Какие впечатления детских лет отразились на творчестве тургенева?

4 ответов на вопрос “Какие впечатления детских лет отразились на творчестве тургенева?”

  1. shmaginatat Ответить

    Однажды, отправилось семейство с визитом к известной госпоже. Николай и Сергей поцеловали даме ручку и пожелали долгих лет жизни. Иван же обозвал даму обезьяной. Естественно мать его выпорола. Но, если бы читатель увидел фото той леди, полностью разделил бы точку зрения с юным дарованием.
    Была ещё одна забавная ситуация. Тургеневых часто посещали разные талантливые люди. Как-то раз к ним зашел Иван Дмитриевич, известный баснописец, который рассказал юному Тургеневу свою басню. Однако, был поражен правдивым замечанием мальчика: “Крылов лучше”. В очередной раз маленький талант подвергся жестокому наказанию.
    Естественно умный мальчик, знавший 3 языка, обожал литературу. Эту любовь с ним разделил Леонид Серебряков, один из дворовых. Именно он помогал мальчику тайно проникать в дедовскую библиотеку, в которой хранилось огромное количество самых разных трудов.

    О том, что в доме было много крепостных сообщалось ранее. Однако, мало кто знает, что Варвара приводила в поместье детей, оставшихся без родителей. Именно поэтому, Иван всегда был в окружении сверстников. Часто эти юные ребята собирались все вместе и устраивали “семейные” чтения. Николай, старший брат, не любил подобных мероприятий. Иван же, наоборот, только ими и вдохновлялся. Особенно ему нравилась игра в буриме. Дети по кругу придумывали рифмы, создавая необычные стихотворения. Наверное, это увлечение побудило Тургенева попробовать себя в роли поэта.
    Трое братьев тесно общались. Они были близки и даже придумали необычную игру. Каждый из них представлял себя королем на каком-то острове. У них были свои войны, свои перемирия, своя история. Выдуманные события Ваня записывал в тетрадку, которую потом читал своим братьям. Каждый из них привносил что-то новое, в выдуманные ими миры.
    Особое влияние на детей оказали истории об Отечественной войне. Имение Тургеневых часто посещали отставные офицеры, друзья Сергея Николаевича. Они рассказывали о Бородино, поджоге Москвы, форсированном отступлении и личности Кутузова. Все эти рассказы безумно вдохновляли. Ведь всегда интересно стать незримым свидетелем тех событий.
    Когда начался кризис отношений между отцом и матерью, настали темные времена. Неоднократно Иван вспоминал одно событие из прошлого. Однажды мать начала его сечь без причины. Ваня не понимал, что происходит и почему. Это повторялось изо дня в день, пока писатель не решил бежать из дома. Его остановил учитель немецкого. Именно он смог обуздать гнев уставшей от неудачного брака женщины.
    Важную роль в жизни и творчестве писателя играла природа. Часто автор обращался к описанию бескрайних просторов матушки России. Красоту окружающего мира мальчику открыли крепостные. Он часто общался с простыми рабочими людьми. Они рассказывали ему о цветах, садах, лесах. Ваня обожал слушать эти истории. Его душа пела в унисон свежего воздуха. Рабочий люд привил Тургеневу ещё одно увлечение. Одна из гувернанток любила рассказывать о птицах. Мальчик много узнавал о пернатых созданиях. Вскоре, ему дали возможность заняться их отловом. У него был целый набор специальных клеток. Отдельная комната была отведена под птичий сад. Животных он не убивал, а отпускал. Однако это увлечение вскоре переросло в любовь к охоте. Свой охотничий опыт автор в дальнейшем опишет в романе “Записки охотника”.

    Заключение

    Детство Ивана Тургенева было противоречивым. Были и радости, и невзгоды. Была любовь и разлука. Было все. Именно эмоции помогли ему стать великим писателем, известным во всем мире. Все могло пойти совершенно иначе, родись он в простой семье.

  2. Bakunist Ответить

    Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле 28 октября 1818 г. в дворянской семье. Брак его родителей не был основан на любви. Отец Сергей Николаевич вынужден был жениться на богатой помещице Варваре Петровне, чтобы спастись от разорения. Он был хорошим отцом, уделял воспитанию детей много внимания. Сыновья Николай и Иван гордились тем, что он участвовал в Бородинском сражении, был ранен и награждён Георгиевским крестом.
    Однако разногласия между родителями вызывали общее отчуждение в семье. Мать была сторонницей строгости. Её деспотический характер объяснялся трудным детством. Своих детей она сурово наказывала. “Я родился и вырос, – вспоминал писатель, – в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощёчины”.
    Протекало детство в имении Спасское-Лутовиново на Орловщине. Только один раз дети выехали за его пределы вместе с родителями за границу. В зоопарке города Берна маленький Ваня засмотрелся на медведей и едва не упал к ним в яму. В последний момент отец успел схватить его за ногу.
    Детскими увлечениями мальчика были рыбалка и ловля певчих птиц. Полюбил книги и чтение маленький Тургенев под влиянием актёра домашнего театра, поэта-самоучки Леонтия Серебрякова. Уединяясь с ним в саду с книгой, Ваня за чтением забывал все обиды и невзгоды.
    Решив дать детям образцовое образование, чтобы они могли сделать карьеру, мать отдала их в частный пансион в Москве, но уровень преподавания оказался низким, не лучше обстояли дела и в следующем заведении. Решено было учить мальчиков дома.
    Домашние учителя поэт И. П. Клюшников, Д. Н. Дубенский и другие оказались настоящими мастерами. Благодаря им Ваня с детских лет читал и свободно говорил на трёх языках: немецком, французском и английском. Книги на всех языках были в богатой библиотеке Спасского. Они стали лучшими друзьями. С ними Иван забывал о диких проявлениях поместного барства, к которому испытывал отвращение всю жизнь.

  3. vesika Ответить

    И. С. ТУРГЕНЕВ
    Изучение творчества И. С. Тургенева включает в себя знакомство с основными вехами его биографии и творчества и анализ романа «Отцы и дети». Именно с этим романом в русскую литературу вошел новый социально-психологический тип — революционер-демократ, которого стали называть «нигилист».
    На вводных уроках, посвященных И. С. Тургеневу, необходимо сказать и об особенностях его характера, и о его политических убеждениях, и об особенностях психологизма И. С. Тургенева, и о его удивительном даре предвидения, об особой чуткости ко всем новым веяниям жизни.
    Современные Тургеневу критики сразу же отметили умение писателя уловить изменения в общественной жизни, на которые он отзывался своими новыми произведениями. Можно сказать, что все романы Тургенева, приуроченные к какому-то узкому отрезку времени, иллюстрируют смену различных умственных течений в русском обществе, начиная с 30—40-х и кончая 70-ми годами ХIХ века.
    И. С. Тургенев жил в эпоху смены типа общественного деятеля. На место дворянского героя, «лишнего» человека, у которого зачастую слово расходилось с делом, приходит герой-деятель, революционер-демократ. Писатель становится над спором этих двух общественных сил, отмечая и сильные, и слабые стороны тех и других. Наиболее ярко существо этого спора поколений писатель отразил в своем романе «Отцы и дети».
    Дворяне-либералы не готовы к решительным действиям, не способны принимать решения в различных жизненных ситуациях, однако им свойственны глубокие нравственные принципы, благородство, тонкая душевная культура, романтическая устремленность.
    Разночинцы-демократы способны к решительным действиям, уверены в себе, готовы принимать решения в различных ситуациях. Но в глазах И. С. Тургенева этот тип общественного деятеля также несостоятелен, потому что во главу угла они ставят только практическую пользу, забывая о романтике, поэзии, красоте и любви.
    Базаров отрицает искусство, поэзию и всякую «романтическую чепуху», он не уважает ни авторитеты, ни окружающих, т. е. его философия заключается в отрицании жизненных установок отцов.
    И. С. Тургенев проводит Базарова, как и всех своих героев, через испытание любовью, и философия главного героя «Отцов и детей» терпит крах. Оказывается, что романтизм, который отрицал герой, живет в нем самом и приводит его к душевной драме. Базаров оказывается живым человеком, а не бездушной машиной. Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от теории, ни от любви, Базаров умирает. Смерть нигилиста Базарова — это смерть его теории; недаром после смерти главного героя у него не остается последователей. Правда, жизнь почти всех тургеневских героев, как правило, кончается трагически. Гибнут и Базаров, и Рудин, и Инсаров, и Нежданов.
    Ни один из романов И. С. Тургенева, какие бы важные общественные и политические вопросы он ни охватывал, не обходится без любовной интриги, поэтому рядом с каждым тургеневским героем-мужчиной стоит женщина. Она, обладая чистой, любящей, незаурядной натурой, часто бывает сильнее мужчины. Перед любовью, по Тургеневу, беззащитен любой человек; она всегда трагична.
    ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. С. ТУРГЕНЕВА
    Вводная тема
    Основные вопросы:
    1. Идейно-эстетическая позиция И. С. Тургенева.
    2. Особая чуткость писателя к новым веяниям времени.
    3. Мир романов И. С. Тургенева.
    4. Герои и героини И. С. Тургенева.
    Вопросы:
    1. Чем характерна эпоха, в которую жил И. С. Тургенев?
    2. Как эпоха отразилась в творчестве писателя?
    3. В чем суть художественного мироощущения И. С. Тургенева?
    4. Каковы общественно-политические взгляды писателя?
    5. Какие требования предъявляет к своим героям И. С. Тургенев?
    6. Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?
    Задание:
    Подготовьте доклады: «Детские и юношеские годы И. С. Тургенева», «Тургенев и Полина Виардо».
    Тема первая
    Этапы биографии и творчества

    Родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле в дворянской семье. Детство прошло в селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии в родовом поместье матери.
    1827—1829 гг. — учеба в Московском частном пансионе.
    1833 г. — поступил на словесный факультет Московского университета.
    1834 г. — перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Первые литературные опыты.
    1837 г. — окончил Петербургский университет.
    1838—1841 гг. — учеба в Берлинском университете с целью получить специальное философское образование.
    1841 г. — возвращение в Россию.
    1843 г. — переломный год в личной и творческой судьбе писателя. Знакомство с певицей Полиной Виардо. Сближение с В. Г. Белинским, который оказал большое влияние на мировоззрение писателя. Поэма «Параша».
    1852 г. — в журнале «Современник» напечатано более 20 рассказов из цикла «Записки охотника». Арест и ссылка на 2 года в Спасское-Лутовиново под надзор полиции за статью-некролог о Гоголе. Повесть «Муму».
    1856 г. — роман «Рудин», повесть «Фауст».
    1858 г. — повесть «Ася» роман «Дворянское гнездо».
    1860 г. — роман «Накануне». Разрыв с журналом «Современник».
    1862 г. — роман «Отцы и дети».
    1864 г. — повесть «Призраки».
    1865 г. — повесть «Довольно».
    1867 г. — роман «Дым».
    1876 г. — роман «Новь».
    1878—1882 гг. — «Стихотворения в прозе».
    22 августа (3) сентября 1883 г. скончался в Буживале, близ Парижа. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
    Вопросы:
    1. Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве И. С. Тургенева?
    2. Почему 1843 год стал переломным в личной и творческой судьбе И. С. Тургенева?
    3. Как возник цикл «Записки охотника»? Каковы его основные темы и проблемы?
    4. Какова причина ареста И. С. Тургенева в 1852 году? Какие произведения были написаны им в ссылке? Какова их основная тема?
    5. Какова основная тема и идея романа «Рудин»?
    6. Какие произведения И. С. Тургенева развивают тему трагической любви?
    7. Какой роман И. С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?
    8. Почему в романе «Накануне» И. С. Тургенев «новым» человеком делает болгарина Инсарова?
    9. Каковы причины разрыва И. С. Тургенева с журналом «Современник»?
    10. Кто послужил прототипом главного героя романа «Отцы и дети»?
    11. В какое время был написан роман «Дым»? Как в его названии отразились основные проблемы времени?
    12. Какие общественные явления жизни России затронуты в романе «Новь»? В чем смысл его названия?
    Задания:
    1. Составьте план статей учебника: «Идейное бездорожье. «Дым»; «Общественный подъем 70-х годов. Роман «Новь».
    2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе И. С. Тургенева?».
    3. Подготовьте доклады: «Последние годы жизни И. С. Тургенева», «Стихотворения в прозе».
    Тема вторая
    Роман «Отцы и дети». Творческая история. Идейно-художественное своеобразие. Споры вокруг романа

    Основные вопросы:
    I. Творческая история:
    1. Общественно-политическая обстановка в России. Борьба двух направлений возможного развития страны.
    2. Позиция И. С. Тургенева в споре об исторических путях России. Причины разрыва с «Современником».
    3. Предчувствие появления в России нового типа общественного деятеля. Возникновение замысла романа с героем-нигилистом.
    II. Идейно-художественное своеобразие романа:
    1. Обобщающий смысл названия романа.
    2. Тематика (показ столкновения двух эпох русской жизни).
    3. Проблематика (столкновение «отцов» и «детей» выявляет главные принципы человеческого существования; жизнь состоит в утверждении, а не в отрицании).
    4. Базаров — центральный персонаж романа, который организует его композицию.
    5. Особенности строения конфликта (столкновения Базарова с другими персонажами).
    6. Роль портрета и пейзажа в романе.
    III. Споры вокруг романа:
    1. Высказывания И. С. Тургенева о Базарове.
    2. Позиция «Современника» (М. А. Антонович) и позиция «Русского слова» (Д. И. Писарев) по поводу главного героя романа.
    Вопросы:
    1. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
    2. Какова позиция И. С. Тургенева в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
    3. В какое время происходят события в романе?
    4. Кто, по-вашему, прав в споре «отцов» и «детей»?
    5. В чем суть основного конфликта романа?
    6. Какова основная проблематика романа «Отцы и дети»?
    7. В чем заключаются особенности композиции романа?
    8. Для чего И. С. Тургенев постоянно сталкивает Базарова с другими героями романа?
    9. В чем состоит завязка романа?
    10. Как композиционное расположение персонажей романа отражает смену обстановки в русской общественной жизни 60-х годов?
    11. Как сам автор опровергает некоторые тезисы Базарова? В чем вы видите скрытое столкновение И. С. Тургенева и его главного героя?
    12. В чем суть журнальных споров относительно романа «Отцы и дети»?
    13. Какие события романа вы считаете основными?
    Задания:
    1. Подготовьте доклад «Творческая история романа „Отцы и дети“».
    2. Познакомившись с 2—4 главами романа, составьте план развернутого ответа: «Характеристика Евгения Базарова».
    3. Найдите и выпишите из главы 11 романа тургеневскую характеристику Базарова.
    4. Составьте план статьи Д. И. Писарева «Базаров».
    Тема третья
    Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя

    Основные вопросы:
    1. Базаров — человек нового поколения. Нигилизм.
    2. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою.
    3. Базаровская теория.
    4. Раскрытие образа главного героя через столкновение с другими персонажами: а) Базаров и Аркадий; б) Базаров и Павел Петрович; в) Базаров и Николай Петрович; г) Базаров в отношениях с Кукшиной и Ситниковым; д) Базаров и простой народ; е) Базаров и Одинцова.
    5. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Хождение по кругу.
    6. Победа и поражение Базарова.
    7. Сцена смерти Базарова.
    8. Роль эпилога в романе.
    Вопросы:
    1. Что такое нигилизм?
    2. Что принимает и не принимает автор в своем герое?
    3. В чем суть базаровской теории? В чем разница между материализмом и вульгарным материализмом?
    4. Как Базаров относится к дворянству? правительству? религии? народу? природе? любви?
    5. С какой целью И. С. Тургенев сталкивает своего героя с другими персонажами?
    6. В чем заключается внешний и внутренний конфликт Базарова? С какой главы нарастает внутренний конфликт героя?
    7. Почему И. С. Тургенев дважды проводит своего героя по кругу (Марьино, Никольское, родительский дом)?
    8. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?
    9. На каком основании можно сравнивать Базарова и Павла Петровича? Базарова и Николая Петровича?
    10. Почему Базаров сблизился с Феничкой?
    11. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?
    12. Почему отношения Базарова и Одинцовой не могут иметь будущего?
    13. Почему И. С. Тургенев «заставляет» своего героя умереть?
    14. Почему роман не кончается смертью Базарова?
    15. Существует ли базаровщина в наше время?
    Задания:
    1. Составьте план развернутого ответа на вопрос: «В чем композиционное значение второстепенных персонажей в романе?»
    2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Портрет Одинцовой», «Каким я представляю себе Базарова?», «Первое появление Базарова», «Если бы Базаров остался жив…».
    3. Составьте статью для энциклопедии «Вульгарный материализм».
    4. Прочитайте статью И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» и ответьте на вопрос: «Кого больше напоминает Базаров — Гамлета или Дон Кихота?»
    Тема четвертая
    Герои времени. Прием психологической пары

    Основные вопросы:
    1. Кто такие герои времени?
    2. Конфликт героев времени — конфликт ведущих идей поколения.
    3. Герои времени и обычные люди.
    4. Прием психологической пары: а) Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы; б) Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.
    5. Герой времени и неразрывность поколений.
    6. Роль обычных людей в решении вечного вопроса неразрывности поколений.
    Вопросы:
    1. Как вы понимаете выражение «герой времени»?
    2. Кого из литературных героев вы можете отнести к этому разряду?
    3. В чем сходство Печорина и Базарова? Печорина и Павла Петровича?
    4. Что такое прием психологической пары? Какие персонажи романа в ней участвуют?
    5. Что значит «потерянное поколение»? Кто из персонажей романа принадлежит к нему?
    6. В чем «слабость» Павла Петровича? В чем «сила» Николая Петровича?
    7. Каково отношение И. С. Тургенева к дуэли Базарова и Павла Петровича?
    8. Кто, по-вашему, будет продолжением отца — Аркадий или маленький Митя?
    9. Каковы убеждения Аркадия Кирсанова? Напоминают ли они убеждения Николая Петровича или Евгения Базарова?
    10. Почему Евгений Базаров расходится с Аркадием Кирсановым?
    11. Кто из трех персонажей вызывает у вас бóльшую симпатию: Аркадий, Павел Петрович, Николай Петрович?
    12. Кто, по вашему мнению, является настоящим противником Базарова в споре «отцов» и «детей» — Павел Петрович или Николай Петрович?
    Задания:
    1. Проанализировав сцену дуэли, докажите, что И. С. Тургенев дает ее в комическом освещении.
    2. Заполните таблицу сравнительных характеристик психологических пар в романе:

  4. CakesTwix Ответить

    Тема: ОЧЕРК ЖИЗНИ
    И ТВОРЧЕСТВА И. С. ТУРГЕНЕВА

    Цели:
    познакомить
    учащихся с основными этапами биографии
    и творческого пути И. С. Тургенева;
    обратить внимание на особенности
    характера писателя, его политические
    убеждения, удивительный дар предвидения;
    вспомнить содержание и идейную
    направленность произведений писателя,
    изученных в предыдущих классах.
    Ход урока
    Эпиграф
    к урокам:
    Вся моя биография – в моих сочинениях.
    И. С. Тургенев
    I. Вступительное
    слово учителя.

    Жизнь и творчество И. С. Тургенева
    Иван Сергеевич
    Тургенев

    (1818–1883)
    – блестящий прозаик и поэт, публицист
    и переводчик. Он прожил в литературе
    большую жизнь, был знаком со многими
    известными русскими писателями, вел
    огромную переписку, внимательно следил
    за литературно-общественной жизнью,
    русской и западноевропейской. Он открыл
    Европе русскую литературу, получил
    признание как «великий романист».
    У Тургенева –
    особое чувство времени. Он писал: «Наше
    время требует уловить современность в
    ее преходящих образах; слишком запаздывать
    нельзя». И никогда не запаздывал. В своих
    романах он «улавливал» то новое, что
    только зарождалось в русской жизни. Об
    этой особенности Тургенева сказал Н.
    А. Добролюбов. Тургенев «быстро угадывал
    новые потребности, новые идеи… и в своих
    произведениях непременно обращал
    внимание на вопрос, стоящий на очереди
    и уже смутно начинавший волновать
    общество».
    В социально-политических
    вопросах Тургенев был реформистом,
    постепеновцем, противником
    революции
    .
    Но писатель с искренним восхищением
    следил за деятельностью революционеров.
    Это отчетливо сказалось в его произведениях.
    Часто писателя просили рассказать о
    себе, о важных фактах биографии, но
    однажды Тургенев ответил: «Вся моя
    биография – в моих сочинениях».
    Сочинения Тургенева.
    Стихи, очерки, повести, романы… Они
    населены умными, благородными мужчинами
    и прекрасными женщинами. Жизнь тургеневских
    героев ярка, но, к сожалению, быстротечна.
    Действие в романах
    завязывается весной, достигает кульминации
    летом, а завершается осенью или зимой.
    С Тургеневым в
    русскую литературу вошел поэтический
    образ «тургеневской девушки», а вместе
    с ним и «тургеневской любви». Ю. В.
    Лебедев: «Все тургеневские герои проходят
    испытание любовью – своего рода проверку
    на жизнеспособность не только в интимных,
    но и в общественных убеждениях… Любящий
    герой прекрасен, духовно окрылен, но
    чем выше взлетает он на крыльях любви,
    тем ближе трагическая развязка. Любовь,
    по Тургеневу, трагична».
    II. Проверка
    домашнего задания.

    Опрос
    по вопросам:
    1. Какие впечатления
    детских лет отразились на будущем
    творчестве И. С. Тургенева?
    2. 1843 год. Чем
    замечателен этот год в личной и творческой
    судьбе писателя? (Дружба
    с В. Г. Белинским началась в 1843 году. В
    начинающем писателе критик увидел
    «необыкновенный поэтический талант»
    и «глубокое чувство действительности».

    В 1843 году Тургенев
    познакомился с талантливой певицей
    Полиной Виардо и полюбил ее. Этим можно
    объяснить дальнейшее почти постоянное
    проживание писателя за границей. По
    выражению Тургенева, «на краю чужого
    гнезда».)

    3. Что связывало
    Тургенева с Некрасовым? В чем причина
    разрыва Тургенева с журналом «Современник»?
    4. Сборник рассказов
    «Записки охотника». История создания
    и общая характеристика сборника. Согласны
    ли вы с мнением М. Е. Салтыкова-Щедрина,
    что «Записки охотника» «положили начало
    целой литературе, имеющей своим объектом
    народ и его нужды»?
    Расскажите о
    прочитанных рассказах. Каковы их основные
    темы и проблемы?
    5. Повести о любви.
    («Ася», «Вешние
    воды», «Первая любовь».)
    Что
    привлекало читателей в них? Чему учат
    повести Тургенева? (И.
    С. Тургенев не только рассказывает
    историю любви. Он учит читателей дорожить
    любовью, свободой, быть принципиальным
    во всем, беречь чистоту, благородство
    убеждений и помыслов, уважать людей.)

    III. Задание.
    Сообщения
    о прочитанных
    романах.
    1. Роман «Рудин» (1856)
    Вопросы:
    1) Какова основная тема и идея произведения?
    2) Чем пленил Рудин семнадцатилетнюю
    Наталью Ласунскую? 3) Сопоставьте
    образ главного героя с образами Онегина,
    Печорина. Что в них общее, что различно?
    В романе И. С.
    Тургенев изобразил героя уже
    отошедшей эпохи
    .
    Рудин покорил общество блеском своего
    ума и красноречия. «Да, природа мне много
    дала, но я
    умру
    , не
    сделав ничего достойного

    сил моих… Все мое богатство пропадет
    даром… Первое препятствие – и я весь
    рассыпался…» – сказал герой.
    Рудин, вслед за
    Онегиным и Печориным, продолжил галерею
    образов «лишних» людей в русской
    литературе.
    2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)
    Вопрос:
    Как решается в романе проблема личного
    счастья и долга?
    Лаврецкий и Лиза
    Калитина, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина,
    «прозрачные, будто сотканные из воздуха
    образы». Но их счастью не суждено было
    сбыться. Лиза ушла в монастырь. Лаврецкий
    замкнулся, но все-таки дело нашел для
    себя: занялся хозяйством.
    «Играйте, веселитесь,
    растите, молодые силы…» – приветствует
    Лаврецкий молодое поколение. Такой
    финал современники воспринимали как
    прощание Тургенева «с дворянским
    периодом русской истории».
    3. Роман «Накануне» (1859)
    Вопросы:
    1) Расскажите о героях произведения.
    Почему И. С. Тургенев «новым человеком»
    делает болгарина Инсарова? 2) В чем
    смысл заглавия романа «Накануне»?
    И. С. Тургенев
    называет героев Елену Стахову и Инсарова
    «провозвестниками новой жизни». Свою
    любовь Елена отдает болгарину Инсарову.
    После его смерти в Болгарии она решает
    продолжить дело – освобождение родины
    от турецкого гнета.
    Статья Н. А.
    Добролюбова «Когда же придет настоящий
    день?» посвящена разбору романа
    «Накануне». Добролюбов мечтает о
    появлении русских
    Инсаровых!

    IV. Работа над
    стихотворениями в прозе.

    «Русский язык»,
    «Как хороши, как свежи были розы»,
    «Воробей» и другие. (Чтение
    стихотворений.)

    Стихотворения
    в прозе

    новый для русской литературы жанр. В
    них, как в лирических стихах, отражен
    внутренний мир поэта. «Прозаическая
    речь звучит мелодично, музыкально,
    ритмично» (М.
    А. Шнеерсон)
    .
    Главная мысль –
    вера в торжество нравственной красоты,
    света и добра. Это – вера в великое
    предназначение своей страны.
    V. Лекция учителя
    (краткое
    изложение).
    Последние годы жизни И. С. Тургенева
    Писатель часто
    болел. В 1882 году обнаружились первые
    признаки тяжелой болезни (рак позвоночника),
    которая оказалась для Тургенева
    смертельной. Умирал писатель на чужбине.
    Из письма Тургенева другу-поэту Якову
    Полонскому: «Когда вы будете в Спасском,
    поклонитесь от меня дому, саду, моему
    молодому дубу – родине поклонитесь,
    которую я уже, вероятно, никогда не
    увижу». Умер Тургенев 22 августа 1883 г.
    Тело писателя было
    перевезено в Петербург, при «небывало
    огромном стечении народа» похоронили
    его 27 сентября 1883 г. на Волковом
    кладбище.
    Домашнее задание.
    1. Чтение романа
    «Отцы и дети» (1–10-я главы).
    2. 3-я глава. Анализ
    пейзажа. Жизнь крестьян и их взаимоотношения
    с помещиками.
    3. Индивидуальное
    задание по теме:
    История написания романа «Отцы и дети».
    Прототипы героев романа.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *