Какое историческое событие лежит в основе произведения слово о полку игореве?

6 ответов на вопрос “Какое историческое событие лежит в основе произведения слово о полку игореве?”

  1. Kalkree Ответить

    Как и большая часть произведений древнерусской литературы, “Слово о полку Игореве” анонимно. До сего дня не прекращаются попытки установить личность создателя памятника. Одни исследователи ищут его среди современников описываемых событий, участников похода князя Игоря, называя имена, к примеру, тысяцкого Рагуила Добрынина или его сына, однако не всякий воин умел так же хорошо владеть пером, как оружием. Другое направление в поиске автора ведет к выявлению круга знаменитых писателей и “песнопевцев” той эпохи, но, к сожалению, до пас, как правило, не дошли созданные ими произведения, которые можно было сравнить с текстом “Слова о полку Игореве”.
    Самые фундаментальные исследования в этой области принадлежат историку Б. А. Рыбакову, который в книге “Русские летописцы и автор “Слова о полку Игореве”” (М„ 1972) высказал предположение, что произведение могло быть написано киевским боярином, летописцем Петром Бориславичем. По мнению ученого, это “светский писатель, полководец и дипломат”, который “не был придворным, подневольным летописцем и мог временами, не нарушая феодальной верности, подняться до мудрого осуждения торопливых и необдуманных действий” князя. Сравнив стилевую манеру автора “Слова о полку Игореве” с языком тех фрагментов Ипатьевской летописи, которые приписываются Петру Бориславичу, киевская исследовательница В. Ю. Франчук пришла к выводу о близости памятников, что подтверждало гипотезу Б. А. Рыбакова. Независимо от того, верны ли выводы историка и лингвиста, ясно одно: будущий поиск автора “Слова” необходимо вести комплексно, объединив усилия ученых разных специальностей.
    На сегодняшнем этапе изучения памятника образ автора можно реконструировать только исходя из текста самого “Слова о полку Игореве”. Безусловно, это человек широкой образованности, хорошо знакомый с книжной культурой и устным народным творчеством своей эпохи; отличающийся широтой историко-политического кругозора и прозорливостью поэта, призвавшего Русь к единству накануне монголо-татарского нашествия. Еще Н. М. Карамзин предположил, что автор “Слова” был светским человеком, далеким от официальной церкви: ведь только мирянин мог позволить себе такое обилие языческих элементов в произведении. Ярославна, жена князя Игоря, не вернувшегося из военного похода, обращается за помощью не к христианскому Богу, а заклинает силы природы возвратить ей “ладу”, чтобы не слать “къ нему слезъ на море рано”, вернуть “веселие, по ковылию разв?яно”.
    Общепризнанным в науке является положение о принадлежности автора “Слова о полку Игореве” к высшему классу феодального общества, поскольку он проявляет хорошую осведомленность в политических отношениях и военном деле, имеет независимую позицию, поднимаясь до критики действий русских князей. Однако и князь Игорь, и его брат Всеволод пользуются у автора “Слова” уважением за их воинскую доблесть, поэтому, скорее всего, писатель выражал интересы Ольговичей, старший из которых – черниговский князь Святослав – в 1181 г. окончательно утвердился на киевском столе. Для создателя “Слова о полку Игореве” Святослав был образцом политической мудрости, идеальным правителем. В связи с чем становится понятно, почему большинство исследователей склоняется к мысли о черниговском или киевском происхождении “Слова”, отмечая при этом, что на события современности автор произведения смотрел с общерусских позиций. Интересны размышления Д. С. Лихачева о творце “Слова о полку Игореве”, которого академик считал профессиональным поэтом-певцом, пользующимся покровительством князя: либо Святослава Киевского, либо самого Игоря.
    Вопрос о времени создания памятника является дискуссионным в научной литературе. По мнению многих авторитетных исследователей, все в произведении говорит о том, что оно писалось по “горячим следам” – вскоре после похода князя Игоря и его возвращения из плена, т.е. во второй половине 1180-х гг. В тексте “Слова” отсутствуют прямые датировки, однако много намеков па политические события, понятные лишь современникам. Возможно, это тоже послужило причиной малочисленности списков произведения, смысл отдельных фрагментов которого с течением времени становился не вполне понятным для потомков, требовал исторического комментария. Н. С. Демкова справедливо полагает, что “Слово” не могло быть создано после 1196 г., ибо содержит “здравицу” Всеволоду Святославичу, умершему в мае этого года. Оригинальна позиция Л. Н. Гумилева, который считал “Слово о полку Игореве” поэтическим откликом не на события незначительного по своим масштабам похода князя Игоря против половцев, а на русскую национальную трагедию, связанную с монголо-татарским нашествием. Гумилев датировал памятник XIII в., видя в нем “иносказание”, однако о других примерах подобного рода в литературе Древней Руси неизвестно.
    Существует и крайняя точка зрения, согласно которой “Слово о полку Игореве” – либо поздняя запись устного предания, появившаяся в XVI в., либо блестящая подделка, выполненная в конце XVIII в. Отряд скептиков, отрицавших древность “Слова”, стал формироваться вскоре после публикации памятника. По мнению деятелей “скептической школы” (М. Т. Каченовский, О. И. Сенковский, М. Н. Катков и др.), идейно-художественное богатство “Слова” не соответствовало эпохе “варварства и невежества”, каким представлялось русское Средневековье. Даже защитникам подлинности памятника, в число которых входил А. С. Пушкин, “Слово о полку Игореве” долгое время казалось “оазисом” в “пустыне” древнерусской словесности.
    В конце XIX в. французский исследователь Луи Леже вновь подверг пересмотру вопрос о древности “Слова о полку Игореве”, пытаясь доказать, что оно не современно описанным событиям и, возможно, является переделкой открытой к тому времени “Задонщины”. Эта гипотеза получила развитие в работах скептиков XX в.: французского слависта
    A. Мазона, русского историка А. А. Зимина. Текстологическое изучение “Слова о полку Игореве” и его сопоставительный анализ с “Задонщиной” (Л. А. Дмитриев, Р. П. Дмитриева, Д. С. Лихачев, О. В. Творогов), исследование русской истории, литературы и языка XII в. (Б. А. Рыбаков, B. П. Адрианова-Перетц, В. Л. Виноградова) позволили ученым доказать органическую связь “Слова” с эпохой похода князя Игоря на половцев.

  2. Ваше имя.COM Ответить

    В основе сюжета “Слова о полку Игореве” лежат подлинные исторические факты. С 1061 г. юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья в междоусобных войнах сами наводят “поганых” на Русскую землю. В начале XII в. Владимир Мономах совершил ряд крупных походов против половцев, в результате которых враги были отброшены далеко за Дон.
    После смерти Мономаха процесс феодального дробления Киевского государства усилился, и половцы начали регулярно совершать набеги на южные и юго-восточные земли Руси. Это заставило южнорусских князей принять срочные меры по борьбе со степными кочевниками. В 1170 г. состоялся съезд князей, на котором Мстислав Изяславич говорил: “Половцы отнимают Греческий путь (по Днепру), Соляной (по Дону) и Залозный (по Дунаю)”.
    Святославу Всеволодовичу, великому князю киевскому, удалось в 1183 г. создать небольшую коалицию южнорусских князей, которые приняли участие в летнем походе против половцев 1184 г. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, хан Кобяк захвачен в плен. Успех окрылил князей, и Святослав стал готовиться к летнему походу 1185 г. В походе 1184 г. должны были принять участие новгород-северские князья во главе с Игорем Святославичем. Однако дружина Игоря не могла поспеть вовремя из-за гололедицы.
    Выступая весной 1185 г. в поход против степных кочевников, новгород-северский князь понадеялся на удачу, мечтая о своей собственной славе и желая, возможно, поискать древнего Тмутараканя, которым некогда владели черниговские князья, и в частности дед Игоря Олег. Однако поход закончился страшным разгромом русских войск. Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен, а из всего войска остались в живых лишь 16 человек.
    Исторические события, связанные с походом и поражением северских князей – Игоря Святославича, его брата Всеволода из Курска, сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска, – и легли в основу “Слова о полку Игореве”.
    Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна – в составе севернорусской Лаврентьевской, другая – южнорусской Ипатьевской летописи.
    Историческая повесть о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в Ипатьевской летописи отличается подробным последовательным описанием событий. Изложение проникнуто горячим сочувствием к участникам похода, их поражению. Летописная повесть не лишена художественности: ей присуши драматизм, образность и выразительность отдельных мест, живость повествования. Автором ее был либо непосредственный участник событий, либо человек, стоящий близко к новгород-северскому князю.
    Рассказ Лаврентьевской летописи лаконичен. Летописец с явным осуждением говорит об Игоре и его брате Всеволоде. Повествование носит религиозно-дидактическую окраску; в рассказе приводятся цитаты из “священного писания”.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *