Каким образом компьютеризация роботизация могут изменить место человека?

1 ответ на вопрос “Каким образом компьютеризация роботизация могут изменить место человека?”

  1. Жeneчka Ответить

    Благодаря успехам электроники стала возможной автоматиза­ция, а затем и роботизацияпромышленного производства. Уже в1970-е гг. стали повсеместно внедряться станки с числовым про­граммным управлением (ЧПУ). В 1980-e гг. им на смену пришли станки, управляемые компьютерами. С созданием локальных (охватывающих предприятие, производственный комплекс) компьютерных сетей возникли системы автоматического проек­тирования, технологической подготовки и управления производ­ством (SAD/SAМ). К началу XXI в. они применялись на 65 % заводов машиностроительного комплекса США (в других странах Запада они получили меньшее распространение).
    Использование промышленных роботов позволило создать полностью автоматизированные «безлюдные» производственные комплексы. Преимущества роботиза­ции не только в том, что роботы не предъявляют требо­ваний к предпринимателям, но и в том, что они могут использоваться 24 ч в сутки, не допускают ошибок, рабо­тают быстрее, выполняют операции более точно, чем че­ловек, могут использоваться во вредных для здоровья людей условиях. Появляется возможность создания про­изводств, не зависящих от мест сосредоточения рабочей силы, легко перепрограммирующихся на выпуск новой продукции. Человек вообще может быть исключен из производственного процесса, за ним сохраняются лишь контрольные функции. Их осуществление благодаря ком­пьютерным сетям порой даже не требует непосредствен­ного присутствия людей на предприятии.
    Роботизация в современных условиях пока не стала повсе­местной, но в сочетании с внедрением компьютеров она зна­менует коренной перелом в отношении человека к окружаю­щей действительности. Все предыдущие технические усовер­шенствования увеличивали лишь физическую силу человека.
    Конвейерное производство делало работников придатком машины, выполнявшим простейшие функции. Компьютеры же представляют собой инструмент, умножающий не мускуль­ные, а интеллектуальные возможности людей. Это создает предпосылки еще большего ускорения темпов технического прогресса.
    Индустрия знаний
    Общество, где главную ценность составляет информация и знания, обладает огромным потенциалом развития. В сфере индустрии знаний не может быть кризисов перепроизводства, она открывает возможности постоянного технологического совершенствования.
    В последней трети ХХ в. наряду с международными рынка­ми капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей си­лы, услуг сложился рынок знаний– запатентованной научно-­технической информации (ноу-хау). В середине 1970-х гг. стоимость продаж на этом рынке сравнялась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности компании или фирмы, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.
    Итак, стимулом создания новых технологий всегда была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира.
    Военно-технические программы обеспечили науку дополнительным финансированием за счет государственного бюджета. Так, в годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритания, Франция направлялась свыше 10% их военного бюджета. За счет этих средств только в США было покрыто 55% расходов по разработке аэрокосмической техники, 28,2%-электротехнической.
    Военно-технические разработки являлись источником новых технологий для гражданских отраслей, занимавшихся выпуском средств связи, бытовой техники, кораблей, приборов и аппаратов для исследования космоса. Они получили название технологий «двойного назначения».
    Прекращение «холодной войны» не означало сокращение затрат на военные нужды в развитых странах. Государства, всту­пившие в информационную эру, имеют большие преимущества по сравнению с остальными странами. Они повышают свою военную мощь путем качественного совершенствования вооружения и военной техники, а не за счет количественного нара­щивания вооруженных сил.
    В 1990-е гг. в США была разработана концепция «ин­формационной войны». Она предполагает обладание исчерпывающими знаниями о противнике и его дезин­формацию о своих намерениях и силах. С применением высоких технологий созданы самонаводящиеся на цель крылатые ракеты и «умные» бомбы, сбрасывающиеся с самолетов «Стеле», невидимых для радаров. Действует спутниковая система наведения и ориентирования на поле боя. Корпорациями США созданы тысячи боевых роботов, которые используются для разведки, размини­рования и точечных ударов по противнику.
    Важнейшим ресурсом информационного общества стано­вится интеллект человека – его творческий потенциал, в раз­витии которого заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к образованию, здравоохранению, социальной защите и соблюдению прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и универси­тетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии ­в 6 раз, в Великобритании – в 7 раз. Средний срок пребывания в образовательных учреждениях достиг 14 лет. Тем не менее, в большинстве развитых стран он считается недостаточным. Об­суждается вопрос совершенствования системы образования.

    Работа с текстом
    Из книги Питера Друкера «Новые реальности в прави­тельстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (1990):
    Социальный центр тяжести передвинулся на работникаинтеллектуального труда. Все развитые страны превращаются в постделовые, интеллектуальные общества. Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру в развитых странах сегодня все больше зависит от наличия университетскогодиплома
    Переход к знаниям и образованию в качестве пропуска к хо­рошей работе и возможности сделать карьеру, прежде всего, означает переход от общества, в котором главной дорогой к ус­пеху был бизнес, к обществу, в котором бизнес является лишь одной из возможностей, причем не самой лучшей. По сути, это означает переход к постделовому обществу. Дальше всего этот сдвиг зашел в Соединенных Штатах Америки и в Японии, но та же тенденция наблюдается и в 3ападной Европе.
    Вопросы для обсуждения:
    В чем авторы видят роль образования в современном обществе?
    Какие требования предъявляет научно-тех­нический прогресс к развитию сферы образования?
    Какие но­вые возможности открывает информационное общество перед личностью?
    Вопросы по теме

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *