Какие три системы требований определены в фгос как обязательные?

4 ответов на вопрос “Какие три системы требований определены в фгос как обязательные?”

  1. Ariutius Ответить


    Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

    Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Раздел ФГОС

    Сайт Департамента образования мэрии г. Ярославля
    Сайт Городского центра развития образования г. Ярославля
    1. План мероприятий по созданию условий для введения и реализации федерального государственного стандарта основного общего образования в МОУ СОШ № 41 г. Ярославля на 2013-2015 гг.
    2. Приказ № 01-05/189 от 30.08.2013 г. “О присвоении статуса муниципальной базовой площадки, муниципального ресурсного центра на 2013/2014 учебный год”
    3. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 гг.
    4. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 гг. (просмотр)
    ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ООШ № 41 (просмотр)

    5. Приказ от 31.08.2011 года № 01-02/190-09 “О переходе МОУ СОШ № 41 на обучение по ФГОС НОО

    Что нужно знать родителям о ФГОС
    С 1 сентября 2014 года обучающиеся 5 класса начнут обучение по новым федеральным образовательным стандартам. Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»
    Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
    Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7 Закона “Об образовании” и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобнауки России: nttp://www.edu/ru/dbmon/Data/d_09/m373.htm|.
    Какие требования выдвигает новый ФГОС?
    Стандарт выдвигает три группы требований:
    Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
    Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
    Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
    Особенности ФГОС начального общего образования
    Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарт второго поколения) для начальной школы – это название отличает его от стандарта 2004 года, был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и должен вступить в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.
    В основе стандарта лежит все лучшее, что появилось в системе образования за прошлые годы. Это продолжение многих достойных, проверенных теорий и идей в новых социально-экономических условиях. Следует подчеркнуть, что все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребёнку, сколько органам власти всех уровней, руководителям системы образования, директорам школ, учителям.
    Если прежний стандарт прописывал содержание образования: т.е., тот минимум, которым должны были овладевать ученики, то новый стандарт фиксирует не объем запоминаемой информации, а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения, к структуре образовательных программ, по которым будет проходить обучение, к количеству часов, выделяемых на изучение того или иного предмета, во избежание перегрузки школьников, а также требования к результату обучения. Это первое важное отличие нового стандарта.
    Необходимо отметить еще одну важную особенность нового стандарта от предыдущего – отныне стандарт рассматривается как общественный договор между семьей, обществом и государством, т.е. фиксируется распределение взаимных обязательств между ними. И если профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, то семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы согласованы в рамках нового стандарта образования.
    Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных – воспитание гражданина, патриота. Причем не на словах, а в действии, в ходе реализации общественно-полезных трудовых дел, социальных практик, исследовательских проектов. Разумеется, что в этом вопросе педагоги должны сотрудничать с семьей.
    Системообразующей составляющей стандарта являются «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность. «Требования…» содержат наиболее общую характеристику наиболее существенных результатов, достижения которых ждут от системы образования ученики и их семьи, общество и государство.
    Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ являются планируемые результаты начального общего образования. Они ориентируют учителя как в объеме учебного материала и ожидаемых достижениях выпускников начальной школы, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса.
    В стандарте описываются также требования – к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям образовательного учреждения. Особенно важны требования к кадрам. Конечно же, в школах работают и будут работать мастера своего дела, использующие инновационные методики. Поэтому для одних учителей нужны методические пособия, позволяющие работать на достижение результатов, а для других – ресурсы, позволяющие самостоятельно моделировать образовательный процесс. В школе все педагоги, работающие в начальных классах по новым ФГОС прошли повышение квалификации на базе Института развития образования Ярославской области.
    В качестве методологической основы разработки стандартов заложен деятельностный подход. В связи с этим в нашем лексиконе появляется новое понятие – универсальные учебные действия, т.е действия, которые обеспечивают умение учиться, а именно это умение считается ключевой задачей системы образования.
    Значимая роль во всестороннем развитии детей отводится внеурочной деятельности. Она будет регламентироваться по более понятным правилам. Теперь нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать ученики на выходе из школы, зависят, в том числе и от внеклассной работы. Внеурочная деятельность становится теперь неотъемлемой частью учебного плана и на ее организацию предусмотрено по 10 часов в неделю на каждого ученика. Эти часы школы наполняют конкретным содержанием. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
    Прочитав стандарт, родитель поймет, каким будет их ребенок по окончании начальной школы, чему его научат. И речь опять же идет не о том, какие литературные произведения он прочитает и какие математические формулы запомнит. Для родителей гораздо более понятно, какими качествами, какими умениями он должен обладать, а стандарт именно это и определяет. Может показаться, что ввести новый стандарт – это как начать с чистого листа абсолютно новую жизнь. На самом деле это процесс продолжения всего лучшего, что накоплено системой образования за прошлые годы.
    Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения.
    Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «Общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
    Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникативных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ — компетентности.
    Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и ожидания родителей учащихся.
    Требования к результатам обучающихся, установленные Стандартом.
    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
    Личностным, включающим готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
    Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
    Предметным, включающим освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.
    Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующую степень образования.
    Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

  2. sunrise_street Ответить

    1. Дополните предложения (выбрать 1 необходимое слово):

    «Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
    а) единство образовательного пространства Российской Федерации»;
    б) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».
    Слова для справок: а) единство, б) непрерывность, в) преемственность, с) доступность.

    2. Перечислите отличительные признаки ФГОС нового поколения от стандартов 2004 года

    1. не регламентирует в чистом виде содержание образования
    2. включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ
    3. важное внимание уделяется воспитанию
    4. результаты не только предметные, но и метапредметные, личностные
    5. новое методологическое основание
    6. новый формат документа
    7. новая структура
    8. более широкий спектр функций пользователей

    3. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС?

    а) преемственность;
    б) развитие;
    в) научность;
    г) вариативность

    4. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования?

    а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
    России;
    б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
    в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;
    г) Послание Президента Федеральному Собранию.

    5. Дополните предложение: «Стандарт устанавливает требования к структуре, условиям,….

    а) целям;
    б) педагогам;
    в) результатам;
    г) содержанию.

    6. Какой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся:

    а) информационный;
    б) системно-деятельностный;
    в) интегративный;
    г) традиционный.

    7. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения. Выберите признаки развивающего обучения:

    а) базируется на принципе доступности;
    б) опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения;
    в) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
    г) опирается на зону ближайшего развития;
    д) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности.

    8. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:

    а) Министерства образования и науки РФ;
    б) Департамента образования Вологодской области;
    в) Учредителя образовательного учреждения;
    г) образовательного учреждения.

    9. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе ООО?

    а) Устав образовательного учреждения;
    б) ФГОС ООО;
    в) Примерная образовательная программа ООО;
    г) Фундаментальное ядро содержания образования.

    10. Основная образовательная программа ООО содержит следующие разделы (выберите верные):

    1. Нормативно-правовой
    2. Целевой
    3. Содержательный
    4. Организационный

    11. В требованиях к структуре основной образовательной программы ООО зафиксировано наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Каково их соотношение?

    а) 80% и 20%;
    б) 60% и 40%;
    в) 50% и 50%;
    г) 70% и 30%.

    Соотнесите цели реализации основной образовательной программы ООО с разделами и подпрограммами, направленными на их реализацию:

    Цели реализации ООП ООО
    Разделы и подпрограммы
    1). Обеспечение планируемых результатов ООП ООО
    а)  Программа воспитания и социализации
    2). Формирование целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей
    б)  Учебный план
    3). Учёт личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающихся
    в) Программа отдельных учебных предметов, курсов
    4). Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости
    г)  Целевой раздел ООП
    («Планируемые результаты освоения обучающимися ООП»)
    5). Учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья
    д)  Программа развития УУД

    13. Что не входит в состав универсальных учебных действий:

    а) личностный блок
    б) регулятивный блок
    в) познавательный блок
    г) здоровьесберегающий блок
    д) коммуникативный блок

    14. Завершите предложение:

    Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить ….
    а) программу развития;
    б) индивидуальную образовательную траекторию;
    в) жизненные планы;
    г) взаимоотношения.

    15. Личностные универсальные действия – это …(исключите лишнее):

    а) умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
    б) знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
    в) ориентация в социальных ролях;
    г) ориентация в межличностных отношениях;
    д) знание основ религии.

    16. Регулятивные действия – это… (исключите лишнее):

    а) целеполагание;
    б) планирование;
    в) прогнозирование;
    г) внимание;
    д) контроль;
    е) коррекция;
    ж) оценка;
    з) саморегуляция.

    17. Что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий:

    а) логические действия;
    б) общеучебные действия;
    в) оценочные действия;
    г) действия постановки и решения проблем.

    18. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Какая из ценностей пропущена?

    а) любовь
    б) здоровье
    в) счастье
    г) общение

    19. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна (выбрать лишнее):

    а) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
    б) ориентировать образовательный процесс на оценку предметных знаний;
    в) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
    г) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

    20. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип (типы) данного проекта:

    а) индивидуальный;
    б) социальный;
    в) групповой;
    г) игровой.

    21. Выберите аспекты коммуникативных УУД:

    а) планирование учебного сотрудничества;
    б) владение монологической и диалогической формами речи;
    в) управление поведением партнёра;
    г) установление причинно- следственных связей;
    д) прогнозирование.

    22.Укажите верное определение рабочей программы:

    а) Рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить национально-региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, специфику обучения в конкретном образовательном учреждении.
    б) Рабочая программа — это учебная программа, разработанная авторами УМК на основе Примерной программы для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использование организационных форм обучения и т.п.
    в) рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

    23. К кадровым условиям введения и реализации ФГОС ООО не относится:

    а) повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений;
    б) разработка рекомендаций для педагогических работников по организации внеурочной деятельности;
    в) создание программы саморазвития педагога;
    г) обеспечение преемственности по отношению к начальной ступени общего образования;
    д) оказание постоянной научно-методической и информационной поддержки педагогам.

  3. Musida Ответить

    Уважаемые родители!
    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
    Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
    Федеральные государственные стандарты (ФГОС) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
    Для кого написан ФГОС?
    ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, их родители (законные представители) и социальных партнеров, общественности. Содержание Стандарта представляет собой информацию, касающуюся организации педагогической, информационно-образовательной среды в образовательном учреждении, организации учебного и воспитательного процесса. Представлены те планируемые результаты, на освоение которых ориентирован образовательный процесс в начальной школе
    Какие новые требования выдвигает ФГОС НОО 2009 года?
    Стандарт выдвигает три группы требований:
    1.? Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
    2.? Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
    3.? Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
    Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
    Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
    Какие условия должны быть созданы в школе для реализации ООП по ФГОС?
    Для реализации ООП необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических. Особое значение имеет учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП, формирование информационно-образовательной среды начальной школы.
    Информационно-образовательная среда (ИОС) начальной школы должна поддерживать в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
    •? планирование образовательного процесса;
    •? размещение и хранение материалов, используемых в образовательном процессе, в том числе и работ обучающихся и педагогов, различных информационных ресурсов;
    •? фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения ООП;
    •? взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе, дистанционное, посредством сети Интернет;
    •? управление образовательной деятельностью внутри образовательного учреждения;
    •? взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
    Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного образования в начальной школе, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
    Как изменятся учебные пособия, по которым обучаются дети?
    Каждый авторский коллектив учебно-методических комплектов, по которым начнут обучаться первоклассники, разработал и представил новое поколение учебников, рабочих тетрадей, определяющих организацию деятельности на уроке. Разработаны такие задания, которые направлены на организацию деятельностной позиции ученика в учебном процессе.
    В процессе обучения детям предлагается самостоятельно проводить наблюдения, измерять расстояния, активно включаться в деятельность: анализировать, сравнивать, сопоставлять, выдвигать гипотезы, предлагать пути их решения, проводить смысловое маркирование значимых фрагментов текста; читать язык условных обозначений; искать информацию в словарях и справочниках; понимать структуру книги. Современный ученик уже в начальной школе встречается с электронными образовательными ресурсами, учится работать с интернет-адресами по доступным темам. В комплекте с учебниками предполагается электронных пособий к каждому учебному курсу.
    Со 2 класса вводится иностранный язык, в результате изучения которого на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения.
    В 4 классе вводится новый комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который дифференцируется по нескольким модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии в России», «Основы светской этики».
    Предметное содержание курса соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям учеников ступени начального общего образования. Все перечисленные модули имеют примерно одинаковую структуру и направленность, которая отражает важнейшие основы религиозных культур и светской этики. Выбор одного из модулей осуществляется обучающимися по своему желанию и с согласия родителей (законных представителей).
    Наша школа работает по УМК «Перспективная начальная школа».
    Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
    В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения.
    Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.
    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
    •? личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
    •? метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
    •? предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
    В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.
    Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. (Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку). Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
    Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
    В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
    ? любящий свой народ, свой край и свою Родину;
    ? уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    ? любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
    ? владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
    ? готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
    ? доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
    ? выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
    Что изучается с использованием ИКТ?
    Формирование ИКТ-компетентности обучающихся на ступени начального образования будет осуществляться на всех без исключения предметах с целью приобретения навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Дети будут учиться работать с разными информационными объектами: текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных.
    Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
    Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
    В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
    В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.
    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года.
    Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
    Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
    Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
    Как организуется образовательный процесс в образовательном учреждении?
    Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
    Продолжительность уроков в начальной школе:
    в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут); после второго урока обязательно проводится динамическая пауза;
    во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
    Продолжительность учебного года:
    в 1 классе – 33 учебные недели;
    во 2-4 классах – 34 учебные недели.
    Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
    Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
    Как изменятся взаимоотношения с родителями?
    В основу ФГОС заложена идея «Стандарт как общественный договор», которая определяет взаимоотношения образовательного учреждения и семьи. Так, в соответствии с требованиями ФГОС родители (законные представители) обучающихся являются полноправными заказчиками и участниками образовательного процесса. Изучая запросы родителей, школа разрабатывает часть ООП, формируемую участниками образовательного процесса. В процессе разработки и реализации ООП родители и школа становятся полноправными партнерами.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *