Какое имущество не облагается налогом на имущество в 2019 году?

15 ответов на вопрос “Какое имущество не облагается налогом на имущество в 2019 году?”

  1. Ceginn Ответить

    Если налогоплательщики имеют несколько объектов недвижимости на территории одного субъекта РФ и состоят на учете в нескольких налоговых органах, то они вправе представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов, находящихся на территории субъекта РФ в одну налоговую инспекцию по своему выбору.
    Но если такие объекты облагаются налогом на имущество по среднегодовой стоимости и если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований.
    Для этого до сдачи отчетности нужно уведомить налоговый орган, в который будет представляться единая отчетность. Рекомендуемая форма такого Уведомления приведена в Письме БС-4-21/22551@.
    Если налоговый орган решит, что налогоплательщик не может сдавать единый отчет, он уведомит организацию об этом (Письмо ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/23363@). Причинами для отказа в представлении единой отчетности по налогу на имущество могут быть:
    представление Уведомления после окончания предельного срока для представления налоговой отчетности по налогу за первый отчетный период 2019 года;
    представление Уведомления без заполнения соответствующих реквизитов или с ошибочными реквизитами (например, представление Уведомления за налоговый период, не совпадающий с периодом представления Уведомления);
    отсутствие постановки на учет налогоплательщика в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом органе, который выбран для представления единой налоговой декларации (расчетов) по налогу;
    наличие в субъекте Российской Федерации закона, устанавливающего в налоговом периоде представления Уведомления нормативы отчислений от налога в местные бюджеты;
    представление Уведомления в случае, если у налогоплательщика в субъекте Российской Федерации имеются (на праве собственности или праве хозяйственного ведения) исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость.

  2. lonely coon Ответить

    При уплате есть достаточно тонкостей. К примеру, если основное средство используется, то его цену заносят в соответствующую базу. Притом средство:
    еще не эксплуатируется;
    не переведено на счет 01;
    на объект не зарегистрированы права.
    Если основное средство не отражается на счетах и не используется, то выплачивать налоги не потребуется.
    В статье 374 в пункте №4 НК России перечисляется имущество, не подлежащее налогообложению:
    космические корабли;
    ледоколы;
    земельные участки;
    культурные объекты.
    Компании на ЕНВД и УСН уплачивают налоги лишь с недвижимого имущества.
    Для некоторых типов имущества используются налоговые льготы:
    если компания находится в свободной экономической зоне, принадлежит к уголовной системе или же к религиозной отрасли;
    на движимое имущество ничего не платится;
    имущество “Сколково”, протезных компаний, консультаций юристов и адвокатов, научных гос.центров.
    Налоговые органы рассчитывают налоги за бизнесменов. На уплату присылается соответствующее уведомление. Предприниматель должен сам вести расчеты:
    сначала необходимо понять, за какое имущество следует платить налоги;
    после проверьте, имеет ли компания право получить льготы;
    выявите базу и ставки, которые установлены в вашем регионе;
    проведите оплату в бюджет.
    За квартал нужно платить по таким формулам:
    Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС ? Ставка налога / 4
    Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества ? Ставка налога / 4
    С этого года наша страна ведет расчет налога из кадастровой стоимости.
    Запросить кадастровую стоимость помещения можно в Росреестре. Вы — хозяин только части здания? Тогда нужно узнать её кадастровую цену. Налог определяяется по формуле:
    Сумма налога за год = кадастровая стоимость * налоговая ставка * число месяцев владения имуществом / число месяцев в отчетном периоде
    Если у вас в регионе есть авансовые платежи, то квартальный будет равен ? всей суммы налога.
    Когда изменился порядок расчета налога, между кадастровыми органами и налогоплательщиками стали возникать споры. Переоценка происходит раз в три года. По этой причине решение комиссии важно уметь обжаловать. Для изменения оценки есть следующие причины:
    Не используются данные об аварийном состоянии здания;
    Неправильно применяется информация при расчете кадастровой стоимости;
    Неправильно определяются условия, которые влияют на цену недвижимости;
    Неправильно указываются сведения в списке недвижимых объектов.
    Изменения, которые с начала этого года коснулись кадастровой стоимости, использовались и ранее. При расчете налоговой базы эти данные учитываются с даты использования кадастровой стоимости.
    Ежеквартальные расчеты должны быть сданы по авансовым платежам. Аналогичные годовые сдаются по декларации по имущественному налогу. Формы декларации и расчета сейчас тоже поменялись. Эти данные официально утвердила Федеральная Налоговая Служба в приказе № ММВ-7-21/575 от 4 октября 2018 года.
    Обновленные формы дают возможность исчислять налог, когда кадастровая стоимость меняется в течение налогового периода. Для объектов с кадастровым адресом в декларации сделали поле “Адрес недвижимого объекта имущества”.
    Расчеты по декларации необходимо сдавать в течение месяца, когда завершится отчетный квартал:
    расчет за 1 квартал 2019 — до 30 апреля 2019;
    расчет за полугодие 2019 — до 30 июля 2019;
    расчет за 9 месяцев 2019 — до 30 октября 2019.
    Множество регионов ввело собственные сроки по уплате налогов и отчетности. В каждой области подходят к этому процессу изобретательно. Платить авансовые платежи необходимо по месту нахождения имущества.

  3. РеаЛьныЙ ПарЕнь Ответить

    Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес изменения в главу 30 НК РФ, согласно которым устанавливается, что с 01.01.2019 налогом облагается только недвижимое имущество организаций (п. 1 ст. 374 НК РФ). В целях определения налогооблагаемой базы по налогу, как и сейчас, критерии отнесения имущества к недвижимому (движимому) являются крайне важными.

    Что такое недвижимое имущество

    Исходя из пункта 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:
    здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
    жилые и нежилые помещения;
    предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке.
    К недвижимым вещам также относятся объекты, подлежащие государственной регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Гражданский кодекс РФ допускает отнесение к недвижимым вещам и иного имущества, если это определено законом (например, космические объекты).
    Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом отсутствие записи в ЕГРН не является основанием для освобождения имущества от налогообложения.
    Для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости ФНС России рекомендует налоговым органам устанавливать следующие обстоятельства (письмо от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@):
    наличие записи об объекте в ЕГРН;
    при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства это могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.
    В письме от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@ ФНС России также приводит критерии разграничения имущества на движимое и недвижимое.

    Недвижимое имущество в «1С:Бухгалтерии 8»

    В прежних версиях программы «1С:Бухгалтерия 8» признак отнесения объектов основных средств (ОС) к движимому (недвижимому) имуществу определялся значением реквизита Группа учета ОС. Значение данного реквизита выбирается из предопределенного списка и указывается в карточке основного средства.
    Так, к объектам недвижимости автоматически относились объекты, если в поле Группа учета ОС, указывалось одно из значений:
    Здания;
    Сооружения;
    Многолетние насаждения;
    Земельные участки;
    Объекты природопользования;
    Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.
    Соответственно, не относились к объектам недвижимости объекты, если реквизит Группа учета ОС принимал одно из значений:
    Машины и оборудование (кроме офисного);
    Офисное оборудование;
    Транспортные средства;
    Производственный и хозяйственный инвентарь;
    Рабочий скот;
    Продуктивный скот;
    Другие виды основных средств.
    При этом на практике возникали ситуации, когда требовалось менять группу, чтобы налог на имущество исчислялся корректно. Например, сооружения типа строительных бытовок (которые не имеют прочной связи с землей и не соответствуют критериям недвижимого имущества) приходилось указывать в группе Другие виды основных средств. А некоторые транспортные средства, например морские суда, следовало указывать в группе Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.
    Между тем, реквизит Группа учета ОС используется в программе не только для целей налогового учета по налогу на имущество организаций. При заполнении бухгалтерской отчетности также широко используется распределение основных средств по группам (например, Здания, Земельные участки, Транспортные средства и т. д.), поэтому пользователям не всегда удобна «переквалификация» основных средств в другие группы.
    Начиная с версии 3.0.66 в «1С:Бухгалтерии 8» признак недвижимого имущества указывается в явном виде с помощью одноименного флага в карточке основного средства (рис. 1).

    Рис. 1. Признак недвижимого имущества в карточке основного средства
    При переходе на версию 3.0.66 в справочнике Основные средства флаги по умолчанию устанавливаются для тех групп, которые относились к недвижимому имуществу в соответствии с прежним алгоритмом (Здания; Сооружения; Многолетние насаждения; Земельные участки; Объекты природопользования; Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости).
    При создании нового объекта ОС флаг по умолчанию также проставляется в соответствии с группой, после чего пользователь может снять или установить флаг в зависимости от характеристик конкретного имущества.
    Независимо от установленного флага, по-прежнему не будут признаваться объектами налогообложения Земельные участки и Объекты природопользования (п. 4. ст. 374 НК РФ).
    Расчет и начисление налога на имущество в программе выполняется автоматически с помощью регламентной операции за декабрь Расчет налога на имущество, входящей в обработку Закрытие месяца. Если в регистре Порядок уплаты налогов на местах имеются записи, где указано, что по налогу на имущество уплачиваются авансовые платежи, то в перечень операций закрытия месяца за март, июнь и сентябрь также добавляется операция Расчет налога на имущество.

    Изменение кадастровой стоимости 

    В отношении отдельных видов недвижимого имущества налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как его кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ).
    По общему правилу кадастровая стоимость должна быть определена на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы. Исключения составляют ситуации, когда кадастровая стоимость меняется вследствие исправления ошибок, а также по решению комиссии по рассмотрению споров или по решению суда. Но и в этих случаях кадастровая стоимость пересчитывается с начала налогового периода (налоговых периодов) (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
    При этом если право собственности на объект недвижимости у налогоплательщика возникало (прерывалось) в течение года, то налог на имущество (авансовый платеж) по кадастровой стоимости нужно определять с учетом поправочного коэффициента (далее – коэффициент владения Кв). Определяется он как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Полным месяцем считается (п. 5 ст. 382 НК РФ):
    месяц регистрации права собственности на объект, если возникновение права собственности произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно;
    месяц прекращения права собственности на объект, если прекращение указанного права произошло после 15 числа соответствующего месяца.
    Неполный месяц в расчете коэффициента владения не учитывается.
    В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ пункт 15 статьи 378.2 НК РФ дополнен положением о том, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости учитывается при определении налоговой базы, если изменяются качественные и (или) количественные характеристики данного объекта налогообложения (например, площадь или назначение). Учитывается указанное изменение со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
    За налоговый (отчетный) период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости вследствие изменений качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, налог (авансовый платеж) по данному объекту нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента (новый пункт 5.1 статьи 382 НК РФ, введен Законом № 334-ФЗ). Поправочный коэффициент (далее – коэффициент использования Ки) рассчитывается точно так же, как и коэффициент владения (Кв) в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи 382 НК РФ.
    Новые правила нужно применять с расчета налога (авансового платежа) за 2019 год.
    Для объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, предназначен Раздел 3 Налогового расчета (Декларации) по налогу на имущество. В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) Раздел 3 заполняется автоматически на основании записей регистра сведений Налог на имущество: объекты с особым порядком налогообложения (раздел Главное – Налоги и отчеты – Налог на имущество – Объекты с особым порядком налогообложения).
    С 2019 года при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая учитывается при расчете налога на имущество, следует ввести новую запись в регистр Регистрация земельного участка, где отразить новую кадастровую стоимость и дату внесения изменения в ЕГРН.

    Декларация по налогу на имущество

    Действующие формы отчетности по налогу на имущество организаций утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.
    В связи с выводом движимого имущества из-под налогообложения у ряда организаций (а в первую очередь это касается субъектов малого предпринимательства) отпадет необходимость в представлении отчетности по налогу на имущество организаций. Контролирующие органы неоднократно высказывали мнение, что при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, у организации не возникает обязанность по представлению в налоговый орган декларации, в том числе декларации по налогу на имущество организаций (см., например, письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).
    Отметим, что в налоговую декларацию (в налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций планируется внести изменения. Проект соответствующего приказа ФНС России размещен на сайте. Предполагается, что изменения вступят в силу, начиная с отчетности за I квартал 2019 года.

    Изменения в Разделе 2.1

    Поскольку отчетность с 2019 года будет формироваться только в отношении недвижимого имущества, наименование Раздела 2 уточнено: «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства».
    В свою очередь, в Раздел 2.1 внесены следующие основные изменения:
    добавлен код номера объекта для кадастрового номера, условного номера, инвентарного номера объекта недвижимого имущества, которому присвоен адрес и которому не присвоен адрес;
    добавлены графы для указания адреса недвижимости в формате Федеральной информационной адресной системы (ФИАС).

    Изменения в Разделе 3

    В Раздел 3 декларации внесены следующие основные изменения (рис. 2):
    добавлен код вида сведений об объекте, в отношении которого заполняется Раздел 3. Благодаря коду вида сведений для помещения (гаража или машино-места) теперь достаточно указать кадастровый номер, а кадастровый номер здания (строения, сооружения), куда входит данное помещение (гараж или машино-место), указывать не надо;
    помимо коэффициента владения Кв добавлена строка для указания коэффициента использования (Ки). Коэффициенты Кв и Ки указываются в десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

    Рис. 2. Проект Раздела 3 декларации по налогу на имущество
    Помимо форм декларации и расчета по налогу на имущество изменятся и форматы их представления в электронном виде.
    В «1С:Предприятии 8» обновленные формы и форматы расчета и декларации по налогу на имущество будут реализованы после утверждения налоговым ведомством соответствующего приказа с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».
    1С:ИТС
    Подробнее о начислении и уплате налога на имущество организаций см. в справочнике «Налог на имущество организаций» раздела «Налоги и взносы».

  4. Adosida Ответить

    С 1 января 2019 года Федеральными законами от 03.08.2018 N 334-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ и от 03.08.2018 N 297-ФЗ внесен ряд изменений в порядок налогообложения имущества организаций. О нововведениях в главе 30 НК РФ мы и расскажем.
    Налогообложение движимого имущества организаций
    В настоящее время объектом обложения налогом на имущество для российских организаций по общему правилу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381, п. 3.3 ст. 380, ст. 381.1 НК РФ и региональными законами о налоге на имущество организаций.
    В результате применения перечисленных норм в разных регионах России налогообложение движимого имущества осуществляется не единообразно: в некоторых субъектах Российской Федерации от налога на движимое имущество вообще отказались, в отдельных регионах для движимого имущества установлена пониженная ставка (менее 1,1%). Как следствие, в целом по стране одни организации уплачивают налог на движимое имущество, другие от него освобождены, а третьи применяют льготную ставку.
    С 2019 года налог на движимое имущество (транспортные средства, станки, оборудование и др.), называемый налогом на модернизацию производства, отменен.
    Понятие “движимое имущество”
    Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятий “движимое имущество” и “недвижимое имущество”.
    Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поэтому при отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу в целях применения положений главы 30 НК РФ необходимо учитывать нормы гражданского законодательства.
    Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
    В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
    Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
    В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
    Таким образом, правовые основания для определения вида объектов имущества (движимое или недвижимое) должны устанавливаться в соответствии с вышеперечисленными нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом.
    В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости налоговым органам целесообразно устанавливать следующие обстоятельства:
    – наличие записи об объекте в ЕГРН;
    – при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках).
    Дополнительно в ходе налоговой проверки отчетности по налогу на имущество организаций налоговыми органами (при наличии предусмотренных НК РФ оснований) могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, истребоваться документы (информация). Такие разъяснения даны в Письме ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@.
    Итак, движимое имущество – это имущество, критерии и характеристики которого не позволяют его классифицировать как недвижимость.
    Налогообложение движимого имущества до 1 января 2019 года
    Изменения в главе 30 НК РФ в отношении налогообложения движимого имущества за последние годы происходили неоднократно.
    С 01.01.2013 по 31.12.2014 движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ).
    С 01.01.2015 по 31.12.2017 движимое имущество признано льготируемым, а не исключенным из объектов налогообложения. На всей территории России действовала федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога в отношении движимого имущества, относящегося к амортизационным группам с 3-й по 10-ю, поставленного на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также полученных от взаимозависимых лиц, признаваемых таковыми согласно п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Данное исключение с 01.01.2017 не распространялось на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013 (п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. “б” п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ).
    С 01.01.2018 по 31.12.2018 согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ льгота по налогу на движимое имущество, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ, действует на территории конкретного региона только в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ (п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).
    Пунктом 3.3 ст. 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% (п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Поэтому если субъектом РФ не принят закон об установлении налоговой льготы по движимому имуществу в 2018 году, то организации должны платить налог со стоимости движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, в текущем году по ставке не выше 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.04.2018 N 03-05-06-04/28685). В частности, в Пензенской области такая ставка составляет 0,55% (Закон Пензенской области от 20.12.2017 N 3127-ЗПО “О внесении изменения в статью 2.4 Закона Пензенской области “Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций”), в Крыму и Севастополе – 1% (п. 5 ст. 380 НК РФ, п. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 N 7-ЗРК/2014 “О налоге на имущество организаций”, п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 26.11.2014 N 80-ЗС “О налоге на имущество организаций”). Если же субъект РФ на 2018 год не принял закон о применении федеральной налоговой льготы по движимому имуществу и не снизил налоговые ставки, то такое имущество облагается налогом по предельной ставке в 1,1% (Письмо Минфина России от 19.12.2017 N 03-05-05-01/84676).
    Получить подробную информацию о ставках и льготах по налогу на имущество организаций в различных субъектах РФ можно на сайте ФНС России с помощью сервиса “Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам” (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
    Обратите внимание! Региональная льгота в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, может быть предусмотрена в отношении объектов движимого имущества, относящихся к 3 – 10-й амортизационным группам, поскольку объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не признаются объектами налогообложения в период с 01.01.2015 по 31.12.2018 (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. “в” п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).
    Кроме того, в 2018 году в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. “б” п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).
    Отчетность по движимому имуществу до 01.01.2019
    До 01.01.2019 в налоговой декларации по налогу на имущество организаций и в налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, формы которых утверждены Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ (п. 1 ст. 80, п. 1 ст. 373, подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381, ст. 386 НК РФ):
    – не нужно отражать объекты основных средств (в том числе объекты движимого имущества), включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, поскольку они не признаются объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);
    – необходимо показывать движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, как льготируемое, несмотря на его освобождение от уплаты налога.
    В этом случае в разделе 2 декларации (расчета), где указываются данные для расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый (отчетный) период, в строках 020 – 140 в графе 4 (в строках 020 – 110 в графе 4 расчета) проставляется остаточная стоимость льготируемого движимого имущества. Кроме того, такое льготируемое движимое имущество нужно включить в строку 270 раздела 2 декларации (в строку 210 раздела 2 расчета), в которой отражается остаточная стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода (на первое число месяца, следующего за отчетным периодом), за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по подп. 1 – 7 п. 4 ст. 374 НК РФ. По строке 040 раздела 3 декларации и расчета, а также по строке 160 раздела 2 декларации (строке 130 раздела 2 расчета), где приводится расчет суммы налога (авансового платежа), нужно указать в первой части этого показателя код льготы 2010257 для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 г., по п. 25 ст. 381 НК РФ, а во второй части проставляются прочерки (подп. 3, 5, 16 п. 5.3, подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации, подп. 3, 5, 13 п. 5.3, подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения расчета, утвержденных Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@).
    Налогообложение движимого имущества с 1 января 2019 года
    С 01.01.2019 все движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления) исключено из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций (п. 1 и подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, далее – Закон N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@). Пункт 3.3 ст. 380, п. 25 ст. 381, п. 2 ст. 381.1 НК РФ признаны утратившими силу, словосочетание “движимое имущество” удалено из главы 30 НК РФ, а упоминание п. 25 ст. 381 НК РФ исключено из положений п. 1 ст. 381.1 НК РФ (пп. 21, 22, 23 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона N 302-ФЗ).
    Таким образом, Законом N 302-ФЗ из главы 30 НК РФ удалены все упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения. В результате с указанной даты прекращают свое действие льготы по движимому имуществу, установленные в субъектах Российской Федерации. С 2019 года организации во всех регионах страны будут платить налог на имущество только со стоимости объектов недвижимости.
    Пример. На балансе компании “Альфа”, являющейся плательщиком налога на имущество организаций, в составе основных средств числится только движимое имущество. Так как движимое имущество организации с 01.01.2019 не будет признаваться объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с положениями Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, то компания “Альфа” не будет в 2019 году признаваться плательщиком налога на имущество организаций.
    Начиная с налогового периода 2019 года у компании “Альфа” не будет обязанности представлять налоговые декларации и налоговые расчеты по налогу на имущество организаций, так как указанная налоговая отчетность представляется только плательщиками этого налога (п. 1 ст. 80, п. 1 ст. 386 НК РФ).
    Как отмечено в Письме Минфина России от 24.08.2018 N 03-01-11/60353, в целях создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, обновления активной части основных фондов организаций 3 августа 2018 года принят Федеральный закон N 302-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”, предусматривающий, в частности, исключение с 1 января 2019 года из объектов обложения налогом на имущество организаций движимого имущества, в том числе машин, оборудования, станков, транспортных средств, техники для производства, хранения и реализации продукции и другого движимого имущества. Кроме того, отмена налога на все движимое имущество является мерой по снижению налоговой нагрузки на организации.
    Порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество
    и представления налоговой отчетности
    В настоящее время налоговая база по налогу на имущество организаций формируется отдельно в отношении (п. 1 ст. 376 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2019):
    – имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
    – имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
    – каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
    – имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации”;
    – имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
    – имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
    В связи с этим сейчас налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовому платежу) нужно представлять в налоговые органы по истечении каждого налогового (отчетного) периода (п. 1 ст. 386 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2019):
    – по местонахождению организации;
    – по местонахождению каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
    – по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);
    – по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.
    С 01.01.2019 налоговая база по налогу на имущество организаций будет определяться отдельно в отношении (п. 1 ст. 376 НК РФ, п. 20 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@):
    – каждого объекта недвижимого имущества организации;
    – имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации”.
    В связи с этим налогоплательщики обязаны будут по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ, п. 24 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).
    Таблица 1
    Налогообложение движимого имущества
    Период
    Объекты движимого имущества
    Правила налогообложения
    Основание
    с 01.01.2019
    любое движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления)
    исключено из объектов налогообложения; исключены упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения
    пп. 19, 21, 22, 23 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ
    с 01.01.2018 по 31.12.2018
    движимое имущество с 3-й по 10-ю амортизационные группы, поставленное на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме принятого на учет в результате реорганизации/ликвидации юридических лиц и полученного от взаимозависимых лиц. Это исключение с 01.01.2017 не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013)
    льготируемое имущество (региональная льгота в виде освобождения от уплаты налога)
    п. 25 ст. 381, п. 3.3 ст. 380, ст. 381.1 НК РФ, п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций
    с 01.01.2018 по 31.12.2018
    движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущество, отнесенное законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования
    дополнительные региональные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения
    п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. “б” п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций
    с 01.01.2015 по 31.12.2017
    движимое имущество с 3-й по 10-ю амортизационные группы, поставленное на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме принятого на учет в результате реорганизации/ликвидации юридических лиц и полученного от взаимозависимых лиц. Это исключение с 01.01.2017 не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013)
    льготируемое имущество (федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога)
    п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. “б” п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ
    с 01.01.2015 по 31.12.2018
    объекты основных средств (в т.ч. движимое имущество) 1-й и 2-й амортизационных групп согласно Классификации основных средств (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1)
    не признаются объектом налогообложения
    подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. “в” п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ
    с 01.01.2013 по 31.12.2014
    движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств
    не признавалось объектом налогообложения
    подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1, ст. 3 Закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ
    до 01.01.2013
    все движимое имущество
    объект налогообложения
    пп. 1, 4 ст. 374 НК РФ (в редакциях, действовавших в тот период)
    Представление информации об установлении, изменении
    и прекращении действия региональных налогов
    Налог на имущество является региональным налогом и зачисляется в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 14 НК РФ, п. 1 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).
    С 01.01.2019 информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, указанная в п. 1 ст. 16 НК РФ, должна представляться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в территориальный орган ФНС России по соответствующему субъекту РФ (в УФНС) в электронной форме. Форма, формат и порядок направления указанной информации в электронной форме должны быть утверждены ФНС России (пп. 1, 2 ст. 16 НК РФ, п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@).
    До указанной даты в ст. 16 НК РФ не была оговорена форма представления такой информации.
    Применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы
    Нововведение, внесенное в главу 30 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ (далее – Закон N 334-ФЗ), касается расчета налога на имущество организаций – в отношении объектов, с которых налог считается по кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2, п. 5.1 ст. 382 НК РФ, пп. 2, 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).
    В настоящее время изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением двух оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта, установленных п. 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2019:
    1) вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2019);
    2) по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Тогда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2019).
    Законом N 334-ФЗ упорядочена процедура пересчета налога на имущество организаций при изменении кадастровой стоимости объекта, увеличено число оснований для изменения кадастровой стоимости объекта и введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций начиная с налогового периода 2019 года (п. 2 ст. 375, п. 15 ст. 378.2 НК РФ, пп. 1, 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ):
    1) применяется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода с учетом следующих нижеприведенных особенностей:
    1.1) установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
    1.2) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
    1.3) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
    Положения новой редакции п. 15 ст. 378.2, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@).
    Кроме того, начиная с налогового периода 2019 года в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, установленном п. 5 ст. 382 НК РФ (новый п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).
    Это значит, что, если изменятся качественные или количественные характеристики объекта налогообложения (например, площадь или назначение), налог на имущество организаций нужно рассчитать по новой кадастровой стоимости со дня внесения новых сведений об объекте в ЕГРН. По старой оценке надо будет определить сумму за полные месяцы с начала года до изменения, по новой оценке – после изменения и до конца года.
    Налог на имущество организаций в подобной ситуации нужно рассчитать следующим образом: (кадастровая стоимость до изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений, деленная на 12 месяцев) плюс (кадастровая стоимость после изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года, деленная на 12 месяцев). При этом количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений и количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года определяется по правилам п. 5 ст. 382 НК РФ (п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).
    Как видно из таблицы 2, для целей налогообложения объектов недвижимости будут применяться только сведения об изменении кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Если кадастровая стоимость изменится в результате обжалования или исправления ошибки, можно будет пересчитать налог на имущество организаций за предыдущие налоговые периоды, когда для его расчета применялась ошибочная (оспоренная) кадастровая стоимость (а не с года подачи заявления об оспаривании, как сейчас). В настоящее время главой 30 НК РФ не предусмотрена возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды, что приводит к необходимости уплаты налога на имущество организаций за эти периоды по необоснованной (ошибочной, не соответствующей рыночной стоимости) кадастровой стоимости и усложняет процесс оспаривания кадастровой стоимости налогоплательщиками.
    Таблица 2
    Причины изменения кадастровой стоимости для пересчета налога
    Дата применения новой кадастровой стоимости при определении налоговой базы
    Норма главы 30
    НК РФ
    с 01.01.2019
    до 01.01.2019
    Изменение кадастровой стоимости вследствие исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта налогообложения
    Х
    начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость
    абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ
    Изменение кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости
    сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой (неверной) кадастровой стоимости
    Х
    абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ, п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ
    Изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда
    Х
    начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания
    абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ
    Уменьшение кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости
    сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой (неверной) кадастровой стоимости
    Х
    абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ, п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ
    Изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения
    со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости
    Х
    абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ, п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ
    Изменение кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда
    сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания
    Х
    абз. 4 п. 15 ст. 378.2 НК РФ, п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ
    Пример. В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости в 2018 году по итогам рассмотрения заявления налогоплательщика о пересмотре кадастровой стоимости, поданного в 2018 году, такое изменение может быть учтено только в отношении налога на имущество организаций, исчисленного за 2018 год.
    При оспаривании кадастровой стоимости и подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости в 2019 году перерасчет налога на имущество организаций можно произвести и за предыдущие налоговые период (в пределах трех лет). За такие годы возможен возврат излишне уплаченного налога. Это можно сделать, если на 01.01.2019 не будет установлена новая кадастровая стоимость (произведена переоценка) объекта недвижимости.
    Отчетность по налогу на имущество организаций с 01.01.2019
    Утвержденные Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ формы налоговой отчетности по налогу на имущество организаций обеспечивают корректность исчисления налога и авансовых платежей по налогу в соответствии с действующим в настоящее время законодательством по налогам и сборам.
    В настоящее время подготовлен проект приказа ФНС России “О внесении изменений в Приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ “Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения”.
    Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects#npa=82178), ID проекта 02/08/07-18/00082178. Необходимость его подготовки связана с необходимостью обеспечения возможности корректного исчисления сумм налога на имущество организаций и сумм авансовых платежей по налогу при заполнении форм налоговой отчетности по налогу и обеспечения правильности представления указанных форм при вступлении в силу с налогового периода 2019 года законодательных изменений в главу 30 “Налог на имущество организаций” НК РФ в части исключения движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, изменения порядка определения налоговой базы (в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости), изменения порядка представления форм налоговой отчетности по налогу.
    Приказ будет применяться начиная с представления налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за первый квартал 2019 года.
    Отдел работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 4 по РТ

  5. Мальвина Ответить

    В отношении физических лиц правила исчисления сбора в текущем году не изменились, поправки в законодательные акты не были внесены. Вопрос регулируется главой 32 Налогового кодекса РФ. В статье 401 НК РФ перечислены объекты, которые подлежат налогообложению:
    дома;
    квартиры;
    строения на дачных участках;
    гаражи и машино-места;
    незавершенные строительством места;
    некоторые другие объекты.
    При этом надо учитывать, что налог на имущество физических лиц в 2019 г. взимается по-разному в зависимости от региона. Это связано с переходом до 2020 г. на систему расчета исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Местным властям дано время до 2020 г. определиться с порядком исчисления как кадастровой стоимости, так и ставки сбора (которая не может быть ниже установленных в Налоговом кодексе РФ пределов).
    С переходом на такую систему расчета, когда налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, сумма сбора существенно повысится. В соответствии со ст. 408 НК РФ, граждане не обязаны производить расчеты самостоятельно, за них это делают специалисты ФНС, после чего отправляют налогоплательщику соответствующее уведомление.
    Кадастровую стоимость можно узнать в Едином госреестре недвижимости. Дл этого сначала нужно найти кадастровый номер, например, своей квартиры по адресу — на странице «Справочная информация». Кадастровый номер выглядит примерно так: 78:34:1234567:12324. Затем на странице Фонда данных кадастровой оценки нужно ввести полученный номер, и система покажет кадастровую стоимость.
    Размер налога вычисляется по формуле:

    Имущественный вычет (то есть уменьшение налогооблагаемой базы), в соответствии с п. 3–5 ст. 403 НК РФ, уменьшит подлежащую налогообложению площадь:
    комнаты — на 10 м?;
    квартиры — на 20 м?;
    дома — на 50 м?.
    Налоговую ставку в своем регионе можно узнать на сайте Федеральной налоговой службы. Но базовая величина на объекты, перечисленные выше, составляет 0,1–0,2 %.
    В НК РФ существует еще понятие движимого имущества. Однако надо обрадовать граждан: налог на движимое имущество с 2019 года касается только организаций. Физические лица от такой финансовой повинности освобождены (за исключением некоторых объектов собственности, например, по-прежнему действует налог на транспортные средства).
    Далее рассмотрим налог на имущество организаций 2019 г. — он претерпел существенные изменения, о которых будет рассказано ниже.

    Для юридических лиц

    Согласно главе 30 НК РФ, для юрлиц установлено два вида имущества, подлежащих налогообложению: недвижимое и движимое. Все, что есть на балансе организации, подлежит налогообложению (за небольшим исключением). Правда, это не касается организаций, которые работают на спецрежимах (ЕСХН, ЕНВД, УСН).

    Налог на движимое имущество для юридических лиц

    Рассмотрим актуальный вопрос: налог на имущество юридических лиц в 2019 году: изменения и действующие правила.
    По сути, сбор за движимое имущество был отменен только в части объектов, являющихся, в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства от 01.01.2002, основными средствами первой и второй групп. Соответствующее правило закреплено в пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ. При этом нужно учитывать, что к первой амортизационной группе относятся следующие объекты со сроком полезного использования от одного до двух лет:
    машины;
    оборудование.
    Ко второй относятся те, которые могут служить от двух до трех лет:
    транспортные средства;
    машины;
    оборудование;
    многолетние насаждения;
    производственный инвентарь.
    Налог на имущество организаций в 2019 году на этот список по-прежнему не распространяется.
    А вот в отношении всех остальных, включенных в группы с 3 по 10, налог на имущество в 2019 году юридическим лицам придется перечислись. Дело в том, что на поставленные на учет с 01.01.2013 средства производства распространялось действие федеральной налоговой льготы, установленной ст. 381 НК РФ (исключение предусматривалось для основных средств, полученных в результате реорганизации, ликвидации и от зависимых лиц).
    Теперь установление данной льготы передано на усмотрение региональным властям. Согласно ст. 381.1 НК РФ, для ее реализации необходимо принять соответствующий закон на местном уровне, чего многие субъекты РФ решили не делать.
    В статье 381.1 НК РФ также есть пункт 2, в котором закреплено право регионов устанавливать льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения инновационного оборудования (согласно закону субъекта РФ) и движимых вещей, включенных в перечень п. 25 ст. 381 НК РФ, если с даты их выпуска прошло не более трех лет.
    Ставка налога на имущество 2019 г. для основных средств 3–10 амортизационных групп, если региональными властями не предусмотрены льготы, устанавливается на уровне 1,1 (п. 3.3 ст. 380 НК РФ). Основные средства, принятые на учет до 01.01.2013, облагаются сбором в общем порядке, для них такая ставка не установлена.

    Отчетность

    Организации обязаны производить авансовые платежи по налогу на имущество в 2019 году и сдавать расчеты по этим платежам только по форме, утвержденной Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. Также в этом приказе дана новая декларация по налогу на имущество. О том, как отчитаться за 1 полугодие 2019 года, рассказано в Календаре бухгалтера.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *