Какими растительными продуктами питались в древней руси?

18 ответов на вопрос “Какими растительными продуктами питались в древней руси?”

  1. меня окружили ну им неуйти от нас Ответить

    запрета на употребление говядины не было. Зато телятину не употребляли:
    “Редко и неохотно едят все восточные славяне телятину; разумеется, образованные слои населения составляют исключение. Вероятно, старый обычай не есть телятину вызван хозяйственными соображениями. Теленка следует откармливать, пока он не станет побольше.” Зеленин Д.К.”Восточнославянская этнография” (с.145 в издании 1991)
    Хотя Зеленин называет причинами этого запрета вполне себе хозяйственные мотивы, вполне вероятно, что ранее запрет носил религиозный характер и был присущ именно православию. В частности, об употреблении телятины Лжедмитрием I:
    “Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедимитрий не думал следовать Русским: желал во всем уподобляться Ляху, в одежде и в прическе, в походке и в телодвижениях; ел телятину, которая считалась у нас заповедным, грешным яством;”
    (Н.М Карамзин «История государства Российского» т.11 гл.4)
    “Однажды, за столом Царским, Князь Василий Шуйский, видя блюдо телятины, в первый раз сказал Лжедимитрию, что не должно подчивать Россиян яствами, для них гнусными;” (там же)
    Еще о Лждемитрии и телятине:
    “И вскоре после женитвы своея в той же час воздвиже бурю и гонение на христианы, и опроверже христианскую веру, и начат суботствовати римски, яко же обещася папе о том в среду и в пяток телчия мяса и прочая нечистоты ясти.” “Русское историческое повествование XVI-XVII веков” С. 65, 67
    Хотелось бы привести еще пару цитат из “независимых” источников – от иностранцев, проживавших в то время в России:,
    “В субботу 10 мая, на третий день свадьбы, царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину. Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо телятина считается у них нечистой и ее не едят. Они это молча стерпели, выжидая удобного случая.” К. Буссов. Московская хроника
    “11 мая великий князь велел готовить в поварнях все кушанья на польский лад, жарить и варить телятину; у русских поваров было омерзение к ней, и они разнесли об этом молву между дворянами, гражданами и простым народом. Русские очень презирали за это великого князя, злословили его и говорили между собою: “Да, он и вправду жестокий еретик!” — однако ж вели себя смирно и выжидали случая.” Петр Петрей, “История О Великом Княжестве Московском”
    Не знаю как вам, но мне эти цитаты кажутся (как сейчас говорят) “схожими до степени смешения”. Кто там у кого украл я не скажу, возможно оба автора черпали из одного источника.
    Чем употребление телятины закончилось для Лжедмитрия I общеизвестно. А вот чем грозило употребление телятины простым “россиянам”? Если обратиться к Петрею, то прочесть можно следующее:
    “Когда великий князь строил с башнями и раскатами город Орел, лежавший на литовской границе, он до того изморил голодом рабочих и крестьян, что они принуждены были убить самого жирного между ними и так спаслись от голода. Другие же, которые не могли есть человечьего мяса, принуждены были с голода заколоть теленка. Узнав о том, великий князь велел евших телятину сжечь живьем и пепел бросить в реку, а евшие человечье мясо были прощены и избавлены от наказания. Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо.”
    Петр Петрей, “История О Великом Княжестве Московском”
    Вторит ему и Яков Рейтенфельс:
    “Телятины все упорно сыздавна, не знаю по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка.”
    Яков Рейтенфельс, “Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии”, Книга третья, Глава 16
    У Скрынникова, в двухтомнике “Великий государь Иоанн Васильевич Грозный” есть следующие строки:
    “В синодике записей за 1569 г. имеются следующие пометы: «На Вологде отделано: князя Петра Кропоткин… Василия повар, Федора помясы, Неупокоя, Данило, Михаила плотники». Избиение плотников было вызвано тем, что царь был недоволен ходом строительства крепости в Вологде. Повод для расправы был выбран самый благочестивый. Крестьяне, присланные в Вологду для строительства крепости, голодали. Однажды им удалось раздобыть телятину, употребление которой в пищу строжайше запрещалось церковными правилами. Грозный, узнав о таком «великом грехе», велел сжечь провинившихся живьем.”
    Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. — Смоленск: Русич. — Т. 2. с. 56

  2. Modigamand Ответить


    Даже соль для славян подчас была особым кушаньем. Правда, готовилось оно лишь раз в году — в ночь со среды на четверг Страстной недели либо утром в Чистый четверг. Рецепт уходил корнями в седую древность и был забыт. Восстановил его, как и многие другие исконно русские блюда, вышеупомянутый исследователь славянской кухни Николай Ковалев. Для приготовления четверговой или, как ее еще называли, черной соли брали крупную фракцию, смачивали, а затем смешивали с квасной гущей (в равных количествах) или ржаным хлебным мякишем, также вымоченным в воде. Потом смесь завязывали в тряпочку, укладывали в берестяной лапоть, ставили в раскаленную печь или просто закапывали в пепел и плотно закрывали створку. В печи соль должна была томиться не меньше трех-четырех часов, пока не станет одним большим цельным куском. Хотя можно было обойтись и без печи — просто прокалить соль на сковороде. От подобных манипуляций соль становилась черного цвета — отсюда и название. Остывшую смесь кололи в ступе. Но самым главным «ингредиентом» этого нехитрого яства были молитвы — их читали во время всего процесса. После соль освящали на алтаре, а потом хранили весь год за иконами. И использовали только в особых случаях: солили яйца во время пасхальной трапезы, растирались при различных болезнях, зашивали в ладанку и носили на груди рядом с крестом. Давали ее и захворавшей скотине, поливали соляным раствором урожай, а еще смешивали с золой и добавляли в зерно перед посевом.

  3. Tuktilar Ответить

    В лесной полосе Древнерусского государства питались примерно одинаково. Главными продуктами были растительные. Из зерна пекли хлеб. Из него же делали похлёбки. Сегодня хлеб сохранился на нашем столе, но он уже не играет прежней роли, ведь тогда он был главным продуктом.
    Также похлёбки дополнялись различными овощами, например, репой. И сегодня репу не забыли окончательно, но на наших тарелках она появляется редко, большинство слышали про неё лишь из детской сказки. Многие другие сегодня популярные корнеплоды, такие как картошка, тогда не были известны в Древнерусском государстве.
    Употребляли и различные травы. Ими улучшали вкус еды, заваривали их как напитки (например иван-чай), также непосредственно ели. Например, популярна была похлёбка из крапивы (которая, будучи сварена, больше не жжётся). Сегодня мы уже почти не помним этих традиций, потому что на наших столах дешёвый чай и приправы из далёких стран. Но некоторые традиции остались. Например, многие до сих пор собирают щавель.
    Большую роль играли и те продукты, что давали животные. Обычные крестьяне редко ели мясо, но часто дополняли свой стол молоком, сметаной, творогом, маслом, сыром, яйцами. Всё это мы продолжаем есть, потому что молочные продукты вкусны и полезны, а яйца служат основой для великого множества блюд.
    Также крестьяне ловили в реках и озёрах рыбу. На наших столах также есть рыба, но чаще не речная, а морская.
    Не забывали наши предки про дары леса, такие как грибы и ягоды. Грибников в лесах также много и сегодня.
    Высоко ценился мёд. Он был единственной сладостью крестьян того времени. Сегодня на наших столах конфеты, пирожные и просто сахар, но мёд по-прежнему цениться.
    Таким образом, многое из продуктов древнерусских крестьян нами сегодня забыто или почти забыто, но кое-что остаётся популярным до сих пор.

  4. Aridar Ответить

    Почти все русские народные сказки заканчиваются «честными пирами» да «свадебками». Княжьи застолья не менее часто упоминаются в древних былинах и сказаниях о богатырях. А вот от чего именно ломились столы на этих гуляньях, и какое меню предоставляла нашим предкам легендарная «скатерть-самобранка» в «докартофельную» эпоху попробуем сейчас разобраться.

    Конечно же, главной пищей древних славян была каша, а также мясо и хлеб. Только вот каши были несколько иными, не такие, как мы привыкли видеть. Рис был большой диковинкой, его еще называли «сорочинским пшеном», и стоил он баснословно дорого. Гречку (крупу, завезенную греческими монахами, отсюда и название «Гречка») ели по великим праздникам, а вот своего собственного пшена на Руси всегда хватало с избытком.

    Ели, в основном, овес. Но овсяную кашу готовили из цельного очищенного зерна, предварительно долго запаривая ее в печи. Каши обычно заправляли либо сливочным, либо льняным или конопляным маслом. Подсолнечное масло появилось много позже. Иногда особо обеспеченные граждане древних времен пользовались оливковым маслом, привезенным купцами из далекой Византии.

    О капусте, моркови и свекле, не говоря уже о помидорах и огурцах, казалось бы, таких исконно «русских» овощах и корнеплодов, на Руси и слыхом никто не слыхивал. Более того, даже репчатого лука, наши предки не знали. В вот чеснок рос. Его даже в сказках да присказках неоднократно упоминают. Помните? «Стоит в поле бык печеный, в боку чеснок толченый». А из овощей, наверное, на ум сейчас приходит только редька, которой и хрен не слаще, да знаменитая репа, проще пареного приготовления которой зачастую решаются многие проблемы.

    Чрезвычайным уважением наших предков пользовался и горох, из которого не только суп варили, а и кашу. Сухие зерна мололи в муку и пекли пироги да блины из горохового теста.

    Ни для кого не является секретом, что на Руси всегда в большом почете был хлеб, о котором даже говорили, что он всему голова. Однако, тесто для хлеба и для пирогов готовили иначе, чем сейчас, так как не было дрожжей.

  5. Grirdana Ответить

    Накрывая на стол, иногда задумываешься, а какую же пищу ели наши предки, древние славяне? Ответ на этот вопрос могут дать археологи.
    Во время раскопок в древнерусских городах, находят немало остатков пищи. Прежде всего, это зерна различных злаков, например: ячменя, пшеницы, ржи, овса, гречихи.
    Обычно из зерен производили крупы или размалывали их в крупу. Также из зерна изготовляли брагу, квас и пиво.
    Одним из любых блюд на Древней Руси была каша, в которую добавляли растительное масло. Если ели мясо, то только «пряженое» или жареное (тушеное в своем соку, в русской печи).
    В древней Руси супов не было, он появился только в конце XVII столетия. Привезли суп иностранцы из Европы.
    Летом любимым блюдом была «тюря» – она является предком нашей окрошки. Это был лук, покрошенный в квас, и заправленный хлебом.
    Также ели и овощи: морковь, горох, репу и лук. Также в Древней Руси славяне знали о чесноке, огурцах и особенно, капусте.
    Интересно, что древние славяне уже в то время умели закручивать овощи на зиму – мочить яблоки, солить огурцы. Такие замороженные и засоленные овощи были названы ленивыми. В Москве, там, где ими торговали, назвали улицу – Ленивка.
    Белковая пища состояла преимущественно из рыбы и мяса, а также молочных продуктов: сыра, творога, масла и сметаны. В Древней Руси сахар отсутствовал, и вместо него пользовались медом.
    В роли горячих напитков выступали отвары из многих лечебных трав, или, например пили сбитень – это вскипяченный мед в воде, после чего взбитый вместе с яйцами.

  6. zvezda Ответить

    Плутарх:”Трактат о мясоедении” не достоверный источник?
    Гораций (65-8 г. до н. э. , римский поэт-классик): “Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который надеется, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет”.
    Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый-гений): “Человек воистину царь зверей, ибо жестокостью превосходит их. Мы живем смертью других. Мы – ходячие кладбища!”
    “Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека”.
    Фридрих Ницше (1844-1900, немецкий философ): “Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти философы не наберутся мужества и не отправятся на поиски совершенно иного образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым местом”.
    Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии): “Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость – один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа”.
    Ральф Валдо Эмерсон (1803-1882, американский писатель и политик): “Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, – Вы – соучастник”.
    Томас Алва Эдисон (1847-1931, американский изобретатель, изобрел, в частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон): “Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее применение моему уму”.
    Вильгельм Буш (1832-1908, немецкий писатель и график): “Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом”.
    Эмиль Золя (1840-1902, французский писатель): “Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня высмеивать”.
    Дж. Бернард Шоу (1856-1950, английско-ирландский драматург): “Животные – мои друзья, и я не ем моих друзей!”
    Свен Хедин (1865-1952, шведский исследователь Азии): “Я никогда не мог решиться погасить огонь жизни, зажечь его вновь я не в силах”.
    Альберт Швейцер (1875-1965, эльзасский теолог и врач-миссионер, лауреат Нобелевской премии 1952 года): “Мое мнение: мы должны выступить в защиту животных, полностью отказаться от мясоедения и говорить против него”.
    Пифагор (ок. 500 г. до н. э. ), знавший также о законе реинкарнации, сказал: “Тот, кто перерезает ножом горло корове и остается глух к мычанию ужаса, кто может хладнокровно забить блеющего козленка и пообедать птицей, которой он сам давал корм – насколько еще далек такой человек от преступления?”
    А Аристотель продолжал эту мысль: “Если человек в совершенстве своем – самое благородное создание, то оторванный от закона и морали, он – самый худший из всех”.
    Равным образом как в Древней Греции, так же и среди древних римлян были великие философы-вегетарианцы (Гораций, Овидий, Плутарх). Плутарх (45-120 гг н. э. ) пишет в своем трактате “О мясоедении”: “Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений
    Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило… Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения”.
    Затем Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором”.
    Люди становятся на вегетарианском питании лучше и сильнее. Я знаю, что люди говорят: «Ты будешь слабым, если не будешь есть мясо». Но фактически это неверно. Я не знаю людей, находящих, что они слабее на овощной диете.

  7. Burihuginn Ответить

    В древнем писании индусов говорится о том, что с тех пор, как некоторые представители низших каст начали употреблять мясо, появились 78 новых заболеваний. Ранее их было только 3, в том числе старость. Это писание разошлось на весь мир. Тысячи лет существовало верование о том, что все болезни появляются от употребления мертвечины.
    Древние славяне верили в то, что животные предназначены для человека. И животные кормили человека, а не человек животных. Люди и их животные никогда не ели мяса и даже не думали об этом. В этот период люди дружили с животными. И питались только пищей растительного происхождения. Это была легко усваиваемая калорийная пища.
    Мясные продукты появились в рационе с приходом кочевников на славянские территории. Кочуя по пустыням и степям добыть что-либо пригодное в пищу было довольно трудно. Именно поэтому они убивали своих животных, которые кочевали вместе с ними и перевозили на себе их вещи, давали молоко и шерсть.
    «Велесова книга» говорит о том, что славяне пришли из долины Кулу, которая окружена Гималаями – ныне это территория Индии. Славянские тексты, которые были найдены на той территории, говорят о необходимости вегетарианства для здоровья тела и духа.
    Раскопки древнерусских городов позволяют узнать, чем питались древние славяне. Чаще всего это были злаки ячменя, ржи, гречихи, овса и пшеницы. Зерна обычно перерабатывали в крупы. Из них же делали пиво, квас, брагу. В качестве горячих блюд ели кашу с растительным маслом. Мясо или жарили или тушили в собственном соку. Суп как таковой, в том числе уха, появился благодаря приезжим иностранцам только лишь в конце XVII столетия. Из овощей употребляли лук, морковь, горох, репу. Немного позже в рационе питания появились капуста, огурец и чеснок. Летом ели тюрю – это предок нашей картошки. Практически в каждом доме готовили квас, в него крошили хлеб и лук.
    Древние славяне умели заготавливать продукты на зиму. В конце лета, уже предчувствуя зиму, практически каждая хозяйка мочила яблоки, солила огурцы и капусту. Сахар в Древней Руси был неизвестен. Вместо него использовали мед. Белки употреблялись в виде мяса, рыбы и продуктов из молока – сыр, сметана, масло, творог. Соль стоила очень больших денег, и позволить себе ее употреблять мог не каждый. Очень часто заваривались различные травы. В качестве горячего напитка был кипяченый, с водой и яйцами, мед.
    Древние славяне прекрасно умели разводить пчел. О правильном питании, естественно, никто не помышлял. Очень многое в кулинарии было перенято у соседних народов или приезжих иностранцев.

  8. Poloskun Ответить


    Славянские народы спокон веков отдавали в трапезе предпочтения растительной пище перед мясной. Главными элементами питания для славянских народов служили злаковые растения: пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. Огромным подспорьем для питания также служили культурные огородные овощи: капуста, лук, морковь, свекла, репа, а в особенности картофель – особо популярный на северо-западе Руси.
    Из мясного рациона у славян преобладало мясо птицы, в меньшей степени славяне употребляли говядину, не говоря уже о конине. Удивительно, что простой крестьянский народ очень долгое время редко когда употреблял в пищу коровье молоко в сыром виде, больше любили молочные продукты – сметану, масло, творог. Если говорить о птице, то в домашнем быту на первом месте были куры, гуси, утки, в меньшем количестве мясо индюка. Однако птица служили как дополнение в рационе, так как птицеводство у славян никогда не было сильно развито.
    Наши предки всегда очень любили садовые фрукты, ягоды, как в свежем, так и в переработанном виде: варенье, сушка и т.д. Ягоды, а так же грибы собирались в богатых лесах Полесья, и часто служили основным источником питания в зимние периоды времени.
    Режим питания наших предков во многом зависел от рабочего дня: стандартное трехразовое питание обычно дополнялось полдником, а разные сезонные времена, изменялось качеством и количеством. В летние и осенние периоды больше использовались овощи и фрукты, зимой – крупы и законсервированные продукты. Самым бедным рационном всегда ознаменовалась весна, когда прошлогодний урожай истощался и свежий еще не созревал. Видимо это послужило тому, что все самые строгие церковные посты припадают именно на весенний период.
    Важно отметить, что наши деды питались местной пищей, придавали трапезе большое значение и рассматривали ее не просто как «топку» для организма, а как результат труда, а следовательно — дар.
    Смысл трапезы у наших предков

    Трапеза для наших пращуров была не просто способом подкрепить силы. Она являлась чем-то сродни Причастию/ Причастившиеся одним хлебом, кашей, овощами или дичью, они в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в чужомь доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не имел права причинить ему зла. Таким образом, хлеб-соль – не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями.
    Сам хлеб тоже не являлся просто едой: и по сей день не забыта поговорка «хлеб – всему голова», а детям с мальства прививают бережное отношение к хлебу. Причину этого мы обычно называем одну: в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд. Но мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Известно трепетное отношение славян-язычников к земле. В частности к хлебному полю, к тому же, в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – Божья ладонь! Кроме того, зерно требует тепловой обработки.
    А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян божествами, всем трём поклонялись. Сладкая, сваренная на меду, каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в языческие ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис.…
    Другой древнейшей едой с незапамятных времён у славян были блины.
    Учёные-языковеды считают, что произношение слова «блин» – искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что и «молоть», «мелкий», обозначая, таким образом пищу из размолотого зерна.
    Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна.
    В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин от части схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму.
    Вот почему и доныне блины пекут на поминках и на Масленицу, когда празднуется победа над злой богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны.
    Источник

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *