Каким певческим голосом поет иван грозный в опере?

12 ответов на вопрос “Каким певческим голосом поет иван грозный в опере?”

  1. Bandiron Ответить

    Я в ужасе, когда слышу, что действие «Пиковой дамы» помещают в больничную палату, мне трудно поверить, что идущий в Большом «Риголетто» называется зрителями на сайте театра “порнографическим” спектаклем. Нет, мне хочется другого – а именно: какой-то режиссуры, драматической игры, движения. Ведь скучно до зевоты смотреть на стоящих певцов, исполняющих свои партии, на хор, расположившийся на сцене без признаков жизни.
    Там, где режиссура была, например в первой картине, где Малюта Скуратов, явившийся на пир, олицетворяет собой своего патрона – Ивана Грозного, – спектакль двигался. Малюта царит на пиру, и под его дирижирование поют здравицу царю, он выгоняет с пира «охальника» Лыкова, осмелившегося заикнуться, что царь «грозен», его одаряют, перед ним лебезят, его катают на санях, к его услугам любая из девичьего хоровода. Хорошо!
    Но таких живых моментов раз два – и обчелся. Музыкальную часть буду хвалить, оркестр превосходен, хорош дирижер, он же музыкальный руководитель и главный дирижер Большого, уроженец Владикавказа, 38-летний Туган Сохиев. Из певцов отмечу лирическое сопрано из Молодежной оперной программы Ольгу Кульчинскую. Чудесный голос и драматическая игра – все есть у этой артистки, партию свою провела она великолепно.
    Григорий, сильный красивый баритон, не обделенный внешностью – высокий, красивый – как мне показалось, ведет себя скованно – то ли наряд мешает, то ли сцена непривычна… Любаша – сильное красивое меццо – слишком неподвижна. Редкой красоты арии могли бы воздействовать сильнее при драматической игре. Когда-то на спектакле в Большом в 1916-м в роли Любаши выступала молодая Надежда Обухова, а Марфы – тоже молодая Антонина Нежданова…
    Парадоксально, но в опере о царской невесте царя как такового нет, нет его оперной партии. Правда, в действии он участвует. Он появляется перед домом Собакина, где на скамеечке сидят две «боярышни», Дуняша и Марфа, и сверлит их пронизывающим взором. В последней постановке – все же Большой театр! – царь появляется верхом на коне. С коня трудно увидеть девушек, действие несколько затягивается, решение сцены, на мой взгляд, не самое удачное.
    А уж сколько земных поклонов отвешено персонажами перед иконой Богородицы в ходе спектакля! Совершенно в духе нашего, впавшего в комический клерикализм времени!
    Не думаю, что, когда композитор брался за оперу, его очень волновали вопросы истории. Да и Мей, автор драмы, Грозного коснулся как-то походя.
    Хотя стоит задуматься даже над введенным Иваном IV обычаем – смотра претенденток на звание царицы.
    Не знаю, было ли нечто похожее на Западе. Сам царь, славившийся распутством (англичанин Горсей рассказывал, что Грозный похвалялся, что растлил тысячу дев и убил тысячи своих детей), болевший, по всем признакам, венерическим заболеванием, потерял счет своим бракам. Три его жены были выбраны им на смотре невест – Анастасия Романовна, Марфа Собакина и Анна Колтовская.
    Только первый брак царя сложился удачно, длился 13 лет, после чего жена умерла молодой, по-видимому, отравленная. Третья и четвертая жена были царицами совсем недолго, с четвертой женой царь развелся в том же 1572 году, когда и женился. Была она насильственно пострижена.

  2. Hugira Ответить

    Я в ужасе, когда слышу, что действие «Пиковой дамы» помещают в больничную палату, мне трудно поверить, что идущий в Большом «Риголетто» называется зрителями на сайте театра “порнографическим” спектаклем. Нет, мне хочется другого – а именно: какой-то режиссуры, драматической игры, движения. Ведь скучно до зевоты смотреть на стоящих певцов, исполняющих свои партии, на хор, расположившийся на сцене без признаков жизни.
    Там, где режиссура была, например в первой картине, где Малюта Скуратов, явившийся на пир, олицетворяет собой своего патрона – Ивана Грозного, – спектакль двигался. Малюта царит на пиру, и под его дирижирование поют здравицу царю, он выгоняет с пира «охальника» Лыкова, осмелившегося заикнуться, что царь «грозен», его одаряют, перед ним лебезят, его катают на санях, к его услугам любая из девичьего хоровода. Хорошо!
    Но таких живых моментов раз два – и обчелся. Музыкальную часть буду хвалить, оркестр превосходен, хорош дирижер, он же музыкальный руководитель и главный дирижер Большого, уроженец Владикавказа, 38-летний Туган Сохиев. Из певцов отмечу лирическое сопрано из Молодежной оперной программы Ольгу Кульчинскую. Чудесный голос и драматическая игра – все есть у этой артистки, партию свою провела она великолепно.
    Григорий, сильный красивый баритон, не обделенный внешностью – высокий, красивый – как мне показалось, ведет себя скованно – то ли наряд мешает, то ли сцена непривычна… Любаша – сильное красивое меццо – слишком неподвижна. Редкой красоты арии могли бы воздействовать сильнее при драматической игре. Когда-то на спектакле в Большом в 1916-м в роли Любаши выступала молодая Надежда Обухова, а Марфы – тоже молодая Антонина Нежданова…
    Парадоксально, но в опере о царской невесте царя как такового нет, нет его оперной партии. Правда, в действии он участвует. Он появляется перед домом Собакина, где на скамеечке сидят две «боярышни», Дуняша и Марфа, и сверлит их пронизывающим взором. В последней постановке – все же Большой театр! – царь появляется верхом на коне. С коня трудно увидеть девушек, действие несколько затягивается, решение сцены, на мой взгляд, не самое удачное.
    А уж сколько земных поклонов отвешено персонажами перед иконой Богородицы в ходе спектакля! Совершенно в духе нашего, впавшего в комический клерикализм времени!
    Не думаю, что, когда композитор брался за оперу, его очень волновали вопросы истории. Да и Мей, автор драмы, Грозного коснулся как-то походя.
    Хотя стоит задуматься даже над введенным Иваном IV обычаем – смотра претенденток на звание царицы.
    Не знаю, было ли нечто похожее на Западе. Сам царь, славившийся распутством (англичанин Горсей рассказывал, что Грозный похвалялся, что растлил тысячу дев и убил тысячи своих детей), болевший, по всем признакам, венерическим заболеванием, потерял счет своим бракам. Три его жены были выбраны им на смотре невест – Анастасия Романовна, Марфа Собакина и Анна Колтовская.
    Только первый брак царя сложился удачно, длился 13 лет, после чего жена умерла молодой, по-видимому, отравленная. Третья и четвертая жена были царицами совсем недолго, с четвертой женой царь развелся в том же 1572 году, когда и женился. Была она насильственно пострижена.

  3. golddust Ответить

    Римский-Корсаков был большим ценителем русских традиций. Любимыми источниками сюжетов для будущих опер были для него памятные страницы истории и фольклор. Литературной основой «Царской невесты» стала одноименная драма Льва Мея. Автор опирался на собранные Н. Карамзиным сведения о третьей жене Ивана Грозного – Марфе Собакиной.
    Положительных откликов на сочинение молодого тогда драматурга было много. Но все же звучали и упреки в мелодраматичности.
    Возможно, найденное в этой пьесе сочетание исторического колорита, эмоциональной живости, накаленности действия и привлекло внимание такого серьезного музыканта, как Римский-Корсаков.
    В опере, как и в пьесе, две основные линии – историческая и любовная. Равноценны они или не вполне, попробуем решить вместе. Для начала — попробую изложить переполненное страстями, острыми моментами содержание произведения.…Опричник Григорий Грязной, «прославившийся» разнузданным нравом, полюбил Марфу, дочь купца Собакина. Но Марфа уже просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Вот-вот Иван и Марфа, нежно любящие друг друга, должны обвенчаться.
    Марфа — Виктория Шевцова, Иван Лыков — Алексей Неклюдов. 19.02.2016. Фото — Даниил КочетковГрязной не обделен женской лаской. Его страстно любит Любаша: когда-то он, мимолетно увлекшись, похитил ее из дома. А она неожиданно полюбила злодея. Узнав, что Григорий влюблен в другую, Любаша теряет голову.
    Любаша — Валерия Пфистер. 19.02.2016. Фото — Даниил КочетковЕй было достаточно одного взгляда на соперницу, чтобы понять: Григория ей не вернуть – настолько хороша Марфа. Поддавшись безумному порыву, женщина бросается к Бомелию – то ли знахарю, то ли лекарю. Она решила отравить Марфу. Бомелий может изготовить такой яд, который губит человека медленно, постепенно.
    Приходит к знахарю за помощью и Грязной: он хочет приворожить Марфу. Этот разговор слышит Любаша. И вот она совершила последний отчаянный шаг — подменила приворотное средство Григория на свое убийственное зелье.
    Марфа — Елена Терентьева. Фото: Даниил КочетковНесчастная Марфа! Что убьет ее раньше – Любашина ревность или внимание царя? Ведь Марфу, в числе других юных красавиц, привезли к царю на смотрины. Кажется, что царское внимание привлекла другая девушка. В доме Собакиных рады, что Марфа останется с милым Ванюшей Лыковым. Пьют за счастье будущей четы. Среди гостей – терзаемый страстью Грязной. Он подсыпает зелье в чарку Марфы, не зная, что убивает ее. В это время входят царские гонцы с вестью: Марфе Собакиной быть невестой царя.
    Марфа — Елена Терентьева, Григорий Грязной — Анджей Белецкий. Фото: Даниил КочетковМарфа чахнет в царских палатах. Ум ее помрачен. Она видит перед собой Ванюшу, разговаривает с ним. А вокруг разворачивается кровавая драма. По навету Грязного казнен Лыков. Грязной сам рад броситься на плаху, узнав, что это он невольно отравил Марфу. Закалывает в гневе Любашу, признавшуюся в подмене зелья. Она гибнет, любя своего Григория. Он, идя на смерть, прощается с покорившей его сердце Марфой. Марфа счастлива в своем, уже не здешнем, мире с Ванюшей.
    …Любовный многоугольник? Да! Еще какой! Пару любовных эпизодов пришлось даже оставить «за кадром». Историческая правда? Да. Все вместе – потрясающая по силе воздействия драма человеческих страстей. Последнее слово в определении жанровой сущности этой оперы, конечно, принадлежит композитору.
    Римский-Корсаков написал великолепную музыку, подчеркнул драматические контрасты, сделал более яркой, объемной линию любви. Историческая основа важна для него, но, скорее, как импульс, антураж. Не историческая правда, а безумие человеческих отношений, хрупкость человеческих судеб занимает его.Мне кажется, если бы композитор захотел погрузиться в исторические глубины, больше внимания он уделил бы царю Ивану Грозному. Кто может быть колоритнее, мощнее на сцене? Но в «Царской невесте» царю отведена, по сути, минута сценического времени. Он на миг останавливается на улице, завороженный красотой Марфы. Более того: в этой опере Грозный даже не поет.
    Мей в своей драме и вовсе обходится без царя, но его пьеса все же историческая – благодаря обилию подлинных исторических персон, серьезному акценту на пресловутой опричнине. Римский-Корсаков, если бы пожелал, мог «повольничать» и ввести развернутую сцену с царем. Примеров таких композиторских вольностей во благо оперы – множество. Многие композиторы, сочиняя исторические оперы, погружались в изучение летописей, архивных материалов.
    Римский-Корсаков  предпочел погружение в другую стихию.
    Что звучит эхом после просмотра или прослушивания оперы «Царская невеста»? Монологи главных героев – сольные номера Грязного, Любаши, Марфы. Если уж быть совсем точным, преследуют нас дивные музыкальные образы двух героинь.
    Есть интересная особенность в операх Римского-Корсакова: женские вокальные номера в них написаны с такой любовью, что даже злодеек мы готовы пожалеть. А музыка, которую он написал для Любаши, делает наши сердца пластилиновыми. Ну, кто выдержит, когда Любаша (ее партия доверена знойному меццо-сопрано) начинает рыдать на весь мир: «Все для тебя!», — а потом  почти шепчет, задыхаясь от слез, от несправедливости: «А ты меня покинул…».
    Повезло с любовью композитора и Марфе (ее парию исполняет нежное сопрано). В своей первой арии – она радостная, чистая, звонкая, как полевой колокольчик. А финальный монолог можно сравнить с появлением безумной Офелии. Слова не могут заменить музыку, но они способны передать то, что чувствует в этот момент артистка, исполняющая партию Марфы:
    Галина Вишневская в 1959 году. Фото: РИА Новости/Шоломович«В последнем акте я вижу себя в бесконечном ослепительно-белом пространстве, где нет никого и ничего. Мне необходим этот простор, этот слепяще-белый цвет внутри меня. Помогает создать в себе нужную мне мучительную напряженность, услышать в себе звенящую тишину… Тогда мне кажется, что из нее я могу послать мой голос, как лазерный луч, чтобы, пробив стены театра, он парил над всей вселенной, рассказывая о трагической судьбе Марфы – невесты царя Ивана Грозного».
    Это признание великой Галины Вишневской.
    Ясно, что «Царская невеста» Римского-Корсакова – не для тихого культурного досуга. Зато она убеждает в том, что опера может проникать в наши сердца, творить невообразимое с нашими представлениями о любви, ненависти, правде, лжи. Не имеет значения, о каком времени поведал нам композитор, – о далеком XVI веке или о родном и непонятном XXI.
    Рекомендуем также:
    Топ— 10 великих русских композиторов
    О чём предупреждали великого композитора?
    22 любопытных факта о русском балете
    Анна Павлова — феномен русского балета

  4. Rainfist Ответить

    Мир искусства словно только и ждал молодое дарование. Шаляпин общался с лучшими живописцами того времени: Василием Поленовым и братьями Васнецовыми, Исааком Левитаном, Валентином Серовым, Константином Коровиным и Михаилом Врубелем. Художники создавали удивительные декорации, которые подчеркивали яркие сценические образы. В то же время певец сблизился с Сергеем Рахманиновым. Композитор посвятил Федору Шаляпину романсы «Ты знал его» на стихи Федора Тютчева и «Судьба» по стихотворению Алексея Апухтина.
    Шаляпин — целая эпоха русского искусства и с 1899 года ведущий солист двух главных театров страны — Большого и Мариинского. Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин». Шаляпинский высокий бас знали и любили в Италии, Франции, Германии, Америке, Великобритании. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии, и камерные произведения, и романсы. Где бы ни пел Федор Иванович, вокруг собирались толпы поклонников и слушателей. Даже во время отдыха на даче.
    Остановила триумфальные гастрольные турне Первая мировая война. Певец на собственные средства организовал работу двух лазаретов для раненых. После революции 1917 года Федор Шаляпин жил в Петербурге и был художественным руководителем Мариинского театра. Год спустя Царь-бас первым из деятелей искусств получил звание народного артиста республики, которого лишился, отправившись в эмиграцию.
    В 1922 году артист не вернулся из гастрольной поездки по США, хотя считал, что покидает Россию лишь на время. Объехав с концертами весь мир, певец много выступал в «Русской опере» и создал целый «театр романса». Шаляпинский репертуар насчитывал около 400 произведений.
    «Люблю граммофонные записи. Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей», — говорил певец и записал около 300 арий, песен и романсов. Оставив богатейшее наследие, на родину Федор Шаляпин не вернулся. Но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство. В 1938 году Федор Иванович умер в Париже, а спустя полвека сын Федор добился разрешения перезахоронить прах отца на Новодевичьем кладбище. В конце ХХ века великому русскому оперному певцу вернули звание народного артиста.

  5. Fon de la more Ответить

    Послушать музыку великих Чайковского, Верди, Штрауса в Самарский театр обычно приходят 60-70 зрителей. Такого аншлага, как сегодня, здесь уже давным-давно не было. На мировую премьеру оперы современного отечественного композитора Сергея Слонимского “Видения Ивана Грозного” прибыли даже послы шести стран мира.
    Для маэстро опера стала первым спектаклем, который он поставил в провинциальном театре. Ростропович: Я дирижировал готовыми спектаклями в Саратове и Вильнюсе, я дирижировал “Тоской”. Но это уже были готовые спектакли. Но спектакля не делал ни одного в своей жизни в провинции.
    Ростропович в Самаре целый месяц проводил репетиции с музыкантами и солистами театра. Параллельно он внес корректуру в партитуру оперы: из трехактной она превратилась в двухактную. В спектакле задействована почти вся труппа. Специально для спектакля расширена сцена, смонтировано новейшее оборудование. Партию Иоанна Грозного исполнил солист Самарской оперы Андрей Антонов, хотя первоначально главная роль на премьере была закреплена за солистом Большого театра Аскаром Абдразаковым. Вместе с маэстро над постановкой работали лучшие представители не только российского, но и мирового театрального сообщества: режиссер Роберт Стуруа, балетмейстер Алла Сигалова, художник Георгий Алекси-Месхешвили.
    Роберт Стуруа, режиссер-постановщик: У меня не было ощущения, что это провинция. Ни за что не стыдно – и голоса замечательные, и играют на достаточно высоком уровне.
    По замыслу автора, сюжет оперы объединяет 15 видений, посетивших Ивана Грозного накануне его кончины. Это видения злодеяний царя – пытки, казни, убийства. И как апогей кровавого разгула – гибель Новгорода. В финале дьяволы-опричники уводят Грозного в гиенну огненную.
    “Видения” стали последней постановкой Ростроповича в России на ближайшие пять лет. Рабочий график маэстро расписан до 2004 года. Сразу после Самары он отправится в Милан ставить “Мазепу” Чайковского, а затем в Неаполь и Рио-де-Жанейро.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *