Какими законами регулируются отношения между потребителем и турфирмами?

16 ответов на вопрос “Какими законами регулируются отношения между потребителем и турфирмами?”

  1. ОрЗу Ответить

    Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
    Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
    – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
    – нормативного правового регулирования в сфере туризма;
    – разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
    – содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
    – защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
    – содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
    – развития научных исследований в сфере туризма;
    – стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
    – формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также – реестр);
    – информационного обеспечения туризма;
    – создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
    – оказания государственных услуг в сфере туризма;
    – взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.
    Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма).
    Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации.
    Права туриста. При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
    – необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;
    – свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
    – обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
    – возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    – содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
    – беспрепятственный доступ к средствам связи.
    Обязанности туриста. Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
    – соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
    – сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
    – соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
    – соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
    В отличие от материального товара, который в случае своего несоответствия определенным параметрам может быть возвращен производителю и его качество обеспечивается дополнительными гарантиями, нематериальный товар – услуга – не может быть возвращен исполнителю. Также нельзя исправить ненадлежащее оказание туруслуги.
    Закон РФ “О защите прав потребителей” уже приобрел определенный стаж в качестве нормативного документа, регулирующего отношения между туристом и турфирмой: накопилась большая судебная практика применения этого Закона, имеется специальное постановление Пленума Верховного Суда РФ, регламентирующее применение Закона судами при рассмотрении конкретных дел с участием туристов.
    В качестве нормативного акта, регулирующего отношения между туристом и турфирмой, Закон РФ «О защите прав потребителей» обладает более длительным стажем и обширной судебной практикой применения.
    Потребитель в сфере туризма имеет тот же объем прав, что и потребитель в других сферах деятельности. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» турист имеет право на :
    – Просвещение в области своих прав;
    – Безопасность товара (услуги);
    – Информацию об изготовителе товара (услуги);
    – Другие права.
    Защита прав туриста. Обнаружение существенного недостатка в уже оказанной услуге или существенного отступления от условий договора дает туристу право расторжения договора и возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги. Эти убытки также должны быть возмещены в 10-дневный срок с момента предъявления соответствующего требования туриста. За нарушение этого срока предусматривается взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойки в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки).
    Законодательством о защите прав потребителей предусматривается ответственность турфирмы за обнаруженные туристом недостатки в выполненной работе. Недостаток – несоответствие услуги стандарту, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги. Существенным недостатком является тот, который делает невозможным или недопустимым использование услуги в соответствии с ее целевым назначением, либо который не может быть устранен либо делает результат услуги иным, чем предусмотрено договором, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. В силу ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» обнаружение в уже оказанной услуге недостатков дает право туристу по своему выбору требовать:
    – безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Предположим, туриста поселили в отель худшей категории, так как в отеле, предусмотренном договором, не оказалось свободных мест. Фирма должна за свой счет переселить туриста в другой отель. Если же турист был вынужден сам оплатить свое проживание, то турфирма обязана компенсировать его затраты;
    – соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Например, туристу пришлось проживать в отеле более низкой категории либо какие-то из оплаченных экскурсий не состоялись – фирма обязана вернуть разницу в стоимости;
    – возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
    Статья 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает взыскание с турфирмы за нарушение установленных сроков начала и окончания оказания услуги или назначенных туристом новых сроков за каждый день просрочки неустойку в размере 3% цены путевки (но не более цены путевки). Если исполнителем были нарушены установленные сроки начала и окончания оказания услуги, неустойка взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма не может превышать общую цену заказа.
    Турист вправе требовать от турфирмы в случае срыва поездки или существенного ее ухудшения соразмерного денежного возмещения и за напрасно использованное время отпуска. Эта норма, воспринявшая ранее сложившуюся судебную практику, дает право на возмещение морального вреда, который должен оцениваться по совокупности всех обстоятельств.

  2. Duzragore Ответить

    В соответствии с положениями п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей и п. 7 Правил исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора, в том числе и о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие). То есть в обязательном порядке потребитель, совершающий тур, связанный с экстремальными видами спорта и туризма, как в России, так и за ее пределами, если они являются целью путешествия, должен пройти соответствующий инструктаж и обладать полной информацией о том, с какими трудностями и опасностями ему предстоит столкнуться. Данная информация доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме путем ее размещения в каталогах, справочниках, описаниях туристского продукта, а также иными способами. Кроме того, по требованию потребителя исполнитель, помимо обеспечения предоставления медицинского полиса, оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию дополнительных рисков, в том числе при совершении путешествий, связанных с прохождением потребителем маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья.

  3. Pr1meR_M1n1steR Ответить

    Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем – гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли – продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) – с другой стороны.
    Одним из признаков отнесения гражданина под понятие «потребитель» является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин «прибыль» надо понимать в соответствии со статьей 2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.
    Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).
    Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является ГК РФ.
    Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 года №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №15-ФЗ) устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
    В преамбуле названного Закона указывается, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
    Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей ГК РФ (статья 4 Федерального закона №15-ФЗ.
    Закон о защите прав потребителей применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в ГК РФ в случаях, если Закон о защите прав потребителей:
    – конкретизирует и детализирует положения ГК РФ (например, статьи 8 – 10 Закона о защите прав потребителей);
    – регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ (например, пункт 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей);
    – предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, пункт 1 статьи 394 ГК РФ).
    В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.
    При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли – продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что, исходя из пункта 3 статьи 492 и пункта 3 статьи 730 ГК РФ, к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (статьи 492 – 505 и 730 – 739 ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли – продажи и подряда, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 и параграфом 2 главы 37 ГК РФ (пункт 5 статьи 454, пункт 2 статьи 702 ГК РФ), а также положения Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной ГК РФ.
    Исходя из Закона о защите прав потребителей, в частности из определений понятий «потребитель», «продавец», «исполнитель», отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров купли – продажи, в том числе розничной купли – продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения, найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (пункт 2 статьи 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); проката; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя – гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов – граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
    Исходя из смысла статьи 39 Закона о защите прав потребителей в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие главы III Закона о защите прав потребителей, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные не главой III Закона о защите прав потребителей, а ГК РФ и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относится договор банковского вклада, договор страхования.
    Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, в соответствии с пунктом 2 статьи 834 ГК РФ признается публичным договором. Это возмездный договор, содержание которого – оказание банком услуги вкладчику. Следовательно, отношения, вытекающие из договора банковского вклада с участием гражданина, регулируются Законом о защите прав потребителей.
    Не регулируются также законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
    К таким отношениям, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.
    Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и так далее), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом ДСК предусмотрена обязанность кооператива, обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
    Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно – распорядительные полномочия, в частности:
    – отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия.
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме.
    – отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий.
    В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом 11 февраля 1993 года №4462-1, нотариат в Российской Федерации обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Указанная деятельность не является услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и другие).
    – Отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно – распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и другое) (Приказ Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 года №160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ГК РФ на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона о защите прав потребителей).
    Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
    В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона о защите прав потребителей Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли – продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).
    Примерами названных нормативных актов могут служить следующие: Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 года №569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», от 21 июля 1997 года №918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам», от 23 января 2006 года №32 «Об утверждении правил оказания услуг связи по передаче данных», от 15 августа 1997 года №1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – Правила №1025) и так далее.
    Законом о защите прав потребителей (статья 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
    Согласно статье 2 Закона о защите прав потребителей, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
    Данное правило согласуется с положениями статьи 15 Конституции Российской Федерации, которой установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
    Органом государственной власти, осуществляющим надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор).
    Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
    Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
    – осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
    1. государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
    2. контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    3. аккредитацию испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    4. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
    5. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
    – регистрирует:
    1. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
    2. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
    – осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
    Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Защита прав потребителей».

  4. Kigalar Ответить

    В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» между туристической фирмой и туристом заключается договор купли-продажи туристского продукта.
    А что такое туристский продукт? Согласно все тому же закону под туристским продуктом понимается право на тур. Следовательно, туристский продукт – право на комплекс туристических услуг, предоставляемых в рамках путешествия.
    Хотелось бы отметить неточность закона в выборе формулировок, ибо предметом сделки между туристом и туристической фирмой становится право на комплекс услуг. Для упрощения понимания лучше назвать вещи своими именами. Ведь предметом сделки, по сути, является комплекс прав требования по поводу оказания туристических услуг в рамках путешествия. Право на комплекс услуг и комплекс прав требования по поводу оказания таких услуг, в общем-то, понятия идентичные, но для понимания с юридической точки зрения, на мой взгляд, лучше было бы применять понятие «комплекс прав требования по поводу оказания туристических услуг», хотя закрепление в Гражданском Кодексе среди объектов гражданских прав услуг не препятствует применению понятия, использующегося в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности».
    В любом случае туристский продукт следует рассматривать как комплекс имущественных прав по поводу оказания туристических услуг. В составе туристского продукта туристическая фирма передает туристу комплекс имущественных прав (прав требования, обязательственных прав), при наличии которых турист вправе требовать от должников (авиаперевозчика, гостиницы, ресторана и т.п.) исполнения обязательств по оказанию соответствующих услуг в пользу туриста.
    Таким образом, действующее законодательство рассматривает туристическую фирму как продавца комплекса имущественных прав со всеми вытекающими отсюда последствиями, а туриста, как покупателя такого комплекса имущественных (обязательственных) прав (покупателя туристского продукта). Хотя искусственное признание передачи туристского продукта (как комплекса имущественных прав) возможной только путем продажи такого комплекса прав представляется необоснованным. Автор не спорит с тем, что согласно гражданскому законодательству предметом купли-продажи могут быть, в том числе имущественные права, но уверен в том, что конструкции, при которых права продаются, а не уступаются, необходимо применять только в крайних случаях, когда того требуют интересы законодательной техники, например с целью упрощения толкования нормативного акта.
    Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» вводит такие понятия как формирование, продвижение и реализация туристского продукта.
    Под формированием туристского продукта (как комплекса имущественных прав) следует понимать такую деятельность туристической фирмы, при которой такая туристическая фирма непосредственно вступает в обязательственные правоотношения с исполнителями туристических услуг с целью перевода прав требования по таким обязательствам на туриста.
    Под продвижением понимается деятельность по рекламированию туристского продукта, в том числе публичная оферта такого туристского продукта.
    Под реализацией понимается соответственно отчуждение туристского продукта (перевод комплекса имущественных прав) в пользу покупателя.

  5. AlsoZo Ответить

    Исходя из Закона “О защите прав потребителей”, в частности из определений понятий “потребитель”, “продавец”, “исполнитель” (см. раздел I), отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско – правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров купли – продажи, в том числе розничной купли – продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (пункт 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); проката; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя – гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов – граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

  6. Kulalace Ответить

    Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем – гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
    Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, парикмахерские, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых устройств).
    Не считается потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, машины для работы в логистической фирме и т.д.).
    Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях).
    Потребителем считается не только гражданин непосредственно приобретший товар или заказавший работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем считается как гражданин, который купил мобильный телефон или билет в кино, так и тот, который пользуется этим телефоном или является зрителем в кино.
    Однако, законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только тот, кто указан в билете, так как именно он выступает стороной по договору перевозки, соответственно, только он в данном случае потребитель.
    Следует заметить, что при покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения: продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его приобретение, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли-продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора. Более продавец обязан отказать покупателю в приобретении оружия, если у покупателя отсутствует лицензия.
    Изготовителями, продавцами, исполнителями выступают организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели. Согласно ст. 23 ГК индивидуальным предпринимателем признается гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Именно он может быть изготовителем, исполнителем, продавцом.
    Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров. К таким договорам относятся договоры:
    на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения;
    найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК);
    подряда (бытового, строительного, на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);
    проката;
    перевозки граждан, их багажа и грузов;
    комиссии;
    хранения;
    по оказанию финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;
    оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных;
    другие, направленные на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
    Исходя из смысла ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие гл. III этого Закона, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные ГК и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относятся договор банковского вклада, договор страхования.
    Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом дачно-строительного кооператива предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
    Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия. В соответствии с Конституцией суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме.
    Отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий, также не регулируются законодательством о защите прав потребителей. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариат в Российской Федерации обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Указанная деятельность не считается услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.).
    К отношениям, не регулируемым законодательством о защите прав потребителей, относятся также отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).
    КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62

  7. Durasell Ответить

    Некоторые турфирмы используют несовершенство законодательной базы в своих интересах, недобросовестно относясь к выполнению своих обязанностей. С ростом числа туристических поездок неуклонно растет и число конфликтов, затрагивающих качество и объем туруслуг. Это также можно объяснить и тем, что туристы стали более осведомлены о своих правах и обязанностях турфирмы и склонны настаивать на своих правах.
    Значительная часть претензий возникает из-за недобросовестной рекламы, не проработанного содержания договора и небрежности в его оформлении. В целом, можно выделить следующие группы претензий:
    1. неисполнение или ненадлежащее исполнение услуг, заказанных туристом.
    К этой группе относиться наибольшее количество претензий. Разница между заказанными и фактически оказанными услугами может колебаться от незначительной до полностью неприемлемой.
    Например, к незначительной можно отнести отсутствие кондиционера в номере, а к существенной – отсутствие забронированного и оплаченного номера в отеле.
    2. несвоевременное информирование туриста об изменениях в программе тура.
    В основном, туристы указывают на то, что уведомления об изменения были даны слишком поздно или не даны вообще. Диапазон вариантов изменений колеблется от замены аэропорта и времени вылета до замены отеля или даже места отдыха.
    3. недостоверная или неточная информация о туре.
    Чтобы сделать правильный выбор турфирмы, а также туруслугах, потенциальный турист должен иметь всю необходимую и достоверную информацию обо всех деталях тура. Турфирма не всегда добросовестно исполняет возложенную на нее законом обязанность, умалчивая иногда о каких-либо особенностях реализации тура.
    4. составление и подписание договора, ущемляющего права потребителя.
    Договор, заключаемый при покупке турпродукта, это соглашение между туристом и турфирмой. Данный договор должен содержать в себе существенные условия, указанные в законе, четкие положения относительно ответственности турфирмы перед клиентом, так как в большинстве случаев изменения в запланированной поездке происходят не по вине турфирмы. Тур состоит из услуг нескольких производителей которые могут быть никак не связаны между собой.
    Обычно турфирма имеет типовой договор к которому турист может присоединиться или отказаться от его заключения. Пункты, говорящие об ответственности, правах и обязанностях сторон, чаще всего являются источником жалоб туристов. Поскольку при заключении договора турист обычно не вникает в содержание его условий, не интересуется своими правами и обязанностями, то, попадая в ситуацию, когда фактическое неисполнение турфирмой обязательств нельзя подтвердить, не имеет возможности обосновать свои претензии к турфирме.
    Возникшие в поездке недоразумения можно попытаться разрешить на месте. Для этого следует обратиться к представителю турфирмы. Если сразу проблему разрешить не удалось, необходимо зафиксировать факт нарушения своих прав, оформив соответствующим образом претензию.
    В случае, если турист не получил ответа или получил ответ, его не устраивающий, он может подать жалобу в государственные органы по сертификации, лицензированию, средства массовой информации или в суд.
    При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе потребовать по своему выбору:
    1. безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
    2. соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
    3. повторного выполнения работы;
    4. расторжения договора и возмещения убытков;
    5. возмещения понесенных расходов по устранению недостатка услуги своими силами;
    6. компенсацию морального вреда.

  8. EZY Ответить

    К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК). Кроме того, выше уже говорилось, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» гражданин, выступающий в роли покупателя по договору розничной купли-продажи, пользуется не только правами стороны в обязательстве в соответствии с Кодексом, но и правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
    Покупатель-гражданин, приобретая товары по договору розничной купли-продажи, имеет дополнительные (по сравнению с покупателем-организацией) возможности обеспечения и защиты своих прав и законных интересов, предоставляемые ему законодательством о защите прав потребителей. Указанные дополнительные возможности носят как материально-правовой, так и процессуально-правовой характер.
    К материально-правовым средствам защиты могут быть отнесены следующие дополнительные возможности.
    В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.
    Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того, позволял ли уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства (пп. 1-4 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
    Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Убытки, возникшие в результате исполнения такого договора, ущемляющего права потребителя, подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме (пп. 1-2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

  9. Sall Ответить

    Раздел III Порядок предоставления услуг. В разделе перечисляются требования к качеству услуг, бесплатные дополнительные услуги, ответственность исполнителя за сохранность имущества клиента, о порядке проживания в гостинице.
    Раздел IV Ответственность исполнителя и потребителя за предоставление услуг. Этот раздел содержит условия отказа потребителя от условий исполнения договора, ответственность исполнителя за предоставление некачественной услуги, права потребителя при получении некачественной услуги, перечень организаций, осуществляющих контроль за соблюдением правил.
    «Правила предоставления гостиничных услуг» в РФ разработаны в соответствии с ГОСТ.
    Предприятия питания независимо от форм собственности обязаны руководствоваться следующими ГОСТ и СанПиН (санитарные правила и нормы):
    ГОСТ 50764–95 «Услуги общественного питания»;
    ГОСТ 50762–95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;
    ГОСТ 28–1–95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу»;
    СанПин 42–123–5777–91 «Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов»;
    К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:
    – Национальные стандарты РФ – ГОСТ Р, ГОСТ;
    – Общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;
    – Стандарты отраслей – ОСТ;
    – Стандарты предприятий – СТП;
    – Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций.
    Кроме этого к нормативной документации по стандартизации законодательно отнесены применяемые в установленном порядке международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.
    Деятельность гостиничных предприятий и других средств размещения в нашей стране регулируется следующими национальными стандартами:
    ГОСТ Р 51185–98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
    ГОСТ 12.1.004–91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»;
    ГОСТ 12.1.036–81 «ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях»;
    ГОСТ 17.1.3.13–86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения»;
    ГОСТ 17.4.3.04–85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения»;
    ГОСТ 2874–82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством»;
    ГОСТ Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
    ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;
    ГОСТ Р 51617–2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия»;
    ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования»;
    ГОСТ Р 51870–2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия» ;
    ГОСТ Р 52024–2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»;
    ГОСТ Р 52142–2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения»;
    ГОСТ Р 28681.0–90 «Стандартизация в сфере туристско-экскур-сионного обслуживания. Основные положения».
    Строительные нормы и правила (СНиП), используемые в гостиничном хозяйстве, в основном касаются характеристик зданий и сооружений, входящих в гостиничный комплекс. Например, СНиП 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения».
    Нормативные требования к современным зданиям и их характеристикам содержатся в большом количестве документов, причем часть из них устарела, но, тем не менее, не отменена.
    Проектирование следует вести с учетом указаний и ограничений действующих строительных норм:
    СНиП 2.08.01–89 «Жилые здания»;
    СНиП 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения»;
    СНиП 2.09.04–87 «Административные и бытовые здания»;
    СНиП 2.09.02–85 «Производственные здания»;
    СНиП 3.03.01–87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
    СНиП 21–01–97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
    СНиП II–3–79 «Строительная теплотехника».
    При осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере гостиничного сервиса можно использовать международные нормативные документы, регламентирующие, прежде всего взаимоотношения между гостиницами и турфирмами. К таким документам относятся «Международные гостиничные правила» и «Кодекс отношений между гостиницами и турбюро». Эти документы носят рекомендательный характер и их следует принимать за основу при взаимоотношениях гостиниц и турбюро, расположенных в разных странах.
    В настоящее время для повышения качества обслуживания, повышения конкурентоспособности предприятия, многие гостиницы разрабатывают стандарты предприятия, сфера действия которых ограничена территорией гостиничного комплекса. Самыми распространенными стандартами гостиничных предприятий являются стандарты обслуживания, в которых четко прописана последовательность действий персонала по обслуживанию гостей.

  10. Crazyzlo Ответить

    Одно из важных условий
    развития рынка туризма – высокое качество турпродукта,
    включающего в свой состав несколько услуг. В обеспечении качества услуги
    (нематериального товара) имеется ряд особенностей. Это обусловлено природой
    самой услуги, как товара.
    В отличие от материального товара, который в случае своего несоответствия
    определенным параметрам может быть возвращен производителю и его качество
    обеспечивается дополнительными гарантиями, нематериальный товар – услуга – не
    может быть возвращен исполнителю. Также нельзя исправить ненадлежащее оказание туруслуги.
    Ежегодно большое количество российских граждан, недовольных сервисом во время
    путешествия, подают в суд на турфирмы, требуя восстановления своих нарушенных
    прав и компенсации как материального, так и морального вреда.
    До 1996 года отношения между туристом и турфирмой
    регламентировались только Законом РФ “О защите прав потребителей”,
    который регулировал все отношения между субъектами предпринимательской
    деятельности и гражданами, заказывающими конкретные услуги или приобретающими
    конкретные товары для личных нужд. 24 ноября 1996 г. принят Федеральный закон
    “Об основах туристской деятельности в РФ”, призванный регулировать
    отношения между туристом и турфирмой, определяющий права, обязанности и
    ответственность сторон.
    В качестве нормативного акта, регулирующего отношения между туристом и
    турфирмой, Закон РФ “О защите прав потребителей” обладает более
    длительным стажем и обширной судебной практикой применения.
    Потребитель в сфере туризма имеет тот же объем прав, что и потребитель в других
    сферах деятельности. Кроме этого предусмотрен ряд специальных прав:
    ССЫЛКА ИЗ ЗАКОНА:
    Согласно
    Закону РФ “Об основах туристской деятельности” “При подготовке к
    путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
    необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место)
    временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о
    религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других
    объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии
    окружающей природной среды;
    свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых
    в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
    обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности
    своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
    возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий
    договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее – договор)
    туроператором или турагентом в порядке, установленном
    законодательством Российской Федерации;
    содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места)
    временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
    беспрепятственный доступ к средствам связи”.
    Кроме вышеуказанных
    законов, правовую защиту в туризме обеспечивают иные нормативные и подзаконные
    акты. Следует отметить, что законодательство в области туризма продолжает
    развиваться и поэтому детальное урегулирование отношений между туристом и
    турфирмой должно производиться на основании договора. Положения договора,
    ущемляющие права потребителя считаются недействительными.
    Некоторые турфирмы используют несовершенство законодательной базы в своих
    интересах, недобросовестно относясь к выполнению своих обязанностей. С ростом
    числа туристических поездок неуклонно растет и число конфликтов, затрагивающих
    качество и объем туруслуг. Это также можно объяснить
    и тем, что туристы стали более осведомлены о своих правах и обязанностях
    турфирмы и склонны настаивать на своих правах.
    Значительная часть претензий возникает из-за не проработанного содержания
    договора или небрежности в его оформлении. В целом, можно выделить следующие
    группы претензий основанием для которых служат
    соответствующие пункты договора:
    1. неисполнение или ненадлежащее исполнение услуг, заказанных и оплаченных
    туристом.
    К этой группе относиться наибольшее количество претензий. Разница между
    заказанными и фактически оказанными услугами может колебаться от незначительной
    до полностью неприемлемой.
    ( к незначительной можно отнести отсутствие
    кондиционера в номере, а к существенной – отсутствие забронированного и
    оплаченного номера в отеле).
    ССЫЛКА ИЗ ЗАКОНА:
    Все существенные условия турпоездки должны быть отражены в договоре. К существенным условиям законом относится:
    информация о туроператоре  или  турагенте
    (продавце),  включая данные о лицензии на осуществление
    туристской  деятельности,  его юридический адрес и банковские
    реквизиты;
    сведения о  туристе  (покупателе)  в
    объеме,  необходимом  для реализации туристского продукта;
    информация  о  туроператоре,  включая
    данные  о  лицензии   на осуществление туристской
    деятельности,  его  юридический  адрес  и банковские
    реквизиты;
    достоверная информация о потребительских
    свойствах  туристского  продукта, включая информацию о
    программе  пребывания  и  маршруте путешествия, об
    условиях  безопасности  туристов,  о  результатах сертификации
    туристского продукта;
    дата  и  время  начала
    и    окончания    путешествия,
    его продолжительность;
    порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
    права, обязанности и ответственность сторон;
    розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
    минимальное количество туристов в группе,  срок  информирования
    туриста о том, что путешествие не состоится  по  причине
    недобора группы;
    условия   изменения
    и    расторжения    договора,
    порядок урегулирования возникших  в  связи  с  этим
    споров  и  возмещения убытков сторон;
    порядок и сроки предъявления претензий туристом.
    Иные условия договора определяются по соглашению сторон.
    Указанный перечень обязателен для отражения в договоре!
    Законом также установлен срок предъявления претензий –
    “Претензии  к  качеству туристского  продукта
    предъявляются  туристом  туроператору   или турагенту  в  письменной  форме
    в  течение  20  дней  с   момента окончания
    действия договора и подлежат  удовлетворению  в  течение 10 дней
    после получения претензии”. Соответственно данный срок не может быть
    изменен турфирмой или поставлен под условие соблюдения туристом
    какой либо предварительной процедуры, например обязательного получения
    письменного заключения принимающей стороны или отеля.
    Если существенные условия (например расстояние до
    пляжа) не указаны в договоре, то как доказательство нарушения обязательств
    договор применятся в суде не будет. Требование туриста о включении в договор
    дополнительных, существенных условий должно быть фирмой выполнено.
    2. Вторая группа претензий основанных на договоре – изменения в программе
    тура или расторжение договора с удержанием штрафных санкций.
    В основном, туристы указывают на то, что уведомления об изменения были даны слишком поздно или не даны вообще.
    Закон установил – каждая из сторон вправе потребовать изменения  или
    расторжения договора в связи с  существенными  изменениями
    обстоятельств,  из которых стороны исходили при заключении договора.
    ССЫЛКА ИЗ ЗАКОНА:
    К существенным изменения обстоятельств
    относятся:
    “ухудшение  условий  путешествия,
    изменение  сроков  совершения путешествия;
    недобор указанного в договоре минимального количества
    туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
    непредвиденный рост транспортных тарифов;
    введение новых  или  повышение  действующих
    ставок  налогов  и сборов;
    резкое изменение курса национальных валют”
    Но подчас расторжение
    договора и отказ от поездки происходит по инициативе туриста. Закон установил –
    Возмещение убытков при расторжении  договора  осуществляется  в
    соответствии с фактическими  затратами  сторон. Таким образом,
    штрафы, накладываемые турфирмой на туриста в связи с отказом от поездки неправомерны,
    турфирма может удержать только фактически понесенные расходы.
    Диапазон вариантов изменений вносимых в договор колеблется от замены
    аэропорта и времени вылета до замены отеля или даже места отдыха. Сроки и
    условия внесения изменений должны быть предусмотрены в договоре, и если у
    туриста есть основания полагать что его поездка сорвется, необходимо оговорить
    условия внесения изменений или отказа от поездки отдельно.
    3. Большое количество претензий возникает из-за предоставления
    недостоверной или неточной информации о туре.
    Чтобы сделать правильный выбор тура, потенциальный турист должен иметь всю
    необходимую и достоверную информацию обо всех деталях тура, так называемых
    потребительских свойствах товара. Турфирма не всегда добросовестно исполняет
    эту возложенную на нее законом обязанность, умалчивая иногда о каких-либо
    особенностях и свойствах  тура. Однако если подобное
    “умалчивание” повлекло значительные убытки потребителя, то подобные
    действия квалифицируются как уголовное преступление и именуются “обман
    потребителей”. Разумный турист должен получить разъяснение указанных в
    договоре названий, специальных терминов и перечня услуг, поскольку каталоги не
    всегда отражают реальное положение дел.
    Составление и
    подписание договора, ущемляющего права потребителя недопустимо.
    Договор, заключаемый при покупке турпродукта, это
    соглашение между туристом и турфирмой. Данный договор должен содержать в себе
    существенные условия, указанные в законе, четкие положения относительно
    ответственности турфирмы перед клиентом.
    Обычно турфирма имеет типовой договор, к которому турист может
    присоединиться или отказаться от его заключения. Пункты, говорящие об
    ответственности, правах и обязанностях сторон, чаще всего являются источником
    жалоб туристов. Поскольку при заключении договора турист обычно не вникает в
    содержание его условий, не интересуется своими правами и обязанностями, то,
    попадая в ситуацию, когда фактическое неисполнение турфирмой обязательств
    нельзя подтвердить, не имеет возможности обосновать свои претензии к турфирме.
    Вот несколько практических советов туристам при оформлении договора
    1. Прочитайте договор!
    2. Обратите внимание на полномочия лица, подписывающего договор
    3. Сверьте название фирмы с печатью, заверяющей договор
    4. Проверьте реквизиты фирмы, в них должны быть указаны её полные
    координаты, номер лицензии, сертификата
    5. Убедитесь, что в договоре отражены существенные для вас условия тура,
    сроки, перечень дополнительных услуг и прочее (все это может быть указано в
    туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора)
    6. Внимательно прочитайте условия расторжения, изменения договора и
    выясните порядок возврата денег.
    7. Выясните полный перечень документов, которые вы должны получить на руки
    и сроки их получения
    8. Позаботьтесь  о своей правовой защите, попросив турфирму включить
    в турпакет юридический полис туриста
    9. Выясните условия предоставления дополнительных услуг (например, платные
    ли полотенца на пляже), а так же специфику пребывания в стране, отеле, в
    конкретном месте.
    (например, далеко ли до города, ограничения в
    поведении в данной стране, цены на такси)
    При обнаружении
    недостатков оказанной услуги потребитель вправе потребовать по своему выбору:
    · безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
    · соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
    · повторного выполнения работы;
    · расторжения договора и возмещения убытков;
    · возмещения понесенных расходов по устранению недостатка услуги своими
    силами;
    · компенсацию морального вреда.
    Следует учесть,
    что суд, как крайняя мера в разрешении конфликта, требует значительного
    количества времени и средств на получение юридической помощи. Желательно
    попытаться урегулировать конфликт в досудебном порядке, для чего следует
    привлечь юристов, специализирующихся в области туризма.
    (ЮА “Persona Grata”)

  11. MaGa_RuLiT Ответить

    Уважаемая, Олеся! Нет не регулирует.
    Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
    “О защите прав потребителей”
    (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г.)
    Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
    Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
    потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
    изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
    исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
    продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

  12. Thothis Ответить

    Большинство норм Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг. Следовательно, гражданско-правовая сущность этих норм бесспорна. Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации, равно как и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки предпринимательской деятельности.
    Нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две группы. Первая группа – акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии (общие акты):
    – Гражданский кодекс Российской Федерации;
    – Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей”;
    – Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и др.
    Вторая группа – акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность (специальные акты):
    – Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”;
    – Указ Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 “О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту”;
    – постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 “Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта”;
    – постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 “О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации”;
    – постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 “О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации”;
    – Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142;
    – Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310, и др.
    В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), лежащих в основе сертификации туристских услуг:
    – ГОСТ 28681.0-90 “Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения”;
    – ГОСТ Р 50644-94 “Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов”;
    – ГОСТ Р 51185-98 “Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования” и др.
    ГОСТ Р 50690-2000 “Туристские услуги. Общие требования”, введенный в действие с 1 июля 2001 г., восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”: экскурсант, экскурсионная услуга, туристская услуга, маршрут путешествия, направляющая сторона, принимающая сторона, договор с туристом, аннуляция и др., дана классификация туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт определил условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом, для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента), определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги.
    Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают осуществление туристских формальностей, т.е. проверку соблюдения туристами и туристскими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда. Туристские формальности – это паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные правила, страхование туристов.
    Все виды туристских формальностей регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные из них: Таможенный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ, глава 48 “Страхование”; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”; Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. N 371 “О совершенствовании порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации”; Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. N 488 “О мерах по обеспечению прав граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации”.
    Действует ряд иных законодательных актов, а также актов федеральных органов исполнительной власти, детально регламентирующих осуществление каждого вида туристских формальностей, следовать которым обязаны и туристы, и туристские организации как производители и продавцы турпродукта.
    Объектом межгосударственного регулирования становится туристская деятельность, осуществляемая в странах СНГ. В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ.
    Основными актами о сотрудничестве государств – участников СНГ в области туризма являются:
    – Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. “О сотрудничестве в области туризма”;
    – рекомендательный законодательный акт от 29 октября 1994 г. “Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма”;
    – Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. “Развитие туристских связей между государствами – участниками СНГ” и др.
    Следуя рекомендациям и развивая положения указанных актов, Правительство РФ заключило соглашения о сотрудничестве в области туризма с рядом правительств государств – участников СНГ.
    Повышению значимости туризма способствуют также программы и инициативы Всемирной туристской организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. При активном участии ВТО, а также других международных организаций и обществ были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира.
    1. Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму (Манила, Филиппины, 1980 г.). В ней определена сущность туризма во всех его аспектах и та роль, которую он призван играть в изменяющемся мире. Конференция провозгласила 27 сентября Всемирным днем туризма.
    2. Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму (Акапулько, Мексика, 1982 г.), определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма.
    3. Хартия туризма и Кодекс туризма, одобренные 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО (София, Болгария, 1985 г.). В этих международных документах отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса.
    4. Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентской конференцией по туризму (Гаага, Нидерланды, 1989 г.). Декларация провозгласила десять принципов, являющихся инструментом международного сотрудничества в сфере туризма, средством сближения между народами.
    5. Директива Совета Европейского экономического сообщества “О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все” (Люксембург, 1990 г.) установила: сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения стран – членов общего рынка, касающиеся путешествий и отпусков.
    6. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.). В ней показана роль туризма как крупнейшего мирового производителя услуг и основного источника занятости при условии дальнейшего совершенствования профессионального образования работников сферы туризма и проведения исследований в этой области.
    7. Заявление ВТО в области предотвращения организованного *-туризма (Мадрид, Испания, и Сент-Винсент, Балле-д’Аоста, Италия, 1995 г.), в котором отмечается, что *-туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям в медицинской и социальной сфере, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного *-туризма, для защиты детей от * эксплуатации в туризме.
    8. Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль, Канада, 1996 г.), определила, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристского отдыха для всех социальных слоев. Декларация установила критерии для определения социального туризма.
    9. Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.), установил принципы деятельности в сфере туризма для органов государственной власти, туристских направлений, туроператоров, турагентов, туристов.
    10. Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид, Испания, 2000 г.). Были отмечены недостаточная проработка правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствие единых туристских терминов и понятий, единых требований при сборе статистических данных, разные подходы к организации подготовки туристских кадров.
    По материалам книги О.В. Кузнецовой – “Настольная книга туриста.
    Новое в законодательстве о туризме: порядок оформления документов, защита прав туриста, таможенные правила.
    Практическое пособие”

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *