Каким образом классифицируют виды искусств что такое синтетические искусства?

12 ответов на вопрос “Каким образом классифицируют виды искусств что такое синтетические искусства?”

  1. Нетусвету Ответить

    Синтетические виды искусства
    Список литературы
    1. Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972.
    2. История западноевропейского театра, т, 1-6, М., 1974.
    3. Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.
    4. Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66.
    5. Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1—2, М., 1958—63.
    6. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

           Синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относится прежде всего театр (драматический и оперный), “впитавший” литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство; балет, использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру, овеянные определенной дозой сексуальности; эстрадное искусство, представляющее самый разнообразный набор спаянных конферансом художественных номеров в виде пения, декламации, танцев, иллюзионизма, акробатики; цирк, где отчетливо преобладает спортивный и смеховой элемент, а главное, в зрелищный ряд вовлекаются представители животного мира. Синтетические искусства не следует путать с близким понятием синтеза искусств, когда речь идет, например, об архитектурном сооружении, которое украшено скульптурами, живописью, окружено садово-парковым ансамблем и т.п.
    Театр
    Театр (от греч. thiatron – место для зрелищ; зрелище), род искусства.
    Театр – форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Художественного подъёма театр достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его устремления.
    Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей, мировоззрения, идеологии совершается в театре посредством драматического действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Борьба характеров, раскрытие общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя.
    Основой театрального представления является драма. Литературное произведение театр переводит в область сценического действия и специфической театральной образности; характеры, конфликты драмы получают воплощение в живых лицах, поступках. Слово, речь – важнейшее средство, которым вооружает театр драма. В театре слово также подчиняется законам драматического действия. В одних случаях он превращает речь в средство бытовой характеристики персонажа, в других – раскрывает через словесную ткань роли сложные конфликты сознания и психологии героя. Речь на сцене может иметь форму пространного высказывания (монолог), протекать как разговор с партнёром (диалог), адресоваться зрителю или звучать как размышление героя, его “внутренний монолог” и т. д.
    Театр – искусство коллективное. Спектакль – произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих других. В основе спектакля лежит режиссёрская интерпретация пьесы, её жанровое, стилистическое решение. Действие спектакля организовано во времени (темп, ритм, нарастания и спады эмоционального напряжения) и в пространстве (разработка сценические площадки, принцип её использования, мизансцены, декорации, движение и пр.).
    Главный носитель театрального действия – актёр, в творчестве которого воплощена суть театра.: способность захватывать зрителей художеств. зрелищем непосредственно протекающей у них на глазах жизни, творческим процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её толкования режиссёром – постановщиком спектакля. Но и в системе строго организованного спектакля актёр остаётся самостоятельным художником, способным лишь ему одному доступными средствами воссоздать на сцене живой человеческий образ, передать сложность и богатство человеческой психологии.
    Работа над собой и над ролью в процессе репетиций составляют, как считал К.
    С. Станиславский, две неразрывно связанные между собой стороны деятельности актёра.
    Часто актёр создаёт на сцене образ, несходный с его собственным, в разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении облика, характера персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жеста. История мирового театра знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.
    В музыкальном театре действие воплощается средствами музыкальной драматургии, в основе которой лежат общие законы драмы – наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе противодействующих сил, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла. В каждом из видов музыкально-сценического искусства эти общие закономерности находят специфическое преломление соответственно природе их выразительных средств: в опере происходящее на сцене действие выражается музыкой, то есть пением действующих лиц, а также звучанием оркестра; в балете роль, аналогичная пению в опере, принадлежит танцу и пантомиме. Вместе с тем и в том и другом случае музыка является главным обобщающим средством, связывающим все элементы драмы воедино. В оперетте, представляющей разновидность оперы с разговорным диалогом, большое значение имеют куплетная песня и танец. Выразительные средства драматического, оперного и хореографического искусств, эстрадной и бытовой музыки используются в жанре мьюзикла.

    ОПЕРА

    Опера – часть театрального искусства.
    В самом общем виде оперу можно определить как театральное представление, в котором не говорят, а поют. Пение и песня составляют непременную составную часть этого искусства. Здесь песня выступает в разных формах: это ария — песня — монолог, песня-признание; дуэт — песня-диалог; речитатив — имитация разговорных форм в музыке и т. д. Особое место в опере занимает хоровое пение, в котором раскрывается не индивидуальный, а массовый образ — образ народа или какой-то большой группы людей. В некоторых операх хоровые формы играют ведущую роль. Это характерно для музыкальных народных драм. В качестве примера можно привести гениальные оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».
    Разумеется, опера — не только песня. Это и та музыка, которая существует в опере и вне непосредственной связи с песней. И игра актера-певца. И элементы изобразительного искусства— в декорациях, в бутафории. Опера — искусство синтетическое. Но при этом, как и во всяком виде и жанре искусства, в ней есть свое ведущее начало. Такое начало в оперном искусстве — именно музыка, песня. В первую очередь она и делает оперу неповторимым искусством духовно-возвышенной правды.
    В силу особой природы своей образности опера передает преимущественно внебытовую, поэтическую сторону жизни. Гончаровская «Обыкновенная история» или чеховская «Скучная история», при всей глубине их содержания, едва ли могли бы послужить хорошей сюжетной основой для оперного спектакля. Оперное либретто может представлять собой грустную, трагическую или героическую историю, но только не «обыкновенную» и не «скучную». Опера вся строится на пении. Но, как сказано, «девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах». Петь можно отнюдь не на любую тему. Тут есть свои запретные области и с ними нельзя не считаться, поскольку они обусловлены внутренними законами самого искусства.
    БАЛЕТ

    Ближе других искусств к опере находится балет. Балет (от франц. balleto и лат. ballo – танцую),  — это сочетание музыки и хореографии (танца, пантомимы). О нем можно сказать, что он «вдвойне музыкален». Здесь господствует стихия музыки звучащей и не менее того — зримой. Танец в балете есть такая «зримая музыка». Только внешне он представляется немым. По существу, в основе танца заключена музыка, наполняющая его изнутри.
    Эта музыкальная наполненность и одновременно «невыразимость» хореографического образа имеет следствием то, что содержание балета не поддается прямому «пересказу» и не может быть достаточно полно и точно выражено путем словесных разъяснений. Балетный образ носит многозначный, обобщенно-символический характер. Сведение сущности балетного образа к бытовому смыслу не только не объясняет его, но и во многом разрушает. В этом случае происходит то же самое, что и со всякого рода изложениями содержания симфонических произведений.
    Балетное искусство, как и оперное, не допускает слишком заземленного сюжета. Разумеется, в искусстве не может быть категорических запретов. Но невозможна и абсолютная свобода. Можно, например, перевести на язык балета даже «Анну Каренину» Толстого. Родион Щедрин и Майя Плисецкая доказали, что можно. Однако этот перевод отнюдь не адекватный — он намерение выборочный. Понять проблематику толстовского социального романа по балету Щедрина не просто трудно, а невозможно. Балет на это и не претендует. «Анна Каренина» Щедрина—песнь прекрасной и трагической любви. Это балет по мотивам даже не романа Толстого, а толстовского сюжета. То же самое можно сказать и о «Дон Кихоте» Минкуса, и о «Медном всаднике» Глиэра и т. д. Сам отбор сюжетного материала в подобных балетах показывает, что балетное искусство может и чего не может. Оно не может быть ни слишком бытовым, ни излишне назидательным, ни сиюминутно-злободневным.
    Балет, как и музыка, способен передать тончайшие оттенки чувства и высочайшие, грандиознейшие, героические его взлеты. Но балет не в силах передать обыденных и прозаических действий, он не может изъясняться прозой, даже если за нею скрыты вдохновенные идеи, великие помыслы».
    Возникновение балета. Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в 15–16 вв. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в 16 в. и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет – синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным. 20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.
    Цирк.

    ИСТОРИЯ ЦИРКА. Первый известный нам стационарный цирк — Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н.э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Собственно, конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула. Позднее здесь возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Здание украшалось статуями, бронзой, позолотой; появлялись привилегированные места для знатных римлян, сенаторов, позже — императорская ложа. Увеличивалась площадь арены, количество загонов для размещения лошадей и диких зверей, а также количество мест для зрителей. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тыс. человек. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.
    Все стационарные цирки в определенном смысле можно назвать проводниками официального искусства развлечений. Незамысловатые жестокие и кровавые зрелища (масштабные гладиаторские бои, травля диких зверей и гонки колесниц) пользовались безусловной популярностью во всех слоях общества.
    Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как, собственно, и в Древней Греции, Византии, Китае и др. странах) были известны и бродячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях, и воплощали принципиально иной вид циркового искусства — незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям.
    Собственно, это разделение на “официальное” и “демократичное” направления существовало в цирковом искусстве Европы до начала 19 в. В стационарных и полустационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные ко вкусам аристократической публики: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения, и т.п. А в балаганах и на площадях давали свои представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны-фигляры.
    В 1807 в Париже открылось вновь выстроенное здание Олимпийского цирка, куда из балаганов переходит ярмарочный акробат Ж.Б.Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с приемами клоунады. Это стало началом нового этапа развития циркового искусства. Цирк уверенно пошел по пути синтеза всех возможных жанров в одном представлении. А с середины 19 в. увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло семимильными шагами.
    Уже к началу 20 в. структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. В воздушной гимнастике появляется новое амплуа — т.н. “ловитор” (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые исполняется номер “перекрестный полет”. Происходит и переворот в искусстве канатоходцев: пеньковый канат заменяется неизмеримо более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. Появляется новый жанр: икарийские игры. В начале 20 в. новый атрибут получают акробаты и гимнасты: подкидную доску, увеличивающую высоту прыжка. А с технической революцией начала 19 в. коренным образом трансформируются и множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники: от “гонок по вертикальной стене” до “полета из пушки на луну”; от “феерий на воде” до бурного всплеска новых возможностей “иллюзиона”.
    Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение цирка связано с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа, а также с возникновением новых ремесел и профессий, и даже — с основами рекламы.
    Так, пантомима развивалась из ритуальных обрядов первобытного общества, призванных обеспечить удачную охоту. Чревовещание (т.н. “энгустримизм” или “вентрология”) идет от камлания шаманов, свершающих культовое действо.
    Укротители ведут свою родословную от гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями, а также — от первых христиан-мучеников, отдаваемых в Древнем Риме на публичное растерзание львам и тиграм.
    Конный цирк берет свое начало от античных гонок колесниц и конных ристалищ, бывших любимым развлечением древних римлян; позже, начиная с 16 в. развитию конного цирка способствовали многочисленные школы верховой езды, связанные с необходимостью особой подготовки всадников, участвующих в конных боях. А вот другая разновидность конного цирка, джигитовка, появилась и окрепла в среде кочевых народов Востока, так как связана с совершенно иными навыками верховой езды.
    Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.
    Номера факиров и манипуляторов известны с древних времен и ведут свое начало от культовых обрядов, а вот становление циркового иллюзиона обусловило гораздо более позднее развитие технических возможностей: сначала — изобретение амальгамы и появление зеркал, позже — электрического освещения и разнообразных сложных механизмов.
    Совершенствование технических приемов привело и к развитию жанра феерии, когда манеж вместо традиционного песка заполняется водой или льдом.
    Разные жанры рождались и крепли в разное время, вместе с ними рождались и менялись основные приоритеты зрителей. Однако цирк в целом всегда представлял собой наиболее демократичный вид искусства, так как пользовался огромной популярностью практически среди всех возрастных и социальных категорий зрителей. Причины этого чрезвычайно сложны и многообразны.
    Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, недоступные обычному зрителю. Они жонглируют гирями и поднимают огромные тяжести (“силовые акробаты”); показывают необычайную гибкость (“каучук”); глотают огонь или дрессируют змей (“факиры”); летают по воздуху (“воздушные гимнасты”); жонглируют самыми разнообразными предметами, в том числе — ногами (“икарийские игры”); находят общий язык с домашними животными (“дрессировщики”) или вступают в непосредственный контакт с дикими животными (“укротители”). Выдающиеся возможности вызывают у зрителей восхищение и гордость.
    Вторая причина популярности цирка основана на более низменных чувствах: желании “пощекотать нервы”, ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста; на подсознательно ощущаемой возможности оказаться свидетелем несчастного случая. Это, несомненно, является рудиментом наивно-жестоких воззрений первобытного строя и языческих обычаев античности. Классическое требование римской черни: “Хлеба и зрелищ!” (лат. “Panem et circenses”) в дословном переводе означает: “Хлеба и цирковых игр”, и связано непосредственно с кровавыми гладиаторскими боями и травлей диких зверей. С распространением христианства и формированием принципов современной этики подобные воззрения закономерно перешли в категорию “социально неодобряемых”. Однако и сегодня цирковое искусство в определенной степени эксплуатирует подобное архаическое чувство. Недаром в языке бытует устойчивое словосочетание “смертельный номер”, идущее от старой рекламы цирковых представлений; а предметом гордости многих воздушных гимнастов и сегодня является работа “без страховки” — натянутой сетки или т. н. “лонжи” (страховочного троса, прикрепленного к поясу гимнаста).
    Третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно — клоунады. “Шут”, “гаер”, “паяц”, “дурак” — это, по сути, синонимы слова “клоун”. Хотя официально признанной главной функцией подобного персонажа являлось развлечение публики, традиционно шуты присваивали себе право говорить о самых сложных и актуальных проблемах современности. При этом они имели возможность обращаться практически к любым категориям населения: от кесарей (придворные шуты) до самых нижних социальных слоев (странствующие комедианты). В условиях жесткого цензурного гнета (будь то времена инквизиции или диктатуры) это был единственный способ сказать правду. Конечно, профессия шута была сопряжена с опасностью для жизни; однако преувеличенно наивная манера подачи злободневной информации давала клоуну большие шансы остаться в живых.
    При видовой общности циркового искусства, цирки разных времен, народов, а также — ориентированные на разные социальные группы зрителей, обладали своими отличительными особенностями.
    Эстрада.
    Эстрада, вид сценического искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или нескольких артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрительному залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это главным образом тут же на эстраде, в некоторых случаях используя парики, детали костюма и др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологической разработки образа, стремятся создать определённую маску. В искусстве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно преимущественно строится на современном, более того, злободневном материале, использует свои специфические жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатический танец, манипуляцию и др.
    Истоки Э. — в выступлениях бродячих артистов (скоморохов, жонглёров, шпильманов и др.) главным образом на народных гуляньях, а с середины 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники, зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом в балаган. Ярмарочные зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со 2-й половины 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок.
    Другим источником Э. стали дивертисменты — концерты после основного оперно-балетного или драматического спектакля, в которых исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы. С середины 19 в. в дивертисментах участвовали музыканты-солисты, рассказчики, исполнители куплетов, позже арий и дуэтов из оперетт.






  2. Нептун Ответить

    1)Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство,архитектура, фотография. музыка, литература.хореография,литература, театральное искусство,киноискусство.
    4)СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относится прежде всего театр (драматический и оперный) , впитавший» литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство и т. п. ; балет, использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру, овеянные определенной дозой сексуальности; эстрадное искусство, представляющее самый разнообразный набор спаянных конферансом художественных номеров в виде пения, декламации, танцев, иллюзионизма, акробатики и т. п. ; цирк, где отчётливо преобладает спортивный и смеховой элемент, а главное, в зрелищный ряд вовлекаются представители животного мира.
    5)ТЕЧЕНИЯ:абстракционизм,авангард,модернизм,маньеризм,дадаизм,єкспрессионизм,фовизм.НАПРАВЛЕНИЯ:гиперреализм,импрессионизм,классицизм,концептуализм,натурализм,сюрреализм,примитивизм.

  3. Nak Ответить

    Музыка – вид искусства акустического восприятия, отличается интенсивным действием на эмоциональные сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.
    Синтетические искусства – виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.
    «Технические искусства» в развитых формах возникли сравнительно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Характерный пример – создание «светомузыки», суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез «мелодию» меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевидение.
    Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. «deccoro» – украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его индивидуальные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов.
    Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды.
    Рассмотренные принципы классификации произведений искусства носят самый общий характер, в значительной мере опираются на традицию и не исчерпывают возможности их дальнейшего уточнения и совершенствования.
    5.3 Направления, течения и стили в искусстве
    в историческом развитии

    Направления, течения и стили в искусстве являются своеобраз­ными «визитными карточками», отмечающими напряженную ду­ховную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как лицо — «зеркало души» отдельного человека, искусство — зеркало души своего народа и своего вре­мени.
    В самом общем виде направления, течения и стили в искусстве можно определить какисторически сложившуюся общность художественных призна­ков в том или ином виде искусства (или одновременно в несколь­ких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обус­ловленную единством идейно-эстетических устремлений творчес­кого меньшинства.
    Романский стиль (лат. romanus – римский) – стилевое на­правление в западноевропейском искусстве Х-ХПI вв., проявив­шееся прежде всего в архитектуре и скульптурном декоре, а так­же в росписях крупных соборов, обычно располагавшихся на воз­вышенностях. Религиозные сооружения романского стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на ко­лонны, а также многофигурными скульптурными композициями, создавая впечатление мощности и определенной приземленности в отличие от готического стиля.
    Готический стиль пришел на смену романскому стилю в Ев­ропе XIII-XVI вв. и также связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусст­вом (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль от­личается величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов характерны вертикальность ком­позиций, устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезны­ми окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву и так­же резной раскрашенной религиозной скульптуры. Наиболее из­вестные готические сооружения – Собор Парижской Богомате­ри, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе.
    Барокко (итал. barocco – странный, причудливый) – стиль в западноевропейском искусстве – архитектуре, музыке, живопи­си, литературе, декоративном искусстве конца XVI – середины XVIII вв., для которого характерны: стремление к величию и пыш­ности; богатство декоративных элементов, обычно криволиней­ных форм (завитков, спиралей и т.п.); повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю, как, например, в садово-парковом искусстве. Яркий след стиль барокко оставил, к примеру, в архитектуре Санкт-Петербурга (Зимний дворец). Ма­нерностью, «капризностью», витиеватостью, избытком украша­тельства этот стиль был выражен в музыке и литературе.
    Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль и на­правление в искусстве и литературе XVII – начала XIX вв., озна­меновавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рациона­лизм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время оп­ределенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» – вре­мени, места и действия – в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т. п. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.
    Рококо (франц. rocaille – раковина) – менее известный, чем другие, стиль в искусстве Западной Европы, преимущественно Франции XVIII в., занимающий «промежуточное положение» между барокко и классицизмом. Отражая главным образом вку­сы дворянской элиты, этот стиль получил особо широкое распро­странение при Людовике XIV и поэтому иногда обозначается его именем. Наиболее ярко он выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве (мебель, росписи на фарфо­ре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Определяющая черта стиля «рококо» – стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутрен­него убранства.
    Сентиментализм (франц. sentiment – чувство) – художе­ственное течение в западноевропейском и американском искус­стве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в ре­зультате разочарования в положительной роли «цивилизации», «царства разума». Противопоставляя разуму культ чувства как до­минанту художественного творчества, как инструмент познания мира, сентиментализм идейно восходит к знаменитому высказы­ванию Ж.-Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство – никог­да!». С чисто формальной точки зрения сентиментализм не выра­ботал собственной эстетики, занимая промежуточное положение между предшествующим классицизмом и нарождающимся роман­тизмом, предвестником которого он явился.
    Романтизм широкое идейное и художественное направ­ление в западной и русской культуре, охватившее все виды ис­кусства и гуманитарную науку в конце XVII – начале XX вв., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, моло­дого буржуазного общества вообще. Романтики выступали про­тив формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли боль­шой интерес к фольклору, демократическим, народным явле­ниям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеа­лизируя их и наследуя из них сказочный элемент, дух карна­вальной вольности, склонность к гротеску. Центром романтического движения стала Германия в лице ее философов и поэтов – братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллин­га и многих других. Выдающимися представителями российского романтизма в литературе стали В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев; в живописи – О.А. Кипренский и др. Роман­тизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.
    Реализм (позднелат. realis – вещественный, действитель­ный) – термин эстетики, относящийся прежде всего к литера­туре и изобразительному искусству. Он может толковаться дво­яко: в самом широком смысле – как общая установка на изоб­ражение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, «инструментальном» смысле – как творческий метод, вводимый к определенным эс­тетическим принципам.
    В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический «стержень» художествен­ной культуры человечества, существовал и продолжает существо­вать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком пони­мании, как творческий метод, он отождествляется с эпохой Возрож­дения (XIV – XVI вв.), либо с XVIII в., когда говорят о «просветительском реализме». Наиболее полное раскрытие специ­фических черт этого метода связывают с критическим реализмом XIX столетия.
    Натурализм (лат. natura – природа) – творческое направ­ление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и таких его представителей как француз Огюст Конт, англичанин Герберт Спенсер и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, «позитив­ное» знание может быть получено из отдельных специальных наук и их комплексного взаимодействия. Эстетика натурализма, ‘перенося принципы позитивизма в сферу искусства, разрабаты­валась И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде всего Эмилем Золя, воплотившим ее в своем творчестве. По их мнению,художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде «позитивной», экспериментальной на­уки. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы сказать о человеке «всю подноготную», проявляя повы­шенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.

  4. Mr.Postmen Ответить

    Архитектура;
    Архитектура – это монументальный вид искусства, целью которого является возведение зданий, которые используются для жизни и деятельности человека (жилые дома, школы, офисы и т.д.). Также здания часто служат для удовлетворения духовных потребностей людей (храмы, мечети, костелы, здания театров, кинотеатров и т.д.)
    Изобразительное искусство;
    Изобразительное искусство имеет предметную форму, которая остается неизменной во времени и пространстве. Это живопись, скульптура, графика.
    Декоративно-прикладное искусство;
    К этому виду искусства относятся изделия, которые выполнены из подручных материалов. Это могут быть изделия из глины, из дерева, из камня и т.д. Также к видам прикладного искусства можно отнести вышивание нитками и бисером, кружевоплетение, роспись на ткани, миниатюрная живопись на папье-маше.
    Литература;
    Литература – это вид искусства, сотворенный словом. В свою очередь, литература делится на различные жанры: лирика, драма, эпос, эпопея, новелла, повесть, рассказ, роман, баллада, поэма.
    Музыкальное искусство;
    Это искусство, сотворенное звуком. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.
    Хореографическое искусство;
    Хореография всегда взаимодействует с музыкой. Танец – это вид искусства, материалом для которого служат различные позы и движения человеческого тела.
    Театральное искусство;
    Основой театрального искусства является драматургия. В спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, актеров, композитора, хореографа. Спектакли отличает жанровое разнообразие: драма, комедия, трагедия, мюзикл и т.д.
    Фотоискусство;
    Одно из самых молодых видов искусства. Искусство фотографии – это взаимодействие творческого и технологического процессов.
    Киноискусство.
    Кинематограф – это воспроизведение на экране снятых на пленку движущихся изображений.

  5. Tygrasida Ответить

    Выразительными искусствами считаются музыка, танец, архитектура. Образы, создаваемые этими искусствами,не имеют прямых прообразов среди окружающих предметов или явлений, они могут вызывать лишь некоторые ассоциации. Произведения музыки, архитектуры создаются не на основе наблюдения конкретных явлений, а на основе «суммарных» впечатлений от действительности, которое художник черпает из своего внутреннего мира. Можно сказать, что эти искусства тоже создают изображения, но абстрактные. Произведения выражающие, в первую очередь, внутреннее состояние автора при всей их «неясности» подчас оказывают глубокое психологическое воздействие. В первую очередь это относится к музыке – ни одно другое искусство не способно с такой силой действовать на настроение человека, на его чувства. Не случайно во многих культурах музыкальные занятия рассматривались как способ устроения, гармонизации души. Танец так же способен захватывать зрителей, заражать определенным настроением, хотя диапазон воздействия здесь несколько уже. Поэтому он, как правило, нуждается в музыкальном сопровождении. Иное воздействие оказывает зодчество. Архитектурные образы статичны и они в большей степени нуждаются в продолжительном рассматривании, вчувствовании. Однако впечатление от архитектуры оказывается порой более глубоким – длительное пребывание человека в определенной архитектурной среде способно влиять на его внутреннее состояние, создавая психологический настрой.
    Поэзия, театр, кино занимают промежуточное положение – выразительность и изобразительность присущи им в равной степени. Такому соединению способствует соединение на сцене или на экране достижений других искусств. Однако синтетичность театра и кино не только в этом. Специфическим средством воздействия здесь выступает игра актера, которая так же соединяет изобразительность (актер изображает, «показывает» персонажа) и выразительность (мимикой, голосом, движениями выражаются различные чувства). Актерская игра является «необходимым минимумом» театрального действия, без которого оно не может состояться.
    Несколько сложнее обстоит с поэзией или словесным искусством. Главная особенность поэзии заключена в ее особом материале – слове. Слово обладает многоплановостью воздействия: несет в себе идейное содержание – мысль, создает зримые картины – образы, обладает выразительной «телесностью» – фонемой. В идеале каждое слово поэтического текста (а поэзия является как бы «идеальным образцом» литературы) гармонично сочетает в себе смысл, образ, мелодику.
    Краткое рассмотрение видов искусства позволяет оценить разнообразие сферы художественного творчества – музыка и танец, театр и архитектура по-своему раскрывают внутренний мир человека, характеризуют время их создания, культуру той или иной эпохи. Однако при историческом подходе к изучению художественной культуры приоритет, как правило, отдается изобразительным, прикладным искусствам, архитектуре. Причина этого предпочтения заключается, прежде всего, в том, что пространственные произведения способны надолго пережить время своего возникновения. Театральные представления Античности, музыка Древнего Китая известны только по описаниям. О том, как выглядели танцы людей палеолитической эпохи, мы можем догадываться, основываясь на данных этнографии, а памятники изобразительного искусства, хранящие тепло рук наших далеких предков непосредственно предстают перед нашими глазами. Благодаря сохранившимся произведениям архитектуры, живописи, скульптуры мы можем видеть остатки древнейших городов, лица великих людей прошлого, можем представить, чем восхищались и к чему стремились представители ушедших культур.
    Существенным является и то, что восприятие пространственных искусств не требует значительных затрат времени, знакомство с памятниками изобразительного искусства позволяет достаточно быстро составить представление о культурном облике эпохи. Современная техника печати и цифровой обработки визуальной информации позволяет увидеть прославленные шедевры живописи с минимальными искажениями цвета. Несколько сложнее ситуация с трехмерными пространственными искусствами – скульптурой и архитектурой. Их полноценное восприятие требует смены точки зрения. Однако и здесь использование нескольких фотографий позволяет составить представление о замысле художника и его воплощении в материале.
    Сложность восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры, по сравнению с поэзией, состоит в том, что они пользуются собственным условным языком – языком линии, цвета, объема, понимание которого требует некоторой подготовки. Однако этот «недостаток» визуальных искусств имеет и свою положительную сторону – произведения архитектуры, памятники прикладного искусства, живопись, в отличие от произведений литературы, не нуждаются в переводе, их условный язык интернационален, он, в известной степени, шагает поверх барьеров, сближая эпохи, страны и цивилизации. Доисторическая эпоха или древние культуры, чью письменность не удается прочесть, известны нам благодаря сохранившимся артефактам, из которых наиболее информативными для культуролога являются памятники изобразительного искусства.
    При изучении мирового искусства мы так же будем преимущественно опираться на памятники архитектуры, скульптуры, живописи, по возможности и в меру необходимости дополняя их рассмотрение примерами из истории музыки, театра, литературы.
    Однако прежде чем обратиться к историческому рассмотрению художественной культуры необходимо ознакомиться со специфическим языком изобразительного искусства, а так же с принятым в нем делением на виды и жанры. В сжатом виде эта информация изложена в нижеприведенной Таблице 1.
    Таблица 1
    Виды и жанры изобразительного искусства.
    Виды искусства
    Выразительные
    средства
    Формы и техники
    Материалы и способы работы
    Применение и использование
    Жанры (тематика)
    Графика
    1. линия; 2. пятно; 3. тон; 5. цвет.
    Уникальная (рисунок)
    Карандаш, мелки
    (сангина, сепия, соус, пастель, прессованный уголь), перо и тушь, кисть и краска (тушь, акварель, гуашь и т. д.).
    Основы: бумага, картон, шелк, пергамент и т. д.
    Выполняется свободно «от руки».
    1. Учебная практика: штудия, зарисовка, набросок.
    2.Подготовительный этап работы: эскиз, набросок,зарисовка.
    4. Самостоятельное произведение: станковая композиция.
    3. Иллюстрация текста: книжная миниатюра.
    Тематика рисунка не ограничена. Законченное самостоятельное произведение преимущественно является портретом или пейзажем.
    Специфический жанр – карикатура.
    Печатная (гравюра)
    выпуклая (ксилография, линогравюра)
    Негатив изображения вырезается на деревянной доске или линолеуме, поверхность покрывается типографской краской и делается оттиск. Иногда печать ведется последовательно с нескольких досок (цветная гравюра)
    1. Самостоятельное произведение: станковая гравюра, (эстамп, лубок).
    2.Иллюстрация текста: книжная графика, журнальная и газетная графика
    3. Реклама, агитация: плакат.
    4. Дизайн: промышленная графика.
    5. Печати: штамп, экслибрис.
    6. Репродукция.
    Станковая графика преимущественно представлена такими жанрами как пейзаж и
    символико-аллегорическая композиция. Реже встречается портрет. Бытовой жанр и историческая композиция чаще всего являются иллюстрацией.
    углубленная (офорт, резцовая гравюра)
    Основа – медная доска: работа резцом по меди, процарапывание по лаку и травление кислотой (офорт), дополнительная обработка поверхности (акватинта), процарапывание («сухая игла») В углубления втирается краска и отпечатывается на бумаге.
    Плоская (литография)
    Изображение выполняется жирным карандашом на литографском камне, затем покрывается специальным раствором, после чего наносится краска и делается оттиск.
    Продолжение таблицы 1
    Живопись
    1. Тон; 2. Цвет; 3. Пятно; 4. Линия
    Станковая
    Масляные краски, темпера, акварель, гуашь, акриловые краски, пастель, восковые краски (энкаустика)
    Основа: холст, дерево, картон, бумага, шелк, оргалит, стальные пластины, глиняные таблички, клеенка.
    Самостоятельное произведение: картина (как правило, оформляется рамой).
    В станковой живописи наблюдается наибольшее разнообразие жанров.
    Их формирование в европейском искусстве приходится на XV-XVII века. При этом в XV в. возникают портрет и историческая композиция, а бытовой жанр, пейзаж и натюрморт формируются в искусстве Северной Европы только в XVII в.
    Икона
    Восковые краски (энкаустика), темпера, масло. Основа – деревянная доска, покрытая левкасом. А также вышивка: шелковые и золотые нити, бисер, жемчуг. Возможно использование ювелирной техники и материалов.
    Занимает промежуточное положение между станковой живописью, монументальным и декоративно-прикладным искусством.
    Сакральное изображение, предназначенное для молитвы.
    Имеет ряд специфических жанров:
    Образ – изображение святого,
    Деисис – центральный горизонтальный ряд иконостаса (полиптих), объединенный темой, композицией, ритмом.
    Праздничная икона – иллюстрирует священную историю.
    Образ святого «в житии» – образ окруженный клеймами – небольшими композициями, иллюстрирующими жизни святого.
    Символико-аллегорическая композиция – иллюстрация богословских идей.
    Продолжение таблицы 1
    Живопись
    1. Тон; 2. Цвет; 3. Пятно; 4. Линия
    монументальная
    стенная роспись, фреска
    Водяные краски, темпера (фреска),
    масляные, акриловые краски.
    Основа: штукатурка сырая (фреска) или сухая (фреска а секко), проклеенная или иным способом подготовленная поверхность стены.
    Оформление и украшение интерьеров, а так же наружных частей зданий; неразрывно связана с архитектурой.
    Наиболее распространенными являются исторические и символико-аллегорические композиции. В отдельные периоды наблюдался также расцвет пейзажа и интерьерных «обманок». В искусстве ХХ века встречаются абстрактные композиции.
    мозаика
    Набирается из небольших камешков или кусочков стекла (смальта), крепится к стене цементным раствором.
    витраж
    Набирается из цветных стекол, скрепленных оловянными перегородками. Вставляется в оконную раму.
    панно
    Как правило, выполняется масляными красками или темперой на холсте, а затем крепится к специально отведенной стене. Панно допускает разнообразие декоративных приемов, техник и материалов.
    Окончание таблицы 1
    Скульптура
    монументальная, станковая; круглая, рельеф
    пластика
    Форма создается методом постепенного наращивания массы (изнутри наружу).
    Материалы: глина (в т. ч. «каменная масса, фарфор) , воск, пластилин, стук, различные виды пластических масс.
    Монументальная
    1.Организация пространства (преимущественно городской среды): монумент, памятник, парковая скульптура
    2. Украшение внешней и внутренней части зданий: архитектурный декор
    3 Мемориальное значение: мемориальный комплекс, памятник, монумент
    4.Культовое изображение: статуя, идол.
    Станковая
    1.Украшение интерьера: мелкая пластика, статуэтка, кабинетная скульптура.
    2. Самостоятельное произведение: статуя, музейная скульптура, камея.
    3.Учебная практика и подготовительный этап работы: штудия, эскиз.
    4. Памятное изделие: медаль, монета.
    5. Копия: гипсовые слепки.
    6. Печать:гемма
    Скульптура ограничена в разнообразии жанров. Основная тема – изображение человека. Большее тематическое разнообразие допускает рельеф: портрет, символико-аллегорическая композиция, исторический, бытовой, батальный жанры. Жанрами круглой скульптуры являются портрет и аллегория, реже – исторический композиции.
    Специфическим можно считать анималистический жанр – изображение животных реальных и фантастических.
    ваяние
    Создается методом отсекания (снаружи внутрь).
    Различные породы камня: мрамор, гранит, известняк, базальт, полудрагоценные камни (глиптика) ит. д. и дерева: липа, тополь, дуб, бук; слоновая кость.
    литье
    Наиболее технически сложный вид скульптуры. Главный материал – бронза. Для изготовления статуи требуется специальные условия и заранее выполненные глиняные заготовки, по которым ведется отливка
    Вопросы и задания:
    1. Какие искусства относятся к пространственным?
    2. На чем основано разделение на временные и пространственные искусства – на способе восприятия произведений или на методе их создания?
    3. Назовите искусство, которое является одновременно временным и пространственным, изобразительным и выразительным.
    4. Перечислите жанры изобразительного искусства. Какой вид искусства обладает наибольшим жанровым разнообразием?
    5. По каким принципам классифицируются произведения скульптуры?
    6. Чем отличается рисунок от печатной графики? Назовите виды печатной графики.
    Литература
    1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М. В. Алпатов. М., 1948. Т.1
    2. Введение в культурологию. Уч. пос. М., 1995. Ч.1.
    3. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. Б. Р. Виппер. М., 1985.
    4. Диалоги. Учебное пособие по мировой художественной культуре. М., 1989. Ч.
    5. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. Г. Зедльмайр. СПб.: Аксиома, 2000. – 272с.
    6. История и теория мировой и русской культуры. М., 1992.
    7. Курс «Мировая художественная культура» в системе гуманитарного образования: программы и методические рекомендации. СПб., 1994.
    8. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие. / Под общей редакцией Л. М. Мосоловой. СПб.: Издательство «Лань» 2001. – 288с.

  6. Support Ответить

    Синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относится прежде всего театр (драматический и оперный), “впитавший” литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство; балет, использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру, овеянные определенной дозой сексуальности; эстрадное искусство, представляющее самый разнообразный набор спаянных конферансом художественных номеров в виде пения, декламации, танцев, иллюзионизма, акробатики; цирк, где отчетливо преобладает спортивный и смеховой элемент, а главное, в зрелищный ряд вовлекаются представители животного мира. Синтетические виды искусства -это совокупность всех традиционных видов искусств, представленные нам в необычной форме т.е полная фантазия людей. Синтетические искусства не следует путать с близким понятием синтеза искусств, когда речь идет, например, об архитектурном сооружении, которое украшено скульптурами, живописью, окружено садово-парковым ансамблем и т.п.Существует множество не стандартных видов искусства, порой даже не допустимых для нашего общества. Тем не менее с каждой новой эпохой зарождаются новые виды искусства ,новая идеалогий ,новый традиций и обычия. И я в реферате хочу раскрыть тему этих самых новых искусств ,появившихся недавно в наше современном мире. Данную тему я выбрал ,во-первых ,потому что мне интересны эти необычные искусства, интересно узнать их культуру. Каждый день мы привыкли замечать, все обычные нам вещи, но кроме этого в мире есть много чего интересного и занимательного. В своем реферате я постараюсь показать, частично передать ту необычность этих видов искусств (см. приложение 64, 65).

    Искусство видеть

  7. LiMoN4eG Ответить

    Синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относится прежде всего театр (драматический и оперный), актерское мастерство, музыка, балет, использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру; эстрадное искусство, цирк, где отчетливо преобладает спортивный и смеховой элемент, а главное, в зрелищный ряд вовлекаются представители животного мира. Синтетические искусства не следует путать с близким понятием синтеза искусств, когда речь идет, например, об архитектурном сооружении, которое украшено скульптурами, живописью, окружено садово-парковым ансамблем и т. п. Таким образом – Синтетические виды искусства – это виды искусства, полученные слиянием прежде автономных видов искусства.
    Синтез искусств Синтез искусств – органичное соединение разных (видов) искусств в художественное целое. Синтез искусств подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов.

  8. JoJoktilar Ответить

    Любое художественное произведение относится к тому или иному виду искусства – художественной литературе, музыке, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, театру, кино, которые в совокупности и образуют искусство.
    Существует различная классификация видов искусства. Прежде всего, среди видов искусства исторически различают изобразительные (живопись, графика, скульптура, художественная фотография) и неизобразительные искусства (музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, хореография). Различие между ними в том, что изобразительные искусства воспроизводят жизнь в подобной ей форме (изображают ее), тогда как неизобразительные искусства передают внутреннее состояние людей, их переживание, чувства, настроение посредствам внешней формы, непохожей на объект отображения. Правда, различия эти не носят абсолютный характер. Любое произведение искусства изобразительно, т.е. оно изображает мир, человека, его эмоции, переживания, действия. Но оно и выразительно, так как связано с выражением каких то чувств, идей, мыслей, оценок по поводу того, что изображено. Классифицируя виды искусства, в понятия изобразительности и выразительности вкладывается другой смысл: изображаются ли теми или иными искусствами непосредственно картины жизни или же действительность предстает в них более обобщенно, вызывая через ассоциативную работу мысли определенные чувства и эмоции.
    Самая распространенная классификация искусства выражается в разделении его видов на три группы: пространственные или статические, временные или динамические и пространственно – временные, или смешанные, синтетические.
    К первой группе искусств относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), для которых пространственное построение существенно в раскрытии видимого образа, которые существуют в реальном пространстве, имеют предметный характер. Пространственные искусства передают статическое состояния явления. С огромной силой воспроизводят они видимую красоту действительности, гармонию пространства и способны надолго приковать внимание к отдельным сторонам отраженного мира. В этом их огромная сила, вместе с тем статические искусства бессильны непосредственно передать изменение жизни, ее течение.
    Вторую группу
    составляют музыкальные произведения и литература, где преимущественное значение приобретает развертывающаяся во времени композиция. Временные искусства способны передать и ход явлений, и развитие чувств человека.
    Конечно, разделение искусства на пространственные и временные вовсе не означает, что есть искусства, существующие только в пространстве или только во времени. Все искусства существуют как в пространстве, так и во времени, но художественное своеобразие каждого из них раскрывается путем восприятия событий, расположенных в пространстве или развертывающихся во времени, или, как это имеет место в пространственно-временных искусствах, и тем и другим путем.
    Пространственно-временные искусства образуют третью группу искусств, к которым относятся хореография, театр, экранное искусство, эстрада, цирк – их называют так же синтетическими искусствами. Здесь происходит слияние различных искусств на основе творчества актера, сценического действия, слияние музыки и пластики человеческого тела.
    Деление искусства на пространственные, временные, и пространственно-временные связано также со спецификой их содержания и особенностям художественного образа. На этой же основе искусство делится на простые (односоставные) и синтетические (многосоставные).
    По характеру эстетического воздействия на человека искусство можно разделить на зрительные (визуальные) и слуховые (аудиторные, auditory – слуховой). Искусства синтетические воспринимаются обычно и зрением, и слухом.
    По способу практического художественного освоения мира искусство можно разделить на искусства, использующие природный материал (мрамор, дерево, метал, краски и т.п.), звук (музыка), слово (прежде всего, художественная литература), а также искусство, где в качестве материала выступает сам человек (театр, кино, эстрада, цирк).
    Искусства можно разделять также на утилитарные (прикладные) и неутилитарные, которые называют чистыми или изящными; на зрелищные и незрелищные. Наконец, необходимо различать искусства первичные и вторичные (исполнительские), к которым относятся музыка, хореография, кино и телевидение. Их специфика в том, что они обязательно требуют посредника-исполнителя между произведением, исполнителем и слушателями или зрителями. Будучи активным истолкователем произведения, исполнитель каждый раз преобразует первичное произведение, наполняет его в чем-то новым содержанием, может значительно обогатить его эстетическое воздействие.
    Разделение искусств на виды носит глубоко закономерный характер. Они отличаются друг от друга тем, что отражают различные явления, пользуются различными выразительными средствами.
    Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, т.е. исторически сложившиеся внутренние разновидности, объединяющие похожие по сюжету произведения в одну группу, категорию, художественный тип. Каждому жанру свойственны специфические приемы художественного воплощения.
    Жанры специфичны для каждого вида искусства и могут выделяться по разным основаниям: портрет, пейзаж, анималистика, натюрморт, бытовой, исторический жанр. Существуют виды искусства, в которых жанровая классификация затруднена. Это архитектура и декоративно – прикладное искусство.
    Виды и жанры искусства появились не сразу, а в процессе многовековой деятельности человечества. Они возникали и формировались на протяжении исторических эпох, в результате чего искусство разветвлялось и развивалось в многообразии его различных форм. В современном искусстве насчитываются сотни различных видов и жанров.

  9. DESPERADO Ответить

    ВТОРАЯ ПРИЧИНА ПОПУЛЯРНОСТИ ЦИРКА ОСНОВАНА НА БОЛЕЕ НИЗМЕННЫХ ЧУВСТВАХ: ЖЕЛАНИИ “ПОЩЕКОТАТЬ
    НЕРВЫ”, ОЩУТИТЬ ОПАСНОСТЬ, ПОДСТЕРЕГАЮЩУЮ ЦИРКОВОГО АРТИСТА; НА ПОДСОЗНАТЕЛЬНО ОЩУЩАЕМОЙ
    ВОЗМОЖНОСТИ ОКАЗАТЬСЯ СВИДЕТЕЛЕМ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ. ЭТО, НЕСОМНЕННО, ЯВЛЯЕТСЯ РУДИМЕНТОМ
    НАИВНО-ЖЕСТОКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ И ЯЗЫЧЕСКИХ ОБЫЧАЕВ АНТИЧНОСТИ. КЛАССИЧЕСКОЕ
    ТРЕБОВАНИЕ РИМСКОЙ ЧЕРНИ: “ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!” (ЛАТ. “PANEM ET CIRCENSES”) В ДОСЛОВНОМ ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ:
    “ХЛЕБА И ЦИРКОВЫХ ИГР”, И СВЯЗАНО НЕПОСРЕДСТВЕННО С КРОВАВЫМИ ГЛАДИАТОРСКИМИ БОЯМИ И ТРАВЛЕЙ ДИКИХ
    ЗВЕРЕЙ. С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ХРИСТИАНСТВА И ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОЙ ЭТИКИ ПОДОБНЫЕ
    ВОЗЗРЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНО ПЕРЕШЛИ В КАТЕГОРИЮ “СОЦИАЛЬНО НЕОДОБРЯЕМЫХ”. ОДНАКО И СЕГОДНЯ ЦИРКОВОЕ
    ИСКУССТВО В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТЕПЕНИ ЭКСПЛУАТИРУЕТ ПОДОБНОЕ АРХАИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО. НЕДАРОМ В ЯЗЫКЕ
    БЫТУЕТ УСТОЙЧИВОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ “СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР”, ИДУЩЕЕ ОТ СТАРОЙ РЕКЛАМЫ ЦИРКОВЫХ
    ПРЕДСТАВЛЕНИЙ; А ПРЕДМЕТОМ ГОРДОСТИ МНОГИХ ВОЗДУШНЫХ ГИМНАСТОВ И СЕГОДНЯ ЯВЛЯЕТСЯ РАБОТА “БЕЗ
    СТРАХОВКИ” — НАТЯНУТОЙ СЕТКИ ИЛИ Т. Н. “ЛОНЖИ” (СТРАХОВОЧНОГО ТРОСА, ПРИКРЕПЛЕННОГО К ПОЯСУ
    ГИМНАСТА).
    ТРЕТЬЯ, НЕ МЕНЕЕ ВАЖНАЯ ПРИЧИНА ПОПУЛЯРНОСТИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА КРОЕТСЯ В ЗЛОБОДНЕВНОСТИ ЕГО
    ОТДЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ, И ОСОБЕННО — КЛОУНАДЫ. “ШУТ”, “ГАЕР”, “ПАЯЦ”, “ДУРАК” — ЭТО, ПО СУТИ, СИНОНИМЫ СЛОВА
    “КЛОУН”. ХОТЯ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАННОЙ ГЛАВНОЙ ФУНКЦИЕЙ ПОДОБНОГО ПЕРСОНАЖА ЯВЛЯЛОСЬ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
    ПУБЛИКИ, ТРАДИЦИОННО ШУТЫ ПРИСВАИВАЛИ СЕБЕ ПРАВО ГОВОРИТЬ О САМЫХ СЛОЖНЫХ И АКТУАЛЬНЫХ
    ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОСТИ. ПРИ ЭТОМ ОНИ ИМЕЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБРАЩАТЬСЯ ПРАКТИЧЕСКИ К ЛЮБЫМ
    КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЯ: ОТ КЕСАРЕЙ (ПРИДВОРНЫЕ ШУТЫ) ДО САМЫХ НИЖНИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ
    (СТРАНСТВУЮЩИЕ КОМЕДИАНТЫ). В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКОГО ЦЕНЗУРНОГО ГНЕТА (БУДЬ ТО ВРЕМЕНА ИНКВИЗИЦИИ ИЛИ
    ДИКТАТУРЫ) ЭТО БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ СКАЗАТЬ ПРАВДУ. КОНЕЧНО, ПРОФЕССИЯ ШУТА БЫЛА СОПРЯЖЕНА
    С ОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ ЖИЗНИ; ОДНАКО ПРЕУВЕЛИЧЕННО НАИВНАЯ МАНЕРА ПОДАЧИ ЗЛОБОДНЕВНОЙ ИНФОРМАЦИИ
    ДАВАЛА КЛОУНУ БОЛЬШИЕ ШАНСЫ ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ.
    ПРИ ВИДОВОЙ ОБЩНОСТИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА, ЦИРКИ РАЗНЫХ ВРЕМЕН, НАРОДОВ, А ТАКЖЕ —
    ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ЗРИТЕЛЕЙ, ОБЛАДАЛИ СВОИМИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ
    ОСОБЕННОСТЯМИ.

  10. Ломая_системы Ответить

    Искусство как важнейшая часть культуры проявляется в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых — от наскального рисунка или примитивного танца до грандиозных шоу или киносериалов современности — неуклонно увеличиваются по мере роста эстетического сознания человечества. Развиваются и создаются, сливаясь с техникой и в виде общей эстетизации человеческого быта, все более комплексные искусства. Поэтому дать стройную и законченную классификацию видов современного искусства достаточно трудно.
    Традиционная эстетика делила художественные произведения прежде всего по признаку их отношения к категориям пространства и времени на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т.п. Ко второй — музыка, балет, драма, пантомима, другие виды «зрелищного» искусства. Однако легко заметить, что подобной «жесткой» классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно-временными. Еще Леонардо да Винчи говорил, что «живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — живопись, которую слышат». Мы с наслаждением вглядываемся в «окаменевшую музыку» кремлевских колоколен или собора Парижской Богоматери, слушаем музыку Чайковского или Бетховена. К какому виду искусства отнести художественную литературу? Это и недвижная книга, и сама жизнь, воспринимаемая и переживаемая читателем во времени и пространстве. Даже такой подвижный вид искусства, как танец, в индийской хореографии на наших глазах превращается вдруг в живую скульптуру, распадаясь на ряд дискретных поз; а некоторые поэты (Маяковский, Цветаева, Вознесенский), нередко прибегают к так называемой визуальной, или графической, поэзии, оформляя свои стихи в виде столбика, лесенки, креста, круга и внося во «временное» искусство поэзии выразительный «пространственный» элемент.
    Современная классификация выделяет разновидности искусства: изобразительное, музыкальное, «синтетическое», «техническое», декоративно-прикладное и др. Рассмотрим вкратце каждое из этих понятий.
    Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило, имеют предметную (материальную) форму и не меняются во времени и пространстве, за исключением случаев естественной порчи и гибели. К ним относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, а также (в значительной мере благодаря своей изобразительной стороне) декоративно-прикладное искусство. Художники и скульпторы воспроизводят в статике людей, ситуации, природу и отдельные предметы окружающего мира, применяя определенные материалы (холст, бумагу, краски, глину, мрамор, бронзу, цемент и т.п.), инструменты (кисть, карандаш, резец и т.д.), широко используя такие свойства материи, как линия, объем, цвет, свет, фактура и др. Относясь к пространственному искусству, этот вид творчества тем не менее способен даже в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и этические идеи. Один из нагляднейших примеров — картина И.С. Глазунова «Вечная Россия» (1988), эта живая энциклопедия русской истории, представленная в непрерывном движении, во всем богатстве событий, проблем и выдающихся человеческих типов.
    Музыка — вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие, отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство «по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы»[1]. Главным выразительным средством служат звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода. Многие выдающиеся деятели культуры — и не только композиторы — из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832): «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она — все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить»[2]. По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств музыкальные творения практически неуничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульпгурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению. В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории — интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько «авторов», если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также возможности используемых инструментов. В музыкальном творчестве (имеется в виду и его исполнительская сторона) больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Поэтому понятие фольклора ассоциируется прежде всего с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.
    Синтетические искусства — такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относится прежде всего театр (драматический и оперный), «впитавший» литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство; балет, использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру, овеянные определенной дозой сексуальности; эстрадное искусство, представляющее собой самый разнообразный набор спаянных конферансом художественных номеров в виде пения, декламации, танцев, иллюзионизма, акробатики; цирк, где отчетливо преобладает спортивный и смеховой элемент, а главное, в зрелищный ряд вовлекаются представители животного мира. Синтетические искусства не следует путать с близким понятием синтеза искусств, когда речь идет, например, об архитектурном сооружении, которое украшено скульптурами, живописью, окружено садово-парковым ансамблем и т.п.
    «Технические искусства» в своих развитых формах возникли сравнительно недавно. Как уже отмечалось, огромную роль в истории культуры сыграл своеобразный симбиоз, слияние искусства с техникой. Строго говоря, процесс этот начался, видимо, в середине XV в. с создания первых художественных клише, продолжился изобретением фонографа, фотографии и немого кино на протяжении XIX столетия и получил небывалое развитие в наше время. Это привело, в частности, и к интересным опытам по созданию нового, «синтетически-техниче- ского» вида искусства — «светомузыки», суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез «мелодию» меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно музыкальную мелодию — с другой. Иными словами, делается попытка превратить невидимую музыку в нечто видимое посредством соотнесения музыкальной и цвето-световой гамм. Примечательно, что одним из первых теоретиков и создателей светомузыкальных произведений был наш соотечественник — композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин (1872—1915), а захваченный его идеями русский абстрактный художник Баранов-Россине даже изобрел оптофоническое пианино, т.е. клавиатуру, где каждая нота вместе со звуком передавала на экран ту или иную цветовую форму. Первый оптофонический концерт состоялся в начале 1920-х гг. в Москве. Музыкант играл на пианино, одновременно на экране происходило цветовое и линейное преображение музыкального произведения: красочная симфония. Показательно, что на Западе подобные опыты были воспроизведены лишь много лет спустя, в 1960-х гг. в Париже[3].
    В настоящее время к наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, мультипликацию и, с известными оговорками, телевидение. Их общие признаки — статичное или динамичное воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая взаимосвязь творческого и технологического процессов с обязательным преобладанием эстетического начала, т.е. художественности. Важнейшие показатели «технических искусств» — массовость их аудитории, высокая степень информативности, а следовательно, и широкое использование в просветительско-пропагандистских и, к сожалению, нередко в конъюнктурно-политических целях. Видимо, в связи с этим произведения киноискусства, являясь едва ли не главным элементом массовой культуры, нередко стареют гораздо быстрее, чем другие виды художественной продукции. Это лишнее доказательство того, что искусство должно служить вечности, а не преходящим групповым интересам.
    Общая тенденция к массовости, синтезу и использованию в искусстве не только техники, но также исторических памятников и окружающего пейзажа привела в последние десятилетия к возрождению и дальнейшему развитию другого вида художественного творчества: «пленэрного» театра, т.е. театра на открытом пространстве. Имеются в виду обычно грандиозные эпические постановки, действие которых с применением мощной свето-, цвето- и звуковой аппаратуры развертывается на местах реальных исторических событий (опера «Аида» — в настоящей пустыне у подножия египетских пирамид, или картины средневековой Москвы на Красной площади, у Кремлевской стены, и т.п.). Подобные очень массовые и зрелищные представления издавна практиковались в странах с теплым и жарким климатом, однако лишь с развитием аудиовизуальной электронной техники этот вид драматического искусства получил новые стимулы. Характерно, что в России первым массовым зрелищем такого рода стала постановка «Взятие Зимнего дворца» 25 октября, в третью годовщину большевистского переворота, когда использовались настоящие орудия, гремели холостые залпы «Авроры».
    Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) считается одним из самых древних. В определении «прикладное» содержится мысль, что оно, обслуживая практические нужды, одновременно удовлетворяет основные эстетические потребности человека. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования — посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия — до художественной организации архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением «украсить» самого человека: художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, макияж, парикмахерское искусство.
    Особая область декоративно-прикладного искусства — его проявления, использующие в качестве исходного материала природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды. При этом взгляд на природу как на объект, подлежащий эстетизации, может быть весьма широким и не ограничиваться лишь констатацией того известного факта, что человек художественно преобразует сравнительно ограниченные участки своего обитания. «Надо брать под охрану не только архитектурные памятники, но и целые пейзажи, так, как это делается, например, в Шотландии, где сохраняется весь «вид» до горизонта, — писал Д.С. Лихачев. — Выдающиеся пейзажи должны быть учтены и сохранены как памятники культуры (человеческой и природной)»1.
    К декоративно-прикладному искусству, использующему красоту естественных, природных форм, относятся садово-парковое искусство, художественное оформление участков «дикой» местности; японская икебана, т.е. искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; различные композиции из засушенных трав и цветов, т.е. искусство так называемого флоризма; мастерство изготовления чучел животных на фоне среды — одним словом, все те виды творческо-эстетической деятельности человека, в которых он стремится внести в природу дополнительный элемент прекрасного. Говоря в целом о классификации искусств, следует отметить, что и внутри каждого из его перечисленных видов, подобно тому, как это наблюдается в литературе, часто можно обнаружить определенные жанры, т.е. разновидности, выделяемые по тематическим (ср. историческое полотно — бытовое полотно), структурным (ср. картина маслом, рисунок, эскиз и т.п.) или функциональным (ср. картина, декорация, плакат и т.п.) признакам. Жанровые деления свойственны всем искусствам, однако обусловленность жанров и границы между ними часто достаточно неопределенны и не играют существенной роли, когда речь идет о силе эстетического воздействия того или иного художественного шедевра. В конечном счете не важно, к какому жанру принадлежит роман в стихах «Евгений Онегин» Пушкина или поэма в прозе «Мертвые души» Гоголя.
    Естественно, предложенные выше принципы классификации произведений искусства носят самый общий характер, в значительной мере опираются на традицию и не исчерпывают возможности их дальнейшего уточнения и совершенствования.
    [1] Толстой Л.Н. Литература, искусство. С. 74.
    [2] Жемчужины мысли. С. 391.
    [3] См.: Анненков Ю. Дневник моих встреч. Т. 1. С. 220—222.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *