Какие учебники были созданы в 17 веке?

9 ответов на вопрос “Какие учебники были созданы в 17 веке?”

  1. Anarasius Ответить

    Буфет
    Ученики 16-го века, например, постигали грамоту с помощью рукописных учебников – письмовника, азбуковника, читали и заучивали наизусть часовник, псалтырь. Миниатюра из рукописной книги XVII века, рассказывающая о школьном обучении на Руси:

    Первые печатные учебники поражают своими внушительными размерами и щедрыми иллюстрациями. Страница из букваря Кариена Истомина, напечатанного в типографии Московского печатного двора в 1694 году:

    Истории учебной книги в России посвящена открывшаяся в 2009 году в Нижнем Новгороде выставка “Врата учености”. На ней было представлено около 150 редчайших книг 16-19-го веков из фонда областной библиотеки имени В. И. Ленина. Знаковыми экспонатами выставки являются трехъязычный /славяно-греко-латинский/ “Букварь”, первая русская грамматика Мелетия Смотрицкого 1619 года издания и “Арифметика” Леонтия Магницкого 1703 года, по которым учились все российские гимназисты вплоть до 18-го века. К концу 17-го века относится и первая таблица умножения – пособие под названием “Считание удобное” предназначалось торговым людям. Чуть позже, в начале 18-го века появились учебники по естественным наукам, красноречию, художествам.

  2. Morlunis Ответить

    Текстовая часть, кроме молитв, содержит отрывки из Нагорной проповеди, Символы веры. Далее следует окончание учебной части: «Просодия верхняя» (надстрочные знаки), «Строчная препинания» (знаки препинания) и цифры. По окончании учебной части – «Приветства», приуроченные к тем же праздникам, что и в учебниках 1667, 1669 годов, но в новой редакции. Затем – стихотворное «Увещание», почти целиком посвященное пользе телесных наказаний. В самом конце Букваря, на листах с отдельной пагинацией, Симеон поместил известный «Стословец» константинопольского патриарха Геннадия.
    Ярким детским писателем этого периода развития детской литературы был Феофан Прокопович. Заботясь о развитии просвещения, Феофан открыл в своем доме школу для детей-сирот. Наиболее способных направлял для продолжения образования. Ф. Прокопович написал две детские книги: «Краткую русскую историю» и «Первое учение отрокам». В большом предисловии к книге «Первое учение отрокам» изложил свои педагогические взгляды. Он утверждал, что все в человеке закладывается с детства. Дети, по мнению Феофана, должны любить книги. В связи с этим, книги, написанные детям, должны быть доступны.
    Известность получает и букварь Феофана Прокоповича «Первое учение отроком». За пять лет он выдержал 12 изданий (впервые опубликован в 1720 году). В первой половине XVIII веке по этому букварю учились почти во всех светских и духовных школах. В букваре были отражены прогрессивные взгляды на обучение и воспитание детей, содержался материал, требовавший от учеников осмысленного и углубленного изучения. Текст букваря изложен простым, понятным языком. На протяжении всей жизни Феофан Прокопович учился сам и призывал других к постоянному учению, ибо «прямым учением просвещенный человек никогда сытости не имеет в познании своем, но не перестает никогда учиться».
    В конце XVII века было выпущено несколько учебников нового образца, среди которых особняком стоит цельногравированный «Букварь» Кариона Истомина. Он вышел в 1694 году и предназначался для узкого круга членов царской фамилии, т. к. его тираж составляя всего 25 экземпляров. «Букварь» был лицевым. В том же году его рукописный экземпляр поднесен вдовствующей царице Наталье Кирилловне для ее внука, царевича Алексея; другой подобный рукописный букварь в 1693 году получили племянницы Петра I, дочери царя Иоанна Алексеевича.
    Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, т. к. был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлек известного гравера – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже в старейшем центре российского книгопечатания – в Московском Печатном Дворе. Роль Л. Бунина в создании «Букваря» столь значительна, что составитель на последней странице представляет его как соавтора.
    Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги. Наверху изображен Христос, обучающий детей. В руках у детей свитки с названиями наук: астрономия, риторика, философия, грамматика, геометрия. Внизу – посвящение в стихах, где упоминается имя составителя и дата выхода букваря в свет. Букварь называется «Букварь славянороссийских писмен уставных и корописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых».
    От всех известных предыдущих букварей данный букварь отличается и содержанием, и структурой. Каждой букве отводится отдельная страница, на которой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур в разнообразных позах и костюмах. Многие фигуры изображены в рыцарской одежде, в шлемах и латах. За фигурным инициалом следуют образцы печатного и строчного написания буквы. Вторая строка отведена скорописным знакам. Целая строка посвящается изображению греческих и латинских букв с их названиями, т. е. сделана попытка одновременного постижения алфавита славянского, греческого и латинского. Центральную часть страницы занимают изображения людей, предметов быта, животных, растений, названия которых начинаются с данной буквы.
    Содержание «Букваря» очень пестро и многообразно. Перед автором стояла сложная задача подбора слов. К. Истомин использовал «Лексикон славянорусский» Памвы Берынды, рукописные Азбуковники XVII века, тексты Библии и многие другие источники. Помимо животных, растений, предметов быта, известных каждому ребенку «Букваре» представлены заморские растения и животные, люди разных профессий, части света, предметы, применяемые в богослужении. Всего в букваре более 400 рисунков.
    Букварь К. Истомина можно считать своеобразной детской энциклопедией, т. к. «тексты книг вместе с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли кругозор учащихся» [6, с. 39]. Данный букварь представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педагогом Яном Амосом Коменским, с произведениями которого был знаком. В этом «Букваре», в отличие от предыдущих, отсутствуют слогосочетания. Составитель отошел от практики зазубривания слогов и предложил картинки, которые начинаются с нужных слов. Важность букваря состоит еще и в том, что он предназначен для обучения мальчиков и девочек – «имущим учитися отрокам и отроковицам мужем и женам писати». Ценность «Букваря» состоит еще и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперед в развитии книгопечатания, в распространении русской гравюры на металле.
    Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIII веке. Учебная книга XVII века имела достоинства и недостатки: с одной стороны, комплексный характер учебников, наличие поучительного, воспитательного чтения и, с другой стороны, слабо учитывающие детскую психологию.

  3. Со_Смыслом Ответить

    17 век, был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного, и до окончания «смуты». «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол.
    Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает свое понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях.
    В русской литературе 17 века, проявляется большой, живой интерес к истории. Появляются исторические сочинения обобщающего характера. В 70-ых годах 17 века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киевско – Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории.
    Было в литературе 17 века ёще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории», за авторством А.И. Лызлова описывает борьбу русского народа, и европейцев со «скифами». К «скифам» автор отнес монголо – татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге, он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.
    Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века.
    Свою нишу в литературе заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума».
    В литературе 17века активно зарождаются новые жанры для русской литературы. Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *