвечать не столько на вопрос «есть ли Бог?», сколько на вопрос «а есть ли человек?».
    Невиданный технический прогресс в обществе в области создания благ цивилизации в конце второго тысячелетия уже значительно разрушил надежды на прогресс человечества и, прежде всего, в духовной сфере. Мировые войны, революции и контрреволюции, непрекращающаяся борьба за передел и переустройство мира, тоталитарные режимы и концентрационные лагеря в итоге привели к кризису и бездуховности и, подчас, нравственному одичанию людей, несмотря на то, что все они являются в то же время наследниками достижений великих культур и цивилизаций древности.
    «Субъективизм – духовная болезнь эпохи, начавшаяся с Возрождения. Болезнь эта состоит в предположении, что самое близкое мне – мое «я», т.е. самое близкое для моего познания – это моя реальность», – писал теоретик искусства модернизма известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Тезис «Познай самого себя», провозглашенный в античности, так и остался незавершенным в наше время. Человек остался по-прежнему тайной и загадкой не только для себя самого, но и для других. Ситуация в области духовной культуры и искусства, по мнению X. Ортеги-и-Гассета, сложилась такой во многом из-за того, что «мы теряем чувство дистанции, теряем уважение и страх перед искусством, приближаемся к нему в любую минуту, в каком придется костюме и настроении, и привыкаем не понимать его», – таковы наблюдения о судьбах культуры и современной цивилизации выдающегося мыслителя.
    Духовная жизнь человека ХХ века
    Современный человек все больше начинает рассматривать искусство с точки зрения повседневного и полезного, относиться к нему как к продукту дизайна, того «бледного удовольствия», к которому все больше стало сводиться эстетическое наслаждение прекрасным. Конечно, ничего подобного мы не встречаем в предшествовавшие эпохи. Эстетическое созерцание сегодня все более не свободно от прагматического интереса к предмету искусства, да и оно все менее остается искусством и все более декоративным оформлением окружающей человека обстановки, который ценит больше комфортные условия существования и все меньше умеет эстетически наслаждаться прекрасным.
    Внешние конфликты переходят во внутренний план и становятся конфликтами духовной сферы человеческого бытия – их и пытались осмыслить экзистенциалисты. У Хайдеггера эти процессы вызывали «тревогу», а у Сартра – «тошноту». Направление человеческих усилий на поиски смысла своего существования в мире («бытия-в-мире») отчасти оправдывали его жизнь, но нередко человеком овладевали просто скука или «русская хандра». Кьеркегор был одним из первых философов, кто придал субъективным чувствам (страх, меланхолия, скука и прочее) онтологический статус, подчеркнув объективность их бытия в мире. Камю рассматривал абсурдность как чувство, которое наиболее точно характеризует бытие человека, живущего в XX в., – оно рождается из скуки, перечеркивая значимость всех других переживаний. В рутине повседневности человек все чаще начинает задавать вопрос: «А стоит ли вообще жить?», не имея высшего смысла и благодати, – размышляет Камю. «Абсурд – это грех без Бога», который связан с ностальгией и тоской по потерянному раю.
    Как это ни парадоксально, но у абсурда много общего со здравым смыслом, – считает Камю. Чтобы преодолеть вседозволенность и абсурдность существования, необходимо стремиться выработать в себе «ясность видения и полноту переживания». Высшим уделом человека становится умение нести бремя жизни, не смиряясь с ним. Ощущение полноты жизни дает, по мнению Камю, самоотдача в творчестве – она и является той вершиной, к которой необходимо стремиться.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *