Какими способами владыки управляли державой в нововавилонском царстве?

6 ответов на вопрос “Какими способами владыки управляли державой в нововавилонском царстве?”

  1. Иванов-Петров Ответить

    Стр. 44
    3. Сравните империи Ближнего Востока…
    Вопрос
    Ассирия
    Нововавилонское царство
    Персия
    Когда существовала?
    1500 г.  – 7 в. до н.э.
    626 – 539 г. до н.э.
    Середина 6 в. до н.э – середина 4 в. до н.э.
    Какие страны и народы покорила?
    Захватили почти все страны Ближнего Востока, включая Египет.
    Завоевали Ассирию, Сирию, Палестину.
    Завоевали Мидию, Лидию, Вавилон. Владения Персии простирались от Египта до Индии.
    Как была организована армия?
    Основная часть армии – вооруженная пехота. Конницы и колесницы. Осадные машины – тараны.
    Армия Нововавилонскго царства была оказалась сильнее, чем ассирийская.
    Было отборное царское войско из 10 тысяч воинов.
    Какими способами владыки управляли державой и удерживали в повиновении покоренные народы?
    Жестоко расправлялись с покоренными народами, держали всех в страхе. Управляли страной при помощи государственных чиновников и сильной армии.
    Царь управлял страной при помощи чиновников  и своей армии.
    Способ управления империей – восточная деспотия. Империя была разделена на 20 сатрапий (провинций), во главе каждой стоял управляющий.
    Как и почему распалось?
    В 7-м веке была разгромлена армией Нововавилонского царства.
    Распалось в 539 году до н.э., когда Вавилон захватили персы.
    В 331-330 гг. до н. э., держава была покорена Александром Македонским.
    Чем прославилась и почему вошла в историю?
    Прославилась как могущественная держава. Сохранилась библиотека царя Ашшурбанапала на глиняных табличках.
    История о Вавилонской башне описана в Библии. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне – одно из древних чудес света.
    Вошла в историю как “страна стран”. Цари Дарий и Кир описаны в Библии. Персидский залив получил свое название от страны Персии.

  2. Kevin Mattzeo Ответить

    Конспекты по Истории:

    — до 476 года н.э
    Понятие всемирной истории. Периодизация
    Археологическая периодизация
    Натуфийская культура
    Трипольская культура. Ямная культура
    Политогенез (образование государства)
    Цивилизации Древнего Востока
    Государство Шумер (IV-III тыс. до н.э.)
    Вавилон (Вавилония, 1894-1595 гг. до н.э.)
    Ассирия (XIV-VII вв. до н.э.)
    Нововавилонское царство (625-536 до н.э.)
    Персидская империя (держава Ахеменидов)
    Древний Египет. Основы государства
    Религия Древнего Египта
    Культура Древнего Египта
    Фараон в древнем Египте
    Финикия и Ханаан
    Краткая история иудаизма
    Израиль и Иудея: пророки и цари
    Древняя религия персов
    Хараппская цивилизация. Индоарии
    Индуизм. Веды
    Буддизм. Будда
    Древнекитайская цивилизация
    Государства Чжоу
    Династия Цинь. Династия Хань
    Конфуций. Конфуцианство
    Древняя Греция: периодизация
    Эгейская цивилизация
    Полисный период. Афины
    Спарта — исторический полис Древней Греции
    Греко-персидские войны
    Эллинизм в Древней Греции. Итоги эпохи
    Древнегреческая культура
    Древний Рим: основные этапы развития
    Древний Рим: Царский период
    Римская республика (510 — 30 до н.э.)
    Пунические войны
    Македонские войны
    Римская империя (30 до н.э. — 476 н.э.)
    Зарождение христианства
    Кризис античной культуры
    ДРЕВНИЙ МИР: основные даты
    ДРЕВНИЙ МИР: толковый словарь
    ДРЕВНИЙ МИР: исторические деятели
    — до 1499 года
    Византийская империя (IV — IХ вв.)
    Раннее средневековье в Европе
    Франкское государство
    Классическое средневековье в Западной Европе
    Средневековое общество и политические институты
    Римско-католическая церковь в средние века
    Средневековый город и урбанизация
    Ислам. Мусульманство. Арабский халифат
    Крестовые походы (1096—1272)
    Болгария, Польша, Чехия в средние века
    Франция в XI — XIV веках
    Англия в XI — XIV веках
    Столетняя война (1337-1453)
    Византия в X — XV вв.
    Государства майя
    Ацтеки
    Империя инков
    Итальянский гуманизм и Возрождение
    Образование Священной Римской империи
    Разделение христианской церкви
    — до 1800 года
    Укрепление абсолютной монархии во Франции
    Освободительная война в Нидерландах
    Первая революция в Англии
    Путь к парламентской монархии в Англии
    Международные отношения в XVI-XVIII веках
    Эпоха Просвещения (просветители и писатели)
    Промышленный переворот
    Английские колонии в Северной Америке
    Создание Соединённых Штатов Америки
    Великая французская революция
    Государства Востока в XVI—XVIII вв.
    Реформация и Контрреформация в XVI веке
    — с 1801 года
    Образование империи Наполеона I
    Разгром империи Наполеона
    Революции 1848-1849 годов в европейских странах
    Образование национальных государств в Италии и Германии
    Гражданская война в США 1861-1865
    Социально-экономическое развитие стран Запада в XIX в.
    Политическое развитие стран Запада в XIX в.
    Революционное движение в Европе в XIX веке
    Причины I Мировой войны (1914-1918)
    Западная Европа начала 20 века. Экономика
    Политическое развитие западной Европы в межвоенный период
    Гражданская война в Испании (1936-1939)

  3. xYurkaHacker Ответить

    История Нововавилонского царства началась с массовых восстаний в Вавилонии под командованием Набопаласара – вождя халдеев. Долгое время ему не удавалось захватить одни из самых крупных городов того региона, как Ниппур и Урук, в которых были проассирийские взгляды. Во времена обложения Ниппура местным жителям доводилось продавать своих детей в рабство, чтоб спасти им жизни. Блокада Ниппура длилась около десяти лет.
    Примерно в тоже время, на Ассирию пошли еще и мидийцы, которым удалось захватить Аррапху, а следом за ней они попытались взять Ниневию, но потерпели фиаско. На этом их военный поход не закончился – попытались напасть на столицу Ассирии – Ашшур, тут им улыбнулась удача. Ассирия была лакомым кусочком не только для вавилонян, но и для мидийцев, поэтому они заключили военный союз против нее.
    Немного погодя объединенным силам таки удалось захватить Ниневию. После чего мидийцы закончили войну и вернулись обратно домой, а вавилонцы продолжили борьбу против ассирийцев, но силы уже были не равны и они сдались. И наконец-то борьба, которая длилась несколько веков, за освобождение Вавилона увенчалась успехом.
    По весне 607 г до н.э. в Валонии пришла смена военной власти – Набопаласара сменил его сын Навуходоносор ІІ. Но царь не отошел совсем от дел, он остался управлять внутренними делами государства. Следующей целью в военном сражении стал город Каркемиш, в котором находился один из сильнейших гарнизонов Египта с греческими наемниками. И вавилонцам удалось достичь своей цели, прибегнув к хитрому маневру – напасть на город одновременно с двух противоположных сторон. После феерической победы многие города самостоятельно повиновались победителям.
    После победы в 605 г до н.э. правитель вернулся обратно в Вавилон и пробыл там до 597 г до н.э., а после чего пошел на Иерусалим и захватил его, попутно взяв в плен множество иудеев. Царствовать оставил там Седекию. Но он оказался не благодарным и в 587 г до н.э. поддался на искушение египетского фараона Априя – поднять восстание против власти. Навуходоносор так просто это не оставил, снова сделал блокаду Иерусалиму, забрал в плен тысячи ремесленников и местной знати.
    В 590-х гг. до н.э. партнерские отношения с мидийцами были окончены – на Вавилонию осмелился напасть царь Элама, естественно он был отбит. Но Навуходоносор не простил такого отношения и пошел войной на Элам и Сузиану. После того как разгромил их, решил уберечь свое государство от незваных гостей и возвел громадные защитные сооружения.
    Вообще считается, что при его правлении Вавилония достигла пика своего расцвета. Вся международная торговля сосредоточилась в Вавилоне. Он проводил искусственное орошение, чтоб бороться с засухой. Именно при его правлении были созданы весящие сады, которые стали известны по всему миру.
    Но все хорошее не может длиться вечно: в 562 г до н.э. он умер. В последующие пять лет никто не смог долго продержатся на троне.
    Старший сын Амель-Мардук первым взошел на трон, но управлял государством всего 2 года. С трона его убрали национальная знать и жрецы за то, что он предал интересы Вавилонии, подпортил отношения с мидийцами и не заботился о храмах.
    Следующим стал на престол зять Навуходоносора ІІ – Нергал-шар-уцур. Его уважала не только знать, но и жрецы, так как он вел последнюю осаду Иерусалима. За его правление снова наладились взаимоотношения с мидийцами, ведь его жена была племянницей их царя. Он был грамотным военным начальникам и успешно отбивал нападения лидийцев, а также захватывал новые города. В строительстве он наследовал своего тестя – много делал для храмов, следил за каналами орошения, реконструировал дворцы. К сожалению вавилонцев он тоже долго не правил – скончался в конце третьего года правления.
    Потом к престолу пришел несовершеннолетний сын Нергал-шар-уцура – Лабаши-Мардук. Одновременно с ним заявил о своем желании занять престол Набонид – один самых уважаемых вельмож Вавилона и он таки занял его, потому что сына прежнего царя убили.
    Набонид был последним царем Новававилонского царства. За свое правление он разгромил киликийское царство Хуме, которое пошло на него войной. Но победить мидийцев, которые тоже пошли на него, он сам не смог, тут ему на помощь пришли персы, которые в 553 г до н.э. напали на Мидию и им пришлось отступить от войны с вавилонцами. После войны Набонид начал активно восстанавливать Харран, а особенно храм бога Сина. Восстанавливал он его по ассирийскому образцу, что не понравилось жрецам и с этого момента у них подпортились отношения. Не нравилась политика правления царя и местной знати – они начали организовывать против него народ. Но Набонид сумел придушить их своим назначением – назначил своего сына Волтасара управлять Вавилоном, а сам пошел в военный поход на Аравию. С того момента Вавилон был под властью военной диктатуры, а местная знать ничего не смогла с этим поделать.
    Поход Набонида увенчался огромным успехом – ему удалось завоевать всю северную часть полуострова. Там он и осел. В Вавилоне не появлялся, а сын следил за порядком в нем. В то время как царь занимался политикой и экономическими отношениями с Западом, у границы с востока была размещена могущественная армия персов, которые очень быстро завоевали все царство. На этом в 539 г до н.э. история Нововавилонской державы закончилась.

  4. Majind Ответить

    Рассвет и падение нововавилонского царства.
    Нововавилонское царство — государство расположенное в Месопотамии, существовавшее в период с 626 по 539 гг. до Р.Х.
    До 626 г. до Р.Х. Вавилония была частью Ассирийской Империи под властью Тиглатпаласара III.
    В 626 г. до Р.Х. вспыхивает восстание под предводительством наместника Набопаласара из племени халдеев. Вначале он не предпринимал попыток покорить южную и центральную часть страны, где находились крупные города, верные ассирийцам, и благодаря этому закрепил свою власть на севере.
    На протяжении следующих десяти лет армия вавилонян осаждала два, главных проассирийских, города Урук и Ниппур. Первым сдался Урук, спустя год пал Ниппур. С этого момента большая часть Вавилониия была подчинена Набопаласару.
    В 615 г. до Р.Х. образовался союз вавилонян и мидийцев, его целью стало покорение ассирийских земель. Вскоре объединенные армии мидийцев и вавилонян подошли к Ниневии, столице Ассирии, и спустя три месяца город был захвачен и разграблен. Только небольшой у части ассирийской армии получилось прорваться в Харран, где управляемое Ашшур-убаллитом II продолжало сопротивление. Но спустя время ассирийцы сложили оружие, и борьба племен халдеев за независимость Вавилонии успешно завершилась победой. После падения Ассирии мидийцы получили исконные земли Ассирии, и город Харран вместе с близлежащей территорией, вавилоняне получили всю остальную Месопотамию. В результате этих событий в этом регионе остались лишь Мидия, Вавилония и Египет.
    В 607 г. до Р.Х. командиром вавилонской армии стал наследник Набопаласара, Навуходоносор, а он сам принял на себя управление государством. Цель стоящая перед Навуходоносором заключалась в покорении Сирии и Палестины. Этому мешал египетский город Каркемиш стоявший на Евфрате, в котором находилось мощное войско египтян, частично состоящее из наемных греков. Весной 605 г. до Р.Х. пехота вавилонян переправилась через Евфрат и с двух сторон, с юга и севера, атаковала Каркемиш. По окончании сражения, от города остались одни руины, а гарнизон египтян истреблен. В результате этих событий львиная доля земель Сирии и Палестины между Евфратом и Египтом вошли в состав Вавилонии.
    В 605 г. до Р.Х. умирает Набопаласар и правителем становится Навуходоносор II. Наибольшего расцвета Вавилония достигла именно при правлении Навуходоносора II. Это период невероятного роста экономики и культуры, Вавилон превратился в центр международной торговли. Так же город подвергся полной перестройке перестраивалось все: храмы, башни, царский дворец, стены, построены висячие сады. Из-за частых засух при перестройке Вавилона много внимания уделили ирригации, недалеко от Сиппары было построено водохранилище, со множеством каналов, благодаря которым регулировалось распределение воды.
    В 562 г. до Р.Х. умирает Навуходоносор II, что приводит к дворцовым переворотам длившимся пять лет по 556 г. до Р.Х. В 556 г. до Р.Х. на престол взошел Набонид, стремившийся объединить всю Переднюю Азию, для борьбы с набирающими силу персами.
    Набонид захватил город Тейма, важнейший торговый узел, находящийся на севере Центральной Аравии, что позволило получить контроль над важным узлом: оазис Тейма, на торговом пути в Египет. Этот путь был очень важен для Вавилонии, так как к середине шестого века Евфрат поменял течение, и использовать Персидский залив в качестве морского торгового пути стало невозможно.
    К 546 г. до Р.Х. Вавилония и Египет прекратили враждовать, т.к. оба правителя прекрасно понимали неотвратимость борьбы с персами. Но было уже поздно, ситуация для Вавилонии стала отчаянной: она почти со всех сторон окружена персами. Вавилонские купцы также были недовольны, так как большинство торговых путей оказались под контролем персов. Вавилонию населяло множество различных народов, насильственно угнанных плен, из своих родных земель правителями вавилонии. Они надеялись на персов как своих освободителей. Ремесленники и крестьяне составляющие большую часть жителей Вавилонии недовольные политикой Набонида мало обращали внимания на попытки Набонида укрепить оборону, и с радостью приняли бы власть нового правителя. Вавилонские солдаты, изнурённые множеством битв в Аравийской пустыне, едва ли были способны оказать сопротивление персидской армии в разы превосходящей по численности вавилонскую, и значительно лучше вооруженной. Весной 539 г. войска персов вторглись в Месопотамию, а уже 12 октября 539 г. до Р.Х. не встретив сильного сопротивления персы вошли в Вавилон, а спустя семнадцать дней туда торжественно въехал персидский царь Кир II. Набонида же сослали к востоку от Персиды, а его наследника Валтасара казнили. С момента Вавилон прекратил свое существование.

  5. стильнюша Ответить

    В результате разгрома Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии и область Харран. Вавилоняне же захватили Месопотамию и готовились установить свой контроль над всеми областями к западу от Евфрата. Но фараон Египта Нехо также претендовал на территории Сирии и Палестины. Таким образом, на всем Ближнем Востоке остались только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Епшет.
    Весной 607 г. Набопаласар передал командование вавилонской армией своему сыну Навуходоносору, взяв на себя управление внутренними делами государства. Перед Навуходоносором стояла задача захватить Сирию и Палестину. Но сначала необходимо было овладеть городом Каркемиш на Евфрате, где находился сильный египетский гарнизон, часть которого составляли греческие наемники. Весной 605 г. вавилонское войско перешло Евфрат и одновременно с юга и севера напало на Каркемиш. Еще за городскими стенами началась жестокая битва, и скоро город превратился в пылающие руины, а египетский гарнизон был уничтожен до последнего человека. После этого большая часть Сирии и Палестины, т.е. почти все области между Евфратом и Египтом, без сопротивления подчинилась вавилонянам.
    Вскоре новый египетский фараон, Априй, решил попытаться установить свою власть в Финикии и захватил города Газа, Тир и Сидон, а также уговорил иудейского царя Седекию поднять восстание против вавилонян. Навуходоносор решительными действиями оттеснил египетское войско обратно к прежней границе и в 587 г. после долгой осады захватил Иерусалим. Тысячи жителей Иерусалима (главным образом знать и ремесленники) были уведены в плен в Вавилонию, а страна превращена в рядовую провинцию.
    При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития.Вавилон стал центром международной торговли. Много внимания уделялось искусственному орошению. В частности, около Сиппара был создан большой бассейн, откуда шло много каналов, с помощью которых регулировалось распределение воды во время засухи. В Вавилоне был выстроен новый дворец царя и сооружены знаменитые висячие сады. Кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные фортификационные сооружения, чтобы обезопасить государство от вражеских нападений в будущем.
    Однако после смерти Навуходоносора II в 562 г. в течение пяти лет на троне сменилось три царя, жречество стало активно вмешиваться в политику, устраняя неугодных царей.
    В 556 г. царем стал Набонид, сын одного из вождей арамейских племен. Хотя Набонид поклонялся традиционным вавилонским богам Мардуку, Набу, Нергалу, Шамашу и т.д., постепенно он на первое место стал выдвигать культ бога Луны Сина. Бог Луны Набонида в действительности не являлся традиционным вавилонским богом Сином, а был по своей символике и формам поклонения арамейским богом. Проводя такую религиозную политику, Набонид стремился создать могущественную державу.
    В 553 г. началась война между Мидией и Персией. Воспользовавшись тем, что мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, в том же году Набонид захватил этот город и распорядился о восстановлении разрушенного во время войны с ассирийцами в 609 г. храма бога Сина Эхульхуль.
    Набонид перенес в Тейму свою резиденцию, поручив правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру (библейский Валтасар).
    Пока Набонид был занят активной политикой на западе своей державы, у восточных границ Вавилонии появился могущественный и решительный противник. Персидский царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооруженную армию, готовился к походу против Вавилонии.
    К 546 г. Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персией. Когда стало совершенно очевидным, что война уже близко, Набонид вернулся в Вавилон и приступил к организации обороны своей страны.
    Однако положение Вавилонин стало безнадежно трудным. Весной 539 г. персидская армия выступила в поход, а осенью того же года вся Месопотамия была уже в руках персов.
    ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
    Вся обрабатываемая земля была точно измерена, и значительная часть ее принадлежала храмам, членам царской семьи, крупным деловым домам, чиновникам царской и храмовой администрации. Мелкие земледельцы (особенно в больших городах) владели небольшими участками земли – от 1/2 до нескольких гектаров. Земля стоила дорого, и поэтому выгоднее было использовать ее для садоводства (главным образом под финиковые рощи).
    Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, но кроме него сеяли также полбу, пшеницу, сезам, горох, лен и т.д. Осадков выпадало мало. Поэтому в экономике страны большую роль продолжало играть искусственное орошение: сооружались новые каналы, старые содержались в образцовом порядке. Эти каналы принадлежали государству, храмам, а в некоторых случаях и частным лицам, но за особую плату водой из таких каналов могли пользоваться все земледельцы и арендаторы. Благодаря отложениям от искусственного орошения не было также надобности регулярно удобрять землю.
    Мелкие землевладельцы обрабатывали свои поля сами вместе с членами семей, а иногда и с помощью наемников, которые обычно нанимались на время уборки урожая.
    Крупные землевладельцы сдавали землю в аренду. Арендная плата была двух видов: размер ее либо устанавливался заранее, уже при заключении контракта, и зависел от плодородия земли, а плата вносилась натурой или – гораздо реже – деньгами, либо же владелец земли получал 1/3 урожая, а арендатор – 2/3.
    Наряду с сельским хозяйством наиболее важной отраслью производства было ремесло. В нововавилонских текстах упоминаются ткачи, кузнецы, ювелиры, строители домов, медники, плотники, прачечники, пекари, пивовары и другие ремесленники. Обычно ремесло наследовалось в семье от отца к сыну. Однако не существовало никаких законов, требовавших наследования какой-либо профессии. Это скорее была традиция, которую в рассматриваемый период стали нередко нарушать.
    Труд рабов использовался главным образом для выполнения тех видов работы, которые не требовали высокой квалификации или дорогостоящего надзора, т.е. там, где их можно было использовать в течение круглого года, а не сезонно. Поэтому наиболее сложные процессы производства выполнялись свободными.
    Правда, на храмовых полях трудилось сравнительно большое число рабов. Но этих рабов было явно недостаточно для ведения хозяйства, поэтому они могли обработать лишь часть храмовых земель. Поэтому, хотя храмы и некоторые крупные деловые дома владели десятками, а иногда и сотнями рабов, а состоятельные граждане имели от трех до пяти рабов, в целом рабов по отношению к общему числу свободных было в несколько раз меньше.
    В это время в Вавилонии было сравнительно много рабов, которые жили семьями и владели значительным имуществом. Этим имуществом рабы могли распоряжаться довольно свободно, т.е. закладывать, сдавать в аренду и продавать.
    Как выше отмечалось, в нововавилонское время долговое рабство не имело большого значения. И чем менее развито долговое рабство, тем большую роль играет свободный наемный труд в общей структуре экономики.
    Храмовой администрации приходилось также прибегать к услугам наемников для обработки земли и уборки урожая, привлекая их даже из соседней страны Элам. И частные лица вынуждены были прибегать в широких масштабах к использованию труда свободных наемников.
    Нередко встречались партии наемных работников численностью до нескольких сот человек. Они отказывались работать в знак протеста против несвоевременной оплаты их труда, перебоев в снабжения пищей и не соглашались работать за низкую плату.
    ТОРГОВЛЯ
    При халдейских царях Вавилония переживала экономический расцвет. Внутри страны велась оживленная торговля между различными городами, которая осуществлялась главным образом по рекам на лодках.
    О значительной специализации торговли свидетельствует тот факт, что в текстах упоминаются не только просто тамкары (купцы), но и тамкары царя и наместников, а также тамкары, занимавшиеся куплей-продажей скота и фиников. Часто к услугам тамкаров прибегали и храмы. Царские тамкары занимались продажей товаров, принадлежавших царю, и ростовщичеством в интересах царя. Примечательно, что “главным тамкаром” при дворе Навуходоносора II был Хануну, который, судя по его имени, являлся финикийцем.
    Однако в нововавилонское время торговлей могли заниматься не только профессиональные купцы и их агенты, но также и любые частные лица.
    Часть профессиональных купцов специализировалась на международной торговле. Вавилония продолжала играть роль посредствующего звена в торговле между финикийско-палестинским миром и странами к югу и востоку от Месопотамии. Особенно оживленной стала торговля с Египтом, Эламом, Сирией и Малой Азией. Из Египта в Вавилонию доставляли в большом количестве квасцы, которые употреблялись для отбелки шерсти и одежды и для медицинских целей, а также льняное полотно, пользовавшееся большим спросом из-за его высоких качеств. Из Сирии привозили мед, благовония, пурпурную шерсть, строительный лес, олово, которые приобретались там у купцов, занимавшихся международной торговлей. Эти товары доставлялись до Евфрата, затем их везли на лодках в Вавилон, крупнейший центр тогдашней международной торговли, откуда они распределялись по различным городам страны. Импортом таких товаров занимались коммерческие товарищества, специально созданные для финансирования торговли. При этом каждый из пайщиков получал свою долю товаров для последующей реализации. В Сирии приобретались также некоторые красители для ткацких изделий, производство которых в это время процветало в вавилонских городах, ставших крупными центрами по изготовлению шерстяной одежды. Эту одежду вывозили в соседние страны, в частности в Элам. Кроме того, из Вавилонии вывозили зерно и другие продукты земледелия.
    О торговле с греками свидетельствуют многочисленные эллинские (почти все они афинские) керамические изделия VI в., найденные в Вавилоне.
    Во внутренней торговле уплата производилась слитками серебра в виде брусочков, стержней, кружочков, звездочек и т.д. Чеканная монета в стране не употреблялась, а когда она попадала в обращение из внешнего мира, ее принимали по весу как нечеканенный металл.
    2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ПРАВО
    К тому времени, коща образовалось Нововавилонское государство, жители крупных вавилонских городов пользовались особыми привилегиями. В частности, они были освобождены от царских строительной и военной повинностей. Для этих городов было характерно самоуправление свободных и юридически равноправных членов общества, объединенных в народное собрание при главном храме того или иного города.
    Однако после образования Нововавилонского царства многовековая борьба между царской властью и народным собранием постепенно привела к поражению последнего, и в это время его юрисдикции подлежали только конфликты между отдельными гражданами и преступления местного характера. Тем не менее примечательно, что в многочисленных надписях нововавилонских царей говорится лишь о сооружении новых храмов и ремонте старых и о благочестивых дарах в различные святилища, а неоднократные успешные военные походы почти не упоминаются. Это свидетельствует о том, что правители вынуждены были больше всего считаться со жречеством и представлять его интересы.
    Часть решений народного собрания касалась хищений храмового скота и другого имущества, сбора храмовой десятины и арендной платы с храмовых полей и т.д. Другие решения имели отношение к имущественным тяжбам и семейным спорам отдельных граждан. Остановимся на некоторых решениях народного собрания.
    В 545 г. в Уруке одна женщина заявила в собрании, что ее муж умер, в стране царит голод и ей нечем кормить двух своих малолетних сыновей и поэтому она передает их в храм Эанна в качестве храмовых рабов. В 540 г. в Уруке некий Ибни-Иштар в присутствии нескольких лиц набросился у ворот храма Эанна на царского представителя в этом храме с кинжалом в руке. Собрание рассмотрело это дело, “связало и опечатало железный кинжал, который он извлек из-за своего пояса”. В документе решение собрания не указано, поскольку в данном случае вынесение приговора находилось в юрисдикции царского суда, а собрание играло роль лишь предварительной инстанции расследования. В том же городе Уруке царский представитель в храме Эанна заявил в собрании о недостаче 10 136 кур (ок. 1,82 млн. л) ячменя в качестве арендной платы за 553 г. Собранию предстояло установить, кто был виновен в этом недоборе.
    В 591 г. “собрание старейшин” Сиппара рассмотрело дело о хищении имущества храма Эбаббарра одним лицом и вынесло решение, что, если будет доказано обвинение против него, он должен возместить ущерб, нанесенный храму, в 30-кратном размере.
    Когда в 555 г. в Вавилоне возникла тяжба относительно наследования тремя братьями поля, являвшегося приданым их матери, решение было вынесено “старейшинами города”. Подобным же образом в 590 г. “старейшины Ниппура” занимались рассмотрением тяжбы двух лиц из-за рабыни.
    Таким образом, собрание функционировало как орган местного самоуправления и суда. Часто его заседания возглавлял наместник соответствующего города или управляющий храмом.
    Членами народного собрания являлись граждане, которые были свободными и в юридическом отношении считались равноправными между собой. Но они заметно отличались друг от друга по своему экономическому и общественному положению. Среди них были наместники городов, судьи, высокопоставленные государственные и храмовые чиновники, купцы, дельцы, писцы, чиновники низших рангов, пастухи, арендаторы полей, ремесленники, включая беднейшие слои свободного населения. Статус граждан был наследственным и переходил от отца к сыновьям. Естественно, в работе собрания активную роль могли играть в основном лишь состоятельные люди.
    Нередко вместо всех граждан для решения тех или иных дел собирались лишь старейшины, т.е. наиболее влиятельная часть граждан. В ряде случаев они выносили свои решения совместно с высшими храмовыми чиновниками и наместниками городов. Иногда в присутствии старейшин составлялись документы, содержащие распоряжения высокопоставленных государственных чиновников. Кроме того, старейшины представляли граждан своего города перед царем.
    Граждане принимали участие в культе при местном храме, а также в храмовых праздниках и трапезах и имели право на получение определенной доли из храмовых доходов. Все эти люди жили в городах и владели землей в городе или прилегающей к нему сельской округе, на территорию которой распространялась власть народного собрания.
    В рассматриваемое время население Вавилонии в этническом отношении было довольно пестрым. Страна была наводнена халдейскими и арамейскими племенами, жившими бок о бок со старым местным населением. Кроме того, в Вавилонии жило много чужеземцев. Часто чужеземцы размещались значительными группами в определенных районах. Например, в окрестностях Ниппура и в самом городе каждой этнической группе была выделена особая территория. Среди чужеземцев были также царские наемники, добровольные эмигранты и лица, по различным причинам постоянно или временно жившие в Вавилонии (купцы, политические беженцы, сезонные наемные работники из Элама и т.д.). Так, в вавилонских текстах упоминается много чужеземцев, живших при дворе Навуходоносора II. Среди них были эламиты, персы, киликийцы, иудеи, различные выходцы из Малой Азии (“ионийцы”), “беглецы из Мидии” и др.
    Особенно много было в стране лиц египетского происхождения. Значительное их число упоминается в качестве контрагентов и свидетелей при заключении различных сделок, составленных в Вавилоне, Уре, Уруке, Сиппаре, Борсиппе и других городах. Таким образом, египтяне были разбросаны по всей стране. Большинство египетских поселенцев в результате смешанных браков, а также стремясь приспособиться к окружающей их этнической среде, постепенно стали давать своим детям вавилонские имена и ассимилироваться местным населением.
    Из частноправовых документов видно, что представители различных народов жили бок о бок, вступали в деловые отношения и заключали смешанные браки. Необходимо иметь в виду, что в древности не было конфликтов на этнической почве, расовой неприязни и чувства превосходства одного народа над другим и никто не был заинтересован в том, чтобы навязать другим народам свой язык и культуру. Поэтому со стороны местного населения не было пренебрежения к верованиям чужеземцев. Последние, в свою очередь, поклонялись не только своим богам, но и богам того народа, среди которого они жили, ибо верили в силу этих богов. Чужеземцы включались в экономическую и общественную жизнь страны, становились собственниками домов, земельных владений, а часть их служила и в административном аппарате. Они постепенно ассимилировались местным населением и говорили на аккадском и арамейском языках, поскольку последний быстро распространился в качестве разговорного языка в Месопотамии, и, в свою очередь, оказывали определенное культурное влияние на вавилонян.
    Однако чужеземцы были лишены гражданских прав, поскольку они не владели землей в пределах городского общинного фонда, и поэтому не могли стать членами народного собрания. Но в тех случаях, когда они размещались компактно в определенных районах, такие люди могли создать собственную организацию местного самоуправления.
    Наконец, кроме граждан и свободных без гражданских прав существовали различные группы зависимого населения, особую прослойку которого составляли рабы. Естественно, все эти люди не имели никаких гражданских прав.
    Кроме народного собрания судебная власть принадлежала также царским судьям. Царский суд обычно представлял собой коллегию из пяти-шести профессиональных судей. Иногда состав суда был смешанным, и в него входили царские судьи и старейшины из числа граждан. В Сиппаре представителем царского суда был верховный жрец храма Эбаббарра, обладавший широкими юридическими полномочиями.
    В решении важных дел народное собрание подчинялось царским судьям, получало от них различные предписания и обязано было снабжать последних необходимой информацией. Царские суды выносили решения по наиболее важным делам. В частности, их ведению подлежали дела об убийстве, не говоря уже о заговорах и мятежах.
    Высшей судебной инстанцией считался царь. Но он не имел абсолютной власти и не мог произвольно захватить имущество своих подданных или лишить их жизни. Индивидуум в частной жизни был предоставлен самому себе, и центральная власть не вмешивалась в его семейную жизнь. Он мог свободно передвигаться в пределах государства, совершая деловые и торговые поездки, а также ездить на заработки.
    Семья в основном оставалась моногамной, и мужчина, который брал вторую жену, обычно должен был уплатить довольно высокий штраф в пользу первой, если только она не была бездетной.
    Женщина пользовалась сравнительно большой независимостью, могла иметь свое имущество, распоряжаться им свободно (дарить, продавать, обменивать, отдавать в аренду и т.д.).
    Нововавилонское право, по-видимому, требовало письменной фиксации заключаемых сделок, кроме продажи скоропортящихся продуктов. Контракты составлялись профессиональными писцами в присутствии свидетелей (обычно от трех до десяти и более человек) в двух экземплярах по определенным формулярам, и каждая из сторон получала по одному экземпляру.
    Начиная с нововавилонского времени в документах подчеркивается, что контрагенты вступают в сделку добровольно. В контракте указываются условия сделки, место и дата, где и когда документ был составлен, и определяется наказание (обычно штраф) за нарушение условий сделки. К документам прилагаются печати свидетелей и контрагентов (последние обычно оставляют оттиски своих ногтей).
    В рассматриваемую эпоху объектами заклада служили поля, дома, рабы, дети свободных, скот, деньги и прочее движимое имущество. Существовало два вида залога. Либо то или иное имущество объявлялось залогом в обеспечение ссуды, либо залог поступал в онтихрезу, т.е. кредитор получал право пользоваться залогом для извлечения доходов. Второй вид залога был более распространен.
    Очень часто рабов и дома (реже поля и другое имущество) отдавали в антихрезу за долги. В таких случаях доходы с заложенного имущества или доходы с труда рабов или других лиц, отданных в заклад, шли на покрытие процентов по ссуде. В документах отмечается, что кредитор не будет платить наемной платы за труд рабов или членов семьи должника (а также арендной платы за дома и т.д.), а должник освобождается от уплаты процентов, пока кредитор распоряжается отданным в антихрезу заложником или недвижимым имуществом. Должник мог взять обратно своего раба, члена семьи или же другое отданное в антихрезу имущество только после того, как кредитору полностью возмещалась сумма ссуды. Если же заложник бежал, болел или по какой-нибудь другой причине не выполнял порученную ему работу, то должник обязан был возместить кредитору эквивалент трудовой повинности отданного в антихрезу лица за каждый день, пока последний уклонялся от работы, – обычно в размере 6 литров ячменя, что в денежном выражении составляло 12 сиклей серебра в год. Кроме того, как правило, должник кормил и одевал отданного в антихрезу работника, пока последний находился у кредитора.
    Обычно при антихрезе не указывается срок погашения ссуды, и нередко заложники работали на кредитора по нескольку лет, пока должник не расплатится полностью. При выдаче же ссуды под залог имущества, но без права пользования им всегда указывается срок погашения долга. Если к оговоренному сроку должник не рассчитывался с кредитором, а последний не давал ему отсрочки, то заложенные рабы или другое имущество переходили в собственность заимодавца. Но когда стоимость заложенного имущества превышала сумму ссуды, то по решению суда кредитор получай только часть залога. И наоборот, если залог был оценен на меньшую, чем ссуда, сумму, должник обязан был полностью рассчитаться.
    В нововавилонское время, как и в старовавилонское, денежную ссуду обычно давали под 20% годовых (т.е. 1 сикль серебра на 1 мину в месяц), хотя теперь закон и не регулировал величину процента. Ссуда выдавалась в большинстве случаев деньгами, реже – зерном или финиками.
    К нововавилонскому времени долговое рабство претерпело значительные изменения. Кредитор мог арестовать несостоятельного должника я заключить его в долговую тюрьму. Однако кредитор не мог продать должника в рабство, и последний погашал ссуду бесплатной работой на своего заимодавца. В отличие от более ранних периодов муж не мог отдавать жену в долговой залог. Но свободные имели право отдавать в залог своих детей, а в случае неплатежеспособности должника их можно было обратить в рабов. При этом ограничение долгового рабства определенным сроком, установленное Законами Хаммурапи, в I тысячелетии до х.э. ухе не являлось действительным. Это можно объяснить тем, что в этот период ввиду сравнительно высокого жизненного уровня уже не было угрозы массового закабаления свободных.
    Практика самозаклада и самопродажи в рассматриваемое время совершенно исчезла. К продаже своих детей свободные прибегали чрезвычайно редко, лишь в случаях катастрофического голода, опустошительных войн и длительных осад. Например, в 626 г., когда войско вавилонского царя Набопаласара осаждало Ниппур, сохранявший верность ассирийцам, и когда ячмень стоил приблизительно в тридцать раз дороже обычного, некоторые люди продавали своих детей ростовщикам. В контрактах отмечается, что дети были проданы с целью спасти их от голодной смерти.
    В нововавилонское время продолжали переписывать и изучать Законы Хаммурапи, о чем свидетельствуют их многочисленные копии, составленные в I тысячелетии до х.э. По крайней мере одна из статей этих законов, предписывающая тридцатикратное возмещение украденного храмового и дворцового имущества, продолжала действовать и в это время.
    Сохранились три столбца законов, которые по письму, грамматическим формам, лексике и реалиям относятся к нововавилонскому времени. В дошедшем до нас тексте начало и конец разрушены. В сохранившихся статьях речь идет главным образом о брачном и имущественном праве. В этих законах, в частности, говорится, что если кто-нибудь соорудит цистерну для хранения воды, но не укрепит хорошо ее стены и вода затопит вследствие этого поле соседа, то виновный должен отдать пострадавшему столько урожая, сколько будет получено на соседних полях.
    Согласно другой статье, если кто-нибудь продаст рабыню, а она окажется чужой и ее законный хозяин возьмет ее себе, то продавец обязан вернуть покупателю ее цену и 1/2 сикля серебра за ребенка, которого она тем временем родила, чтобы возместить владельцу ущерб за ее временную нетрудоспособность.
    Если мужчина женился второй раз и имеет сыновей от обеих жен, после смерти отца сыновья его первой жены должны получить ^/з и сыновья второй жены – 1/3 имущества покойного. Если отец выделил приданое для дочери, а она умерла бездетной, это имущество должно быть возвращено в дом ее отца. После смерти мужа его вдова, если у нее не было детей, должна получить свое приданое и подарок мужа. Если вдова, которая имеет детей, решает снова выйти замуж, она может взять с собой свое приданое и подарок, который дал ей первый муж при вступлении в брак. Если она родит детей от нового брака, то ее приданое должно быть разделено между сыновьями от обоих браков поровну, в то время как подарки, сделанные ей обоими мужьями, необходимо отдать соответственно их детям.

  6. UBETU Ответить

    Крупные
    города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа
    жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в
    Уруке).
    Часть
    решений народного собрания касалась хищений храмового скота и другого
    имущества, сбора храмовой десятины и арендной платы с храмовых полей и т.д.
    Другие решения имели отношение к имущественным тяжбам и семейным спорам
    отдельных граждан.
    Таким
    образом, собрание функционировало как орган местного самоуправления и суда.
    Часто его заседания возглавлял наместник соответствующего города или
    управляющий храмом.
    Членами
    народного собрания являлись граждане, которые были свободными и в юридическом
    отношении считались равноправными между собой. Но они заметно отличались друг
    от друга по своему экономическому и общественному положению.
    Среди
    них были наместники городов, судьи, высокопоставленные государственные и
    храмовые чиновники, купцы, дельцы, писцы, чиновники низших рангов, пастухи,
    арендаторы полей, ремесленники, включая беднейшие слои свободного населения.
    Статус
    граждан был наследственным и переходил от отца к сыновьям. Естественно, в
    работе собрания активную роль могли играть в основном лишь состоятельные люди.
    Нередко
    вместо всех граждан для решения тех или иных дел собирались лишь старейшины,
    т.е. наиболее влиятельная часть граждан. В ряде случаев они выносили свои
    решения совместно с высшими храмовыми чиновниками и наместниками городов.
    Иногда в присутствии старейшин составлялись документы, содержащие распоряжения
    высокопоставленных государственных чиновников. Кроме того, старейшины
    представляли граждан своего города перед царем
    Совет
    старейшин обладал судебными и административными функциями. В документах этого
    времени при упоминании свободных лиц называется и имя их предка: только лица,
    принадлежавшие к определённым родам, по-видимому, традиционно связанным с
    храмом городского божества и имевшим право на участие в храмовых доходах,
    обладали, как кажется, полными гражданскими правами в таком городе.
    Так
    складывается особая организация рабовладельцев, созданная для господства над
    всем остальным населением, в том число и над мелкими свободными земледельцами
    за пределами городов. Эта организация нередко выступает как единое целое,
    например в различных денежных операциях, в таких общественных предприятиях, как
    постройка канала, но чаще мы встречаемся с деятельностью отдельных
    рабовладельцев, иногда семейных объединений торговых домов; известны, например,
    торговый дом рода Эгиби в Вавилоне и торговый дом рода Мурашу в Ниппуре.
    Иной
    раз отдельный рабовладелец, например верховный жрец Сиппара, выступает как
    частное лицо, беря на себя прорытие канала, который потом должен был перейти к
    городу.
    Правители
    Нововавилонского царства вынуждены были все больше считаться со жречеством и
    представлять его интересы.  Это подтверждается тем,  что в многочисленных
    надписях говорится лишь о сооружении новых храмов и ремонте старых и о
    благочестивых дарах в различные святилища, а неоднократные успешные военные походы
    почти не упоминаются.
    Граждане
    принимали участие в культе при местном храме, а также в храмовых праздниках и
    трапезах и имели право на получение определенной доли из храмовых доходов. Все
    эти люди жили в городах и владели землей в городе или прилегающей к нему
    сельской округе, на территорию которой распространялась власть народного
    собрания.
    Граждане
    отдельных городов вступают в переговоры друг с другом, например — сиппарцы с
    жителями Суз по поводу этого же канала. Последние два случая относятся, правда,
    уже ко времени персидского владычества, но при персах общее устройство городов
    Вавилонии не отличалось от их устройства в нововавилонский период.
    В
    рассматриваемое время население Вавилонии в этническом отношении было довольно
    пестрым. Страна была наводнена халдейскими и арамейскими племенами, жившими бок
    о бок со старым местным населением. Кроме того, в Вавилонии жило много
    чужеземцев. Часто чужеземцы размещались значительными группами в определенных
    районах. Например, в окрестностях Ниппура и в самом городе каждой этнической
    группе была выделена особая территория.
    Среди
    чужеземцев были также царские наемники, добровольные эмигранты и лица, по
    различным причинам постоянно или временно жившие в Вавилонии (купцы,
    политические беженцы, сезонные наемные работники из Элама и т.д.). Так, в
    вавилонских текстах упоминается много чужеземцев, живших при дворе Навуходоносора II. Среди
    них были эламиты, персы, киликийцы, иудеи, различные выходцы из Малой Азии («ионийцы»),
    «беглецы из Мидии» и др.
    Особенно
    много было в стране лиц египетского происхождения. Значительное их число
    упоминается в качестве контрагентов и свидетелей при заключении различных
    сделок, составленных в Вавилоне, Уре, Уруке, Сиппаре, Борсиппе и других
    городах.
    Из
    частноправовых документов видно, что представители различных народов жили бок о
    бок, вступали в деловые отношения и заключали смешанные браки. Необходимо иметь
    в виду, что в древности не было конфликтов на этнической почве, расовой
    неприязни и чувства превосходства одного народа над другим и никто не был
    заинтересован в том, чтобы навязать другим народам свой язык и культуру.
    Поэтому со стороны местного населения не было пренебрежения к верованиям
    чужеземцев. Последние, в свою очередь, поклонялись не только своим богам, но и
    богам того народа, среди которого они жили, ибо верили в силу этих богов.
    Чужеземцы
    включались в экономическую и общественную жизнь страны, становились
    собственниками домов, земельных владений, а часть их служила и в
    административном аппарате. Они постепенно ассимилировались местным населением и
    говорили на аккадском и арамейском языках, поскольку последний быстро
    распространился в качестве разговорного языка в Месопотамии, и, в свою очередь,
    оказывали определенное культурное влияние на вавилонян.
    Однако
    чужеземцы были лишены гражданских прав, поскольку они не владели землей в
    пределах городского общинного фонда, и поэтому не могли стать членами народного
    собрания. Но в тех случаях, когда они размещались компактно в определенных
    районах, такие люди могли создать собственную организацию местного
    самоуправления.
    Наконец,
    кроме граждан и свободных без гражданских прав существовали различные группы
    зависимого населения, особую прослойку которого составляли рабы. Естественно,
    все эти люди не имели никаких гражданских прав.
    Кроме
    народного собрания судебная власть принадлежала также царским судьям. Царский
    суд обычно представлял собой коллегию из пяти-шести профессиональных судей.
    Иногда состав суда был смешанным, и в него входили царские судьи и старейшины
    из числа граждан. В Сиппаре представителем царского суда был верховный жрец
    храма Эбаббарра, обладавший широкими юридическими полномочиями.
    В решении важных дел народное собрание подчинялось царским судьям, получало от
    них различные предписания и обязано было снабжать последних необходимой
    информацией. Царские суды выносили решения по наиболее важным делам.
    Высшей
    судебной инстанцией считался царь. Но он не имел абсолютной власти и не мог
    произвольно захватить имущество своих подданных или лишить их жизни.
    Индивидуум
    в частной жизни был предоставлен самому себе, и центральная власть не
    вмешивалась в его семейную жизнь. Он мог свободно передвигаться в пределах
    государства, совершая деловые и торговые поездки, а также ездить на заработки.
    Семья
    в основном оставалась моногамной, и мужчина, который брал вторую жену, обычно
    должен был уплатить довольно высокий штраф в пользу первой, если только она не
    была бездетной.
    Женщина
    пользовалась сравнительно большой независимостью, могла иметь свое имущество,
    распоряжаться им свободно (дарить, продавать, обменивать, отдавать в аренду и
    т.д.).
    Нововавилонское
    право требовало письменной фиксации заключаемых сделок, кроме продажи
    скоропортящихся продуктов. Контракты составлялись профессиональными писцами в
    присутствии свидетелей (обычно от трех до десяти и более человек) в двух
    экземплярах по определенным формулярам, и каждая из сторон получала по одному
    экземпляру.
    Начиная
    с нововавилонского времени в документах подчеркивается, что контрагенты
    вступают в сделку добровольно. В контракте указываются условия сделки, место и
    дата, где и когда документ был составлен, и определяется наказание (обычно
    штраф) за нарушение условий сделки. К документам прилагаются печати свидетелей
    и контрагентов (последние обычно оставляют оттиски своих ногтей).
    В
    рассматриваемую эпоху объектами заклада служили поля, дома, рабы, дети
    свободных, скот, деньги и прочее движимое имущество. Существовало два вида
    залога. Либо то или иное имущество объявлялось залогом в обеспечение ссуды,
    либо залог поступал в онтихрезу, т.е. кредитор получал право пользоваться
    залогом для извлечения доходов.
    Второй
    вид залога был более распространен.
    Очень часто рабов и дома (реже поля и другое имущество) отдавали в антихрезу за
    долги. В таких случаях доходы с заложенного имущества или доходы с труда рабов
    или других лиц, отданных в заклад, шли на покрытие процентов по ссуде.
    К
    нововавилонскому времени долговое рабство претерпело значительные изменения.
    Кредитор мог арестовать несостоятельного должника я заключить его в долговую
    тюрьму. Однако кредитор не мог продать должника в рабство, и последний погашал
    ссуду бесплатной работой на своего заимодавца.
    В
    отличие от более ранних периодов муж не мог отдавать жену в долговой залог. Но
    свободные имели право отдавать в залог своих детей, а в случае
    неплатежеспособности должника их можно было обратить в рабов. При этом
    ограничение долгового рабства определенным сроком, установленное Законами
    Хаммурапи, в I тысячелетии до н.э. уже не являлось действительным.
    Практика
    самозаклада и самопродажи в рассматриваемое время совершенно исчезла. К продаже
    своих детей свободные прибегали чрезвычайно редко, лишь в случаях
    катастрофического голода, опустошительных войн и длительных осад.
    В
    нововавилонское время продолжали переписывать и изучать Законы Хаммурапи, о чем
    свидетельствуют их многочисленные копии, составленные в I тысячелетии до н.э. [7]
    Положение рабов и рядовых свободных
    Общество
    Вавилонии VI в. до н.э. состояло из полноправных граждан городов, лиц не
    порабощенных, но лишенных гражданских прав, различных групп зависимого
    населения и, наконец, рабов.
    Полноправные
    граждане являлись членами народного собрания городской храмовой округи, которое
    имело судебную власть в решении семейных и имущественных дел. К числу
    полноправных граждан относилась как знать (высшие государственные и храмовые
    чиновники, представители крупных деловых домов и т. д.), так и основная часть
    трудового населения (земледельцы и ремесленники), включая сюда и беднейшие слои
    населения городов. В юридическом отношении все они считались равноправными. Все
    полноправные граждане могли стать рабовладельцами, но фактически только
    относительно небольшая часть их имела рабов.
    Свободные
    люди, лишенные гражданских нрав, состояли из царских военных колонистов и  различных
    групп государственных работников, наделенных средствами производства и сидевших
    на царской земле. Эти люди были лишены гражданских прав ввиду того, что они не
    владели землей в пределах городского общинного фонда и поэтому не могли стать
    членами народного собрания. Кроме воинов среди них были ремесленники различных
    специальностей, торговцы и т.д.[8]
    Большую
    роль в производстве играли также те социальные слои зависимого населения,
    которые были лишены собственности на средства производства. Эго были
    промежуточные между свободными и рабами группы, обрабатывавшие землю, которая
    не являлась их собственностью. Они находились в личной зависимости от отдельных
    лиц или коллективов собственников (т. е. храмов) и работали в силу
    внеэкономического принуждения, но с точки зрения закона не считались собственно
    рабами. В отличие от подлинных рабов они не являлись полной собственностью
    своих хозяев, их, например, нельзя было продавать.
    Наемный
    труд в Вавилонии I тысячелетия до н.э.  играл весьма значительную роль в общей
    структуре экономики. Храмы и частные лица вынуждены были прибегать в широких
    масштабах к использованию квалифицированного труда свободных работников в
    ремесле, сельском хозяйстве и особенно для выполнения трудных видов работы. При
    этом иногда было нелегко найти необходимое количество работников, и в таких
    случаях приходилось нанимать их по чрезвычайно высоким ставкам.
    В
    поздней Вавилонии нередко встречаются партии наемных работников численностью до
    нескольких сот человек. Они выступали против несвоевременной оплаты их труда,
    перебоев в снабжении нищей и не соглашались работать за низкую плату, а в
    некоторых случаях даже угрожали расправой своим работодателям. Эти
    многочисленные массы наемных работников главным образом состояли из
    малоземельных свободных людей.
    В
    связи с этим возникает вопрос о масштабах социального расслоения среди
    свободных. Как известно, ранее в Месопотамии наиболее распространенной формой
    порабощения свободных являлась долговая кабала, которая в определенных условиях
    могла привести к деградации неплатежеспособных должников в рабов в прямом
    смысле этого слова.
    В
    нововавилонское время по сравнению с предшествующими периодами в этом отношении
    произошли значительные изменения. Кредитор мог арестовать неплатежеспособного
    должника и заключить его в долговую тюрьму, однако он не имел права продать
    должника в рабство третьему лицу. Залог, в котором находился должник, был
    антихрезой, т. е. предполагал использование заложенной вещи кредитором, поэтому
    должник бесплатно работал па кредитора, сохраняя свою свободу.
    Практика
    самозаклада с переходом залога в собственность кредитора совершенно исчезла в
    Вавилонии VII — IV вв. до н.э. Кроме того, муж теперь не имел права отдавать в
    залог жену, хотя свободные люди могли отдавать в залог своих детей, которые
    находились в патриархальной власти главы семьи.
    Однако
    родители отдавали детей в залог в довольно редких случаях. Положение детей,
    отданных в антихретическии залог, было похоже на рабское, и их работа на кредитора
    оценивалась той же суммой, что и труд раба. После отработки долга и процентов
    такие заложники теряли всякую связь с кредитором. Но зато дети должников,
    взятые в залог, могли быть обращены в рабство в случае неуплаты долга. При этом
    ограничение долгового рабства определенным сроком (тремя годами), установленное
    законом Хаммурапи, в нововавилонское время уже не действовало.
    Самопродажа
    в Вавилонии I тысячелетия до н.э. исчезает. Продажа детей родителями,
    по-видимому, допускалась законом, но к этому прибегали чрезвычайно редко, а
    именно в случае крайней нужды, катастрофического голода в стране, во время войн
    и осад[9].
    Хотя
    среди свободных протекали процессы социального расслоения, разорение и
    порабощение свободных отнюдь не носили массового характера. Это объясняется
    сравнительно высоким жизненным уровнем в Вавилонии VIII — IV вв. до н.э. и
    широкими возможностями для лишившихся своей земли людей заниматься наемным
    трудом, арендовать чужую землю вместе со всеми необходимыми орудиями труда и
    рабочим скотом или же переходить на царскую службу и т.п. Поэтому в
    нововавилонское время долговое рабство практически играло незначительную роль.
    Рабы
    наряду со скотом являлись составной частью движимого имущества и одним из
    важнейших видов богатства. В храмовых хозяйствах работали сотни рабов, а
    отдельные состоятельные граждане владели 3—5 рабами. Крупные деловые дома имели
    десятки и даже сотни рабов. Однако в целом рабов насчитывалось гораздо меньше,
    чем свободных и зависимых.
    Документы
    не содержат почти никаких данных о применении труда частновладельческих рабов в
    сельском хозяйстве, за исключением тех случаев, когда рабы выступают в качестве
    арендаторов. Рабы самостоятельно или вместе со свободными или другими рабами
    арендуют у своих хозяев, а также у других лиц (включая сюда и рабов) поля
    вместе с необходимыми семенами, рабочим скотом и инвентарем. Условия аренды,
    естественно, не отличались от тех, которые характерны для контрактов между
    свободными.
    Иногда
    размер арендованных рабами полей был настолько велик, что сами арендаторы
    вместе с членами своих семей не в состоянии были возделывать их, им приходилось
    прибегать к помощи значительного числа сельскохозяйственных работников. Нередко
    рабы сдают взятую ими самими в аренду землю другим лицам (в том числе и рабам)
    в субаренду.
    В
    ряде случаев они сдают землю даже могущественному деловому дому Мурашу или же
    обрабатывают поля совместно с пим, выделяя, в частности, равное с ним число
    землепашцев.
    Крупные
    землевладельцы предпочитали обращаться к услугам арендаторов, сдавая им землю
    по частям небольшими парцеллами, так как непосредственное применение рабского
    труда требовало постоянного надзора и соответственно вызывало большие расходы.
    Поэтому в Вавилонии не было рабовладельческих латифундий и наличие крупного
    землевладения (в том числе храмового) сочеталось с мелким землепользованием,
    что весьма характерно.
    В тех
    случаях, когда крупные землевладельцы прибегали к помощи своих рабов, они либо
    выделяли им землю для самостоятельного ведения хозяйства на правах пекулия
    (имущества, отданного в пользование), либо же, еще чаще, сдавали землю им в
    аренду.
    Правда,
    на храмовых полях рабский труд применялся широко. Но, во-первых, и тут рабов
    было явно недостаточно для ведения хозяйства, и ими обрабатывалась лишь часть
    храмовых земель. Поэтому храмовой администрации постоянно приходилось
    обращаться к услугам сезонных наемных работников, привлекая их даже из соседних
    стран.
    Во-вторых,
    храмы иногда сдавали землю в аренду частновладельческим или своим рабам. Но
    нередко они предпочитали пользоваться услугами свободных арендаторов.
    Значительная часть храмовых земель обрабатывалась также зависимыми
    земледельцами.
    Таким
    образом, хотя в храмовых хозяйствах рабы были заняты в земледелии, труд их не
    мог удовлетворить все запросы храмового хозяйства. К тому же храмовые рабы
    причиняли много хлопот своими частыми побегами, нежеланием работать, и за ними
    требовался постоянный надзор. В этом отношении характерны письма храмовых
    чиновников своим начальникам, в которых они, во-первых, просят прислать денег
    для уплаты наемникам, ибо иначе те бросят работу; во-вторых, прислать кандалы для
    храмовых рабов, часть которых уже бежала. Наемники заинтересованы в работе,
    когда они своевременно получают плату, а рабы (особенно когда они заняты на
    тяжелых работах, например па возведении оросительных сооружений) делают все
    возможное, чтобы уклониться от труда. Мы не располагаем никакими сведениями о
    применении труда рабов в барских земледельческих хозяйствах в Вавилонии.
    Царские земли сдавались в аренду.
    Хозяйственная
    деятельность рабовладельцев привилегированных городов была разнообразна. Наряду
    с тем, что они получали доходы от наследственных храмовых должностей, которые
    теперь многие из них занимали только для того, чтобы числиться и составе
    жречества и пользоваться соответствующими привилегиями, они являлись также
    владельцами лавок, меняльно-ростовщических контор, сановниками, организаторами
    караванной торговли, хозяевами публичных домов, скупщиками залогов по долгам
    (земли, рабов), а также самих долговых обязательств, скупщиками рабов, земли и
    даже каналов и водоёмов, которые нередко теперь находились в частной
    собственности.
    Немалое
    значение имела эксплуатация рабов-ремесленников. Рабы эти находятся теперь на
    особом положении. Как правило, они имели ремесленную мастерскую, торговую лавку
    и т. п. и вели самостоятельную хозяйственную деятельность; у них были
    фактически признаваемые семьи, они имели право вступать в сделки со свободными
    и между собой и т. д. Своему господину они были обязаны уплачивать годовую «дань»,
    равную обычно 1/5, их цены как раба, а также проценты с выручки от торговых
    дел.
    Некоторые
    рабы занимались торговлей, открывали ремесленные мастерские, обучали других лиц
    различным ремеслам и т. д. Рабы выступали в суде в качестве свидетелей, истцов
    и ответчиков, и, следовательно, за ними признавалась— хотя бы ограниченная —
    правоспособность, и они выступали в качестве как объекта, так и субъекта права.
    Раб не только мог заложить, купить и продать имущество (в том числе и
    недвижимое: поля и дома), но также мог выступать как залогодержатель имущества
    свободных и рабов. Рабы покупали, продавали и нанимали для работы свободных.
    Раб
    мог даже быть поручителем за то, что его хозяин погасит ссуду в тех случаях,
    когда они брали ее совместно.
    Естественно,
    наряду с рабами, имевшими пекулий, жившими своим трудом и платившими оброк
    хозяину, а также рабами, платившими оброк, пользовавшимися трудом других рабов
    и свободных, было ещё больше рабов, которые работали под присмотром хозяев и не
    владели никаким имуществом.
    Возникает
    вопрос: что общего между рабом, закованным в цепи и работавшим из-под палки, и
    рабом, владевшим (правда, лишь на правах пекулия) средствами производства и
    надзиравшим над тем, как на него другие работали?
    Всех
    рабов объединяло то, что они принадлежали к сословию рабов и юридически
    являлись вещью своего господина. Даже самый богатый раб не мог выкупиться на
    свободу, так как право освобождения раба во всех случаях принадлежало
    исключительно хозяину. Чем богаче был раб, тем больше были хозяйские доходы и
    тем менее выгодно было отпускать его на свободу.
    Между
    рабами и рабовладельцами всегда существовали антагонизм и непримиримая вражда.
    Но в
    Вавилонии эта борьба носила стихийный, неорганизованный характер. Рабы
    выступали против плохих жизненных условий и даже нападали на хозяев с оружием в
    руках. Но гораздо чаще протест рабов ограничивался тем, что они стремились
    бежать от своих хозяев и стать свободными людьми.
    Нередко
    беглый раб вводил своего господина в большие «убытки», от которых рабовладельцы
    стремились себя оградить всеми средствами. Так, при продаже раба продавец
    обязан был гарантировать покупателю, что этот раб не «бунтовщик», не чужой раб,
    не царский раб и не свободный полноправный гражданин (мяр-бане), ибо во всех
    этих случаях рабовладелец-покупатель понес бы убытки.
    Зато
    из раба, которого рабовладелец имел в собственности на «законном» основании, он
    стремился извлечь максимум доходов. Если отдельные рабы могли довольно
    значительно наживаться на торговле и даже иметь своих рабов, а также давать
    серебро в долг свободным, то большинство рабов вынуждено было вносить в виде «дани»
    весьма значительную часть продукта своего труда.
    Рабы
    обязаны были также выполнять городские и царские повинности своих господ.
    Рабовладельцы привилегированных городов были, вероятно, как и во времена
    ассирийского владычества, освобождены от этих повинностей. Зато окрестное
    население обязано было нести в пользу царя воинскую, строительную, а возможно,
    и другие повинности.
    В
    нововавилонском обществе было сравнительно много рабов, которые имели семьи,
    владели землей, домами и значительным движимым имуществом.
    В I
    тысячелетии до н.э. царское хозяйство было организовано по типу
    частновладельческого и не играло большой роли. Ведущая роль принадлежала
    собственно частновладельческим и храмовым хозяйствам.
    Таким
    образом, в нововавилонское время рабский труд не имел решающего значения в
    сельском хозяйстве и по сравнению с трудом мелких землевладельцев и свободных
    арендаторов применялся в ограниченных масштабах.
    Не
    играл  он решающей роли  и в ремесле,  не мог вытеснить труд свободных,
    особенно в области квалифицированного ремесленного производства. Свободные
    ремесленники заключали с разными лицами контракты на изготовление за
    соответствующую плату различных изделий из своего сырья или из сырья заказчика.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *