Какие занятия были в почете у новгородцев 4 класс?

6 ответов на вопрос “Какие занятия были в почете у новгородцев 4 класс?”

  1. Wolf Channel Ответить

    ?
    Работа с исторической картой.
    С.46.
    1. Вопрос: найдите на карте (с.41) города Киев и Новгород. Что вы можете сказать о них по карте?

    Ответ: Киев располагается в южной части славянских земель, а Новгород в северной части. У Новгорода близок выход к морю по реке и озерам, а у Киева путь к морю по реке лежит через недружественных кочевников хазарского царства. Однако общий путь из «варяг в греки» шел именно через эти города.
    2. Вопрос: рассмотрите схемы древнего Киева (с.47) и древнего Новгорода (с.49). с их помощью расскажите о городах.
    Ответ: Киев стоит на холме на берегу Днепра, а Новгород на трех островах которые расположены между реками Волхов, Гзень и Тарасовец. И в Киеве и Новгороде были укрепленные центры – Кремль; в отличие от Киева где в основном были церкви и соборы, в Новгороде были монастыри. Торговые стороны были вынесены за стены кремля, они назывались посады. Здесь работали и жили ремесленники, торговый люд, простые жители.
    Проверь себя
    1.Вопрос: что такое кремль?

    Ответ: Кремль — название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Во многих городах были находящиеся за кремлёвской стеной посады, для обороны которых нередко возводились дополнительные внешние укрепления; в таком случае кремлём называлась окружённая стенами центральная часть города.
    2. Вопрос: какие великолепные сооружения украшали древний Киев?
    Ответ: Золотые ворота, Софийский собор.
    3. Вопрос: какие занятия были в почете у новгородцев?
    Ответ: у новгородцев в почете были оружейники, камнерезы, ювелиры, кожевенники.
    4. Вопрос: в чем важность находок берестяных грамот?
    Ответ: при отсутствии бумаги писали на берёсте, березовой коре. Такие письмена называли берестяные грамоты. Ими обменивались родственники, велись деловые расчеты. По этим грамотам можно узнать о жизни древнего Новгорода.
    Задания для домашней работы
    Задание 1. Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя.

    Ответ: «Зовут меня мальчиком Добрыней. Я расскажу вам, как я пошел в школу «грамоту проходить». У нас в Новгороде исстари водилось, что стукнуло тебе 6 лет – надо грамоте учиться: чтению, письму; пению и игре на гуслях — с 7 лет, а в боярских семьях — с 5 лет. Кто в училище идет, кто дома с грамотеем каким—либо учится. А девочки – никуда не ходят: учатся дома с братьями. Школа куда меня отдали учиться грамоте, была при монастыре. Принимали в школу только мальчиков. Школа называется училищем, а ученики — “дружиной”.
    Нас только начавших учиться посадили вместе с теми, кто уже учился, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Занятия начинаются с 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже нет. Как научусь читать, писать, считать – значит, школу закончу. Все зависит от меня. Как буду грамоту постигать.
    Учиться не трудно, но все строго! За неаккуратность и шалости секут розгами, ставят на несколько часов на горох, оставляют без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока не счесть! Вот и стараться буду быстрей «грамоту пройти». У нас один учитель ведет все предметы. У него есть помощник – староста. Это второй человек по школе. Он заменяет учителя, выслушивает уроки малышей, выдает и собирает книги, следит за их сохранностью. Старосту учитель выбирает сам из числа старших учеников, которые хорошо учатся и были благодушных душевных качеств. Староста сам прошедший оплеухи и розги, редко доносил на детей. Только в самом крайнем случае, если провинность тяжелая.
    Писать мы сначала будем на специальных восковых дощечках – церах, а уж потом дадут настоящую грамотку – берестяную. На грамотке ошибаться нельзя, поэтому нужно еще заслужить хорошей учебой право писать на бересте. Обучение письму начинается с нацарапывания на вощеной дощечке «писалом» элементов букв — палочек, перекладин, овалов и затем уже букв, слогов и целых слов. Как хорошо будешь на цере писать так и дадут грамотку. Чтению учились по псалтырю и часослову. Учиться считать начинали со счета на пальцах, затем учились писать числа. Для счета использовали абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (вишневыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д.
    Вот так и буду учиться: сначала на восковой дощечке, потом на бересте, и уже смогу и читать и писать и считать, мой тятя (отец), думает, что я за три года смогу «грамоту пройти».
    Задание 2. От имени новгородца расскажи о своем городе иноземному купцу и жителю другого города.
    Ответ: расскажу о своем Новгороде так:
    «Новгород Великий — на диво большой город, расположенный на громадной равнине в окружении огромных лесов, в низине, среди вод и болот; и по середине этого города течет очень большая река, называемая Волхов. Город обнесен стенами из плетня и земли, тогда как башни из камня. Это — вольный город, он имеет общинное управление. Есть здесь епископ, который является как нашим владыкой. И держимся мы христианского закона. Внутри указанного города находится триста пятьдесят церквей. А главная церковь Святой Софии возведена в кремле, там живет епископ.
    В нашем городе проживает много великих господ, именуемых боярами. Правителями Новгорода являются выборные: посадник и тысяцкий. Они сменяются ежегодно. Есть еще народное собрание Вече, когда необходимо решить вопрос, который касается жизни всех горожан звонит колокол Набат и собирает граждан на Вече.
    Деньги представляют собой слитки серебра около шести унций весом, не имеющие клейма, мы вовсе не чеканим золотой монеты. В качестве мелкой монеты используют головы белок и куниц. В городе есть рынок, где торгуют разными товарами. Производят товары ремесленные люди проживающие в посаде. Наши люди гостеприимны и добродушны.
    Но если у кого злой умысел будет напасть на нас, то есть боевая дружина, которая начальником ведомая защитит нас от ворога, да и мы сами встанем на защиту нашей Новгородской вольницы.»
    На следующем уроке
    С.54.
    Вопрос: вспомни, что тебе известно о славянской азбуке и ее создателях.

    Ответ: Кири?лл и Мефо?дий — братья из города Солуни (ныне Салоники, в Греции), создатели старославянской азбуки и языка, христианские проповедники. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учи?тели слове?нские».

  2. Blondik Ответить




    Страна городов
    Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. А как появились на Руси города? Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей, которые в изобилии обитали в лесных чащах. Постепенно разрастаясь, поселения становились городами.
    Работа с исторической картой и схемами
    Найдите на карте (см. предыдущую страницу) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?
    Рассмотрите схемы древнего Киева и древнего Новгорода. С их помощью расскажите об этих городах.

    Центр древнего русского города был обычно укреплён и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади города.
    Выберите для работы в группе одно из путешествий — в древний Киев или в древний Новгород. Познакомьтесь по учебнику с этими городами. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.
    Путешествие в древний Киев
    Много прекрасных городов было на Руси. Но краше всех — Киев, стольный град великих князей. В разные стороны расходились от Киева торговые пути-дороги. Шли они на север и на юг, на восток и на запад. Ладьи и торговые флотилии останавливались у днепровских пристаней.
    Далеко за пределами Руси шла молва о красоте и великолепии Киева. А дивиться было чему! Каждый князь стремился украсить свою столицу.

    Расцвёл Киев при князе Ярославе, прозванном Мудрым (княжил в 1019 — 1054 годах). По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота, торжественный Софийский собор. Путешественники считали Киев достойным соперником Константинополя. Словно чудо чудное, красовались деревянные терема с затейливой резьбой, золотые купола храмов.
    До разорения завоевателями в XIII веке Киев был одним из крупнейших и красивейших городов мира.
    Путешествие в древний Новгород
    Север нашей страны — удивительный край рек и озёр. Здесь, на берегах реки Волхов у Ильмень-озера, стоит Великий Новгород.

    С самого начала природа была верной союзницей Новгорода. Болота и топи, окружавшие город, надёжно защищали его.
    Как гостеприимный, хлебосольный хозяин, город широко распахивал свои ворота перед друзьями. Располагался Новгород на оживлённом торговом пути. Богатые купеческие корабли теснились у пристаней на берегах Волхова. Разноязыкая речь звучала на улицах города (1).
    Жили в Новгороде бояре, купцы, ремесленники. Среди ремесленников своим мастерством славились оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники.
    Дети забавлялись глиняными игрушками-свистульками. Модницы щеголяли в золотых и серебряных украшениях, носили бусы, перстни, браслеты из янтаря.
    Издалека видны купола Софийского собора (2). Новгородские ратники перед боем клялись постоять за Святую Софию. Эти слова означали защитить свой город, Новгородскую землю.
    Почти десять веков стоит могучий Новгородский кремль (3 ). Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.


    Новгородцы славились вольнолюбием, гордым, независимым характером. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече — собрании всех горожан. Народ сходился на вече по звону колокола. Был в городе и князь, да не поладили с ним новгородцы. Но и без князя обходиться тоже было нельзя — Новгороду был нужен военачальник. И стали новгородцы приглашать князя, который им больше приглянется.
    Удивительная жизнь древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например, стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X по XV век — 500 лет.
    Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты.
    Древние новгородцы писали на берёсте — берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками — писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На берёсте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали.
    Прочитай текст. Используй его при рассказе о берестяных грамотах.
    Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них — маленький новгородец Онфим — учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на берёсте смешные рисунки.
    Проверь себя
    Что такое кремль?
    Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?
    Какие занятия были в почёте у новгородцев?
    В чём важность находок берестяных грамот?

  3. time warrior Ответить

    Занятия Новгородцев. Большинство новгородских земель были малопригодны для земледелия. По этому Новгороду, с егомногочисленным неземледельческим населением, не хватало своего хлеба. Его привозили из Ростово – Суздальской земли.
    Новгородцы в основном занимались ремеслом и торговлей. Изделия новгородских плотников, кузнецов, ткачей, гончаров, кожевников, оружейников славились по всей Руси. Новгородские ладьи (ушкую) плавали по северным морям далеко на восток. Драгоценная пушнина, полученная в виде дани из Северного Поморья и Приуралья и проданная на Экспедиции. Кроме пушниныосновными предметами заморской торговлей новгородских купцов были мёд и воск высокого качества. Продавали также льняныеткани, выделанные кожи, смолу, хмель, строевой лес.
    Торговля велась главным образом с немецкими и дацкими купцами, а также с Византией, странами Востока. В Новгородесуществовали торговые дворы и церкви для иностранных купцов. Эти купцы везли в город сукно, сафьян, металл, вино, предметыроскоши. Новгородцы вели оживлённую торговлю и на территории Руси. Они проникали даже в самые отдалённые русские земли.
    Основные категории новгородского населения. Самой многочисленной категорией новгородского населения были ремесленники. Многие улицы и даже целые районы города (” концы “) получили свои названия по профессии поселившихся здесь ремесленников:Плотницкий конец, улицы Кузнечные, Гончарные, Щитная. Новгородские ремесленники отличались высоким мастерством. Ониработали в основном на заказ, но часто изделия продавали на городском торгу.

  4. Лаэнси Ответить

    Министерство образования и науки Челябинской области
    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
    «Челябинский педагогический колледж № 1»
    Технологическая карта урока
    Окружающего мира
    Выполнила студентка 41 гр.
    Ф.И. Шабанова Т.
    Проверил: Согрина Е.Г.
    Отметка:_______________
    Дата: 02.03.18
    Челябинск, 2018
    Предмет: окружающий мир
    Класс: 4 Д
    Тема урока: «Страна городов»
    Цель урока: сформулировать у учащихся представление о городах X – Xl вв. Киеве и Новгороде.
    Планируемые результаты:
    • Предметные
    – описывать облик и жизнь древнерусских городов
    – развивать умения и навыки работы с исторической картой, картосхемой
    – понимать значение открытия берестяных грамот для осознания высокого уровня развития культуры в Древней Руси
    – осознавать важность труда археологов для реконструкции жизни в Древней Руси.
    – уметь донести изученную информацию опираясь на наглядные картосхемы
    • Личностные
    – понимать значение изучения истории своей страны для приобщения к историко-культурному наследию предков, осознания себя гражданином России
    – гордиться достижениями и открытиями предков
    Тип урока: открытие нового знания
    Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал: карты городов древнего Киева и древнего Новгорода.
    Этап урока
    Методы и приемы
    Хронометраж
    Содержание урока
    Формируемые УУД
    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    I. Этап самоопределения к деятельности
    Словесный: приветствие, работа с девизом
    2 мин
    Доброе утро.
    Прочитайте девиз урока.
    Мы науки изучаем,
    Об открытиях мечтаем.
    Будем знанья получать,
    Чтоб потом их применять
    Исходя из нашего девиза, чего бы вы хотели от сегодняшнего урока?
    Тогда скорее приступим.
    Приветствовать учителя
    Читать девиз
    Р: принимать и сохранять уч. задачу.
    II. Актуализация к деятельности и мотивация
    Словесный: беседа
    5 мин.
    Давайте с вами вспомним:
    Как было организовано управление в Древней Руси?
    Какова заслуга князя Владимира?
    В чём состоит значение принятия христианства?
    Проверить выполнение заданий в тетради.
    Давайте вспомним,  как жили древние славяне. Почему они жили племенами? Где они строили свои крепости? Такие крепости врагам взять было очень трудно. Такие посёлки-крепости стали называться городами, от слова «огораживать». В городах жили князья со своими дружинами, купцы и ремесленники.
    Отвечать на вопросы.
    Анализировать.
    Л:мотивировать к новому
    учебному материалу.
    III. Постановка учебной задачи
    Определение темы и целей урока
    5 мин
    Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
    Сегодня речь пойдет о городах Древней Руси. Мы с вами узнаем о таких древних города, как Киев и Новгород.
    Работа с учебником.
    Почему иноземцы назвали Русь страной городов?
    Какие древне-русские города вам известны? Были ли города у древних славян? Где селились славяне? Как выглядели поселения древних славян?
    Рассмотри карту Древней Руси.
    Так как же возникли города на Руси?
    Найди на карте  (с. 41) города Киев и Новгород.
    Что ты можешь рассказать о них по карте? (На каких реках стояли, какие торговые пути проходили, около каких морей находились?)
    Рассмотри схемы Древнего Киева и Древнего Новгорода.  Что объединяет эти города?
    Знакомо ли вам слово Кремль? Какой образ в вашей памяти связан с этим словом?
    Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлем. Внутри располагали княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживленно было на главной торговой площади города.
    Формулировать тему
    Отвечать на вопросы.
    Обсуждать города на примере карты
    К: формулировать ответы;
    П: построить реч. высказываний;
    К: целеполагать;
    Л: мотивировать
    П: дополнять и расширять
    знания;
    Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
    IV. Открытие нового знания
    Практический: задание в рабочей тетради
    Работа в группах
    10 мин
    Работа в рабочей тетради.
    № 1, стр. 17
    Давайте с вами отметим город, который являлся столицей Древней Руси в 1020 году. Это Киев, верно.
    Сейчас я попрошу вас разделиться на 2 группы. Учебники закрыты. Каждая из групп получает карта-схемы, первая группа – древнего Киева, вторая древнего Новгорода.
    Вам необходимо рассказать об этих городах по примерному плану.
    Примерный план
    1. Географическое место расположения города (приблизительно). Например, Новгород расположен на севере
    Восточно-Европейской равнины, на реке Волхов; Киев — на Восточно-Европейской равнине, на реке Днепр, ближе
    к югу.
    2. Из каких частей состоит город, есть ли кремль, как защищён город.
    3. Важнейшие сооружения (уточнить какие: церкви, дворцы, монастыри).
    4. Что ещё можно узнать по схеме (например, в Новгороде обозначен торг).
    Проверяем, что удалось выяснить.
    Формулировать мысли
    Работать в группах
    Работать по плану
    Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;
    К.: работать в коллективе
    V. Динамическая пауза
    2 мин
    Видеофрагмент
    Выполнять движения
    VI. Первичное закрепление во внешней речи
    Словесный: беседа
    10 мин
    Попасть в Киев можно было через городские Золотые ворота.
    Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!»  Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.
    Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию , группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого.
    Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.
    Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.
    Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов, что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в начале реки Волхов.
    Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.
    В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким.
    С его именем связана одна легенда.
    Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»
    И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой? (Москва) «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвой, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.
    Давайте с вами узнаем немного о берестяных грамотах.
    Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них, маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на бересте смешные рисунки.
    Внимательно слушать монолог учительно
    Выделять важную информацию
    П: дополнять и расширять
    знания;
    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой
    5 мин
    Работа в рабочей тетради
    Самостоятельно выполните задания № 3 и 4, на странице 18
    Работать по заданию
    Работать по рабочей тетради
    выполнять самопроверку
    П: построить усн. высказываний;
    VIII. Рефлексия деятельности
    2 мин
    Давайте подведем итоги урока.
    Что такое кремль?
    Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев?
    Какие занятия были в почете у новгородцев?
    В чем важность находок берестяных грамот?
    Древняя Русь славилась своими городами. Их украшали великолепные постройки, созданные талантом древних мастеров. При раскопках многих старинных городов найдены берестяные грамоты.
    Посмотрите на слайд и продолжите фразы:
    Я сегодня узнал…
    Мне понравилось…
    Я доволен своей работой на уроке, потому что…
    Я не доволен своей работой на уроке, потому что…
    Анализировать свою деятельность
    Отвечать на вопросы
    П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    деятельности

  5. Brasida Ответить




    Страна городов
    Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. А как появились на Руси города? Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей, которые в изобилии обитали в лесных чащах. Постепенно разрастаясь, поселения становились городами.
    Работа с исторической картой и схемами
    Найдите на карте (см. предыдущую страницу) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?
    Рассмотрите схемы древнего Киева и древнего Новгорода. С их помощью расскажите об этих городах.

    Центр древнего русского города был обычно укреплён и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади города.
    Выберите для работы в группе одно из путешествий — в древний Киев или в древний Новгород. Познакомьтесь по учебнику с этими городами. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.
    [an error occurred while processing this directive]
    Путешествие в древний Киев
    Много прекрасных городов было на Руси. Но краше всех — Киев, стольный град великих князей. В разные стороны расходились от Киева торговые пути-дороги. Шли они на север и на юг, на восток и на запад. Ладьи и торговые флотилии останавливались у днепровских пристаней.
    Далеко за пределами Руси шла молва о красоте и великолепии Киева. А дивиться было чему! Каждый князь стремился украсить свою столицу.

    Расцвёл Киев при князе Ярославе, прозванном Мудрым (княжил в 1019 — 1054 годах). По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота, торжественный Софийский собор. Путешественники считали Киев достойным соперником Константинополя. Словно чудо чудное, красовались деревянные терема с затейливой резьбой, золотые купола храмов.
    До разорения завоевателями в XIII веке Киев был одним из крупнейших и красивейших городов мира.
    Путешествие в древний Новгород
    Север нашей страны — удивительный край рек и озёр. Здесь, на берегах реки Волхов у Ильмень-озера, стоит Великий Новгород.

    С самого начала природа была верной союзницей Новгорода. Болота и топи, окружавшие город, надёжно защищали его.
    Как гостеприимный, хлебосольный хозяин, город широко распахивал свои ворота перед друзьями. Располагался Новгород на оживлённом торговом пути. Богатые купеческие корабли теснились у пристаней на берегах Волхова. Разноязыкая речь звучала на улицах города (1).
    Жили в Новгороде бояре, купцы, ремесленники. Среди ремесленников своим мастерством славились оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники.
    Дети забавлялись глиняными игрушками-свистульками. Модницы щеголяли в золотых и серебряных украшениях, носили бусы, перстни, браслеты из янтаря.
    Издалека видны купола Софийского собора (2). Новгородские ратники перед боем клялись постоять за Святую Софию. Эти слова означали защитить свой город, Новгородскую землю.
    Почти десять веков стоит могучий Новгородский кремль (3 ). Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.


    Новгородцы славились вольнолюбием, гордым, независимым характером. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече — собрании всех горожан. Народ сходился на вече по звону колокола. Был в городе и князь, да не поладили с ним новгородцы. Но и без князя обходиться тоже было нельзя — Новгороду был нужен военачальник. И стали новгородцы приглашать князя, который им больше приглянется.
    Удивительная жизнь древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например, стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X по XV век — 500 лет.
    Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты.
    Древние новгородцы писали на берёсте — берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками — писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На берёсте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали.
    Прочитай текст. Используй его при рассказе о берестяных грамотах.
    Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них — маленький новгородец Онфим — учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на берёсте смешные рисунки.
    Проверь себя
    Что такое кремль?
    Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?
    Какие занятия были в почёте у новгородцев?
    В чём важность находок берестяных грамот?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *