Какие зоны в мозгу особо ассоциируют с речью?

16 ответов на вопрос “Какие зоны в мозгу особо ассоциируют с речью?”

  1. Hot button Ответить

    В 20 столетии клиницистами были открыты дополнительные речевые центры, которые локализованы в разных отделах коры головного мозга. поражение этих центров вызывали расстройства как устной, так и письменной речи. Большая заслуга в открытии этих центров принадлежит немецким неврологам и психиатрам и в особенности основателю отечественной нейропсихологии Александру Романовичу Лурии.
    Центры восприятия и понимания речи расположены в коре головного мозга не хаотично, а вполне упорядоченно, формируя единую целостную систему. Интересно отметить, что многие речевые центры обладают модальной специфичностью. Так, при поражении вторичных и третичных зон зрительной коры встречаются случаи забывания названий предметов, предъявляемых визуально. При поражении соматосенсорной коры наблюдается такое же неузнавание объектов, предъявляемых тактильно.
    Патология теменной коры делает невозможным формирование целостного, связного высказывания, особенно если в нем фигурируют пространственные или логические отношения, например: «На ветке дерева гнездо птицы» или «Валя темнее Светы, но светлее Оли. Кто из них самый темный?» и т.д.
    Поражение височно-теменно-затылочной области затрудняют манипулирование обобщенными абстрактными понятиями. Так, достаточно простые тесты на обобщение или на исключение лишнего вызывают у больных большие затруднения.
    Даже поражение моторной и премоторной областей коры, которые, казалось бы, к речи не имеют прямого отношения, вызывают специфические расстройства – больной начинает забывать глаголы. Так, даже достаточно простую фразу «Собака укусила мальчика. Мальчик ударил собаку» больной не может правильно воспроизвести и лишь беспомощно повторяет: «Собака …мальчик…мальчик …собака».
    Лобная область коры, по-видимому, играет роль высшего регулятора и организатора речевой деятельности. Так, поражение лобной области делают речевые высказывания лишенными логической связи. Такие больные склоны к резонерству, часто соскальзывают на побочные ассоциации, не могут выделить наиболее существенные признаки. Кстати, такая же картина наблюдается при некоторых формах шизофрении, сопровождающихся дегенерацией нервных клеток в лобных отделах мозга.
    Что же касается исключительной роли левого полушария в речевой деятельности, то этот вопрос также подвергается определенному пересмотру. Приведем лишь один пример. При поражении височной области левого полушария – вблизи центра Вернике – возникают симптомы сенсорной афазии – непонимания речи. При поражении аналогичной зоны правого полушария больной не может связно и развернуто описать слуховой образ. Так, если он прослушивает магнитофонную запись с шумом дождя, гудками автомобилей, журчанием ручья и т.д., то он сможет с уверенностью сказать, что эти звуки разные, но идентифицировать их больной не способен.
    Показано, что правое полушарие мозга ответственно за интонацию и эмоциональную выразительность речи. Речь больных с правополушарными повреждениями становится монотонной, лишенной выразительности, бесцветной, что убедительно показывает роль правого полушария в речеобразовании и воспроизведении речи.
    В течении нашего занятия, мы познакомились с тем, что представляет собой речь с точки зрения психоакустики, узнали как происходит восприятие неразборчивой речи, познакомились с несколькими теориями восприятия речи, а также основными видами нарушений восприятия речи. Как вы смогли убедиться, речь является достаточно сложным предметом для изучения и в настоящий момент мы лишь коснулись некоторых аспектов, которые большей частью связаны с физиологическими механизмами речеобразования и восприятия.

  2. Vudolrajas Ответить

    Лимбическая доля
    Совокупность образований, расположенных преимущественно на нижне-медиальных поверхностях полушарий головного мозга, тесно взаимосвязанных с гипоталамусом и вышележащими структурами, была впервые обозначена как самостоятельное образование (лимбическая доля) в 1878 г. французским анатомом Полем Брока (Paul Broca, 1824-1880). Эти образования, имеющие общие черты происхождения, строения и функций позже назвали лимбической системой. Лимбическую систему составляют (см.полушарий головного мозга, схемы) обонятельная луковица, обонятельный тракт, обонятельный треугольник, переднее продырявленное вещество, расположенные на нижней поверхности лобной доли (периферический отдел обонятельного мозга), а также поясная и парагиппокампальная (вместе с крючком) извилины (gyrus fornicatus), зубчатая извилина, гиппокамп (центральный отдел обонятельного мозга) и некоторые другие структуры. Лимбическая система принимает участие в управлении сном ибодрствованием, мотивациями, эмоциями и многими другими физическими и психическимих процессами.

    Рис.5. Речевые зоны коры.
    В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона )Брока.
    Зона Брока – это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов – моторики речи, ответственной за воспроизведение речи . Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры .
    Центр Брока включает помимо заднего отдела нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области. Основная его функция – преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания – то есть синтаксис (или грамматику) высказываний. В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике , отвечающая за понимание речи. Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь.
    Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов . Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий) , поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы.
    При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия . Больные не могут читать и писать , но понимают речь.

  3. d1sconnect Ответить

    Кора больших полушарий головно­го мозга человека содержит три важнейших для речевой функции сенсорных поля: зрительное (в облас­ти шпорной борозды на медиальной поверхности затылоч­ных долей правой и левой стороны, поле 17 по Бродману); слуховое (в зоне поперечных извилин Гешля; оно состав­ляет часть первой височной извилины каждой височной доли и глубоко проникает в латеральную сильвиеву бороз­ду, поле 41 по Бродману); сомато-сенсорное (в задней центральной извилине каждой стороны, поля 1-3 по Брод­ману). В передней центральной извилине правого и левого полушарий (поля 4 и 6 по Бродману) расположено первич­ное моторное поле, которое управляет мышцами лица, ко­нечностей и туловища. Именно оно определяет произвольную двигательную активность че­ловека, существенной частью которой является речь и пись­мо.
    Помимо первичных, су­ществуют также вторичные сенсорные и моторные поля, расположенные в непосред­ственной близости к первич­ным зонам: центр восприятия устной речи – центр Вернике (средняя треть верхней височной извилины – поле 22); центр анализатора письменной речи на границе височной, затылочной и теменной долей (поле 39); центр моторной речи – центр Брока (задний отдел нижней лобной извилины – поле 44); моторный центр письменной речи (средний отдел нижней лобной извилины – поле 6). Важней­шая интегративная часть мозга — лобная доля, регули­рующая программное обеспе­чение речи. Взаимодействие перечисленных корковых зон осуществляется как за счет транскортикальных ассоциа­тивных связей, так и корково-таламических и соответствую­щих таламо-корковых связей.
    Три взаимосвязанные ре­чевые зоны, расположенные в задней височной области, нижней центральной извили­не и в дополнительной мотор­ной коре левого полушария, действуют как единый рече­вой механизм (см. рис. 8).
    Восприятие устной речи. После того, как акустическая информация, заключен­ная в слове, обрабатывается в слуховой системе и в других «неслуховых» образованиях мозга, например в зрительной коре, она поступает в первичную слуховую кору. Дальнейшая обработ­ка полученной информации осуществляется в зоне Вернике, расположенной в височной области, в непосред­ственной близости к первичной слуховой коре. Именно здесь обеспечивается понимание смысла поступающего сигналаслова.
    Воспроизведение речи. Для произнесения слова необходимо, что­бы активизировалось его представительство в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока обеспечивается группой волокон, на­зываемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой про­граммы осуществляется через активацию лицевой проек­ции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами.
    Восприятие письменной речи. Если вос­принимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, кото­рая связывает зрительную форму данного слова с его аку­стическим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акустическом восприятии. Аналогичный путь восприятия письменной речи существует и у глухих людей.
    При повреждении различных участков коры левого по­лушария и соединяющих эти участки нервных путей воз­никают нарушения речи — афазии. Формы и проявления афазий различны: это нарушение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, это также неспособность понимать устную речь, даже если произнесение звуков не нарушено.
    Рис. 8 Корковые пути, связывающие различные слухо-речевые зоны.
    1-моторная кора; 2-зона Брока; 3-первичная слуховая кора; 4-зона Вернике; 5-угловая извилина; 6-первичная зрительная кора.

    Итак, корковые отделы левого полушария играют специфи­ческую роль в восприятии, запоминании и воспроизведе­нии речевого материала. Именно эти зоны необходимы для полноценного осуществления речевой функции как едино­го сенсорного, мыслительного и моторного процесса.Рас­положенные спереди зоны особенно важны для осуществ­ления экспрессивной (выразительной) речи, расположен­ные сзади — для восприятия смысла речи.

  4. Ninjas in Pyjamas Ответить

    Речь является особой и наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку и, в тоже время, одной из сложных психических функций.
    В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы.
    Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую организацию.
    Речь – важнейшая функция коры головного мозга человека, осуществляется различными её отделами, к которым относятся корковые речевые зоны доминантного полушария.
    Цель данной работы состоит в том, чтобы изучении корковых речевых зон.
    Работа состоит из введения, основной части и списка литературы.
    Корковые речевые зоны
    Звуковая, как и письменная речь – это способность знаково-символического отражения предметов и явлений окружающего мира и самих себя в этом мире. Управление речевой функцией осуществляется высшими отделами мозга человека – корой больших полушарий, значительные участки сенсорных и моторных областей которой специализированы к восприятию, пониманию, запоминанию и воспроизведению речи, а также подкорковыми образованиями мозга, которые связаны с эмоциями и памятью.
    Роль отдельных областей коры большого мозга впервые была изучена в 1870 г. немецкими учеными Г. Фричем и Е. Гитцигом. Установлено, что разные участки коры ведают определенными функциями. Было создано учение о локализации функций в коре большого мозга. Отечественными авторами в это учение было внесено много новых данных. Так, например, киевский анатом В.А. Бец в 1874 г. доказал, что каждый участок коры отличается по строению от других участков мозга. Этим было положено начало учению о разнокачественности коры головного мозга. И.П. Павлов рассматривал кору полушарий большого мозга как сплошную воспринимающую поверхность, как совокупность корковых концов анализаторов. Он доказал, что корковый конец анализатора – это не какая-либо строго очерченная зона. В коре большого мозга различают ядро и рассеянные элементы. Ядро – это место концентрации нейронов коры, составляющих точную проекцию всех элементов определенного рецептора, где происходит высший анализ, синтез и интеграция функций. Рассеянные элементы могут располагаться как по периферии ядра, так и на значительном расстоянии от него. В них совершаются более простые анализ и синтез. Наличие рассеянных элементов при разрушении (повреждении) ядра отчасти позволяет компенсировать нарушенную функцию.
    По наиболее распространенной классификации К. Бродмана в коре выделено 52 клеточных поля, каждое из которых имеет свой порядковый номер (1,2,3.52).
    В зависимости от функциональных особенностей в коре выделяют моторные (двигательные), сенсорные (чувствительные) и ассоциативные зоны, осуществляющие связи между различными зонами коры. В данной работе рассмотрим одну из наиболее важных функциональных зон коры – зоны речи.
    В коре имеется несколько зон, ведающих функцией речи:
    1) Моторный центр речи (центр П. Брока) находится в лобной доле левого полушария – у “правшей”, в лобной доле правого – у “левшей”.
    2) Сенсорный центр речи (центр К. Вернике) расположен в височной доле.
    3) Зона, обеспечивающая восприятие письменной (зрительной) речи, находится в угловой извилине нижней теменной дольки.
    Речь, как важнейшая функция коры головного мозга, осуществляется различными её отделами, к которым относятся корковые речевые зоны доминантного полушария. В человеческом мозге есть две основные речевые зоны (центры Брока и Вернике). Обе расположены в левом полушарии (рис.1).
    Рисунок 1 – Речевые зоны коры: зона Вернике и зона Брока, связанные волокнистым трактом, т. н. дугообразным пучком (он показан стрелкой)
    В коре больших полушарий существует три важнейших для речевой функции сенсорных поля:
    зрительноена затылочной поверхности обоих полушарий;
    слуховоев височной извилине каждого полушария;
    соматосенсорноев задней центральной извилине каждого полушария.
    В передней центральной извилине правого и левого полушарий расположено первичное моторное поле, которое управляет мышцами лица, конечностей и туловища. Именно оно определяет речь и письмо. Существуют также вторичные сенсорные, ассоциативные и моторные поля. Прежде всего, это первая височная извилина – область Вернике, обеспечивающая понимание речи, а также важнейшая интегративная часть мозга – лобная доля, регулирующая программное обеспечение речи, сосредоточенное в зоне Брока в префронтальной коре.
    Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. Фонематический анализ – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. восприятие и понимание фонем языка. И главная роль в адекватном функционировании фонематического слуха принадлежит такому центральному органу речи как слухоречевая зона коры больших полушарий – это зона Вернике, расположенная в основании левой височной доли (или правой у левшей) – примерно на полпути от виска к затылку.
    Зона Вернике ответственна за восприятие чужой речи, её семантический (смысловой) анализ, а также за организацию “содержания” нашей собственной речи. Не за подбор конкретных слов, но, скорее, за формулировку идей, формирование основного замысла наших высказываний. Зона Вернике мыслит в масштабах “фраз”.
    Зона Вернике имеет большое значение и для понимания речи. Звучание слова воспринимается первичной слуховой корой, но переработанные здесь сигналы должны пройти через прилегающую зону Вернике, чтобы звуки были истолкованы как речь. Далее информация передаётся одновременно в зону Брока (вторичную речевую зону), которая у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария, и в глубину височной доли, где “хранится” наш словарный запас.
    Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи. Височная доля выдаёт в зону Брока подобранные слова, подходящие к заказанному смыслу, – уже в их фонетической структуре. Зона Брока, жонглируя словами, формирует предложения, организует грамматику и синтаксис – чтобы переправить уже готовый текст в ближайшую к ней артикуляционную моторную зону. И мы говорим.
    Речь как функция мозга глубоко асимметрична. Лингвистические способности человека осуществляются преимущественно левым полушарием, структуры которого действуют как единый речевой механизм. После того как информация, заключенная в слове, обрабатывается в слуховой системе или в “неслуховых” образованиях мозга, она должна быть опознана по смыслу. Этот процесс осуществляется в зоне Вернике. Именно здесь обеспечивается понимание смысла поступающего сигнала – слова.
    Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим аналогом в зоне Вернике. Для произнесения слова необходимо, чтобы анализировалось его представительство в зоне Брока, расположенной в лобной извилине. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции путем активации моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами.
    корковая речевая зона мозг
    Корковые отделы левого полушария выполняют специфическую роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речевого материала. Именно эти зоны необходимы для полноценного осуществления речевой функции как единого сенсорного, мыслительного и моторного процесса. Расположенные спереди зоны особенно важны для осуществления экспрессивной (выразительной) речи, а расположенные сзади – для восприятия смысл и речи.
    Регуляция речи осуществляется с участием лимбической системы мозга, которая определяет интонационные характеристики речи и ее эмоциональный характер. Многие другие подкорковые образования мозга также принимают участие в речевой функции.
    Таким образом, участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого – для опознания интонаций, уличных и бытовых шумов, музыкальных мелодий.
    Высокий уровень общей речевой активности обеспечивается левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума – правым. Правое полушары: не способно реализовать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым полушарием, ограничено конкретными именами существительными, в меньшей степени – отглагольными существительными, еще в меньшей степени – глаголами. Правое полушарие обеспечивает понимание эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса.
    Точность воспроизведения речи контролирует слуховая обратная связь, а также афферентация от мышечных и суставных рецепторов речеобразующих органов.
    Подкорковый путь участвует в автоматизированных речевых процессах, не требующих обдумывания. Корковый путь участвует в сознательном контроле речи. Эти пути действуют одновременно и параллельно.
    Правое и левое полушария выполняют разные функции, но совместно обеспечивают целенаправленное поведение.
    И каждое полушарие имеет отделы особое мышление: левое – речевое, правое зрительно-пространственное.
    Левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, а право одновременно и целостно.
    Каждое полушарий вносит свой уникальный вклад в речь и мышление.
    При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т.к. больной не замечает своих дефектов.
    Поражение зоны Брока вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой сохраняется.
    При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока осознают свои ошибки.
    Поражение другого отдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывание, переводить свои мысли в развернутую речь.
    Итак, клинические данные, полученные при изучении локальных поражений мозга, а также результаты электростимуляции структур мозга, позволили четко выделить те специализированные структуры коры и подкорковых образований, которые ответственны за способность произносить и понимать речь.
    В дальнейшем на основании динамического исследования значительного числа больных с ранениями различных отделов мозга было показано, что если в инициальном периоде ранения речевые расстройства наблюдаются при поражении широких областей левого полушария, то стойкие речевые дефекты остаются лишь в случаях поражения значительно более ограниченных участков мозга, которые в целом совпадают с указанной выше “речевой зоной” (А.Р. Лурия и др.).
    В 60-е гг. широкую известность получили исследования В. Пенфилда, который во время операций на открытом мозге с помощью слабых токов раздражал речевые зоны коры (Брока и Вернике) и получал изменения речевой активности пациентов.
    Эти факты нашли свое подтверждение и в более поздних работах. Было установлено, что с помощью электростимуляции можно выделить все зоны и участки коры, включающиеся в выполнение той или иной речевой задачи, и эти участки весьма специализированы по отношению к особенностям речевой деятельности. Однако доминантность одного из полушарий в отношении речевых функций оказалась вовсе не столь абсолютной, как это можно было предполагать, и степень этой доминантности, как показали исследования, значительно варьирует от субъекта к субъекту и от функции к функции.
    Еще Джексон (1869) высказывал предположение, что речь осуществляется совместной работой обоих полушарий, причем левое, доминантное, полушарие связано с наиболее сложно построенными формами произвольной речи, в то время как правое полушарие осуществляет более элементарные функции автоматизированной речи.
    Для нормальной речевой деятельности необходима целостность зрительных и слуховых областей, моторного представительства речевых мышц, центров Брока и Вернике и угловой извилины. Нейрофизиологические исследования последнего времени показали, что мозговая система обеспечения речи наряду с перечисленными выше корковыми центрами включает также целый ряд подкорковых структур.
    К мысли о совместном участии обоих полушарий в осуществлении сложных (в том числе и речевых) психических функций возвращались многие авторы, в советской психологии это положение было разработано Б.Г. Ананьевым (1960).
    Список используемой литературы
    1.
    Блум Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум А. Лейзерсон Л. Хофстедтер. – М.: Издательство “Мир”, 1988. – 248 с.
    2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2007. – 621 с.
    3. Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков – М.: МГППУ, 2004. – 400 с.
    4. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2001. – 496 с.
    5. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем / И.А. Вартанян. – СПб.: Лань, 1999. – 310 с.
    Размещено на Allbest.ru

  5. Kazrashura Ответить

    В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей – зона Брока, являющеся зоной речедвигательных органов – моторики речи.
    Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, – слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.
    Центр Брока регулирует голосовой аппарат – голосовые связки, мышцы гортани…. Центр Вернике – слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь. При помощи “ассоциативного центра” мы анализируем “думаем”, что говорить дальше. Все эти три центра развиваются с разной биологической мощностью. Ребенок рождается и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет. Т.е. первым формируется наиболее мощный центр Брока. Спустя несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненно важными для него, например слово «мама, дай» и т.д. Вторым формируется центр Вернике, который распознает слова. И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее хрупкий ассоциативный центр, который обусловлен воспитанием, культурологическими особенностями и т.д. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами. В норме ребенок к 2-3 годам учится синхронизировать речевые центры. А с двух до пяти лет происходит закрепление вегетативных “невральных” механизмов речи.
    Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия – одна из старейших проблем неврологии, психологии, физиологии. Представления об афазии на основании новых данных дали возможность уточнить определение. Афазия – системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. При афазии проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии: фонетику, лексику, грамматику. Афазия включает четыре составляющие: 1) нарушение собственно речи и вербального общения: 2) нарушение других психических процессов; 3) изменение личности; 4) личностную реакцию на нарушение.
    Сенсорная афазия характеризуется потерей способности понимать устную речь. Пи таком нарушении физиология слуха не нарушена и больной отлично слышит абсолютно все, что ему говорят, но вот интерпретировать услышанное не может. Данная форма заболевания проявляется в том, что человек полностью перестает понимать и воспринимать речь При данном виде речевого расстройства человек перестает понимать речь, и свою и окружающих, то есть наблюдается нарушение слухового гнозиса. Человек слышит речь, но отсутствует ее фонематическое понимание. При сенсорной афазии речь воспринимается как «тарабарщина» или просто шум. Поскольку речевой контроль пропадает, то речь экспрессивная расстраивается вторично. Больной «тараторит», не в силах остановиться (логорея), понять его невозможно, речь изобилует вербальными и литеральными парафазиями. Наблюдается персеверация — постоянное повторение одних и тех же звуков, слов или слогов.
    Моторная афазия или как еще ее называют афазия Брока — нарушение речи Второе название данного вида речевого нарушения звучит как афазия Брока. Чем она характеризуется: полным нарушением экспрессивности речи невозможностью говорить спонтанно повторением только отдельных слов, которые запомнились (речевой эмбол) пониманием написанных на бумаге единичных слов или коротеньких фраз. Моторная афазия развивается вследствиепоражения нижней лобной извилины (ее задних отделов) в левом полушарии мозга. Если данная зона разрушена частично, речь при афазии Брока возможна, но разобрать что говорит больной сложно, речь невыразительная, медленная, искаженная, с поиском нужных слов. При афазии Брока больной переставляет слоги в словах (литеральная парафазия) и может заменять или переставлять сами слова (вербальная парафазия). Моторная афазия выражается в отсутствии в речи склонений и спряжений, фразы выстраиваются грамматически неправильно.
    17. Кинестетический анализатор обеспечивает ощущение положения и движений тела и его частей [50]. Имеется три вида рецепторов, воспринимающих положение и движение тела: растяжение мышц при их расслаблении — “мускульные веретена”; сокращение мышц — сухожильные органы Гольджи;положение суставов – обусловливающие так называемое “суставное чувство”.Последние пока плохо изучены; предполагается, что их функции выполняют глубинные рецепторы давления, обусловливающие подкожную чувствительность и суставное чувство сводится к подкожным ощущениям давления в определенных местах. Материальным носителем зрительныхощущений является световая энергия. Зрительный анализатор принимает и анализирует информацию в световом диапазоне (400 – 760 нм).
    Строение зрительного анализатора человека приведено на рис.3.4.
    1 – радужная оболочка; 2 – зрачок; 3 – роговица;
    4 – хрусталик; 5 – сетчатка; 6 – зрительный нерв.
    Свет, проходя через радужную оболочку 1, преломляется роговицей 3 и хрусталиком 4. На сетчатке 5 формируется изображение объекта, которое с помощью фоторецепторов (палочек и колбочек) преобразуется в биоэлектрические сигналы. Палочки обеспечивают ахроматическое, а колбочки -хроматическое зрение.
    Сетчатка по своей структуре неоднородна. В центральной части сетчатки расположена область – “желтое пятно”, которая обладает высокой остротой и цветом зрения. На периферической части сетчатки отсутствуют чувствительные элементы, обладающие цветовым зрением. Однако эта область сетчатки обладает большой точностью в оценке скорости движения измеряемых объектов по сравнению с центральной. В видимой части спектра излучения света различные длины волн вызывают у человека различные световые и цветовые ощущения: от фиолетового (400 нм) до красного (750 нм) цветов. При очень слабом свете предметы кажутся лишенными окраски, а при ярком свете человек видит цвет. Для этих целей природа приспособила два рода клеток: колбочки, которые при ярком свете различают цвета, и палочки, приспособленные видеть в темноте.
    В сетчатке имеется участок – “слепое пятно” – 6, где зрительные нервы, несущие всю информацию в центральную нервную систему, собираются вместе, и поэтому здесь отсутствуют чувствительные элементы, и сетчатка на этом участке не обладает чувствительностью к свету.
    Одним из важных свойств глаза является способность его к адаптации. Относительные изменения интенсивности, к которой глаз может приспосабливаться, превышают один миллион раз. При значительных изменениях яркости воспринимаемых объектов меняется чувствительность фоторецепторов. Порог световой чувствительности изменяется в очень широких пределах в процессе адаптации зрительного анализатора к внешнему световому воздействию.На крайней периферии поля зрения имеется ахроматическая зона, которая при изменении величины объектов и их яркости для каждого цвета варьируется индивидуально. Слуховой анализатор является одним из важнейших информационных каналов человека. Если зрительный анализатор имеет направленное действие, требуется направленность и сосредоточенность на объект исследования, то слуховой анализатор не требует подобного сосредоточения на объекте. Одновременно по этому же каналу действуют шумы, которые являются источниками помех для прохождения информации человеку. Носителем слуховых ощущений является звуковая энергия.
    Строение слухового анализатора человека изображено на рис. 3.6 [50]. Колебания внешней среды (воздуха) через слуховой проход – 1, воздействует на барабанную перепонку – 2, которая через молоточек – 3, наковальню – 4 и стремечко – 5-передает колебания внутреннему уху. За овальным окном – 6 колебания распространяются в жидкости, заполняющей улитку – 8, вызывают колебания основной мембраны, разделяющей улитку на две части, и в органе Корта преобразуются в электрические сигналы, передаваемые по слуховому нерву – 10 в мозг.
    Человек воспринимает звук с помощью чувствительного психофизиологического отражения. Звуковое поле воспринимается человеком как двумерное пространство в координатах – интенсивности звука – I и частоты f которое переводится в его субъективные ощущения – уровень звукового давления.
    Р и с. 3.6. Строение слухового анализатора человека 1 – слуховой проход; 2 – барабанная перепонка;
    3 – молоточек; 4 – наковальня; 5 – стремечко;
    6 – овальное окно; 7 – полукружные каналы 8 – улитка; 9 – круглое окно; 10 – слуховой нерв
    Субъективное восприятие интенсивности звука человеком называется уровнем звукового давления или уровнем громкости L, дБ и подчиняется психофизиологическому закону Вебера – Фехнера:
    L =10 lgI/Io, (3.6)
    18.Речевой аппарат — это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел – это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел – это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.
    Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.
    1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;
    2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи;
    3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

  6. pharaoh Ответить

    Как уже говорилось, в коре нашего мозга есть много обширных и бескрайних зон, не связанных непосредственно с сенсорными или моторными процессами. Они называются ассоциативными зонами и занимают около 80% территории коры.
    Так вот, каждая такая ассоциативная область коры тесно связана сразу же с несколькими проекционными (сенсорными или моторными) зонами. Поэтому и считается, что в ассоциативных областях происходит ассоциация (а попросту соединение или совмещение) разносенсорной информации, в результате чего и формируются сложные элементы нашего сознания.
    Наибольшие места скопления и обитания ассоциативных областей у человека обнаружены в лобной,  затылочно-теменной и височной и областях.
    Вообще, каждая проекционная область коры, будь то сенсорная или моторная,  окружена ассоциативными областями,  причем нейроны этих областей чаще полисенсорны,  т.е. умеют реагировать на различные сигналы, поступающие от слуховой, зрительной, кожной и других систем.  И вот именно эта вот полисенсорность нейронов позволяет им объединять сенсорную информацию и  организовывать и координировать  взаимодействие сенсорных и моторных областей коры.
    Итак, лобные доли являются ответственными за осуществление высших психических функций, которые проявляются в формировании личностных качеств, разнообразных творческих процессов и влечений.
    При повреждении лобных отделов коры большого мозга, резко нарушается построение целенаправленного поведения, основанного на предвидении.
    Что это такое? Сейчас поясню:
    Например, у обезьян, повреждение этих самых лобных долей нарушает их способность решать задачи с отсроченной ответной реакцией. Проведите такой вот эксперимент: найдите где-нибудь такую вот больную обезьянку и на ее глазах поместите еду в одну из двух чашек, а чашки накройте одинаковыми предметами. Затем между обезьяной и чашками поставьте ненадолго непрозрачный экран. Потом экран уберите, и пусть обезьянка выберет одну из этих чашек. Так вот, нормальная обезьяна запомнит нужную чашку после задержки в несколько минут, а вот наша, болезлая,  с поврежденными лобными долями, увы,  не сможет  решить эту задачу, если задержка превысит всего то несколько секунд. Это и будет отсроченная ответная реакция, а точнее – ее отсутствие, т.е. такие обезьяны просто-напросто не запоминают то, что было совсем недавно из-за «поломки» нужных нейронов в лобных долях.  Что уж говорить о людях…
    Далее. В теменной ассоциативной области коры формируются субъек­тивные представления об окружающем пространстве, о нашем теле. Это становится возможным благодаря соединению и сопоставлению соматосенсорной (чувствительной), проприоцептивной (Проприоцепция – способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела, ну или  отдельных его частей) и зрительной информации.
    При повреждении наружной поверхности затылочной доли, не проекционной, а ассоциативной зрительной зоны, зрение сохранится, но тут же наступит расстройство узнавания – так называемая зрительная агнозия. Такой человек, будучи абсолютно грамотным, не сможет прочесть написанное, и будет в состоянии признать знакомого человека только после того, как тот заговорит. Ну не узнает он его «глазами» и все тут!
    Продолжаем. В височной коре расположен слуховой центр  речи Вернике, находящийся в задних отделах верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария). Эта зона асимметрична – у правшей она  находиться в левом, а у левшей – в правом полушарии.


    Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой.  При поражении слухового центра речи человек может го­ворить, излагать устно свои мысли, но не понимает чужой речи, и хотя слух  и сохранен – человек не узнает слов. Такое вот  состояние назы­вается сенсорной слуховой афазией. Такой человек  часто много говорит (логорея), но речь его неправильная (аграмматизм), при этом наблюдается замена слогов и  слов (парафазии).
    Но, речевая функция связана не только с сенсорной, но и с двигательной системой. И такой вот  двигательный центр речи у нас действительно имеется. Он рас­положен в заднем отделе третьей лобной извилины (поле 44) чаще всего левого полушария (опять же правши и левши) и был описан вначале господином Даксом в 1835 году, а затем уже господином Брока в 1861 году. При поражении моторного центра речи развивается моторная афазия – в этом случае человек понимает речь, но сам, увы,  говорить не может.


    В средней части верхней височной извилины (поле 22) находится центр распознавания музыкальных звуков и их сочетаний. А на границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39) находится центр чтения письменной речи, обеспечивающий распознавание и хранение образов письменной речи. Понятно, что поражения этого центра приводят к невозможности чтения и письма.
    Кстати, оба этих центра так же ассиметричны и находятся в разных полушариях у левшей и правшей.
    Так же в височной области расположено поле 37,  отвечающее за запоминание слов. Люди с поражениями этого поля не помнят названия предметов. При этом они очень напоминают забывчивых людей, которым постоянно приходится подсказывать нужные слова. Такой человек, забыв название предмета, четко помнит его назначение и свойства,  поэтому долго опи­сывает его качества, объясняет, что делают с этим предметом, но назвать его, хоть убей,  не может. Ну, например,   вместо слова «галстук» человек, глядя на него, говорит примерно следующее: «это то, что надевают на шею и завязывают специальным узлом, чтобы было красиво, когда идут в гости».
    Так же с височной корой связывают функцию памяти и сновидений.
    Усвоили? Тогда продолжаем! >>

  7. Нагато Ответить


    Зона Ве?рнике (1). Зона Брока? (2) – отвечают за речевую деятельность.
    Зона Брока?– это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов – моторики речи, отвечает за воспроизведение речи.
    Управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей и находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры . При его поражении нарушается артикуляция.
    Центр речи Ве?рнике, отвечающий за понимание речи, – слуховой центр речи (вторичное слуховое поле).
    Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Основная его функция – преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия
    Дугообразный пучоксоединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь
    Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст , но способен говорить.
    Афазия – гр. aphasia – полное или частичное нарушение речи. Диагноз афазии ставят при центральных нарушениях любых сторон речи – называния предметов, поиска слов, грамматического строя речи, понимания речи.
    Т.о. весь речевой аппарат с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части:
    1) Все, что ниже гортани– нижний этаж речевого аппарата
    Состоит из:
    двух легких,
    двух бронхов,
    трахеи
    диафрагмы
    Нагнетает струю выдыхаемого воздуха напряжением мускулов диафрагмы.
    Образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

    2) Гортань – средний этаж речевого аппарата.
    Состоит из двух больших хрящей. Выступ одного из них (щитовидного хряща) в просторечии называется «адамовым яблоком» или «кадыком»). Эти хрящи образующих остов гортани, внутри которого наклонно натянуты мускулистые пленки в виде занавеса. Центральные края занавеса из мускулистой пленки – голосовые связки.

    1. вдох,
    2. выдох и при произношении глухих согласных и глухих гласных (топот, локоть)
    3. человек запыхался и тяжело дышит или гортанный шуршащий звук, придыхание
    4. щелчок в гортани, или, иначе, гортанный взрыв
    5. шепот
    6. колебание напряженных связок – очень высокие звуки – это фальцет
    7. колебание напряженных связок – образование голоса
    3) Все выше гортани– верхний этаж речевого аппарата – резонатор, источник образования звуков речи.
    Подразделяется на две полости: ротовую и носовую
    полость глотки(фаринкс), где расположен хрящ надгортанника

    Носовая полость – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию носовой (назальный) тембр
    Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого неба и в некоторых случаях надгортанника.
    Нёбо разделяет ротовую и носовую полости: передняя часть – твёрдое нёбо; задняя часть – мягкое нёбо(нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком.
    Язык – самый подвижный из органов речевого аппарата. Состоит из: корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости); спинки (задняя, средняя и передняя части); особо можно выделить кончик языка.

    Зубы
    Губы – более подвижна нижняя.
    Альвеолы – бугорки, расположенные за верхними зубами.
    Верхняя и нижняя челюсть(нижняя подвижна)

  8. нечёси Ответить


    На протяжении 150 лет знаменитый центр Брока рассматривался как командный центр человеческой речи, включая произношение звуков. Ученые из Беркли и Университа Джона Хопкинса оспорили старое предположение новыми данными — оказалось, что центр Брока на самом деле выключается, когда человек говорит вслух. Статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.
    Зона Брока, названная так по имени первооткрывателя, хирурга Пьера Поля Брока, находится в лобной доле мозга, в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (44 и 45 цитоархитектонические поля по Бродману). Она является важным центром производства речи, но ее роль в динамике языковых сетей коры в значительной степени была неизвестна.
    Исследователи проследили за электрическими сигналами мозга семерых больных эпилепсией пациентов во время вокального повторения написанных и произнесенных слов. Ученые регистрировали сигналы, проходящие от слуховой коры мозга, которая отвечает за анализ услышанной речи, к центру Брока, где происходит подготовка слова к произношению, и к моторной коре, когда пациенты, наконец, произносили слова вслух.

  9. Magic Wolf Ответить

    Головной мозг младенца содержит кое-что, чего нет в мозге взрослого человека.
    Например, в нем имеются связи между слуховой и зрительной зонами коры, а также между сетчаткой и той частью таламуса, в которую поступает информация о звуках.
    Эти связи, вероятно, и позволяют младенцам «видеть» звуки и «слышать» цвета. Иногда такие способности сохраняются у взрослых (синестезия). Младенцам свойственны бурные проявления эмоций, но те участки мозга, которые связаны у взрослых с сознательным переживанием эмоций, у новорожденных младенцев неактивны.
    Поэтому проявляемые ими эмоции могут быть бессознательными.
    Выражение «бессознательные эмоции» может показаться парадоксальным: что такое эмоции, если не осознанные чувства? Но на самом деле сознательное переживание эмоций чем дальше, тем больше представляется лишь одним небольшим и иногда несущественным элементом системы механизмов выживания, работающих (даже у взрослых) преимущественно на бессознательном уровне.
    Отсюда не следует, что травмы, полученные в раннем возрасте, вообще не имеют значения. Даже если бессознательные эмоции не вызывают осознанных ощущений, они вполне могут запечатлеваться в мозге не хуже, чем сознательные. Мы не помним ничего, что происходило с нами примерно до трех лет, потому что до этого времени гиппокамп (область мозга, связанная с формированием долговременной памяти) остается незрелым. Однако эмоциональные воспоминания могут храниться в миндалине—крошечной структуре в глубине мозга, повидимому функционирующей уже у новорожденных21. От того, как с ребенком обращаются в первые годы жизни с характерной для них потерей памяти, может зависеть даже то, как будут функционировать его гены. Гены крысят, которых хорошо кормят, работают иначе, чем гены их однояйцевых близнецов, о которых заботятся хуже, так что в мозге благополучных крысят происходят изменения, ведущие к уменьшению тревожности. Результаты исследования клеток мозга взрослых самоубийц, в детстве ставших жертвами жестокого обращения, заставляют предположить, что подобные явления свойственны и людям.
    По мере взросления продолжается миелинизация аксонов в мозге младенца, и все больше участков мозга оказываются «в сети». Теменные доли коры начинают работать довольно рано, обеспечивая ребенка интуитивным осознанием фундаментальных пространственных свойств окружающего мира. Игра, в которой взрослый закрывает и открывает лицо, увлекает младенцев, чья теменная зона уже работает, потому что, как им известно, закрытое руками лицо не может исчезнуть, но те модули мозга, что однажды позволят им понять, почему, еще незрелы.
    Лобные доли по-настоящему «запускаются» примерно в шестимесячном возрасте, благодаря чему у младенцев наблюдаются первые проблески когнитивных способностей. К году лобные доли получают управление над устремлениями лимбической системы. Если предложить годовалому ребенку две игрушки, он выберет одну из них, а не будет пытаться схватить обе. Примерно до года младенцы представляют собой, по выражению одного специалиста по возрастной психологии, «устройства, подобные роботам»: их внимание можно привлечь едва ли не любым зрительным стимулом. После этого возраста у них формируются собственные жизненные планы (отнюдь не всегда согласующиеся с планами окружающих).
    Речевые зоны становятся активными на втором году жизни. Зона, ответственная за восприятие речи (зона Вернике), «выходит в сеть» примерно после двенадцати месяцев жизни, а еще примерно через восемнадцать месяцев к ней присоединяется зона, ответственная за способность говорить (зона Брока). Так что в жизни маленьких детей есть непродолжительный период, в течение которого они понимают больше, чем могут сказать. Связанные с этим затруднения, возможно, играют немалую роль в приступах «вредности», характерных для двухлетних детей.
    Примерно в то же время, когда активизируются речевые зоны, начинается интенсивная миелинизация префронтальной коры лобных долей. В этот период у детей развивается самосознание: ребенок больше не тычет пальцем в свое отражение в зеркале. А если мазнуть ребенка цветной пудрой, когда он смотрит на себя в зеркало, он просто сотрет этот мазок с лица, а не станет пытаться стереть его с зеркала, как бывает в более раннем возрасте. Самосознание предполагает возникновение внутреннего исполнителя— то самое «я», которое, по словам многих, ощущается как нечто существующее в голове.
    Созревание некоторых участков мозга занимает многие годы. Например, ретикулярная формация, играющая важную роль в поддержании внимания, полностью миелинизируется обычно только к периоду полового созревания или позднее. Именно поэтому дети препубертатного возраста отличаются невысокой продолжительностью концентрации внимания. Лобные доли оказываются полностью миелинизированы только у вполне взрослых людей. Эти части мозга отвечают за мышление, рассудок и подавление эмоций, и до их созревания люди в целом больше руководствуются чувствами и меньше— разумом. В связи с этим молодые взрослые эмоциональнее и импульсивнее людей старшего возраста, они сильнее склонны к неоправданному риску и совершению преступлений в состоянии аффекта.
    Человеческий мозг пластичнее всего в младенчестве. Из мозга младенца можно удалить целое полушарие, и система связей оставшегося полушария перестроится так, чтобы взять на себя функции их обоих. Обычно ей удается научиться делать даже то, на что в норме способно только другое полушарие. Однако по мере взросления работа мозга распределяется все жестче и дифференцируется все сильнее. К тому времени, когда мы становимся взрослыми, ландшафты головного мозга каждого из нас оказываются настолько своеобразными, что невозможно найти двоих, кто совершенно одинаково смотрел бы на одно и то же. Например, совместный просмотр фильма может вызывать у человеческой пары совершенно разные конфигурации нейронной активности, потому что эти двое будут обращать внимание на разные стороны того, что они видят, и ассоциировать наблюдаемое с какими-то своими мыслями и воспоминаниями. Например, она будет гадать, когда же мытарства влюбленных подойдут к счастливому концу и можно будет поужинать, а он будет тем временем вспоминать бывшую подругу, похожую формой верхней губы на симпатичную героиню фильма.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *