Какие вузы лишены аккредитации в 2020 году?

20 ответов на вопрос “Какие вузы лишены аккредитации в 2020 году?”

  1. kosmag Ответить

    Из-за коронавируса ростовский вуз провёл лекцию по программированию в Minecraft. И стримил занятие на Twitch

    18 марта / BIG DATA

    Школы сами определят график ВПР

    18 марта / Качество образования

    Дмитрий Глушко: Рабочая группа Минпросвещения России и Рособрнадзора будет работать круглосуточно

    18 марта / Качество образования

    МЧС России призывает родителей следить за детьми в период их дистанционного обучения на дому и соблюдать правила противопожарной безопасности

    18 марта / Здоровье

    Минпросвещения России публикует инструкцию «Российская электронная школа в два клика»

    18 марта / Качество образования

    Сдачу досрочных ЕГЭ перенесли на основной период

    18 марта / ЕГЭ

    В Москве вырос спрос на нянь и репетиторов из‑за перехода школ на дистанционное обучение

    18 марта / Городское образование

    Инструкция к применению самоизоляции

    18 марта / Здоровье

    Сергей Кравцов: детей можно будет водить в школу в вынужденные каникулы

    18 марта / Образовательная политика

    «Она побывала в стране с неблагоприятной эпидобстановкой, но продолжает ходить на работу»

    18 марта / Хроника происшествий

    Шесть образовательных онлайн-платформ, которые помогут пережить эпидемию коронавируса без отрыва от учёбы

    18 марта / BIG DATA

    В МГУ могут создать дешевую вакцину от коронавируса за три месяца

    18 марта / Наука

    «Инвитро» начнет проводить платные тесты на коронавирус

    18 марта / Здоровье

    Яндекс поможет школьникам и учителям перейти на дистанционное обучение

    18 марта / Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник

    Институт Коха: пандемия коронавируса может продлиться два года

    18 марта / Здоровье

    Сергей Кравцов отмечает день рождения

    17 марта / Персона

    ​Во время эпидемии коронавируса сельские учителя будут учиться дистанционно

    17 марта / BIG DATA

    Подготовлен проект, исключающий даты досрочной сдачи ЕГЭ и ОГЭ

    17 марта / ЕГЭ

    Детские сады в Москве не будут закрывать из-за коронавируса

    17 марта / Городское образование

    Ученики 57-й школы опубликовали открытое письмо

    17 марта / Директор

    Информация про коронавирус была в учебнике биологии, но не в российском

    17 марта / Учебники

    Учителя в Татарстане начали проводить уроки через YouTube

    17 марта / BIG DATA

    Два стихотворения Сергея Юрского (к 85-летию)

    17 марта / Культура

    В московских детсадах и младших классах школ откроют дежурные группы

    17 марта / Городское образование

    Россиян предупредили о начале «кибер-коронавируса»

    17 марта / BIG DATA

    Правительство РФ вводит вынужденные «каникулы» для школьников в городах-миллионниках

    17 марта / Образовательная политика

    Выставка Дали в Москве закрывается досрочно из-за коронавируса

    17 марта / Культура

    В России изменят расписание сдачи ЕГЭ из-за коронавируса

    17 марта / ЕГЭ

    Магаданские учителя вовремя не получили доплаты

    17 марта / Экономика

    В России предложили давать больничный родителям из-за закрытия школ

    17 марта / Родители

  2. быбок Ответить

    Вот как это звучит дословно: “Не допускается запрашивать у организации… документы и материалы, не включенные в перечень…необходимых, а также документы и материалы на бумажных носителях в случае их размещения на официальном сайте в сети “Интернет” либо хранения в электронных системах… в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя”.
    Словом, если требуемый документ есть в электронном виде – его бумажная копия аккредитационной комиссии не нужна. Но обязательный пункт – электронная подпись ректора вуза. В постановлении прописано: руководитель несет личную ответственность за достоверность предоставляемых сведений.
    Также продлён срок действия аккредитации экспертов комиссии -теперь он составляет 5 лет. А вузы получили “фору” в пять дней на устранение нарушений.
    Что думают в вузах об этих изменениях?
    – Главное положительные изменение в системе аккредитации в целом – то, что в процедуре теперь участвуют независимые эксперты из профсообщества и от работодателей, – говорит ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. – В 2019 году УрФУ прошел процедуру аккредитации по прежним правилам, когда в электронной форме можно было отправлять только заявку и первоначальный пакет документов. Нынешние изменения упростят и точно ускорят этот процесс. Также важно “право пяти дней” на устранение выявленных нарушений. Если вдруг в документах обнаружат технические ошибки, можно будет оперативно их исправить, а не лишать из-за этого аккредитации отдельные программы.
    По мнению проректора по учебной работе МИСиС Вадима Петрова, логичным и ожидаемым стало увеличение срока аккредитации для экспертов.
    – У нас не так много специалистов необходимого экспертного уровня, поэтому вполне логично привлекать их к работе на более длительный срок, – отметил он.
    Также он прокомментировал необходимость учитывать результаты независимой оценки качества подготовки студентов в рамках международных исследований.
    – Если за этой формулировкой стоит учет достижений университетов в мировых рейтингах, то это положительно скажется на системе аккредитации вузов, – отметил Петров. – Но важно, чтобы учитывались достижения не только в глобальных, но и в предметных и отраслевых международных рейтингах.

  3. Rain_69 Ответить

    Рособрнадзор подписал постановление о государственной аккредитации вузов. Согласно изменениям, эксперты, выдающие аккредитацию, должны будут учитывать сведения о результатах оценки качества знаний выпускников, учитывать результаты университетов в международных рейтингах и исследованиях. Они также не смогут запрашивать у вузов документы, не включенные в перечень, установленный Рособрнадзором, и просить продублировать электронные документы в бумажном виде. Представители вузов отмечают некоторые недочеты, но в целом новшества оценивают положительно.
    Согласно поправкам, теперь при проведении аккредитационной экспертизы экспертная группа должна будет учитывать сведения о результатах оценки качества знаний выпускников вузов, а срок действия аккредитации экспертов составит пять лет вместо нынешних трех. Для оценки отдельных образовательных программ Рособрнадзор будет привлекать экспертов, квалификация которых соответствует специальностям и направлениям подготовки на них. Экспертная группа также должна будет учитывать результаты вуза в международных исследованиях и рейтингах в сфере образования. Кроме того, теперь экспертная группа не сможет запрашивать у вуза документы и материалы, не включенные в перечень, установленный Рособрнадзором, а также документы в бумажном виде, если они уже размещены на официальном сайте или внутренних электронных системах вуза. При этом университет получит право в течение пяти дней после получения информации о выявленных нарушениях принять меры по их устранению.
    В Рособрнадзоре пояснили “Ъ”, что постановление устанавливает порядок «учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся» и использования открытых данных об образовательных программах, а также сокращает документооборот при проведении аккредитационных экспертиз.
    Представители вузов, опрошенные “Ъ”, оценивают изменения в системе аккредитации скорее положительно. По словам врио ректора Сибирского федерального университета Максима Румянцева, нововведения позволят университетам «быть более гибкими и мобильными при разработке и реализации образовательных программ». «Кроме того, отказ от бумажных носителей, даже частичный, должен привести к снижению бюрократии»,— говорит господин Румянцев.

  4. DolceSP Ответить

    Самая серьезная проблема вузов. Без лицензии они не имеют права вести образовательную деятельность. Обучение в таком учреждении не несет никакой ценности.
    Список вузов без лицензии:
    Сокращенное название
    Полное название
    г. Москва
    АМИ
    Академический международный институт
    ИБПУ
    Институт бизнеса, психологии и управления
    ИИМ
    Институт индустрии моды
    ИМСГС
    Институт международных социально-гуманитарных связей
    ИНЭКБИ
    Институт экономики бизнеса
    Индустриальный институт
    МАОК
    Международная академия оценки и консалтинга
    МИАПП
    Московский институт аналитической психологии и психоанализа
    МИБД
    Московский институт банковского дела
    МИЖ
    Муниципальный институт г. Жуковского
    МИП
    Московский институт права
    МИФКИС
    Московский институт физической культуры и спорта
    МНЮИ
    Московский новый юридический институт
    НГИ
    Новый гуманитарный институт
    СГА
    Современная гуманитарная академия
    СГЭИ
    Столичный гуманитарно-экономический институт
    г. Санкт-Петербург
    ЕУ
    Европейский университет
    НИУД
    Невский институт управления и дизайна
    Регионы
    ААЭП
    Барнаул: Алтайская академия экономики и права
    УрГИ
    Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт
    СИБиУ
    Самара: Самарский институт бизнеса и управления
    СИЭИТ
    Сочи: Сочинский институт экономики и информационных технологий
    Приостановлены лицензии:
    Сокращенное название
    Полное название
    г. Москва
    Институт иностранных языков
    ИТТ
    Институт технологии туризма
    МАЭП
    Московская академия экономики и права
    МИТРО
    Московский институт телевидения и радиовещания
    Регионы
    АТиМО
    Екатеринбург: Академия туризма и международных отношений
    Списки постоянно обновляются: кто-то возвращает себе право обучать студентов, кто-то его теряет. Будьте осторожны! Некоторые недобросовестные вузы не сообщают об отзыве лицензии и продолжают принимать документы.
    Проверь наличие лицензии у образовательного учреждения.
    Если лицензию отозвали во время учебного года, вы имеете право требовать перевода в другое учреждение с аналогичными условиями обучения.

    Введите полное наименование вуза и нажмите на кнопку «Поиск»

    Вузы, лишенные аккредитации

    Только аккредитованные учреждения могут выдавать дипломы государственного образца. Вузы без аккредитации могут набирать студентов, вести учебный процесс. Но диплом вы получите установленного образца, который на рынке труда ценности не имеет. Также такие учреждения не имеют права предоставлять отсрочку от армии.
    Список вузов, которые недавно лишились аккредитации:
    Сокращенное название
    Полное название
    г. Москва
    ИСНГ
    Институт Содружества Независимых Государств
    МИГКУ
    Московский институт государственного и корпоративного управления
    МИП
    Московский институт психологии
    МИЭЭ
    Московский институт энергобезопасности и энергосбережения
    МОИ
    Московский открытый институт
    МСИ
    Международный славянский институт
    ПМЮИ
    Первый московский юридический институт
    г. Санкт-Петербург
    БГИ
    Балтийский гуманитарный институт
    БИИЯМС
    Балтийский институт иностранных языков и международного сотрудничества
    БИЭПП
    Балтийский институт экологии политики и права
    ИТиД
    Институт телевидения, бизнеса и дизайна
    СПИГ
    Санкт-Петербургский институт гостеприимства
    СПИУиП
    Санкт-Петербургский институт управления и права
    ЭКИДА
    Санкт-Петербургский институт экономики, культуры и делового администрирования
    Регионы
    ИМЭФ
    Астрахань: Институт мировой экономики и финансов
    УИКиП
    Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права
    УрФЮИ
    Екатеринбург: Уральский финансово-юридический институт
    МВЕУ
    Ижевск: Международный Восточно-Европейский университет
    ИСТЭк
    Краснодар: Институт современных технологий и экономики
    РФЭИ
    Курск: Региональный финансово-экономический институт
    САУМК
    Новосибирск: Сибирская академия управления и массовых коммуникаций
    КИИД
    Набережные Челны: Камский институт искусств и дизайна
    ТИБ
    Томск: Томский институт бизнеса
    ПРИАБ
    Хабаровск: Приамурский институт агроэкономики и бизнеса
    ЧИЭП им. М. В. Ладошина
    Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина
    Спустя год после лишения аккредитации вуз может попытаться вернуть ее.
    Узнай статус учреждения на момент поступления.

    Введите полное название вуза
    Вуз может быть лишен аккредитации полностью или только по некоторым направлениям. Если статус потерян в течение учебного года, вы имеете право на перевод в другое учебное заведение на аналогичных условиях обучения. При этом можете выбрать другую специальность. Для перевода нужно написать заявление.
    Читайте также нашу статью «Куда будут поступать все в 2019 году (не будь как все)»

    Неэффективные вузы

    Каждый год Минобрнауки проводит мониторинг эффективности вузов. При проверке анализируется:
    образовательная деятельность (конкурсные баллы по ЕГЭ и ДВИ);
    научно-исследовательская деятельность (доходы от ее ведения);
    финансово-экономическая деятельность;
    процент трудоустройства выпускников в течение первого года после окончания;
    зарплата преподавательского состава;
    численность приведенных студентов (для филиалов);
    дополнительные показатели (наличие в штате преподавателей с высокой квалификацией, званиями и пр.).
    Если вуз отстает от нормы по четырем и более показателям, он признается неэффективным. На исправление ситуации у таких учреждений есть девять месяцев. Самым слабым вузам грозит реорганизация или лишение лицензии.
    Приведем список некоторых неэффективных вузов по результатам мониторинга за 2017 год.
    Неэффективные вузы:
    Сокращенное название
    Полное название
    г. Москва
    МПСУ
    Московский психолого-социальный университет
    ВСШИ им. К. Райкина
    Высшая школа сценических искусств им. К. Райкина
    Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
    ИИТЭМ
    Институт информационных технологий, экономики и менеджмента
    ИМТП
    Институт международной торговли и права
    МГАВТ
    Московская государственная академия водного транспорта
    г. Санкт-Петербург
    ПИИ
    Петербургский институт иудаики
    Регионы
    УИЭУиП
    Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права
    ДагГАУ им. М. М. Джамбулатова
    Махачкала: Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова
    НПА
    Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия
    КИБ
    Симферополь: Крымский институт бизнеса
    ТИЭП
    Тверь: Тверской институт экономики и права
    Все результаты мониторинга здесь.
    В этот список могут попасть не только малоизвестные учебные заведения, но и топовые вузы страны. Это может быть связано, например, с их узкой направленностью. Кроме результатов мониторинга, посмотрите на рейтинг вуза, найдите отзывы студентов, изучите преподавательский состав.

    Выберите нужный вам регион или введите название вуза

    Реорганизованные вузы

    Чаще всего реорганизация вузов проводится с целью повышения качества образования. Наиболее слабые учебные заведения присоединяют к сильным. Происходит это только по взаимному согласию обеих сторон.
    Самые крупные процессы реорганизации за последние годы:
    РГГРУ им. С. Орджоникидзе стал структурным подразделением РГУНГ;
    МАМИ и МГУП им. И. Федорова объединились в Московский политех (МПУ);
    ГКА им. Маймонида присоединяется к МГУДТ;
    на базе МИИТ появился Российский университет транспорта.
    На самом деле реорганизация для студентов и абитуриентов несет только положительные изменения. У них появится возможность получить более качественное образование в сильном вузе. Студенты, которые обучались в учреждении в момент его присоединения, с их письменного согласия переходят в новый вуз.

    Памятка для абитуриентов

    Статус вуза
    Что это значит
    Что с этим делать
    Нет лицензии
    Нет аккредитации
    Запрет на обучение студентов
    Нельзя получить диплом государственного образца и отсрочку от армии
    Искать другой вуз для поступления
    Реорганизованный
    Присоединение к более сильному вузу
    Поступать в объединенный вуз
    Неэффективный
    Не соответствует установленным нормам эффективности. Возможно, есть проблемы с качеством образования и оснащенности
    Узнать рейтинг вуза, изучить отзывы и преподавательский состав
    Поступать с низкими баллами

    Памятка для студентов

    Статус вуза
    Что это значит?
    Что с этим делать?
    Лишен лицензии
    Обучение в вузе прекращается в течение пяти рабочих дней
    Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения
    Лишен аккредитации
    Можно продолжить обучение. Но по итогам вы получите диплом негосударственного образца
    Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения
    Реорганизован
    В вашем дипломе будет написано название нового вуза
    Продолжать учиться
    Неэффективен
    Скоро сменится ректор, начнется процесс переустройства вуза
    Быть готовым перейти в другой вуз в случае лишения лицензии или реорганизации
    Не спешите с выбором вуза. Проверьте несколько раз, все ли с ним в порядке. Тогда вам не придется тратить время зря. И помните, что из любой ситуации можно найти выход.

  5. Кёнигсберг Ответить

    Что предлагается к обсуждению?
    Уйти от выездных документарных проверок качества образования. И введение взамен аккредитации как раз оценки подготовки обучающихся.
    Напомним, госсаккредитация – одно из направлений регламентации образовательной деятельности вузов вместе с лицензированием и госконтролем. Сейчас Рособрнадзор проводит плановые и внеплановые проверки университетов, по итогам которых выносятся либо предупреждения, либо решения об отмене аккредитации или отзыве лицензии. А предлагается сделать упор на профилактику нарушений, а не на наказания.
    По словам Кравцова, нужно “уйти от воздействия на всю образовательную организацию в целом и перейти к точечному воздействию на тех лиц, которые допустили те или иные нарушения, которые привели к той или иной ситуации”.
    Базовая идея Рособрнадзора – переход от проверки и наказаний к мониторингу. Ректор МГУ им. Ломоносова и президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий предложил создать Национальный совет по совершенствованию аккредитации. Он подчеркнул, что при этом не должно быть нарушено единство образовательного пространства, а новая модель должна учитывать особенности разных вузов.

  6. sergei 120 Ответить

    При представлении в Рособрнадзор заявления о государственной аккредитации образовательной деятельности следует учитывать, что в соответствии с частью 18 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности (приказ о государственной аккредитации) организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039.
    День приема заявления о проведении государственной аккредитации следует считать дату регистрации Уведомления о принятии заявления на рассмотрение по существу.
    ЗАЯВЛЕНИЕ И СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
    В соответствии с пунктом 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039 к заявлению и сведениям о реализации образовательных программ организация, осуществляющая образовательную деятельность, прилагает:
    доверенность или иной документ, подтверждающие право уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации, осуществляющей образовательную деятельность;
    сведения о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.11.2019 № 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, формы сведений о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, и требований к их заполнению и оформлению»);
    копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со статьей 15 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
    копию договора о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
    копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае такого договора);
    копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
    сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;
    опись представленных документов.
    В соответствии с пунктом 15 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности Заявление и прилагаемые документы представляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в Рособрнадзор (единое окно по адресу г. Москва, ул. Шаболовская, д.33 тел. 8-495-984-89-19) на бумажном носителе одним из следующих способов:
    уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – уполномоченный представитель);
    заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
    Рособрнадзор в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов проверяет (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия) соответствие организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также заявления и прилагаемых документов следующим требованиям:
    а) отнесение государственной аккредитации к компетенции аккредитационного органа;
    б) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государственной аккредитации;
    в) истечение 1 года со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации;
    г) отсутствие неисполненного предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства об образовании аккредитационного органа (за исключением предписания, выданного до представления документов на переоформление свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с подпунктами “а”, “в” и “г” пункта 78 Положения о государственной аккредитации , а также предписания, выданного организации, осуществляющей образовательную деятельность, только в части реализации образовательных программ в ее филиале (филиалах), не заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, либо только в части реализации образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных образовательных программ);
    д) отсутствие распорядительного акта аккредитационного органа о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
    е) правильность оформления и заполнения заявления и прилагаемых документов, полнота прилагаемых документов.
    В случае соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям, указанным в подпунктах “а” – “д” пункта 17 настоящего Положения, и невыполнения требований, указанных в подпункте “е” пункта 17 Положения о государственной аккредитации, аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии.
    Уведомление о несоответствии содержит сведения о том, что заявлением и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существую в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий), а также информацию о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
    В случае если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представила правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы (далее – документы, представленные на основании уведомления), аккредитационный орган осуществляет в соответствии с их прием и регистрацию.
    В соответствии п.1 п.п 6 ст. 333.18. «Порядок и сроки уплаты государственной пошлины» Налогового кодекса, при подаче заявления о государственной аккредитации необходимо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины.

  7. Nodem Ответить

    “Ъ” узнал, как может измениться система государственной аккредитации вузов. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, что созданная правительством межведомственная рабочая группа обсуждает вариант создания трех типов аккредитации — базовой, продвинутой и ведущей. При этом базовый вуз должен заместить значительную часть предметов онлайн-курсами, которые разработают ведущие вузы. Мнения ректоров разделились: одни считают нововведение оправданным, другие расценивают как посягательство на автономию университетов.
    Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о возможных изменениях госаккредитации вузов, беседуя с корреспондентом “Ъ” в кулуарах международной образовательной конференции EdCrunch 2018. «Сейчас обсуждается вопрос о том, что для программ высшего образования будет три уровня госаккредитации: базовый, продвинутый и аккредитация ведущего университета,— сказал он.— Базовый будет предполагать, что вуз должен значительную часть курсов реализовать в сетевой форме, когда вместо традиционных лекций будут онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования. Таким образом, за качество этих курсов будут отвечать профессора ведущих университетов». Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз может все курсы готовить своими силами. «А обладатели аккредитации ведущего университета будут иметь ее только в том случае, если они обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме и сделать доступными для широкой аудитории»,— рассказал господин Кузьминов. По его словам, такой вариант сейчас обсуждает рабочая группа по госаккредитации, в которую входят представители Минобрнауки, Рособрнадзора, Национального совета по профессиональным квалификациям, вузовского сообщества и объединений работодателей. Стоит отметить, что накануне господин Кузьминов анонсировал полный отказ ВШЭ от традиционных лекций — он пообещал, что вместо них преподаватели будут записывать для студентов онлайн-курсы (см. “Ъ” от 2 октября).

  8. Suff1x Ответить

    «Безусловно, решить все проблемы нельзя, но ощутимые подвижки в этой сфере я вижу,— заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко.— Когда закрывают абсолютно надуманные факультеты или вузы, где, по существу, просто покупают липовые дипломы». По мнению депутата, проблема оценки качества образования сейчас особенно актуальна в связи с приходом бизнеса в образование: «Рособрнадзор сделал серьезный шаг в сторону наведения порядка в этой области».
    Теперь механизм контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании в России должен измениться, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «В рамках существующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования Рособрнадзор сделал немало, однако сам по себе механизм вузовской аккредитации устарел, оцениваются формальные требования, которые не могут говорить о качестве образования в целом. В Рособрнадзоре понимают, что требуется кардинальная перестройка системы оценивания». По его словам, новая система оценки качества образования должна соответствовать требованиям работодателей. «Думаю, что этот вопрос должен быть на повестке дня в 2018 году, тем более с учетом возможной смены кабинета министров»,— отметил господин Реморенко.
    Ранее в Рособрнадзоре сообщали, что в России готовится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, которая коснется в том числе высших учебных заведений. Предполагается, что все университеты попадут в одну из четырех категорий по уровню риска в соответствии с выявленными при проверке нарушениями. В ведомстве рассчитывают, что переход на новую систему поможет «сосредоточиться на проверках там, где риски наиболее высоки». В вузовской среде отмечают, что новая модель проверок «сбережет нервы» вузам с хорошей репутацией и приведет к дальнейшему сокращению общего числа высших учебных заведений в России (см. “Ъ” от 20 июня 2017 года). Ожидалось, что закон, устанавливающий новые правила контрольно-надзорной деятельности, будет принят до конца 2017 года, однако этого до сих пор не произошло.
    Анна Макеева

  9. gds86 Ответить

    Напомнив об успехах, руководитель Рособрнадзора перешел к перечислению проблем. «Все жалуются, что в процессе лицензирования и аккредитации от вузов требуют слишком много документов. Коллеги, давайте посмотрим список и вместе решим, какие документы избыточны, а какие необходимы,— предложил Сергей Кравцов.— Но мы должны помнить об ответственности — например, что может произойти, если вуз не будет предоставлять государству учебный план». Он подчеркнул, что требования к документообороту «не сами по себе появились»: «Когда-то сидела точно такая же рабочая группа и решала, какие документы необходимы». Господин Кравцов добавил, что готов внедрять электронный формат, чтобы вузы выкладывали часть документов на сайте, а ведомство само забирало их оттуда при необходимости. «Мы технически к этому готовы, а вот вузы — еще не все»,— подчеркнул чиновник.
    Дальше глава Рособрнадзора затронул больную тему — уровень экспертов, проверяющих вузы при выдаче лицензий и госаккредитаций. Как раз накануне сетевое сообщество «Диссернет» объявило, что нашло плагиат в научных работах многих из них. А вице-премьер Татьяна Голикова признала существование «претензий к экспертам Рособрнадзора». Правда, сразу после этого она упрекнула ректоров за то, что «в ряде случаев эксперты — это не самые лучшие сотрудники высших учебных заведений». Сергей Кравцов воспользовался этой подсказкой, заявив присутствующим, что и на них лежит доля ответственности за сложившуюся ситуацию. «Я помню обсуждение на тему, как сделать проверки независимыми. Тогда решили, что их должны проводить эксперты от вузов,— напомнил он.— И с чем мы столкнулись? Далеко не все вузы направляют экспертов». На экране появился слайд с цифрами: «МГУ — 2 эксперта, СПбГУ — 1 эксперт, НИУ ВШЭ — 1 эксперт». «А вторая проблема — это, конечно, телефонное право»,— сказал господин Кравцов. Объяснять этот момент он не стал, а ректоры спрашивать тоже не стали.
    Постепенно глава Рособрнадзора перешел к разбору тех идей по изменению процедуры проверок, которые в течение года предлагали «Глобальные университеты», Ассоциация ведущих университетов и отдельные влиятельные ректоры. «Сегодня звучат предложения о разделении вузов по категориям. Но мы это тоже уже проходили — в 1992 году закон предусматривал три категории: институт, академия и университет. Почему-то ведь от этого отказались. И теперь все вузы фактически равны»,— сказал Сергей Кравцов. «Если мы пойдем на разделение вузов по трем категориям, то надо разработать для них объективные параметры. Чтобы потом не было обид»,— предупредил он.

  10. Anatolij.62 Ответить

    Лучшие российские вузы могут лишиться права на работу. Причиной тому — существующая система аккредитации и лицензирования высших учебных заведений. Ее уже раскритиковали ректоры крупнейших российских вузов. По их мнению, система концентрирует внимание на формальных критериях оценки, но не на качестве самого образования. Подобный подход уже становился причиной серьезных проблем у крупных вузов: ранее лицензии был лишен Европейский университет в Санкт-Петербурге.
    В чем суть претензий экспертного сообщества и каким специалисты видят правильное устройство аккредитации и лицензирования вузов? На этот вопрос ответил ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев: «Мы ощущаем очень сильную зарегулированность, и это то, что поднимает температуру, причем здесь есть случаи, когда вузы, которые очень хорошо готовят студентов, получают такие „черные метки“, исходя из формальных показателей. Например, обеспечение учебными площадями, общежитиями. Еще беда с магистратурой, потому что вузы делают много программ, ориентируясь на потребности рынка. И на каждую магистерскую программу нужно проходить те же процедуры: аккредитацию, лицензирование. Это очень трудоемкая работа, требующая большого количества бумаг и живого труда квалифицированных сотрудников. Контролирующие организации фокусируются в основном на оценки формальных показателей, которые зафиксированы в документах. Рособрнадзор делает много, могу сказать, что процедура совершенствуется, нет такой конфронтации — скорее, совместная работа. Но это вопрос подхода: можно контролировать каждый шаг университета, а можно контролировать конечный результат и больше доверять вузам в их текущей деятельности».
    Рособрнадзор признает существование проблемы и ведет активную работу по совершенствованию системы лицензирования и аккредитации вузов, сообщила «Коммерсантъ FM» пресс-секретарь ведомства Ирина Горюнова. По ее словам, служба работает в тесном взаимодействии с экспертным сообществом и руководством крупнейших российских вузов: «Рособрнадзор с 2019 года планирует перейти на цифровую аккредитацию вузовских программ, позволяющую отказаться от запроса вузовских документов. Технология уже разработана и успешно апробирована при проведении аккредитации программ РАНХиГС. Помимо этого, уже подготовлен и согласован законопроект по использованию независимой оценки студентов при этом процессе. Планируется, что в ближайшее время он будет внесен на рассмотрение в Госдуму. Мы понимаем важность совершенствования процедур аккредитации и готовы к обсуждению».
    Систему мониторинга эффективности вузов ввел в 2012 году бывший тогда главой Минобрнауки Дмитрий Ливанов. О несовершенстве этой системы вновь заговорили в прошлом году — тогда аккредитации лишили Европейский университет в Санкт-Петербурге.

  11. view1 Ответить

    Представители вузов в письме президенту предлагают разработать и внедрить новую систему контроля и оценки качества высшего образования вместо системы госаккредитации. Авторы обращения предлагают перейти от проверок силами ведомственных экспертов к проверкам уполномоченными федеральными учебно-методическими объединениями совместно с профильными советами по профессиональным квалификациям, с привлечением представителей работодателей и профессионального образовательного сообщества. Авторы обращения предлагают перейти от бинарной к градуированной оценке качества образования, чтобы учесть разную степень выполнения образовательными организациями требований к качеству научной и образовательной деятельности. Они считают необходимым переход от системы выявления нарушений и привлечения к ответственности за них к системе профилактики и помощи «отстающим» вузам. Для этого предлагается использовать объективные и внешние по отношению к вузам данные, основанные на мониторинге деятельности образовательных организаций и рейтинге образовательных программ, понятном, в том числе, абитуриентам и работодателям: «Этот рейтинг должен быть публичным, данные могут быть опубликованы, например, на сайте Рособрнадзора или Минобрнауки,— пояснил “Ъ” Ярослав Кузьминов.— Важно, что этот рейтинг будет полностью лишен элементов субъективной оценки как чиновников, так и экспертов». Для отсечения слабейших образовательных программ члены ассоциаций предлагают вместо «вылавливания блох в документах» проводить выборочные проверки качества подготовки в виде независимого тестирования студентов второго-третьего курсов по пяти-шести ключевым предметам профессиональной образовательной деятельности: такую проверку могли бы проводить работодатели совместно с Рособрнадзором.
    «Многое из того, что в письме выдается за ноу-хау, уже создано и успешно применяется Рособрнадзором, это примерно 96%. Оставшиеся 4% находятся в зоне ответственности самих вузов,— прокомментировал предложения начальник управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора Сергей Рукавишников.— Например, коллеги говорят, что необходимо перейти от контрольно-запретительной методики работы к профилактике и предупреждению: я с этим согласен, и, более того, мы это уже сделали».
    По его словам, модель, которая позволит сосредоточиться на проверках там, где риски высоки, и реже проверять вузы, которые не допускают нарушений, разработана ведомством год назад: «Мы ждем принятия федерального закона о контрольно-надзорной деятельности РФ, который позволит эту модель использовать». «Коллеги констатируют, что система контроля и надзора устарела и не отвечает задачам, требующим высокой гибкости образовательных программ. Но закон не запрещает вузам вносить изменения в программы»,— отмечает господин Рукавишников. По его словам, утверждение, будто госаккредитация сводится только к проверке условий, «также противоречит законодательству»: «Это добровольная процедура проверки соответствия программ федеральным государственным образовательным стандартам, которые устанавливают минимальные требования, в их разработке принимает участие академическое сообщество. Рособрнадзор проверяет вузы на соблюдение этих стандартов: нам дали линейку, мы этой линейкой всех померили, кто не походит, тех мы попросили удалиться»,— говорит господин Рукавишников. По его словам, «коллеги рады, что благодаря этому недобросовестные вузы ушли, но теперь по каким-то причинам линейка больше не нравится, и начинают бить по рукам тех, кто измеряет, хотя ничего не мешает им внести изменения в стандарты, если они считают это необходимым».

  12. myth.P. Ответить

    Рособрнадзор нагрянул в институт с проверкой еще 24 августа: эксперты буквально под микроскопом изучали работу вуза – от учебных программ до условий, в которых проводятся занятия. По итогам проверки было принято решение приостановить действие аккредитации вуза: администрации дали время до конца ноября разобраться с выявленными нарушениями. Ректорат успокаивал студентов: мол, ситуация временная, все недочеты устраним в срок.
    И перемены в лучшую сторону не заставили себя ждать.
    – Мы выполнили все предписания. К примеру, одним из требований было сделать вуз более удобным для студентов-инвалидов. Мы специально оборудовали три аудитории на первом этаже, убрали там пороги, чтобы было удобнее передвигаться на колясках, – рассказывает Владимир Смочков, первый проректор Новосибирского гуманитарного института. – Все документы о проделанной работе вместе с фотографиями мы направили в Рособрнадзор.
    Но, видимо, этого оказалось недостаточно: на днях вуз официально лишили аккредитации. Формулировка решения на сайте ведомства звучит однозначно: «За неустранение несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся». Вот только какие именно недочеты вуз не исправил, в самом институте не знают.
    – Мы запросили документы о проведенной проверке, но нам их до сих пор так и не прислали. Поэтому мы даже не знаем, какие нарушения у нас остались, – объясняет Владимир Петрович. – В ближайшее время ректор полетит в Москву, чтобы получить внятный ответ на наши вопросы. Если и это не поможет решить проблему, то будем обращаться в суд: мы уверены, что наша учебная программа соответствует всем государственным образцам.
    А пока будущее вуза выглядит удручающе: заново получить аккредитацию институт может в лучшем случае только через год. Это значит, что почти 350 студентов, которые в этом году оканчивают учебу, не смогут в своей альма-матер получить диплом государственного образца. У тех же, кто еще не на выпускном курсе, проблем тоже немало: к примеру, если у вуза нет аккредитации, то не дается отсрочка от армии…
    – Однако мы имеем право продолжать учить наших студентов: те, кто согласится остаться, смогут и дальше посещать занятия. Вот только дипломы они получат не государственного, а образца нашего вуза, – продолжает Владимир Петрович.
    А если студент не захочет учиться на новых условиях? Не проблема: ректорат института сейчас ведет переговоры с новосибирскими университетами, где ведется подготовка по соответствующим направлениям – экономика, психология, юриспруденция. В начале марта будет готов полный список вузов, которые смогут принять студентов Новосибирского гуманитарного института.
    – Причем если у студента было бюджетное место, то и в новом вузе он будет учиться бесплатно. У тех, кто оплачивает обучение, ситуация немного другая: поскольку в нашем институте помесячная плата, то начиная с марта студенты будут платить уже в другом вузе. Однако, даже не смотря на переход в другой вуз, расценки в этом семестре у них сохранятся точно такие же, как в нашем институте, – уверяет Владимир Петрович. – Нашим воспитанникам нужно будет определиться, в какой вуз они хотят пойти, и написать соответствующее заявление.
    У преподавателей, увы, ситуация хуже: заработную плату за февраль они получат, а что дальше будет с вузом и сохранят ли наставники свое место работы – пока неизвестно…
    «Комсомольская правда» следит за развитием событий.

  13. IpatriotI Ответить

    Министерство образования и науки постаралось учесть замечания к прошлогоднему мониторингу. Однако критерии проверки во многом остались прежними.
    Первые накладки случились еще на этапе сбора информации. Оказалось, что многие негосударственные вузы не сочли нужным участвовать в проверке. Несмотря на то что по новому закону об образовании это обязаны делать все учебные заведения, которые выдают дипломы государственного образца.
    – Прошлый мониторинг велся по арифметике, а не по содержанию, – считает первый замруководителя фракции «Единая Россия» Николай Булаев. – Мы были против того, что в мониторинге не участвовали негосударственные вузы, около 400. И в этот раз около 100 негосударственных учебных заведений не подали свои отчеты. Значит, им просто нечего показывать. Они должны понимать, что нарушили закон, и прокуратура будет выяснять, какие у них были на то основания. Думаю, по итогам этой проверки неэффективных вузов среди негосударственных окажется в разы больше.
    Точные списки неэффективных вузов, как и их дальнейшая судьба, пока неизвестны. Ясно пока одно: несмотря на все слухи, закрывать их не будут.
    – Мы категорически против закрытия учебных заведений, и по итогам прошлого мониторинга ни один вуз не был закрыт. А реорганизация должна носить осознанный, открытый характер, – считает Николай Булаев. – Те вузы, к которым есть претензии, должны пройти внеплановую проверку. Если они ее провалят, мы должны изымать их аккредитацию. Надо разбираться с халтурящими учебными заведениями, чтобы люди понимали: государственная аккредитация – это гарантия образования.
    Диплом государственного образца – это, конечно, важно для абитуриента. Но гораздо сильнее на выбор учебного заведения влияет фактор трудоустройства его выпускников. И вот этот критерий в мониторинге эффективности пока слабо учитывается.
    – Сейчас этот критерий показывает, сколько выпускников пришло на биржу труда, – объясняет чиновник. – Это не показатель эффективности работы вуза. Надо смотреть, сколько выпускников получили работу по специальности. Но у нас нет механизма, который позволял бы это делать, только примерная стратегия. Можно рассматривать количество студентов целевого приема, количество учащихся, получивших дополнительный соцпакет от работодателя во время учебы. С введением нового закона об образовании договор целевого приема перестал быть фикцией. И такая форма гораздо лучше поголовного распределения выпускников.
    Но самый главный недостаток мониторинга эффективности – это то, что он чешет под одну гребенку все вузы, без учета их специфики. Вспомнить хотя бы результаты прошлого года, когда в список неэффективных попал Московский архитектурный институт… Конечно, есть и сдвиги. Например, критерии оценки филиалов почти приблизились к критериям головных учреждений. Еще правильнее было бы сделать их полностью идентичными, раз и те и другие выдают одинаковые государственные дипломы.
    – Нужно проводить мониторинг не в целом по вузу, а по укрупненным группам специальностей, – приводит примеры Николай Булаев. – Например, в прошлом году из 100 вузов, нуждавшихся в реорганизации, большинство было аграрными и педагогическими. Мы обсудили эту ситуацию, и сейчас аграрные вузы выделены в особую категорию. А вот педагогические – нет. Кроме того, необходимы отдельные критерии для 15 учебных заведений, которые получают деньги от государства для роста в мировом рейтинге. Я имею в виду национальные, федеральные университеты… Мы даем им повышенные финансирование и имеем право выдвигать повышенные требования. И надо делать ректоров этих вузов ответственными за реализацию поставленных перед ними задач.

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *