Каким образом фонетика связана с орфоэпией и графикой?

9 ответов на вопрос “Каким образом фонетика связана с орфоэпией и графикой?”

  1. ZaRaZkA Ответить

    Перечень букв в определенном порядке
    Слова, расположенные в алфавитном порядке
    Раздел науки о языке, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением
    Одна буква пропущена в слове
    Укажите слово с приставкой ПРЕ-.
    Укажите слово с ударением на втором слоге.
    Укажите слово с пропущенной буквой Е.
    Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
    Укажите слово с пропущенной О после шипящих.
    Вставьте соединительную гласную О.
    Укажите слово с Ь.
    Укажите слово с пропущенной буквой О.
    Укажите слово, в котором больше звуков, чем букв.
    Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей
    Буква и знак препинания как единица раздела науки о языке «Графика. Орфография» называется
    Раздел грамматики, тесно связанный с орфографией, в котором изучаются орфографические правила
    Укажите слова, в которых после буквы Ц пишется Ы.
    Укажите слова, в которых после Ж, Ч, Ш, Щ пишется буква О.
    Укажите слова, в которых пишется буква э.
    Укажите слово (слова), в котором (которых) пишется твердый знак.
    Определите правильный перенос слов.
    Укажите, в каких случаях пишется приставка ПРЕ-.
    Ослабленное, менее отчетливое произношение гласного звука в безударном положении, а согласного – при стечении других согласных или на конце слова. О каком понятии идет речь?
    Укажите слова, которые пишутся с заглавной (прописной) буквы.
    Укажите, в каких словах мягкий знак не пишется.

  2. OGOHY Ответить

    Обучение фонетике опирается на следующие методические (общеметодические) принципы: экстралингвистический; функциональный; принцип межуровневых и внутриуровневых связей; нормативно-стилистический; исторический.
    При обучении фонетике следует учитывать частнометодические принципы:
    опора на речевой слух учащихся; рассмотрение звука в морфеме; сопоставление звуков и букв.
    Итак, содержание работы по фонетике, графике, орфоэпии регламентируется программами по русскому языку; упражнения по фонетике обычно комбинируются с орфоэпическими и орфографическими, а также с обучением выразительному чтению.
    В процессе изучения фонетического материала выполняются фонетические упражнения. Среди них выделяются следующие (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997):
    – деление речевого потока на слова; слогоделение; звуковой и слоговой синтез (составление слогов и слов из звуков); соотнесение звуков и букв;
    – выделение и характеристика отдельных звуков – гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.;
    – обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин;
    – обнаружение и объяснение действия законов фонетики (ре­дукция гласных [о], [а], оглушение звонких согласных и озвонче­ние глухих);
    – транскрибирование с мотивировкой и пр.
    Примеры таких упражнений:
    1. В данном тексте подчеркнуть слова, в которых количество звуков совпадает с количеством букв. Мир миру, дружба между народами, борьба за счастье людей – вот те ясные и благородные цели, которые ставит перед собой каждый человек.
    2. Составить рассказ, включив в него приводимые ниже слова, и затем выписать из него те слова, в которых букв больше, ем звуков. Снег, если, комья, буря, буран, метель, мрак, ночь, свет, юг, вьюга.
    3. В каких из следующих слов есть по два рядом стоящих гласных звука? Клюет, поохотился, мобилизует, появление, своей, наугад, паять, неудачный, поющий, боевой, приоткрыл, боязнь.
    Одним из видов языкового анализа в связи с изучением фонетического материала является фонетический разбор. В зависимости от учебных задач фонетический разбор может быть полным или выборочным, проводиться в письменной или устной форме. В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков и др.).
    Орфоэпия в школьном курсе русского языкаОрфоэпия – раздел лингвистики, изучающий «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с норами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке» (Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984).
    Наиболее приемлемым и обоснованным для школы следует принимать второй подход к объему понятия «орфоэпия», так как произношение и ударение есть специфические проявления устной речи, взаимосвязанные и взаимообусловленные, обычно неотражаемые в должной мере на письме. К тому же комплексное изуче­ние норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать задачи формирования и развития произноси­тельных умений и навыков.
    Произношение охватывает состав различаемых в данном язы­ке фонем, их качество, их изменения в определенных фонетиче­ских условиях, т. е. прежде всего – фонетическую систему. Несмот­ря на то что фонетическая система – основное в произношении, она не покрывает собой полностью понятия «произношение». Кроме того, в понятие «произношение» входит звуковое оформление от­дельных слов или групп в той мере, в какой оно не определяется системой языка. Так, например, в ряде слов на месте орфографи­ческого сочетания чн произносится [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица и др. В ряде случаев отмечается двоякое произношение: сливо[шн]ьш и сливо[ч’н]ый, було[шн]ая и було[ч’н]ая и др. При лю­бом произношении этих слов фонетическая система русского язы­ка в равной мере допускает оба сочетания – как [шн], так и [ч’н]. Таким образом, перед нами в данном случае явление, относящееся к произношению, но не определяющееся фонетической системой. Произношение звука [ш] или [ч’] перед [н] в каждом отдельном слове определяется традицией, принадлежностью слова к тому или иному стилю (высокому или разговорному), стилистической ок­рашенностью речи, но отнюдь не фонетическими условиями.
    Наконец, в понятие произношения входит звуковое оформле­ние отдельных грамматических форм (например, родительного падежа слов на -ого, -его; возвратных суффиксов глаголов; прила­гательных на -кий, -чий и т.п.), что выходит за рамки фонетиче­ской системы, но характеризует произношение как таковое. Все эти и подобные случаи, не всегда относящиеся к фонетической системе русского языка, тем не менее относятся к произношению. Следовательно, произношение представляет собой понятие более широкое, нежели фонетическая система, хотя она и служит базой произношения.
    Важной стороной орфоэпии является ударение, т.е. «звуковое выделение одного из слогов слова» (Р. И.Аванесов).
    Ударение в русском языке характеризуется следующими основ­ными признаками:
    1) ударный слог произносится с большей силой; ударение ха­рактеризуется большей громкостью ударного слога;
    2) ударный слог выделяется большей длительностью;
    3) ударный слог в отличие от безударного характеризуется зна­чительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.
    Отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность. Русское ударение является разноместным, потому что может быть в слове на любом слоге (книга, руч­ка – на первом слоге; учебник, тетрадь — на втором; ударение, орфоэпия – на третьем и т.д.).
    Вместе с тем русское ударение, будучи в одних словах непод­вижным, в других является подвижным, так как при образовании разных грамматических форм одного и того же слова его место может меняться (сравните: календарь – календаря; дневник – днев­ника). В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. По данным ученых, большая часть слов русского языка (око­ло 96 %) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4 % являются наиболее употребительными словами, которые и со­ставляют базисную лексику языка1. К сожалению, твердых правил о том, на каком слоге ставить ударение, в большинстве случаев нет, и в каждом подобном случае необходимо запомнить слово вместе с ударением.
    Таким образом, ударение является весьма важной стороной оформления устной речи, хотя оно и не относится в русском язы­ке к области произношения в собственном смысле слова.
    Комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать проблемы формирования и развития произносительных умений и навыков. Цель орфоэпических упражнений – развить речевой слух, формировать у учащихся устойчивые умения и навыки в самостоятельном решении вопросов произношения и ударения.
    В задачи обучения орфоэпии входит: 1) формирование и разви­тие речевого слуха учащихся, т. е. способности фиксировать внима­ние на фонетических особенностях звучащей речи, а также анали­зировать ее с точки зрения соблюдения норм литературного языка; 2) систематическая и целенаправленная работа по формированию орфоэпических умений и навыков на основе соответствующих зна­ний; 3) развитие у школьников языкового вкуса и чутья, неравно­душного отношения к ненормированному произношению, фор­мирование навыков речевого самоконтроля; 4) налаживание еди­ного речевого режима в школе; 5) языковое самообразование, ре­чевое самосовершенствование учителя (Львов М.Р. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М., 1989).
    К наиболее типичным видам орфоэпических упражнений относятся следующие:
    1) прослушивание образцов произношения;
    2) повторение образцов, их копирование;
    3) работа со словарями ударения и произношения и др.
    Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от видов упражнений, их регулярности и последовательности проведения. К сожалению, в современных школьных учебниках не прослеживается система орфоэпических упражнений, необходимо совершенствовать орфоэпическую работу на уроках русского языка.
    При обучении орфоэпии следует учитывать стили произноше­ния. Известно, что в произношении выделяются три стиля – раз­говорный, нейтральный и высокий. При обучении же русскому литературному произношению и ударению берется за основу ней­тральный стиль, объединяющий в себе черты высокого и разго­ворного стилей произношения. Это и понятно, поскольку нейт­ральные языковые, в частности фонетические, единицы уместны в любой обстановке общения, в любой речи и преобладают в уст­ных и письменных высказываниях любого рода, к тому же стили­стическая окрашенность языковых средств воспринимается только на фоне именно нейтральных единиц.
    Орфоэпия, будучи составной частью науки о языке, опирается на соответствующие нормы, под которыми понимается «совокуп­ность явлений, разрешенных системой языка и являющихся обя­зательными для всех носителей данного языка».
    Естественно, что литературный язык предполагает строгий от­бор языковых фактов в качестве нормы. При этом учитываются, с одной стороны, языковые традиции, в чем состоит устойчивость нормы, с другой – прогрессивные тенденции в развитии языка, и в этом проявляются динамизм и гибкость норм современного русского литературного языка.
    В методическом плане вопросы обучения графике и орфоэпии следует решать в сопоставительном плане, выявляя при этом соотношение между буквами и звуками. В орфоэпических ком­ментариях нуждается терминология этих разделов, особенности про­изношения названий ряда букв и др. Все это в свою очередь позво­лит исправить или предупредить орфоэпические ошибки, наибо­лее часто встречающиеся в речи школьников.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *