Какие символы образы являются центральными в любой культуре?

9 ответов на вопрос “Какие символы образы являются центральными в любой культуре?”

  1. СТОЙ С ТОЙ Ответить

    1. Центральные символы культуры разных стран: солнце, дерево, дорога.
    Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.
    Солнце дает свет и тепло и является символом жизни и издревле почиталось различными народами мира. Наши предки славяне считали Солнце Богом, и называли его Ра. В традициях разных народов Солнце могло восприниматься и как женский знак и как мужской знак. Особенное значение Солнце имело для коренных жителей Мексики, Перу и Египта. Древние инки с гордостью подчёркивали, что они являются «детьми Солнца», а в Перу бог Солнца изображался в виде человека, с золотым лицом дискообразной формы.
    Основными символами Солнца, как правило, считаются вращающееся колесо; круг с центральной точкой; диск; свастика; круг в окружении лучей; прямые и волнистые лучи, символизирующие свет и жар Солнца; а также сияющие колесо. В разных странах Солнце изображают по-разному. В Греции и Китае главным символом солнца является гордая птица – орёл. В Японии символом Солнца принято считать хризантему. А вот в Египте символом Солнца всегда был жук-скарабей.
    Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т.е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной. Деревья – высший природный символ динамичного роста, сезонного умирания и регенерации.
    В различных культурах многие деревья считались священными или магическими. Почтительное отношение к волшебной силе деревьев основано на примитивных верованиях, что в них живут боги и духи.
    Символизм одушевленных деревьев сохранился в европейском фольклоре в образах человека-дерева или зеленого человечка. В волшебных сказках деревья могут как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия и быть пугающими и даже демоническими созданиями.
    Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги. Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый. Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека — от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, — отражали его представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.
    Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведений, которые посвящены образу дороги: у М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других.

  2. Vudogar Ответить

    №СлайдТекст
    1

    Знаки, символы, обереги в системе культуры и искусства

    СИМВОЛЫ в ЖИЗНИ и ИСКУССТВЕ
    2

    Центральные символы – образы любой культуры — солнце, дерево, дорога

    Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т.е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево —символ Вселенной
    3

    Дерево как символ

    Многозначный древний символ, известный всем народам мира. Выражает связь человека с космосом как единое целое. Дерево – как символ. Какой породы было древо познания? 1. в библии не указана порода этого дерева 2. среди священных деревьев первое место занимает дуб 3. древо познания ассоциируется с яблоней 4. древом познания почитался лавр, святое дерево Аполлона
    4

    Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги

    Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый. Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека – рождение, крещение, свадьба, смерть – отражали представления о ценностях бытия, одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени.
    5

    Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги —не просто

    разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в картине И. Левитана «Владимирка». Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.
    6

    Музыкальные произведения

    Есть музыкальные сочинения, непосредстенно передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например: «Попутная песня» М. Глинки, «На тройке» П. Чайковского (из цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя дорога» Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, например, у С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева «Иоанн Дамаскин». Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др. Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946) Ан. Новиковым на слова Л.Ошанина песня «Эх, дороги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору.
    7

     Песня «Эх, дороги» подвела итог тем страшным и победным годам войны

    Песня «Эх, дороги» подвела итог тем страшным и победным годам войны.
    8

    Во второй половине XX в. образ дороги ассоциировался с романтикой

    освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой«Геологи». Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распространение в 60—70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.
    9

    10

    Мы живем в мире символов

    11

    Путеводные символы

    12

    Дорожные символы и знаки

    13

    Спортивные символы

    14

    Символы Интернета

    15

    Государственная символика

    “Мир символов – это мир жизни. Жизнь проявляется через символы и каждый предмет – символ, содержащий жизнь”
    Государственный флаг РФ Государственный герб РФ
    16

    Символ как проявление Священного

    Международный символ Мира и символы 12-и мировых религий
    17

    Символы науки

    Язык символов – язык вечности
    18

    Символ Года учителя

    19

    Интеллектуальная викторина «Символы и знаки»

    20

    Эмблема Первого Всемирного конгресса сторонников мира

    1. Как называется этот великий символ и какой гениальный художник написал?
    21

    Голубь мира Пабло Пикассо

    Эмблема Первого Всемирного конгресса сторонников мира была нарисована Пабло Пикассо. На эмблеме нарисован белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.
    22

    Символы мировых религий

    2. Найдите соответствующие изображения. Даосизм Христианство Ислам Индуизм Буддизм Иудаизм
    Рис.1 Рис 2. Рис 3. Рис 4. Рис 5. Рис 6.
    23

    Индуизм – религия жизненной силы

    Священный звук «Ом», начинающий все религиозные тексты, является универсальным общепринятым символом индуизма. Даосизм – учение о Пути жизни природы и человека. Знак Инь и Янь – символ мира, в котором день переходит в ночь, а смерть в жизнь. Буддизм – учение о преодолении зла. Колесо Закона или перерождения человеческих душ является основным символом буддизма . Христианство – вера в спасение души человека. Крест – основной символ христианства. Иудаизм – договор Бога и людей. Символы иудаизма – шестиконечная звезда Давида и Священный светильник. Ислам – религия чистоты. Полумесяц – символ ислама.
    24

    3. Как называют эти символы

    25

    Знаки зодиака

    Названия знаков происходят от названий двенадцати зодиакальных созвездий, в которых поочерёдно находится Солнце в своём годовом движении. Знаки зодиака, являющиеся основным элементом астрологии, в современной астрономии имеют лишь историческое значение.
    26

    Альфа и Омега, начало и конец, сущность бытия

    4. В греческом мире Альфа – это начало. У славян АЗ – это “Я есть”. В христианстве Альфа – символ единства в Троице. Что символизировала буква А у алхимиков? 1. переход от теории к практике; 2. первоэлемент, который образует мир; 3. катализатор превращения металла в золото; 4. толчок, дающий форму органической жизни.
    27

    Что символизирует ворон

    5. У американских индейцев ворон – создатель мира. В английских легендах повествуется, как в ворона вселяются души умерших, в русских народных сказках ворон спасает Ивана-царевича, окропив его мертвой и живой водой. Что олицетворяет ворон в русских народных сказках? 1. ворон – знак беды, неудачи 2. ворон на крыше дома – знак удачи 3. ворон – символ смерти, потустороннего мира 4. ворон – проводник из этого мира в загробный мир.
    28

    В зарослях сорной травы, Смотрите, какие прекрасные бабочки родились

    6. На бытовом уровне сегодня бабочка – это символ легкомыслия. Для древнего понимания этого символа вспомним, что гусеница осенью превращается в куколку, а весной из мертвого кокона вылетает прекрасная бабочка. Как понимать символику бабочки в мифологии греков? 1. приход весны, пробуждение; 2. сон, реющий над спящим; 3. душа, покидающая тело; 4. любовь, пленяющая сердце.
    29

    Символ искусства

    7. Какие виды искусства представляют данные эмблемы?
    Терпсихора – муза танца и пения –символ искусства.
    30

    Символ театра

    8. Маска обладает волшебным свойством перевоплощения. Человек, надевший маску, превращается как бы в другого. В мифическом мире древней Греции были две маски: Мельпомена и Талия. Что они символизировали? 1. добро и зло; 2. трагедию и комедию; 3. жизнь и смерть; 4. мудрость и невежество.
    «Знаки, символы, обереги в системе культуры и искусства»

  3. Vilinilo Ответить


    Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.
    Центральные символы – образы любой культуры — солнце, дерево, дорога.
    Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.
    СОЛНЦЕ дает свет и тепло, является символом жизни.
    ДЕРЕВО растет, а теряя листву обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает
    и воскресает (поэтому в соответствии с древними религиозными верованиями
    дерево — символ Вселенной.)
    ДОРОГА — образ-символ, который имеет особое значение для русского чело-
    века.
    ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ — своеобразная дорога, которую должен пройти
    каждый.
    Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми
    возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.
    Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги. Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый. Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека — от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, — отражали его представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.
    Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать имена композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других.
    Образ Руси, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так оптимистично безмятежен, как может показаться с первого взгляда.
    В таких народных песнях, как «Не одна-то ли во поле дороженька», «Ах, ты поле мое» и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен переплетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, который захватывает человека целиком.
    Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Примером могут служить песни «Ах ты, степь широкая», «Степь да степь кругом», «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др. Здесь нашли преломление творческие устремления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.

    Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в картине И. Левитана «Владимирка». Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.

    Есть музыкальные сочинения, непосредстенно передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например: «Попутная песня» М. Глинки, «На тройке» П. Чайковского (из цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя дорога» Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, например, у
    С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева «Иоанн Дамаскин».
    Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др.
    Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня «Эх, дороги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по свидетельству современников, эта песня-воспоминание стала любимой песней маршала Г. Жукова. Подобно тому как «Священная война» А. Александрова стала символом своего времени и одновременно положила начало целому пласту песен военных лет, песня «Эх, дороги» подвела итог тем страшным и победным годам войны.

    Можно сказать, что, продолжая традиции прошлого, эта песня выросла из них и стала художественным символом своей эпохи.

    Во второй половине XX в. образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой «Геологи». Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распространение в 60—70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.

    • Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.
    • Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственноэстетического смысла.
    • Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его творчество сравнивают с песнью о России?
    • Как композитор в инструментальную пьесу вводит «вокальное» начало? Какое значение придается смене «вокальных» интонаций «инструментальными»?
    • С какой музыкальной формой можно сравнить композицию «Тройки»?
    • Посмотрите фрагмент кинофильма «Метель». Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова? Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия?

  4. mobkey_house Ответить

    7
    Васильев. После дождя.Просёлок

    8
    К. Крыжицкий. Дорога после дождя.

    9
    А. Саврасов. Распутица.

    10
    В. Перов. Последний кабак у заставы.

    11
    С.Иванов. Смерть переселенца.

    12
    Дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Часто образ дороги ассоциируется с гражданскими, протестными мотивами, со свободой, волей, выбором. Исконная русская тема – тема бесконечной и безрадостной дороги: не просто разбитой и неустроенной, а символа страдания и слез.

    13
    И. Левитан. Полотно железной дороги , На железной дороге Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Не подходите к ней с вопросами, Вам всё равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – всё больно. А Блок

    14
    И.Репин. «17 октября 1905 года»

    15
    А. Самохвалов. Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов

    16
    К. Малевич. Красная конница

    17
    Петров-Водкин. Фантазия

    18
    Символом военной эпохи стала песня А.Новикова на слова Л.Ошанина «Эх, дороги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору.

    19
    С.Чуйков. Дочь Советской Киргизии, 1948.

    20
    Во второй половине XX в. образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций.

    21
    О. И. Сопоцинский.

    22
    Н. Опанасенко.

    23
    М.И.Самсонов. Утро БАМа.

    24
    А. Сундуков, Очередь, 1986

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *