Каким образом лука действует на ночлежников в пьесе на дне?

8 ответов на вопрос “Каким образом лука действует на ночлежников в пьесе на дне?”

  1. Flamewood Ответить

    Критики неоднократно отмечали сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.М. Горького «На дне». Прежде всего, это сюжетная разобщенность всех действующих лиц (нет связки единым сюжетом) и второстепенное значение социального конфликта и любовной интриги. Главный фокус произведения — в его идейно-философской проблематике. В основной интриге участвуют Костылев, Василиса, Наташа и Васька Пепел, но любовный конфликт является лишь одним из эпизодов пьесы. Идейно-философскую же проблематику пьесы развивают Лука, Сатин, Бубнов и Клещ. Поэтому в пьесе сложно выделить главных и второстепенных героев. Сюжетная линия завершается в третьем действии, а идейный центр тяжести пьесы перенесен в четвертое действие.
    Отметим также использование автором полилога (многоголосия) в пьесе (действующие лица ведут разговор, не связанный единой темой, но образующий целостную картину), своеобразие центробежной композиции (условное деление пьесы на сцены), наличие «рифмующихся» эпизодов (притча Луки о праведной земле и самоубийство Актера), обеспечивающих единство и целостность действия. Здесь мы видим ориентацию А.М. Горького на чеховские традиции в драматургии.
    Образ Луки в пьесе неоднозначен, двойствен. Он тонкий психолог, умен, наблюдателен, имеет огромный жизненный опыт. Идейную позицию героя раскрывает рассказ Луки о двух грабителях и его притча о «праведной земле». Идейные противники Луки — это Бубнов, Барон и Сатин. Однако если Бубнов и Барон — это циничные реалисты, то Сатин искренне верит в человека, в его дух и внутреннюю силу.
    Каково же влияние «проповедей» Луки на судьбы ночлежников? Он способствует зарождению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обретение желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу — о возможности начать новую жизнь в Сибири, поддерживает романтическую историю Наташи о любви). И сами герои в финале пьесы изменяются. Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеобщего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Впервые щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жизнью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяет людей. Но все испортила смерть Актера. И это уже трагическое столкновение мечты и реальности. Остальным также не удается воплотить мечту в реальность. Васька Пепел следует в Сибирь на каторгу, Наташа, верящая в романтическую любовь, уличает во лжи Барона, Анна умирает.
    Однако только ли на Луку автор возлагает ответственность за происходящее? Какова авторская позиции в пьесе? Отметим критический взгляд автора на социальное устройство российского общества, наличие у героев внутренних конфликтов (страх перед жизнью, слабая воля, леность души, боязнь перемен). Автор не поддерживает демонстративно ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению и к собственной оценке. Безусловно, Горький-реалист выступает за человеческое мужество и веру в собственные силы. В монологе Сатина угадывается ранние ницшеанские увлечения Горького. Однако Горький-романтик высоко ценил способность человека к мечте. Именно поэтому критики отмечали, что образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина (В. Ходасевич). Также критики отмечали определенное «родство» этих персонажей. В финале пьесы именно Сатин защищает Луку. Таким образом, герои А.М. Горького отражают двойственность, противоречивость натуры самого писателя.
    Очень значима композиционная роль Луки в пьесе. В разговорах и столкновениях с ним не только обозначаются идеи и позиции всех персонажей, но и проясняются их характеры.
    Горьковский Лука — это определенный литературный тип. Это тип «великого провокатора», представленный в романах Ф.М. Достоевского (Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании»).

  2. Adrienrad Ответить

    Он врал… Но это только из жалости к вам.
    М. Горький. На дне.
    Пьеса М. Горького «На дне» создавалась в 1902 году. Во многом это было переломное время для страны, в это время человеческая жизнь обесценилась. Вокруг царила бедность и бесправие. Пьеса «На дне» повествует как раз об этом.
    Все события произведения происходят в костылевской ночлежке. С самого начала пьесы мы видим ругань, пьянство, жестокость, в которой живут босяки. Перед нами предстает «бывший» Барон, с сожалением вспоминающий о своей былой значимости и богатстве; Актер, тоскующий по сцене и заливающий свою тоску вином; потомственный вор, родившийся с клеймом и идущий по проторенной воровской дорожке. Перед нами -умирающая Анна, не видевшая в жизни ни одного светлого дня. Мы знакомимся с девушкой Настей, вынужденной заниматься проституцией, но при этом мечтающей о сильной, страстной, книжной любви.
    Как ни странно, в этом подвале, похожем скорее на пещеру, происходит столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Основой этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни именно такой, какая она есть, со всей безнадежностью положения персонажей, или жизни с надеждой (пусть и иллюзорной) на улучшение своего положения.
    Этот спор начинается еще до появления на сцене странника Луки и продолжается после его ухода. Но, тем не менее, именно Луку можно назвать катализатором всех споров и конфликтов. Ведь именно с его приходом в ночлежке обостряется философская сторона споров.
    С момента написания пьесы именно образ Луки вызывал самые ожесточенные споры. Что это за человек? Добро или зло приносит он в ночлежку? Способна ли его жизненная позиция принести людям пользу?
    Лука утешает людей, пытается каждому дать надежду. Поэтому герой прибегает к спасительной лжи. Благодаря своей житейской мудрости, он удивительно точно затрагивает в душе каждого нужные струнки, говорит единственно верные слова. Никто другой не заботился о несчастной, умирающей Анне так, как Лука. Благодаря ему последние дни жизни смертельно больной женщины прошли хоть в каком-то подобие покоя. Анна ни одного дня своей жизни не была не только счастлива, а просто спокойна. И вот странник рисует ей приближающуюся смерть как «утешительницу». Он говорит, что теперь-то она отдохнет, вдохнет спокойно: «…Вот, значит, помрешь и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…». И Анне уже не так страшно умирать.
    Лука — единственный человек, который не смеется над Настей из-за ее выдумок о большой любви. Наоборот, он всячески поддерживает девушку, разговаривает с ней: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она».
    Странник один раз уберегает Ваську Пепла от убийства Коростылева. Лука понимает, что Пепел — хороший человек, он действительно любит Наташу, готов ради нее на многое. Просто этот человек запутался, ему надо помочь, поддержать его. И Лука советует ему отправиться в Сибирь, начать там честно трудиться. Возможно, странник еще и понимал, что близкое соседство с Василисой и Костылевым рано или поздно может плохо кончиться для Василия.
    Лука поддерживает и Актера. Ему жалко видеть, как этот человек губит себя. Поэтому он рассказывает ему о бесплатной клинике для алкоголиков. Лука пытается уговорить героя: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и — терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то!»
    Очень важно, что Лука не просто врет героям. У него есть своя философия, он объясняет свою позицию. Это как нельзя лучше проявляется в его рассказе о двух каторжниках. В нем Лука ратует за то, что спасти человека и научить добру может не насилие, а только добро: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру и удавился».
    Нельзя сказать, на мой взгляд, что Лука негативно влияет на жизнь ночлежников. Актер перестал пить, держался какое-то время. Оказывается, силы для того, чтобы бросить пьянство, были у него. Он сорвался, когда оборвалась его вера в возможность вылечиться в клинике. Он не понял, что сам способен излечить себя. Если бы Васька Пепел вовремя ушел из ночлежки, возможно, беды бы не произошло, он остался бы на свободе.
    Даже главный оппонент Луки по пьесе, Сатин, говорит о нем: «Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету». Этот герой утверждает, что Лука врал из жалости к ночлежникам. И, действительно, мы понимаем, что на самом деле Лука не уважает человека, для него все люди достойны лишь жалости.
    Значение образа Луки для пьесы, безусловно, велико. Пожалуй, это самый неоднозначный персонаж произведения. Благодаря ему герои пьесы раскрываются во всей полноте. К тому же, с появлением странника в ночлежке спор о человеке, о правде и лжи принимает особо острое звучание.
    Пьесу Горького «На дне» можно смело назвать социально-психологическим произведением. Здесь затрагиваются важные проблемы, касающиеся социальной стороны жизни человека, а также его внутренних проблем, психологии. Развить все эти вопросы автору помогают его герои, одним из основных среди которых является странник Лука.

  3. Люблю вас мои друзья Ответить

    Роль Луки в драме «На дне»

    М. Горький:
    Жизнь и творчество
    Ранние романтические рассказы
    Старуха Изергиль
    Пьеса «На дне»
    Особенности жанра и конфликта
    Роль Луки в драме
    Тексты:
    Старуха Изергиль

    Господа! Если к правде святой
    Мир дорогу найти не умеет, –
    Честь безумцу, который навеет
    Человечеству сон золотой!
    Беранже

    Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.
    Вопрос
    Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?
    Ответ
    «Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
    Вопрос
    Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?
    Ответ
    О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.
    У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.
    Вопрос
    Каким образом Лука действует на ночлежников?
    Ответ
    Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.
    Вопрос
    Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.
    Ответ
    Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.
    Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.
    Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.
    Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.
    Вопрос
    Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?
    Ответ
    Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»
    Вопрос
    В чем видит смысл жизни Лука?
    Ответ
    По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!
    Вопрос
    В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.
    Ответ
    Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».
    В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:
    «Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».
    Вопрос
    Как Сатин относится к работе?
    Ответ
    Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.
    Вопрос
    Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?
    Вопрос
    В чем смысл имени Лука?
    Ответ
    С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».
    Вопрос
    В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?
    Ответ
    Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.
    Позиция Сатина ближе всего к авторской, и именно в устах Сатина озвучена горьковская концепция человека. Однако анализ пьесы обнаруживает в образах Сатина и Луки гораздо больше сходства, чем могло бы показаться.
    И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).
    Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.
    Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.
    Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.
    Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.
    Итоги
    Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.
    Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.
    Литература
    Текст «На дне»: http://www.веб-библиотека.рф/text/505/p.1/index.html
    Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001
    Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002
    Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005
    К содержанию


  4. d1sconnect Ответить

    Плохо помню произведение (давно это было) , но вот кусочки моего соченения, которые подходят под некоторые вопросы:
    2, 4 Рассказанная им же (Лукой) история о беглых каторжниках раскрывает основную идею образа – человека спасёт не насилие не тюрьма, не жестокость, а добро! Он находит сострадательное, тёплое, мудрое слово для всех. Однако по-разному воспринимаю Луку обитатели дна: «Мякиш для беззубых» , «Пластырь для нарывов» – дают ему Сатин и Барон характеристику; «Добрый ты дедушка» – говорит Наташа. «Добрый, говоришь? Ну.. . и ладно, коли так.. . да! » – в словах же Луки звучит какое-то сомнение. Откуда оно? Куда он так внезапно исчезает? И почему после его исчезновения обретённая надежда ведёт героев к катастрофе: Ваську ждёт каторга, Наташа исчезает, Актёр совершает самоубийство – почему? Эти вопросы Горьким не проясняются в сюжете, неожиданно усложняя восприятие «уважающего всякую блоху странника» .
    5. Утешение или правда – глубоко философский вопрос; в драме «На дне» Горький ставит его перед людьми, живущими в таких условиях, где и жить-то нельзя, только «обитать» возможно! И у каждого из них своя «правда» : «Не обижай человека – вот закон» – у Татарина, «…мне кажется, что я всю жизнь переодевался.. . а зачем? » – спрашивает себя Барон; и своё понимание правды: от возвышенного определения Сатина, который называет правду Богом свободного человека, до откровенного хамства, которое Бубнов считает правдой: « А я вот.. . не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться? » Кто как убивающие время они прячутся от реальности за пустыми разговорами, игрой в карты, чтение романов и т. д. Ещё в первом акте в одной из ссор Квашня замечает Бубнову: «А-а! Не терпишь правды!» . И в третьем акте он сам уже восклицает: «За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя.. . вот она – правда! » Да, не получается у персонажей драмы принимать правду.. . Губительна она для них: слишком уж страшная!

  5. nimoki Ответить

    Роль странника Луки в пьесе «На дне» М. Горького до сих пор обсуждается и простыми читателями и критиками. Все размышляют о том, действительно ли он сыграл такую губительную роль своими советами или всё, что произошло с героями в произведении должно было случится, и Лука не виноват ни в чем.
    Лука выглядит как добрый странник, который, размышляя о жизни, и слушая жалобы обитателей ночлежки никого ни в чем ни обвиняет. Он старается показать, что к человеку нужно относиться по-доброму: жалеть, поддерживать, давать надежду. Не все слушают его советы, а лишь те, кто слаб духом. Он рассказывает Анне, Пеплу, Актеру и Наташе, что в их жизни всё изменится к лучшему и все страдания им вознаградятся.
    Герои верят ему, и потом сталкиваются с реальностью, понимая, что в их жизни ничего не изменится и всё, что говорил Лука – обман. Ложь во благо оборачивается разочарованием героев в жизни.
    В образе Луки автор выразил идею человеколюбия, но при этом дал герою имя Лука (то ли назвал его в честь апостола – автора Евангелия, то ли в честь лукавого – беса). Лука вселил в слабых духом и разочарованных героев надежду. И хорошие слова обернулись катастрофой для поверивших героев.

  6. Akikus Ответить

    До появления Луки обитатели ночлежки живут своей обыденной жизнью: привычно грызутся и ругаются между собой, напиваются, ненавидят, издеваются друг над другом, некоторые мечтают вырваться из этого дна и начать жизнь заново.
    Старик сразу обращает на себя внимание своей незлобивостью, шутками-прибаутками, ласковым обращением, желанием помочь. Он для всех этих обиженных жизнью людей находит нужные слова, которые успокаивают людей или дают иллюзию получить для себя другую судьбу. Он сразу даёт понять, что для него все люди одинаковы:

    Особенно восприимчива к речам Луки умирающая Анна. Этот проходящий мимо и совсем не знакомый для неё человек, единственный из всех обитателей ночлежки был готов выслушать эту несчастную женщину. Выслушать и пожалеть, утешить, убедить её в том, что скоро ей не будет больно:

    Актёру он даёт другую надежду – вылечится от пьянства. Вот есть де, где-то больница, да бесплатная для таких как Актёр, вот только название города забыл. Бывший артист воодушевляется и готов мечтать, как он выберется из этой грязи и снова вернётся на подмостки.
    Даже удачливый вор Пепел, который с осторожностью относится к Луке:

    слушает его рассказы о Сибири и даже пытается уговорить Наташу, которую любит, ехать с ним. Он готов поверить в слова этого странного старика:

    готов попробовать ради любимой девушки изменить и её жизнь и свою.
    Лука и для пропащей Насти находит ласковые слова:

    Лука каким-то странным образом смог взбаламутить это “дно “, хоть не на долго, но подарить людям надежду, пусть и иллюзорную. А как жить, не имея ни веры, ни надежды?
    После ухода Луки Клещ негодует:

    Но Сатин отстаивает Луку, он понял, что старик врал всем из жалости, жалея и сострадая к этим обездоленным людям. Он помогал им так, как мог, как умел.

    Вот так, посвятил чуть и ушёл неизвестно куда.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *