Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?

8 ответов на вопрос “Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?”

  1. silence Ответить

    Право прежде всего есть система норм социального поведения. Все элементы внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели — правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества — экономической, политической, социальной, культурной.
    Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.
    Поскольку нормы права устанавливаются государством, они носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы, должностных лиц государственных органов.
    Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их соблюдением, исполнением и применением, а в случае нарушения применять государственное принуждение.
    Право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого.

  2. НЕБЕСНЫЙ МАЛЬЧИК Ответить

    Право прежде всего есть система норм социального поведения. Все элементы внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели — правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества — экономической, политической, социальной, культурной.
    Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.
    Поскольку нормы права устанавливаются государством, они носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы, должностных лиц государственных органов.
    Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их соблюдением, исполнением и применением, а в случае нарушения применять государственное принуждение.
    Право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого.

  3. GoodLoose Ответить

    с заданиями по обществу
    1. Род, племя, народность – это
    1) этнические общности 3) демографические группы
    2) кровнородственные общности 4) национальные группы
    2, Положение человека в социальной группе называется
    1) социальной ролью 3) социальным происхождением
    2) социальным статусом 4) социальной адаптацией
    3, Социальная общность, выделяемая по демографическому признаку, – это
    1) класс 3) мужчины
    2) крестьяне 4) учителя
    4, Воспитательная функция семьи проявляется в
    1) совместном ведении хозяйства
    2) воспроизводстве рода
    3) социализации молодого поколения
    4) психологической поддержке членов семьи
    5. Ученика наградили почетной грамотой за отличную учебу. Это пример применения
    санкций
    1) формальных негативных 3) неформальных негативных
    2) формальных позитивных 4) неформальных позитивных
    6. К задачам политической власти в обществе относится
    1) регулирование общественных отношений
    2) разработка компьютерных программ
    3) освоение новых технологий
    4) защита интересов государственного аппарата
    7. К деятельности политической партии относится
    1) создание законов
    2) управление органами исполнительной власти
    3) разработка политических программ
    4) правоохранительная деятельность
    8,«Традиции, обычаи, преемственность – главное в развитии общества». Для какой
    политической идеологии это требование является основным?
    1) либеральной 3) социалистической
    2) консервативной 4) коммунистической
    9. Норма права, в отличие от других социальных норм. ..
    1) устанавливается государством
    2) регулирует поведение людей
    3) имеет устную форму
    4) передается из поколения в поколение
    10. Республика – это
    1) тип политического режима
    2) форма правления
    3) форма государственного устройства
    4) признак государства
    11. К функциям Президента РФ относится
    1) принятие законов
    2) разработка бюджета страны
    3) руководство исполнительной властью
    4) представление страны на международной арене
    12. Каким из перечисленных прав гражданин РФ может воспользоваться только по
    достижении 18 лет?
    1) на свободу слова
    2) на участие в общественных организациях
    3) на участие в выборах президента страны
    4) на выбор места жительства
    13. Превышение установленной скорости водителем транспортного средства влечет за
    собой ответственность
    1) материальную 3) административную
    2) уголовную 4) дисциплинарную
    14. К какой отрасли права относятся понятия «купля-продажа», «дарение», «аренда»?
    1) семейное право 3) гражданское право
    2) административное право 4) трудовое право

  4. starper Ответить

    К собственным признакам права, которые как раз и отличают его от других социальных регуляторов, относятся его непосредственная и тесная связь с государством (в том числе обеспеченность государственным принуждением), общеобязательность, государственно-волевой характер, формальная определенность.
    Наиболее значимым признаком права, включенным в определение его понятия, выступает его тесная связь с государством, которая выражается по нескольким направлениям.
    Во-первых, государство официально устанавливает правовые нормы, обеспечивает их исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения, наказания виновных и т. п.). Следовательно, право – это такой регулятор общественных отношений, который обеспечен государством. Кроме принуждения, государство обеспечивает исполнение предписаний посредством убеждения, воспитания и стимулирования.
    Во-вторых, право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения как в общесоциальных интересах, так и в интересах конкретных социальных групп (классов). К примеру, установление налоговых обязанностей выражает не только государственный интерес (собрать налоги, сформировать бюджет), но и общественный интерес, заключающийся в финансировании социальных программ, создании благоприятных экономических условий, поддержании обороноспособности страны, стабильности отечественной валюты и т. п.
    В-третьих, право выступает в качестве особого социального регулятора, который оценивает участников общественных отношений с помощью критерия правомерного и неправомерного поведения.
    В-четвертых, специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.
    Общеобязательность. В обществе действуют различные социальные регуляторы: профессиональные, этические, политические, религиозные, корпоративные, значение и сфера распространения которых различна. Данные разновидности систем социального регулирования обязательны только определенной части населения, а право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Так, общеобязательность права ясно выражена в Конституции Российской Федерации: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15).
    Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы государства, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т. е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата государства и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, принятых государством. Таким образом, воля, найдя свое выражение в нормативных источниках, начинает обладать чертами государственной воли и не зависит от воли отдельных индивидов, их объединений и является обязательной для всего общества.
    Формальная определенность. Означает, что для правовых предписаний характерна четкая определенность их действия во времени, пространстве и по субъектам, которая находит закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, указе Президента и т. д.). Формальная определенность предполагает ясность, недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Нарушение признака формальной определенности, которую иногда допускает законодатель, приводит к негативным последствиям в правоприменительной деятельности.

  5. TOXIPOCA Ответить

    • нормы эстетики – правила, закрепляющие критерии и оценки прекрасного в области художественного творчества людей (правила перспективы, «золотое сечение» в архитектуре и т.п.);
    • право – нормы должного поведения, установленные государством, законодателем, предполагающие санкции за их нарушение (кодекс царя Хаммурапи, «Правда» Ярослава).
    III. Общие черты социальных норм:
    • соответствуют достигнутому обществом уровню культуры и социальной организации;
    • возникли в обществе в процессе его исторического развития и функционирования;
    • зависят от времени, места, условий, обстоятельств;
    • направлены на поддержание общественного порядка, обеспечение дисциплины, безопасности, организацию хозяйства, социальных связей;
    • отражают общественные потребности и интересы, неотделимы от людей как их носителей;
    • имеют руководящее значение для практической деятельности людей контролируют, регламентируют формы их социального взаимодействия;
    • являются эталоном (стандартом) поведения для оценки конкретных поступков адресатов;
    • являются категорическим императивом, властным велением общества, предъявляемым к субъекту;
    • служат ориентиром в выборе социального одобряемого поведения, определяя границы должного и возможного;
    • сопряжены с волевыми поступками людей, их сознательными действиями на основе свободного выбора;
    • носят общий характер, рассчитаны на неограниченное число типичных случаев, обращены к самому широкому кругу субъектов, действуют непрерывно и неопределенно долго;
    • взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, выполняют регулятивную (нормативную), оценочную, воспитательную, информационную (трансляционную), коммуникативную, ориентационную, политическую и другие функции.
    IV. Отличия права от других социальных регуляторов (эти отличия могут быть радикальными по признаку «есть – нет», или оценочными – «больше – меньше»):
    • право есть государственный регулятор общественных отношений;
    • связано с государством (государство творит, санкционирует, контролирует, систематизирует, толкует, гарантирует право);
    • обеспечивается государственным принуждением в случае неисполнения;
    • регулирует самые важные общественные отношения, прежде всего хозяйственные связи, собственность, финансы;
    • отличается формальной определенностью;
    • имеет свойства фиктивности, системности, структурности;
    • в объективном смысле официально закреплено в виде прав и обязанностей людей;
    • регламентирует действия субъектов исключительно с помощью трех способов: предписания, дозволения и запрета;
    • реализация (нереализация) влечет за собой определенные последствия и позволяет прогнозировать события, т.е. «просчитать» варианты поведения;
    • осуществляется в виде четко определенных форм: соблюдения, исполнения, использования, применение права;
    • обладает всеобщностью, универсальностью, постоянностью и непрерывностью действия;
    • выражает волю и интересы законодателя;
    • отражает достигнутый уровень общей и правовой культуры;
    • один из наиболее сложных, дорогостоящих, затратных, но и гарантированных регуляторов;
    • в субъективном смысле представляет собой меру свободы человека – ее социально-правовые притязания (естественные права) и официально признанные возможности;
    • интеллектуально-волевой потенциал (требования) выше, чем у других социальных норм.
    Кроме того, право отличается от других регуляторов более высокой социальной ценностью.
    V. Социальная ценность – это его способность (предоставлять возможности, служить целью и средством) удовлетворять социально справедливые потребности и интересы субъектов правовой жизни и выступать силой, противостоящей произволу.
    Социальная ценность права проявляется в том, что:
    • право выступает в целом более эффективным, чем другие социальные инструменты регулирования общественных отношений;
    • право предоставляется, в общем, более надежным средством охраны интересов граждан; с правом связывают возможность выразить общую волю граждан (поданных);
    • в праве люди видят масштаб меры свободы личности;
    • с правом соотносят представления о добре и справедливости, сложившиеся в обществе;
    • право стабилизирует общественные отношения, сохраняя незыблемость правовых принципов, неизменность своей сущности, постоянство важнейших категорий, определенность институтов и процессов;
    • право обладает свойством динамизма и поэтому может активно способствовать включению нового в правовую сферу или выведения из нее неприемлемого, социально вредного;
    • право как цивилизационный феномен, аккумулирует достижения культуры, заимствует позитивные положения различных народов, обеспечивает преемственность современного законодательства с предшествующими правовыми системами;
    • право, будучи тесно связанным с государством, в силу их общей социальной природы и назначения, повышает результативность государственного управления, одновременно корректирует и смягчает его властное, политическое воздействие на общество;
    • право есть источник необходимой и полезной людям информации;
    • право в принципе сочетает в себе искусство добра и справедливости и науку, поэтому выступает фактором социального прогресса;
    • в праве есть элементы рационализма и целесообразности, заключенные в законодательстве (позитивное право) и, одновременно, в праве есть элементы божественного, ибо оно затрагивает внутренний мир человека, его свободную волю, идеалы (естественное право);
    • право является гарантом безопасности (личной, экономической, экологической и т.д.), основой социальной стабильности, порядка и дисциплины;
    • право выступает интеграционным фактором, стимулирует социальное единения и сплоченность народов внутри страны и на международной арене;
    • право отвергает войну, силовой диктат и насилие, служит воспитанию людей на гуманных началах сотрудничества и взаимопомощи;
    • право защищает имущественные интересы граждан, их собственность, повышая в условиях рынка деловую активность, предпринимательскую деятельность людей;
    • право пресекает антиобщественные проявления, устраняет угрозу причинения какого-либо ущерба интересам граждан.
    Чем больше проявляются указанные свойства права, тем выше его социальная ценность.
    VI. Принцип права (ratio juris) – исходные нормативно-правовые идеи, определяющие все – материальную, процессуальную и духовную стороны права.
    Принципы права имеют не меньшее значение, чем отмеченные выше его признаки, но очевидно отличие между ними:
    признаки права принципы права
    по времени возникновения и отношению к источникам:
    раньше; не могут быть источником права
    позже; могут быть источником права
    по принадлежности
    -составляют сущность права; -отражают всеобщее в праве; -неотделимы от сущности права
    -формируют содержание права; -отражают особенное в праве; -«живут» самостоятельной жизнью
    по возможности и изменениям
    -выступают как правовые константы
    -могут значительно, иногда радикально меняться
    по регулирующему воздействию
    имеют значение только в комплексе, во взаимной связи и отношении
    даже один принцип может быть критерием правомерности поведения (деятельности) субъекта права
    Принципы права разнообразны:
    – общие (конституционные) принципы;
    – процессуальные;
    – отраслевые;
    – межотраслевые.
    – принципы правотворчества;
    – принципы право-реализации (разбираются в соответствующих разделах).
    VII. В широком смысле источником (fons) права как социального феномена является человеческое общество. Общественные потребности материальные, духовные выступают «конечной причиной» (causa finalis) права.
    В узком смысле источник права – то, чем руководствуется юридическая практика или способ выражения (оформления) права. Наиболее распространенные виды источников (форм) права:
    – правовой обычай (consuetude, mos, usus) – правило поведения, исторически сложившееся путем его многократного повторения, которому государство придало императивное значение;
    – нормативно-правовой акт (actus, tabula) – властное предписание государственного органа (должностного лица), содержащее нормы права;
    – юридический прецедент (exemplum) – решение судебного (административного) органа по конкретному юридическому делу, приобретающее общеобязательное значение;
    – нормативный договор – соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные правовые нормы.
    Могут встречаться и иные источники (формы) права:
    – акт референдума – документ (закон), принимаемый всенародным голосованием по важнейшим вопросам жизни государства; содержащий общеобразовательные юридические нормы;
    – правовая доктрина – положение научных разработок в области юриспруденции, которым придается общеобязательное значение;
    – общие принципы права – универсальные правовые идеи, признаваемые (мировым) сообществом в качестве юридического императива в материальном и процессуальном праве.
    VIII. Высокая социальная роль права обеспечивается inter aliа его четкими функциями.
    Функция права – законодательно регламентированное, объективно необходимое, основное направление результативного правового воздействия на общественные отношения, выражающие сущность права и его социальное назначение.
    При этом:
    • правовое воздействие – многообразные формы и способы идейно-мотивационного, регулятивно-охранительного, информационно-воспитательного влияния права на сознание и поведение людей.
    Правовое воздействие – результативно, если выражается в реальном правопорядке и безопасности прочной законности и дисциплине, эффективном управлении, правомерных поступках людей в высоком уровне их правосознания и правовой культуры.
    Признаки, характеризующие функции права:
    • функция права – это проявление его сущности в действии;
    • функция права – это такое направление его воздействия, в котором общество испытывает настоятельную необходимость;
    • функция права направлена на решение важнейших задач, стоящих перед страной и достижение целей социального развития;
    • функция права динамически сочетает движение, изменение со стабильностью, устойчивостью важнейших социальных связей и отношений;
    • функция права отличается постоянством (проявление консервативных начал права), на тех или иных исторических этапах, но механизм, формы ее осуществления изменяются в соответствии с потребностями практики;
    • функции права осуществляются на разных уровнях – государством, государственными органами, наделенными для этого соответствующей компетенцией, должностными лицами.
    Виды функций права:
    • в зависимости от места в системе функций:
    -общеправовые (свойственны всем отраслям права);
    -межотраслевые (свойственны двум и более, но не всем отраслям права);
    -отраслевые (присущи только одной конкретной отрасли права);
    • по своей сфере действия:
    -экономическая;
    -социальная;
    -экологическая;
    -политическая и т.п. функции права;
    • по механизму реализации:
    -статистические;
    -динамические;
    • по своему назначению:
    -регулятивная – главное направление правового воздействия состоит в установлении общих правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права, в целях закрепления и развития позитивных общественных отношений;
    -охранительная – главное направление правового воздействия нацелено на защиту позитивных и пресечение негативных общественных отношений, путем применения к правонарушителям правовых санкций;
    -информационная – направление правового воздействия связано с сообщением субъектам правовой жизни сведений, необходимых для деятельности в рамках правового поля;
    -воспитательная – направление правового воздействия связано с выработкой у адресатов позитивных правовых установок и ориентации.

  6. Дио и я лучшие друзья! Ответить

    Учебник для 10 класса



    § 25.2. Основные признаки права
    Можно отметить следующие типичные признаки права, которые отличают его от других социальных регуляторов.
    Право прежде всего есть система норм социального поведения. Причем система целостная, все элементы (нормы) которой внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели — правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества — экономической, политической, социальной, культурной. Вряд ли другие социальные регуляторы обладают такой системной целостностью (разве что мораль?).
    Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Вам известны различные социальные нормы — обычаи, традиции, моральные нормы. Однако лишь система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.
    Так, будучи государственным установлением, нормы права носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы и управленческий аппарат. Любое исключение, если оно не предусмотрено нормами права, есть произвол, беззаконие.
    Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их исполнением, а в случае нарушения применять государственное принуждение, или, как еще говорят, силу. Для этого у государства имеются соответствующие средства — правоохранительные органы (суд, прокуратура, а также силовые органы — внутренних дел, государственной безопасности и др.).
    Наконец, как регулятор общественных отношений, право закрепляет (обратите внимание на этот замечательный юридический термин — закрепляет, т. е. твердо устанавливает, делает крепким, прочным, устойчивым) существующий государственный и общественный строй. Вводя определенные нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого. Понятно, что государство должно стремиться к полной реализации им же установленных норм.
    В связи с характеристикой права важно отметить, что следует учитывать различие и взаимосвязь права и закона. И дело не только в том, что право есть вся совокупность, а точнее, система существующих в данном государстве законов. Поскольку о законе речь впереди, отметим лишь, что право становится, по выражению правоведов, властной общеобязательностью (т. е. общеобязательной системой норм, охраняемых силой государства) только в форме закона — позитивного права.
    Однако закон, как известно, есть творение власти. Он может как соответствовать, так и противоречить праву. Правовым же закон становится только тогда, когда целиком отвечает требованиям права, т. е. в том случае, когда естественные права человека получают официальное признание и защиту государства.
    Выявлению специфики права поможет также сопоставление с другими социальными нормами.

  7. DEKIFOWO Ответить

    Субъективное право – те конкретные права, которые принадлежат каждому субъекту в отдельности, являются результатом претворения в реальность нормативных предписаний относительно конкретных субъектов.

    Сущность права: основные теории и подходы, классовая и общесоциальная сущность права.

    В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие своиства и признаки данного явления.
    Сущность права – это главная, внутренняя устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе.
    Важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.
    На право и его сущность оказывают влияние состояние экономики, национальный состав населения страны, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэтому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена.
    В юридической науке сложилось 2 главных подхода к определению сущности права: классовый и общесоциальный.
    1) право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. Классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные – над общечеловеческими. Подход характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
    2) Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением (оно необходимо в случае невыполнения правовых предписаний), но главным в праве является не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.
    Таким образом, сущность права имеет двойственный характер. С одной стороны право выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть в государстве, а с другой – оно инструмент не только политического господства, но и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как соц регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равноправия людей, служит интересам общества. Право не исключает принуждения, искл принуждение в форме насилия и подавления.
    Р.З. Лившиц: сущность права – система общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.
    Лейст О.Э: сущность права – нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемая государственным принуждением.
    В.Л. Кулапов: сущность права – выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, установленная в форме общеобязательных предписаний меру свободного поведения человека в типичных социально значимых отношениях.

    Функции права: понятие, признаки, виды.

    Функции права – основные направления действия права, обусловленные его сущностью, предназначением и ролью в жизни общества.
    Признаки функций права:
    1) определяются сущностью права, его социальным назначением,
    2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения
    3) направлены на осуществление наиболее важных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества,
    4) активно воздействует на общественные отношения, их упорядочение,
    5) непрерывность, длительность действия.
    Функции делятся на внешние и внутренние.
    Внешние находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор – общесоциальные функции:
    – культурно-историческая ( аккумулирует духовные ценности достижения мировой культуры)
    – воспитательная ( выражение идеологии, влияние на сознание и волю людей, формирование стимулов правомерного поведения),
    – социального контроля (стимулирует определенное поведение, удерживает от совершения неправомерных действий)
    – информационно- регулирующая (информирует о возможности того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению)
    Внутренние (собственно юридические) – способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.
    – регулятивная;
    – охранительная (право устанавливает запреты и санкции за их нарушение, охраняет наиболее значимые общ. отношения и вытесняет нежелательные);
    – оценочная (право содержит критерии оценки противоправный-допустимый).
    В регулятивной выделяют регулятивно-статистическая и рег – динамическая.
    Рег-стат заключается в регламентации правом основ организации государственной и общественной жизни, в определении и закреплении правового статуса 9н-р компетенция гос органа, форма правления, статус юр лица)
    Рег- динамическая функция заключается в детальной регламентации правом изменений и развития общественных отношений, тюею установлении круга фактов, являющихся основанием возникновения, существования, прекращения отношений, способов реализации прав и обязанностей, установление процедур.
    Также выделяют компенсационную(комп ущерба или вреда), ограничительную (ограничения прав и свобод человека в интересах защиты конституц строя, нравственности, здоровья..), восстановительную (восстанов-ие нарушенного права).
    Воздействие права на общественные отношения осуществляется в формах: информационной, ориентационного (воспитательного) (выработка правовой установки у личности), правового регулирования( спец механизм и средства).

    Понятие, система и функции социальной регуляции.

    Социальное регулирование – это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам.
    Социальное регулирование есть влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью такого воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. Поэтому объектом социального регулирования всегда в конечном счете является человек, путем определения заранее социально желаемого акта его внешнего поведения в конкретной ситуации.
    Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы:
    – побуждение — это воздействие, представляющее собой формирование у человека убеждения в выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета.
    – понуждение — это воздействие, представляющее собой стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение следующее правилу.
    – принуждение — это такое воздействие, когда социально необходимое поведение человека достигается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения.
    Социальное регулирование предстает перед нами в многообразии форм выражения – от правовых (отдельные законы, кодексы) до моральных (кодексы чести, этика предпринимательства и др.), от эстетических (мода, стиль) до организационно-технических (правила безопасности, стандарты) оно бесконечно богато именно многообразием регулятивных систем и отражает всю многогранность человеческого бытия.
    Социальный регулятор — это механизм, обеспечивающий упорядочение общественных отношений.
    Система социального регулирования включает в себя:
    1. Нормативные регуляторы – регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.
    Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.
    Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные.
    2. Ненормативные (индивидуальные) – это такие формы воздействия на общественные отношения, которые не представляют собой общий масштаб социальных действий, а предстают как индивидуальное упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
    Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.
    Ценностный (исторически сложившаяся система социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок.) Они формируются в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д. Сохраняет свое регулирующее значение длительное время.
    Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели.
    Информационный – воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Эффективность обусловлена связью с институтом гласности, т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.
    Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.
    3. Стихийные регуляторы – как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д.
    Основу системы социального регулирования образуют социальные нормы.

    Социальная ценность права

    Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
    Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, необходимых потребностей и интересов граждан, общества в целом.
    Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делать отношения цивилизованными.
    Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы. Наконец, ценность состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Как общечеловеческая ценность оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества.
    Право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.
    Право в идеале (по определению) – это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с моралью, со справедливостью.
    Социальная ценность. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. И именно в этом отношении право и является значительной и притом – самостоятельной социальной ценностью.

    Социальные и технические нормы: понятие, особенности, виды.

    Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
    Социальным нормам присущ ряд признаков:
    1) являются общими правилами, то есть социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц
    2) возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей: (в процессе целенаправленной деятельности людей, в многократно повторяющихся актах поведения, в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д)
    3) регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.
    4) возникают в процессе исторического развития и функционирования общества,
    5) соответствуют типу культуры и характеру организации общества.
    Функции социальных норм:
    Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие, обеспечивая стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).
    Трансляционная. В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства, которые не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).
    Виды социальных норм:
    1) по сфере действия: экономические, политические (регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между полит партиями, соц группами по поводу гос власти), экологические
    2) по механизму действия: обычаи, религиозные, корпоративные, мораль, право.
    Нормы права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются гос-вом.
    Нормы морали – правила поведения которые устанавливаются в общ-ве в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общ-го мнения или внутренним убеждением.
    Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
    Обычаи – это правила поведения, сложившиеся в определенной общ-ной среде и в рез-те их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Их особенность в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей жизненной потребностью человека.
    Традиции – наиболее обобщенные и стабильные правила поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев, определенной сферы жизнедеятельности чел-ка (напр. Семейные, нац-ные, военные и т.д.)
    Ритуалы – разновидность соц-ных норм, которая определяет правили поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия
    Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Технические нормы не имеют социального содержания, но при этом не отвергается их социальная значимость, важность их соблюдения. К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигеенические, технологические, экологические и др. Наиболее важные щакрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу (технико-юридические). За их нарушение – юр ответственность ( Правила противопожарной безопасности, ПДД, ГОСТы, стандарты и т..)

    Место права в системе социальной регуляции

    Право относится к нормативным социальным регуляторам. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Праву присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. (Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации).
    Но право отличается своей спецификой:
    1) имеет особую нормативность (право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности);
    2) Нормы права имеют дифференцированное внутреннее строение (гипотеза, диспозиция, санкция);
    3) Иерархичность (каждая норма занимает свое положение в системе права);
    4) Качество системности (сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права);
    5) Право в целом выражает идеи справедливости (справедливо то, что служит благу человечества, не ущемляет интересов других, не наносит вред обществу), свободы (где нет внешней свободы нет права), равноправия (равная для всех мера свободы, равные субъекты права);
    6) Предмет регулирования – наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества;
    7) Специфическая форма выражения и закрепления – в законодательстве в широком смысле (законы, указы, другие НПА) – формальная определенность;
    8) Характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным. Есть возможность применить гос принуждение или иные меры гос воздействия для обеспечения действия права;
    9) Процедурность реализации права.
    Право и мораль. Эти социальные регуляторы различаются способом формирования (государство-общество), формами закрепления (акты государства – религиозные литературные произведения), методами обеспечения (гос принуждение – общ мнение), оценочными критериями (правомерность – хорошо, плохо), характером ответственности (юр ответственность – осуждение), уровень требований к поведению (у морали выше), простанством действия .
    Единство права и морали в том, что они являются универсальными регуляторами и распространяются на все общество.
    Взаимодействие права и морали в сфере правотворчества (норма права должна учитывать устои) и реализации права (при определении личных качеств правонарушителя, юрид квалификации действий, толкования норм права «недобросовестность», «Особая жестокость»)
    Противоречие между нормами морали и права возможно ( отказ от детей в роддоме, свидетельство против родственников).

    Понятие, структура и функции правовой системы.

    Матузов. Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система – более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.
    Мелехин. Правовая система – совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных и обладающих различной юридической силой правовых актов государства.
    Алексеев. Правовая система – совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле).
    Синюков. Правовая система – конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.
    Критерим объединения, классификации правовых систем различных государств:
    1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития).
    2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
    3. Структурное единство, сходство. Построение нормативно-правового материала. На микроуровне – строение нормы права, ее элементов, на макроуровне –строение крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).
    4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в-третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.
    5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.
    Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления — элементы правовой системы: правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения.
    Правовые отношения — это поведение субъектов на основе норм права. Правоотношение — динамика права, форма его жизни. Именно в рамках правоотношений может проявлять себя право, поскольку только здесь возникают и реализуются права и обязанности человека, удовлетворяются его интересы, наступает юридическая ответственность.
    Юридическая практика — это всегда определенный результат или правотворческой, или правоприменительной деятельности. Наглядно показывает, что представляют юридические нормы в реальности и как они применяются.
    Под “правовой идеологией” теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления – правовая психология. В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).
    Основные функции правовой системы: интегративная, коммуникативная, регулятивная, охранительная.
    Интегративная. Ей принадлежит ведущая роль по сравнению с другими функциями. Объясняется это, прежде всего социальным значением правовой системы, для реализации которого необходимо объединение всех компонентов системы. Воздействуя на социальные процессы, поведение членов трудовых коллективов, общественных объединений, социальных групп, слоев, правовая система способствует интегрированию, сплочению общества вокруг общегосударственных, общенациональных задач.
    Регулятивная функция – регулятивное воздействие на общественные отношения, складывающееся из взаимосвязей правоотношений, правосознания и норм права.В этом смысле правовая система представляется «важнейшим инструментом управления развитием общественных отношений».
    Коммуникативная функция соответствует одной из целей правовой системы – распространению знаний о праве, повышению роли юридической культуры, престижа закона, права в обществе. человек соотносит свои и чужие поступки с присутствием в его сознании эталоном – нормой права, правовым принципом, идеалом. И здесь задачей коммуникативной функции является воспитание личности, превращение мировоззренческих ценностей во внутренние убеждения и поступки человека.
    Охранительная функция правовой системы. Она осуществляется при помощи особых юридических механизмов – институционно-правовых средств (нормативных и правоприменительных актов, охранительных правоотношений, ответственности и т.д.), на основе которых обеспечивается принудительное поддержание правопорядка, выполнение гражданами юридических обязанностей. Задача охранительной функции – предотвращение и пресечение правонарушений и иных социальных отношений. Для реализации этой задачи используются различные средства. Речь идет, прежде всего, об установлении системы правовых запретов.

    Классификация правовых систем.

    Правовая система – совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле)
    Правовая семья – это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков.
    Критериями классификации правовых систем ( разделение на правовые семьи) являются:
    1) источники права;
    2) структура права;
    3) исторический путь правового развития;
    4) понимание норм права.
    В юрид литературе предлагаются и иные критерии: Р. Давид: идеологический (религия, философия, факторы экономической и социальной структуры), особенности юридической техники. Исходя из данных критериев выделяет три семьи: романно-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. Все отсальные – их модификация.
    К. Цвайгер критерием выдвинул правовой стиль, который охватывает 5 факторов: происхождение и развитие правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфику правовых институтов, природу источников права и способы их толкования, идеалогические факторы. На данной основе выделяют восемь правовых семей, «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.
    Наибольшее распространение получила классификация на основе трех критериев (1, 2, 3). Выделяют 10 правовых семей: романно-германская, семья общего права (англосаксонская), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусское право, семья обычного права, дальневосточная, социалистическая.
    Краткая характеристика правовых семей:
    Романо-германская сложилась на основе рецепции римского права в 12-16 вв. и получила распространение в континентальной Европе. Особенности: источник права – нормативный правовой акт, единая иерархическая система источников права, признается деление на частное и публичное право, на отрасли, кодифицированное законодательство, сходство основных понятий и категорий (норма права – правило поведение, исходящее от государства), единая система правовых принципов, ведущая роль конституции. Подзаконные акты, обычаи и судебная практика служат вспомогательными источниками. Правовая доктрина используется лишь при толковании норм права, судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юрисстов. Признается приоритет международного права. Р-Г ПС получила распространение в Латинской Америке, части Африки, на Ближнем Востоке, Японии.
    Семья общего (прецендентного) права (англосаксонская). Особенности: главный источник права – судебный прецендент, который вправе создавать вышестоящие судебные инстанции (Апелляционный суд, Высокий суд, Палата Лордов), казуистический характер норм права, специфика структуры права ( в ней выделяют прецендентное, право справедливости (из решений лорда-канцлера от имени короля), статутное право (парламентское происхождение, у суда широкое право усмотрения в отношении статутного)), важное значение процессуальным нормам, источникам доказательств, некодифицированное законодательство.
    Группу английского права составляют Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия. США имеет источником английское право, но обладает особенностями: имеет Конституцию, наряду с прецендентной системой действует система законодательства (Но законод нормы входят в правовую систему после неоднократного применения и истолкования судами), самостоятельность судов штатов, судебный контроль за законностью федеральных законов и законов штатов.
    Славянская правовая семья определяется самобытностью государственности, особыми условиями экономической жизни (крестьянская община), тесная связь государства и православия, рецепция римского и германского права. По технико-юридическим приемам примыкает к романо-германской прав семье.
    Латино-амереканская ПС восприняла романно-ге5рмансую правовую модель и ПС США. Значительная роль делегированного законодательства (правительственные акты в форме законов). Бразилия, Аргентина, Мексика.
    Скандинавская ПС охватывает пять государств – Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания. Особенности: тесное правовое сотрудничество данных государств, большое число унифицированных актов, действующих во всех странах Скандинавии, некодифицированное законодательство, большая роль судебной практики.
    Мусульманское право. Относится к религиозным правовым системам. Норма права – правило, адресованное всем мусульманам Аллахом через пророка Мухаммеда, не подлежит изменению, нуждается в толковании. Источники права: Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Закон – второстепенный источник, который не должен противорецить исламу. Нет деления на частное и публичное. Выделяютя отрасли: уголовное, семейное, судебное. Простота судоустройства. Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия…
    Индусская правовая семья. Связь с кастовой системой, источник права – веды, семейное, наследственное право регулируется обычаями.
    Семья обычного права. Страны Центральной и Южной Африки, Мадагаскар. Характерно регулирование обычаями, право групп, сообществ
    Дальневосточная ПС. Китай (до 1949), Япония (до 1947), Гонконг, Индонезия, Корея). Характерно отрицательное отношение к праву, отождествление права с уголовным законодательством, идея примирения, внесудебного решения конфликтов, идеология конфуцианства.
    Семья социалистического права. Основана на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа, ярко выраженный классовый характер, узконормативное понимание права, основной источник – нпа (в основном ведомственные акты), императивный характер нпа, использование главным образом запретов и обязанностей, отсутствует конституционный контроль, судебный прецендент – не источник права, провозглашается приоритет государственных интересов над личными, нет деления на частное и публичное, есть только публичное, централизует управление хозяйственной жизнью, детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность, распределение материальных благ. Провозглашает свою исключительность.

  8. Tygrazel Ответить

    Право прежде всего есть система норм социального поведения. Все элементы внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели — правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества — экономической, политической, социальной, культурной.
    Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.
    Поскольку нормы права устанавливаются государством, они носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы, должностных лиц государственных органов.
    Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их соблюдением, исполнением и применением, а в случае нарушения применять государственное принуждение.
    Право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *