Какие типы речи использованы в тексте приведите примеры?

11 ответов на вопрос “Какие типы речи использованы в тексте приведите примеры?”

  1. Mozragore Ответить

    Описание
    — функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
    Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
    Каков предмет описания?
    Как он выглядит?
    Какие признаки для него характерны?
    На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).
    Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:
    общее впечатление (или общий признак),
    признаки предмета ( S1.S2, S 3 и т.д.), человека, явления или животного.
    Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).
    В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными:
    Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
    В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами:
    Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).

  2. (:ПеЧеНьКа:) Ответить

    Типы речи.
    Описание.
    Описание – это тип речи. В тексте-описании изображаются, перечисляются признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.
    Виды описания:
    классическое описание: трехчастное: начальная часть (представление предмета; может быть сказано почему автор описывает предмет, время, место нахождения предмета), основная часть (конкретизация предмета через топы; выражение отношения автора к предмету), заключительная часть (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков);
    свободное описание: называются только  самые яркие признаки, активно используются образные средства.
    План риторического анализа описательного текста.
    1.Коммуникативная цель: дать информацию о предмете, то есть рассказать о его признаках, свойствах.
    2.Основной вопрос к тексту: какой?
    3.Тема:  предмет описания (например: «Осень»).
    4.Основная мысль:«Предмет описания имеет такие признаки…», «Предмет таков» (например: «Золотая ранняя осень», «Холодная, дождливая поздняя осень»).
    5.Топы:  «определение», «целое – части», «свойства», «сопоставление» (не обязательно все).
    6.Схема построения:
    начальная часть (представление предмета описания;
    основная часть (конкретизация предмета через топы);
    заключительная часть  (возможна, но не обязательна).
    7.Грамматические, риторические и др.особенности:
    преобладание существительных и прилагательных;
    глаголы несовершенного вида;
    множество образных средств ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, инверсия, антитеза, повтор слова и др.).
    Текст 1.
    Задание: сделать риторический анализ текста-описания.
    Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы.
    ( По Н. Гаршину.)
    Типы речи.
    Повествование.
    Повествование – это тип речи. В тексте-повествовании рассказывается о действиях и  событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом… и  наконец).
    План риторического анализа повествовательного текста.
    1.Коммуникативная цель: дать информацию о действиях и событиях.
    2.Основной вопрос к тексту: что произошло?
    3.Тема:  о чем или о ком говорится в тексте (например: «История из школьной жизни», «Поездка в деревню»).
    4.Основная мысль: «С героями произошло следующее…», «Герой действует так» (например: «Однажды Игорь Петров решил подсказать другу…», «Я научился защищать друзей и ценить дружбу»).
    5.Топы:  «обстоятельства места, времени, цели, причины, условия, уступки, образа действия».
    6.Схема построения: вступление (экспозиция)(сообщается место, время события, о котором  будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло);
    завязка (момент, с которого начинается событие),
    основная часть (развитие действия);
    кульминация (момент наивысшего накала событий);
    развязка (окончание в развитии событий), вывод.
    7.Грамматические, риторические и др. особенности:
    преобладание глаголов, называющих конкретные действия (движение,  речь и др.);
    использование деепричастий, деепричастных оборотов, наречий;
    слова и словосочетания, помогающие показать строгую  последовательность действий во времени ( однажды, сначала, затем,  сперва, еще, уже, а в это время, тогда и др.);
    характерна цепная связь.
    Текст 1.
    Задание: сделать риторический анализ текста-повествования.
    У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой. Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
    Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
    Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.
    Но проходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сей час растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязывало на своих ветвях хоть один плод.
    ( Л.Гурунц.)
    Типы речи.
    Рассуждение.
    Рассуждение – это тип речи. В тексте-рассуждении излагаются причины явлений и         событий, их взаимосвязь.
    Основа рассуждения- перечисление фактов,  доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор.
    Виды логических схем рассуждения:
    веерная схема (доводы доказывают или объясняют тезис, следствие  «вытекает» из тезиса и доводов);
    цепная схема (тезис – причина для вывода, вывод-основа для нового вывода и т.д.).
    Способы рассуждения:
    дедуктивный (от общего к частному; тезис (основная мысль) – доводы);
    индуктивный ( от частного к общему; примеры, доводы  – вывод (основная мысль).
    Виды доводов:
    естественные доводы (доводы «к делу»; конкретные, бесспорные факты:  документы, данные экспертизы, научного анализа, свидетельские показания  и т.п.);
    искусственные доводы (доводы «к человеку»; доводы, обращенные к  морально-этическим представлениям убеждаемого).                                                                                                                                                                                                               План риторического анализа  текст – рассуждения.
    1.Коммуникативная цель:     убедить, объяснить.
    2.Основной вопрос к тексту: почему?.
    3.Тема: о чем или о ком говорится в тексте (например:«Монументы»).
    4.Основная мысль: тезис (требует объяснения или доказательства (например: «Монументы возвышают дух народа»).
    К каждому тезису можно сформулировать антитезис (например: «Монументы не возвышают дух народа»).
    5.Топы:
    «причина» (почему истинен тезис) ( выстраивает смысловые связи между тезисом и доводами с помощью логических связок: так как, ибо, потому  что, поскольку, которые редко прямо представлены в тексте, их надо восстанавливать на логической схеме);
    «следствие» (что «вытекает» из основного тезиса, справедливость которого доказывается)(выстраивает смысловые связи с помощью логических          связок: следовательно, поэтому);
    «пример» (иллюстрация к доводу)
    6.Схема построения:
    тезис (основная мысль, то, что надо доказать, объяснить; от основной  мысли к тексту ставятся вопросы: почему? по какой причине? зачем? отчего? есть ли это? так ли это?);
    доводы (от доводов к выводу задается вопрос: какой отсюда следует вывод);
    вывод (автор может сам и не  делать вывод).
    7. Грамматические, риторические и др. особенности:
    абстрактные существительные( называют не конкретный предмет, а умозрительное понятие, например: мировоззрение, знание, мнение и др.);
    оценочные слова различных частей речи (прекрасно, ложное, идеально и  др.);
    слова, с помощью которых обозначаются человеческие эмоции, процессы размышления и речи (поразительно, радостно, обдумаем, сравним, выскажем и др.);
    тропы (метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты);
    риторические фигуры (повтор, антитеза, инверсия, гипербола, литота, градация, риторический вопрос и др.).
    Текст 1.
    Задание: сделать риторический анализ текста-рассуждения.
    Петровские реформы системы государственного управления способствовали формированию ее четкой централизованной структуры.
    Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным. Произошла бюрократизация управления. Церковь превратилась в государственное учреждение. В петровском «регулярном» государстве человек был ценен не сам по себе, а лишь как часть государственного механизма.
    ( По А. Кацва.)
    Типы речи.
    Тексты, включающие различные типы речи.
    Тип речи, выбранный для текста в качестве ведущего, определяет ход риторической деятельности автора при создании текста.
    Виды текстов смешанного типа: повествование с элементами описания, описание с элементами повествования,  рассуждение с фрагментами         описания и повествования и т.д.
    Текст 1.
    Задание: определите какие типы речи использованы в тексте, какой из них является ведущим. Сделайте риторический анализ текста по плану:
    1. коммуникативная цель и ведущий тип речи;
    2. основной вопрос к тексту;
    3. тема текста;
    4. основная мысль;
    5. роль фрагмента (фрагментов)  «включенного» («включенных») типа (типов) речи;
    6. топы;
    7. схема построения;
    8. грамматические, риторические и другие особенности текста;
    9. авторское отношение к содержанию.
    Первый зимний день в лесах.
    Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. В лесах было торжественно, светло и тихо. Мы бродили по ним до сумерек, обошли все знакомые места .На маленьком озере всегда плавало очень много ряски. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, – вся ряска к зиме опустилась на дно. У берегов наросла стеклянная полоска льда. Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить… Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.        В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег… Зима начала хозяйничать над землей…
    (К. Паустовский.)

  3. Nak Ответить

    В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно
    разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает
    отличительными признаками.
    По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:
    повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
    описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
    рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
    Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/rech.php bugaga.net.ru
    Описание
    это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем
    перечисления и раскрытия его основных признаков. Например,
    описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет
    волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие
    его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон
    и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо
    или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность
    проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет
    описания, представил его в своем сознании.
    Описание может быть использовано в
    любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно
    полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.
    Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле
    разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и
    существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения,
    различные переносные употребления слов.
    Примеры описания в научном и художественном стиле.
    1. Яблоня —
    ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3
    см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим
    вкусом.

    2. Липовые
    яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на
    солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине
    чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как
    гремят семечки.

    (По В. Солоухину)
    Повествование
    — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной
    последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о
    следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим
    является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка).
    Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование.
    Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным
    местоимением я.
    В таких текстах часто употребляются глаголы в форме
    прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность,
    одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени
    несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его
    длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы
    происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с
    частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать
    стремительность, неожиданность того или иного действия.
    Повествование как тип речи очень распространен в таких
    жанрах, как воспоминания, письма.
    Пример повествования:
    Я стал гладить
    Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А
    ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он
    надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

    (Б. Житков)
    Рассуждение
    это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    Композиция рассуждения такова:
    первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать
    или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства,
    аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    Тезис должен быть четко доказуемым,
    четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве,
    чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также
    между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь.
    Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются
    вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким
    образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример
    рассуждения:
    Развитие
    значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному).
    Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание,
    отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает
    вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.
    Слова-термины, обозначающие
    отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка»,
    произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться,
    воткнуть (ткнуть).

    Во всех этих случаях исходное конкретное значение
    приобретает в языке более абстрактный смысл.
    Также смотрите статью об описании, повествовании и рассуждении.
    < Способы подчинительной связи в словосочетании Склонение количественных числительных >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

  4. Mulabar Ответить

    Введение (первое впечатление).
    Описание всех деталей вокруг.
    Заключение (оценка событиям, конечный вывод).

    Уже не первый год существует несколько конкретных видов текста-описания:
    описание окружающей природы;
    обстановки;
    описание, характеризующее личность определенного человека;
    портретное описание.
    Такой тип используется в самых разных сферах нашей жизни, а его параметры зависят от точки зрения самого автора или же рассказчика, стиля написания, жанра текста и многого другого.

    Пример рассуждения

    Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи в русском языке, играет не самую последнюю роль в столь популярном коммуникативно-познавательном процессе. Тип речи, о котором сейчас идет речь, является чистым выведением новейшего знания, а также попросту демонстрирует как авторский ход мыслей, так и путь решения появившейся проблемы. Если обратить свое внимание на структуру таковых текстов, можно понять, что рассказ является своего рода цепью последовательно связанных между собой предложений. Пример:
    «Под влиянием разнообразных электромагнитных волн атом может перейти в уменьшенное энергетическое состояние или наоборот, причем вероятность того или другого исхода равна. Во втором случае сами магнитные волны начнут ослабляться, а в первой ситуации — усиливаться. В том случае, когда так называемый парамагнетик располагается в теплом равновесии, атомные частицы потихоньку начинают распределяться по определенным подуровням. Это происходит в соответствии с известнейшим в мире законом Больцмана. Из всего вышесказанного следует, что число атомных единиц, которые находятся там в меньшем количестве энергии, попросту значительно превышает количество тех атомов, которые имеют больше энергии».

    Рассуждая таким образом, автор в конце текста докажет свою мысль, приводя немало аргументов.

    Пример повествования

    Повествовательные тексты раскрывают определенные события, которые связаны друг с другом. Предложения в повествовательных текстах повествуют о том или ином действии, явлении, мероприятии и прочем, но никак не описывают происходящее. Например:
    «В Московской области не так давно стартовала специальная межведомственная операция, называющаяся «Помоги ребенку». По построенным планам можно понять, что создатели (организаторы) хотят оказать помощь детям, которые не могут получить свидетельство или паспорт граждана Российской Федерации. Помимо этого, специалисты из областей всего государства с большим удовольствием согласились помочь получить необходимые документы родителям детей…»
    Если говорить кратко, то повествование считается конкретным рассказом о чем-то — это своего рода новость, представляемая в журнале или книге.
    Немаловажно отметить то, что повествование считается основной (главной) частью всего текста. Многие философы утверждают, что повествование в литературе играет самую главную роль, повествование — душа всей русской литература. Писателем считается только тот человек, который способен захватывающе и интересно подать материал читателю, а при помощи повествовательного наклонения сделать это можно намного лучше.
    В повествовательных текстах всегда точно указывается дата происходящего, а иногда еще и время, благодаря чему читать такие тексты намного интереснее, ведь кажется, что все именно так и происходило, как рассказывается в книге.

    Триединство


    Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Никто не сможет написать такое произведение без таких функционально-смысловых типов речи, как повествование, рассуждение и, конечно же, описание. Так или иначе, в одной из своих форм каждый тип встречается в любом тексте. Однако некоторые авторы пытаются написать какое-либо произведение, используя только один функционально-смысловой тип речи, что у них, конечно, все-таки иногда получается, но текст читать в таком духе просто невозможно. Даже если подумать, кто захочет читать 200 страниц рассказа, в котором нет никакого смысла, а речь идет о каком-нибудь здании. Автор описывает одно здание на 200 страницах — это ужасно нудно. Такое захотят прочитать единицы, потому что большинство читателей любят динамичные рассказы с элементами описания героев, с определенными подозрениями, догадками, которые раскрываются только в конце произведения.
    Произведения, основываясь лишь на описании, с легкостью можно назвать «буклетами», которые выдают на каждом углу вашего городка. Построить интересный и интригующий текст на описании чего-нибудь просто невозможно, а если что-то и получится, то это вряд ли кому-то понравится. Поэтому функционально-смысловые типы речи выделяются в русском литературном языке. Какие именно, мы рассмотрели в статье.
    Функционально-смысловые типы речи – описание, повествование, рассуждение – используют авторы при написании произведений. Некоторые творцы считают описание самым «неудобным», ведь создать шедевр, используя только его, невозможно. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится. Функционально-смысловые типы речи выделяют по определенным критериям, речь о которых шла в статье.
    Если вы все-таки хотите прочитать произведение в каком-то определенном стиле, вам этого запретить никто не может, но лучше не тратить на это время, а найти текст, в котором автор использовал все три типа речи, вот такое произведение действительно вам понравится.

    Вывод

    Стоит отметить, что проблема русского языка, которая была затронута в статье, имеет огромнейшее значение в жизни людей, разговаривающих на своем родном языке. Многие вообще не знают, что такое функционально-смысловые типы речи, а ведь это основа русского языка.
    А теперь поговорим немного подробнее о развитии личности человека. Любой процесс, в том числе и развития личности человека, развитие умения общаться с другими людьми, попросту невозможен, когда человек не знает стили и функционально-смысловые типы речи. Если люди не умеют анализировать прочитанное, не могут определить тип того или иного текста, то о каком тогда развитии человечества может идти речь? Каждый должен уметь писать тексты, используя все три типа речи: описание, повествование и рассуждение.

    Ну а теперь можно повторить, что функционально-смысловые типы монологической речи, выражающиеся некоторыми языковыми средствами, делятся на три вида: описание, повествование и рассуждение. Подробную информацию о каждом из видов вы можете найти в данной статье.
    Выше были перечислены функционально-смысловые типы речи и их примеры, а также виды, на которые они подразделяются.

  5. Лера Ответить

    ?
    Видеоверсия лекции
    ?
    Текстовая версия лекции
    Видеоверсия
    лекции А. Назайкина “Тип
    речи в тексте копирайтера (описание, повествование, рассуждение)

    (готовится к публикации)
    Текстовая версия лекции А. Назайкина “Тип
    речи в тексте копирайтера (описание, повествование, рассуждение)

    Копирайтер может выражать свое
    отношение к теме текста определенным типом речи, имеющим свои
    композиционные
    особенности.
    Основными типами речи являются описание, повествование и
    рассуждение.
    ?
    Описание в
    тексте копирайтера
    ?
    Повествование в
    тексте копирайтера
    ?
    Рассуждение в
    тексте копирайтера

    Описание в
    тексте копирайтера

    С помощью описания изображается какое-либо
    явление действительности путем перечисления его постоянных или
    одновременно присутствующих признаков или событий в их временной
    последовательности. Это «фотография» или ряд «фотографий».
    Обычно в описании используют слова,
    которые обозначают качества, а также свойства предметов
    (существительные, прилагательные, наречия).
    Описание помогает человеку увидеть предмет
    или событие, представить его во времени и пространстве. Описание обычно
    отвечает на вопросы: Где это находится? Что или кто здесь присутствует?
    Когда? И т.д.
    Например,
    «Ночлег»
    «Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета.
    Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском,
    лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в
    иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно
    гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые
    полосы от лучей еще не взошедшего солнца…»
    (А. И. Куприн)

    Повествование в тексте копирайтера

    В повествовании рассказывается
    сообщение о каком-либо событии, перечисляются действия или события
    во временной последовательности (следующие друг за другом).
    Основные вопросы, характерные для
    повествования: Какова последовательность действий (событий)? Что
    происходило
    сначала? Что происходило
    далее? И т.д.
    Композиция повествовательных текстов
    обычно включает:
    1) завязку (начало событий);
    2) развитие действия;
    3) кульминацию;
    4) развязку (итог событий).
    Например,
    «Герой нашего времени»
    «Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч
    его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе,
    пересекающей пол, промелькнула тень. (Завязка) Я привстал и
    взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог
    знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу
    берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул
    бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты. (Развитие
    действия
    ) Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и
    он верной, но осторожной поступью прошел мимо меня. (Кульминация)
    Под мышками он нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал
    спускаться по узкой и крутой тропинке». (Развязка)
    М. Ю. Лермонтов

    Рассуждение в тексте копирайтера

    Рассуждение помогает доказать или
    объяснить какое-либо положение, сделать мысль более ясной и четкой,
    позицию – более убедительной. Этот тип речи представляет оценки,
    рассматривает причины и следствия каких-либо событий и явлений.
    Объект рассуждения нельзя «сфотографировать». Это – мысли о мире, но
    не сам
    мир.
    В текстах-рассуждениях часто
    используют вводные слова-связки (во-первых,
    во-вторых, таким образом, следовательно и т.д.).

    Рассуждение обычно отвечает на
    вопросы: Почему это именно так? Что из этого следует? Как быть? Что
    делать? И т.д.
    Композиция текстов-рассуждений обычно
    включает:
    1) тезис (мысль, которую нужно
    доказать или опровергнуть);
    2) обоснование (аргументы,
    доказательные примеры);
    3) вывод (заключение).
    Например:
    «Мастерство писателя»
    «Разговор о мастерстве писателя следует начинать с
    языка. (тезис)
    Язык всегда останется основным материалом
    произведения. Художественная литература – это искусство слова. Даже
    столь важное начало литературной формы, как композиция, отступает
    перед решающим значением языка писателя. (обоснование)
    Мы знаем хорошие произведения литературы с
    несовершенной или даже плохой композицией. Но хорошего произведения
    с плохим языком быть не может. Из негодного леса нельзя выстроить
    хорошего дома…». (вывод)
    (К. Федин)
    Следует отметить, что границы между
    описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. Редко
    встречается полный текст-описание или текст-рассуждение. Обычно в
    тексте сочетаются различные типы речи: описание и повествование;
    описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение;
    описание с элементами рассуждения; повествование с элементами
    рассуждения и т. д.
    Например,
    «Евгений Онегин» (описание и повествование)
    «Блистательна, полувоздушна,
    Смычку волшебному послушна,
    Толпою нимф окружена,
    Стоит Истомина; она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит,
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    Летит, как пух от уст Эола;
    То стан совьет, то разовьет
    И быстрой ножкой ножку бьет.
    (А. Пушкин)
    «Золотая роза» (повествование, описание и
    рассуждение)

    «Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и
    вышел в Онежское озеро.
    Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту
    ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых
    пространств и озер.
    На востоке низко висела бледная луна. Она не давала
    света.
    Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая
    куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем
    погосте, сторож пробил на колокольне часы – двенадцать ударов. И
    хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал
    пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.
    Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой
    ночи. Загадочным? Или магическим?
    Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью
    природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги
    и серебра.
    Человек не может примириться с неизбежным
    исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно
    быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как
    все прекрасное, когда оно обречено жить недолго.
    (К. Паустовский)
    Более подробную
    информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина
    «Копирайтинг: ХХІ век»
    и
    “Копирайтинг:
    7+”.
    См. также:
    Стиль речи в тексте
    Формы речи в тексте
    Эмоциональный фон
    Аргументации при создании текста
    Лекции А. Назайкина
    Узнай о рекламе
    больше

    ?

    ^


    ©


    Цитирование и перепечатка
    материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника:
    Александр Назайкин –
    http://www.nazaykin.ru

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *