Какие предметы в 10 классе в беларуси?

36 ответов на вопрос “Какие предметы в 10 классе в беларуси?”

  1. JoJoshakar Ответить

    Одного желания пойти учиться в 10 профильный класс школ и гимназий мало – прием будет проходить по конкурсу. Подать заявления смогут только ребята с отметками не ниже 7 по профильным предметам и средним баллом аттестата не ниже 6. При этом практически в каждой школе сохранят и обычные 10-е классы, где прием учеников останется без изменений. В них все учебные предметы будут изучать на базовом уровне. Об особенностях формирования профильных классов и подгрупп говорится в инструктивно-методическом письме Министерства образования, опубликованном на сайте ведомства.

    Экзамены для поступления в 10-й класс школ, как и обещал министр образования Михаил Журавков, не вводят. Пока речь идет лишь о конкурсном отборе. Ребята, которые окончили 9 классов гимназий, перейдут в 10 класс без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей. Как и прежде, экзамены останутся для поступающих в 10-е классы лицеев.

    Профильное обучение в школах

    С нового учебного года в старших классах учреждений общего среднего образования вводится профильное обучение. Оно предусматривает изучение отдельных предметов на повышенном уровне. А также проведение факультативов профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и других специальностей. Факультативы, скорее всего, будут проводить в шестой школьный день.
    В школах могут появиться как профильные классы, так и профильные группы. “Мы вводим так называемое мультипрофильное обучение – это когда одна часть класса изучает углубленно одни предметы, а другая часть – совсем другие”, – поясняют в Министерстве образования.
    Но сегодня речь не идет о том, что профильные классы и группы появятся в каждой школе.
    Школы могут организовывать профильное обучение, только если в этом заинтересованы учителя и ученики, и в учреждении хватает квалифицированных педагогов, есть современная компьютерная техника, оснащенные учебные кабинеты физики, химии, биологии и т.д.
    Что касается гимназий, то в них есть профильные направления (физика и математика, биология и химия, обществоведение, искусствоведение).
    Согласно рекомендациям, при наличии запросов от детей и родителей обычные 10 и 11 классы, в которых все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне, оставят. Школы и отделы образования проанализируют запросы учеников и в соответствии с ними организуют профильные и обычные классы.

    Кого возьмут в профильный класс

    Зачисление в профильные классы будут проводить на конкурсной основе по результатам обучения в базовой школе. Средний балл аттестата ученика за 9 классов должен быть не ниже 6 баллов. А отметки по профильным предметам не ниже 7.
    Без учета среднего балла и отметок по профильным предметам зачислят победителей третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

    Какими могут быть профильные классы

    Министерство оставило за школами возможность выбрать по какой модели организовать профильные классы.
    Модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы.
    Возможный вариант учебного плана.

  2. Moratius Ответить

    Как попасть в профильный класс? Какие предметы можно выбрать как профильные? Кому откажут в приеме? На эти и другие вопросы на прямой линии в «Комсомолке» отвечали представители Министерства образования и Национального института образования: заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова, заведующая лаборатории социокультурного образования НИО, кандидат исторических наук Елена Мох и заведующая лабораторией математического и естественнонаучного образования НИО, кандидат педагогических наук Наталья Костюкович.
    – Скажите, для чего возвращают профильные классы?
    – С 2008 года, когда мы перешли c 12-летнего на 11-летний срок обучения, все предметы в средних школах изучаются на базовом уровне, а на повышенном уровне только на факультативах. Как показала практика, этот опыт не совсем себя оправдал. Анализ результатов ЦТ, мониторинг качества знаний показал, что что-то надо менять. Мы это признаем. В связи с этим с 1 сентября в средних школах в 10-х классах вводится профильное обучение.
    – То есть возвращаются профильные школы?
    – Нет, мы ни к чему не возвращаемся. Мы разработали совершенно новую модель профильного обучения. Сейчас ученики 10 – 11-х классов гимназий и лицеев имеют возможность учиться в классах по направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, обществоведческое и гуманитарное. То есть эти направления и предметы, которые изучаются на повышенном уровне, четко зафиксированы.
    Мы сейчас идем другим путем. Мы понимаем, что профильное обучение – это возможность подготовиться к поступлению в вуз. И учащийся должен иметь возможность изучать на повышенном уровне именно те предметы, которые ему необходимы. Поэтому перечень предметов, которые молодой человек сможет выбрать, достаточно большой – практически все учебные предметы учебного плана. Очевидно, что невозможно в каждой школе удовлетворить запросы всех учащихся класса по разным причинам – не хватит часов учебного плана, возможно, в школе нет квалифицированных кадров именно по этому предмету, чтобы преподавать его на повышенном уровне, возможно, нет материальной базы, чтобы обеспечить выполнение практической части учебной программы. Поэтому местные органы власти, управления образования должны, изучив потребности выпускников 9-х классов, предложить им школы, в которых они смогут изучать выбранные предметы на повышенном уровне. Более того, мы сохраняем базовые классы. Десятиклассник может продолжать обучение в базовом классе, при этом углублять свои знания по предмету на факультативных занятиях. Все будет максимально демократично и без ломки.
    – Будет ли постепенно профильное обучение охватывать 9-е, 8-е, 7-е классы и так далее?
    – Профильное обучение – это третья ступень общего среднего образования – 10-е и 11-е классы. Вторая ступень (5 – 9-е классы) – допрофильная подготовка. Мы должны помочь сориентироваться школьникам на этой ступени.
    ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА И ГИМНАЗИЯ?
    – Скажите, пожалуйста, программа и количество часов по профильному предмету в обычной средней школе будут такими же, как и в гимназии, по этому предмету?
    – Абсолютно одинаковыми.
    – В нашей школе четыре 9-х класса в параллели. И открывается только один 10-й профильный класс. Желающих попасть в него – больше 50 человек.
    – Ваших детей спрашивали, какие предметы они хотели бы изучать на повышенном уровне?
    – Да, было анкетирование.
    – Учли ли ваши потребности?
    – Учли, кроме того, что желающих попасть в профильный класс будет почти в два раза больше. Класс будет физико-математическим. Тем, кто не вошел в тридцатку лучших, предлагают места в других школах города. Но дети не хотят уходить. Мы все согласны продолжить обучение в физико-математическом классе. Требования конкурсного приема мы знаем.
    – Администрация школы совместно с отделом образования, спорта и туризма должны найти возможность, чтобы удовлетворить ваши запросы. Тем более что кадры в школе есть, так как один физико-математический класс открывается.
    – Я мама ученика 3-го класса. На следующий год нам предстоит выбирать – поступать в гимназию или остаться в школе. Будет ли профильное обучение равноценной альтернативой гимназиям?
    – С 5-го по 9-й класс все гимназии обучаются по одинаковому учебному плану. И только по двум предметам – математике и иностранному языку – учебные планы гимназий отличаются от учебных планов средней школы. Когда ваш сын окончит 9-й класс, только тогда вас коснется профильное обучение, которое будет в 10 – 11-х классах. Со следующего учебного года в этих классах в гимназиях, лицеях и средних школах могут быть одинаковые профильные предметы, мы не ограничиваем учащихся в выборе предметов. Но в конкретной школе должны быть созданы условия для преподавания конкретных предметов на повышенном уровне. И учебные программы по профильным предметам везде одинаковые. Так что вам решать, где продолжить обучение после 5-го класса – в школе или гимназии.
    – Дочка закончила 9-й класс. Она хочет в физико-математический профильный класс. Но по математике у нее 7 баллов, а по физике 6. И нам сказали, что с такими отметками ее не могут взять в этот класс.
    – Действительно, по профильным предметам годовые оценки не должны быть ниже 7 баллов, а средний балл свидетельства за 9-й класс – не ниже 6 баллов. Расстраиваться не надо, ваша дочка имеет возможность продолжить учебу в базовом классе и посещать факультативы по математике и физике, чтобы углублять свои знания.
    – И одной семерки по математике недостаточно? Нужно обязательно два предмета выбирать?
    – Да, профильных предмета должно быть два, таковы правила. К тому же, возможно, не хватит и семерок. Они только как необходимый минимум. Если ребят с более высокими баллами придет больше, то и те, у кого будет только 7 баллов, не поступят в этот профильный класс.
    – Будут ли изданы специальные учебники для профильных классов?
    – Издание учебников планируется к учебному 2016/2017 году. Сегодня мы готовим перечень учебников, которые можно использовать как в базовых, так и профильных классах. Дополнительный материал будет размещен на Национальном образовательном портале.
    – Будут ли учителям доплачивать за работу в профильных классах?
    – На изучение учебных предметов на повышенном уровне предусмотрено большее количество часов в неделю в сравнении с базовым уровнем. Как результат, учебная нагрузка учителя больше, а зарплата учителя зависит от учебной нагрузки. Ну и, конечно, возможны доплаты за счет премий.
    – А готовы ли учителя к работе в профильных классах?
    – У нас достаточно большое количество учителей с первой и высшей категорией. Это говорит об их уровне подготовки. Кадровый потенциал есть. Но учителей нужно подготовить к работе в новых условиях. Летом в Академии последипломного образования будут проходить семинары, организованы курсы для преподавателей. Курсы и семинары будут организованы на базе областных и Минского городского институтов образования. Кроме того, в помощь учителю подготовлены инструктивно-методические письма по всем предметам, календарно-тематическое планирование. Все эти материалы в июне-июле будут размещены на портале Министерства образования, Национальном образовательном портале.
    В ПРОФИЛЬНОМ КЛАССЕ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИЗУЧАТЬСЯ ГЛУБЖЕ
    – Моя дочка перешла уже в 7-й класс гимназии. На родительском собрании нам сказали, что наш класс поделят на два профиля – физико-математический и лингвистический. Я хотела бы узнать, мы с дочкой можем выбрать профиль по собственному желанию?
    – Вы переходите в 7-й класс, о каких профилях может идти речь? Профили будут только с 10-го класса. Сейчас при продолжении обучения в 10-м классе этой же гимназии конкурсный отбор не предусмотрен.
    – Если дочка выберет лингвистический профиль, сколько иностранных языков она будет изучать?
    – Один иностранный язык является обязательным.
    – Сейчас у нее 5 уроков английского языка в неделю. Будет больше уроков?
    – Нет, у нее останется 5 часов иностранного в неделю, но это больше, чем в базовом классе, где только 3 часа в неделю.
    – А что тогда с математикой?
    – Если в 10-м классе математика будет в качестве профильного предмета, то у ребят будет 6 уроков в неделю. Если она будет изучаться на базовом уровне – только 4 урока. У вас будет возможность выбора. Главное, чтобы школа смогла его удовлетворить. Необходимо, чтобы совпали два эти условия.
    – Понятно. А если наших детей разделят, они будут учиться уже в разных классах?
    – Тут может быть несколько вариантов. Может быть формирование разных профильных групп в одном классе, возможно, все дети класса будут изучать одинаковые предметы на повышенном уровне, может быть, что в одном классе одни дети изучают предметы на повышенном уровне, другие на базовом. Все решает руководитель учреждения образования в зависимости от того, какие педагогические кадры у него есть, позволяет ли материальная база и каковы запросы будущих 10-классников.
    – Чем будет отличаться преподавание, к примеру, математики в профильном классе от базового?
    – Есть материал, который изучается только на повышенном уровне. На базовом уровне рассматриваются, например, не все методы решения задач. По истории Беларуси и всемирной истории в профильных классах ребята будут учиться не только работать с датами и картами, но и тому, что позволяет правильно научить излагать свои мысли, – проектная деятельность, эссе, выступления.
    В профильных классах можно изучать не только предметы на повышенном уровне, но и посещать факультативные занятия профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей. В этом случае учебные занятия будут организованы в режиме 5-дневной недели, а факультативные занятия могут проводиться в субботу.
    СКОЛЬКО УРОКОВ В НЕДЕЛЮ БУДЕТ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ В СЛЕДУЮЩЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ?
    Математика – 6 уроков (на базовом – 4 урока)
    Физика, химия, биология – 4 урока (на базовом – 2 урока)
    Иностранный язык – 5 уроков (на базовом – 3 урока)
    Белорусский, русский язык – 3 урока (на базовом уровне – 1 урок)
    География – 3 урока (на базовом – 2 урока)
    БУДЬ В КУРСЕ!
    Профильное обучение возможно в группе минимум из 5 человек (в сельской местности – 3 человека). При условии, что у школы есть такие возможности.
    ВАЖНО!
    Подавать документы в 10-е профильные классы средних школ можно с 15 июня до 28 августа.
    Материал сайта: http://www.kp.by

  3. MOFON Ответить

    «Надо посмотреть, вернуться к тому, как это у нас было. У нас в школе мы работали на приусадебных участках. Мы обязаны были летом три недели или месяц проходить трудовое обучение, практику. Не везде это есть. Вот и доработались, что дети на селе не то что корову от быка — козу от коровы отличить не могут. Это же катастрофа», — возмущался Александр Лукашенко.
    Вскоре после этого тогдашний заместитель премьер-министра Василий Жарко на совещании в Министерстве образования поставил задачу «повышать качество трудового обучения и воспитания в школе».
    «Тех учебных часов в базовой школе, которые есть на сегодняшний день, явно недостаточно. Не говоря уже про 10-11-е классы, где эти часы на трудовое обучение вообще не предусмотрены. В Кодексе об образовании тоже не прописано трудовое обучение в старших классах. Этот вопрос надо продумать», — заявил Жарко.
    Что это означает для учеников, школы и профлицеев
    Продумали так — если в школах нет возможности заниматься профобучением, оно будет проходить в учреждениях профессионально-технического или среднего специального образования, на базе вузов и учреждений дополнительного образования.
    В Минобразования подчеркивают, что дети будут иметь выбор профессий. Это означает, что в учебно-производственных комбинатах и профессиональных лицеях прибавится работы, от чего, можно предположить, выиграют педагоги и мастера.
    Но поможет ли введение трудового обучения для старшеклассников сориентировать их на продолжение образования в профессиональных лицеях, можно будет оценить лишь через год-другой. Пока же профлицеи испытывают хронические проблемы с набором учащихся, почти ежегодно объявляется дополнительный набор.
    Например, в этом году в шести столичных лицеях был недобор на строительные специальности. Оставались места в колледже декоративно-прикладного искусства и в профессионально-техническом колледже строительства и коммунального хозяйства.
    К слову, профессиональный лицей № 10 строительства план набора все же выполнил и станет в этом году базой для проведения уроков труда сразу для 25 школ Центрального и Московского районов.
    «Не надо было разваливать систему УПК»
    Пресс-секретарь Минобразования Людмила Высоцкая подчеркивает — возвращение трудового обучения в старшие классы не означает возрождения советской системы учебно-производственных комбинатов, когда каждый школьник обучался какой-то рабочей профессии. Тогда выбор специальностей бы крайне ограничен, теперь, говорят в Минобразования, он шире, и учиться будут не все.
    В советское время УПК были отражением процессов индустриализации, а теперь большинство из предлагаемых специальностей относятся к сфере услуг, а не производства.
    Педагог, репетитор по физике и математике Евгений Ливянт выступал и выступает за сохранение УПК.
    «Я и теперь считаю, — говорит он, — что их не надо было закрывать, потому что там был налажен процесс, было оборудование, преподаватели, обладающие специальными знаниями. Многие школьники с удовольствием получали бы образование там, но УПК были частично уничтожены».
    Главная идея Ливянта — у каждого ребенка должна быть возможность выбрать направление учебы. И если теперь возрождают массовое обучение профессиям в школе, это должно проходить по современным специальностям и на современном оборудовании.
    И очень важно, чтобы школьник имел выбор — не формальный, когда из-за ограничения мест на ту или иную специальность приходится учиться тому, что не нравится, а настоящий.
    «Наличие выбора всегда хорошо. Кто-то хочет в математический класс, пусть идет, а кто-то готов в школе получить рабочую специальность. Надо понимать, что в 10-й класс идут не только те ученики, которые планируют учиться в университетах. Там есть разные дети. Было бы разумно для тех, кто обучается в базовых классах, упростить программу по математике, например. Не все должны и в состоянии изучать логарифмы и тригонометрию. Кому-то, возможно, надо два дня дать на УПК за счет сокращения некоторых тем школьной программы. И такие выпускники, не исключено, начнут работать сразу после школы, квалификация у них будет», — заключил Евгений Ливянт.

  4. MaGa_RuLiT Ответить

    Эксперт назвал некоторые проекты, которые могут стать реальностью в белорусском образовании. Например, в 10-11 классы будут брать учеников, у которых средний балл не ниже 7, а может, и 8. Исключения здесь могут составить аграрные классы.
    Еще одним возможным нововведением может стать отмена некоторых выпускных экзаменов и объединение их с централизованным тестированием. В итоге выпускник получит не только аттестат, но и документы для поступления в вуз.
    После девятого класса экзамены также могут претерпеть изменения. Так, диктант заменят изложением, а также школьники будут сдавать математику письменно и историю.
    На заседании министр обратил внимание, что школьники не умеют формулировать свои мысли и писать связные тексты. В связи с этим хотят ввести обязательное сочинение после 11 класса.
    В вузах могут появиться дополнительные внутренние экзамены, собеседования, психологические тесты. В качестве примера привели МГЛУ, где одного ЦТ явно недостаточно.
    Преподавателям могут дать больше свободы. Учителя сами смогут определять количество домашнего задания, даже если идет отклонение от программы, а также будут сами решать, как им подавать материал.
    В последнее время в белорусских школах произошли некоторые трагические случаи, в том числе и со смертельным исходом. В связи с этим в педвузах увеличат количество часов «психологии», а также введут предмет «кризисная психология». Будет осуществляться подготовка кризисных психологов, а школьный психолог больше не будет подчиняться директору школы.

  5. Saberbourne Ответить

    Вступило в силу постановление Министерства образования об утверждении учебных программ. Изменения коснутся программ для учеников старшей школы — с 5-го по 11-й класс, больше всего нововведений — для 9-классников.

    Фото: Станислав Коршунов
    Так, для учеников 9 классов изменения вносятся в программу по следующим предметам: белорусский язык и литература, русский язык и литература, иностранный язык, математика и физика, биология и химия, информатика, история Беларуси и Всемирная история, обществоведение и география, трудовое обучение и физкультура.
    — Вывучэнне беларускай мовы не можа абмяжоўвацца запатрабаваннямі асобы ў лінгвістычных ведах, азнаямленнем вучняў з моўнымі адзінкамі і законамі. Абавязак устаноў адукацыі — навучыць сваіх выхаванцаў карыстацца беларускім словам, дапамагчы ім авалодаць маўленчай этыкай і культурай. Вучням трэба даць такую лінгвістычную адукацыю, якая дапаможа ім не толькі граматычна правільна ствараць і афармляць свае вусныя і пісьмовыя паведамленні, але і выбіраць з багатага арсенала выяўленчых моўных сродкаў самыя трапныя, самыя дасканалыя і пераканальныя. У сувязі з гэтым неабходна штодзённа ўдасканальваць маўленчую практыку вучняў, якая наладжваецца ў форме гутаркі, пісьма, чытання, публічных выступленняў, слухання радыё- і тэлеперадач, вучэбных лекцый, дакладаў, паведамленняў, — отмечается в пояснительной записке к изменениям в учебную программу по белорусскому языку.
    Для 10- и 11-классников изменения внесены только в программу по физкультуре. Для 8-классников — по трудам, географии и физкультуре, 7-классников — по трудам, биологии и физкультуре, 6-классников — по русской литературе и физкультуре, для 5-классников — по русскому языку и литературе, по физкультуре.
    В пояснениях к учебной программе по трудовому обучению говорится, что курс для мальчиков состоит из заданий по обработке древесины и металлов, ремонтным работам в быту, для девочек — из основ домоводства, приготовления пищи, изготовления швейных изделий и выращивания растений.
    — В процессе трудового обучения учителю необходимо использовать межпредметные связи с такими учебными предметами, как «Физика», «Биология», «Химия», «Математика», «Информатика», которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их мышление и память при переносе и обобщении знаний из разных учебных предметов, — отмечается в постановлении Минобразования.
    Напомним, Александр Лукашенко неоднократно критиковал учебные программы.
    — В школе математику начинаем преподавать так, что отпугиваем детей от этой математики, от учебы… Математик — это редкость. Давайте готовить математиков где-то на факультативе, но в основном — в вузе. А мы начинаем университетские программы перебрасывать в школу, — заявил глава государства в феврале.
    Тогда же он подчеркнул, что есть договоренность об изменении школьных и вузовских программ:
    — Начиная со школьных программ и заканчивая вузовскими, где только возможно, поменяем эти программы, уберем все лишнее, оставим нужное. И критерием здесь будет наша жизнь, действительность, которая будет требовать от будущего специалиста тех или иных навыков, тех или иных знаний.
    Процедура перехода всех классов на новые учебные программы будет завершена к 2021−2022 годам, когда выпустятся нынешние старшеклассники, проходящие старую программу. Об этом заявлял министр образования Игорь Карпенко.

  6. WEB Ответить

    Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:
    общее начальное образование (1 – 4 классы);
    общее базовое образование (5 – 9 классы);
    общее среднее образование (10-11 классы).
    Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.
    В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.
    Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:
    английский (около 72% учащихся);
    немецкий (20 %);
    французский (6%);
    испанский (1,9%).
    Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.

    Старшеклассники на уроке
    Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.
    Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.

    В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

    Учителя в Белоруси

    Работа учителей Республики Беларусь основана на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:
    учителя без категории;
    учителя второй квалификационной категории;
    учителя первой квалификационной категории;
    учителя высшей квалификационной категории.
    Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.
    Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.
    Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями. Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно обследуют жилищные условия учеников, ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.

    Дежурство по столовой
    В соответствии с программой информатизации школы постепенно переходят к системе «электронный журнал». Во всех школах классные руководители самостоятельно вносят итоговые оценки в единую республиканскую базу данных. Разрабатывается система оперативного размещения информации о посещаемости и успеваемости на образовательных ресурсах.

    Экзамены

    Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).
    Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ). Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.

    Образование после школы

    Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.
    Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.
    В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.
    В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» 1997 года. Это упростило процедуру признания дипломов белорусских высших учебных заведений, способствовало привлечению иностранных студентов на учебу в Беларусь. В Белорусском государственном медицинском университете в настоящее время обучается более 10% иностранных студентов.
    Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.

    Студенческая деревня в Минске
    Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.
    Фотографии предоставлены автором.

  7. Dalakus Ответить

    Так называемое профильное обучение в средних школах тогда заменили факультативами. А на повышенном уровне обучение осталось только в гимназиях. Не удивительно, что в последние годы конкурсы при поступлении в 5-е гимназические классы зашкаливают. Ведь толку от факультативов оказалось немного. В прошлом году с этим согласилось и Министерство образования. «Реальная эффективность этих занятий невысока», заявил в октябре министр образования Сергей Маскевич.
    И вот чиновники министерства решили возродить профильное обучение уже со следующего учебного года. Правда, будет оно вестись только в 10-м и 11-м классах. С сентября этого года возьмутся только за 10-классников.
    КАКИЕ ПРОФИЛИ БУДУТ?
    Решено сделать четыре профиля.
    В физико-математическом физику будут изучать 4 раза в неделю, математику – 5.
    В химико-биологическом – на биологию в 10-м классе отводится 4 часа, на химию – 3 часа. В 11 классе будет наоборот – химию будут учить 4 урока в неделю, биологию – 3.
    Филологический профиль предусматривает, что на белорусский (русский) язык отводится 3 часа в неделю, на иностранный язык – 5 часов.
    Обществоведческий профиль позволяет заниматься ученикам историей Беларуси, всемирной историей и обществоведением по 2 урока в неделю.
    В КАКИХ ШКОЛАХ БУДУТ ОТКРЫТЫ ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ?
    Этот вопрос будут решать так называемые учредители учреждений образования, то есть местные власти. При этом будет учитываться, есть ли в школе достаточно высококвалифицированных учителей, есть ли материальная база для профильного обучения и, самое главное, желание и готовность детей и их родителей.
    Кстати, организация профильного обучения возможна по двум моделям.

  8. Rockconjuror Ответить

    C нового учебного года у 9-классников не будет черчение. Педагоги уверены, это плохо отразится на ребятах, которые позже собираются поступать на технические специальности. В Минобразования успокаивают: без черчения школьников не оставят.

    На днях Минобразования опубликовало типовой учебный план общего среднего образования на 2019/2020 учебный год. В нем список предметов, которые будут изучать школьники с 1 сентября. В этом перечне учителя и не нашли черчения.
    — В 1980—1990-х, когда я училась в школе, черчение изучали в 8 и 9 классе, — рассказывает одна из учителей математики. — В 2000-х черчение осталось только в 9 классе — всего час в неделю. А с 1 сентября его и вовсе уберут. Президент ратует, чтобы в школах увеличили практическую составляющую. Черчение — это второй по практической значимости предмет. Уступает оно только трудам. На уроках черчения детей учат читать чертеж, видеть в разрезе деталь. В конце концов, работать с чертежными инструментами.
    По словам собеседницы, в 2000-х черчение на время убрали из школьной программы. Вместо обязательного урока ребятам тогда предложили факультатив. Но дети, вспоминает собеседница, записывались на него без энтузиазма.
    — Черчение — предмет непростой, поэтому когда ходить на него стало не обязательно, школьники перестали это делать, — возвращается к тем событиям педагог. — В отличие от родителей и учителей, они не понимают, что черчение необходимо. Геометрия же такого представления не дает.
    Тревогу, говорит учитель, тогда забили вузы, и предмет вернули.
    — В вузах, где получают технические специальности, есть начертательная геометрия, — возвращается к ситуации педагог. — Но, если ребенку не привили навыки и умение чертить, если у него нет пространственного представления о детали, научиться этому в университете будет очень сложно.
    «Изучение черчения перенесено в 10 класс»
    В Национальном институте образования поясняют: черчение из программы общего среднего образования никто не исключал. Нынешние 9-классники будут его изучать в 10 классе.

    — Изучение черчения перенесено в 10 класс. Изучать его школьники будут с 2020—2021 учебного года, — рассказывает Валентина Гинчук, директор Национального института образования.
    Как и в предыдущие годы, это будет обычный урок, а не факультатив.
    По словам специалиста, с 2015—2016 учебного года поэтапно обновляется содержание общего среднего образования. С этим и связаны изменения в типовом учебном плане.
    — В 2019—2020 учебном году учащиеся 9 класса будут учиться по обновленным учебным программам, — продолжает собеседница. — Поэтому изменения в новом типовом учебном плане коснулись именно их.
    При этом, как поясняют в Министерстве образования, изменения в их расписании затронут не только черчение. Например, в 9 класс из 10 класса перенесли уроки географии Беларуси. Появится у девятиклашек и такой урок, как «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». Теперь этот предмет будут изучать с 5 по 9 классы.
    — С 1 сентября учащиеся 9 класса смогут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне, — сообщает сайт Минобразования. — Сейчас такая возможность есть только в 8, 10 и 11 классах.
    Появились в типовом учебном плане и нововведения для других классов. Например, ОБЖ теперь будет со 2 по 5 классы.
    — Из 7 класса в 9-й перенесены отдельные темы по физике, — написано на сайте Минобразования. — Увеличено время на повторение и закрепление изученного материала, решение задач по математике. На уроках труда 11-классники продолжат осваивать первичные навыки по профессии.
    tut.by

  9. drive_moments Ответить

    С 1 сентября белорусские девятиклассники смогут изучать отдельные предметы на повышенном уровне. Ранее такая возможность была только у учащихся 8, 10 и 11 классов.
    В типовых учебных планах общего среднего образования на 2019/2020 учебный год изменилось количество часов на изучение отдельных учебных предметов в 9 классе. Как поясняют в главном образовательном ведомстве, обновленные учебные программы внедряются в образовательный процесс поэтапно начиная с 2015/2016 учебного года. В 2019/2020 учебном году по новым программам будут учиться девятиклассники, таким образом обновление содержания образования на I и II ступенях (с 1-го по 9 класс) завершится.
    Все нововведения призваны упростить содержание образования и привести его в соответствие с возрастными познавательными возможностями школьников.
    Учебные программы для девятиклассников претерпели практически те же изменения, что и программы для 5-8 классов. Во-первых, произошло перераспределение учебного материала. Часть наиболее сложного (по физике, химии) перенесено в 10 и 11 классы. Был исключен наиболее сложный учебный материал, который не имеет практической значимости для выпускников девятого класса, сокращен перечень обязательных для усвоения понятий. Реализованы межпредметные связи, чтобы, например, при изучении физики школьники могли опираться на знания по математике. Увеличено время, выделяемого на повторение и закрепление изученного материала и решение задач по математике.
    Вместе с тем в 9 класс с 10-го было перенесено изучение географии Беларуси. Отдельные темы по физике, наоборот, перенесли в 9 класс с 7-го. Например, по физике из программы для 7 класса в программу для 9-го перенесены простые механизмы, закон Архимеда, а также некоторые лабораторные работы. В первом полугодии изучению физики посвящены три часа в неделю.
    А вот изучение предмета «Черчение» было решено перенести в 10 класс (он будет изучаться в десятом классе, начиная с 2020/2021 учебного года).
    Надежда НИКОЛАЕВА

  10. Lydia Martin Ответить

    Р.Сидоренко: В Минске, например, учителя предлагали поднять планку. Если мы сегодня скажем, что в 10–й профильный класс может поступать каждый желающий без учета уровня подготовки, будем ли мы уверены в том, что обеспечим необходимый уровень качества образования в этих классах? Мы уже говорили о том, что обучение в профильных классах будет по другим, более сложным программам. Сможет ли освоить их ученик, который сегодня на базовом уровне получает отметку, к примеру, «пять»? Когда два года назад мы разрешили изучать учебные предметы на повышенном уровне в средних школах, многие учебные заведения откликнулись, а потом отказались. Год проработали — и не смогли продолжать. Почему? Потому что какое–то из необходимых условий было не соблюдено: или учитель не смог преподавать на ожидаемом уровне, или ученики были недостаточно подготовлены и мотивированы. Не хотелось бы повторять ошибки, допущенные ранее. Вместе с тем результаты мониторинга, проведенного в этом году, в котором принимали участие руководители и педагоги учреждений общего среднего образования, показали, что все опрошенные поддерживают дифференциацию на III ступени общего среднего образования. Наиболее целесообразной формой дифференцированного обучения 93,4% руководителей и 95,9% учителей считают изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в сочетании с факультативными и стимулирующими занятиями.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *