Каким законом предусмотрена ответственность за нарушение срока регистрации в органе пфр?

23 ответов на вопрос “Каким законом предусмотрена ответственность за нарушение срока регистрации в органе пфр?”

  1. Skat_126rus Ответить

    Отказывая в удовлетворении требований управления ПФР о взыскании штрафа, суд исходил из недоказанности факта представления недостоверных сведений, поскольку акт камеральной проверки и решение о привлечении к ответственности не содержат указания на то, какие сведения и по каким конкретно лицам неполно представлены, в чем заключается недостоверность представленных сведений. Несоответствие сумм, указанных в декларации и ведомости по форме АДВ-11, само по себе не является достаточным основанием для вывода о представлении обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. Таким образом, суд признал решение о взыскании штрафа недействительным.
    Похожая ситуация стала предметом анализа арбитров в Постановлении ФАС СЗО от 28.02.2007 № А56-4702/2005 . В данном случае организация после получения от фонда акта, в котором указано на выявленные расхождения в суммах страховых взносов, отраженных в декларации и ведомости по форме АДВ-11, и содержащего требование о представлении уточненной декларации за год, произвела проверку всех документов и выявила ошибки в представленных фонду сведениях персонифицированного учета. Об этом организация сообщила в орган ПФР, который принял решение о наложении штрафа. Судьи обратили внимание сторон на то, что специалисты фонда указали лишь на несоответствие заявленных предприятием сумм страховых взносов, а ошибки в заполнении форм индивидуальных сведений о конкретных работниках организация выявила и исправила самостоятельно, уведомив орган ПФР в соответствии с порядком, предусмотренным п. 29 Инструкции № 318 . Нарушения, указанные в решении о наложении штрафа, специалисты фонда не выявляли, соответственно, уведомление с предложением их устранения предприятию не направлялось, следовательно, решение о взыскании санкций незаконно.

  2. krasov.alexandr Ответить

    предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела “Сведения о трудовой деятельности” по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;

  3. Dimedroll03 Ответить

    “Финансовая газета. Региональный выпуск”, N
    40, 2004
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
    СРОКОВ
    РЕГИСТРАЦИИ СТРАХОВАТЕЛЕЙ В
    ОРГАНАХ ПФР
    Статьей 7 Федерального закона
    от 23.12.2003 N 185-ФЗ “О внесении изменений в
    законодательные акты Российской Федерации
    в части совершенствования процедур
    государственной регистрации и постановки
    на учет юридических лиц и индивидуальных
    предпринимателей” (далее – Закон N 185-ФЗ)
    внесены изменения в ст.11 Федерального
    закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном
    пенсионном страховании в Российской
    Федерации” (далее – Закон N 167-ФЗ).
    Установлено, что регистрация
    работодателей-организаций, крестьянских
    (фермерских) хозяйств, физических лиц,
    зарегистрированных в качестве
    индивидуальных предпринимателей и
    самостоятельно уплачивающих страховые
    взносы в ПФР, осуществляется в 5-дневный
    срок с момента представления в
    территориальные органы страховщика
    федеральным органом исполнительной власти,
    осуществляющим государственную
    регистрацию юридических лиц и
    индивидуальных предпринимателей, сведений,
    содержащихся соответственно в едином
    государственном реестре юридических лиц,
    едином государственном реестре
    индивидуальных предпринимателей и
    представляемых в порядке, установленном
    Правительством Российской Федерации.
    Обязанность страхователей
    зарегистрироваться в органах ПФР вызвала
    целый ряд вопросов, связанных с ее
    применением. В частности, могут ли быть
    привлечены к ответственности в 2004 г. лица,
    зарегистрированные как
    страхователи-работодатели: организации,
    крестьянские (фермерские) хозяйства,
    индивидуальные предприниматели,
    самостоятельно уплачивающие страховые
    взносы в бюджет Пенсионного фонда
    Российской Федерации, но нарушившие срок
    регистрации в органах ПФР согласно ст.11
    Закона N 167-ФЗ, а также
    страхователи-организации, не сообщившие
    органам ПФР на основании п.3 ст.14 указанного
    Закона о принятом в установленном порядке
    решении о ликвидации (реорганизации) и об
    изменении учредительных документов,
    учетных реквизитов и месте нахождения в 2003
    г.?
    Поскольку указанные нарушения имели
    место в 2003 г., то и ответственность должна
    была наступить до вступления в силу 1 января
    2004 г. Закона N 185-ФЗ, в соответствии с которым
    изложена в новой редакции ст.11 и исключен п.3
    ст.14 Закона N 167-ФЗ. Тем самым устранена и
    обязанность работодателей-организаций,
    крестьянских (фермерских) хозяйств,
    индивидуальных
    предпринимателей-страхователей
    самостоятельно представлять сведения для
    регистрации в органах ПФР. Вместе с тем
    исключены сроки, в течение которых
    страхователи обязаны сообщать в
    территориальные органы страховщика о
    вносимых в учредительные документы
    изменениях.
    Однако не изменились
    требования в отношении обязанности
    страхователей соблюдать нормы ст.11 и п.3 ст.14
    Закона N 167-ФЗ. Следовательно, если до 1
    января 2004 г. имели место нарушения этих норм
    законодательства, страхователи должны быть
    привлечены к ответственности на основании
    ст.27 Закона N 167-ФЗ.
    Рассмотрим
    арбитражную практику, касающуюся данного
    вопроса. В п.1 Информационного письма
    Президиума Высшего Арбитражного Суда
    Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 “Обзор
    практики разрешения споров, связанных с
    применением законодательства об
    обязательном пенсионном страховании”
    сделан вывод о том, что юридические лица и
    индивидуальные предприниматели,
    зарегистрированные в едином
    государственном реестре юридических лиц
    или едином государственном реестре
    индивидуальных предпринимателей до 1
    января 2004 г., после этой даты сохраняют
    обязанность самостоятельно
    зарегистрироваться в органе Пенсионного
    фонда Российской Федерации. Данный вывод
    был сделан на основании арбитражной
    практики.
    Орган ПФР обратился в
    арбитражный суд с заявлением о взыскании с
    общества с ограниченной ответственностью
    (далее – общество) штрафа, предусмотренного
    п.1 ст.27 Закона N 167-ФЗ, за нарушение срока
    регистрации в качестве страхователя.
    Возражая против заявленного требования,
    общество указало, что Законом N 185-ФЗ внесены
    изменения в законодательные акты
    Российской Федерации в части
    совершенствования процедур
    государственной регистрации и постановки
    на учет юридических лиц и индивидуальных
    предпринимателей, в частности в ст.11 Закона
    N 167-ФЗ и в ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N
    129-ФЗ “О государственной регистрации
    юридических лиц и индивидуальных
    предпринимателей”. В соответствии с п.3.1 ст.11
    Закона N 129-ФЗ с 1 января 2004 г. сведения,
    необходимые для регистрации в органах
    страховщика юридических лиц и
    индивидуальных предпринимателей, в орган
    ПФР направляет не страхователь, а
    регистрирующий орган.
    Рассматривая
    заявление, суд установил, что общество
    зарегистрировалось в налоговом органе 20
    декабря 2003 г., однако регистрацию в
    территориальном органе страховщика не
    прошло, что послужило основанием для
    обращения органа ПФР в арбитражный суд.
    Согласно п.3.1 ст.11 Закона N 129-ФЗ, введенному в
    действие Законом N 185-ФЗ, с 1 января 2004 г.
    налоговые органы обязаны в срок не более
    чем пять рабочих дней с момента
    государственной регистрации представлять
    сведения, содержащиеся в едином
    государственном реестре юридических лиц
    или едином государственном реестре
    индивидуальных предпринимателей, в
    государственные внебюджетные фонды для
    регистрации юридических лиц и
    индивидуальных предпринимателей в
    качестве страхователей.
    Арбитражный
    суд сделал вывод о том, что на налоговые
    органы возложена обязанность по
    представлению сведений в государственные
    внебюджетные фонды лишь в отношении тех
    юридических лиц и индивидуальных
    предпринимателей, решение о
    государственной регистрации которых
    налоговые органы принимают начиная с 1
    января 2004 г. Обязанность налоговых органов
    по представлению сведений в отношении
    юридических лиц и индивидуальных
    предпринимателей, прошедших
    государственную регистрацию до этой даты,
    не установлена, в связи с чем эти лица и
    предприниматели продолжают нести
    обязанность самостоятельно
    зарегистрироваться в органах
    страховщика.
    Законом N 185-ФЗ не были
    внесены изменения в ст.27 Закона N 167-ФЗ.
    Норма, устанавливающая ответственность за
    нарушение страхователем срока регистрации
    в органах страховщика, сохраняет действие
    как в отношении лиц, обязанных в
    соответствии с новой редакцией ст.11 Закона N
    167-ФЗ и после 31 декабря 2003 г.
    регистрироваться в органах страховщика
    самостоятельно, так и в отношении
    страхователей, у которых эта обязанность
    возникла в соответствии с прежней
    редакцией данной статьи до 1 января 2004 г.
    Учитывая изложенное, суд удовлетворил
    требование органа ПФР.
    В п.2
    Информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 N 79
    был рассмотрен и вопрос об обязанности
    индивидуального предпринимателя,
    заключившего трудовой договор с работником
    и выплачивающего вознаграждение по
    договору гражданско-правового характера, в
    установленный срок представить в
    территориальный орган страховщика
    заявление о регистрации в качестве
    страхователя. Данный вывод был сделан на
    основании примера из арбитражной
    практики.
    Орган ПФР обратился в
    арбитражный суд с заявлением о взыскании с
    индивидуального предпринимателя штрафа за
    нарушение срока регистрации. Поводом для
    обращения послужил факт неисполнения
    предпринимателем в добровольном порядке
    решения заявителя и его требования об
    уплате штрафа, наложенного в соответствии с
    абз.2 п.1 ст.27 Закона N 167-ФЗ.
    Основанием
    для принятия решения органом ПФР послужило
    нарушение предпринимателем срока
    регистрации в территориальном органе
    страховщика в качестве
    предпринимателя-работодателя. Трудовые
    договоры с наемными работниками были
    заключены 1 февраля 2003 г., заявление в орган
    ПФР о регистрации в качестве страхователя
    подано предпринимателем только 4 апреля 2003
    г.
    Отказывая во взыскании штрафа, суд
    первой инстанции исходил из того, что
    ответчик прошел государственную
    регистрацию в качестве предпринимателя 25
    апреля 2002 г., а 29 апреля 2002 г.
    зарегистрировался в органе ПФР. Поэтому
    страхователь, зарегистрированный по одному
    из оснований, указанных в п.1 ст.11 Закона N
    167-ФЗ, не обязан повторно регистрироваться в
    одном и том же органе ПФР при наличии
    другого основания.
    Суд кассационной
    инстанции отменил решение и удовлетворил
    заявленное требование органа ПФР исходя из
    следующего.
    В соответствии со ст.6
    Закона N 167-ФЗ страхователями по
    обязательному пенсионному страхованию
    являются:
    1) лица, производящие выплаты
    физическим лицам, в том числе
    индивидуальные предприниматели,
    физические лица;
    2) индивидуальные
    предприниматели, адвокаты.
    Если
    страхователь одновременно относится к
    нескольким категориям страхователей,
    указанных в п.п.1 и 2 ст.6 данного Закона, то
    исчисление и уплата страховых взносов
    производятся им по каждому основанию.
    Таким образом, законодатель разделил
    индивидуальных предпринимателей на две
    категории страхователей: индивидуальных
    предпринимателей, производящих выплаты
    физическим лицам, и индивидуальных
    предпринимателей, самостоятельно
    уплачивающих страховые взносы.
    Индивидуальный предприниматель,
    зарегистрированный как страхователь,
    уплачивающий страховые взносы в виде
    фиксированного платежа, является
    страхователем по отношению к себе самому.
    Индивидуальный предприниматель,
    заключивший трудовые (гражданско-правовые)
    договоры с наемными работниками, является
    страхователем по отношению к этим
    работникам и обязан уплачивать страховые
    взносы на их обязательное пенсионное
    страхование.
    Если индивидуальный
    предприниматель не зарегистрируется в
    качестве страхователя по отношению к
    наемным работникам, это приведет к
    нарушению права застрахованных лиц на
    обязательное пенсионное страхование.
    Следовательно, по мнению арбитражного суда,
    в том случае, если индивидуальный
    предприниматель, зарегистрированный как
    страхователь, самостоятельно уплачивающий
    страховые взносы в бюджет ПФР, принял на
    работу наемных работников по трудовому
    договору или заключил договор
    гражданско-правового характера, он обязан в
    30-дневный срок зарегистрироваться в органе
    ПФР и как страхователь, производящий
    выплаты физическим лицам.
    Н.Петухова
    Консультант
    Правового департамента
    Пенсионного фонда
    Российской
    Федерации
    Подписано в печать
    29.09.2004

  4. dnnikolai Ответить

    Ответственность за нарушение сроков регистрации
    страхователей в органах ПФР
    Статьей 7 Федерального закона от 23.12.03 г. N 185-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 185-ФЗ) внесены изменения в ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее – Закон N 167-ФЗ). Установлено, что регистрация работодателей-организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в ПФР, осуществляется в 5-дневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Обязанность страхователей зарегистрироваться в органах ПФР вызвала целый ряд вопросов, связанных с ее применением. В частности, могут ли быть привлечены к ответственности в 2004 г. лица, зарегистрированные как страхователи-работодатели: организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, но нарушившие срок регистрации в органах ПФР согласно ст. 11 Закона N 167-ФЗ, а также страхователи-организации, не сообщившие органам ПФР на основании п. 3 ст. 14 указанного Закона о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) и об изменении учредительных документов, учетных реквизитов и месте нахождения в 2003 г.?
    Поскольку указанные нарушения имели место в 2003 г., то и ответственность должна была наступить до вступления в силу 1 января 2004 г. Закона N 185-ФЗ, в соответствии с которым изложена в новой редакции ст. 11 и исключен п. 3 ст. 14 Закона N 167-ФЗ. Тем самым устранена и обязанность работодателей-организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей – страхователей самостоятельно представлять сведения для регистрации в органах ПФР. Вместе с тем исключены сроки, в течение которых страхователи обязаны сообщать в территориальные органы страховщика о вносимых в учредительные документы изменениях.
    Однако не изменились требования в отношении обязанности страхователей соблюдать нормы ст. 11 и п. 3 ст. 14 Закона N 167-ФЗ. Следовательно, если до 1 января 2004 г. имели место нарушения этих норм законодательства, страхователи должны быть привлечены к ответственности на основании ст. 27 Закона N 167-ФЗ.
    Рассмотрим арбитражную практику, касающуюся данного вопроса. В п. 1 информационного письма президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.08.04 г. N 79 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании” сделан вывод о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г., после этой даты сохраняют обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда Российской Федерации. Данный вывод был сделан на основании арбитражной практики.
    Орган ПФР обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью (далее – общество) штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 27 Закона N 167-ФЗ, за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
    Возражая против заявленного требования, общество указало, что Законом N 185-ФЗ внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности в ст. 11 Закона N 167-ФЗ и в ст. 11 Федерального закона от 8.08.01 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. В соответствии с п. 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ с 1 января 2004 г. сведения, необходимые для регистрации в органах страховщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в орган ПФР направляет не страхователь, а регистрирующий орган.
    Рассматривая заявление, суд установил, что общество зарегистрировалось в налоговом органе 20 декабря 2003 г., однако регистрацию в территориальном органе страховщика не прошло, что послужило основанием для обращения органа ПФР в арбитражный суд.
    Согласно п. 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, введенному в действие Законом N 185-ФЗ, с 1 января 2004 г. налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
    Арбитражный суд сделал вывод о том, что на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают начиная с 1 января 2004 г. Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем эти лица и предприниматели продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.
    Законом N 185-ФЗ не были внесены изменения в ст. 27 Закона N 167-ФЗ. Норма, устанавливающая ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах страховщика, сохраняет действие как в отношении лиц, обязанных в соответствии с новой редакцией ст. 11 Закона N 167-ФЗ и после 31 декабря 2003 г. регистрироваться в органах страховщика самостоятельно, так и в отношении страхователей, у которых эта обязанность возникла в соответствии с прежней редакцией данной статьи до 1 января 2004 г.
    Учитывая изложенное, суд удовлетворил требование органа ПФР.
    В п. 2 информационного письма ВАС РФ от 11.08.04 г. N 79 был рассмотрен и вопрос об обязанности индивидуального предпринимателя, заключившего трудовой договор с работником и выплачивающего вознаграждение по договору гражданско-правового характера, в установленный срок представить в территориальный орган страховщика заявление о регистрации в качестве страхователя. Данный вывод был сделан на основании примера из арбитражной практики.
    Орган ПФР обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя штрафа за нарушение срока регистрации. Поводом для обращения послужил факт неисполнения предпринимателем в добровольном порядке решения заявителя и его требования об уплате штрафа, наложенного в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 27 Закона N 167-ФЗ.
    Основанием для принятия решения органом ПФР послужило нарушение предпринимателем срока регистрации в территориальном органе страховщика в качестве предпринимателя-работодателя. Трудовые договоры с наемными работниками были заключены 1 февраля 2003 г., заявление в орган ПФР о регистрации в качестве страхователя подано предпринимателем только 4 апреля 2003 г.
    Отказывая во взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик прошел государственную регистрацию в качестве предпринимателя 25 апреля 2002 г., а 29 апреля 2002 г. зарегистрировался в органе ПФР. Поэтому страхователь, зарегистрированный по одному из оснований, указанных в п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ, не обязан повторно регистрироваться в одном и том же органе ПФР при наличии другого основания.
    Суд кассационной инстанции отменил решение и удовлетворил заявленное требование органа ПФР исходя из следующего.
    В соответствии со ст. 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
    1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, физические лица;
    2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
    Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в пп. 1 и 2 ст. 6 данного Закона, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
    Таким образом, законодатель разделил индивидуальных предпринимателей на две категории страхователей: индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, и индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
    Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный как страхователь, уплачивающий страховые взносы в виде фиксированного платежа, является страхователем по отношению к себе самому. Индивидуальный предприниматель, заключивший трудовые (гражданско-правовые) договоры с наемными работниками, является страхователем по отношению к этим работникам и обязан уплачивать страховые взносы на их обязательное пенсионное страхование.
    Если индивидуальный предприниматель не зарегистрируется в качестве страхователя по отношению к наемным работникам, это приведет к нарушению права застрахованных лиц на обязательное пенсионное страхование.
    Следовательно, по мнению арбитражного суда, в том случае, если индивидуальный предприниматель, зарегистрированный как страхователь, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в бюджет ПФР, принял на работу наемных работников по трудовому договору или заключил договор гражданско-правового характера, он обязан в 30-дневный срок зарегистрироваться в органе ПФР и как страхователь, производящий выплаты физическим лицам.
    Н. Петухова,
    консультант Правового департамента
    Пенсионного фонда Российской Федерации
    “Финансовая газета. Региональный выпуск”, N 40, сентябрь 2004 г.

  5. qwerty8224 Ответить

    Здравствуйте. Коллеги указали в каком порядке необходимо обжаловать. Немного судебной практики, что вправе учесть суд в Вашем случае, т.к. практика сложилась ещё 2004г..
    ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
    от 11 августа 2004 г. N 79
    ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,
    СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
    ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ
    15. При удовлетворении требования о взыскании санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, суд счел возможным снизить размер санкций.
    Орган ПФ РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с территориального отделения общероссийской общественной организации производителей изделий медицинского и сельскохозяйственного назначения (далее — организация) штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2002 год.
    Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено частично со ссылкой на статьи 112 и 114 НК РФ, поскольку суд признал наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
    Не согласившись с принятым судебным актом, орган ПФ РФ обратился с кассационной жалобой, в которой просил отменить решение суда в части уменьшения размера взыскиваемого штрафа и удовлетворить заявление в полном объеме, мотивируя это тем, что на правоотношения в сфере персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования нормы НК РФ не распространяются, поэтому в рассматриваемом случае не могут применяться статьи 112 и 114 НК РФ. Следовательно, у суда отсутствовали основания для учета смягчающих вину обстоятельств и уменьшения размера штрафа.
    Суд кассационной инстанции оставил решение суда без изменения, отметив следующее.
    В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
    В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
    — Далее — Закон об индивидуальном учете.
    В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ. Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
    Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений», определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ).Статья 112. НК РФ Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
    1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
    1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    (пп. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
    3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
    (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ)
    2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
    3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
    4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
    Статья 114. НК РФ Налоговые санкции
    3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.Просите суд признать указанные Вами обстоятельства смягчающими и снизить штраф.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *