Какие вещества растворяются в воде 3 класс?

14 ответов на вопрос “Какие вещества растворяются в воде 3 класс?”

  1. •НеЛюбима• Ответить

    Маргарита Халисова
    Конспект занятия «Вода — растворитель. Очищение воды»
    Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.
    Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
    Задачи:
    1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.
    2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
    3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
    4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
    5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
    6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
    7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.
    Образовательные области:
    Познавательное развитие
    Социально – коммуникативное развитие
    Физическое развитие
    Словарная работа:
    обогащение: фильтр, фильтрование
    активизация: воронка
    Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека; проводили наблюдения за водой в детском саду, дома; опыты с водой; рассматривали иллюстрации на тему «Вода»; знакомились с правилами безопасности во время исследования и экспериментирования; загадывание загадок о воде; чтение художественной литературы, экологические сказки; игры о воде.
    Демонстрационно-наглядный материал: кукла в синем костюме «Капелька».
    Раздаточный материал: стаканы пустые, с водой; растворители: сахар, соль, мука, песок, пищевой краситель, растительное масло; пластмассовые ложечки, воронки, марлевые салфетки, ватные диски, фартуки клеёнчатые, кружки с чаем, лимон, варенье, одноразовые тарелки, клеёнка на столы.

    Ход НОД

    Воспитатель: – Ребята, прежде чем начать с вами беседу, я хочу загадать вам загадку:
    В морях и реках обитает
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать
    На землю падает опять. (вода)
    – Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.
    -Давайте вспомним какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях. Перечислите.
    Дети:
    1. У воды нет запаха.
    2. Нет вкуса.
    3. Она прозрачная.
    4. Бесцветная.
    5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.
    6. Имеет вес.
    Воспитатель: – Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования:
    Вправо, влево повернись,
    В лаборатории окажись.
    (дети подходят к мини-лаборатории).
    Воспитатель: – Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?
    Дети: – «Капелька», внучка деда Зная и красивая коробка.
    Хотите узнать что лежит в этой коробке? Отгадайте загадки:
    1. Отдельно – я не так вкусна,
    Но в пище – каждому нужна (соль)
    2. Я бел как снег,
    В чести у всех.
    В рот попал –
    Там и пропал. (сахар)
    3. Из меня пекут ватрушки,
    И оладьи, и блины.
    Если делаете тесто,
    Положить меня должны (мука)
    4. Жёлтое, а не солнце,
    Льётся, а не вода,
    На сковороде пенится,
    Брызгается и шипит (масло)
    Пищевой краситель – применяется в кулинарии для украшения тортов, покраски яиц.
    Песок – для строительства, играть с ним в песочнице.
    Дети рассматривают пробирки с веществами.
    Воспитатель: – Все эти вещества принесла «Капелька» для того, чтобы мы помогли ей разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними.
    Воспитатель: – Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?
    Дети: – Фартуки.
    (дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).
    Воспитатель: – Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами:
    Дети:
    1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.
    2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
    Воспитатель: – Данил покажет, как правильно это делать (направляя запах от стакана ладошкой).
    I. Исследовательская работа:
    Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?
    Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.
    Воспитатель: – Давайте проверим.
    Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.
    Воспитатель: – Посмотрите и определите, какая там вода?
    Дети: – Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.
    Воспитатель: – Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.
    Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.
    Воспитатель: – Что произошло с сахаром, солью?
    Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
    Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.
    Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.
    Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.
    Порошок пищевого растворителя быстро изменил цвет воды, значит, растворяется хорошо.
    Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.
    Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.
    Воспитатель: – Ребята, мы с вами поработали и «Капелька» предлагает нам отдохнуть.
    (Дети садятся за другой стол и проводится игра.
    Игра: «Угадай напиток на вкус (чай)».
    Чаепитие с разными вкусами: сахаром, вареньем, лимоном.
    II Экспериментальная работа.
    Подходим к 1 столу.
    Воспитатель: – Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?
    Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.
    Воспитатель: – Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).
    Делаем фильтры с детьми.
    Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.
    Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».
    Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
    Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Так же произошло с песком. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль.
    Вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.
    После фильтрования красителя цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался цветным.
    Итог НОД:
    1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, краситель, мука.
    2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, масло.
    3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.
    4. С помощью чего? – фильтра.
    5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример).
    6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?
    Воспитатель: – Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.
    «Капелька» благодарит вас за оказанную помощь и дарит вам альбом для зарисовки опытов. На этом наши исследования закончены, возвращаемся из лаборатории в группу:
    Вправо, влево повернись.
    В группе снова очутись.
    Литература:
    1. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
    2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-Пресс 2010.
    3. Познавательно исследовательская деятельность старших дошкольников – Ребёнок в детском саду №3,4,5 2003год.
    4. Исследовательская деятельность дошкольника – Д/в №7 2001год.
    5. Экспериментирование с водой и воздухом – Д/В №6 2008год.
    6. Экспериментальная деятельность в детском саду – Воспитатель ДОУ №9 2009год.
    7. Игры – экспериментирования младшего дошкольника – Дошкольная педагогика №5 2010год.

  2. СеРДцЕ_РаЗБиТо_ТоБоЙ Ответить

    Вода — универсальный растворитель, приспособленный к любому
    виду жизнедеятельности. Она растворяет почти любые вещества, в частности ионные
    и полярные соединения. Уникальные свойства воздействия характеризуются высокой
    диэлектрической проницаемостью. В природе вода содержит массу веществ и
    соединений, попавших в неё так или иначе.

    Процесс растворения

    На первый взгляд, процесс распада прост, но его суть гораздо
    сложнее, чем выглядит. Именно поэтому существуют вещества, растворимые в воде и
    нерастворимые в других жидкостях. Создание раствора связано с физическими
    процессами: диффузия описывает само разжижение частиц в результате
    размешивания. Гидратация является процессом, при котором образуются химические
    связи воды с добавленным веществом.
    Растворение веществ характеризуется:
    произошедшей гидратацией;
    изменением цвета раствора;
    тепловыми эффектами (при некоторых условиях) и пр. факторами.
    Доказательством произошедшего смешивания выступает изменение
    цвета раствора. Например, примесь сульфата меди (которая изначально белого
    цвета) окрашивает воду в интенсивный голубой цвет. Если за окраску отвечают
    химические свойства оснований, то выделение теплоты происходит из-за физических
    причин. Таким образом, это полностью физико-химический процесс.

    Что такое раствор

    Раствор — однородная смесь веществ с растворителем.
    Растворимые вещества распадаются под действием полярных молекул воды на мелкие
    частицы, в результате смешиваясь до полной однородности. Водные растворы бывают
    бесцветными и окрашенными, но неизменно одно — они прозрачные вне зависимости
    от цвета.
    Не имеет значения, добавлять воду в какое-то вещество или
    сыпать его. Также процесс постепенно произойдет и без вмешательства
    (размешивания), в некоторых случаях образуется видимый осадок. В других случаях,
    раствор окрашивается в цвет добавленного вещества, но обязательно остается
    прозрачным на просвет.
    Не растворившиеся вещества оседают на дно плотным слоем под
    давлением воды. Либо могут оставаться на поверхности в виде неравномерных
    частиц. Жидкости образуют слои, поскольку имеют разную плотность с водой.
    Например, растительное масло образует пленку на поверхности.

    Какие вещества растворяются в воде, а какие — нет

    Вода действительно универсальна и уникальна по своим
    свойствам. Иногда требуется сильнее перемешать, чтобы добиться полного
    разрушения частиц, но в большинстве своем вода размывает любые соединения.
    Однако есть вещества, которые не подвластны даже ей.
    Существует условие, по которому количество воды должно быть
    превышающим, чтобы вещества именно разошлись, а не осели на дно. На примере
    пищевой соли: при добавлении большого количества, она перестает растворяется и
    образует плотный, напоминающий камень, слой.
    Кроме того, от некоторых веществ жидкость можно очистить, от
    других — нет. Так, например, ртуть в воде растворяется и процесс очищения
    невозможен. Другие похожие вещества из встречаемых в быту: поваренная и морская
    соль, сахар любого типа, пищевая сода, крахмал. Они невидимые и склоны к
    окрашиванию воды, но частицы настолько мелкие, что они попросту проходят
    фильтрацию вместе с раствором. Сыпучие вещества вроде песка или глины не
    растворяются, потому воду можно отфильтровать.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *